Предмет и принципы психолингвистических исследований

Т.В. Симашко

Психолингвистические методы (лекция)

План

1. Предмет и принципы психолингвистических исследований.

2. Психолингвистические приемы изучения речи.

3. Психолингвистические методы в изучении лексических значений слов.

4. Приемы изучения создания и понимания предложений, дискурсов.

 

Предмет и принципы психолингвистических исследований

Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования, поэтому используемое ранее в отечественной науке ее название – «теория речевой деятельности», представляется, более точно определяет ее суть. Данная область знаний направлена на решение трех глобальных проблем: производство и восприятие речи, овладение родным и неродным языками (становление и развитие языковой способности), особенности общения между людьми, его эффективности. В психолингвистических исследованиях руководствуются тремя принципами (или факторами):

1) фактор человека, который предполагает учет личностных, индивидуально-психоло­гических особенностей человека. Как пишет В.П. Белянин, психолингвистика изучает человеческое измерение языка и речи, способности человека (с его возрастными особенностями, разным жизненным опытом, системой ценностей и мотивов, социальными ролями, особенностями памяти и т.д.) совершать речевые действия.

2) фактор ситуации, связанный с учетом сложного комплекса условий, в которых протекает речевое общение и которые обеспечивают возможности и особенности речевого общения.

3) принцип эксперимента – основного метода психолингвистика, считающегося надежной базой для построения адекватных моделей речевой деятельности.

Материалом психологических исследований служит весь комплекс проявлений речевой деятельности человека, в том числе и ««отрицательный» (Л.В. Щерба): детская речь; речь на чужом языке в процессе его изучения; речевые ошибки в речи взрослых нормальных людей; речь людей в необычных, стрессовых ситуациях; патологические расстройства речи; речь в человеко-машинных системах. Изучение «неправильных» текстов, исследование причин, приводящих к речевым сбоям, дает возможность проследить работу речемыслительных механизмов, скрытых от непосредственного наблюдения при нормативной речевой деятельности.

Именно систематическое использование экспериментальных методов определяет специфику психолингвистики. Заметим, что в науках о человеке эксперимент – лишь один из способов получения знания; в лингвистике он занимает весьма скромное место, уступая наблюдению и интроспекции. Тогда как в психолингвистике эксперимент считается доминирующим методом. Важно также подчеркнуть, что психолингвистический эксперимент используется для изучения, прежде всего, семантических единиц. А они, как известно, по своей природе психичны и концептуальны. Поэтому стремление получить информацию от носителей языка не только правомерное, но и необходимое средство изучения. Психолингвистические методики используются для изучения как семантики языка в целом, так и значений отдельных языковых единиц.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... с темой взаимодействия речи и мышления. 2. Охарактеризовать понятия речи и мышления, 3. Описать механизмы речемыслительной деятельности. 4. Описать ... нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд ... содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, ...

Психолингвистические методы изучения семантики языка неоднородны. Все их виды можно обобщить в два типа:

– исследование физиологических реакций организма человека, которые возникают в процессе его речевой деятельности (производстве или восприятии речи), а также анализ речевых реакций,

– оценка языковых явлений информантами, когда на них воздействуют произвольные или целенаправленные речевые стимулы.

Первый тип методов направлен на то, чтобы зарегистрировать изменения физиологических реакций человеческого организма на заданные стимулы. А затем проанализировать эти реакции и вскрыть смысловые связи между языковыми единицами.

Какие же реакции регистрируют? – Изменение частоты пульса, расширение зрачков глаз, сосудистые реакции кожи и т.д. Понятно, что это позволяет получить объективные данные. Одна из таких методик создана известным психологом А.Р. Лурия. Она направлена на то, чтобы установить принцип организации лексики в человеческом сознании, степень ее системности.

Ход эксперимента состоял в том, что испытуемому сообщалось слово, например, скрипка,и сопровождадось при этом раздражением кожи слабым электрическим током. В результате повторения этой процедуры у информанта возникала устойчивая реакция. Затем токи не подавались, но реакция кожи сохранялась, когда он слышал это слово. Тогда испытуемому стали предъявлять другие слова, например, струна, смычок, гитара, мандолина. Оказалось, что эти слова вызывают подобные физиологические реакции, причем разной степени проявления. Слова, не связанные по смыслу со словом-стимулом, подобной физиологической реакции не вызывали. Этот эксперимент позволил сделать вывод, что чем сильнее семантическая связь исходного слова с другим словом, тем отчетливее реакция (тем сильнее расширяются кожные сосуды).

Таким образом, проведенный эксперимент позволили сделать и более общий вывод: анализ физиологических реакций позволяет определять степень смысловой связи слов, а это, в свою очередь, помогает вскрывать семантическую структуру лексико-семантических или тематических групп языковых единиц.

Второй тип методов. Традиционным методом психолингвистических исследований является ассоциативный эксперимент – «самый объективный исследовательский метод» (по мнению А.А.Леонтьева).

12 стр., 5989 слов

Педагогический эксперимент

... эксперимент линейный, параллельный, перекрестный аналитический объясняющий эксперимент, индуктивное и дедуктивное исследование конструктивный созидательный эксперимент. IV. Этапы педагогического эксперимента. Идея эксперимента. Эксперимент ... классов, учителей, учащихся ограниченный выборочный и массовый эксперимент. Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным ...

Его ценность состоит в том, что в ассоциациях некоторого слова с другими отражаются определенные существенные черты значения слова.

В ходе эксперимента исследователи обращаются к интуиции носителей языка, т.е. путь познания значений идет через выявление отношений носителей языка к языковым знакам. Следствием такого подхода является субъективность полученных путем экспериментов данных. Вместе с тем психолингвистика, как и любая другая наука, стремится к чистоте эксперимента, к объективности данных. Поэтому используются различные приемы, помогающие преодолеть субъективность. Важным среди них является массовость эксперимента, считается, что разумный предел количества испытуемых составляет число, приближающееся к 1000 человек.

В литературе можно встретить разное отношение к результатам, полученным путем эксперимента. Однако обнаруженные в нем слабые стороны, скорее, должны открывать путь к поиску усовершенствования метода исследования, а не отказу от него. Ценность же психолингвистических методов состоит в их возможности обнажать «сущность человеческой мысли с <…> удивительной отчетливостью и достоверностью» (эта мысль была высказана еще в XIX веке Ф. Гальтоном).

 

Психолингвистические приемы изучения речи

В психолингвистических работах содержится много различных приемов, позволяющих раскрывать разные стороны речевой деятельности человека. Самыми известными являются два типа эксперимента: свободный и направленный (целенаправленный, контролируемый).

Свободный ассоциативный эксперимент широко используется для получения языкового материала, который используется для создания ассоциативных словарей, для теоретических исследований или решения практических задач.

При свободном ассоциативном эксперименте информанты отвечают на слово-стимул. В зависимости от цели исследования необходимо ответить одним первым пришедшим им в голову словом, или целым рядом слов, которые всплывают в сознании в течение определенного отрезка времени (например, одной минуты).

Проведение эксперимента предполагает инструктирование участвующих в эксперименте. Так, Дж. Дженкинс давал такую инструкцию испытуемым, участвующим в эксперименте по подготовке словаря миннесотских ассоциативных норм: «Это одно из исследований речевого поведения, проводимых в Миннесоте. Это обычный эксперимент на свободную ассоциацию. Пожалуйста, напишите Ваше имя на обороте листка. Когда Вы откроете этот листок, Вы увидите список 100 слов-стимулов. После каждого слова напишите первое слово, которое Вы подумаете. Начинайте с первого слова. Посмотрите на него. Напишите слово, о котором вы подумали; тогда переходите к следующему слову. Отвечайте только одним словом каждый раз. Не пропускайте слов. Работайте быстро, пока не кончится весь список 100 слов. Есть вопросы? Все. Приступайте».

Экспериментальные задания могут даваться в устной или письменной форме. Ответы испытуемых тоже могут быть получены устно (магнитофон или протокольная фиксация) или письменно.

Чистота эксперимента зависит от подготовленных для него материалов. Соседние слова-стимулы могут влиять на слова-реакции, поэтому рекомендуют не оглашать весь список заранее, а в письменном тексте отделять слова-реакции друг от друга. На слово-стимул может быть дан как один ответ, так и несколько. По данным исследователей количество реакций ограничивается несколькими ответами, чаще всего пятью.

4 стр., 1779 слов

Наблюдение Эксперимент Измерение

... статьи и т.д. Компоненты любого эксперимента. Испытуемый Экспериментатор Стимуляция Ответ испытуемого на стимуляцию Условия опыта Эксперимент с одним испытуемым проводится если: Индивидуальными различиями можно ... способы интонация при чтении инструкции. Вербовка. Первая беседа. Первичная установка испытуемого на эксперимент регулирует отношение к Э. чтение инструкции эффект первого впечатления. ...

Существенные результаты получены и при анализе особенностей ответов испытуемых. Отмечается, что на непервые ответы большое влияние оказывает предшествующий ответ. Часто бывает, что второй ответ является, скорее, ассоциацией не на слово-стимул, а на первый ответ. Поэтому при обработке ответов предпочтение отдается только тому слову, которое названо первым.

Ответы испытуемых регистрируются, обрабатываются и сводятся в перечень. Причем слова располагают в соответствии с частотой их встречаемости в анкетах. Чем чаще реакции определенных слов, тем ближе они помещаются к слову-стимулу. В созданных для многих языков ассоциативных словарях статьи строятся именно по такому принципу. Все лексические единицы, связанные со словом-стимулом в сознании испытуемых, образуют ассоциативное поле. Мощность поля определяется количеством входящих в него слов. Семантические связи этих слов со словом-стимулом могут быть самыми разными.

Сложность метода состоит в анализе и интерпретации результатов. Традиционно используют количественные методики (вычисление уровня стереотипности реакций, разнообразных коэффициентов, индексов) и качественные (выявление типов вербальных ассоциаций в рамках различных классификаций).

Однако отмечают, что их недостаточно, например, для анализа ассоциативных полей при межъязыковых сопоставлениях.

Направленный ассоциативный эксперимент назван так, потому что в нем на реакцию накладываются ограничения, испытуемому предлагается дать ассоциации определенной части речи, указывать, в каком значении следует понимать слово-стимул и т.д. Постановку задачи чаще всего ограничивают парадигматическими и синтагматическими реакциями (приведите любое слово, сочетающееся с данным, или приведите любое слово, принадлежащее к той же части речи).

Направленность эксперимента позволяет выявить более глубинные связи слов, индивидуальные ассоциации. Кроме того, направленность ассоциации делает ее более сосредоточенной, сокращает разброс и потому позволяет ограничиться значительно меньшим числом испытуемых.

Это подтверждают данные, полученные путем сравнения результатов свободного и направленного ассоциативных экспериментов. Так, например, в свободном ассоциативном эксперименте на стимул высокий самой частой реакцией была низкий (18,6%), а на стимул короткий реакцию длинный выдали 15,2% испытуемых. Тогда как в направленном ассоциативном эксперименте на стимул высокий реакция низкий была получена от 100% испытуемых, а на стимул длинный – от 92%.

Сила семантических связей отдельных слов со словом-стимулом в направленном эксперименте так же, как и в свободном, определяется частотой слов реакций: чем чаще встречаются слова, тем сильнее между ними семантическая связь.

Полученные в ходе свободного и направленного эксперимента результаты подвергаются классификации. Выделены следующие параметры:

1) парадигматические ассоциации – основаны на смысловой близости / противоположности слов: S (стимул) → R (реакция) = одна часть речи (синонимы, антонимы, род – вид, часть – целое);

8 стр., 3808 слов

Ассоциативный ряд со значением «home/дом»: Психолингвистический ...

с.15-1. Ассоциативный эксперимент со словом-стимулом homeдом неносителей английского языка .с.15-2. Ассоциативный эксперимент со стимулом homeдом носителей английского языка .с.16-17 3. Сравнительный анализ ... и неносителями английского языка. Материалом исследований послужил ассициативный ряд на слово - стимул homeдом. Настоящее исследование основывается на таких общенаучных методах, как индукция ...

2) синтагматические ассоциации – основаны на сочетаемости слов (способны объединяться в цепочку синтаксическую): S → R = разные части речи, образуют словосочетание;

3) фонетические – основаны на близости звучания, ритмической организации слов (созвучность, рифма).

Кино – вино, густой – пустой. Фонетические реакции появляются чаще всего в конце эксперимента, объясняются усталостью испытуемого;

4) формо- и словообразовательные – S и R имеют общий корень. Думать – дума, думаю;

5) тематические ассоциации представляют собой ключевые слова для обозначения определенной ситуации. Это индивидуальные ассоциации, основанные на личном жизненном опыте человека, на знании окружающей действительности и связаны с глубинными уровнями сознания: река – ужас, ребенок – конфета;

6) цитатные – основаны на воспроизведении цитат из книг, фильмов, пословиц, песен и т.д.

Было выявлено, что на характер ассоциаций влияет ситуация общения, индивидуальные психологические особенности, установки.

Обычно, если предъявляемые слова-стимулы достаточно часто встречаются в речи, культурно значимы, то они дают стандартные наборы слов-реакций. Таким образом, ассоциативные связи определяются культурой во всем ее разнообразии – всеми знаниями, личностными характеристиками, в которых мы не всегда отдаем себе отчет. Поэтому изучение ассоциаций – путь к неосознаваемому, глубинному слою психики.

Так как в психолингвистике внимание исследователей направлено прежде всего на изучение массовых, а не индивидуальных ответов, то на их основе могут быть выведены ассоциативные нормы, существующие в том или ином коллективе в данное время или фиксирующие типичные (ожидаемые) ответы, характерные для данного лингвокультурного сообществе в данный период его развития. «Ассоциативные нормы» нередко используются психологами или психиатрами с целью диагностики различного рода заболеваний, отставаний в умственном развитии. Ассоциативные нормы фиксируются в специальных словарях – словарях ассоциативных норм. В них обычно в качестве заглавного слова даются слова-стимулы, а ответы на них упорядочены по частоте встречаемости.

Таким образом, путем проведения психолингвистических экспериментов исследователи языка накапливают фактический материал, анализ которого позволяет создавать типологию ассоциативных связей. А это в свою очередь помогает вскрыть системную организацию лексики. Как показали исследования, различные участки лексической системы упорядочены семантическими связями ассоциативного типа неодинаково, а границы между этими участками имеют расплывчатый, нечеткий вид. Ассоциативные связи возникают не на пустом месте, в них отражаются отношения между элементами опыта и элементами внешних ситуаций. Характер ассоциативных связей конкретного человека позволяет специалистам определять его душевное состояние, а в случаях психических расстройств устанавливать их причины, что способствует правильному диагнозу болезней и их лечению.