1. Механизмы распространения инноваций

8

Лекция 3

Инновация — не просто создание различного рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изменения в со­циальной жизни и практике. Отношение и на производстве, и в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Как правило, инновация встречает поддерж­ку одной части населения и яростное неприятие другой.

Это связано с тем, что основной особенностью инновации явля­ется то, что инновация есть всегда разрыв с существующей тради­цией. Инновацию можно считать своего рода культурной девиа­цией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. Если рассматривать процесс появления и рас­пространения инноваций, то можно заметить, что инновация все­гда начинается с проявления творчества, оригинальности, а, сле­довательно, отхода от существующих общепринятых традиций.

В свою очередь, такими способностями обладают не все члены общества, атак называемое «творческое меньшинство». Большая, консервативная (а зачастую и агрессивная) часть общества с по­мощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструк­ции стремится не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. В зависимости от культурных механизмов, так называемых культурных селекторов, препятствующих принятию и распространению инно­ваций или наоборот способствующих этому, инновация может быть отвергнута, а может получить широкое общественное признание. Например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран было принято, так как многоженство, разрешенное в исламе, было частью культуры местных жителей. В то же время католическая религия в России была отвергнута. В случае принятии инновации начинается фаза ее распространения. Здесь можно наблюдать не­сколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инновации:

  • может произойти так называемая «компенсация», когда начальные инновационные изменения вызывают отрицательные обратные связи, которые стремятся уменьшить значение инно­ваций, а то и вовсе уничтожить их средствами контрреформы;
  • может произойти и «чрезмерная компенсация», когда сопро­тивление внедряемой инновации столь велико, что компенса­торный механизм реагирует слишком сильно и как бы «пере­полняется», т. е. не только сохраняет существующее положе­ние вещей, но и окончательно изменяет данную структуру в направлении, противоположном тому, что предполагалось инноваторами. Этот ответный удар именуется «эффектом буме­ранга» ;
  • изменения, вызванные внедрением инновации, могут ограни­читься заданной локальной областью (производства, науки, тех­ники и т. д.) без каких-либо последствий для других сфер об­щественной жизнедеятельности;
  • встречаются ситуации, когда начальные инновации в какой-то области ведут к случайным трансформациям ограниченного количества компонентов в смежных социальных подсистемах, это придает существующему социальному пространству хаоти­ческий характер;
  • происходят некоторые модификации в раз­личных его фрагментах, но, в конечном счете, оно сохраняется в прежнем виде;
  • наконец, наиболее важный вариант развития инновации зак­лючается в системном усилении изменений благодаря действию положительных обратных связей.

    11 стр., 5251 слов

    Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного ...

    ... развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в существующих условиях. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение ... и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновация педагогическая (нововведение) - это целенаправленное изменение, привносящее в образовательную среду некие стабильные элементы - ...

    Здесь начальные инноваци­онные изменения влекут за собой цепь последовательных сдви­гов в других компонентах уже метасистемы и без непосред­ственного участия инициаторов нововведения вплоть до пол­ной ее трансформации. Это часто случается в сфере техноло­гии: например, с изобретением автомобиля, аэроплана, кон­вейерного производства, компьютера радикально изменяется сам образ жизни миллионов людей.

В целом, процесс проникновения инноваций в жизнь общества имеет характер диффузии — распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европей­цев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты).

Инновацию можно рассматривать не только как результат, но и как процесс взаимодействия культур. Это может быть истори­ческое взаимодействие, так как инновация — это рождение и вне­дрение нового в рамках существующей культуры, хотя и выводя­щее ее на новый уровень, за существующие пределы, открываю­щее путь к новой культуре. Но это и процесс взаимовлияния раз­личных культур в одном временном пространстве. В обоих случа­ях это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с принимающей их культурой.

Если инновации вносят новые культурные образцы, не суще­ствующие в реальной культуре, то возможны следующие пути развития:

1) инновации присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру. Это вариант бесконфликтного при­нятия социальных инноваций. Новое входит в общество без отка­за от старых культурных образцов. Общество медленно, эволюционно развивает новые образцы, сравнивая их со старыми, при­вычными. Только по прошествии достаточно длительного време­ни люди отказываются от старых, отживших форм и полностью принимают новые, ставшие привычными. Это — эволюционный тип социальной адаптации культурных образцов. Например, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные иннова­ции (американский джаз, тяжелый рок и др.).

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... отношения со стороны учителя. Отдельные черты личности учителя могут быть источником ряда конфликтов (например, общая конфликтность в общении с людбми, неадекватные формы реагирования в проблемных ... не быть. Приписывание красивому человеку положительного внутреннего образа одно из хорошо изученных социальной психологией заблуждений.  Так же вызывают симпатию у учителей дети, которые отличаются ...

  1. отдельные инновации способны только вытеснять культур­ные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним.Это креативный тип адаптации инноваций. Например, рыночные отношения (как социокультурный феномен) в современной Рос­сии не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и за­нять это место.
  2. инновации могут быть не совместимы с существующей культурой, вступать в конфликт с существующими культурными об­разцами. Тогда инновация отвергается обществом или социаль­ной группой. Например, рабочую модель паровой турбины изоб­рел Герон Александрийский в 62 году н. э. Но это новшество не имело успеха в культуре, располагавшей практически неограни­ченными ресурсами рабского труда и не испытывавшей нужды в механической энергии. Конфликтом с существующими в обще­ствах образцами объясняется, почему ислам в некоторых частях Азии и Африки получил большее распространение, чем христи­анство. Христиане отрицательно относились к многоженству, а это была часть культуры живших там людей. Ислам же разреша­ет многоженство.
  3. возможен вариант, когда инновация принимается, несмотря на конфликт с существующей культурой.

    Конфликт вызывает протесты, делает адаптацию неустойчивой.

  4. инновация принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми. Хотя ее принятие сопровождается конфликтами и конфликт порождает новые про­блемы, социальные напряжения в обществе, но они непосредствен­но не направлены против данной социальной инновации. Конфликт в этой ситуации имеет двойственную природу — цивилизационную и культурную. Например, внедрение идеологии класси­ческого либерализма, построенного на отношениях частной собственности, в нашей стране связано с фундаментальными изменениями привычных образцов социальных отношений, порождает материальные и моральные издержки.

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):

— множественные эффекты отдельного изобретения или откры­тия (внедрение автомобиля привело к образованию отрасли про­мышленности, сократило время передвижения людей, оно вли­яло на человеческие ценности, на организацию рыночных от­ношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);

— произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизационные, социальные, культурные изме­нения в обществе. Например, эффект, произведенный изобре­тением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомо­бильная промышленность, изменившая характер деятельнос­ти людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т. д.;

— соединение эффектов различных изобретений (атомного реак­тора, ракеты, электронной системы обусловило появление ору­жия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).

17 стр., 8048 слов

Межличностные конфликты в организации: причины и мотивы возникновения

... могут повлечь нарушение деятельности организации в целом. Конструктивные конфликты позволяют реформировать деятельность, способствуют улучшению уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия. Классификация по характеру причин, повлекших возникновение конфликта, включает: . Конфликты целей. Противоборствующие стороны ...

Таким образом, инновации, даже если они сразу не принима­ются и вступают в конфликт с существующими культурными об­разцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эф­фект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно та­кое глубочайшее воздействие на общество, на систему существо­вавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

2. Инновационные конфликты и возможности их разрешения

Как правило, всякая инновация практически в любом обществе ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспобность) общества и может иметь большую или меньшую степень выраженности. Те же самые проблемы возникают и при внедрении инновации на предприятии или в организации. И в первую очередь при внедрении нововведения возникают противоречия между его сторонниками и противниками. Новаторы рассчитывают на улучшение работы организации и личной жизнедеятельности в результате внедрения новшества. Консерваторы опасаются, что жизнь и работа станут хуже. Кроме этого, в зарубежной литературе выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности:

технико-экономические,

юридические,

организационно-управленческие

и социально-психологические

К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации традиций; опасения наказания за неудачу и др.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под действием следующих факторов:

масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

— радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

  • скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.
  • социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.

Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

... также вновь образовавшаяся форма, элемент". Синонимом инновации является понятие "новшество". В педагогике понятие "инновационная деятельность" рассматривается несколько глубже и имеет широкий ... методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков). Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной ...

  1. объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно порождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.
  2. организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.
  3. инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.
  4. личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.
  5. ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осуществляется в условиях конкретных социально-экономических,социальных, материально-технических и других обстоятельств.

Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги.

3. Инновационный потенциал личности

Творцом инноваций всегда является отдельный индивид. И тогда нам нужно рассматривать психологию отдельной личности с точ­ки зрения ее способности к инновациям. Поэтому центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоре­тического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потен­циала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности. Можно предполо­жить, что способность к инновационной деятельности или способ­ность к творчеству — это врожденное свойство, которым наделе­ны лишь отдельные люди. Тогда возникает вопрос — что собой представляет «творческий человек». Какие черты характера по­зволяют успешно заниматься творчеством?

Психологи-когнитивисты и другие ученые годами серьезно изу­чали способность к творчеству. Их работа развилась в школу, ко­торая ставит своей задачей выявление важных составляющих «творческой личности». Большинство авторов выделяют следую­щие личностные черты творцов-инноваторов:

1) независимость. Личностные стандарты важнее стандартов группы, налицо нонконформизм оценок и суждений;

2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям. Такой человек любит исследование и жаден до ин­формации. У него есть талант к поиску проблем. Он интересуется опросами, на которые не найден ответ, предпочитает самые труд­ные проблемы, обладает ненасытной любознательностью, всегда готов к очередному вызову своим способностям, очередной головоломке;

7 стр., 3107 слов

Проблема лидерства в инновационной деятельности. Инновационные риски

... деятельности сторон участниц; Отслеживание потребительского спроса и поведения клиентов; Учет и регистрация динамики реализации проекта; Контроль за прохождением рубежей проекта; Выявление причин рассогласований и сбоев в инновационном ... любви, уважения, привязанности). ) Эталонная власть - власть примера. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет ...

3) гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сторон. Выворачивает идеи наизнанку, задом наперед, вверх дном. Может отбросить заданный ряд предположений вопросом «А что если?» Любит метафоры и аналогии. Объясняет или описывает ситуацию, используя необычные образы или обороты речи. Спо­собен к так называемому синектическому «остранению», т. е. умеет увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, «странное». Или, наоборот, умеет превратить самую неожиданную фан-тазию и, даже, бредовую идею в нечто очевидное, само собой разумеющееся;

4) готовность рисковать. Любит жить на грани. Ищет возбуждения и постоянной стимуляции. Легко пресыщается. Непрерыв­но ищет еще неисследованные территории. К поражениям отно­сится здраво. Любит работать в областях, пограничных его ком­петенции; иногда импровизирует или даже начинает дело, пови­нуясь импульсу, без основательной подготовки;

  1. высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  2. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию; личный эстетизм. Склонность делать сложное простым. Находит модель явления, ассоциации и сходства. Проявляет большую толерантность к двой­ственности, асимметрии и неопределенности;
  3. уверенность в своих творческих способностях, в своей ода­ренности и в силе характера, и при этом объективность в оценке собственной работы. Спрашивает мнения о ней других. Учитыва­ет и использует критику. Дает особенно хорошие результаты при наличии обратной связи;
  4. самомотивация. Делает дело ради самого дела. Движим стра­стью решить задачу, страстью творить. Практически не интересу­ется вознаграждением, размером зарплаты или приработками. Не склонен менять свою работу на основе внешних форм мотивации — оценки или аттестации. Не терпит контроля.

Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов сле­дует добавить и такую характеристику, как отсутствие прямых меркантильных интересов в исследовательской деятельности.

Все вышеназванные характеристики мы можем объединить термином инновационное сознание. Инновационное сознание, яв­ляясь сферой нестандартного, или даже ненормального, отклоня­ющегося, девиантного, может быть определено как сознание, вклю­чающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направлен­ные на осуществление структурной, функциональной, институ­циональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.

Инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (акти­визм, индифферентность, страх), безусловно, оказывают влияние на результативность и

6 стр., 2786 слов

Характеристики эффективной команды. Механизмы формирования управленческих ...

... организации, появилось значительное число исследований в менеджмент <#"justify">1. Характеристика эффективной команды «Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который ... индивидуальной работе или в малой группе. Эффективная деятельность в команде Среди факторов, влияющих на эффективность команды выделяют следующие: размер группы; состав; групповые нормы; ...

4. Инновационный потенциал группы

Одной из важнейших задач по повышению эффективности ин­новационной деятельности считается задача формирования твор­ческих групп, или команд, состоящих из высококвалифициро­ванных специалистов, которые, вместе с тем, обладали бы необ­ходимыми и достаточными для эффективной продуктивной рабо­ты психологическими качествами.

Лучшими инновационными командами движут творчество и любознательность. Они понимают, что мир вокруг них меняется, но относятся к изменениям не как к врагам, а как к союзникам. Они готовы постоянно изменяться и развиваться совместно со своей рабочей средой.

Характеристики успешной проектной команды:

  • полная отдача себя проекту;
  • ориентированность на результат;
  • творческое мышление;
  • готовность к изменениям;
  • забота о качестве;
  • способность предсказать тенденции;
  • умение быть в курсе, заинтересованность и энергия;
  • способность быстро разрешать конфликты;
  • умение общаться, обратный отклик;
  • взаимная ответственность, доверие;
  • интерес к саморазвитию;
  • эффективные организационные контакты.

Эффективная инновационная команда должна осознавать свою

задачу, которая ограничена во времени, и нести полную ответ­ственность за ее выполнение.

Команда должна разработать четкие критерии коллективизма. Эта идентичность в основном определяется задачей проекта. Коллективизм должен быть направлен вовне. Сосредоточенность на конечном результате проекта поможет сохранить сплоченность ко­манды без опасного изолирования ее от широкой стратегии орга­низации.

Наконец, для успешной инновационной команды характерно обладание самыми разнообразными навыками. Разнообразие ко­манды — это ее сила. Она растет по мере взаимодействия навыков людей в ходе выполнения задачи. Команда должна уметь думать творчески, конструктивно и слаженно. Она должна быть готова к обмену идеями и информацией, двигаться к решениям вместе и приспосабливаться к изменению обстоятельств. Команда должна уметь вести плодотворные диалоги.

Особую роль в деятельности инновационной группы играет так называемый «парадоксализм» корпоративного сознания. Одно из его наиболее ярких проявлений — это коллективная уверенность группы в необходимости своей деятельности даже вне зависимос­ти от результатов этой деятельности.

Как правило, оптимальная численность инновационной коман­ды составляет примерно 8-12 человек. В более многочисленных группах зачастую возникают непродуктивные социально-психо­логические напряжения, ведущие к внутригрупповым конфлик­там. Многоплановость функций, выполняемых инновационной командой предполагает наличие в ней как минимум трех катего­рий сотрудников-партнеров.

К первой группе относятся генераторы идей, способные прояв­лять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи.

22 стр., 10803 слов

Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности ...

... содержания формой), возвращения. 8. Психологическая характеристика субъекта инновационной деятельности. Типология личностей инноваторов. 9. Современные тенденции инновационного развития образовательных систем (анализ отечественного ... Правовая защита инновационной деятельности. 17. Инновационный процессв системе образования как последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от ...

Вторую группу составляют инноваторы-менеджеры, способные управлять инновацией как процессом. Именно они должны при­нимать решения в условиях неопределенности, идти на финансо­вый и предпринимательский риск, уметь преодолевать организа­ционные и психологические трудности.

Третью, наиболее многочисленную группу в инновационной команде, составляют квалифицированные работники («перифе­рия»), обеспечивающие так называемую систему поддержки. Имен­но эта группа занимается информационным обеспечением, анали­зом внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую реализацию инноваций.

Индивидуальные психологические особенности каждого члена инновационной команды (во всех трех группах, но с разными ак­центами) должны соответствовать набору качеств, необходимых для эффективной инновационной деятельности. В частности, это такие качества, как интеллект, лидерство, инициативность, ком­муникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность.

Большое влияние на эффективность деятельности инноваци­онной команды оказывает руководитель. Он должен крепить сво­им руководством коллективизм команды, постоянно напоминать ей о целях проекта и о важности их выполнения, воодушевлять ее и ориентировать на более высокий результат. Причем автори­тарный или командно-административный стиль руководства не­возможен. Потому что статус члена инновационной группы опре­деляется не старшинством в должностной иерархии, не уровнем образования, а ценностью выдвигаемых идей, уровнем его креа­тивности, гибкостью мышления.

5. Инновационная активность организации

Инновационный потенциал организации или предприятия в немалой степени зависит от восприимчивости предприятия к нов­шеству. В свою очередь, это — показатель комплексный, завися­щий от различных факторов: личностно-психологических, внут­ренних или структурных и внешних.

В частности, к личностно-психологическим факторам относятся:

  • характеристики руководящего состава на всех уровнях управ­ления (личное отношение к нововведениям, профессионализм, место в организационной иерархии, склонность к риску и ак­тивным действиям, возрастные характеристики, интерес к служебному росту);
  • характеристики персонала (образовательный уровень, осведомлен­ность и мотивация к нововведениям, информационные контакты).

К внутренним (структурным) факторам относятся:

ресурсные характеристики (величина ресурсов, производствен­ные мощности предприятия, наличие резервов, специализиро­ванного подразделения по реализации новшеств, опыта в ис­пользовании новшеств, кредитных возможностей);

структурные характеристики (уровень централизации, разви­тость коммуникационных каналов, межорганизационная ин­теграция, организационно-техническая готовность предприя­тия к реализации новшеств).

К внешним факторам относятся:

— состояние внешней среды (стабилизация, неопределенность, рост, спад);

— межорганизационная кооперация;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

— уровень конкуренции;

— динамика спроса на продукцию (услуги);

-региональные характеристики.

Кроме того, можно выделить факторы, препятствующие и спо­собствующие инновационной деятельности в организационно-уп­равленческой и социально-психологической сферах .

6. Инновационная культура общества

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) во многом определяется состоянием инновационного климата общества. Сам процесс фор­мирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сло­жен. Еще К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса», рассматривая проблему использования новшеств, отмечал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. В частности, он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инерт­ность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и соб­ственного блага; временные убытки, противодействие непривыч­ному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпора­тивные интересы, профессиональная зависть и т. д. Несмотря на то, что выводы ученого были сделаны более семидесяти лет назад, они и сегодня всё ещё актуальны.

Между тем для современных динамично развивающихся об­ществ проблема производства и внедрения инноваций становится особенно актуальной. Общество не просто должно адекватно реа­гировать на инновации, оно должно осваивать их во всех облас­тях человеческой деятельности. Неприятие инноваций, их блоки­рование ведет к застою в общественной жизни, что приводит к общему отставанию. Таким образом, в современном обществе дол­жен формироваться социальный спрос на инновационную деятель­ность во всех сферах общественной жизни.

Поэтому одним из важных вопросов является готовность обще­ства к продуцированию, распространению и принятию инноваций. И эта готовность во многом обусловлена культурными фак­торами. В частности, можно выделить два фактора, влияющие на этот процесс. Первый — это тип цивилизационного развития.

Исследователи признают, что инновации всегда присутствовали в человеческой деятельности. Например, по мнению Алана Баркера, переход человечества к сельскохозяйственному производству можно считать первым примером инновации, и даже самым важ­ным нововведением в истории человечества. Свою точку зрения он аргументирует следующим образом. Сельское хозяйство изме­нило человеческое общество сильнее, чем любая другая инновация до этого или с этих пор. Никто точно не знает, почему это про­изошло. Более 200 тысяч лет люди были охотниками и собирателя­ми. Затем около 10 тысяч лет назад произошло нечто странное: мы начали оседать на одном месте. Очевидных причин тому нет: зем­леделие изначально понижает стандарты здоровья в популяции.

Он предположил, что, возможно, это была реакция на интен­сивное глобальное потепление. Средние показатели температуры поднялись на 7 градусов по Цельсию за 10 лет. Для экосистем это должно было быть катастрофой. Люди отреагировали на этот кри­зис тем, что начали сажать сельскохозяйственные культуры и разводить животных для пропитания. Вообразите, какой стран­ной должна была сначала казаться эта идея. Охотники и собира­тели сами сажают и выращивают растения, сами пасут живот­ных, а не просто охотятся на них.

А. Баркер считает, что сельское хозяйство наглядно показало, что инновации возникают циклически, по спирали. Выращива­ние сельскохозяйственных культур, или, например, одомашнива­ние животных требует новых навыков и форм сотрудничества. Успешное производство продуктов питания приводит к появле­нию излишков. Возникает вопрос: что делать с остатком? Приду­мать и ввести новую форму обмена — торговлю. Торговля также порождает новые специализации и формы взаимодействий между людьми. Людям нужно регулярно встречаться. Они начинают со­бираться в деревни и города. Эти формы жизни приводят к еще большим проблемам. Как быть с разногласиями в общине? Как поддерживать гигиену? Как восстановить плодородие земли? Как добывать сырье и распределять материальные блага, созданные общиной?