8
Лекция 3
Инновация — не просто создание различного рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изменения в социальной жизни и практике. Отношение и на производстве, и в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Как правило, инновация встречает поддержку одной части населения и яростное неприятие другой.
Это связано с тем, что основной особенностью инновации является то, что инновация есть всегда разрыв с существующей традицией. Инновацию можно считать своего рода культурной девиацией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. Если рассматривать процесс появления и распространения инноваций, то можно заметить, что инновация всегда начинается с проявления творчества, оригинальности, а, следовательно, отхода от существующих общепринятых традиций.
В свою очередь, такими способностями обладают не все члены общества, атак называемое «творческое меньшинство». Большая, консервативная (а зачастую и агрессивная) часть общества с помощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструкции стремится не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. В зависимости от культурных механизмов, так называемых культурных селекторов, препятствующих принятию и распространению инноваций или наоборот способствующих этому, инновация может быть отвергнута, а может получить широкое общественное признание. Например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран было принято, так как многоженство, разрешенное в исламе, было частью культуры местных жителей. В то же время католическая религия в России была отвергнута. В случае принятии инновации начинается фаза ее распространения. Здесь можно наблюдать несколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инновации:
- может произойти так называемая «компенсация», когда начальные инновационные изменения вызывают отрицательные обратные связи, которые стремятся уменьшить значение инноваций, а то и вовсе уничтожить их средствами контрреформы;
- может произойти и «чрезмерная компенсация», когда сопротивление внедряемой инновации столь велико, что компенсаторный механизм реагирует слишком сильно и как бы «переполняется», т. е. не только сохраняет существующее положение вещей, но и окончательно изменяет данную структуру в направлении, противоположном тому, что предполагалось инноваторами. Этот ответный удар именуется «эффектом бумеранга» ;
- изменения, вызванные внедрением инновации, могут ограничиться заданной локальной областью (производства, науки, техники и т. д.) без каких-либо последствий для других сфер общественной жизнедеятельности;
- встречаются ситуации, когда начальные инновации в какой-то области ведут к случайным трансформациям ограниченного количества компонентов в смежных социальных подсистемах, это придает существующему социальному пространству хаотический характер;
- происходят некоторые модификации в различных его фрагментах, но, в конечном счете, оно сохраняется в прежнем виде;
- наконец, наиболее важный вариант развития инновации заключается в системном усилении изменений благодаря действию положительных обратных связей.
11 стр., 5251 слов
Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного ...
... развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в существующих условиях. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение ... и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновация педагогическая (нововведение) - это целенаправленное изменение, привносящее в образовательную среду некие стабильные элементы - ...
Здесь начальные инновационные изменения влекут за собой цепь последовательных сдвигов в других компонентах уже метасистемы и без непосредственного участия инициаторов нововведения вплоть до полной ее трансформации. Это часто случается в сфере технологии: например, с изобретением автомобиля, аэроплана, конвейерного производства, компьютера радикально изменяется сам образ жизни миллионов людей.
В целом, процесс проникновения инноваций в жизнь общества имеет характер диффузии — распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европейцев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты).
Инновацию можно рассматривать не только как результат, но и как процесс взаимодействия культур. Это может быть историческое взаимодействие, так как инновация — это рождение и внедрение нового в рамках существующей культуры, хотя и выводящее ее на новый уровень, за существующие пределы, открывающее путь к новой культуре. Но это и процесс взаимовлияния различных культур в одном временном пространстве. В обоих случаях это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с принимающей их культурой.
Если инновации вносят новые культурные образцы, не существующие в реальной культуре, то возможны следующие пути развития:
1) инновации присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру. Это вариант бесконфликтного принятия социальных инноваций. Новое входит в общество без отказа от старых культурных образцов. Общество медленно, эволюционно развивает новые образцы, сравнивая их со старыми, привычными. Только по прошествии достаточно длительного времени люди отказываются от старых, отживших форм и полностью принимают новые, ставшие привычными. Это — эволюционный тип социальной адаптации культурных образцов. Например, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.).
Методы избежания конфликтов
... отношения со стороны учителя. Отдельные черты личности учителя могут быть источником ряда конфликтов (например, общая конфликтность в общении с людбми, неадекватные формы реагирования в проблемных ... не быть. Приписывание красивому человеку положительного внутреннего образа одно из хорошо изученных социальной психологией заблуждений. Так же вызывают симпатию у учителей дети, которые отличаются ...
- отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним.Это креативный тип адаптации инноваций. Например, рыночные отношения (как социокультурный феномен) в современной России не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.
- инновации могут быть не совместимы с существующей культурой, вступать в конфликт с существующими культурными образцами. Тогда инновация отвергается обществом или социальной группой. Например, рабочую модель паровой турбины изобрел Герон Александрийский в 62 году н. э. Но это новшество не имело успеха в культуре, располагавшей практически неограниченными ресурсами рабского труда и не испытывавшей нужды в механической энергии. Конфликтом с существующими в обществах образцами объясняется, почему ислам в некоторых частях Азии и Африки получил большее распространение, чем христианство. Христиане отрицательно относились к многоженству, а это была часть культуры живших там людей. Ислам же разрешает многоженство.
- возможен вариант, когда инновация принимается, несмотря на конфликт с существующей культурой.
Конфликт вызывает протесты, делает адаптацию неустойчивой.
- инновация принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми. Хотя ее принятие сопровождается конфликтами и конфликт порождает новые проблемы, социальные напряжения в обществе, но они непосредственно не направлены против данной социальной инновации. Конфликт в этой ситуации имеет двойственную природу — цивилизационную и культурную. Например, внедрение идеологии классического либерализма, построенного на отношениях частной собственности, в нашей стране связано с фундаментальными изменениями привычных образцов социальных отношений, порождает материальные и моральные издержки.
В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):
— множественные эффекты отдельного изобретения или открытия (внедрение автомобиля привело к образованию отрасли промышленности, сократило время передвижения людей, оно влияло на человеческие ценности, на организацию рыночных отношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);
— произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизационные, социальные, культурные изменения в обществе. Например, эффект, произведенный изобретением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомобильная промышленность, изменившая характер деятельности людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т. д.;
— соединение эффектов различных изобретений (атомного реактора, ракеты, электронной системы обусловило появление оружия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).
Межличностные конфликты в организации: причины и мотивы возникновения
... могут повлечь нарушение деятельности организации в целом. Конструктивные конфликты позволяют реформировать деятельность, способствуют улучшению уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия. Классификация по характеру причин, повлекших возникновение конфликта, включает: . Конфликты целей. Противоборствующие стороны ...
Таким образом, инновации, даже если они сразу не принимаются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.
2. Инновационные конфликты и возможности их разрешения
Как правило, всякая инновация практически в любом обществе ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспобность) общества и может иметь большую или меньшую степень выраженности. Те же самые проблемы возникают и при внедрении инновации на предприятии или в организации. И в первую очередь при внедрении нововведения возникают противоречия между его сторонниками и противниками. Новаторы рассчитывают на улучшение работы организации и личной жизнедеятельности в результате внедрения новшества. Консерваторы опасаются, что жизнь и работа станут хуже. Кроме этого, в зарубежной литературе выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности:
технико-экономические,
юридические,
организационно-управленческие
и социально-психологические
К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации традиций; опасения наказания за неудачу и др.
Вероятность инновационного конфликта возрастает под действием следующих факторов:
— масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем большее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следующая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более короткой по времени является такая инновация, тем большее сопротивление она встречает.
— радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.
- скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.
- социально-психологическое, информационное и другое обеспечение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопровождает.
Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инновационный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины межличностных конфликтов можно объединить в пять групп.
Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения
... также вновь образовавшаяся форма, элемент". Синонимом инновации является понятие "новшество". В педагогике понятие "инновационная деятельность" рассматривается несколько глубже и имеет широкий ... методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков). Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной ...
- объективные причины заключаются в естественном столкновении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно порождают множество межличностных инновационных конфликтов, являющихся следствием этих реформ.
- организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих механизмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.
- инновационные причины связаны с характеристиками самого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.
- личностные причины заключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса.
- ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осуществляется в условиях конкретных социально-экономических,социальных, материально-технических и других обстоятельств.
Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организации, работающие в условиях неопределенности, быстро развивающиеся, производящие новые продукты и услуги.
3. Инновационный потенциал личности
Творцом инноваций всегда является отдельный индивид. И тогда нам нужно рассматривать психологию отдельной личности с точки зрения ее способности к инновациям. Поэтому центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности. Можно предположить, что способность к инновационной деятельности или способность к творчеству — это врожденное свойство, которым наделены лишь отдельные люди. Тогда возникает вопрос — что собой представляет «творческий человек». Какие черты характера позволяют успешно заниматься творчеством?
Психологи-когнитивисты и другие ученые годами серьезно изучали способность к творчеству. Их работа развилась в школу, которая ставит своей задачей выявление важных составляющих «творческой личности». Большинство авторов выделяют следующие личностные черты творцов-инноваторов:
1) независимость. Личностные стандарты важнее стандартов группы, налицо нонконформизм оценок и суждений;
2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям. Такой человек любит исследование и жаден до информации. У него есть талант к поиску проблем. Он интересуется опросами, на которые не найден ответ, предпочитает самые трудные проблемы, обладает ненасытной любознательностью, всегда готов к очередному вызову своим способностям, очередной головоломке;
Проблема лидерства в инновационной деятельности. Инновационные риски
... деятельности сторон участниц; Отслеживание потребительского спроса и поведения клиентов; Учет и регистрация динамики реализации проекта; Контроль за прохождением рубежей проекта; Выявление причин рассогласований и сбоев в инновационном ... любви, уважения, привязанности). ) Эталонная власть - власть примера. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет ...
3) гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сторон. Выворачивает идеи наизнанку, задом наперед, вверх дном. Может отбросить заданный ряд предположений вопросом «А что если?» Любит метафоры и аналогии. Объясняет или описывает ситуацию, используя необычные образы или обороты речи. Способен к так называемому синектическому «остранению», т. е. умеет увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, «странное». Или, наоборот, умеет превратить самую неожиданную фан-тазию и, даже, бредовую идею в нечто очевидное, само собой разумеющееся;
4) готовность рисковать. Любит жить на грани. Ищет возбуждения и постоянной стимуляции. Легко пресыщается. Непрерывно ищет еще неисследованные территории. К поражениям относится здраво. Любит работать в областях, пограничных его компетенции; иногда импровизирует или даже начинает дело, повинуясь импульсу, без основательной подготовки;
- высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию; личный эстетизм. Склонность делать сложное простым. Находит модель явления, ассоциации и сходства. Проявляет большую толерантность к двойственности, асимметрии и неопределенности;
- уверенность в своих творческих способностях, в своей одаренности и в силе характера, и при этом объективность в оценке собственной работы. Спрашивает мнения о ней других. Учитывает и использует критику. Дает особенно хорошие результаты при наличии обратной связи;
- самомотивация. Делает дело ради самого дела. Движим страстью решить задачу, страстью творить. Практически не интересуется вознаграждением, размером зарплаты или приработками. Не склонен менять свою работу на основе внешних форм мотивации — оценки или аттестации. Не терпит контроля.
Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов следует добавить и такую характеристику, как отсутствие прямых меркантильных интересов в исследовательской деятельности.
Все вышеназванные характеристики мы можем объединить термином инновационное сознание. Инновационное сознание, являясь сферой нестандартного, или даже ненормального, отклоняющегося, девиантного, может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.
Инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (активизм, индифферентность, страх), безусловно, оказывают влияние на результативность и
Характеристики эффективной команды. Механизмы формирования управленческих ...
... организации, появилось значительное число исследований в менеджмент <#"justify">1. Характеристика эффективной команды «Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который ... индивидуальной работе или в малой группе. Эффективная деятельность в команде Среди факторов, влияющих на эффективность команды выделяют следующие: размер группы; состав; групповые нормы; ...
4. Инновационный потенциал группы
Одной из важнейших задач по повышению эффективности инновационной деятельности считается задача формирования творческих групп, или команд, состоящих из высококвалифицированных специалистов, которые, вместе с тем, обладали бы необходимыми и достаточными для эффективной продуктивной работы психологическими качествами.
Лучшими инновационными командами движут творчество и любознательность. Они понимают, что мир вокруг них меняется, но относятся к изменениям не как к врагам, а как к союзникам. Они готовы постоянно изменяться и развиваться совместно со своей рабочей средой.
Характеристики успешной проектной команды:
- полная отдача себя проекту;
- ориентированность на результат;
- творческое мышление;
- готовность к изменениям;
- забота о качестве;
- способность предсказать тенденции;
- умение быть в курсе, заинтересованность и энергия;
- способность быстро разрешать конфликты;
- умение общаться, обратный отклик;
- взаимная ответственность, доверие;
- интерес к саморазвитию;
- эффективные организационные контакты.
Эффективная инновационная команда должна осознавать свою
задачу, которая ограничена во времени, и нести полную ответственность за ее выполнение.
Команда должна разработать четкие критерии коллективизма. Эта идентичность в основном определяется задачей проекта. Коллективизм должен быть направлен вовне. Сосредоточенность на конечном результате проекта поможет сохранить сплоченность команды без опасного изолирования ее от широкой стратегии организации.
Наконец, для успешной инновационной команды характерно обладание самыми разнообразными навыками. Разнообразие команды — это ее сила. Она растет по мере взаимодействия навыков людей в ходе выполнения задачи. Команда должна уметь думать творчески, конструктивно и слаженно. Она должна быть готова к обмену идеями и информацией, двигаться к решениям вместе и приспосабливаться к изменению обстоятельств. Команда должна уметь вести плодотворные диалоги.
Особую роль в деятельности инновационной группы играет так называемый «парадоксализм» корпоративного сознания. Одно из его наиболее ярких проявлений — это коллективная уверенность группы в необходимости своей деятельности даже вне зависимости от результатов этой деятельности.
Как правило, оптимальная численность инновационной команды составляет примерно 8-12 человек. В более многочисленных группах зачастую возникают непродуктивные социально-психологические напряжения, ведущие к внутригрупповым конфликтам. Многоплановость функций, выполняемых инновационной командой предполагает наличие в ней как минимум трех категорий сотрудников-партнеров.
К первой группе относятся генераторы идей, способные проявлять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности ...
... содержания формой), возвращения. 8. Психологическая характеристика субъекта инновационной деятельности. Типология личностей инноваторов. 9. Современные тенденции инновационного развития образовательных систем (анализ отечественного ... Правовая защита инновационной деятельности. 17. Инновационный процессв системе образования как последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от ...
Вторую группу составляют инноваторы-менеджеры, способные управлять инновацией как процессом. Именно они должны принимать решения в условиях неопределенности, идти на финансовый и предпринимательский риск, уметь преодолевать организационные и психологические трудности.
Третью, наиболее многочисленную группу в инновационной команде, составляют квалифицированные работники («периферия»), обеспечивающие так называемую систему поддержки. Именно эта группа занимается информационным обеспечением, анализом внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую реализацию инноваций.
Индивидуальные психологические особенности каждого члена инновационной команды (во всех трех группах, но с разными акцентами) должны соответствовать набору качеств, необходимых для эффективной инновационной деятельности. В частности, это такие качества, как интеллект, лидерство, инициативность, коммуникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность.
Большое влияние на эффективность деятельности инновационной команды оказывает руководитель. Он должен крепить своим руководством коллективизм команды, постоянно напоминать ей о целях проекта и о важности их выполнения, воодушевлять ее и ориентировать на более высокий результат. Причем авторитарный или командно-административный стиль руководства невозможен. Потому что статус члена инновационной группы определяется не старшинством в должностной иерархии, не уровнем образования, а ценностью выдвигаемых идей, уровнем его креативности, гибкостью мышления.
5. Инновационная активность организации
Инновационный потенциал организации или предприятия в немалой степени зависит от восприимчивости предприятия к новшеству. В свою очередь, это — показатель комплексный, зависящий от различных факторов: личностно-психологических, внутренних или структурных и внешних.
В частности, к личностно-психологическим факторам относятся:
- характеристики руководящего состава на всех уровнях управления (личное отношение к нововведениям, профессионализм, место в организационной иерархии, склонность к риску и активным действиям, возрастные характеристики, интерес к служебному росту);
- характеристики персонала (образовательный уровень, осведомленность и мотивация к нововведениям, информационные контакты).
К внутренним (структурным) факторам относятся:
ресурсные характеристики (величина ресурсов, производственные мощности предприятия, наличие резервов, специализированного подразделения по реализации новшеств, опыта в использовании новшеств, кредитных возможностей);
структурные характеристики (уровень централизации, развитость коммуникационных каналов, межорганизационная интеграция, организационно-техническая готовность предприятия к реализации новшеств).
К внешним факторам относятся:
— состояние внешней среды (стабилизация, неопределенность, рост, спад);
— межорганизационная кооперация;
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
— уровень конкуренции;
— динамика спроса на продукцию (услуги);
-региональные характеристики.
Кроме того, можно выделить факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности в организационно-управленческой и социально-психологической сферах .
6. Инновационная культура общества
Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) во многом определяется состоянием инновационного климата общества. Сам процесс формирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сложен. Еще К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса», рассматривая проблему использования новшеств, отмечал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. В частности, он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инертность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага; временные убытки, противодействие непривычному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпоративные интересы, профессиональная зависть и т. д. Несмотря на то, что выводы ученого были сделаны более семидесяти лет назад, они и сегодня всё ещё актуальны.
Между тем для современных динамично развивающихся обществ проблема производства и внедрения инноваций становится особенно актуальной. Общество не просто должно адекватно реагировать на инновации, оно должно осваивать их во всех областях человеческой деятельности. Неприятие инноваций, их блокирование ведет к застою в общественной жизни, что приводит к общему отставанию. Таким образом, в современном обществе должен формироваться социальный спрос на инновационную деятельность во всех сферах общественной жизни.
Поэтому одним из важных вопросов является готовность общества к продуцированию, распространению и принятию инноваций. И эта готовность во многом обусловлена культурными факторами. В частности, можно выделить два фактора, влияющие на этот процесс. Первый — это тип цивилизационного развития.
Исследователи признают, что инновации всегда присутствовали в человеческой деятельности. Например, по мнению Алана Баркера, переход человечества к сельскохозяйственному производству можно считать первым примером инновации, и даже самым важным нововведением в истории человечества. Свою точку зрения он аргументирует следующим образом. Сельское хозяйство изменило человеческое общество сильнее, чем любая другая инновация до этого или с этих пор. Никто точно не знает, почему это произошло. Более 200 тысяч лет люди были охотниками и собирателями. Затем около 10 тысяч лет назад произошло нечто странное: мы начали оседать на одном месте. Очевидных причин тому нет: земледелие изначально понижает стандарты здоровья в популяции.
Он предположил, что, возможно, это была реакция на интенсивное глобальное потепление. Средние показатели температуры поднялись на 7 градусов по Цельсию за 10 лет. Для экосистем это должно было быть катастрофой. Люди отреагировали на этот кризис тем, что начали сажать сельскохозяйственные культуры и разводить животных для пропитания. Вообразите, какой странной должна была сначала казаться эта идея. Охотники и собиратели сами сажают и выращивают растения, сами пасут животных, а не просто охотятся на них.
А. Баркер считает, что сельское хозяйство наглядно показало, что инновации возникают циклически, по спирали. Выращивание сельскохозяйственных культур, или, например, одомашнивание животных требует новых навыков и форм сотрудничества. Успешное производство продуктов питания приводит к появлению излишков. Возникает вопрос: что делать с остатком? Придумать и ввести новую форму обмена — торговлю. Торговля также порождает новые специализации и формы взаимодействий между людьми. Людям нужно регулярно встречаться. Они начинают собираться в деревни и города. Эти формы жизни приводят к еще большим проблемам. Как быть с разногласиями в общине? Как поддерживать гигиену? Как восстановить плодородие земли? Как добывать сырье и распределять материальные блага, созданные общиной?