Лекция по психологии для слушателей курсов повышения квалификации (учителя старших классов)

Можно выделить три уровня рассмотрения категории «здоровья»: биологический, психологический, социальный — это биопсихосоциальное единство.

Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава (т.е. оно синкретично).

Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания. В нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.

Цель данной программы — проанализировать наиболее распространенные научные и социальные представления о феномене здоровья, охватывающие все многообразие его психологической, а так же социально-педагогической проблематики.

Длительное время проблема здоровья оставалась «падчерицей» психологической науки. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизация разработок психологических концепций здоровья.

На уровне житейских суждений здоровье воспринимается как недостижимый идеал или как простая сумма среднестатистических норм. Соответственно, здоровый человек представляется безликим носителем общих для всех норм; это, прежде всего, «человек без дефектов», но это почти то же самое, что и «человек без свойств».

В обыденном сознании понятие здоровья все еще лишено конкретного психологического смысла. Многие по-прежнему находятся в плену традиционной медицинской модели, сторонники которой посредством классификаций и описаний возможных отклонений внушили нам, что патология и болезнь — явления куда более реальные и достоверные, чем здоровье и душевное благополучие.

Именно врачи-психотерапевты, стремившиеся раскрыть тайные причины психических нарушений, чтобы облегчить человеческие страдания, выдвинули первые теории, призванные научно истолковать разнообразие психических явлений. Иными словами, психопатология была отправным пунктом в построении большинства фундаментальных психологических теорий личности.

8 стр., 3891 слов

9. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка

... Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Проблема критериев нормы, нормального развития человека ... (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, осуществляют диагностическую, педагогическую, коррекционно-развивающую ... особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим ...

На сегодня уже выделена группа первичных валеоустановок, т. е. особых внутриличностных структур, отвечающих за поддержание здоровья человека.

При осмысливании такого общезначимого феномена, как здоровье человека, не избежать социокультурной детерминации.

Глубинная драма социализации не только в подавлении биологических инстинктов и деформации человеческого естества, но также и в неспособности построить доверительные, открытые, основа6нн6ые на любви отношения с другими людьми, в неумении приспособиться к реалиям социальной жизни, обрести собственное устойчивое положение в мире людей. Этот аспект акцентируется последователями З. Фрейда — неофрейдистами. Например, Салливан считает, что душевное заболевание обусловливается нарушением межличностных отношений — внутренний разлад — это следствие конфликта между индивидом и его окружением. К. Хорни усматривает причину неврозов личности в существовании неразрешенных внутренних конфликтов.

Очень интересен трансакционный анализ Э. Берна, который говорит, что полноценное существование индивида невозможно без постоянного контакта с социальной средой и представляет собой сложную социальную игру, которая может быть как успешной адаптацией, и психическими и психологическими расстройствами (неврозы).

Единица социального взаимодействия — это трансакция. Из их череды складываются «игры, в которые играют люди». Среди них выделяется особая группа — «игры на всю жизнь» (например «алкоголик» или «бейте меня»).

Привыкая к подобным играм, личность постепенно «вязнет». Вот пример сценарной игры, выраженный в притче.

Притча о двух деревьях

Они оба выросли в одном лесу: одни дожди купали их, одни ветры сушили зеленые кроны. А вот деревья получились разные. Когда капли дождя падали на одно дерево, оно выпивало совсем немного влаги, потому что боялось, что другим деревьям воды не хватит. Другое об этом не думало и выпивало всю воду, которую природа давала ему.

17 стр., 8498 слов

Социальные и психологические аспекты жизни города (на примере г. Оренбурга)

... менеджмента Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА Социальные и психологические аспекты жизни города (на примере г.Оренбурга)   ... направлений реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Лечение ВИЧ-инфицированных людей осуществляется в области за счет трех ... повысилось качество медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, возрос уровень информированности населения по вопросам профилактики ВИЧ и ...

Выглядели деревья по-разному поэтому. Ветви первого дерева малы и корявы, а листья его по-осеннему желтели уже в начале лета. Плоды, произраставшие на нем, были мелкими и кислыми. Многие из них засыхали прямо на ветке, по-настоящему не успев созреть.

— Странно, — говорило дерево себе, — я всю жизнь отдаю другим больше, чем оставляю себе, а взамен не получаю ничего.

Совсем по-другому выглядело второе дерево, роскошные ветви которого были обильно украшены плодами.

— Я благодарю Мир за все те дары, которыми жизнь одарила меня. Благодарю и за Свет, и за Дождь, и за зимние Метели. В моей жизни не было ничего лишнего. Вначале я получало, теперь готово отдавать во много раз больше, чем получило. В моей тени укроются путники, моими плодами будут кормиться и люди, и звери, и птицы. И все они будут благодарить меня и радоваться жизни вместе со мною.

Таким образом, адаптивные концепции позволяют условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья:

  1. Экологический аспект — здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека.
  2. Нормативный аспект — здоровье как соответствие состояний и поведения человека социальным и культурным нормам.
  3. Коммуникативно-интерактивный аспект — здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением.

Рассмотрим личность как целостную и самоорганизующуюся систему:

  1. Уровень телесных ощущений и реакций.
  2. Уровень образов и представлений.
  3. Уровень самосознания и рефлексии.
  4. Уровень межличностных отношений и социальных ролей.
  5. Уровень социокультурной детерминации личности.
  6. Уровень экзистенциальных (сущностных) и трансперсональных переживаний.
  7. Уровень самоактуализации (Самости).

К первому уровню относятся все телесные состояния, формирующие физическое самочувствие, а также: влечения, рефлексы, стереотипы и т. п. На данном уровне оздоровление выражается в различных физических упражнениях и мероприятиях, укрепляющих тело.

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее ... на жизненные обстоятельства. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и ...

Базовые телесные проблемы:

1. Сверхконтроль. Контроль и стереотипы — они были когда-то эффективны. Защитные механизмы — форма существования сверхконтроля, а защитные механизмы — нет излишних защит.

2. Контакты (руки, плечи, грудь)

3. Опоры. Ноги — это соматические проблемы, когда зависимость, независимость (интимофобия), переедание, созависимость. Походка: негативный шаг (шаркающий и т. д.) Это страх связан с опорой.

4. Секс.

Второй уровень (уровень образов и представлений).

включает продукцию двух разнонаправленных процессов: восприятие внешних событий и формирования образов внутреннего плана в ходе воображения или сновидения. Позитивные (ресурсные) образы и представления способствуют формированию здоровых установок личности¸ тогда как негативные подкрепляют болезненные состояния. Поэтому оздоровление не будет полным Блез преобразований в системе представлений человека. Необходимо определить, какие представления поддерживают болезненные состояния, ослабляя волю к здоровью и в каких образах — позитивная жизненная энергия, которая может стать ресурсом.

Попробуем практически создать образы, которые несут ресурсные состояния нашего Я.

Релаксация (внушение)

Представьте, что в самом центре Вашего существа есть маленькая частица, которая очень, очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полном мире, в силе, счастье и спокойствии. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Ее можно представить в виде образа язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием и силой, она находится в полной безопасности. Представьте теперь, что это озеро, находящееся глубоко, в самом центе, в самом ядре Вас — Вы сами.

8 стр., 3858 слов

Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на его учебную деятельность

... Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на ... своего духовного «Я», всего склада личности (депрессивные синдромы с деперсонализацией); некоторые ... истерические расстройства. При затяжной реактивной ситуации депрессивные синдромы может быть протрагированным с ... и даже «дразнилки». Исследователи обычно измеряют уровень агрессии, предоставляя испытуемым самим выбирать величину ...

Представьте, что это потаенное озеро всегда пребывает в Вас, оставаясь таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства Вам не пришлось бы пройти, и, если Вы захотите, Вы можете в любой момент вспоминать, что эта частичка, Ваше внутреннее Я — там. И много раз за день Вы можете вспомнить об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, что оно всегда может прийти Вам на помощь, и если Вы доверитесь ему, то будете ощущать больше твердости и силы в решении Ваших проблем.

Таким образом, на основе этих двух уровней формируется образ — Я и Эго — сознание, образующее третий уровень в системе личности (самосознания и рефлексии), который включает все аспекты самоидентификации, самооценки и рефлексии. Это возникает как образ среди образов, находящийся в самом центре индивидуальной системы координат и опирающийся на паттерны телесного самоощущения и реагирования (так называемое «телесное сознание»).

Вполне понятно, что сильное, дифференцированное Эго и целостный позитивный образ Я обеспечивают здоровье личности, тогда как нарушения самосознания приводят к психопатологии.

Четвертый уровень (межличностных отношений и социальных ролей) охватывает всю совокупность межличностных отношений (социальные роли, личностные сценарии).

6 стр., 2916 слов

Эмоционально — личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками

... обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств; 2. осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть; 3. развитие навыков совместной деятельности, общения; Свою ... здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ...

Огромное значение¸ как оказалось имеют конструктивные взаимоотношения с другими людьми и очень часто нарушения коммуникации приводят к утрате психологического здоровья.

Под социокультурной (социокультурная детерминация личности).

обоснованностью личности (пятый уровень) понимают усвоенные индивидом коллективные представления, знания, верования, нормы, ценности, культура. Именно на этом уровне личность воспринимает рассмотренные эталоны здоровья, ориентируясь на них в процессе оздоровления.

Экзистенциональные (сущностные) переживания относящиеся к шестому уровню, затрагивают самое основание индивидуального бытия-в-мире, связаны с проблемами конечности и смысла существования, характерны для «пограничных» и кризисных ситуаций (осознание неизбежности смерти, утраты… приводят к постижению глубинных оснований индивидуального существования.).

Способность интегрировать свой опыт, сохранив основные навыки социальной адаптации, является важным параметром здоровья в пределах данного уровня.

Седьмой уровень вбирает в себя целостный потенциал личности, который реализуется на протяжении всей жизни, т. е. полноту жизненных возможностей конкретного человека. Самость неисчерпаема, человек может только стремиться приблизиться к ней, как линия горизонта, она всегда отдалена. Поэтому индивидуальное существование — это только стремление к полноте самореализации. Можно сказать, что на высшем уровне личностной иерархии все проблемы здоровья сводятся к проблемам целостности и интеграции, поэтому оздоровление в его пределах понимается как полное «исцеление» — восстановление утраченной целостности.

Задание: Рисуночный тест «Здоровье и болезнь» («Здоровый и больной»)

5 стр., 2369 слов

Хухлаева Ольга. Эмоциональное выгорание учителей

... в плане появления эмоционального выгорания. Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ... операции. Можно также рассказать о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости. И только после ... Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000. Психология здоровья. – СПб., 2000. Рерих Н. Община // Трезвость и культура, ...

Существует точка зрения, согласно которой на протяжении жизни человека наблюдается накопление факторов риска. При достижении критической, «пороговой» суммы факторов развивается болезнь. Стресс Учительство как профессиональная группа отличается низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы).

Для учителей со стажем работы 15 — 20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания).

После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д).

Развитию эмоциональной устойчивости необходимо уделять особое внимание К напряженным ситуациям педагогической относят:

— ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т. д.);

— ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);

— ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т. д.).

Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе решения конфликта все усилия направляется не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход из конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.).

Деструктивные акции создают лишь иллюзию примирения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. В педагогической деятельности среди наиболее встречающихся форм психологической защиты применяются «регрессивные меры» по отношению к ученикам — злоупотребление двойками, запись в дневник, нотации, наложение различных санкций через родителей, администрацию.

Установлено, что деструктивный конфликт связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей. Причиной многих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равнопартнерскому диалогу с учащимися. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными негативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме.

Симптомы эмоционального выгорания.

1.физические:

*усталость

*чувство истощения

*восприимчивость к изменениям показателей внешней среды

*бессонница

*избыток или недостаток веса

*частые головные боли и т. д.

2.псхологические и поведенческие

*работа для человека становится всё тяжелее, а способность выполнять её всё меньше

*профессионал рано приходит на работу и остаётся надолго

*поздно появляется на работе и рано уходит

*берёт работу на дом

*чувство неосознанного беспокойства

*чувство скуки

*снижение энтузиазма

*чувство обиды

*чувство разочарования

*неуверенность

*чувство вины

*чувство невостребованности

*чувство гнева

*раздражительность

*человек обращает внимание на детали

*подозрительность

*чувство всемогущества

*неспособность принимать решения

*выдержка дистанции от коллег

*общая негативная установка на жизненные перспективы

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным обращением и эмоциями; завышенные нормы контингента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины).

В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» — безразличие, равнодушие, душевная черствость.

К «сгорающим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения. Результатом такой деятельности является развитие следующим симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к детям; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).

Каждый человек стремится к устойчивой положительной Я-концепции (Я-доволен, Я-удовлетворен, Я-счастлив).

Если что-либо разрушает целостное положительное представление о себе, понижает самоценность, у человека возникают тревожность, ощущение вины, угрызения совести, внутренний дискомфорт. Таких неприятных психических состояний человек пытается избежать, защищается от них. Чаще всего это происходит само собой, на уровне непроизвольной саморегуляции.

Механизмы, устраняющие дискомфорт, стабилизирующие «образ Я», называются психологическими защитными механизмами. Они обеспечивают устойчивость психики к сильным внешним воздействиям (например, в стрессовой ситуации).

Часто их действия мешают сознательным и целенаправленным решениям. Представление об окружающих условиях, даже картину мира человек бессознательно приспосабливает к своему «Я» вместо того, чтобы самому приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям.

Бегство. Простейшая автоматическая защита — бегство, уход от проблемы. В тех случаях, когда мы не в состоянии реально защитить себя от страданий, переживаний, внутреннего дискомфорта, мы склонны отвести их от себя, отказаться от восприятия внешних факторов, вести себя так, словно проблемы не существует.Пример. Ребенок прячет голову под одеялом — реальность для него перестает существовать. Так и мы: проходим мимо нищего калеки — и стараемся не думать о его несчастье.

Вытеснение (подавление) Стремление уйти из неприятной ситуации часто выражается в неосознанном, но направленном забывании, которое принято называть вытеснением. Можно забыть имена, события, обидные высказывания, воспоминания о которых причиняет страдание. В результате вытеснения страдание (тревога) устраняется из поля сознания в сферу бессознательного.

Проекция. Если механизмы вытеснения не срабатывают, могут включаться механизмы проекции. Человек переносит (бессознательно) свои сознательно неодобряемые, нежелательные мысли и чувства на другого человека. Приписывание другим (внешним объектам) собственных свойств и является проекцией.

Пример. Решив, что другие тоже лживы и ленивы, мы перестаем страдать, и несоответствие переживается менее мучительно.

Проявление (вымещение).

Иногда незначительная причина (ирония, намек, просто случайное слово, действие со стороны окружающих) вызывает неожиданно бурные эмоции (слезы, гнев, активные вербальные и физические поступки).

Это и есть проявления — неадекватная реакция на почве когда-то подавленных потребностей, неразрешенных проблем, неприемлемых качеств или черт характера личности. Пример. Вы возмущаетесь до глубины души, когда кто-то получает незаслуженную (а иногда — и заслуженную) похвалу, награду. Это происходит из-за недооценки другими вашей потребности в признании ваших заслуг, что и проявляется в вашем возмущении.

Рационализация. Этот способ защиты представляет «удобное» объяснение своих неудач, поступков. Курильщик занижает вред от курения, чтобы оправдать свое самоотравление и отравление окружающих; лентяй обязательно находит оправдание своей лени.

Вот как описал И.А. Крылов действие механизма рационализации в басне «Лиса и виноград»:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош.

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь". Вы тоже иногда, чтобы успокоить себя, если невозможно достичь желаемого, говорите: «Не очень-то и хотелось!»

Психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия Я-концепции, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, закрепляет наши недостатки.

Эмоциональные реакции личности могут быть адекватными, т. е. соответствующими общепринятым правилам поведения и нормам физического и психического здоровья, и неадекватными. Неадекватные эмоциональные реакции возникают в ситуациях повышенной напряженности (усталость, болезнь), при неудачах в делах или личной жизни, межличностных конфликтах. Самые сильные, трудноуправляемые эмоции — аффекты, страхи, страсти, обида, зависть, стрессы.

Стресс, дистресс. Эмоциональная жизнь человека может быть порой так насыщена, что наступает перегрузка нервной системы — стресс. Он выражается в потере управления своим поведением, неадекватной оценке окружающего, болезненных реакциях. Для стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой вы столкнулись.

Стресс — это нервно-эмоциональное напряжение, превышающее способности организма к адекватному ответу на какие-то экстремальные воздействия.

В современном мире стресс превратился в один из основных источников заболеваний человека.

Какие действия и ситуации приводят к нервно-эмоциональному напряжению и стрессу?

— все виды конфликтных ситуаций;

— обвинения, особенно несправедливые, высказанные в оскорбительной, грубой форме;

— неожиданные, психологически неприемлемые приказы, распоряжения;

— нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение;

— личные неблаговидные поступки;

— разочарование в людях, в работе, в ранее принятой позиции, в ранее отстаиваемых подходах и установках;

— длительное ожидание чего-либо, в связи с этим перевозбуждение.

Дистресс. Если напряженность не очень велика и не связана с очень неприятными обстоятельствами, то стресс не вреден. Вреден дистресс — сильный стресс, связанный с неприятными обстоятельствами.

Вреден и еще один вид стресса — депрессия, возникающая в результате накопления стрессовых факторов, а также как следствие заболеваний (соматических, нервных, психических), интоксикаций (алкоголь, наркотики, промышленные яды, лекарства), гормональных изменений. Основные признаки стресса: физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т. д.); эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.); поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.).

Депрессия — состояние пониженной психологической активности, пессимизма, снижения побуждений, заторможенности движений. Признак депрессии — снижение настроения, проявляющееся в грусти, печали, унынии, угнетенности, скорби, тоске и тревоге, падении общего тонуса, вялости.

Способствуют стрессам длительные, не дающие покоя эмоции — обида, зависть, несправедливость, отсутствие возможностей удовлетворить потребности самовыражения, самоутверждения, самореализации.

Обида — обманутая претензия на то, что поведение другого человека должно соответствовать вашим взглядам и намерениям. Обида появляется как воображаемое унижение ваших «Я». Это плод ваших умственных сравнений: ожидаемого поведения и реального поведения другого. Например, вы ждете, что подруга пригласит вас на свой день рождения, но ваши ожидания не подтвердились, подруга отпраздновала день рождения без вас. Появляется состояние дискомфорта, которое и называют «обидой».

Заметьте, что мы обижаемся на тех, кого считаем зависимыми от нас, кого любим такой любовью, которая не признает любого свободным, а программирует его поведение.

Как преодолеть обиду

Анализ ситуации. Чаще всего обида бывает необоснованной. Чтобы выйти из этого состояния, прежде всего необходимо проанализировать ситуацию.

А почему другой должен действовать в соответствии с вашими ожиданиями, а не самостоятельно? Почему в этой ситуации другой должен жить по вашим правилам (не говорить о вас правду; проводить воскресенье так, как вам хочется)? В какой мере оправданы ваши ожидания? Попытались ли вы понять действия другого.

Извинение. Если в результате анализа ситуации вы пришли к выводу о том, что вы были не правы, эгоистичны — вам надо признать это, извиниться.

Прощение. Если все-таки обидное, неправильное поведение обидчика не находит оправдания, надо попытаться простить его, приняв обстоятельства такими, какие они есть.

Месть. Обида может быть нанесена экстремистскими средствами — оскорблением, предательством. В этом случае ответной реакцией часто выступает гнев, желание отомстить, надо остановить самоприказом, проявить самообладание. Одержанная над собой, своим внутренним зверем победа важнее мнимого «удовлетворения местью». Обидчик будет наказан больше всего вашим умением владеть собой, с достоинством игнорировать.

Зависть — одна из самых сильных человеческих эмоций; это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. Одна из христианских заповедей гласит: «Не завидуй». Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы. Завистливый человек не может бороться с этими съедающими его эмоциями, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершать плохие поступки.

Чуть Зависть нас однажды ранит.

Смертельной эта рана станет.

Природа Зависти одна:

Наметит цель себе она —

И чтоб достичь ее верней,

И день и ночь стремится к ней …

Как жалкий пес, завистник бедный

Страдает, отощавший, бледный,

И, задыхаясь в лютой злобе,

На всех он смотрит исподлобья.

Смеется Зависть нам на горе,

Когда корабль потопит в море.

Не станет пищи ей — сожрет

Сама себя, но не умрет.

(Файл «схемы»).

Для быстрого и эффективного преодоления стрессовых состояний важно уметь распознавать возникающие у вас модели напряжения.

Модели напряжения Испытываем это, когда:

«Прошибание стены» Сильное стремление достичь цели Желание «схватить ее». Отчаяние, не достигнув желаемого

«Напряженное ожидание» Разговор с человеком, который раздражает. Испытание физической боли. Нахождение в незнакомой обстановке

«Смятение» Беспокойство о чем-либо. Не успеваем сделать что-либо. Выполнение множества различных дел

Профилактика: Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.

Звук «о" — воздействует на сердце, легкие;

Звуки «Я», «М" — воздействуют на работу всего организма;

Звук «ХА" — помогает повысить настроение.

Упражнение «Голосовая разрядка»

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание.

На выдохе издать резкий звук «Ух!»

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1 Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Антистрессовые методы необходимо использовать по их назначению. Методы релаксации используются при сильном мышечном напряжении, методы отвлечения внимания — для выхода их психотравмирующей ситуации, методы избавления от напряжения — для снижения напряжения и значимости стрессогенной ситуации.

Преодоление дистресса достигается путем изложения переживаний на бумаге. Почему достигается облегчение:

  1. Достигается разрядка, т.к. человек пытается своей записью остановить собственные мучения, переживания, отчаяние.
  2. Прерывается эффект самовнушения, когда преследуют навязчивые мысли о безисходности ситуации, невозможности найти выход, происходит «накручивание» бедственного положения.
  3. Записав на бумаге травмирующее событие, человек делает первые умозаключения, выводы, тем самым приостанавливая процесс сужения сознания, характерный для человека в ситуации сильного стресса.
  4. Совершается акт принятия беды — описав свое состояние, человек смиряется со случившимся.
  5. Начинается анализ положения, который означает снижение эмоциональной напряженности за счет включения в действие интеллектуального компонента сознания
  6. Попавший в ситуацию может уже начинать действовать — у него равномерно работает и мыслительный и эмоциональный аппараты, и можно подключать деятельностный.

По определению ВОЗ, здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней физических дефектов». По определению В.А. Ананьева: здоровая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе. Она движется к пределам совершенства с помощью самоконтроля и самонаблюдения.

Каждый знаком с состоянием недомогания, которое вызывает та или иная болезнь. Болезнь по своей сути — это нарушение связей с окружающим миром. Болезнь возникает именно тогда, когда не осознаются и игнорируются всеобщие принципы взаимодействия. И нужна она для восстановления нарушенного равновесия. С одной стороны, болезнь — это следствие стечения определенных обстоятельств, нарушения связи с окружающим миром, а с другой — причина последующих изменений в жизни человеком. Это картина, символизирующая суть нарушений, подсказка на пути восстановления нарушенных связей.

Например, неудовлетворенные потребности в уверенности, защищенности, принятия окружающими, нереализованные сексуальные побуждения приводят к развитию язвенной болезни 12-перстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, нейродермита. Чувство вины как центральная эмоциональная проблема приводит к различным формам нарушения питания.

Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к человеку. Психосоматика — выражает концепцию гилеморфического единства (материя — тело, форма — душа) — единства действия человека. В более узком смысле означает функционально-органическое искажение, вызванное исключительно психической причиной. Заболеваемость от умственных перегрузок очень велика, особенно в группах сердечно-сосудистых и неврологических болезней, а при этом физическая активность остается очень незначительной, поэтому затрудняется кровоток, нарушается дыхание.

Это отражается на деятельности практически всех органов, постепенно нарушается и само их структурное образование. Отмечаются головные боли, боли в сердце или сердцебиение, головокружение, повышенная утомляемость, нарушение сна, апатия или раздражительность, могут появиться нарушения деятельности желудка, печени, кишечника, это ведет к снижению трудоспособности. Помните, что внутри, то и снаружи. Наше тело несет в себе все психологические травмы, проблемы, страхи, комплексы — в теле они материализуются. Зажатая, напряженная спина, сутулость, отвердевшие мышцы шеи и затылка — это наличие большого количества страхов. Страхи, например, оседают именно в спине, спина формирует защитные блоки в виде мышечных напряжений. Именно через мышечные напряжения и дискомфортные состояния тело пытается «говорить», ведь нужно решать проблемы.

Многие люди постоянно ходят с синяками, которые даже не замечают (задевают за угол стола, ударились дверью…), но это означает, что человек двигается неправильно и это для человека стало нормой.

Файл («схемы») Уровни отношений человека с миром

Голова — мыслительный процесс. Проблемы с головой отражают несоответствие между чувствами и разумом.

Мигрень — невралгическая головная боль, локализуется в одном месте. Мигрени часты у тех, которые хотят быть совершенными, но путем критики себя, обвиняя и наказывая. Они полны всяких комплексов неполноценности и вины.

Головокружение — отсутствие концентрации, сосредоточенности, метания от одного к другому.

Невралгия — гипертрофированная совестливость.

Инсульт — это ревность, ненависть.

Параличи — непринятие своей жизни, негибкость, отстаивание только своих взглядов на жизнь.

Радикулит — это непосильная ноша, в. т.ч. и финансовые затруднения, беспокойство о деньгах, и человек буквально «срывает» себе спину.

Тики и гиперактивность — у детей, отсутствие безусловной любви родителей, т. е. есть чувство долга, но нет любви.

Бессонница — борьба, суета, страх, беспокойство, бессознательное пытается за счет ночного времени решить проблемы. Доверие себе, людям, жизни — способ от бессонницы.

Воспаление уха — нежелание слышать и принимать то, что говорят окружающие.

Глухота, шум в ушах — упрямство, гордыня — Слушать тебя не хочу".

Глаза — способность ясно видеть прошлое, настоящее, будущее. Глазные болезни отражают нежелание видеть: «Я тебя ненавижу», «Видеть тебя не мгу», «Больно на это смотреть»…

Боли в сердце — неудовлетворенная любовь к себе, близким. Чаще болит у тех, которые преисполнены жалостью и состраданием — «Сердобольный человек». У кого больное сердце — верят в необходимость напряжения и стресса.

Перебои в работе сердца — указание, что вы сбились со своего собственного ритма жизни.

Атеросклероз (повышение уровня холестерина в крови) — сопротивление и напряженность в жизни влияют на сосуды, как правило, это очень упрямые люди.

Гипертония — переживание внутренней напряженности и сопротивления, порождаемое недоверием, страхом принимать ту или иную ситуацию.

Варикозное расширение вен — люди с чувством перегруженности и задавленности. Неверно выбранное направление в жизни (профессия).

Тромбоз — нарушение венозного кровообращения. Остановка в своем развитии, цепляние за догмы и принципы.

Анемия — дефицит радости в жизни.

Кровотечение — уход чувства радости из жизни.

Пневмония — отчаяние, усталость от жизни, множество эмоциональных ран.

Бронхит — отражение невысказанного гнева и претензий. В таких семья — споры, крики, ругань.

Кашель — желание заявить о себе: «Посмотрите, послушайте меня!».

Астма — как правило в жизни мало плачут, сдерживают слезы, рыдания. Это — подавленный всхлип.

Туберкулез — депрессия и печаль, уныние и тоска.

Горло — это способность постоять за себя, попросить то, что мы хотим. Состояние горла — состояние взаимоотношений с людьми.

Ангина, фарингит, ларингит — сдерживание от высказываний, грубых слов, «проглатывание», подавление гнева.

Насморк — подсознательные слезы, внутренний плач.

Язва желудка — неопределенность, обреченность, неумение переварить и усвоить новое.

Тошнота, рвота — непереваривание кого-то или чего-то, желание от этого освободиться

Печень — вместилище вспыльчивости, гнева и ярости. Люли с заболеванием печени и желчного пузыря подавляют в себе гнев, раздражение и злость на кого — то. Подавленные эмоции сначала вызывают воспаление желчного пузыря и застой желчи, дискинезию желчных путей, со временем невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней. Эти люди склонны критиковать себя и других. Люли с больной печенью часто имеют больные суставы, которые ответственны за приведение агрессивных чувств в действие. И это приводит к их воспалению.

Поджелудочная железа — символизирует «сладость» жизни, умение радоваться и наслаждаться жизнью

Кишечник — символизирует усвоение новых идей и мыслей, а так же способность избавляться от всего старого и ненужного.

Запор — нежелание расставаться со своими устаревшими мыслями, увязание в прошлом.

Болезни почек — сочетание таких эмоций, как критика и осуждение, гнев и злость, обида и ненависть с сильным разочарованием и чувством неудачи. Страх перед будущим за свое материальное положение, уныние и нежелание жить в этом мире всегда отражаются на почках. Для того чтобы почки всегда были здоровы, нужно следить за чистотой помыслов. Исключить страх, злость. Перестать чувствовать себя жертвой.

Женские болезни — возникают тогда, когда женщина что-то не принимает в себе. Это подавление женственности (феминистки).

Матка — храм творчества женщины. Иногда женщина подменяет любовь на какие-то другие высокоценимые качества: порядочность, честность, нравственность.

Фиброма матки — вынашивание в себе оскорблений, нанесенных мужчиной, невозможность простить.

Эрозия шейки матки — уязвленное женское самолюбие, ущербность как женщины. Нужно менять поведение и мысли в отношении себя и мужчины.

Заболевания молочных желез — это материнская забота, вынашивание, питание, вскармливание. Заболевание — отказ себе в питании, т. е. в любви, внимании, в заботе. Ставите себя в жизни на последнее место: «Сначала близкому, а затем — себе».

Кисты и уплотнения — избыток заботы, излишняя протекция.

Артрит (суставы) — постоянная критика себя и других. Стремление быть совершенным.

Шея — это гибкость. Проблемы — это упрямство, отсутствие гибкости, нежелание видеть другие стороны вопроса.

Спина — опора жизни. Позвоночник — это гибкая опора жизни. Проблемы со спиной и позвоночником — отсутствие опоры и поддержки в жизни. Жизнь — как тяжелая ноша.

Ноги — страх перед будущим. Отсутствие цели или неправильно выбранное направление.

Кожа — это внутренние болезни см внешним проявлением на коже. Мази — не лечат, а загоняют внутрь болезнь.

Травмы и несчастные случаи — механизм саморазрушения (гнев, ненависть, обида).

Зоб, щитовидная железа — опухоль — кто-то оказывает сильное давление (сами).

Чувство, что ж"жизнь атаковала" - жертва.

Опухоли — стереотип, что это неизлечимо, но еще две тысячи лет назад китайский доктор Сма Тхиен назвал пять типов людей, которые не поддаются лечению:

  1. Упрямцы, которых бессмысленно переубеждать.
  2. алчные, которые в погоне за деньгами запустили здоровье.
  3. распущенные, которые не хотят отказаться от пагубных привычек.
  4. больные, которые настолько слабы, что не могут принимать лекарства.
  5. те, кто больше доверяет шарлатанам.

Любые новообразования — удержание в душе старых обид и потрясений, когда их прокручивают в голове, лелеят, накапливают в определенной части тела.

Почему же некоторые люди, несмотря на действие патогенных факторов, остаются здоровыми? Ответить на этот вопрос пытается немецкий психолог Манфред Бойтель из Института Психосоматической медицины Мюнхенского технического университета. Проанализировав горы специальной литературы, он выделил семь правил сохранения здоровья (файл «схемы»):

Правило первое:

Глубокая убежденность. Люди, не теряющие никогда надежды, несмотря на неудачи и поражения, в большей степени невосприимчивы к болезни, чем пессимисты. Практически все наши болезни обусловлены нарушениями в иммунной системе. Особенно велика роль аутоиммунных механизмов при астме, колите, раке. Но и очень многие другие болезни связаны с ослаблением иммунной защиты.

Правило второе:

Уверенность в своих силах и возможностях. Действительно, люди, контролирующие важные события в своей жизни, обычно не чувствуют себя зависимыми от внешних сил и других людей и болеют реже. Интересно, что уверенность в своих силах и возможностях закладывается уже в первые годы жизни.

Правило третье:

Доверие к себе. Здоровье можно сохранить лишь одним только убеждением: «Я с этим справлюсь!» Вера в себя — важнейший фактор сохранения здоровья.

Правило четвертое:

Высокая самооценка. Доверие к себе ведет к более высокой самооценке, что также важно для сохранения здоровья. Высокая самооценка включает положительное отношение к своему телу. Если самооценка собственного тела отрицательная, то такое отношение необходимо «перестроить». Для этого нужно прежде всего самому разобраться, насколько образ своего тела негативен. Далее необходимо выявить причины негативного отношения к собственному телу. Какую роль играли при этом родители, братья и сестры, друзья детства, какое значение имеют происходящие сейчас события?

Следующий шаг — понимание роли влияния общества на формирование представлений о своем теле. Только ли «красивые» люди добиваются успеха? Действительно ли с привлекательной внешностью жить легче?

Затем нужно научиться заботиться и любить свое тело. Для этого разработаны специальные курсы с физическими упражнениями, посещениями сауны, массажем, упражнениями на релаксацию, дыхательным тренингом, йогой. Самое важное при этом — получать удовольствие от физических движений и своего тела.

И, наконец, особенно важно избегать каких бы то ни было сравнений. Кто постоянно сравнивает себя со стройными, длинноногими, сексапильными и «вечно юными» моделями, которыми полны средства массовой информации, всегда будет жертвой неудовлетворенности собственным телом. Масштабом для отношения к своему телу должны быть собственное здоровье и хорошее самочувствие.

Правило пятое:

Стабильность личности. Имеется ввиду прежде всего эмоциональная стабильность, которую не могут поколебать удары судьбы. Для этого психологи предлагают специальные упражнения. Например, такое простое, как привычка писать дневник.

Положительный эффект наблюдался также и для здоровья. Выяснилось, что те люди, которые регулярно ведут дневник, реже обращаются к врачу и меньше отсутствуют на работе из-за болезни. Особенно важным для улучшения как физического, так и психологического состояния оказалось использование объясняющих слов и оборотов речи (типа: «потому что», «поэтому» или: «я понимаю», «вижу»).

Чем больше таких выражений встречалось в написанном тексте, тем лучше чувствовали себя испытуемые после этого эксперимента.

Правило шестое:

Определенная «толстокожесть» и беззаботность. Речь идет о способности не принимать близко к сердцу болезненные переживания (знаменитое: «Не берите себе в голову!»).

Так, бессмысленность волнений и отчаяния может помочь понять древняя еврейская притча.

Правило седьмое:

Межличностное (интерперсональное) доверие. Тот, кто может положиться на других людей и довериться им, обладает дополнительной защитой от болезней. И наоборот — отсутствие поддержки и понимания в семье очень часто плохо заканчивается, например, вызывает депрессию.

Как показали исследования австралийских психологов, женщины, которые несут на себе основной груз домашнего хозяйства и воспитания детей, чувствуя себя при этом в ответе за состояние и настроение других членов семьи, чаще страдают от депрессии, чем женщины, кого в этих задачах поддерживают мужья.

У мужчин реакция депрессии чаще возникает, если они оценивают свой вклад в жизнь семьи и свое участие в ведении домашнего хозяйства выше, чем это кажется их супруге. И, наконец, пожалуй, главное: и у мужчин, и у женщин депрессия скорее и чаще возникает, если те представления о семье и о распределении семейных обязанностей, которые были у них до брака, не подтверждаются впоследствии.

Адаптация, как одно из фундаментальных свойств живой материи является приспособлением к окружающим условиям.

Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Сущность адаптационного синдрома («реакция тревоги») — это вначале противостояние изменению гомеостаза за счет мобилизации внутренних резервов организма. Однако затем после перехода к повышенной устойчивости параметры гомеостаза («сила устойчивости») находятся на новом более высоком уровне, важно не нарушить меру и не переходить в стадию истощения.

Задание «Ресурс»

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — термин, введённый в обиход советским учёным, доктором медицинских наук профессором, академиком Академии технологических наук России Израилем Брехманом.(орудие духовной интервенции)

Имеется ещё одна отрасль научно-практического знания, имеющая прямое отношение к теме нашего разговора. Это ортобиотика, созданная на основе концептуальных положений об ортобиозе лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины И.И. Мечникова. Русский учёный, развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, что следование правилам ортобиоза (разумного образа жизни) в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души. Он был глубоко убежден, что суть ортобиоза — обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей к чувству насыщения жизнью и смиренного желания смерти.

Чтобы ускорить вхождение ортобиотики в наш менталитет, предстоит предпринять немалые усилия, чтобы преодолеть в сознании людей стереотип небрежного отношения к своему здоровью и выработать критическое отношение к своим знаниям, ибо можно многое знать, не зная самого нужного. И, конечно, важна привычка самоконтроля за своим здоровьем.

В чём отличие ортобиотики от медицины и геронтологии, с которыми она тесно соприкасается? в отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, объектом которой является процесс увядания человеческого организма, объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом. Кроме того, в ортобиотике используется несколько иной подход к понятию «здоровье». В ней оно рассматривается как единство трёх составляющих: физического, психического, нравственного здоровья. Ни медицина, ни геронтология, ни даже валеология не пользуются подобной методологией. Перспектива сбережения здоровья людей во многом зависит от научного уровня развития медицины, геронтологии и других дисциплин, занимающихся человеческим организмом. Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой. Ортобиотика разрабатывает технологии каждого возрастного этапа жизни людей. Она носит превентивный характер, ее наработки призваны помочь людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье. Для ортобиотики нравственные проблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические. Итак, ортобиотика — это наука, синтезирующая обширный круг различных научных и технологических знаний. (греч., от orthos — правильный, прямой, и bion — жить).

Искусство вести здоровую жизнь. Ортобиотику можно считать теоретико-прикладной основой человековедения. Она является антропологической основой для целого ряда теоретических и технологических дисциплин, в тесном соприкосновении с ней находится имиджелогия.: физического, психического, нравствеПочему сегодня ты летаешь, а назавтра тебе словно обрезали крылья и все валится из рук? Сила, которая определяет скорость (и успешность) движения по жизни, — это внутренняя энергия. Как ее сохранить и увеличить, как ею управлять, учит ортобиотика — наука о поддержании внутреннего энергетического баланса. Высокий уровень личной энергии гарантирует позитивное отношение к жизни и, безусловно, отражается на самочувствии. Люди с высокой энергетикой всегда притягивают внимание, даже если далеки от стандартов красоты. Они обаятельны, позитивно мыслят, полны энергии, которой не боятся делиться с окружающими. Таких людей называют харизматичными. Харизма — это способность делать свою жизненную позицию привлекательной для других. У харизматиков всегда хорошее настроение, они легко решают конфликты, со всеми находят общие темы, легко завязывают деловые и дружеские контакты. А если ты не из их числа? Существует способы повысить уровень личной энергии:

Питайся гармонично. Все, что ты вбираешь при помощи всех своих 6 чувств (вместе с интуицией), «питает». Ведь недаром созерцание картин и прослушивание музыки иногда называют «духовной пищей». Для хорошего самочувствия необходимо гармоничное сочетание всех видов питания:

Зрительную пищу мы получаем, созерцая красоту: природу, произведения искусства, красивые танцы. У каждого человека индивидуальное представление о прекрасном, главное, чтобы это радовало именно тебя.

Обонятельная пища — приятные запахи, восстанавливающие силы: аромат духов, цветов или аромомасла.

Звуковая пища — звуки, доставляющие удовольствие: шум прибоя, пение птиц, музыка.

Осязательная пища — это прикосновения рук, объятия и поцелуи. Даже касание приятной ткани является пищей для твоих чувств. Вкусовая пища приносит нам удовольствие.

Чтобы энергия была на высоком уровне, ежедневный рацион должен распределяться так: 45% - низкокалорийная пища (овощи, фрукты, зелень), 50% - обычные продукты (крупы, нежирное мясо и птица, молочные продукты), 5% - высококалорийные продукты (масло, шоколад, сахар).

Если придерживаться данных рекомендаций, то содержание витаминов, поступающих с пищей, будет достаточным для нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия.

Вспоминай хорошее. Когда грустно, попытайся вспомнить о каком-нибудь замечательном событии и как ты себя тогда чувствовала. представлять необходимо максимально точно и ярко: «Постарайся расслабиться, представь желаемый образ, зафиксируй внимание на деталях и наслаждайся приятными эмоциями».

Делай гимнастику Получать энергию можно даже из воздуха. Расслабься в спокойном месте, закрой глаза. Ощути прикосновение пальцев к своей одежде, слушай окружающие звуки и наблюдай за своим дыханием. Представь, как через ступни ног поступает мощная энергия Земли, постепенно заполняя все тело. Затем вообрази, как через макушку поступает легкая энергия Космоса. Позволь ей заполнить все тело. Разреши этим двум видам энергии свободно циркулировать. Пропусти энергию через те места на теле, где есть болезненные ощущения. Выполняя эту гимнастику, ты обеспечиваешь нормальную циркуляцию энергии.

Исполни желание Отсутствие желаний — показатель низкой энергетики. Но когда желаний очень много, вся энергия уходит на то, чтобы «желать». Лучший способ восстановления сил — реализация сокровенного желания, того, о которым давно мечтаешь. Воплощение желания из серии «хочется, но страшно» высвобождает огромное количество зажатой энергии, которая сжигалась на беспокойство и самоедство, внутренний монолог о бездействии. Чем больше планов реализуешь, тем больше энергии возвратится обратно. Вот почему у активных людей всегда достаточно сил, а лежебоки чувствуют усталость и бессилие.

Чувствуешь себя вялой?

Ответь на вопросы и выясни, куда «утекает» твоя энергия. Как часто ты прикладываешь усилия, чтобы другой человек совершил ожидаемые тобой действия? Хочешь, чтобы муж много зарабатывал? Мечтаешь, чтобы ребенок играл на фортепьяно?.. Чем длиннее перечень такого рода желаний, тем больше сил утекает в никуда. К сожалению, личные желания могут не совпадать с целями других людей. Если в твоих жизненных приоритетах присутствует достаток, постарайся приложить усилия, чтобы стать состоятельной. Пересмотри отношение к ситуации — это поможет остановить потерю энергии. Перестань «толкать» и «тащить» за собой других людей. У тебя есть желания, которые можешь воплотить, но не делаешь этого? Давно мечтаешь изучать английский язык, но все нет времени. Уже год собираешься танцевать, но выходные заняты уборкой квартиры. Потеря энергии происходит из-за переживаний об отсутствии действий для реализации цели. Ситуация принимает формат нерешенной проблемы.

Часто выполняешь просьбы других людей, хотя совсем не хочешь этого? Не можешь отказать родителям? Выслушиваешь многочасовые монологи подруги? Если тебя просят что-то сделать, прежде чем согласиться, мысленно задай вопрос: «Участие в этом деле входит в мои жизненные приоритеты?». Если дружеские отношения — важная часть жизни, тогда роль психолога повысит самооценку и прибавит позитивный настрой. Если нет, постарайся найти способ отказаться от выслушивания жалоб.

Чтобы ускорить вхождение ортобиотики в менталитет, предстоит предпринять немалые усилия, чтобы преодолеть в сознании людей стереотип небрежного отношения к своему здоровью. И, важна привычка самоконтроля за своим здоровьем.

Для ортобиотики нравственные проблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические.

Появление феномена психологической культуры в образовательном контексте связано с тем, что в педагогической реальности сложилось понимание необходимости введения эмоционального компонента в обучение и актуализации личностных ресурсов участников педагогического процесса. Файл «картинки»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector