Лекция 1.
Основные понятия:мораль, нравственность, идеал, ценности, нормы, добро, зло, добродетель, справедливость, долг, совесть, стыд, вина, грех, достоинство, честь, свобода, выбор, свобода воли, счастье, смысл жизни.
1. Трактовка понятий «мораль» и «нравственность», «этика». Их соотношение.
Мораль и нравственность. Часто эти понятия отождествляются, не различаются, трактуются как синонимы. И для этого есть веские основания — прежде всего вследствие этимологии слов. Мораль — от латинского mores (нравы), moralis (нравственный).
Мораль опирается на нравы, существующие в том или другом обществе. Нравы — это обычаи, принятые людьми нормы поведения, т.е. отражают содержательную видимую сторону поведения человека. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой массовой привычки, властью общественного мнения, общественной дисциплины. Следование существующим в данном обществе нравам как бы контролируется всеми членами общества. Причем укоренившиеся в обществе нравы могут и не совпадать с официальной моралью как совокупностью требований, исходящих от власть предержащих.
Рассмотрим некоторые имеющиеся определения. Так, в «Энциклопедическом словаре по этике» (М.: Гардарики, 2001) мораль определяется как понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).
Нравственность же понимается часто как термин, синонимичный термину «мораль» (так как русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер)).
Но некоторые философы, например, Г.В.Ф. Гегель, всегда проводили концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью. Нравственность — это сфера практической свободы, возвышающейся над субъективным мнением и желанием.Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
Этика как наука о нравственности, ее предмет и методы. Этика ...
... выступает как форма регуляции поведения человека со стороны общества или группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. ... близким релевантному понятию «хорошо». Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ... чему надо стремиться. «Действовать в соответствии с моралью — значит выбирать между добром и злом. Человек ...
Такого рода различение проводит и B.C. Библер, который пишет: «Я понимаю мораль как засохшую в нормы и предписания (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, сливаются в нечто абсолютно — сквозь века — себе тождественное, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодекс морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни эти нормы отказывают, обнаруживают свою вненравственную закраину». (Библер В С. Нравственность. Культура. Современность. / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. —М., 1990.)
Не будем далее вдаваться в терминологические тонкости, но остановимся на принципиально важном различении этих двух сфер человеческой этики. Это будет иметь определенный методологический и мировоззренческий смысл.
Мораль можно определить как социально сформированную совокупность норм и правил, систему, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.).Они могут быть укоренены в обычаях и привычках население (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законодательстве.
В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности(добро, справедливость и т.д.), принципы(универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы).
Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что моральные нормы закреплены законом, отсюда появляется возможность государственного принуждения следованию этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права — к примеру, либерализация морали влечет либерализацию права.
Большое значение в настоящее время приобретает моральная регуляция исследований в науке (например, в медицине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования).
Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе
... но и субъект воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог – профессия творческая?» Личность ...
Учащающиеся техногенные катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора.
В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.
Но человек есть, как известно, не только объект общественного регулирования — он не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Таким образом, следует учитывать и некие глубинные мотивационные побуждения человека. И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике («от Бога» или «от Космоса»), к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «вещи в себе» (это уже философская этика).
Глубинные мотивационные побуждения человека можно увязать и с унаследованием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации Г.Спенсера в эволюционной психологии).
И вот для характеристики этих глубинных побуждений в человеке мы будем применять понятие «нравственность», как отличное от понятия «мораль». (Кстати, французский философ XI-XII вв. П. Абеляр трактует совесть в человеке, как проявление в нем этой глубинной нравственности — от Бога).
1. Трактовка понятий «мораль» и «нравственность», «этика». Их соотношение. Мораль и нравственность. Часто эти понятия отождествляются, не различаются, трактуются как синонимы. И для этого…
Нравственность отображает прежде всего глубинные установки сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания.
Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Вне личности нравственность существовать не может. Нравственный выбор — это и есть ситуация созидания нравственности и личной ответственности за этот, единственный и уникальный поступок.
Итак, понятия морали и нравственности следует отделять друг от друга, разводить. Мы полагаем оправданной эту позицию, которая обусловлена трактовкой человека как сложного живого образования, в котором сплетаются и природные, биологические унаследованные черты, и космические, возможно, божественные влияния, и социально формируемые в онтогенезе качества. И, характеризуя личность, следует говорить не о ее моральных или нравственных качествах отдельно, а употреблять термины: морально-нравственная направленность, морально-нравственная ориентация, качества, ценности, соответствующие некоей равнодействующей ее (личности) побуждений, некоему параллелограмму сил, говоря математически.
Предмет, задачи, структура этики, связь этики с другими науками.
Слово «этика» греческого происхождения — (etos — этос) является аналогом римского «mos» и означает «привычка, обычай, правило, нрав». Этика — это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль — это практика человеческой жизни, а этика — это теория морали.
Этика наука о морали и нравственности
... антропологию, богословие, немецкий философ утверждал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а законы, принципы морали существенно отличаются от эмпирического знания и ... к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных ...
Главным предметом этики являются не только моральные законы и категории, но и сам человек, каким он должен быть в свете этих законов и категорий.
Родоначальником этики в Европе считается Аристотель, который первым применил термин «этика» для обозначения особого класса человеческих качеств, таких как умеренность, мудрость, щедрость и др. Они существенно отличаются от качеств ума (например, памяти) и от проявлений телесной природы (например, ярости).
Основная задача этики — ответить на вопрос: в чем заключается смысл жизни? Как нужно жить, чтобы осуществить этот смысл ?
По этому основанию выделяют этику удовольствия (гедонизм), этику счастья (эвдемонизм), этику опрощения (кинизм), этику внутренней стойкости (стоицизм), этику аскетизма, этику любви и сострадания (христианская этика), этику разумного эгоизма, этику ненасилия, этику утилитаризма, этику благоговения перед жизнью и др.
Несмотря на такое многообразие этических концепций, их можно, за некоторыми исключениями, объединить в два класса:
1) концепции, в которых моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практических результатов, к которым они приводят (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм и др.), то есть нравственное поведение должно приносить практическую пользу, а мотивы поступка и следование общему принципу не имеют значения;
2) концепции, авторы которых доказывали, что в морали в первую очередь важен мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия. Наградой за мою нравственную жизнь является сама моя нравственная жизнь. Я мучился и
страдал, исполняя долг, не для того, чтобы мне зачлось на том свете или на этом в виде спокойной и удовлетворенной жизни, в виде славы, богатства и т. д. Через свои нравственные страдания я получил самый главный подарок — самого себя как свободную самодостаточную личность.
3)Концепции первого класса, несколько упрощая, можно назвать антропологическими, поскольку они исходят из интересов конкретного человека и человечества. Концепции второго класса — метафизическими, поскольку их авторы считают, что моральные законы и принципы не придумываются человеком и не выражают его частных, субъективных интересов, что они — отражение законов бытия, частью которого является человек (метафизика — это учение о сверхчувственном опыте, учение о том, что есть вещи, которые от человека не зависят, и тем не менее определяют его жизнь).Чем более нравствен человек, тем более он самобытен, тем более он свободен. А свобода — это стихия, которая от нас не зависит и в которой мы можем только участвовать. Голос совести или долга в нас — это то же самое, что голос Бога, голос свободы, требующей от нас во что бы то ни стало быть людьми.
Наиболее типичным выражением антропологических концепций являются гедонизм и эвдемонизм. Термин «гедонизм» происходит от греческого (наслаждение). Наслаждение для мыслителей, выдвинувших эту концепцию, является высшим благом и критерием человеческого поведения. Стремление к наслаждению рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы. В Древней Греции основоположником гедонизма был Аристипп (см. следующую главу), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. Гедонистические мотивы получили большое распространение в эпоху Возрождения. В Новое время многие философы прибегали к гедонистическому обоснованию морали в борьбе против религиозного понимания нравственности. Гедонизм постепенно эволюционировал к пропаганде моральной вседозволенности, что, в конечном счете, привело к кризису гедонизма как философского мировоззрения.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Из гедонизма непосредственно вытекает эвдемонизм (от греческого слова — «счастье») — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. Так, древнегреческий философ Эпикур также видел смысл жизни в стремлении к наслаждению, но не тела, а души. Удовольствие здесь интерпретируется как устойчивое, длительное, интенсивное состояние, которого мы можем достигнуть благодаря добродетельной жизни, живя разумно и справедливо. Мы можем, считал Аристотель, прийти к счастью в результате преодоления стремления к чувственным наслаждениям, путем самоограничения, упражнения, аскезы, отрешения от привязанностей к внешнему миру и его благам. Счастье — это чувство удовлетворенности жизнью в целом, проистекающее от совершенной деятельности. В настоящее время эвдемонизм как учение о достижении счастья человеком или обществом оказался плохо совместимым с драматизмом существования современного человека в отчужденном мире и потерял свою привлекательность.
Наиболее типичным примером концепций метафизического класса является этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера (1875—1965).
Человек, по мнению Швейцера, нравственен только тогда, когда повинуется внутреннему убеждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одно насекомое. Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. Мир всегда представлял собой жестокую драму, всегда одна жизнь утверждалась за счет другой. И только в некоторых людях пробуждалось это чувство благоговения перед любой жизнью, стремление уважать и любить жизнь других людей и вообще всё живое. Эти некоторые и несут свет.
Они в очень большой степени ощущают, насколько сами запятнаны ложью, ненавистью, коварством, клеветой, высокомерием, а поэтому борьбу против зла, заложенного в человеке, ведут не с помощью суда других, а с помощью собственного суда над собой. Борьба с самим собой и собственная правдивость — вот средства, с помощью которых они воздействуют на других.
Такая этика требует, чтобы мы в какой угодно форме и в любых обстоятельствах были людьми по отношению к другим людям. Не отказывайтесь от этой работы, призывал Швейцер, ибо она позволяет вам чувствовать себя человеком среди людей. Эта этика не позволяет ученому жить только своей наукой, даже если он ею и приносит большую пользу; не позволяет художнику жить только своим искусством; занятому человеку не разрешает считать, что он на своей работе уже сделал все, что от него требовалось. Она требует от всех, чтобы они отдали другим частичку своей жизни. Этика благоговения перед жизнью дает человеку в руки оружие против иллюзорной морали и иллюзорных идеалов. Пока люди не будут стремиться утвердить себя как нравственные, мыслящие личности, руководствующиеся одним принципом — принципом любви ко всему живому, наша культура будет все больше и больше загнивать. В дальнейших главах, излагая историю учений, мы подробно остановимся на всех самых заметных этических концепциях первого и второго класса.
Психология и этика делового человека
... периоды эпидемий, сбережении тепла, воды, электроэнергии как условий охраны природы и человека. Гедонизм- принцип этики, согласно которому, стремление к наслаждению и избежания страданий является естественным правом ... в офисах и фирмах. -3- СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях ...
В русском языке, как и в некоторых других, термин «этика» также часто отождествляется с моралью и нравственностью: о человеке говорят, что он этически воспитан или что его поведение этически безупречно. Но все-таки надо иметь в виду, что этика — это теоретическое учение о морали, а не сама мораль.
Несмотря на такое многообразие этических концепций, их можно, за некоторыми исключениями, объединить в два класса: 1) концепции, в которых моральные действия должны выбираться и оцениваться в… 2) концепции, авторы которых доказывали, что в морали в первую очередь важен мотив и сам поступок во исполнение…
Задачи этики
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает и другие немаловажные задачи,стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:
1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль — анализировать сущность морали в ее «должном» и «сущем» вариантах, а также закономерности и механизм ее функционирования;
3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».
Последняя задача — одна из самых сложных и спорных. Можно ли научить человека морали, вооружив его этими знаниями? Становится ли он моральным автоматически, как только узнает, «что такое хорошо и что такое плохо»? Достаточно ли этого? И кто решает, чему учить, что на самом деле «хорошо» и что — «плохо»? Нам представляется, что разгадка здесь в том, что можно и нужно учить морали, но нельзя (а возможно, и не нужно) морали научить: ей можно только научиться.
Подсказка к решению проблемы содержится, на наш взгляд, в учении выдающегося философа XX в. Эриха Фромма о двух видах, или сторонах, этики — гуманистической и авторитарной.
1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества; 2) объяснять мораль — анализировать сущность морали в ее «должном» и «сущем»… 3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и…
Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная
Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Однако история этики и практика морали показывают, что это не совсем так.
В истории человечества есть периоды, когда этика и мораль действительно ориентированы на человека, считают его высшей ценностью и целью. В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрождения, в наше время элементы гуманистической этики присущи демократическим гражданским обществам. Этика, ориентированная на человека, его жизнь, свободу и интересы — гуманистическая этика. Вместе с тем есть периоды и ситуации, когда высшей ценностью и целью этики и морали объявляется не человек, а нечто иное, внешнее по отношению к нему (например, идея коммунизма или мирового господства), а сам человек рассматривается лишь как средство достижения этой цели. Это характерно для всех тоталитарных режимов и обществ как в прошлом (восточные деспотии, европейский абсолютизм, германский фашизм, советская тоталитарная система), так и в настоящем. Этика, господствующая в подобных обществах, навязываемая ими, как правило, носит авторитарный характер.
Рабочая программа дисциплины деловая этика
... развития современных отечественных организаций. Философско-антропологический, философско-исторический, социологический, гуманистически-аксиологический и другие подходы к определению культуры управления. Общие ... формируемые в результате освоения дисциплины Изучение дисциплины «Деловая этика» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций (ОК): способен осуществлять ...
В какой-то мере основы гуманистической этики были провозглашены еще в XIX в. философом И. Кантом в знаменитом категорическом императиве, который требует не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели». Но окончательная разработка учения о гуманистической этике осуществлена выдающимся философом XX в. Э. Фроммом.
В истории человечества есть периоды, когда этика и мораль действительно ориентированы на человека, считают его высшей ценностью и целью. В… В какой-то мере основы гуманистической этики были провозглашены еще в XIX в.…
Принципиальные позиции гуманистической этики
Суть гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собой,а условие достижения такой цели — быть человеком для себя»(Э. Фромм).
Это одно из самых сложных положений гуманистической этики, считающей, что основы «добродетели» заложены в характере зрелой и целостной личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Поэтому, считает Э. Фромм, «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального — а утверждение своего истинно человеческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики. Таким образом, гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.
Гуманистическая этика антропоцентрична, но не в том смысле, что человек — центр Вселенной, а в том, что все его ценностные суждения определяются особенностями и интересами его существования. Для нее на самом деле человек — «мера всех вещей». С точки зрения гуманистической этики, нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Но любовь к ближнему — не сверхчеловеческий феномен: это нечто естественное и врожденное. «Любовь — не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э. Фромм).
Гуманистическая этика антропоцентрична, но не в том смысле, что человек — центр Вселенной, а в том, что все его ценностные суждения определяются…
Отличие гуманистической этики от авторитарной.
(ГЭ) позволяют противопоставить ее этике авторитарной (АЭ) по ряду оснований.
Психогенетика поведения человека. Модели поведения
... этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной не ... семьи «до седьмого колена» заложен в индивидуальной модели поведения каждого человека. И если мы хотим изменить модели поведения своего ребёнка, его плохие привычки, то надо начинать ...
«Авторство»- и «исполнение».В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и соблюдает. ГЭ не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Рациональный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений (учитель — ученик).
Поэтому он не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто его признает. ГЭ совместима именно с рациональным авторитетом, предполагающим этическую компетентность — знание широкого веера авторитетных этических доктрин.
АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Иррациональный авторитет по своей природе строится на неравенстве и подчинении, которые предполагают его приоритет, признают его право на одобрение или осуждение с позиций его же собственного интереса. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. В АЭ такой «автор» определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения, а люди лишь исполняют их. Причем «авторство» и «исполнение» могут быть надежно разделены, например, когда «авторы» не считают моральные нормы обязательными для себя.
Цели и средства.ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и интересы высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности — от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств — признается средством и гарантом достижения цели.
В АЭ высшая ценность и цель — не человек, а нечто внешнее по отношению к нему. Это могут быть интересы общества или государства, высшая идея, вождь, божество и т.д. В этой ситуации человек теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (например, религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя торжества своей религии).
Методы моральной регуляции.ГЭ таким основным методом признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность в первую очередь перед самим собой. Желаемые моральные качества личности при этом — инициативность, предприимчивость, «самость».
В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное).
Желаемые моральные качества личности — исполнительность и послушание.
Моральные принципы.ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемом не как эгоизм, а как любовь к себе, связанная со стремлением к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает свою «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другими. При этом общество становится богаче за счет множества самобытных индивидуальностей и их возможностей. Поэтому приветствуется «инако-вость» и уникальность каждой личности.
В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унификации личностных качеств, взглядов и интересов (быть «как все»).
Поведение как психофизиологический феномен
... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно ...
Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и инакомыслием.
«Авторство»- и «исполнение».В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель… АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх —…
Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной
При всех различиях авторитарная и гуманистическая — это не две этики, а две стороны, две возможности, два «лица» одного феномена.
Во-первых, в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов.
Во-вторых, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации. Показательны в этом отношении христианство и марксизм. Неся в себе безусловно гуманистическое содержание и идеалы любви, предоставляя человеку право выбора — верить или не верить в Бога и эти идеалы, христианская религия в ее институциональном выражении зачастую действовала авторитарными методами, апеллируя к Богу как к внешнему авторитету, опираясь на страх и наказание. В марксизме благие гуманистические порывы также реализуются средствами насилия, утверждая необходимость ориентации не на интересы личности, а на интересы социума. Сочетает в себе элементы авторитарной и гуманистической этики и знаменитый категорический императив Канта: ведь его требование относиться к другому как к цели, а не средству — императив, повеление, оно не оставляет выбора для морального субъекта. Авторитарный характер этих этических концептов не перечеркивает их культурно-исторического значения, однако необходимо понимать их сущность.
В-третьих, в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут зачастую внедряться в жизнь авторитарным путем (например, требования родителей и педагогов по отношению к детям, порождающие пресловутую проблему «отцов и детей»).
В-четвертых, возможны ситуации, когда при господстве гуманистической этики наиболее эффективным и действенным будет авторитарный способ морального регулирования. Это, например, экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткие авторитарные требования оказываются гуманнее свободного выбора граждан (требование эвакуации населения из зоны стихийного бедствия).
В-пятых, трудно давать однозначную оценку тому или иному виду этики. В каждом конкретном случае следует подходить к проблеме этической оценки конкретно.
В нынешних условиях гуманистическая этика выступает пока еще как теоретическая модель, рассчитанная на перспективу демократизации и гуманизации общества, которое должно научиться, наконец, реализовывать принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Мы пока лишь «нащупываем» пути перехода от привычной нам «старой», авторитарной, к «новой», гуманистической этике. Современное же состояние этики — и как науки, и как учебной дисциплины — может быть охарактеризовано как состояние морального смятения. С одной стороны, подвергнуты критике и распались традиционные представления и принципы марксистско-ленинской этики, носившей ярко выраженный авторитарный характер, проявляющийся в жестких ригористических требованиях следования коммунистическому идеалу. С другой стороны, все более популярной становится релятивистская этика постмодернизма, в наиболее радикальном своем варианте предлагающая ценностные суждения и моральные нормы считать исключительно делом вкуса и произвольных предпочтений индивида. Есть ли выход из этого положения, чреватого кризисом человечности в обществе? Нам представляется, что выход — в овладении основами гуманистической этики, опыт изложения которых представлен в этом пособии. Не все в нем получилось так, как хотелось бы, и, возможно, что-то в этой книге будет вызывать у вас несогласие, что-то — казаться излишне категоричным. Мы не будем навязывать вам своих установок и мнений. Гуманистическая этика, в отличие от авторитарной, — этика, открытая для критики, дополнения, развития. Поэтому и успех попытки перехода к гуманистической этике возможен только в том случае, если вы, наши читатели, вместе с нами будете сравнивать, размышлять, спорить, выбирать и принимать решение: что есть человек для себя и каким ему быть. Конечно, решению этой задачи можно посвятить всю свою жизнь, можно попытаться дать ответ на нее сразу, основываясь лишь на своем жизненном опыте, а можно привлечь для этого всю накопленную человечеством «информацию к размышлению». В последнем случае, наиболее эффективном, нам понадобится обращение к этике как к науке, имеющей свою упорядоченную структуру.
Во-первых, в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов. Во-вторых, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и… В-третьих, в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и…
Структура этики.
В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Руководствуясь основными принципами гуманистической этики и пониманием ее роли как «практической философии», правомерно выделить в ней ряд основных блоков.
1. История этики и морали,описывающая процесс развития этических учений, генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней, а также различные социально-исторические типы морали(рыцарская, буржуазная мораль и др.).
Это этика дескриптивная,предметом которой выступают происхождение, развитие и факторы морали, детерминирующие моральные убеждения человека. Ее язык научный язык фактов.
2.Теория морали— учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали. Теория морали изучается философией морали, или метаэтикой;это дисциплина строго философская, ее основная задача — анализ этических понятий и возможности рационального обоснования наших моральных убеждений. Философия морали пользуется языком и методами, свойственными философии и логике.
3. Нормативная этика— обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностяхи предписывают человеку с позиций долженствования(деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию«правильной жизни». Ее язык — язык ценностей и норм.
4.Прикладная этика— совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и определенных сферах их жизнедеятельности. У нее тоже есть свой особый язык — достаточно «технологизированный» и междисциплинарный, оперирующий не только этическими, но и внеэтическими понятиями социологии, психологии, юриспруденции, а также специальных отраслей знаний — медицины, биологии и др. Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:
• экологическую этику,рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;
• биоэтику, предметом которой выступает отношение человека к жизни и любому живому;
• этику гражданственности,разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
• этику межличностного общения,рассматривающую основные принципы, закономерности и нормы общения, его «уровни» и «барьеры», культуру и антикультуру общения;
• ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как публичным (этика политических действий), так и интимным (этика семейных отношений);
• этику делового общения,выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера);
• профессиональные этики— системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
1. История этики и морали,описывающая процесс развития этических учений, генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней, а также… 2.Теория морали— учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях,… 3. Нормативная этика— обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и…
Связь этики с другими науками.
В этике выделяют два рода проблем и направлений исследования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Последние образуют так называемую «нормативную этику» — кодекс или свод правил, норм поведения, установлений морали, которым должен подчиняться индивид.
Иногда этику называют наукой о морали, но это утверждение по крайней мере нуждается в уточнении, ибо этика затрагивает проблемы, которые не могут быть разрешены наукой в чистом виде, а должны обсуждаться в рамках философско-религиозных представлений. Почему? Да потому, что это фундаментальные проблемы философии: бытие, жизнь, смерть, смысл жизни, свобода и необходимость, любовь и другие, при анализе которых научные методы оказываются бессильными, ибо предполагают строгие эмпирические законы, экспериментальную проверку, т.е. всего того, чего в этике нет. Этика как раздел философского познания чаще всего систематизирует принципы морали и нравственности, правила поведения, выработанные многими поколениями людей, получившие отражение в текстах священных книг, сформулированные крупнейшими философами разных веков. Примерно об этом писал и Аристотель, когда выступал против отождествления добродетели с науками. Предметом этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии — метафизики. Исходным пунктом этики оказываются, по его мнению, не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней нельзя достичь той степени точности, которая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах».
Отметим также, что этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин:психологией и педагогикой, социологией и экологией, с профессиональной деятельностью человека в различных сферах (наука, техника, хозяйственная деятельность).
Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические исследования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика).
Ну, и конечно, на стыке с экологией исследуются, решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность — результат поведения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление человека и отдельных социальных групп к обогащению, комфорту и безопасности оборачивается обострением экологических проблем современности, что ведет к дискомфорту уже всего человечества, угрозе самой жизни на Земле.
Иногда этику называют наукой о морали, но это утверждение по крайней мере нуждается в уточнении, ибо этика затрагивает проблемы, которые не могут… Отметим также, что этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных… Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют…