Лекция №1 Предмет, задачи и методология возрастной психологии (вп)

Возрастная психология.

Что изучает психология? Каков ее предмет?

ПСИХОЛОГИЯ – наука о фактах, закономерностях, механизмах возникновения, развитие и функционирование психики.

Наука — совокупность знаний особого рода (в отличие от житейских знаний): объективных, обобщенных, полученных с помощью специальных научных методов.

Что такое закономерности и почему их изучает наука?

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, устойчивая, повторяющая связь между явлениями.

Что такое психика? Можно дать несколько определений:

1. С точки зрения скрытой сущности и её функции ПСИХИКА – свойство головного мозга отражать объективную действительность и на основе образа этой действительности регулировать поведение для достижения жизненно-важных целей в этих условиях. Обратить внимание, что в определении содержаться три «смысловых куска»: что есть психика (свойство мозга, а не материальный объект), в чем это свойство состоит (отражение и регуляция), каково назначение психики (решение жизненно важных задач).

Это филосовское определение, которое необходимо операционализировать, конкретизироовать для научно-исследовательской и практической деятельности.

2. Можно дать определение с точки зрения различных научных школ. Для отечественной психологии характерными являются два подхода: функциональный и деятельностный.

а) Сторонники функционального подхода придерживаются понимания ПСИХИКИ как совокупности мотивационно-потребностных, познавательных, эмоционально-волевых процессов.

б) деятельностный подход к психике:

ПСИХИКА особая внутренняя деятельность, состоящая из взаимосвязанных действий (восприятие ситуации, оценка ситуации, выбор целей и способов их достижения) и направленная на решение жизненно — важных задач.

ПЛАН:

1.Что изучает ВП, каков её предмет?

2. Для решения каких профессиональных и личных задач может быть использовано знание ВП?

3. На какие методологические принципы опирается ВП при изучении своего предмета и в практической деятельности?

4. Каковы методы ВП?

1.Что изучает возрастная психология?

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые ... изучает влияние на психические процессы внешних воздействий. Ярчайшие психофизики первой половины XIXв. естествоиспытателиЭ.Вебер(1795-1878) иГ.Фехнер(1801-1887). Их задачей ...

Возрастная психология — отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы развития психики на протяжении всего жизненного пути человека, а так же психологические особенности каждого возрастного этапа.

2. Какие профессиональные и личные задачи позволяет решать знание возрастной психологии?

1) Знание возрастных особенностей позволяет:

— выбирать способ поведения, общения с учетом возрастных особенностей, предотвращая тем самым дискомфорт и конфликтные ситуации;

— адекватно оценивать изменения, которые происходят с собственной психикой;

— сформулировать цели воспитания и самовоспитания;

— знание возраста выступает в качестве эталона при оценке уровня развития, т.е. позволяет оценивать есть отставание в развитии или имеет место опережение в развитии, или развитие соответствует возрастной норме

2) Знание закономерностей (факторов развития) позволяет:

— выявить причины отставания или опережения в развитии;

— прогнозировать, предсказывать дальнейшее развитие;

— изменить уровень психического развития свой собственный и другого человека. Другими словами, разработать научно-обоснованные рекомендации по эффективному управлению развитием и его коррекции.

3. Каковы основные методологические принципы отечественной психологии, с точки зрения которых решаются практические и исследовательские задачи?

1. Деятельностный подход к психике. Он отвечает на вопрос: «Что такое психика?» ПСИХИКА – особая внутренняя деятельность, состоящая из взаимосвязанных действий (восприятие ситуации, оценка ситуации, выбор целей и способов их достижения) и направленная на решение жизненно-важных задач.

2. Единство внешней практической и внутренней психической деятельности. Отвечает на вопрос: «Откуда берется внутренняя психическая деятельность? Как она возникает?»

— она возникает из деятельности внешней практической.

3. Социальная природа психического развития. Этот принцип отвечает на вопрос: «Каков источник внешней практической деятельности?» Эта деятельность генетически не запрограммирована, а усваивается в процессе общения с другими людьми, носителями социального опыта.

3 стр., 1446 слов

Тема 4: Развитие отечественной возрастной психологии

... Развитие отечественной возрастной психологии Возрастная (детская) психология в дореволюционной России. Возрастная (детская) психология в России после революции. 4.1. Возрастная (детская) психология ... Педология была обвинена в использовании методов буржуазной психологии (основанием для обвинения послужило ... популяризовали знания о ребенке, издавали журналы и проводили конгрессы по психологии ребенка. ...

4. Каковы основные методы возрастной психологии, позволяющие изучить ее предмет?

1. сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов: выявляет особенности возраста. Название метода говорит само за себя: в этом случае диагностика проводится в двух группах испытуемых, принадлежащих к разным возрастам, а результаты диагностики сравниваются между собой;

2. лонгитюдный метод или метод продольных срезов, направлен на изучение динамики развития (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного периода времени);

3. генетический метод (направлен на изучение закономерностей развития через воздействия на психические свойства личности).

Лекция №2 «Проблема психического развития (пр)»

ПЛАН:

1. Что такое развитие вообще?

2. Что понимается под психическим развитием?

3. Каковы особенности ПР?

4. Какие факторы влияют на ПР и какова роль каждого фактора?

5. Каковы движущие силы ПР?

Как тема связана с предметом ВП? Вытекает из него, т.е. мы начинаем раскрывать предмет. Какую практическую задачу помогает решить знание этой темы? Используем для научного подхода к решению задачи диагностики и коррекции ПР. А что дает человеку высокий уровень ПР? Зачем нужен совершенный психический инструмент, зачем развиваться? Может быть ребенком лучше, чем быть взрослым? Это свобода и ответственность (в отличие от зависимости), это более быстрое и легкое достижение целей, счастье, признание, т.к. развитие одного влияет на развитие группы, университета, страны и т.д. ПРОБЛЕМА – трудно разрешаемый в науке вопрос, на который в настоящее время нельзя получить однозначный ответ. (Немов Роберт Семёнович в кн. 2 «Психология», стр.7)

Обратить внимание студентов, что «хорошее» определение содержит набор существенных признаков, которые позволяют определить на практике, есть или нет развитие.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

Правительство Российской Федерации Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Реферат по курсу «Психология» на тему: межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека Пермь 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ ...

1. Что будем понимать под развитием?

1) только то, что представляет собой быстрые, качественные (глубокие), сравнительно редкие и необратимые (революционные) преобразования?

2) или медленные, количественные, охватывающие значительные периоды, обратимые (эволюционные) изменения?

3) либо непрерывно происходящее, очень неустойчивые и обратимые (ситуационные) изменения?

РАЗВИТИЕ – ни только и ни столько количественные изменение, сколько процесс возникновения качественных новообразований, отсутствующих на предыдущих ступенях развития.

«РАЗВИТИЕ — непрерывный, скачкообразный процесс самодвижения, который характеризуется в первую очередь возникновением нового, не бывшего на предыдущих ступенях». ( Л.С. Выготский)

2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — с точки зрения деятельностного подхода, который распространен в отечественной психологии, это качественное изменение жизненно — важных задач и способов их решения, через присвоение человеком общественно выработанных способов деятельности и её смыслов. Таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности в социальной среде, воспользоваться богатствами, накопленными человечеством, его достижениями, новое поколение должно осуществить деятельность адекватную деятельности, воплощенной в них предшествующими поколениями. Эта деятельность в готовом виде не дана, в телесной природе человека не заключена. Овладеть ею помогает взрослый – носитель социального опыта.

3. Особенности психического развития:

1. ПР детерминировано, т. е. зависит от порождающих его факторов.

2. ПР неравномерно (психические функции не находятся на одном уровне развития).

На каждом возрастном этапе какая-либо психическая функция претерпевает качественные изменения, возникает новообразование или «центральное новообразование возраста». Процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с этим основным новообразованием, составляют центральную линию развития в данном возрасте. Другие процессы претерпевают лишь частичные, количественные изменения под влиянием центрального новообразования и составляют побочную линию развития.

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

Введение Данная работа направлена на изучение личности сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб. Цель работы - выявить существуют ли различия между сотрудниками данных специальностей. Нас заинтересовали такие личностные свойства и качества как тревожность, склонность к риску, эмоциональная устойчивость, так как их деятельность - это постоянные экстремальные условия; а также тип ...

3. преемственность ПР: центральная линия развития в одном возрасте становится побочной линией развития в последующем

4. пластичность ПР и возможность компенсации: при недостаточном развитии одной психической функции начинают усиленно развиваться другие функции, восполняя недостающую).

К примеру, слабую память возможно восполнить большей организованностью деятельности.

5. неповторимость и качественное своеобразие возрастного развития.

6. критический характер некоторых этапов возрастного развития.

Л.С. Выготского Собрание сочинений т. 4 «Проблема возраста» c.244-268; т.3 «История развития высших психических функций» с.5-133.

4. Мухина «Детская психология» с. 28: «Возрастная психология стремится перечислить все те обстоятельства, которые влияют на психическое развитие, но также определить в чем именно состоит их влияние и как под действием этих обстоятельств ребенок переходит с одного этапа на другой».

Факторы психического развития:

1) Биологический (органический) фактор.

Анатомо – физиологические особенности организма и нервной системы, а так же генетически заложенные законы, по которым эти системы созревают. Способны претерпевать изменения под влиянием внутриутробной жизни (врожденность) и в течение всей жизни под влиянием неблагоприятных факторов.

Какова роль биологического фактора? Разные позиции: Биологизаторский (биогенетический) подход – биологический фактор предопределяет содержание психических свойств, а ПР — изменение индивида под влиянием внутренних, врожденных причин. Его результат — созревание изначально заложенных в генотипе психических свойств. Деятельностный — отвечает за возможность развития человеческой психики, определяет границы её развития и темперамент человека (устойчивую совокупность психодинамических свойств).

2) Социальный (средовой) фактор.

Под ним понимается предметы материальной и духовной культуры, а так же другие люди и их деятельность, раскрывающая опыт обращения с этими предметами, т.е. деятельность обучения и воспитания.

Роль социального фактора: Социологизаторский (социогенетический) подход – полностью определяет содержание психических свойств, а ПР – это изменения психики под влиянием внешнего воздействия, равно формированию. Деятельностный: является источником психических свойств человека, определяет их содержание.

3) Психологический фактор — под ним понимается готовность самого человека к усвоению социального опыта (желание и умение усваивать опыт).

Выполняет роль отбора, фильтра социальных влияний.

Л.С. Выготский предлагает объединить 2 и 3 факторы под понятием «социальная ситуация развития» — значимые для ребенка социальные условия жизни, переживаемые им.

Кто является значимым для нас другим?

Значимым для нас является человек, который удовлетворяет наши жизненно важные потребности. Вопрос о роли биологического и социального факторов на каждом возрастном этапе, о механизме их влияния на ПР остается открытым. Какова роль стихийного и организованного обучения и воспитания, а также самовоспитания?

Можно ли и как, по каким признакам выбрать «хорошую» концепцию, самоопределиться студенту? В качестве критериев предлагаются:

  1. логичность и непротиворечивость;
  2. наличие метода, позволяющего проверить выдвинутые предположения;
  3. значение и последствия для практики ПР.

Для иллюстрации разных подходов, их преимуществ и недостатков преподаватель предлагает упражнение. При этом он выступает в роли «матери природы», наследственности, которую не выбирают и которая вручает каждому свой свиток: на одном из низ слова «Суждено тебе быть боязливым, неуверенным, пассивным и малообщительным» (биологизаторская позиция), другой — просто чистый лист «табула расса» — чистая, восковая доска по Дж.Локку (социологизаторский), на третьем слова «Предоставляю тебе сильную, уравновешанную и инертную нервную систему» (трехфакторная концепция).

В первом случае всё предопределено и опускаются руки и у человека, и у воспитателей, зато нет никакой ответственности за ПР. Во втором случае соседу по парте предлагается написать на чистом листе все, что посчитает нужным. Воспитатель при этом оказывается в роли человека, который полностью берет ответственность за результат, а воспитанник полностью зависит от его представлений и профессионализма. В третьем случае нескольким студентам из окружения предлагается написать на свитке, чтобы они хотели передать, а испытуемый отбирает кому доверить это сделать. В последнем случае человек сам берет ответственность за своё ПР, свою судьбу, берет ответственность и учитель. Студентам предлагается сделать свой выбор в отношении концепций с учетом их « +» и «-».

4. Движущие силы развития – противоречие между постоянно изменяющимися в процессе деятельности потребностями и старыми способами их удовлетворения.

Лекция № 3: «Проблема периодизации психического развития»

ПЛАН:

1. Что такое периодизация?

Это деление процесса психического развития на отдельные стадии.

2. По каким критериям один этап отделяется от другого?

ПОЗИЦИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО:

— появление новообразований;

— качественные изменение в тех факторах, которые определяют развитие:

в анатомо-физиологических особенностях; в типе ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность – это не только преобладающая деятельность на определенной стадии. Эта деятельность, которая вызывает возникновение психических новообразований»); качественные изменения в социальной ситуации развития («значимые для человека условия жизни, переживаемые им»).

3. Какие периоды выделяются внутри каждой стадии? Какова их характеристика?

1) стабильный период — период плавных, количественных изменений.

2) кризисный период — период резких, качественных изменений.

Другими отличительными особенностями кризисов являются:

— кратковременность

— размытость границ

— относительная трудновоспитуемость, когда старые педагогические приемы перестают работать.

К тому используется понятие «сензитивного периода». Это период созревания определенных психических функций, когда воздействие на них наиболее эффективно.

4. Что значит раскрыть содержание той или иной периодизации ПР.

Это значит ответить на ряд вопросов:

1. Какие стадии развития выделяются и как они соотносятся с биологическим возрастом?

2. По каким признакам различаются стадии?

Этими признаками являются новообразования и факторы развития.

3.Выделяются ли кризисные периоды наряду со стабильными?

4. Какова характеристика каждой стадии?

5. Для каких практических целей создавалась и может быть использована данная периодизация? Кто ее автор?

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ЦЕЛЬ: 1) выделить признаки нормального ПР.

2) сформировать рекомендации по управлению ПР ребенка.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО

1. Кризис новорожденности (0-2,5 месяцев)

С чем мы рождаемся?

1) с набором физиологических потребностей.

2) со способностью к ощущениям, т. е. выделению отдельных жизненно важных признаков ситуации.

3) ощущения не дифференцированы между собой и эмоциями.

4) набором безусловных рефлексов (пищевым, защитным, цеплятельным)

О нарушениях развития свидетельствует отсутствие или избыточная выраженность рефлексов. К примеру, отсутствие голосовых реакций или постоянный плач.

Основное новообразование – комплекс оживления.

Он проявляется в сосредоточении на лице матери, улыбке, гулении, одновременном движении ручками и ножками.

В чем суть комплекса оживления?

Он свидетельствует о возникновении восприятия, эмоциональной памяти, способности к сосредоточению, а также о способности элементарным координационным движениям в соответствии с воспринятым.

Основные рекомендации для родителей.

Удовлетворение физиологических и ориентировочных потребностей ребенка. Насытить мир новыми впечатлениями. Сделать это можно только при непосредственном физическом эмоциональном контакте с ребенком.

Развитие ребенка на прямую зависит от готовности родителей к его воспитанию, а готовность предполагает не только умение воспитывать, но и желание это делать. Желание определяется смыслом, которым человек вкладывает в свою деятельность.

Период новорожденности и младенчество является сензитивными, чувствительными этапами для развития двух базовых свойств человека:

— доверие к миру

— потребность и умение любить и быть любимым.

Что значит уметь любить?

Признаки любви:

— желание физического контакта.

— контакт глаз.

— пристальное внимание, желание уделять время только этому человеку.

— учет потребностей другого человека.

Развитие в период младенчества (2.5 месяца- 1 год.)

Какие психологические изменения происходят?

1) Ребенок учится управлять собственным телом (с верху в низ): сначала головой, потом повороты с живота на спину, садится, ползает, встает, хождение.

2) Развитие познавательных процессов: развитие восприятия, длительного сосредоточения на предметах, слежение за движущими предметами. Ориентировка во многих свойствах предмета. Развитие наглядно – образной памяти и наглядно- действенного мышления.

3) Наглядно-действенное мышление напрямую связано с развитием действий с предметами: от хватания к неспецифическому использованию и, наконец, к функциональным действиям.

4) Общение с ребенком развивается от непосредственно эмоционального к общению опосредованному предметами

5) Возникает потребность в общении.

6) Особенности развития эмоциональной сферы: с 7 до 11 месяцев возникает страх перед незнакомыми людьми и страх расставания с близкими.

Особенности пр ребенка от 1 года до 3 лет.

ЦЕЛЬ: 1) выделить признаки нормального ПР в данном возрасте.

2) составить рекомендации, как способствовать развитию в данном возрасте. а не тормозить ПР

1. Кризис 1 года

1) Каковы внешние проявления кризиса? Как распознать этот период в жизни ребенка?

Основные признаки – возникновение переходных, промежуточных новообразований:

1. Становление ходьбы по принципу инерционного разлада.

2. Автономная речь ребенка. Отличается от обычной речи по звуковому составу, звучанию, по смыслу. Автономная речь представляет собой обрывки взрослой речи, а одно и тоже слово имеет множество значений, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации. Автономная речь – «язык нянь», т.к. понятна только самым близким людям, непосредственно ухаживающим за ребенком. Начало и конец автономной речи определяет начало и завершение кризиса. Затянувшийся период автономной речи больше полугода свидетельствует об аномальном развитии.

3. Яркие, эмоциональные реакции ребенка в ситуации, когда взрослые его не понимают или не хотят выполнять его требования.

2) О чем свидетельствуют внешние проявления кризиса?

О существенных переменах в социальной ситуации развития: от полной зависимости ребенок переходит к элементам самостоятельности, т. е. у него появляется желание и возможность делать самому.

3) Рекомендации по развитию психики:

Как вести себя с ребенком?

Как не следует вести себя с ребенком?

1) Предоставить ребенку большую самостоятельность.

1) Излишняя требовательность и авторитарность с ребенком.

2) Разнообразить среду ребенку и обезопасить её.

2) Вседозволенность.

3) Дефицит общении.

4) Подмена действий ребенка.

2. Особенности пр в раннем детстве (от 1 года – до 3 лет)

Основные линии ПР:

1. развитие речи: увеличиваются пассивный и активный словарь; изменяется качество самих понятий (предметы обобщаются не по внешним признакам, а по способу их использования).

2. развитие предметных манипуляций (действий с предметами): от результативных к функциональным; от совместных к индивидуальным. Следовательно крайне необходимо:организовывать совместную деятельность с ребенком; помощь овладеть предметным миром.

3. развитие мотивационно — эмоциональной сферы. В этом возрасте мотивы неустойчивы, обладают одинаковой силой, не соподчинены между собой и полностью зависимы от ситуации. Поведение эмоциональное, импульсивное. Слова не имеют тормозного действия.

В целом ориентировочная деятельность ребенка в этом возрасте является ситуативной или эмоционально рефлекторной.

Рекомендации: иметь виду, что слово в этом возрасте не имеет тормозного эффекта, следовательно, не надо наказывать ребенка; излишняя требовательность также как, излишняя вседозволенность, отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка.

В этом возрасте ребенок эгоистичен и не способен кроме своих желаний учитывать желание и настроение окружающих. На его эмоциональные вспышки не реагировать вообще или реагировать спокойным действием, направлять поведение ребенка. Его желания неустойчивые и полностью зависимы от ситуации.

3. Кризис 3 лет

1) Внешние проявления этого кризиса:

1. Негативизм (отказ выполнять требования взрослого, только потому, что это сказал взрослый.)

2.Упрямство (желание во чтобы это не стало настоять на своем, даже если ему этого не хочется.)

3.Своеволие (желание делать все самому.)

4.Обесценивание (проявляется в том, что в лексиконе у ребенка появляются ругательные слова.)

2) Какова сущность кризиса? Какое психическое новообразование возникло?

Эти признаки говорят о возникновении элементов самосознания:

— самопознание (знание о себе)

— самоотношение (оценка себя)

— саморегуляция (способность к саморегуляции)

Процесс самопознания представляет осознание своей отделённости от взрослого и самого факта своего существования. Самоотношение представлено желанием быть хорошим для взрослого, а так же отношением взрослого к ребенку. Саморегуляция – желанием все делать самому.

3) Каковы основные рекомендации?

Ребенок всеми своими действиями протестует против авторитарного руководства. Необходимо изменить свою позицию. Этот период характеризуется появлением нового способа ориентировочной деятельности – конформного, который состоит в том, что поведение определяется не столько наличной ситуации, сколько поведением значимого другого.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ.

ПЛАН:

1) Какова роль игры как ведущей деятельность в ПР дошкольника?

2) Каковы основные психологические новообразование дошкольного возраста?

3) Характеристика кризиса 7 лет.

4) Признаки психологической готовности к школьному обучению

1).

Что такое игра? Игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая, воспроизводящая жизнь взрослых.

— Каковы основные стадии развития игры и её виды?

функциональные игры с 3 месяцев, состоят в том, что ребенок (взрослый) воспроизводит те или иные действия, доставляющие ему удовольствие.

символические игры с 1,5- до 3-4 лет — « игра чем — то во что-то» — требуют образного мышления.

ролевая игра с 3-4 лет, имитация поведения взрослого: саму роль школьника имитирует младший школьник; взаимоотношения — средний школьник

игра с правилами: требующая от ребенка не только воспроизведение роли, но и выполнение условий.

— Какова роль игры? 1) игра ориентирует ребенка в основных смыслах человеческой деятельности. Начинает понимать, для чего и для кого эта деятельность выполнена. 2) ориентируется в способах деятельности, а так же в нормах социальных отношений.

К другим видам деятельности, с помощью которой познает действительность, относится: изобразительная деятельность; восприятие сказки; элементарный труд.

1) основные новообразование возникают в мотивационной – потребностной сфере:

— расширение спектра потребностей.

В среднем дошкольном возрасте возникает потребность в общении со сверстниками 4- 6лет;

В старшем дошкольном 6-7 лет возникает потребность в общественно- значимой и общественно оцениваемой деятельности.

— возникает способность соподчинять мотивы в дошкольном возрасте.

-дальнейшее развитие самосознание ребенка.

САМОПОЗНАНИЕ — от ориентации в своих внешних свойствах, от осознания своей половой принадлежности к осознанию своих возможностей, своих внутренних переживаний.

Самоотношение от принятия отношение взрослых к отношению к себе в зависимости от удач и неудач в деятельности, а так же в результате сравнения своих результатов деятельности с другими.

Саморегуляция развивается в этот период от желания все делать самому к управлению своей деятельностью, т. е. способности ставить цели планировать их достижение.

Кризис 7 лет

1. Симптомы.

2. Сущность.

2.1. Каковы внешние признаки кризиса 7 лет?

Главный признак утрата детской непосредственности. Ребенок становится более непонятным. По внешнему поведению ребенка уже нельзя прочитать его желание

2.2 Основные новообразования:

Возникновение произвольности, способности сдерживать непосредственные импульсы, пробуждения, осмысливать своё главное желание и планировать достижение цели.

Кризис 7 лет связан с появлением еще одного способа принятие решения о поступке в ситуации. Ценностный способ.

Ценностный способ ориентировки включает в себя способность выбирать способ поведения в соответствии с наиболее значимыми потребностями.

ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА.

(от17-22-23лет) – биологический возраст

КРИЗИС 17 ЛЕТ.

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

1) высокий уровень эмоциональной напряженности связанный с переходом от школьного периода к взрослой жизни.

2) различные страхи: страх не поступить в ВУЗ, боязнь юношей перед армией и т.д.

За внешними проявлениями стоит новообразование — принятие ответственности на себя.

Центральное новообразование: необходимость самоопределения в жизни, выбор жизненной цели, пути их достижения и принятие на себя ответственности за свой выбор.

ОЩУЩЕНИЕ НАЧАЛА НОВОЙ ЖИЗНИ.

КАКОЙ ЖЕ ВЫБОР МЫ ДЕЛАЕМ ?

Каковы основные варианты жизненного пути? Каковы их недостатки и преимущества?

1) Поступление в ВУЗ.

Преимущество: получение квалифицированной работы после окончания,

новый круг друзей.

Недостатки: материальная зависимость, нет приобретения

практического опыта.

Получим, то чего хотим?

Внутренние мотивы определяют не только выбор жизненного пути, но и стиль деятельности.

2) поступление на работу.

3) образование семьи – для девушек.

4) поступление в ряды красной армии.

5) бегство от выбора и от общественной жизни в наркотики, в сектантство.

ВЫБОР НАПРАВЛЕНОСТИ

1) на удовольствие 2) на престиж 3) на поиск призвания и реализацию

инд. качеств

Педагогическая психология.

1. Что изучает педагогическая психология? Каков ее предмет?

Педагогическая психология – изучает факты, закономерности и механизмы развития, и функционирование психики в условиях обучения и воспитания.

Факторы обучения и воспитания являются важным в ПР.

2.Какова главная задача педагогической психологии?

Разработать такую модель обучения и воспитания, которая бы обеспечивала максимальный эффект развития учащихся.

Знание рациональных научно — обоснованных моделей обучения и воспитания позволяет решать следующие практические задачи:

— оценивать пед. деятельность.

— прогнозировать результаты пед. работы.

— позволять опираться на ту или иную модель при организации собственной деятельности.

3. Каково содержание основных понятий пед. психологии?

ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу социального опыта.

УЧЕНИЕ — это целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на усвоение социального опыта.

УСВОЕНИЕ – это процесс перехода социального опыта в индивидуальный опыт.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — совместная деятельность педагога и учащегося.

ВОСПИТАНИЕ — это целенаправленная, специально организованная деятельность по передаче социального опыта особого рода нравственного и эстетического.

4. Каковы основные направления развития пед. психологии, а, следовательно, основные подходы к вопросу о том, как обучать и воспитать?

(1) БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Переводится как «поведенческий»

С точки зрения этого подхода

УЧЕНИЕ – это процесс приобретения новых форм поведения через закрепление связи стимул-реакция.

Главная задача пед. психологии – изучить, как устанавливается и закрепляется связь между стимулами и поведенческими реакциями.

Были открыты 2 основных закона:

«1» закон положительного или отрицательного подкрепления.

Чтобы поведенческая реакция исчезла, разрушилась необходимо отрицательное подкрепление или переживание отрицательных эмоций.

«2» закон упражнения.

Чтобы связь закрепилась необходимо многократное подкрепление

ЦЕЛЬ: формировать поведенческие реакции.

КАК ОБУЧАТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИЕСКОГО ПОДХОДА?

1) дать образец для подражания.

2) подкрепить следование образцу.

3) создать условия, в которых данные формы поведения многократно повторяются.

КАКОВЫ ПЕРЕИМУЩЕСТВА (+) И НЕДОСТАТКИ (-) ПОДХОДА?

+ алгоритм обучения прост для воспроизведения, при условии жестких санкций позволяет быстро достичь желаемого эффекта.

— такой способ обучения не раскрывает самого алгоритма выполнения действий, поэтому учение идёт путем проб и ошибок.

ВОЗНИКАЮТ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ.

До какого уровня сформированности нужно доводить действие, то или иное умение, на сколько гуманно требовать от ученика самого высокого уровня автоматизма.

В основе этих поведенческих реакций лежит чувство страха перед наказанием.

Внешние реакции могут исчезнуть, если исчезнет страх перед наказанием.

(2) Когнитивный подход (познавательный подход)

УЧЕНИЕ – это процесс восприятия, переработки, сохранения и воспроизведения информации, решающую роль в котором играют познавательные процессы.

ОБУЧЕНИЕ – процесс передачи информации с учетом закономерностей, по которым работают эти процессы..

Главная задача пед. психологии изучить закономерности познавательных процессов, а задача педагога – строить процессы обучения с учетом этих закономерностей.

Когнитивный подход дает возможность за короткий срок усвоить большое кол-во знаний.

— отсутствие практических умений.

— физические и эмоциональные перегрузки.

(3) Деятельностное направление пед. психологии

Что такое учение? Каковы его цели?

УЧЕНИЕ – целостная дея-ть, направленная на усвоение соц. опыта.

А под соц. опытом понимается разнообразные виды дея-ти, позволяющие решать жизненно значимые задачи.

Какова структура, из чего состоит Дея- ть учения?

Основные компоненты учения.

1) Цель – образ о её конечном результате.

2) Осознание связи между целью и личными потребностями = мотив.

3) Учебное действие

По классификации И.И.Ильясова учебные действия делятся на:

1. ОБЩИЕ (используются при усвоении знаний и умений из любой области.)

2. специфические действия (из определенной области.)

ОБЩИЕ

Общедеятельностные психологические

(целепалагние, планирование, (умение наблюдать, доказывать,

контроль) сравнивать)

СРЕДСТВА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (действие)

На опре-ом этапе обучения сами должны выступать в качестве цели.

Какова структура самих учебных действий?

Каждое действие состоит из операций, кот. различаются по функ- ям, своему назначению. Отсюда выделяют:

1) ориентировочные операции.

Их назначение формирование предварительного образа действия, с учетом условий его выполнения.

2) исполнительные операции.

3) Контрольные операции.

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1 этап Постановка цели обучения.

Цель должна быть сформирована на языке деятельности в жизненно – значимых ситуациях с учетом уровня ее усвоения.

2 этап Формирование учебной мотивации.

Раскрыть личностный смысл для учащегося поставленной цели.

3 этап Оценка уровня актуального развития учащегося.

Оценить наличие общих и специфических действий, которые являются средством для усвоения нового материала. И если они не сформированы, то предварительно их сформировать.

4 этап Раскрытие ориентировочной основы выполнения действия.

На этом этапе преподаватель дает информацию обо всех условиях необходимых для выполнения действий.

1. Знание о предмете, с которым необходимо работать.

2. Знание процесса, с чего начинать и в какой последовательности действовать.

3. Знание об условиях, которые необходимо соблюдать.

На этом этапе педагог также оказывается перед выбором поскольку существуют разные виды ориентировочной основы деятельности( ООД)

ВИДЫ ООД по П. Я. ГАЛЬПЕРИН:

Различаются по нескольким признакам:

полная

1) по полноте: избыточная

не полная

конкретная

2) по степени обобщенности :

обобщенная

самостоятельно

3) по способу получения в готовом виде

В совместной деятельности

Описано 18 способов ориентировки.

Чаще всего в обучении используются 3 основных вида ООД, которые по — разному отражаются на уровне развития учащихся.

1. НЕПОЛНая, КОНКРЕТНая, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

2. ПОЛНая, КОНКРЕТНая, в ГОТОВОМ ВИДЕ.

3. ПОЛНая, ОБОБЩЕННая, в ГОТОВОМ ВИДЕ или ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СОВМЕСТНО.

Ориентировочная основа деятельности должна быть нанесена на специальную карту опору и её должен иметь каждый ученик. Учитель должен показать, как пользоваться картой-опорой.

5 этап Выполнение деятельности самим учеником.

В разных формах:

а) материальной форме

б) во внешней речевой форме:

через проговаривание её компонентов

в) выполнение деятельности в умственной форме.

ТЕМА: Учебная мотивация: способы диагностики и коррекции.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?

Это осознание связи между различными компонентами учебной деятельностью и потребностями учащихся.

КАКИЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ?

1. Внешние мотивы.

Когда учение выступает средством получения материального благополучия, удовлетворения потребности в одобрении окружающих.

2. Внутренние мотивы.

Учение выступает средством достижения «внутреннего благополучия» (удовлетворение потребностей самопознания, саморазвития).

3. Широкая мотивация.

Учение реализует широкий спектр потребностей «внешних и внутренних»

Как эти виды мотиваций связаны с эффективным учением и эмоциональным состоянием учащихся: это широкая мотивация

МОЖНО И КАК С ПОМОЩЬЮ, КАКИХ МЕТОДИК ОЦЕНИТЬ ВИД УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?

Наиболее распространенными являются опросные методики. Опросники имеют большой недостаток: не позволяют разделить мотивы на знаемые и реально действующие:

— методика парных сравнений.

— проектные методики

КАКИЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ ДОПУСКАЮТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?

1) Мотивации внимание не уделяется либо считается, что она формируется сама собой через рассуждения об особой важности учебы.

2) считается, что новое знание способно само по себе заинтересовать ученика.

3) отсутствие волевых качеств у учащихся.

Основной принцип формирования учебной мотивации следующий: сформировать учебную мотивацию — это значит раскрыть перед учащимися связь между различными сторонами учебной деятельности и их жизненно важными потребностями.

Так, потребность в одобрении можно удовлетворить через похвалу. Можно хвалить за результаты, за оценки, но лучше за относительный успех, развитие.

Потребность в общении и самореализации удовлетворяется через активные методы обучения, ролевой игры.

Познавательная потребность удовлетворяется через содержание обучения, через обучение по 3 типу ориентировки.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ: подходы к её решению

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ?

Воспитание – деятельность, направленная на передачу социального опыта особого рода

Нравственного и эстетического опыта.

Не существует однозначного подхода, существует несколько подходов, кот.

различаются между собой по целям и способам воспитания.

(1) Бихевиористический подход

Формирование нравственных привычек (поведенческих реакций)

Способы воспитания следующие: педагог должен иметь перечень нравственных привычек, кот. он будет воспитывать (дать образец для подражания, самому являться образцом) положительно подкреплять следование образцу и отрицательно подкреплять отклонение от установленного образца.

(2) Деятельностный подход

Распространен в отечественной психологии. Целью выступает формирование нравственных убеждений с одной стороны, а так же способности принимать решение в ситуации нравственного выбора.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ДЕЛАТЬ?

1 шаг осознание педагогом нравственных ценностей, кот. он рассчитывает передать ребенку и согласование этих норм с другими педагогами.

КАКИМ ТРЕБОВАНИЕМ ДОЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ЭТИ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ?

— требования не должны противоречить естественным потребностям ребенка.

— требований не должно быть очень много и они должны быть распределены по нескольким зонам.

Эти зоны предложены Ю. Б. Гиппенрейтер

«зеленая»

Что ребенок может делать по собственному желанию

«желтая»

Можно, но в определенных границах…..

«оранжевая»

Что нежелательно, чтобы ребенок делал, но допустимо в исключительных случаях.

«красная»

Категорически нельзя!!!!!!

Нравственные нормы обсудить с ребенком в доброжелательной форме, раскрыть смысл этих требований и представить в наглядном виде.

Кроме нравственных норм с ребенком необходимо обсудить вопрос о последствиях, если будут нарушены требования из красной зоны.

Наказывать можно и нужно: если ребенка нарушил требования из красной зоны.

Алгоритм поведения воспитания

1) спросить у ребенка, чего бы он лично хотел добиться в данной ситуации.

2) Попросить его проанализировать, какими способами можно достичь цели.

3) Предложить ребенку оценить последствия каждого способа поведения.

(разложить специально заготовленные «рожицы», символизирующие эмоциональное состояние близких ему людей.)

4) Попросить сделать выбор способа поведения, учитывая эти последствия.

Пед. Ситуации. И пособы их решения с позиции деятельносного подхода.

1. Ситуация стойкого непослушания воспитанников.

Когда ученики не просто нарушают, а постоянно.

Причина — это серьезные эмоциональные проблемы. Ранимые, чувствительные дети.

КАКИЕ ВИДЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОБУЖДАЮТ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО КОНФЛИКТОВАТЬ.

1) Борьба за внимание против безразличия.

2) борьба за самоутверждение. Протест против чрезмерной опеки и авторитарного типа воспитания.

3) Попытки отомстить за причиненные обиды (долгая разлука с родителями, ревность)

4) Потеря уверенности в себе. Потеря веры в своих силах.

МОЖНО И КАК ВЫЯВИТЬ ТИП ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА?

Обрати внимание на собственные чувства.

Эмоциональные переживания вид эмоциональной проблемы

1) если переживает раздражение, чувства навязчивости.

2) гнев, возмущение

3) обида

4) безысходность, опустошенность, безнадежность

Борьба за внимание (совместные работы, дать ему это внимание)

Борьба против чрезмерной опеки

мстит

неудовлетворенная потребность в самоуважении.

Рекомендации.

Не реагировать на ребенка привычным способом.

Не наказывать такого ребенка, он требует помощи.

Перестать требовать с ребенка, снизить все ожидания до нуля. Помочь получить опыт успеха. Поведение, может быть, ухудшится, но это нечего не значит, он просто не верит!!!

Установить хорошие отношение с ребенком!

Основа хороших отношений — это безусловное принятие человека. Критиковать поступки, а не личность ребенка. Недовольства недолжно быть много, перерастает в неприятие.

ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ:

1.РЕБЕНОК ЧЕМ-ТО ЗАНЯТ, НО ДЕЛАЕТ С ОШИБКАМИ С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

В спокойной обстановки, когда закончит выполнять, на фоне общего одобрения указать на несколько ошибок.

2. Ребенку трудно, он готов принять помощь и просит вас о помощи.

В этом случаи, если ребенок жалуется, останавливает свое дело обязательно придти на помощь со словами «давай вместе».

3.Ребенок может сам выполнить действия, но отказывается это делать?

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

понять причину:

— не может себя организовать

— моральная поддержка

— привычка снимать с себя ответственность

— отсутствие личностного смысла (мотивации)

4. Ситуация, когда ребенок переживает

Выслушать и принять ребенка. Прием «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ».

Повернуться лицом к ребенку и расположиться так, чтобы глаза были на одном уровне. Не задавать никаких вопросов и желательно, чтобы реакции звучали в утвердительной форме. Нужно уметь держать паузу. Не начинать активное слушание, если у вас нет на это времени.

5. Ситуация когда взрослый раздражен, а ребенку хотя бы что.

Сказать ребенку о своих переживаниях. Говорить об эмоциях от первого лица. О себе и своих переживаниях « Я – сообщение»

23