План — конспект лекции

Министерство образования и науки РФ

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Факультет психологии

Кафедра социальной и организационной психологии.

Дисциплина: Общая психология

Раздел: Психические процессы

Тема лекции: Память.

Аудитория: 1курс факультета

психологии

Время: 90 мин

Подготовила: Балашова Е.Д.

Проверила: Молчанова Е.В.

Калуга, 2010

Тема лекции: Память.

Цель:

Создать условия для усвоения студентами материала по теме «Память».

Задачи для преподавателя:

1.Дать студентам определение понятия «Память» и видов памяти.

2.Рассмотреть основные элементы, из которых складывается каждый из видов памяти.

3.Объяснить основные функции памяти.

4.Рассмотреть взаимосвязь памяти и эффективности выполняемой деятельности.

5. Рассмотреть виды памяти, дать им краткую характеристику.

6. Создать у студентов представление о развитии памяти.

Задачи для студентов:

1.Усвоить понятие памяти.

2.Уяснить элементы, из которых складывается память.

3.Изучить функции памяти.

4.Рассмотреть взаимосвязь памяти и эффективности выполняемой деятельности.

5.Изучить основные виды памяти и научиться безошибочно отличать один вид от другого.

6.Узнать основные механизмы развития памяти.

4 стр., 1814 слов

Память в когнитивной психологии

... . Когнитивная психология, решая задачи стоящие перед ней, все больше укрепляет свои позиции, и дает возможность снять многие проблемы психологии памяти. Исследования структурной организации памяти Существует ... информации по временному каналу, дает возможность применить основные положения современной информационной теории к анализу процессов памяти человека. Важно заметить, что неоценимую пользу ...

Приемы введения новых понятий:

  1. «Мозговой штурм» — работа в группе для выяснения понятия «память» и её связи с успешностью выполняемой деятельности
  2. «Использование типичных жизненных ситуаций» — для определения понятия «память» и объяснения её основных функций.

Приемы стимулирования познавательного интереса студентов:

  1. проведение упражнений
  2. обращение к личному опыту студентов
  3. просмотр обучающих видеофрагментов.

Используемые методы:

  • беседа
  • наблюдение

Оборудование для учителя: ПК, мультимедиа.

План лекции:

  • Понятие и виды памяти
  • Психология запоминания
  • Развитие памяти

Этап

Время

  1. Организационный момент

2 мин

  1. Вводная часть к началу новой темы

6 мин

  1. Изучение нового материала

60 мин

  1. Закрепление новых знаний

10 мин

  1. Проверка первичного усвоения знаний и оценка учащихся

10 мин

  1. Домашнее задание

2 мин

Основные понятия:

Память — один из психических процессов и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Запоминание — это процесс памяти, включающий связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его внутренних оценок, восприятия мира процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс восстановления элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Забывание может быть частичным или полным.

Кратковременная память — это память, которая позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения.

Долговременная память — память, которая может хранить гораздо большее по сравнению с кратковременной количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

Ход лекции:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, коллеги. Сегодня у нас очень интересная тема: мы рассмотрим такой психический процесс как память, постараемся разобраться во всем многообразии ее видов, узнаем, как память влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Каждый из нас обладает памятью, но мало кто задумывается, какие важные функции она выполняет, какие процессы включает и по каким законам работает. И сегодня на лекции мы с вами вместе рассмотрим этот психический процесс и все его компоненты и виды, а также узнаем как развивается память.

  1. Введение в новую тему:

Итак, коллеги, давайте для начала проведём небольшую разминку, чтобы немного разрядить обстановку: я сейчас напишу на доске строчку, состоящую из букв, и дам вам тридцать секунд, чтобы запомнить эту строчку. После этого я сотру с доски все написанное, а вы воспроизведете запись в своих тетрадях. После этого мы поделимся друг с другом впечатлениями, кто каким образом запоминал. Итак, вот эта строчка: ФСБКМСМЧСЕГЭ. Время пошло.

Действия студентов: активно воспроизводят в тетрадях написанную на доске строку, улыбаются, перешептываются.

А теперь, коллеги, расскажите мне и друг другу, каким образом вы запоминали предоставленный материал.

Действия студентов: выясняют, что в целом запоминали двумя способами:

  • Запоминали строчку целиком
  • Группировали буквы по частям

Вот видите, вы все запоминали по-разному: кто-то весь материал целиком, а кто-то предпочел разбить его на части. Это значит, что память — это не такой простой процесс, как вам могло казаться ранее. Она включает ряд компонентов и выполняет множество функций, способствующих более успешному выполнению деятельности, в том числе и учебной, практической, трудовой.

