Самостоятельная работа по дисциплине Этика семейной жизни

25

Министерство образования и науки Украины

Министерство образования и науки АР Крым

РВУЗ «Крымский Гуманитарный Университет» (г.Ялта)

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования.

Выполнила работу

Студентка 31-СП группы

Жилинская Екатерина

Проверила работу

Мартынюк О.Б.

2011г.

Задание 1.

Что отличает семью от других малых групп и чего общего?

Признаки семьи: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Необходимость существования семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве самого человека и человеческого общества.

Причины изучения семьи:

1. 80 процентов людей образуют семьи. До 1990 годов 70 процентов женщин не представляли жизнь без семьи, на сегодняшний день 30 процентов.

2. Семья с рождения ребенка является для него идеалом общества, так как это первое место принадлежности человека.

3. Не все семьи счастливы:

а) проблема алкоголизма (в западной Германии 37 процентов взрослых – алкоголики из них 10 процентов подростки, остальные в основном женщины);

б) проблема суицида, так для мужчин чаще всего негативный конец брака — суицид, для женщин – депрессия. Каждый третий ребенок одинок в своей семье;

в) рост детской преступности, наркомании (за 1999 год во Пскове увеличилось количество потребителей наркотиков на 20 процентов (героин) и снизился возраст употребляющих до 14 лет, был 18 лет);

г) высокий процент разводов: с 1965 по 1991 годы количество разводов удвоилось. Прогноз не утешающий. Как следствие неполные семьи, несчастные дети, неудовлетворенные взрослые.

10 стр., 5000 слов

Роль семьи в обществе

... он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет ... а также укажу значение каждой для современного общества. Современная семья Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором ...

4. Усиливается изучение этой области знаний в других науках (сексология, физиология…), в связи с потребностью общества в знаниях о интимных отношениях.

5. Использование новых методов в исследовании семьи. Чаще в наше время это естественный эксперимент.

6. В современное время увеличилась возможность изучения семейной жизни в разных странах, межкультуральный аспект расширяется.

Атрибуты дома

Б.В.Ничипоров (Таинство брака и семьи: введение в космологию домостроительства\\ Вопросы психологии, 1991 №6) считает, что дом это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Он пишет, что дом имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свое лицо, свои голоса. Атрибуты дома:

1. КРЫША – в культуре это кров, покров. В духовно – психологическом смысле это образ надежности, душевной простоты и крепости;

2.ФУНДАМЕНТ – хорошо если он основан на камне, а не на песке, т.к. если пойдет дождь или подует ветер, то он упадет.

3. СТЕНЫ – образ ограды, крепости, образ автономии и ограничений. Стены несут на себе родовую память, соотнесенность с той или иной духовной реальностью. Важно, что весит на стенах в доме, что на стенах, то и в душе хозяев.

4. ОКНА и ДВЕРИ – возможность сообщения с миром. Культурологические ассоциации: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь», «Двери моего дома всегда открыты для ..».

5.ПОРОГ – внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в новое пространство или выхода, ухода. (Не здороваются через порог, так как он разделяет две сферы пространства).

6.СТУПЕНИ – вхождение «наверх» это может быть высота как духовная так и карьерная. Не надо перепрыгивать через ступени. Лестница это еще и образ терпения, выражают ощущение протяженности времени жизни.

7. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМНАТ — и то кто и как в них живет, расскажут нам много о семье: о сложившейся иерархии, психологии отношений и многое другое.

8. УГОЛ (или углы) в доме имеют свою символику (символическую нагрузку).

Угол – некий предел, стык двух пространственных и силовых линий. Это символ тупика, конца, некий предел, упертость. (Ребенка наказывая ставят в угол, «загнан в угол»).

УЮТ – эстетизированное чувство и любовь к дому. Духовно – психологический уют означает гармонию и структурированность души, связан с чувством покоя. Уют это мерило возвращения женщины в своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. Уют это и есть дом со всеми перечисленными компонентами. ДОМ может состояться или не состояться. Вместо дома может быть некое ограниченное пространство, где люди едят, спят и прочее. В современное время много духовно бездомных людей.

Отношение группы к своим членам проявляется в том, что одних любят, других не любят, третьих просто не замечают, четвертых отвергают. Фактически в группе происходит дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. Психологические изменения в группе связаны с взаимодействием двух тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Интеграция проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциация проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов.

9 стр., 4232 слов

Родительское собрание "Семья – здоровый образ жизни"

... детьми. « Лояльное» отношение взрослых в семье к злоупотреблению собственным здоровьем (нарушение ... этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки. Плохая осанка затрудняет ... группах. Составьте портрет «здорового ребенка». (Родители работают в группах, обсуждают, выступает представитель каждой группы.) ... вы можете выполнять на работе, дома. Хорошо, если при выполнении домашнего ...

Различия членов группы по занимаемому положению (статусу) можно определить с помощью социометрического метода. Первое представление о социометрическом методе и критериях социометрического выбора вы получили, изучая межличностные отношения в малой группе. Сейчас мы еще раз обратимся к социометрии, так как она позволяет определить социальный статус каждого члена группы — его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные — «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем — «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные — «отверженные».

Если критерием, на основании которого осуществлялся выбор, были симпатии и антипатии относительно, например, проведения досуга (т. е. критерий эмоциональный), то человек, набравший самое большое количество голосов, — это социометрическая звезда, или эмоциональный лидер, группы. Если выбор осуществлялся по критерию деловых функций, то ведущее место получает деловой лидер, организующий деятельность группы. Зачастую «социометрическая звезда» и «деловой лидер» группы — разные люди.

Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы. В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Именно эти качества прежде всего влияют на социометрический выбор. В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).

Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.

Задание 2. Описать психологические проблемы , возникающие в период разных желанных этапов семьи

Сложно произвести градацию и определить каких обращений больше, так как весьма разнообразен спектр этих проблем, но в основном это следующие семейные проблемы:

  • проблемы взаимоотношений между молодыми супругами, связанные с формированием совместных семейных ценностей, с необходимостью адаптации к новым ролям, к самому партнеру, его взглядам, интересам, моральным и нравственным ценностям, жизненным целям и установкам, способам реагирования на конфликты, поведения в быту и в стрессовых ситуациях;
  • проблема эмоционального охлаждения между супругами в период рождения ребёнка — это является кризисным периодом, когда зачастую происходит охлаждение и отдаление между супругами — женщина (мать, жена) погружается в заботу о ребёнке, и мужчина начинает ощущать заброшенность, чувство, которое ещё больше усугубляется снижением самооценки как отца, его авторитета, в связи с тем, что мать больше на инстинктивном уровне знает что нужно ребёнку, почему он плачет, чего хочет, а мужчина не может в этом разобраться и часто забота о ребёнке ложиться на женщину, которой также в этот период важна помощь, поддержка мужчины. Здесь супругам важно осознать и принять новые для них роли и адаптироваться к ним, строить отношения между собой не только в отношения муж — жена, но и отец — мать;
  • проблемы в отношениях между супругами более зрелого возраста, при прохождении одного из супругов кризисного периода среднего возраста, часто сопровождаемый изменами и уходом из семьи (в основном мужчин).

    17 стр., 8087 слов

    Теоретические и методологические проблемы психологической помощи ...

    ... психологической науки. В своих ранних работах Рубинштейн обращается к проблеме зависимости развития психических процессов у ребенка от особенностей содержания и структуры его деятельности. «...В ... в дальнейшем раскрываются общие закономерности развития личности, проблемы ее детерминации и формирования, анализируются различные уровни и фазы ее развития (Божович, 1970; Люблинская, 1971; Веккер, ...

    Происходит переоценка всех жизненных достижений — брачного партнера, карьеры; осознание того, что большая часть жизни уже прожита, что все выборы были сделаны, что годы проходят, возникает страх того, что же ждет впереди. Поэтому, в этот период, часто именно мужчины заводят отношения на стороне, как бы пытаясь заново попробовать прожить жизнь, почувствовать себя полноценным мужчиной, ещё способным нравиться женщинам, но постепенно эта пелена иллюзий спадает и приходит осознание необратимости времени, и мужчины часто возвращаются в семью, к жене и детям, которым в свою очередь бывает также очень сложно понять, что же двигало супругом и принять его;

  • также возникают проблемы, связанные с взрослением детей, когда подросшие дети уходят и живут уже своей жизнью (кризис «опустевшего гнезда»).

    Однако в нашей стране есть специфика, связанная с тем, что поколения (отцы и дети) часто продолжают жить под одной крышей, происходит стирание внутренних границ семьи, что негативным образом сказывается на жизни молодой семьи. В такой ситуации, как молодой семье, так и родительской, важно понять как выстраивать новые отношения, чтобы позволить каждой семье жить своей жизнью и уважать своих родных;

  • также весьма распространены ситуации, где женщина подвергается со стороны своего супруга насилию и у неё нет сил противодействовать этому и разорвать этот порочный круг. Женщина ищет при этом оправдание (мысли, что большего она не достойна; испытывая чувство вины перед детьми), терпит при этом унижение и оскорбление, побои и угрозы. Ей необходима помощь и поддержка, чтобы увидеть ситуацию со стороны, возможные последствия, найти ресурсы для преодоления сложившейся ситуации;
  • проблемы между супругами, возникающие на почве наличия у одного из них разного рода зависимостей (алкогольной, игровой, сексуальной, пищевой и т.д.).

    Это также в основном больше тревожит женщин, которые стремятся помочь своим мужьям, продолжая жить только надеждой на изменения, при этом сами попадают в созависимость, не понимая и не осознавая, что личность мужа уже подверглась изменениям, и что они продолжают жить уже не с тем человеком, которого знали, а уже с его «болезнью»;

  • часто ко мне обращаются с проблемами, связанными с поведением детей, вопросами воспитания, привычек детей, их личностных черт и особенностей;

Все это, лишь небольшой список проблем, которые встречаются в практике работы психолога — существует и другие семейные проблемы, которые также тяжелы для людей — утраты партнера или детей, разводы и его последствия для бывших супругов и детей, переживание тяжелой болезни и многие другие.

5 стр., 2320 слов

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)

... Таблица 50 Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)   № фазы Возраст в годах Общая характеристика фаз жизненного цикла до 16 / 20 нет семьи, профессии, нет жизненного пути 16/20– ... обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности: • жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается ...

Почему в семье возникают проблемы? Причин может быть огромное множество. Одной из самых распространенных причин является нарушение на какой либо из стадии жизненного цикла семьи. Итак, что такое жизненный цикл? Не секрет, что семьи, прожившие в браке 20 лет, будут отличаться от семей, заключивших брак всего год назад. Мы увидим разные проблемы, разные трудности. Проблемы семьи с новорожденным младенцем будут отличаться от проблем семьи с подростком. Признание этих различий ведет к понятию «жизненного цикла семьи». Таким образом, жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей. Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом: 1. Период ухаживания. 2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).

3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) 4. Фаза стабилизации или зрелого брака 5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом 6. Фаза «пустого гнезда» 7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого. Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу – это всегда кризис и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее. Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?

Жизненный цикл семьи. Период ухаживания Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи

Жизненный цикл семьи. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады) Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила (кто и когда моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает деньги и т.д.).

Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами. Например, ожиданиями от супруга. Например, к психологу пришла на прием семья на стадии монады. Иван, 26 лет, в своей родительской семье привык, что жена встречает мужа горячим ужином, а муж рассказывает о трудном рабочем дне. А Ирина, 20 лет, выросла в другой семье, где ритуал совместного ужина был не столь важен, зато важным было вместе проводить выходные, что, в свою очередь, не практиковалось в семье Ивана. А поскольку Иван и Ирина «знали», что любящие люди должны вести себя именно по тому сценарию, к которому они привыкли, они подумали: « он (она) меня не любит, если не готовит ужин (не организует совместные выходные)». Жизненный цикл семьи. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье. Жизненный цикл семьи. Фаза стабилизации Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти. Жизненный цикл семьи. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов. Леонид 54 г. и Наталья 55 л., обратились к семейному психологу именно в этот непростой период. Их сын (32 г.), вокруг которого развивалась и сохранялась семейная жизнь, женился и переехал к жене, а родители остались, предоставленные сами себе. Такая близость и необходимость решать проблемы без привычного «посредника» оказались не под силу Леониду и Наталье. Хорошо, что они вовремя обратились за помощью. Последние стадии жизненного цикла семьи Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне. Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают. Главное – не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».

Задание 3. Характеристика нормальной семьи

А. Структурные:

-тип иерархии в семье – конгруентная, чёткая, отсутствует борьба за власть , учитывается интерес всех других членов семьи.

-структура семейных ролей – гибкая, комплексная, супружеские роли- муж и жена;

-семейные подсистемы — внутренняя и внешняя, они находятся в сотрудничестве;

-внутренние и внешние границы между подсистемами – границы четко отчерчены, но внешние и внутренние границы проницаемы.

Б.Семейной макродинамики(отражают особенности совместного семейного функционирования):

-коммуникативный стиль- межличностное дружеское доверительное общение, эмоциональная и прямая коммуникация, распределение ролей;

-эмоциональные коммуникации и распределение ролей -социально- ролевая адекватность.

В. Семейной микродинамики:

-семейные мифы, легенды- мифы отсутствуют, легенды есть; семья относиться с уважением к семейным приданиям, как к истории семьи;

-семейная история( тема)- создание собственной истории, привнесение в неё приятного опыта.

Г. Семейной идеологии (отражают нормы и ценности семьи):

-семейные правила, нормы, ценности — большинство правил имеют статус внутрисемейной, соблюдается принцип наблюдаемости и разумной достаточности;

-стандарты (стереотипы) взаимодействия — оптимальная дистанция между членами семьи.

Д. Семейные стабилизаторы:

-добрачные — прямая корреляция положительная, продолжительность добрачного знакомства 2 года, инициатива со стороны мужчины;

-брачные — прямая связь положительная, сходства ролевых ожиданий мужа и жены, сексуальное соотношение, досуг совместный.

Задание 4. Проанализировать семейную социограмму по следующим критериям:

1)число членов семьи , попавших в площадь круга;

2)величина кружков;

3)расположение кружков относительно друг друга;

4)дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи. Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий).

Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля. Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий).

Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. № 1), больной шизофренией (примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптируемых родителей встречается такой результат, который условно называется авторами «матрешкой»).

Число членов семьи соответствуют реальности.

В площадь круга попало 5 членов семьи.

Все кружки примерно одного размера. Кружок Я( + брат и сестра) относительно маленький, что говорит о заниженной самооценки. Видно, что другие члены семьи являются значимыми в жизни испытуемого.

Кружок Я( + брат и сестра) находятся сбоку. Говорит о том, что эгоцентрическая направленности личности отсутствует.

В верхней части круга находятся родители.

В семье нет конфликтных ситуация, эмоциональное отторжение испытуемого не наблюдается. Семья дифференцированная.

Задание 5. Описать систему норм , правил поведения , принятых в конкретной семье. Составить собственные правила- заповеди семейной жизни

Правила- заповеди семейной жизни.

1. Если вы в ссоре – никогда не замолкайте надолго. Это вовсе не способствует взаимопониманию, а, наоборот, способствует разобщению, а зачем вам в семье разобщение?

2. Если у вас есть возможность, всегда спите в одной постели с партнером. Разбежаться по разным кроватям со временем легче, чем снова лечь в общую постель. В крайнем случае, купите широкую кровать. Но одну на двоих. И никогда на ночь не решайте серьезных проблем. Если есть, что обсудить – сделайте это в любое другое время.

3. Не обязательно всегда быть в семье взрослым, серьезным и озабоченным. Нужно уметь пошутить или даже подурачиться.

4. Заботьтесь друг о друге. И вы, и ваш партер должны ощущать, что вам есть на кого опереться.

5.Какими бы не были сиюминутные обстоятельства, ваш партнер должен понимать и чувствовать ваши любовь и уважение. Даже если вы выходили замуж или женились по расчету. Только после этого вы можете рассчитывать на ответные любовь и уважение.

5. Кто-то из вас на работе начальник, кто-то — подчиненный. Но ваша семья – не какая-то там ячейка общества, это ваша личная жизнь. Не переносите стереотипы общения на работе в свой дом. Дома вы равны. Даже если кто-то зарабатывает больше.

7. Оставьте друг другу свободное пространство. У каждого из вас могут быть свои интересы, свои друзья, время для себя. Но это не должно быть тайным – чтобы ваш партнер не думал, что вам есть, что скрывать.

8. Никогда не влезайте не в свою сумку, не «шерстите» не в своем ящик стола, никогда не проверяйте не свой мобильный телефон. Если вдруг вам придется возвращаться домой во внеурочное время – обязательно прежде позвоните своему партнеру и предупредите об этом.

9. Если в семье есть дети – это прекрасно. Но если по каким-то причинам вам не дано стать родителями – заведите домашнее животное – у вас будет возможность не сосредотачивать внимание в семье только друг на друге, у вас объект совместной заботы и воспитания.

10. Никогда и никаких ультиматумов. Будьте всегда готовы к дискуссии. Правда, дискуссии не должны занимать 100 % вашего общения, если, конечно, это не доставляет всем членам семьи удовольствие. Утреннюю «разминку капитанов» в расчет не берем.

11. Развивайтесь сами, как личность и давайте развиваться своему партнеру. Путешествуйте вместе. Путешествуя, вы получаете совместные впечатления, помогаете друг другу, сравниваете своего партнера с другими и вспоминаете, за что его полюбили.

12. Не теряйте ощущения, что вы хотите нравиться своему супругу (супруге).

Не расслабляйтесь – время само сделает с вами все, что положено.

Задание 6. Отметить какое влияние на семью оказывает прародительская семейная система.

А. «Наши детские впечатления о браке важны тем, что они дают начало формированию у человека взглядов и отношения к браку. Попробуйте ответить на вопросы:

1. Как ваши родители выражают привязанность друг к другу?- Они всегда вместе, во всех ситуациях. Поддерживают друг друга в любое время. Когда принимают решения, не могут ни посоветоваться друг с другом. Проводят совместный досуг.

2.Как они тратили деньги?- Рационально, посоветовавшись заранее между собой.

3.Как они прижимали решения?- Принимали и принимают решения они совместно, обсуждая, взвешивая все плюсы и минусы.

4.Как они проводили свободное время?- Ездили на экскурсии, ходили в походы( рыбалка, пикник), поехав в гости к кому-то из родственников, обязательно посещают кинотеатр или другое заведение.

5.Что вы можете вспомнить о других особенностях их брака?- Отец очень трепетно относиться к матери и к деткам. Друг другу они очень заботливы. Не зависимо как бы они сильно не поругались, долго они сердиться друг на друга не могут. Каждый день я слышу от них слово «люблю тебя!».

Выясните:

1.Какое влияние оказывали супружеские отношения ваших родителей на ваши собственные представления о браке?- В основном и сейчас, и в детстве, я хотела иметь такую же семью как моя – дружная, любящая…

2.Что говорила ваша мать о вашем будущем браке и о том, с кем надо вступать в брачный союз?- Она говорила, что я должна выходить замуж за достойного, любящего меня молодого человека, умного, который меня будет ценить.

3.Когда ваша мать советовала вступать в брак и каким он должен быть?- В первую очередь, не в омут головой, как говориться. Когда я сама буду готова (для себя).

4.Что говорил ваш отец и другие родственники на эти же темы?- Мы всегда будем рады за любой твой выбор. Главное что твой молодой человек тебя очень любил и относился как к принцессе.

5.Соотвествует ли ваша настоящая семейная жизнь тем представлениям , которые вы имели до брака?- Немного всё изменилось. Я думаю, что в дальнейшем ожидания моих родителей восплотяться в реальность.

Б. Запишите традиции семьи , в которой вы выросли , и те, которые вы бы хотели иметь в своей семье.

Традиции родительской семьи

Традиции моей семье

— Досуг проводить совместно ( полезный для себя)рыбалка, пикник, поездка.

— Все праздники праздновать в кругу семьи и родственников;

— Ужинать всем за одним столом в одно и тоже время( в многих семьях это делается отдельно)

-Ходить совместно по магазинам ( это очень весело, очень разгружает)

-Досуг проводить совместно ;

— Все праздники праздновать в кругу семьи и родственников;

-Ходить совместно по магазинам ( это очень весело, очень разгружает)

Задание 7. Проанализировать коммуникативные барьеры в нормальной семье

Барьеры коммуникации — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.

К ним относятся:

— барьеры понимания или непонимания;

— барьеров социально — культурных различий;

— невербальные барьеры;

— барьеры социально — культурных различий;

— барьеры отношений;

— плохое слушание (неумение слушать).

Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание.

a) первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).

б) предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка).

в) эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями — информацию, поступающую последней.

Кроме того, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание.

Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Задание 8.

Исследовать особенности процесса воспитания в семье по методике АСВ. При выявлении отклонений в воспитании детей , указать их тип и возможные причины нарушения процесса воспитания . Ответ обосновать.

Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведеннных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Тексты опросника АСВ и бланк регистрации ответов приведены в приложениях I, II, III.

Задание 9

Описать особенности женской и мужской ревности

Принципиальное различие.

Представители обоих полов ревнивы по различным причинам. На теле исследуемых мужчин и женщин установили контрольные датчики, чтобы снять параметры при соответствующих реакциях. Испытуемым предлагали вообразить неверность их партнеров в браке. У мужчин, представляющих себе жен в постели с любовником, ускорялся пульс, как после трех чашек черного кофе, они сильно потели, морщили брови и гримасничали. И успокаивались, если думали, что их жена кого-то любит, но не отдается. Совершенно противоположным образом реагировали женщины. Они сильнее переживали эмоциональную измену, серьезное сердечное увлечение, чем обычный «прыжок в чужую постель «. И снова все совершенно понятно: природа для того «выдумала» чувства, чтобы родители были вместе во время воспитания потомства. С точки зрения мужчины, измена жены таит в себе опасность — кто будет воспитывать чужого ребенка?!

Мужская ревность

Проявляется она не так легко и быстро, как женская. Но если она появилась, то последствия ее оказываются намного тяжелее и драматичнее. Мужская ревность захватывает, закабаляет мужчину полностью, порой затмив все остальное. Муж, которому изменяет жена, чувствует себя не только униженным, опозоренным, но и смешным, жалким как в глазах окружающих, так и в своих. Ведь жалкий образ «рогоносца» был предметом насмешек с незапамятных времен. С этим словом почти у каждого мужчины связана потеря его мужской чести. Можно сказать, что ревность — ахиллесова пята мужчины. Не всякого, конечно. Наиболее рассудительные вполне согласятся с мнением О. Бальзака: «Ревновать женщину по меньшей мере нелогично. Что-нибудь одно из двух: вас любят или не любят. В обеих этих крайностях ревность совершенно бессмысленна».

 Женская ревность

Женщина, которой изменил муж, чувствует себя оскобленной, обиженной, несчастной, однако при всем этом презирать себя она не станет. Почему? Потому что измена мужа не травмирует психику женщины до такой степени, как это происходит с мужчиной. Женская логика такова: мужа соблазнила соперница, но он — отец ее, а не соперницы, детей, и в конце концов она вновь его обрела. Сейчас он полон раскаяния, нежности и благодарности за ее великодушие, и он еще вознаградит ее за все то, что она пережила. Успокаивает себя женщина примерно так: «Ведь мой муж все же вернулся ко мне, не остался с той, другой женщиной.

Она потерпела поражение, следовательно, я лучше…» Мужчина, в отличие от женщины, ревнует любимую не только к настоящему (большей частью выдуманному), но и к прошлому. Это чувство довольно распространено среди молодых супругов. Немало мужчин хотели бы быть первыми, открыть перед возлюбленной мир любви. Тот же факт, что в прошлом у него самого было не одно любовное приключение, его, как мужчину, нисколько не волнует. Как понять этот парадокс? Дело в том, что ревнующий мужчина всегда склонен предполагать худшее. Он убеждает себя в том, что те, другие, были для нее более привлекательными.

Женщина, муж которой до женитьбы имел много женщин, часто рассуждает так: я лучше своих предшественниц хотя бы потому, что он, как говорится, был со всеми и ни с кем», а в результате из множества других женщин выбрал именно меня. Логика мужчины — иная. Он внушает себе, что хотя он и стал мужем любимой, тем не менее он хуже своих предшественников, потому что ведь никто из них не пожелал на ней жениться.

 2 вида ревности

Психологи различают два вида ревности: ревность тираническую и ревность «от ущемленности». Первая присуща обычно людям эгоистичным, деспотичным, самодовольным, эмоционально холодным, не способным на бескорыстную любовь. Для них супруг, вообще сексуальный партнер — это лишь объект наслаждения. Они не умеют уважать его личность стремятся подавить, подчинить его целиком. Ревность «от ущемленности» свойственна обычно людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, склонным к преувеличению опасностей и неприятностей, страдающим комплексом неполноценности. Их ревность проявляется, может быть, и в более мягких формах, однако постоянная демонстрация ее оказывается таким же непереносимым ядом для любви, семейного счастья обоих супругов.

Несчастье от ревности

Но, конечно, и ревнивцам не позавидуешь. Люди, не умеющие побороть в себе это чувство, как правило, несчастны. Более того, несчастны вдвойне, потому что они одновременно являются и мучителями и мучениками, и тиранами и рабами, они живут в вечной тревоге. Создавая атмосферу недоверия, постоянных подозрений в измене, они и сами задыхаются в ней. Они всегда готовы устроить скандал своему супругу — при малейшем поводе и даже без повода, наедине и публично. Все это отражается на их взаимоотношениях с другими людьми, на всей их жизни, в том числе и на половой, приводит к болезненным психическим травмам.

Патология

Если ревность близка к патологии, человеку все равно, к чему ревновать — к прошлому, настоящему или будущему. Он не может забыть, что когда-то его жена взглянула на другого, была кем-то увлечена. Он готов приревновать жену к старику, который старше ее на 40 лет, или к юноше, который моложе на 20 лет, к своему родному брату, к родственнику. Причем такой ревнивец может придумать множество несуществующих доказательств измены и сам поверит в них. В его сознании подозрения превращаются в реальные факты. Перед таким ревнивым человеком бесполезно оправдываться. Если ревность нельзя укротить верностью, любовью, надо расстаться, потому что обычно чем больше человек терпит ревность, тем разнузданнее становится ревнивец. Со временем он даже может совершить преступление.

Ревнивцы-убийцы

Они отличаются повышенной обеспокоенностью и связанным с ней ощущением неполноценности. Эмоции, которые двигают ими, вызваны отнюдь не ревностью, нормальной человеческой боязнью потерять любимого человека. Преступление для них – извращенное средство самоутверждения. Они как бы «мстят» людям за свою сексуальную и социальную неполноценность. Уход любимой партнерши, спутницы жизни означает для них полную катастрофу, неизлечимый удар по самолюбию. Классический пример — пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».

С точки зрения психолога, фраза Карандышева, обращенная в момент убийства к Ларисе: «Так не доставайся же ты никому!» — совсем не свидетельствует о страсти. Лариса в последней сцене на его слова о любви справедливо отвечает: «Лжете». А был ли ревнив Отелло? Шекспир гениально изобразил его личность во всех кричащих противоречиях. Безусловно, Отелло любил Дездемону, но та «ревность», которая заставила его сжать руки на горле возлюбленной, к любви отношения не имеет. Вспомним, к кому «ревновал» мавр. К Кассио, о котором Яго говорит так: «Достаточно взглянуть: манеры, стан – готовый, прирожденный соблазнитель». В то же время сам Отелло давно «не уверен в себе»: «Я черен, вот причина. Языком узоров не плету, как эти франты. Я постарел». Отелло как бы «запрограммирован» на подозрительность и поэтому почти сразу начал верить наветам Яго.

Как показывает статистика, средний возраст современных ревнивцев-убийц — 35 лет, — рассказывает сотрудник центра судебной психиатрии имени Сербского Светлана Гущина, написавшая диссертацию, посвященную бреду ревности. — Это тот возраст, когда у иных мужчин возникают первые сексуальные проблемы, «бьющие» по самоуважению.

— В моей практике, — замечает С. Гущина, — не было ни одного убийцы -«ревнивца» даже со средним образованием. У человека с более широким кругозором чувство собственного достоинства меньше зависит от поведения супруга, а в случае измены «срабатывают» компенсаторные механизмы: кто-то заводит интрижку на стороне.

— А трудно ли распознать ревнивца? — Очень. Иногда это может сделать лишь опытный врач, а то и комплексная экспертиза. Приведу такой пример. Человек совершил несколько краж, и никому в голову не приходило: для чего? Зачем, спрашивается, взрослому человеку микроскоп? Не юный же натуралист. Оказывается, этот аппарат понадобился ему, чтобы поймать супругу «на чужой сперме». Второй раз он украл деньги, чтобы накупить… мумие и вылечиться от импотенции (диагноз, кстати, поставил себе сам)…

— Ну, и как же вести себя женщинам, чтобы не повторить участи Дездемоны? — Прежде всего надо полагаться на интуицию. Если заметят у своего супруга острые приступы немотивированной ревности, — постараться отвести его на прием к психиатру или психологу. Если они любят человека или им дорог его душевный покой, надо приноровиться к его характеру: больше внимания уделять семье, дому, так организовать отдых, чтобы вы все время были рядом… Не стоит махать красной тряпкой перед быком — и все будет хорошо.

Бытовая ревность

Ревнивец или ревнивица требуют: «Ты не имеешь права смотреть на других, нравиться им и отвечать на их знаки внимания. Я есть рядом для всего этого. Смотри на меня, улыбайся мне, восхищайся мною». Такая претензия на исключительность может привести к потере любви.

Нередко ревность одного из супругов — последствие измены, совершенной им самим. Так, неверный муж часто мучает подозрениями свою жену. Порой люди разыгрывают ревность с какой-либо целью: когда человеку приходится оправдываться, он невольно становится уступчивее. Нет ничего унизительнее, чем оправдываться в несуществующей неверности, каяться в грехах, которые не совершал. Ревность как соперничество, как боязнь потерять друг друга еще понятна, хотя и нежелательна. Ревность как болезнь, как эгоизм, как унижение любимого недоверием — постыдна, недопустима. От такого чувства можно и нужно избавляться.

Сильный духом может излечить ревнивца и психологическими приемами.

 Вот некоторые из них: а) не отрицать обвинений, а раскрыть их убогость, довести их до парадокса. А потом откровенно посмеяться над глупостью, до которой дошел взрослый, образованный, культурный и любящий человек; б) сделать вид, что виноват, признаться во всем, а потом показать повесть или роман, из которых взяты события; в) внушать ревнивцу, что ревность — болезнь, чтобы он, как и алкоголик, осознал это и сам осудил себя за то, что не удержался от соблазна. Очень многое здесь зависит от поведения и поступков жены — хозяйки настроения в семейном микроклимате. Не случайно народная мудрость гласит: «Очаг охраняет муж, а сохраняет жена».

Задание 10

Задание 10.

Составить образцы психодиагностических карт для проведения психологического консультирования семьи.

Тест «Рисунок семьи»

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребёнка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребёнок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребёнка и эффективно помочь ему при их разрешении.

 Инструкция к тесту

Ребёнку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребёнка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребёнок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

—Порядок заполнения свободного пространства.

—Порядок появления персонажей рисунка.

—Время начала и окончания работы.

—Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

—Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

—Эмоциональный настрой ребёнка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

—По окончании рисунка попросите ребёнка подписать или назвать всех изображённых персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершён, наступает второй этап исследования – беседа.

Беседа должна носить лёгкий, непринуждённый характер, не вызывая у ребёнка чувства сопротивления и отчуждения.

Вот вопросы, которые следует задать:

1) Чья семья изображена на рисунке, – семья ребёнка, его друга или вымышленного лица?

2) Где эта семья находится и чем заняты её члены в настоящее время?

3) Как ребёнок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

4) Кто в семье самый хороший и почему?

5) Кто самый счастливый и почему?

6) Кто самый грустный и почему?

7) Кто больше всех нравится ребёнку и почему?

8) Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

9) Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребёнка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребёнок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Если какой-то персонаж отдалён от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребёнок замечает в жизни и выделяет её.

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребёнок тем самым придаёт ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребёнка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Ниже остальных ребёнок склонен помещать того, чьё влияние в семье минимально.

Если ребёнок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

он изображается первым и помещается на переднем плане;

он выше и крупнее остальных персонажей;

выполнен с большей любовью и тщательностью;

остальные персонажи сгруппированы вокруг, повёрнуты в его сторону, смотрят на него.

Ребёнок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребёнка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребёнок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребёнок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребёнок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребёнка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребёнка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребёнок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребёнок о себе

Если ребёнок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребёнку. Стремясь воплотить в ребёнке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображённая в окружении родителей, в которой ребёнок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребёнок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребёнком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребёнок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчёркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребёнок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребёнка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребёнок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется,  как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, тёплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д.

Так, например, мальчик, будучи единственным ребёнком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестёр или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворённые потребности ребёнка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребёнок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребёнка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдёте то, чего ему не хватает в действительности.

Ребёнок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребёнка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого.

 Ребёнок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым своё желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребёнок рисует одного родителя, с которым живёт, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребёнка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребёнка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребёнка и родителя противоположного пола,  удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например, держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребёнок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребёнка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребёнок не воспринимает всерьёз, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребёнок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребёнок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребёнок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребёнок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечёткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребёнок испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребёнок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребёнок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчуждённость, также заставляют ребёнка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приёмными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сёстрами в невыгодном для него свете, способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребёнке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребёнок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет своё значение, выражает те или иные чувства и переживания ребёнка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребёнок постарше ревнует родителей к младшему ребёнку, поскольку тому достаётся большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребёнок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребёнок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребёнка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Список использованной литературы:

1. http://www.all-psy.com/semeinye-problemy.html

2.http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=486

3. Афанасьев А. Синтаксис любви: Типология личности и прогноз парных отношения — М. :Остожье , 2000.- 494 с.

4.Джеймс М. Брак и любовь : Пер. с англ./ Под.ред. М.С. Мацковского .- М.: Прогресс, 1985 – 192 с.

5. А.Л.Венгер Психологические рисунки тесты. Сихология для всех.- М., Владос-пресс., 2007; стр.116-141

6.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер,1999.