Лекция № 2.
Диагностическое обследование ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения (4ч.)
1. Особенности организации обследования ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения.
2. Содержание обследования ребенка раннего возраста.
3. Требования к инструментарию психолого-педагогического обследования незрячих и слабовидящих детей раннего возраста
- Особенности организации обследования ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения.
Диагностический этап состоит из нескольких уровней:
I этап: Скрининг-диагностика
I уровень: Скрининг-диагностика
II уровень: Клинические обследования врачами-специалистами на базе медицинских учреждений
II этап: Дифференциальная диагностика
III этап: Диагностика на феноменологическом уровне (индивидуальная)
- Скрининг-диагностики (от англ. screening – «просеивание»), позволяющие выявить «подозрения» на отклонения в развитии, определить примерный спектр психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Позволяет своевременно выявить детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в массовых УО. Основным методом на этом уровне является скрининг по факторам риска. Выявление у ребенка двух и более факторов риска значительно повышает риск возникновения у ребенка отклонений в развитии. Такой ребенок в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения должен наблюдаться у разных специалистов.
Выделяют следующие факторы риска:
- возраст родителей, в том числе возраст матери старше 40 лет, особенно при первой беременности;
- патологическое течение беременности у женщин (токсикозы беременности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, функциональные поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия);
- инфекционные заболевания у женщин в период беременности (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний);
- тяжелая гипоксия плода;
- асфиксия новорожденного;
- внутриутробная или неонатальная инфекция у детей (сразу же после родов и в первые дни и недели жизни);
- глубокая степень недоношенности;
- низкая и экстремально низкая масса тела при рождении;
- переношенность;
- тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС;
- тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС;
- внутричерепная родовая травма у детей;
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- синдром дыхательных расстройств у детей или другая патология, потребовавшая проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде;
- хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине;
- патологический характер гипербилирубинемии у детей (в том числе с «затянувшейся» желтухой);
- нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине;
- наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.
Существуют скрининговые методики, направленные на выявление возможных нарушений слуха и зрения, а также определение уровня развития ребенка.
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ...
... детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям, воспитывающим малышей раннего возраста с подобными нарушениями. Проведенные ранее эксперименты показали, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, ... -дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. По моему ...
Скрининговая оценка психомоторного развития ребенка проводится с помощью нормативной методики «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (авторы Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина).
- Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
- Голубева Л.Г., Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2004.
Для скрининг-диагностики слуха ребенка применяются следующие методики:
- Анкета-вопросник для родителей, разработанная Центром аудиологии и слухопротезирования Минздравсоцразвития РФ.
- Обследование с помощью специального портативного аудиометра – звукореактотеста (ЗРТ – 01).
- Метод «гороховых проб» (авторы Невская А.А., Леушина Л.И.).
- Обследование слуха с помощью шепотной речи.
- Методика Л.В. Неймана.
- Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Экзамен, 2004.
- Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст /Под ред. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Полиграф сервис, 2002.
- Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.
Скрининг зрительных функций включает:
Диагностика к экзамену
... воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие: Мотивация (эстетические, художественные ... могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста. 1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального ...
- Проверку устойчивости бинокулярной фиксации с помощью офтальмологического фонарика.
- Проверку характера и объема прослеживающих движений глаз.
- Проверку полей зрения.
- Приблизительную оценку остроты зрения (с помощью мелких крупинок).
- Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.
- Формула успеха / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.
- Клинические обследования, которые проводятся врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.
Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.
II этап: Дифференциальная диагностика
На данном этапе разграничение стапени и характера нарушения умственного, речевого и эмоционального развития, выявляются первичные и вторичные нарушения, анализ структуры нарушения.
Предполагается комплексную медико-психолого-педагогическая диагностику, которая проводится неврологом, психологом и педагогом-дефектологом.
Невролог анализирует данные неврологического обследования и клинического обследования слуха, зрения и нервной системы.
Психолог исследует характер детско-родительских отношений, уровень исследовательской активности ребенка, степень понимания родителями проблем и потребностей ребенка.
Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает или опережает норму развития.
Обобщая полученные данные, специалисты определяют причину нарушений в развитии, диагноз и возможные перспективы развития.
Деятельность ПМПК.
III этап: Диагностика на феноменологическом уровне (индивидуальная)
Углубленная психолого-педагогическая диагностика функциональных особенностей ребенка проводится с целью разработки индивидуальной программы развития.
Оценка динамики развития ребенка (теми же методиками).
В зависимости от проблем, выявленных на предыдущих уровнях диагностики, каждый специалист для углубленного изучения ребенка может использовать различные методики, такие, как:
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей ... раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду ... произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная ...
Диагностика умственного развития
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2003, 2005, 2008.
Диагностика детей раннего возраста с нарушениями слуха
- Николаева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха. – М.: Экзамен, 2005.
Диагностика детей раннего возраста с нарушениями речи
- Громова О.Е. Детский лексикон. – М.: Сфера, 2004.
- Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: Астрель, 2006.
В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО (Москва) разрабатываются методы психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста с нарушениями зрения.
Дети с нарушениями зрения: диагностика и коррекция. Авторы: Фильчикова Л.И., Парамей О.В., Бернадская М.Э. М.: Экзамен, 2007.
Подробно описаны методы коррекции и компенсации зрительных нарушений. В книге подробно описаны адаптированные варианты игр и упражнений для детей младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.
Оценка развития детей до 16 месяцев по русифицированной шкале KID
Что представляет собой KID-шкала? Это перечень вопросов (252 пункта) для оценки уровня развития ребенка от 2-х до 16 месяцев в пяти областях (когнитивная, двигательная, речевая, социальная, самообслуживание).
Общий уровень его развития оценивают по полной шкале. Ребенок считается отстающим, если оценка по полной шкале отличается более чем на — 1,8 среднеквадратичного отклонения от возрастной нормы. Оригинальная английская версия KID-шкалы (Kent Infant Development Scale) была разработана в США, последняя стандартизация проведена в 1990г., а русская адаптация выполнена в 1996г. [2, 3].На основе KID-шкалы в нескольких странах Европы в 1985-95 гг. были созданы национальные версии шкал. Исследования по оценке развития детей были выполнены в Нидерландах, Венгрии, Испании, Чехии, Германии, Швеции, Италии, Китае, Чили и др.