Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного учреждения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Нижнетагильский социально-педагогический институт

Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного учреждения

Выполнил: Мустафин Альберт Маратович,

магистрант I курса ФЕМИ 211 МЕНО

Руководитель: Уткин Алексей Валерьевич,

д.б.н., профессор кафедры педагогики и психологии, доцент

Нижний Тагил

Оглавление

Введение

Глава I. Сущность понятия «педагогическая инновация»

.1 Сущность понятия «педагогическая инновация

.2 Классификация педагогических инноваций

.3 Критерии педагогических инноваций

Глава II. Тенденции развития современного образовательного учреждения

.1 Проблемы инновационного развития образовательных учреждений

.2 Тенденции развития современного образовательного учреждения

.2.1 Успешность инновационного развития учреждения образования

.2.2 Тенденции инновационного развития учреждения образования

Заключение

Список литературы

Введение

В педагогической науке возникло и развивается принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов.

В общем виде инновации в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных систем и образования в целом.

В современной педагогической литературе тема новаций и инноваций достаточно широко представлена. Особо можно выделить труды Хуторского А.В., (Хуторской А.В…2010), Юсуфбековой Н.Р. (Юсуфбекова Н.Р…1991), Полякова С.Д. (Поляков С.Д…2007).

Тема педагогических инноваций также представлена в современной учебной литературе (Пидкастистый П.И…2009), (Бордовская Н.В…2014), (Сластенин, В. А…2013).

Необходимость и приоритеты инновационного развития образования отражены в новых нормативно-правовых документах (Концепция Федеральной целевой программы…2014), (О Федеральной целевой программе, …2015), (Закон об образовании…2012), (Стратегия…2011), (О Концепции долгосрочного развития …2009).

17 стр., 8457 слов

Учреждение образования 18

... развития учреждения образования «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина». РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: кафедрой дошкольного образования ... развития дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками, её место в системе педагогических наук. Актуальные тенденции и инновационные ... квалификации педагогов. Использование инноваций и современных ...

Инновационная деятельность в сфере образования должна проводиться с целью обеспечения модернизации и развития системы образования, учитывая основные направления социально-экономического развития Российской Федерации, а также реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Инновационная и экспериментальная деятельность «…должны быть направлены на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ» (Закон об образовании 2012).

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. (О Концепции долгосрочного…2009).

Долгосрочные ориентиры развития инновационной деятельности отражены в Стратегии инновационного развития (Стратегия…2011), где заданы и определены ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержка коммерциализации разработок. Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Как видно из приведенных выше документов, понятия «новация», «инновация» и «инновационная деятельность» являются ключевыми для понимания основных тенденций развития образования на современном этапе.

Неоднозначность в понимании и применении данных терминов в практике педагогов создает определенную проблематичность и необходимость выявления сути описываемых понятий, их классификацию и использование в развитии современного инновационного образовательного пространства.

Другая проблема — выяснить, как происходящие инновационные процессы влияют на развитие образовательных учреждений — какие тенденции развития преобладают, как инновационные процессы вписываются в образовательную практику учреждений.

Цель работы: Раскрыть сущность понятия «педагогическая инновация» и выявить тенденции развития современного образовательного учреждения.

5 стр., 2452 слов

Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического ...

... между этапами профессионального образования и образовательными технологиями. Проверка эффективности использования системы психолого-педагогического сопровождения для развития профессионально-педагогической направленности путем формирования ... содержания конкретных форм работы и самое главное - определить понятие социально-психологического статуса студента. Таким образом, мы получаем ответ ...

Задачи работы:

Раскрыть сущность понятия «педагогическая инновация».

Дать современную классификацию педагогических инноваций.

Выявить факторы успешности введения педагогических инноваций.

Обозначить основные тенденции развития современных образовательных учреждений.

Глава I. Сущность понятия «педагогическая инновация»

.1 Сущность понятия «педагогическая инновация

Нововведения и новшества характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественным образом могут выступать предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе, они являются результатом научных поисков, а также передового педагогического опыта отдельных учителей и целых педагогических коллективов. Термин «инновация» созвучен таким терминам, как «новый», «новшество».

Применительно к термину «новый» словарь С.И. Ожегова (Ожегов С. И Словарь, 1990) даёт следующее определение: «новый» — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Нетрудно заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, и эффективности нового.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление», «новшество» или «изменение» (Ожегов С. И Словарь, 1990).

Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Инновация педагогическая (нововведение) — это целенаправленное изменение, привносящее в образовательную среду некие стабильные элементы — новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Процесс освоения новшества — нового средства, метода, методики, технологии, программы идет через поиск идеальных новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление (Глоссарий ФОП «Российское образование»…2015).

В начале XX века возникла новая область знания, «инноватика» — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов, в российской образовательной системе об инновациях заговорили с 80-х годов XX века — в последнее двадцатилетие. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нечто нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (Полонский В.М…2007).

Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятия и терминология стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций рассматриваются педагогические инновации. (Общая и профессиональная педагогика…2003).

13 стр., 6332 слов

Система командной деятельности в организации и управление командами

... этапы их развития; · Выявить пути совершенствования командной деятельности на предприятии. Предметом дипломной работы является система командной деятельности в организации и управление командами. Теоретической основой и ... в целом. И, наконец, команда - эффективный способ выработки рационалистических идей, инноваций и творчества, а это, как известно залог конкурентного преимущества. Из выше ...

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы — интенсивный путь развития, так и за счет привлечения дополнительных мощностей — инвестиций: новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений — это так называемый экстенсивный путь развития. Соединение этих путей развития педагогических систем позволяет проводить так называемые «интегрированные инновации», которые могут строится на стыке разноплановых, разно уровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными мероприятиями, они станут осознанными преобразованиями, идущими из глубины потребностей и знания системы. Предлагается подкрепить т.н. «узкие» места новейшими технологиями, и повысить общую эффективность педагогической системы. (Общая и профессиональная педагогика…2003).

В современной педагогической науке истолкование, понятие и принятия термина «инновация» влияет на проблему эффективности инновационной деятельности — что проявляется в непонимании, искажении сущности самого термина «инновация». «Инновация — это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в существующих условиях. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение — в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность. Инновации в образовании внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в учебные программы и методики. Изменения могут коснуться характера педагогической деятельности, системы финансирования и оценки качества образовательных услуг» (Макова Т. И., Пономарева С. А…2012).

Анализируя научную литературу можно видеть, что понятия «новация» и «инновация» не тождественны, и имеют различия. Для выявления сущности этих понятий предлагается сравнительная таблица, где рассматриваемые различия хорошо представлены (Таблица 1).

Таблица 1. Различия понятий «новация» и «инновация»

КритерииНовацияИнновацияМасштаб целей и задач инновацийЧастныйСистемныйМетодологическое обеспечение инновацийВ рамках существующих теорийВыходит, за рамки существующих теорийНаучный контекст инновацийОтносительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объясненияМожет вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» наукиХарактер действий (качество инноваций)Экспериментальный (апробирование частных нововведений)Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результатХарактер действий (количество инноваций)Ограниченный по масштабу и времениЦелостный, продолжительныйТип действий инноваций Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практикеРеализация инновацийАпробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельностиРезультат, продукт инновацийИзменение отдельных элементов в существующей системеПолное обновление позиции субъектов практики, рецикл связей в системе и самой системыНовизна инновацийИнициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методикиОткрытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельностиПоследствия инновацийУсовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связейВозможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Из таблицы хорошо видно, что понятия «новация» и «инновация» несут различную смысловую нагрузку. Анализируя материал таблицы, нетрудно установить, что «новация» — это средство — новый метод, методика, технология, программа, а «инновация» — это процесс освоения этого средства, введение новаций в практику. Обобщая, можно сказать, что «инновация» — это целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое.

По мнению многих педагогов, в первую очередь инновации в образовании, должны быть направлены на «…создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует понимать целенаправленное, осмысленное, изменение педагогической деятельности через разработку и внедрение нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм. Соответственно, развитие инновационных процессов можно рассматривать как способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности» (Инновации в образовании…2015).