Согласитесь, иногда нам кажется, что у нас плохая память, но очень часто мы заблуждаемся, считая что плохая память — причина всех ситуаций, когда мы не можем усвоить весь предложенный нам материал. Но подумайте, ведь иногда мы не справляемся с заданием просто из-за рассеянности внимания. Так ведь? Итак, сегодня нам предстоит узнать, что же такое память в ее чистом проявлении. Вы ведь хотите узнать больше о процессе, происходящем внутри вас ежедневно?

Действия студентов: соглашаются с преподавателем в том, что тема для них очень интересна.

3.Изучение нового материала.

Коллеги, давайте запишем план сегодняшней лекции:

  • Понятие и виды памяти
  • Психология запоминания
  • Развитие памяти

1 вопрос. Итак, первый вопрос. Давайте для начала выясним, что такое память. Вы как считаете?

Студенты отвечают на заданный вопрос:

— Я думаю, что это процесс, позволяющий воспроизводить ранее усвоенную информацию через какое-то длительное время.

— Память — это процесс, позволяющий запомнить что-то и сохранить надолго.

Ваш ответ не совсем полный, хотя в нем есть верное направление. Давайте запишем правильное определение памяти: «Память — один из психических процессов и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.» Особенно здесь следует подчеркнуть слова накапливать, сохранять и воспроизводить. Я думаю, это определение не должно вызывать вопросов.

Теперь я более подробно расскажу о процессах памяти, которые мы подчеркнули в определении. Договорились? (Студенты соглашаются).

  • Запоминание — это процесс памяти, включающий связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его внутренних оценок, восприятия мира процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс восстановления элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

    Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникли затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Забывание может быть частичным или полным.

Вопросы есть? (Студенты сообщают преподавателю, что вопросов нет)

Если вопросов нет, но переходим к рассмотрению видов памяти. Для наглядности я предлагаю вам нарисовать таблицу (рисует на доске таблицу, добавляя определенные комментарии).

Память

По расположению

Генетическая

Онтогенетическая (прижизненная)

По форме представления материала

Зрительная- сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая

Эмоциональная

Моторная (двигательная)

Словесно-логическая

Осязательная

Обонятельная

По длительности хранения информации

Эта классификация будет для вас опорной, уделите ей максимальное внимание.

Сенсорная (мгновенная) — та, что длится менее 1 сек.

Кратковременная (оперативная) — происходит переработка и хранение информации, поступающей от анализаторов и из долговременной памяти. Обычно включает 7+/-2 единицы.

Долговременная: её объем и время не ограничены. Эффективность определяется уровнем организации материалов памяти. Решающее значение имеет осмысленность запоминаемого и установление связей между новой информацией и тем, что уже было известно субъекту.

По наличию средств запоминания

непосредственная

опосредованная

По наличию мнемической задачи

произвольная

непроизвольная

Студенты записывают, конспектируют

На мой взгляд, теперь нам нужно более подробно разобраться в том, что такое кратковременная и долговременная память. Вопрос очень интересный, поэтому я предлагаю посмотреть видеофрагмент на эту тему.

Студенты внимательно смотрят видеофрагмент, делают записи.

А теперь я хочу узнать, что вы отметили для себя после просмотра. Скажите мне пожалуйста, коллеги, что такое долговременная память?

Один из студентов отвечает:

-Долговременная память может хранить гораздо большее по сравнению с кратковременной количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

Хорошо, правильно. А что такое кратковременная?

Ответ студентки:

-Кратковременная память — это память, которая позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения.

Я думаю, вы достаточно хорошо усвоили этот материал.

2 вопрос. Давайте перейдем ко второму вопросу и рассмотрим психологию запоминания.

В психологии запоминания основу отечественных исследований составляют основные положения теории деятельности. Приведу в пример произвольное запоминание.

Произвольное запоминание — мнемическая деятельность, состоящие из

  • Мнемической направленности (для чего я запоминаю, цель)
  • Мнемической задачи
  • Мнемической установки

Рассмотрим мнемиеские задачи и их виды (рисует на доске схему).

Мотивация — деятельность, в которую включен процесс запоминания.

Мнемические действия — приемы запоминания, которых вы, наверное, знаете очень много. Выделим основные из них.

  • Ассоциации
  • Группировка
  • Рифмы и ритм
  • Логические приемы
  • Апростих (в виде шутки)
  • Метод мест (метод локуса)

Важные условия глубокого понимания — мыслительная деятельность при запоминании. Существует тесная взаимосвязь между пониманием и запоминанием, однако понятое не значит запомненное. Мы часто совершаем ошибку, когда у нас возникает ложное чувство, что мы запомнили материал, когда он стал нам понятен. Это иллюзия запоминания.

Установка на запоминание может иногда снизить эффективность понимания, тогда как понимание более глубоко осмысленно и структурировано.

Запоминание зависит от того, что именно делает человек при повторном выполнении действий, ориентированных на запоминание. Повторение — деятельность, цели которой состоят в преобразовании содержания. В состав этой деятельности входят различные действия. Следовательно, повторение — очень важный момент в процессе запоминания, учтите это, когда будете готовиться к экзаменам.

Студенты конспектируют материал.

Также очень важно учитывать такой момент, как ретроактивное торможение — одна из причин забывания, состоящая в том, что усвоение нового материала затрудняет воспроизведение заученного ранее.

Чем более различны деятельности, тем меньше ретроактивное торможение.

Непроизвольное запоминание — не пассивное запечатление внешних воздействий на органы чувств, а продукт деятельности субъекта. Необходимое условие непроизвольного запоминания — взаимодействие субъекта с предметами. Непроизвольное запоминание — закономерный продукт деятельности, но может быть и результатом отвлечения от нее, то есть случайное запоминание.

Основная закономерность: наиболее продуктивно запоминается тот материал, который составляет содержание основной цели деятельности. Материал, относящийся к способам и условиям достижением цели, запоминается хуже.

Студенты конспектируют материал, внимательно слушают преподавателя.

Если вопросов нет, перейдем к следующему вопросу.

3 вопрос. Я думаю, вам будет интересно узнать, как развивается наша память. Послушайте пожалуйста внимательно, можете делать пометки.

Деление памяти на произвольную и непроизвольную — основное деление, когда речь идет о ее развитии. Это и есть две последовательные ступени.

С появлением произвольной памяти непроизвольная не только не утрачивает своего значения, но она продолжает совершенствоваться.

У дошкольников центральное место в закреплении индивидуального опыта занимает непроизвольная память. Ее эффективность выше, если запоминаемый материал включен в состав ведущей деятельности. Преимущество произвольной памяти над непроизвольной отчетливо выступает лишь у средних школьников. У дошкольников и младших школьников запоминание носит непосредственный характер, дети еще не владеют внутренними средствами, повышающими эффективность запоминания.

В онтогенезе овладение непосредственной памятью происходит через внешнее опосредствованное запоминание к внутренне-опосредованному. Внешние средства запоминания «вращиваются» и становятся внутренними, то есть интериоризируются.

Студенты конспектируют материал.

4.Закрепление новых знаний

Итак, я считаю, что мне необходимо вам коротко проговорить, что вы должны усвоить, уходя с сегодняшнего урока. Коротко пробежимся.

Память — один из психических процессов и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить информацию

Память включает такие процессы как запоминание, хранение, узнавание и воспроизведение информации, а также забывание информации.

Различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная — это память, которая позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Долговременная память — память, которая может хранить гораздо большее по сравнению с кратковременной количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

5.Проверка первичного усвоения знаний и оценка учащихся.

До конца пары у нас осталось 10 минут и я хотела бы посмотреть, что вы усвоили на сегодняшнем занятии. Поэтому сейчас я попрошу вас по памяти зарисовать схемы классификации памяти по разным основаниям. Расшифровывать и пояснять ничего не надо. Главное, чтобы все было наглядно. Через 7−8 минут я собираю у вас листики. Оценки вы сможете узнать на следующем занятии. Итак, достаем листочки, начинаем работать.

6. Задание на дом.

Записываем вопросы к семинарскому занятию:

  1. Память: определение, понятие и особенности видов памяти
  2. Теории памяти. — Этот вопрос мы на лекции не рассматривали, он остается вам на самостоятельное изучение.
  3. Процессы памяти
  4. Индивидуальные особенности памяти
  5. Развитие памяти.

На этом лекцию можно считать законченной. Всего доброго, коллеги.

Список литературы

Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика», 1974.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968.

Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., 1977.- 182 с.

Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:

Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970

Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;

Шенцев М. В. Информационная модель памяти. , С.Пб.2005.

Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова

Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М., 2004. № 7. С.158−160.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector