Лекция ЭЧ 1

21

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

  1. Предмет экологии человека

Экология человека, другое название–антропоэкология (от греч. anthropos — человек), изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов идет наряду с изучением человека, человеческих популяций, человечества в целом, так как в конечном итоге мера всему, самая большая ценность — человек. Антропоэкология исправляет определенный «перекос», связанный с естественным для современной экологии обвинением человека во всех бедах природы. При решении тех или иных экологических проблем приоритетным направлением в ней является здоровье и жизнедеятельность людей, и только потом затрагиваются природоохранные вопросы.

Впервые термин «экология человека» был введен в 20-х гг. прошлого столетия американскими исследователями Р. Е. Парком и Э. В. Бюргессом. В действительности они ввели немного иное понятие — «человеческая (социальная) экология». Будучи социологами, они на примере общины как модели общества (община рассматривалась как коллективный организм с двумя уровнями жизненной организации — биологическим и культурным) изучали и объясняли общественные отношения с экологической точки зрения.

Антропоэкология является междисциплинарной наукой, возникшей на стыке экологии, биологии, генетики, социологии, истории, географии, экономики и медицины. Сразу необходимо отметить, что экология человека – новая развивающаяся дисциплина, и, поскольку как наука она только формируется, разные авторы дают различные определения этой области знания.

Так, В.П. Казначеев понимает её как комплексную науку, призванную изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и укрепления здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека. По его мнению, данная наука имеет вполне самостоятельное значение, хотя она и основана на медико-биологических исследованиях.

Б.Б. Прохоров определяет антропоэкологию как отрасль науки и практической деятельности, рассматривая влияние всей совокупности внешних условий (природы, хозяйственных мероприятий, загрязнения среды, социально-экономических условий, нравов, традиций, религии, политического строя и пр.) на жизнедеятельность людей, на их здоровье, демографическое поведение, способы выживания.

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...

... часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и ... исследование - это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования играют ...

Другой автор, В.П. Алексеев, считает, что экология человека  — это «наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой, обусловливающем взаимодействие разных форм живого вещества между собой». По мнению В.П. Алексеева, антропоэкологию следует рассматривать в контексте общей экологии, которую можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют экологии отдельных видов – специальные экологии. Экология человека одна из специальных экологий, но ее роль из-за масштабов человеческой деятельности, по сравнению с другими видами, значительно выше.

В конечном счете, несколько упрощая, можно сказать, что экология человека изучает взаимодействие человека с окружающей его средой. Как и все живые организмы, человек с давних пор испытывает на себе влияние разнообразных условий внешней среды, таких как климат, ландшафт, геохимический состав почв, радиация, электромагнитные поля, возбудители различных болезней, пищевой рацион, географическая зональность, солнечная активность.

С другой стороны, зависимость человека, его благополучия и самой его жизни от условий среды обитания существует наряду с обратной зависимостью природы от человека. Человек с момента появления на Земле влиял на биосферу, изменяя структуру земной поверхности и химический баланс внешней среды, воздействуя на круговорот природных веществ и состав биоты. При этом человек является представителем биологического вида “человек разумный”, принадлежащим к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, семейству гоминид. Человек неотъемлемая часть биосферы. И говоря о губительном влиянии человека на природную среду, следует понимать, что весь негатив не в последнюю очередь отражается на нем самом. На каждом отдельном биологическом организме и на всем виде Homo sapiens, поскольку между экологической обстановкой и здоровьем населения существует прямая взаимосвязь. Так, по последним данным ВОЗ, значительная часть болезней, около 80 %, вызвана состоянием экологического неблагополучия. Сердечно-сосудистые патологии, хронические простудные заболевания, злокачественные опухоли, аллергические процессы, генетические аномалии связаны с урбанизацией, загрязненным воздухом и водой, высоким уровнем социального стресса, напряженным ритмом жизни.

Резко возросшее антропогенное давление на природу привело к тому, что она стала наносить ответные удары человечеству, поскольку всякая живая система, используя обратные связи, всегда стремится к самосохранению. Система обратных связей в биосфере направлена на выведении человека из системы как вида. Срабатывает защитная «иммунная» реакция, и, как следствие – увеличивается генетический «груз» человечества, отмечается рост психических и нервных заболеваний, появляются новые инфекции, снижается общая сопротивляемость болезням, усиливается стресс через перенаселение в городах.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Задача экологии человека заключается в формировании оптимальных отношений человека к окружающей среде и создании на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Экология человека должна обеспечивать общество (в широком понимании этого слова) информацией о том, в каких условиях живет та или иная общность людей (население поселка, города, области, страны), как эти условия меняются или могут изменяться и какие вследствие этого будут происходить изменения в этих человеческих общностях. Эта информация должна облегчить обществу принятие адекватных решений по предупреждению или ликвидации вредных для людей последствий от уже существующих или ожидаемых негативных воздействий факторов окружающей среды. Факторы эти могут иметь различное происхождение – природное, техногенное, социальное.

Можно назвать целый ряд сфер приложения знаний в области экологии человека:

– это оценка влияния различных техногенных факторов на жизнедеятельность и здоровье населения;

– анализ последствий чрезвычайных ситуаций как природных, так и техногенных для жизнедеятельности, демографического поведения, здоровья людей;

– подготовка заключений о современном и прогнозируемом качестве среды обитания человека и возможных изменениях в уровне здоровья населения конкретных регионов при реализации там крупных индустриальных, экономических или социальных проектов;

– выявление и оценка зон экологического неблагополучия;

– разработка документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в целях сохранения высокого качества среды обитания человека;

– участие в экологических экспертизах проектов, затрагивающих интересы населения.

Результаты работ по экологии человека обращены к политическим, хозяйственным руководителям, законодателям, к населению и общественным организациям. Антропоэкологическая информация должна помочь обеспечить улучшение качества среды, в которой живут люди, повысить уровень здоровья населения, его безопасность.

Рассмотрим два простых примера:

1. Руководство страны решает: построим много ГЭС – будет много электроэнергии, люди будут жить лучше. Потом оказывается, что ГЭС не только дает электроэнергию, но в результате ее строительства большое число людей выселили с их исконных земель, огромные площади заболотились, происходит размыв берегов, активизируются карстовые процессы и т.д.

2. Руководство региона решает: закроем экологически вредное предприятие и город станет чистым. Но сразу встает вопрос: а куда девать людей из этого чистого города, если закрытое предприятие было единственным источником заработка населения.

Эти примеры вовсе не означают, что не нужно строить электростанции или закрывать вредные предприятия. Но предварительно необходимо рассмотреть все нюансы проблемы – от чисто экономических, социальных, природоохранных до этнических, демографических и религиозных. Методы экологии человека позволяют рассмотреть все стороны проблемы и указать наиболее «слабые», недостаточно проработанные разделы того или иного проекта, осуществление которого может привести к негативным последствиям. Разумеется, один специалист-антропоэколог не способен решить все перечисленные проблемы. Но он может и должен в общем виде иметь представление обо всех смежных дисциплинах, знать их терминологию, основную справочную литературу, учреждения, ведущих специалистов. В случае необходимости он должен грамотно сформулировать запрос для получения нужной информации или консультации, пригласить для совместной работы именно того специалиста, который будет максимально полезен в данном конкретном исследовании.

13 стр., 6421 слов

Влияние техногенных факторов окружающей среды на развитие организма

... факторов для групп людей с определенными заболеваниями. В современном обществе развитие технологий и изменение быта происходит быстрее, чем человек успевает приспособиться к этим изменением среды своего обитания, как ...

Экология человека возникла на стыке нескольких «больших» наук, каждая из которых, в свою очередь, представляет собой ассоциацию научных направлений. Это и гигиена (на самом деле многочисленные разделы гигиены – общая, коммунальная, населенных мест, воды, воздуха, почвы, социальная, промышленная), это география (медицинская, физическая, экономическая, социальная, населения), биология (генетика человека, медицинская генетика, антропология, адаптология, патологическая физиология), демография, этнография, экономика, социология, история и другие науки. Изначальная неоднородность рассматриваемой дисциплины привела к тому, что в настоящее время в рамках экологии человека выделяется целый ряд разделов, таких как экология города, техническая экология, экологическая этика, этнографическая экология, психологическая экология, экология культуры, медицинская экология, экологическая генетика и т.д.

По мере своего развития круг исследований антропоэкологии расширяется, и она начинает заниматься вопросами роли и места человеческой популяции в биосфере, проблемами взаимодействия человеческого общества с другими компонентами окружающего мира. Современные экологические исследования показывают, что природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения требуется создание новых социально-экономических механизмов, направленных на сохранение экологического равновесия. Это привело к созданию еще одного направления – социальной экологии, рассматривающей человека в первую очередь как социальное явление, имеющее, однако, в том числе и биологические свойства.

Социальная экология занимается познанием основных закономерностей взаимодействия в системе «общество–природа–человек» и определяет возможности создания модели оптимального взаимодействия элементов в ней. Социальная экология анализирует современные урбанистические сообщества, отношения людей в таком сообществе, влияние урбанизированной среды и среды, создаваемой промышленностью, а также систему ограничений, накладываемых антропогенными средами на различные типы социальных связей, например на семейные отношения. Сербский социолог Данило Ж. Маркович определяет социальную экологию как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни как естественно-общественного существа.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек, развивая производство, переделывает природу ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, ... достижений. Поэтому экология состоит из двух частей: охрана природы и охрана культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он ...

Возникновению социальной экологии предшествовало появление экологии человека, а поэтому часто термины «социальная экология» и «экология человека» употребляются в одном и том же значении, то есть ими обозначают одну и ту же дисциплину. Однако следует понимать, что социальная экология является самостоятельным научным направлением, несмотря на то, что она изучает те же процессы и явления, что и экология человека. В отличие от антропоэкологии, центральным понятием в социальной экологии является система «общество–природа–человек» как единое развивающееся целое.

Следует также отметить, что некоторые авторы (С.С. Шварц, И.М. Забелин, В.А. Анучин) сводят антропоэкологию исключительно к конструированию среды, по сути дела, к экономической географии. Не принимая в целом такого подхода, следует отметить важную роль географического фактора в экологии человека, который всегда «пропитывал» все сферы жизнедеятельности людей. На начальных стадиях развития человека географическая среда играла ведущую роль, но и сейчас ее роль значительна и требует пристального внимания при решении вопросов экологии человека.

1.2. Возникновение и развитие экологии человека как научного направления

Первым зафиксированным в истории научным текстом, затрагивающим проблему экологии человека была книга Гиппократа «О воздухах, водах и местностях», в которой описывалось влияние климата, рельефа, воды и времен года на здоровье жителей различных местностей. Проведя сравнительную характеристику народов, населяющих европейское, азиатское и африканское побережье Средиземного моря Гиппократ сделал заключение, что именно факторы внешней среды оказывают определяющее влияние на формирование телесных и душевных свойств человека.

О зависимости путей развития человеческого общества и природы говорил и Геродот. Особенностями ландшафта, климата и плодородия почв он объяснял черты характера населяющих местность людей и происходящие политические события. Схожих взглядов придерживались Платон и Аристотель, указывая в своих сочинениях на зависимость характера людей и политических событий от природных условий.

Древнегреческий историк Фукидид связывал могущество современных ему Афин не с плодородием почв и благоприятным климатом, а, наоборот, с непривлекательностью земель Аттики для завоевания северными племенами и с возможностью накапливать богатства населением, длительно проживающим на этих территориях. Фукидид объяснял особенности развития общества не прямым, а опосредованным влиянием природных факторов.

В период средневековья все особенности исторического развития народов и их биологические отличия объяснялись божественным предопределением. Основным путем развития научной мысли являлись разнообразные теории теологов. И лишь в эпоху Возрождения вернулись идеи взаимосвязи исторического развития цивилизаций с климатогеографическими особенностями территорий.

Одной из важнейших предшественниц экологии человека явилась так называемая географическая школа в социологии, возникшая во второй половине ХVII века, когда итальянский врач Бернардино Рамаццини, один из основоположников учения о профессиональных болезнях, положил начало еще одной науки – медицинской географии, изучающей влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей.

3 стр., 1244 слов

Раздел 1. Система « человек — среда обитания»

... приборы контроля. Тема 2. Негативные факторы в системе "человек -среда обитания" и их воздействие на человека и окружающую среду. Неконтролируемый выход энергии как одна из причин негативного ... атмосфере, космосе, гидросфере и литосфере. Их воздействие на природную среду, объекты экономики и на человека. Техносфера, технический прогресс. Причины формирования техносферы: рост населения, урбанизация ...

Спустя несколько десятилетий после возникновения медицинской географии, французский просветитель и философ Шарль Луи Монтескье небольшим тиражом выпустил книгу «О Духе законов». В отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, его сочинение приглашало читателя на экзотические прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в гуманитарное знание естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии.

Родоначальник социологии Огюст Конт так же признавал участие таких факторов как климат, раса, народонаселение и ландшафт в развитии общества, считая их при этом второстепенными и значимыми лишь на «теологической» стадии развития человеческой цивилизации, каковой, по его мнению соответствовала древность, античность и раннее средневековье. Американский ученый Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека – экология человека – социология», зародившаяся в трудах Огюста Конта, в дальнейшем была развита Д.-С. Милем и Г. Спенсером. Под названием «биология человека» это направление широко развивалось, в том числе и в трудах отечественных ученых. Определенный вклад в научное осмысление взаимоотношений человека и природы внес и Карл Маркс. Он понимал человека как природно-общественное существо и предлагал рассматривать историю с двух сторон, как историю природы и историю людей, с учетом того, что история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга.

Особый интерес к проблеме экологического благополучия возник с началом промышленной революции. В 1848 году в Англии был принят закон о предупреждении заболеваний и устранении вредных влияний на производстве. В этот же период английские врачи, а несколько позднее и врачи других стран, начали составлять таблицы смертности, которые помогали выяснить влияние профессиональных условий на длительность жизни работников. В крупных европейских странах в этот период врачи активно выступали за создание государственных учреждений, контролирующих воздействие окружающей среды на человека. Так во Франции в 1822 году при Министерстве внутренних дел был создан Высший медицинский совет, который решал вопросы санитарного благоустройства, осуществлял контроль за санитарным состоянием территорий и проведением противоэпидемических мероприятий.

В России первые сочинения, в которых обсуждались вопросы взаимоотношений природы и общества, принадлежали Юрию Крижаничу (1618–1683).

В своем труде «Политика» он впервые дал оценку природных ресурсов России того времени и поставил вопрос о рациональном размещении производства вблизи источников сырья. Идеи Крижанича продолжил В.Н. Татищев, который утверждал, что при развитии государства необходимо более полно учитывать особенности географической обстановки той или иной территории. К концу ХVIII века в России появляются научные идеи, которые затрагивают не только проблемы зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. В работах Н.Е. Черепанова и И.Н. Болтина признавался факт того, что «люди могут превращать через свой образ жизни плодородные страны в пустыни».

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

Спустя сто лет русский врач А.А. Остроумов в «Клинических лекциях», опубликованных в 1895 году, писал: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования». Он отмечал, что «цель клинического исследования – изучить условия существования человеческого организма в среде».

Не следует забывать, что в России в XIX веке быстро развивавшаяся гигиена и примыкавшая к ней медицинская география стремились решить многие проблемы, которые сегодня попадают в сферу интересов экологии человека. Гигиенисты в дореволюционной России называли гигиену наукой о счастье. Действительно, если человек здоров, сыт, живет в хороших коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условиях – это уже очень важно для счастья. Если бы гигиена развивалась в том направлении, которое гигиенисты наметили во второй половине XIX в., то термин «экология человека» отсутствовал бы в нашей науке или имел бы гораздо более узкий смысл.

Наиболее известной антропоэкологической концепцией, активно обсуждаемой и в наше время, стало мальтузианство – названное по имени английского священника Томаса Мальтуса, в конце ХVIII века создавшего теорию, согласно которой рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования в арифметической. Исходя из его теории, катастрофа неизбежна, так как производство продуктов питания растет несравнимо более медленными темпами по сравнению с приростом населения. Отталкиваясь от своих идей, Мальтус настойчиво требовал ограничения роста населения. Обращаясь к беднейшим слоям населения, он утверждал: если вы не хотите, что бы голод и войны уничтожали избыточное население, не допускайте появления детей, которых вы не сможете прокормить.

Сегодняшняя демографическая ситуация на планете свидетельствует об обратном. В развитых странах, где средств существования больше, демографическая кривая становится более плавной, а в странах «третьего мира», испытывающих недостаток средств существования, она взмывает вверх. И, соответственно, выход из планетарного демографического взрыва заключается в скорейшем достижении этими странами культурного и экономического уровня развитых стран.

Но как в свое время и Мальтус, так и неомальтузианцы сейчас предполагают варианты, ставящие под сомнение возможность ценностной переориентации общества, и предлагают прогнозы, опирающиеся на сегодняшний темп роста населения, согласно которым в скором будущем на каждого человека останется всего один кубический метр поверхности земли. И уже в нашем веке еще более громко раздаются голоса в пользу принудительного ограничения рождаемости, и в некоторых странах проводится соответствующая политика.

10 стр., 4916 слов

СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

... эффекты. Предполагается, что развитие новообразований у человека в 80-90% случаев связано с воздействием химических факторов окружающей среды. Существуют специфические факторы, вызывающие рак определенных ... патогенных факторов технологического происхождения. Современные мегаполисы, в которых к 2000 году скопилось более половины населения планеты, повсеместно являются зоной повышенного экологического ...

Постепенно связь между качеством окружающей среды и жизнедеятельностью людей попала в сферу интересов широкого круга специалистов – географов, социологов, биологов, экономистов, врачей. Термин «экология человека» в 1921 году ввели американские социологи Эрнст Берджесс и Роберт Парк, исследуя поведение населения в городской среде. Берджесс и Парк основали Чикагскую школу социальных психологов, изучавшую взаимные отношения человека с его окружением и изменения внутри социальной системы с применением экологических методик. С этого времени начинается развитие экологии человека как самостоятельной научной дисциплины. Однако для того, чтобы антропоэкология четко оформилась как отдельная область научных знаний, потребовалось еще несколько десятилетий.

Точкой отсчета современной экологии человека стала вышедшая в 1962 году книга английского биолога Рейчел Карсон «Безмолвная весна», посвященная анализу отрицательных экологических последствий применения ДДТ – сильнодействующего пестицида, используемого для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Автор этого изобретения в 1947 году получил Нобелевскую премию, а уже через некоторое время стало ясно, что ДДТ поражает не только вредные виды насекомых, но, обладая способностью накапливаться в живых тканях, губительно действует на все живое, включая человеческий организм. Свободно перемещающийся на большие расстояния и с трудом разлагающийся препарат был обнаружен даже в печени пингвинов Антарктиды.

С книги Карсон начался этап накопления данных о негативных экологических последствиях НТР, который, в конечном счете, показал, что на нашей планете имеет место системный экологический кризис.

В 1968 году вице-президент итальянского автомобильного концерна ФИАТ Аурелио Печчеи созвал конференцию, в которой приняли участие политологи, биологи, социологи, генетики и экономисты со всего мира. На конференции был утвержден международный исследовательский центр, названный «Римский клуб», которому было поручено исследовать состояние природных ресурсов Земли и предложить рациональную стратегию для решения экологических проблем.

Первый доклад для Римского клуба был подготовлен группой ученых Массачусетского технологического института во главе с Деннисом Медоузом.

Доклад произвел большое впечатление и группе Медоуза заказали исследование проекта по «глобальному моделированию» с использованием ЭВМ. Результаты проведенного исследования в 1972 году были опубликованы в книге, которая называлась “Пределы роста”.

Медоуз вычленил из сложного комплекса глобальных социально-экономических процессов несколько наиболее актуальных для судеб человечества, а затем “проиграл” их взаимодействие на кибернетической модели с помощью ЭВМ совершенно так, как уже в то время “проигрывались” сложные технологические процессы при определении оптимального режима работы какого-нибудь предприятия. В качестве ключевых процессов были избраны: рост мирового народонаселения, рост промышленного производства и производства продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и рост загрязнения природной среды. Моделирование с помощью ЭВМ показало, что при существующих темпах роста населения мира и промышленного производства на протяжении первых же десятилетий XXI века минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.

12 стр., 5721 слов

3. Этапы формирования оптимального взаимодействия человека со средой обитания

... 90% массы растений, 70% - животных, до 70% - человеком. В среднем человеку надо 2,5 литра в сутки, а пресная вода в ... углекислого газа – образуется парниковый эффект за последние 100 лет концентрация в атмосфере углекислого газа на 25%, метана 100%. ... общества, куда зачисляются граждане мужчины 18-60 лет, женщины 18-55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов ...

Чтобы избежать такой катастрофы и создать “глобальное равновесие”, авторы рекомендовали резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя их к уровню простого воспроизводства людей и машин по принципу: новое — только взамен выбывающего старого.

Сенсационной в концепции группы Медоуза стала даже не угроза глобальной катастрофы, а то, что в данном случае авторы апеллировали к авторитету не человеческого, а электронного мозга компьютера. И компьютер дал сигнал: впереди — катастрофа. Это-то и вызвало множество споров, продолжающихся и до сих пор. Медоуза называли «Мальтусом с компьютером», обвиняли в порочности глобального подхода, не учитывающего существенных различий между отдельными странами, особенно между развитыми и развивающимися.

Но эти обвинения уже не представляли особого интереса. К весне 1973 года в разработку моделей — альтернатив моделям группы Медоуза — включились свыше десятка значительных исследовательских групп и ряд отдельных ученых. Число работ по этой проблематике стало расти, как снежный ком. Процесс моделирования был намного усложнен. В центре внимания оказалась разработка системы сценариев разрешения назревающих проблем. Одна группа таких сценариев касается различных вариантов помощи развивающимся странам со стороны развитых, имея в виду ликвидацию растущего пока разрыва между их промышленными потенциалами. Другая группа касается различных вариантов урегулирования отношений между странами — производителями и потребителями нефти. Третья — различных вариантов решения мировой продовольственной проблемы.

Общие выводы были следующими: дальнейшее развитие экономики без учета экологических последствий невозможно, рекомендуется объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать в расчет не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы, часто не поддающиеся финансовым оценкам. При существующих тенденциях в ближайшие десятилетия разрыв между развитыми и развивающимися странами возрастет до катастрофических масштабов с угрозой полного развала экономики последних, гибели сотен миллионов людей от голодной смерти и с серьезными осложнениями международных отношений в целом. Катастрофа ожидается, прежде всего, в ближайшие десятилетия в регионах, охватывающих развивающиеся страны мира; позднее она скажется и на развитых странах, которые и без того будут испытывать растущие трудности.

Лекция ЭЧ 1 — Стр 2

Деятельность Римского клуба положила начало новому экологическому представлению о целостности мира и всеобщей зависимости народов. В июне 1972 года в Стокгольме прошло первое международное совещание по окружающей среде, на котором впервые был четко поставлен вопрос об экологии человека. После этого совещания термин «экология», ранее употреблявшийся лишь узким кругом биологов, стал быстро распространяться по страницам газет и журналов. И сегодня рассмотрение экологических проблем происходит уже с позиции национальной безопасности стран и целых регионов, а экологическое мышление постепенно охватывает все большее число людей. Это получило подтверждение на конференции ООН, проведенной в 1992 году в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие главы 179 государств и впервые мировое сообщество выработало согласованную позицию по проблеме окружающей среды на основе концепции устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации.

В нашей стране экология человека в качестве специального научного направления долгое время не выделялась. Более того, до начала 1970-х годов она подвергалась активным атакам со стороны критиков, которые на базе марксистско-ленинской философии доказывали, что экология человека – «буржуазная лженаука», наряду с генетикой и кибернетикой, что она базируется на ложных концепциях, что представляет собой вариант социал-дарвинизма и не учитывает значения общественного строя как главного фактора влияния на организм человека.

Роль проводника идей экологии человека взяла на себя медицинская география. В 1972 году вышла монография академика А.П. Авцина «Введение в географическую патологию», где был большой раздел, посвященный антропоэкологии. В 1974 году понятие «экология человека» вышло на обложку сборника «Теория и методика географических аспектов в экологии человека», подготовленного к одноименной конференции, организованной институтом географии АН и институтом морфологии человека АМН. В 1983 году была опубликована монография Влаиля Петровича Казначеева, ныне директора НИИ общей патологии и экологии человека, под названием «Очерки теории и практики экологии человека».

В 1984 году научный совет Академии наук по проблемам биосферы организовал школу по экологии человека. Здесь была сделана попытка выявить систему понятий, концепций и модели экологии человека, ее отношения к традиционной экологии. В 1987 году Президиум Академии наук принял решение о разработке программы биосферных и экологических исследований. Программу одобрили, было принято решение о внедрении экологических исследований в тематику академических институтов.

СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ДРУГИМИ НАУКАМИ

Экология как наука основана на разных отраслях биологии (физиологии, генетике, биофизике), связана и с небиологическими науками (физикой, химией, геологией, географией, математикой и др.).

Если говорить о науках, представители которых активно участвуют в разработке проблем экологии человека, то это прежде всего медицина и биология (в основном такие ее разделы, как физиология и генетика).

Физиология изучает закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Наиболее значимы для экологии человека сведения, которые направлены на изучение особенностей физиологических процессов, протекающих в различных условиях существования организма. Существенны разработки в области нормальной и патологической физиологии. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, функциональную адаптацию к факторам среды, вторая — общие закономерности возникновения и течения патологических процессов в организме, а также механизмы нормализации функций. Важные для экологии человека сведения дает и генетика человека, раскрывающая биологические основы человека, его биологического будущего, причины наследственных дефектов в популяциях человека.

В пределах медицинских наук проблемы экологии человека в той или иной степени рассматривают гигиена, эпидемиология и токсикология, курортология и др.

Большой вклад в экологию человека вносят и представители географической науки. География, развиваясь как наука о местах обитания человека, не могла не касаться факторов, влияющих на него. Следовательно, она совершенно естественным образом связана с научными интересами экологии человека.

Близка к экологии человека и геоэкология — также очень молодая наука о взаимоотношениях человека и природной среды, которая, изучает процессы и явления, которые приводят к экологически значимым (т. е. важным для живых организмов, включая и человека) антропогенным изменениям в геосистемах. Тесную связь с экологией человека имеет медицинская география. Основная задача медицинской географии — способствовать оздоровлению окружающей среды, т. е. регулированию всех ее факторов, которые оказывают или могут оказывать вредное влияние на физическое развитие, здоровье и жизнеспособность человека.

Исследования в области экологии человека должны опираться на достижения демографической науки, в частности на оценки истории формирования населения и анализ расселения людей в регионе при учете их взаимодействия с различными внешними факторами (историческими, этническими, социально-экономическими, хозяйственно-бытовыми).

Глубоки связи между экологией человека и социологией, так как социальное поведение людей, взаимоотношения между членами различных групп населения оказывают самое непосредственное влияние на их здоровье и благополучие.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Терминологический аппарат экологии человека как научной дисциплины все еще находится в стадии формирования.

Фундаментальное понятие экологии — биосфера. Определение биосферы как особой оболочки Земли, включающей все живые организмы на планете, и само ее название были предложены в 1875 г. видным австрийским геологом Э.Зюссом.

Глубокое представление о биосфере было разработано великим русским ученым академиком Владимиром Ивановичем Вернадским (1863 — 1945).

В 1935 г. английский биолог Артур Джорж Тенсли ввел основное понятие экологии — экосистема. Под экосистемой понимается такое единство взаимосвязанных организмов и среды обитания, при котором обеспечиваются круговорот веществ, противостояние внешним воздействиям, производство биологической продукции и некоторые другие функции саморегуляции. Понятие экосистемы включило не только биологические элементы — организмы, но и абиотические факторы, необходимые для жизни этих организмов: температуру, влажность, освещенность, уровень радиации и т.п.

Один из широко используемых терминов экологии человека — окружающая среда, под которым обычно понимают всю совокупность внешних для человека факторов (иногда используют и другие термины — внешняя среда, среда обитания).

Однако этот термин вызывает у специалистов замечания. Так, например, Н. Ф. Реймерс считал его бессмысленным, поскольку в нем отсутствует указание на то, кого она окружает. Поэтому им был предложен другой термин — окружающая человека среда, т. е. совокупность абиотической, биотической и социальной сред, совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.

Н. Ф. Реймерс в окружающей человека среде выделил:

  1. интимную среду (жилье, другие искусственные сооружения, семья, соседи, рабочий коллектив),
  2. ближнюю среду (населенный пункт — от поселка до крупного города),
  3. дальнюю, или региональную, среду (обеспечивающую людей основной массой продовольствия и рекреацией, окружение родного этноса и т.п.),
  4. глобальную среду.

Применительно к человеку окружающая среда, кроме того, включает некоторые компоненты:

собственно природный(естественные ландшафты),

техногенный(созданные человеком поселения, промышленные территории, сельскохозяйственные угодья, среда жилища и т.п.),

социально-экономический(культурно-технологический климат, экономическая обеспеченность, влияние людей как социально-биологических существ друг на друга и т.д.) .

Несмотря на большой авторитет данного исследователя, предложенная им терминология не прижилась, а неудачная (с позиции русского языка) конструкция «окружающая среда» активно используется в экологической литературе.

С понятием «окружающая среда» в экологии человека связано понятие качество среды.

Качество среды часто связано с характеристикой здорового состояния жизни. С биологической точки зрения качество окружающей среды — система взаимосвязанных характеристик окружающей среды, в первую очередь атмосферного воздуха, природных вод и почв, отражающих их способность без отклонений осуществлять свое предназначение. Причем именно от этих характеристик зависят сохранение и возможность дальнейшего естественного развития окружающей среды, а, следовательно, сохранение и возможность развития организмов, их сообществ и экосистем в целом.

Можно выделить семь критериев качества окружающей среды.

  1. Геономические — критерии, характеризующие явления и процессы, которые обусловливают физико-географические и биоклиматические отличия участков земной поверхности.
  2. Биогеохимические — характеризующие естественные биогеохимические циклы и их нарушения.
  3. Экогенетические — характеризующие процессы исторического преобразования биоценозов и экосистем.
  4. Ценологические — отражающие видовой состав ценозов и разнообразие в них жизненных форм организмов.
  5. Продукционно-биологические — характеризующие интраэкосистемный и экстраэкосистемный массоэнергообмен, популяционную и ценотическую продуктивность.
  6. Геогигиенические — характеризующие естественную способность атмосферного воздуха, природных вод и почв к сохранению своих химических, физических и механических свойств.
  7. Санитарные — критерии качества окружающей среды, характеризующие эффективность искусственных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление важных для человека и биосферы параметров атмосферного воздуха, природных вод и почв.

Нередко для оценки окружающей среды применяют понятие комфортность. В биоклиматологии критерием оценки комфортности климата, например, является тепловое состояние человека при учете физиологических реакций на совместное действие ряда факторов (температуры, влажности, скорости движения воздуха, солнечной радиации и др.).

Оценка комфортности включает анализ разнообразных параметров, отражающих климатические факторы, характеристики рельефа, геологического строения, подземных и поверхностных вод, растительности и животного мира, наличие предпосылок болезней в регионе. Число таких параметров может достигать нескольких десятков.

Перейдем к понятию качество жизни. С биологической точки зрения качество жизни — система взаимосвязанных характеристик атмосферного воздуха, природных вод и почв, а также условия питания и индивидуального развития организмов, причем именно от этих характеристик зависят жизнедеятельность, сохранение и воспроизведение организмов, функционирование и сохранение их сообществ. С точки зрения человека как биосоциального вида качество жизни отражает степень соответствия среды обитания социально-психологическим установкам личности.

Проблема определения качества жизни так же сложна, как и проблема определения критериев качества окружающей среды. Существует семь категорий критериев качества жизни:

  1. биогигиенические — характеризующие состояние здоровья человека;
  2. социологические — оценивают взаимодействия людей в процессе практического освоения ими природы;
  3. демографические — демонстрирующие численность, возрастной и половой состав популяций, динамику рождаемости и смертности;
  4. нозологические — отражающие состояние заболеваемости;
  5. популяционно-генетические — выявляющие наследственную патологию, возникновение патологических явлений, особенности мутационного процесса, происходящего в популяциях в связи с воздействием на них негативных факторов
  6. трофологические — оценивающие оптимальность питания, условия питания и обеспеченность необходимыми питательными веществами, от которых зависит нормальное осуществление индивидуального развития и воспроизведения;
  7. санитарные — характеризующие эффективность мероприятий по созданию условий для сохранения нормальной жизнеспособности организмов при нарушении окружающей среды.

Важной категорией, имеющей непосредственное отношение к экологии человека, является понятие «образ жизни» — это совокупность материальных условий, общественных социальных установок (культуры, обычаев и т. д.) и природных факторов, составляющих вместе условия поведения личности и обратное ее влияние на эти условия.

В экологии человека часто используется термин природная среда. Для человека природная среда — это совокупность биотических и абиотических естественных факторов, оказывающих влияние на человека.

И еще два основных понятия экологии человека — это экологическая безопасность и чрезвычайные экологические ситуации.

Экологическая безопасность – это любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду.

Н. Ф.Реймерс в словаре-справочнике «Природопользование» дает еще одно определение экологической безопасности: комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество.

Экологическая безопасность предполагает исключение возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. К ним относят случаи, когда в атмосфере или в почве количество вредных веществ в 50 или более раз превышает значения предельно допустимых концентраций (ПДК).

Чрезвычайные ситуации экологического характера включают и катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека. Чрезвычайные экологические ситуации могут привести к экологической катастрофе — остро неблагоприятному изменению в среде, сопровождающемуся, как правило, массовой гибелью живых организмов и значительным экономическим ущербом. Следует иметь в виду, что экологическая катастрофа — не всегда следствие антропогенного воздействия, она может быть вызвана и природными явлениями, например длительной засухой или наводнением.