Главная особенность инноваций в образовании -это новшества, специально спроектированные, разработанные, либо случайно открытые в порядке педагогической инициативы. Главное: инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а реально работающими педагогами-практиками. Инновации в педагогике отличаются тем, что «объект» их воздействия, предмет деятельности — живая, развивающаяся, обладающая неповторимым «я» личность (Инновационная педагогическая деятельность, Горовая В.И., Петрова Н.Ф.…2009).

.2 Классификация педагогических инноваций

Педагогическая инновация, как любое научное понятие, нуждается в определённой классификации. Педагогические инновации можно классифицировать по видам деятельности — педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие; по характеру вносимых изменений — радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах, комбинаторные — как новое сочетание известных элементов и совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы; по масштабу вносимых изменений — локальные — независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные — взаимосвязанные группы нескольких локальных; системные — идет полная реконструкция системы как целого; по масштабу использования — единичные и диффузные, по источнику возникновения — внешние — реализуемые за пределами образовательной системы; внутренние — разрабатываются внутри образовательной системы (Глоссарий ФОП «Российское образование»…2015).

22 стр., 10803 слов

Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности ...

... деятельности педагога-инноватора. Барьеры в инновационной деятельности педагога. 24. Связь педагогических инноваций с психолого-педагогической теорией и педагогическим опытом. 25. Основные источники определения современных педагогических проблем в системе ... учебно-воспитательного процесса; в управляющей системе общеобразовательного учреждения: нововведения по масштабу (объему) преобразований: ...

Иную классификацию инноваций предлагают Голубцов с соавторами (Голубцов Н.В., Кожин В.А., 2012): в образовательной деятельности они выделяют следующие виды инноваций:

внутри предметные инновации — инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Как пример — переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий;

обще методические инновации, к ним относятся: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Как пример — разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность;

административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;

идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением общественного сознания, веяниями времени и являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к самому обновлению».

Другой вариант классификации педагогических инноваций — по уровню инновационности и интенсивности произошедших изменений в системе.

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности инновации предлагается следующая классификация (Таблица 2.).

Таблица 2. Классификация педагогических инноваций по интенсивности инновационных изменений или уровня инновационности

Ранг инновацийХарактеристика инновацийИнновации 0 порядка- воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элементов — регенерация первоначальных свойств системы: Инновации 1 порядка- количественные изменения в системе при неизменном ее качествеИнновации 2 порядка- новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования — перегруппировка элементов системы Инновации 3 порядка- в образовательной системе в новых условиях идут адаптационные изменения, но без выхода за пределы старой модели образованияИнновации 4 порядка- есть новый вариант решения: чаще — простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, идет некоторое расширение ее функциональных возможностейИнновации 5 порядка- инициация и создание образовательных систем «нового поколения»: изменение большинства первоначальных свойств системы Инновации 6 порядка- создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципаИнновации 7 порядка- коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы, появляется «новый род» образовательных педагогических систем

9 стр., 4066 слов

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...

... помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий [18,143]. В.И. Зверева рассматривает управление, как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение ... (учебно-воспитательный, инновационные, различные процессы обеспечения) [20,237]. В. И. Бочкарев также к содержанию управления в школе относит деятельность, а именно организацию ...

Приведенная в таблице структура позволяет увидеть основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Следующий вариант классификации инноваций — по осмыслению перед внедрением инноваций в практику (Таблица 3.):

Таблица 3. Классификация педагогических инноваций по осмыслению перед внедрением в практику

Педагогические инновацииСлучайныеПолезныеСистемныеИнновации «надуманные», привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще они внедряются по «приказу» вышестоящего руководства и обречены на поражениеИнновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с размытыми целями и критериями, не составляют единого целого с системой образовательного учрежденияИнновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами, выстроенные на основе учёта интересов учащихся и педагогов, носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспортируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)

Как видно, инновации могут быть случайными, либо надуманными, либо пришедшие в административном порядке, часто они не «живучи», не системные, не поддерживаются педагогическим коллективом, и не соответствуют целям учреждения.

Системные инновации по своему генезису — проблемные, строятся на реальном интересе всех участников педагогического процесса, они хорошо подготовлены методически и организационно. (Ерофеева, Н.И…2002.).

По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические (Таблица 4).

Важно отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом — осуществляется процесс его применения.

Таблица 4. Классификация инноваций по характеру вклада в науку практику

Теоретические инновацииПрактические инновацииНовые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы обучения и воспитания, методика преподавания — полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.Новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.

Приведенные классификации показывают глубину и неоднозначность всех понятий, описывающих инновационные процессы, Любому специалисту в образовании необходимо учитывать типологию инноваций при создании инновационных образовательных проектов. Как показывает практика, систематизация понятий весьма полезна на начальной стадии ознакомления с новыми понятиями и подходами, позволяющими в дальнейшем избежать ошибок при создании проектов и программ. Особенно это актуально для педагогической теории и практики, где однозначность толкования термина приводит нередко к недоразумениям.

9 стр., 4164 слов

Фомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в ...

... отличие от программ кружковой работы внешкольных учреждений. Методическая работа учреждения дополнительного образования детей - вид педагогической деятельности, содержанием которой является анализ и ... учебно-воспитательного процесса, прогнозирования путей развития учреждения в целом. Содержание деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей предполагает: · изучение и ...

.3 Критерии педагогических инноваций

Эффективность инноваций, формирование инновационной направленности развития педагогических систем любого уровня предполагает оценку развития инновационного процесса с использованием определенного инструментария, системы критериев. Отталкиваясь от опыта некоторых исследователей, (М. С. Бургин…2009), выделяют следующие критерии педагогических новшеств и их последовательность: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основной критерий инновации — «новизна», позволяющий оценить, как научные педагогические исследования, так и передовой педагогический опыт. В этой связи для учителя, который желает включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит суть предлагаемого нового, каков уровень его новизны. Для одного это может быть реально новое, для другого оно таковым может не оказаться. Поэтому необходимо подходить к включению педагогов в инновационную деятельность с учетом добровольности, учетом особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения

Следующий критерий — «оптимальность» определяет затрату сил и средств педагогов и учащихся для достижения результатов. Разные педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют об оптимальности инновации.

Критерий «результативность» означает определенную устойчивость и достижимость положительных результатов в деятельности педагогов. Слагаемые критерия: технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении позволяют данный критерий использовать в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания

Критерий «возможность творческого применения инновации в массовом опыте» трактуется как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве.

На начальном этапе внедрения возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте сначала подтверждается в деятельности отдельных педагогов, а после апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению. Знание перечисленных выше критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества.

18 стр., 8621 слов

Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению ...

... о синдроме эмоционального выгорания как критерии необходимости изменений в деятельности педагогов дошкольного учреждения. 2.Выявить условия предупреждения синдрома эмоционального выгорания у педагогов. .Предложить ... - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса: ) нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, ...

Анализ специальной литературы и опыта деятельности образовательных учреждений говорит о недостаточной интенсивности внедрения педагогических новшеств в практику педагогической деятельности. Можно выделить как минимум две причины нереализованных педагогических инноваций:

первая причина — инновации, как правило, не проходят необходимой профессиональной экспертизы и апробации;

вторая причина — внедрение педагогических инноваций предварительно не было подготовлено ни в организационном, ни в техническом, а самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии непродолжительного времени забывалось или отменялось административным приказом и распоряжением (Сластенин В.А…2013).

Одной из основных причин подобной ситуации является «…отсутствие в школах инновационной среды — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений»

Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает «коэффициент сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям (Сластенин В.А. и др.…2002).

Глава II. Тенденции развития современного образовательного учреждения

.1 Проблемы инновационного развития образовательных учреждений

Эффективность инновационной деятельности в образовательном учреждении зависит от многих факторов: объективных, субъективных, внешних, внутренних, экономических, управленческих. Эффективность деятельности учреждения — это соответствие достигнутого качества результата уровню затрат по обеспечению данной деятельности.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой организации, являющейся совокупностью взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

Инновационная деятельность современного образовательного учреждения — «…это процесс, включающий стратегический маркетинг, научные исследования, организационно-технологическую подготовку создания и оформления новшеств в практике обучения и воспитания, распространения и обмена педагогическим опытом, освоения новых форм взаимодействия с социумом, их внедрения и распространения в другие сферы, направленный на удовлетворение какой-либо образовательной потребности» (Белова Н.Е…2013).

Своеобразным «двигателем» развития современного образовательного учреждения является инновационная деятельность, направленная на разрешение существующих проблем, конечным результатом которой могут быть новшества или инновации. Эффективное управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении становится особо актуально в современных условиях, так как является условием «выживания» образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива (там же, с.7).

Именно эффективное развитие инновационной деятельности позволяет образовательному учреждению стать конкурентоспособным в непростых современных условиях. При управлении организацией в быстро меняющихся условиях, условиях ее развития руководитель образовательного учреждения выполняет новый вид деятельности — инновационный, следовательно, появляется и новая подсистема управления — инновационная подсистема образовательного учреждения, которая предполагает осуществление изменений через поиск, разработку и внедрение новшеств в конкретную часть всей системы. Эффективное управление инновационной деятельностью в современном образовательном учреждении может способствовать инновационной деятельности, либо препятствовать ее развитию.

С выше указанных позиций различают функционирующий — пассивно-приспособительный и инновационный — развивающий типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений. Исходя изданного положения, одни образовательные учреждения работают в режиме функционирования, другие — в режиме развития. Именно последних можно отнести к инновационным образовательным учреждениям, потому как их педагогические системы находятся в развитии, постоянно приближаясь к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества (Пидкастистый. П.И.,…2009).

Возможно, вся «беда» в классическом подходе, который традиционно рассматривает управление как систему функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, придает большое значение роли личностных характеристик руководителя, которые представляют собой синтез врожденных и приобретенных качеств и способностей. Очевидно, нужно переосмысление традиционного управления в сфере образования с позиций постоянного развития одного из основных ресурсов самообучающейся организации любого образовательного учреждения — интеллектуального ресурса.

Современный менеджмент в сфере образования преследует цель создание новых условий, способствующих развитию интеллектуальных ресурсов. Инновационную деятельность нужно выделить как особый «предмет управления образованием», погружение в инновационную деятельность, направленную на формирование открытого образовательного пространства. Понятие «открытое образовательное пространство» отражает «динамичную взаимосвязь образовательных концептов — ценностно-смысловых ориентиров, целей, норм образовательной деятельности, способов организации и воплощения их в конкретных образовательных институтах, проектах, стратегиях и практиках.

.2 Тенденции развития современного образовательного учреждения

.2.1 Успешность инновационного развития учреждения образования

Для современного, динамично развивающегося общества, характерны стремительные и непрерывные перемены, происходящие в различных областях жизни. Все чаще говорят о становлении информационной и техногенной цивилизации, которая предъявляет более высокие образовательные требования к современному человеку. При этом акцент смещен на формировании ценностных ориентаций гуманистического порядка, развитии продуктивного мышления, творчества, а не только на усвоение всевозрастающего потока информации и повышения уровня предметной обученности.

Объектами инновационной деятельности в образовании могут выступать образовательные учреждения, системы воспитания и обучения, отношения между обучающимися и педагогами, а также организационно-педагогические и необходимые психолого-педагогические условия.

Эффективность деятельности современного учреждения образования и его любого структурного подразделения напрямую связана с «…оперативным освоением административными и педагогическими кадрами необходимой инновационной деятельности, заключающейся в разработке и реализации инновационных стратегических документов: программ развития и деятельности учреждения, концепций воспитательной системы, дополнительных образовательных программ, программ научно-экспериментальных площадок, инновационных проектов, программ развития научно-методических служб» (Хисаметдинова Л.Х., 2015).

Любая инновационная деятельность на современном этапе требует особых приемов управления, новых методов, средств и форм организации образовательного процесса, а также мониторинга вводимых и проводимых инноваций.

Развитие учреждения на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс. Как условие успешности инновационного развития образовательного учреждения — разработка соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии — одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что в основе успеха педагогической деятельности организации лежат выбираемые стратегии нововведений.

Инновационная стратегия — это целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она определена политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума.

В стратегии излагаются общие установки, в которых находят должны быть отражены концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы учреждения. Общеизвестно, что «…образовательное учреждение, находясь в «инновационном поле», приобретает некий иммунитет социальной безопасности, защищенности как для обучающихся, так и для педагогических кадров. По данным социологических исследований, более 90% учреждений дополнительного образования детей Российской Федерации находятся в активном поиске новых форм, методов и средств организации образовательной и воспитательной деятельности. Однако качественный анализ указывает на то, что инновационные процессы в образовании почти неуправляемы, разрозненны и неподготовлены» (Хисаметдинова Л.Х., 2015).

Важнейшим условием успешности внедрения инноваций является наличие в ОУ инновационной среды — определенной системы морально-психологических отношений, подкрепленной «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы».

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнерских и дружеских отношений, хорошая обратная связь — с учащимися, семьями, социумом, а также интегральные характеристики высокоразвитого коллектива общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок.

Как показывает свой опыт, одно из главных условий повышения инновационного потенциала организации — вовлечения педагогов в инновационную деятельность. Участие педагогов в инновационных процессах может проходить через: участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы, использование интерактивных методов научно-методической работы; участие в постоянно действующих семинарах по актуальным проблемам, повышение квалификации; участие в педагогических и методических советах, в организации круглых столов, участие в деловых, ролевых, эвристических играх по генерированию новых педагогических идей; творческая работа в школьных и районных методических объединениях; самообразование, работа с научно-методической литературой; описание и представление инноваций как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях и семинарах (Инновации в образовании…2015), (Тропой открытий…2011).

Результатом инновационной деятельности могут быть конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления позволяет организованный педагогический мониторинг (Хисаметдинова Л.Х., 2015), (Тропой открытий…2011).

.2.2 Тенденции инновационного развития учреждения образования

В новых государственных документах решение вопросов комплексной модернизации образования рассматривается через внедрение проектно-целевого подхода в практике управления системами образования всех уровней, взамен программно-целевому подходу. Предлагаемый новый подход предусматривает реализацию образовательных проектов на конкурсной основе, что позволит достигать значительно более высокого уровня мотивации и ответственности заказчиков и разработчиков планируемых проектов.

Проектно-целевой подход позволит использовать возможности проектного управления, а также преимущества программного проектирования образовательного процесса и образовательных технологий. Без использования проектно-целевого метода будет невозможно достижение целей и решение задач, предусмотренных в этих стратегических для отечественного образования документов. Реализация проектно-целевого подхода позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации (О Федеральной целевой программе…2015).

Данная смена методических подходов может рассматриваться как главная тенденция инновационного развития образовательных систем на современном этапе.

Среди частных и основных тенденций развития инноваций в образовании можно выделить следующие:

Первая — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Данная тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов- — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов.

Вторая — индустриализация обучения — его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет качественно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья — переход от преимущественно информационно-демонстрационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы обучающихся.

Четвертая — соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом — к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая — относится к организации принципиально нового взаимодействия обучающегося и педагога: необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности педагога на познавательную деятельность обучающегося.

Перечисленные выше общие тенденции характерны как для всей системы образования в целом, так и для отдельно взятого образовательного учреждения.

Анализируя опыт реальных образовательных учреждений, и опираясь на научно-педагогическую литературу (Ковалева У.Ю…2012), можно выделить более «узкие» приоритетные тенденции развития современных учреждений образования детей:

Призвание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.

Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.

Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.

Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.

Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.

Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.

Продвижение в своем развитии и обновление современного образовательного учреждения.

Проектирование авторских образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности и др.

Процесс управления развитием учреждения дополнительного образования детей в своей основе имеет различные подходы к управлению.

Как общий итог: тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:

это интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества,

установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;

демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся,

широкое участие общественности в управлении образованием.

педагогическая инновация образовательный

Заключение

Приведенный краткий обзор, посвященный проблематике истолкования и использования понятий «новация», «инновация» «инновационный процесс» показал глубину и неоднозначность использования данных понятий в педагогической теории и практике. Несмотря на давнюю историю, педагогические инновации на современном этапе развития образования переживают «второе рождение». Данные понятия введены в новые нормативно-правовые государственные документы, широко обсуждаются в педагогической литературе, приводятся в учебниках, являются ключевыми при разработке педагогических инновационных проектов.

В общем виде педагогические инновации следует понимать, как конечный результат введения в образовательную практику «новаций», или нововведений: новых форм, средств, методов, методик, технологий. Основная цель педагогических инноваций — качественно новые положительные подходы в обучении и воспитании школьников. Педагогические инновации имеют свои критерии оценки и систему классификации, позволяющую педагогу осмысленно проектировать инновации, воплощать их в педагогических проектах. Успешность педагогических инноваций зависит от многих факторов — внешний, внутренних, объективных и субъективных — все они должны учитываться при разработке инновационных педагогических проектов.

Тенденции инновационного развития современных образовательных систем находят свое отражение в практике образовательных учреждений: изменения в концепциях и подходах проявляются в нормативных документах, программах развития, образовательных программах учреждения.

Основными тенденциями развития современных образовательных учреждений являются: гуманизации образования, проявляющаяся в усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, акцент на формирование гражданина нового типа — интеллектуала с высокими моральными и физическими качествами, демократизация образования, объединение инициативы учащихся и педагогов, дифференциация и индивидуализация обучения — широкое участие общественности в управлении образованием как интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений.

1. «Закон об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы /Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года/Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.

. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009).

О Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы» /Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 от 23 мая 2015 г. N 497.

. Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике /Молодежь в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции /сборник научных трудов — Саратов-Дюссельдорф — Пресс-Лицей — 2013. — 256 с.

. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, — С.-Пб. Питер. — 2014. — 586 с.

. Белова Е.Н., Гуртовенко Г.А., Бутенко С.В., Яковлева Н.Ф. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография /Е.Н. Белова, Г.А. Гуртовенко С.В. Бутенко, Н.Ф. Яковлева. Изд. 2-е стереотип. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. — 164 с.

. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании [Текст] /Н.И. Ерофеева. //Народное образование. -2002.-№ 5.- с. 94.

. Ковалева У.Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода [Текст] / У.Ю. Ковалева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.), — СПб, Реноме, 2012,- с,120 — 124.

. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1 — 174 с.

. Ожегов С. И. Словарь русского языка/1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой.

. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — 176 с.

. Пидкастистый П.И. Педагогика /Педагогическое сообщество России, 2009. -576 с.

. Полонский В.М. Инновации в образовании Методологический анализ /Инновации в образовании № 2 2007 — с 134.

. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — 6-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2013. — 496 с.

. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

. Тропой открытий /Инновационный образовательный проект /коллектив авторов. МАУ ДО ГорСЮН. Н. Тагил, 2011. — 27 с.

. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — М., 2010. — 256 с.

. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

. Голубцов Н.В. Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Фёдоров О.В. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России /монография М., -Академия естествознания [Электронный ресурс] — 2012 — 10 дек. Режим доступа: http://www.monographies.ru/143.

. Макова Т.И., Пономарева С А. Инновационная деятельность в образовании Научное издание. Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической конференции Нижний Тагил, — 2012 — 17 дек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_2897.htm.

. Хисаметдинова Л.Х. ГБУДОД ООДТДМ им. В.П. Поляничек

Инновационное развитие современного учреждения дополнительного образования: Материалы научно-практической интернет-конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра» /- [Электронный ресурс], — 2015 — 12 дек.- Режим доступа: http://orenik.odtdm.ru/index.php.

. Глоссарий ФОП «Российское образование»/ Открытый класс [Электронный ресурс], — 2015 — 28 ноября. Режим доступа: .

. Инновации в образовании, Материалы VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции, [Электронный ресурс] — электронный интернет-журнал «Эйдос» — 2015 — 5 дек. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/htm.