Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Внимание как познавательный процесс— это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Внимание — это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания — к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.
Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), являясь сквозным психическим процессом, и выполняет следующие функции: 1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель; 3) регуляция и контроль протекания деятельности. Таким образом, внимание можно рассматривать: как процесс (сенсорное, перцептивное); как состояние (сосредоточенность);как свойство личности (наблюдательность).
Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.
Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Формыпроявления внимания: сенсорное; интеллектуальное; моторное.
Свойства:
1. концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом
2. устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте
3. объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени
13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания
... организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Процессы памяти Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод ... которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства: 1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая ...
4. распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов
5. переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой
6. сосредоточение
Виды: (Добрынин)
1. непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:
а) более сильный раздражитель на фоне действующего;
b) новизна раздражителя;
c) начало и прекращение действия раздражителя;
d) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон
2. произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:
a) особенности обстановки места
b) психическое состояние человека
3. послепроизвольное– сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.
Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное
Внимание зависит от:
— характера объектов
— интереса предмета и сознания его значимости
-привычки переключать внимание в определенных условиях
Физиологические основы внимания
Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.
Природа внимания (Н.Н. Ланге):
1. Внимание как результат двигательного приспособления.Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоций.Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа.Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервного раздражителя.Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.
Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...
... орудиями и знаками); разделенностью между двумя субъектами; направленностью на объект. Структура деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер ... формируются и развиваются человек и его психика. При определении деятельности как объекта психологического исследования были раскрыты новые аспекты изучения психики: процессуальный ...
7. Теория нервного подавления.Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Внимание в учебной деятельности.Обучение ребенка в школе, интерес к учебным занятиям — все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания. В первые месяцы пребывания в школе ребенок интересуется всем комплексом новых отношений и характером учебной деятельности. Позже учебные интересы приобретают избирательный и познавательный характер, поэтому дети становятся более внимательными при одних видах работы, но ведут себя рассеянно при занятиях другого рода.
Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великий педагог К.Д.Ушинский, говоря, что не следует весь учебный процесс основывать исключительно на занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников, считал, что «…уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взгляд на находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановить внимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи. Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу. Н.Ф.Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала.