Лекция 9 блок 2 самопроектирование

7

Третий модуль: психолого-педагогическое проектирование

Психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов. Входит самопроектирование и проектирование развития личности воспитанника.

Лекция 9: Перспективы самопроектирования. Терминология.

Концепция гуманизации образования предполагает по-новому рассмотреть, прежде всего цель образования, определяя её как реализацию потенциала личности, что предполагает её самореализацию. Успех профессиональной деятельности во многом определяется уровнем организации и самоорганизации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание и методика вузовской подготовки специалистов образования должны стать не только профессионально, но и личностно ориентированными, развивать у студентов глубокий интерес к вопросам самопознания и самосовершенствования.

Современная гуманитарная образовательная парадигма, основанная на исследования Я. А. Коменского, И. Г. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности вуза:

— обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости» (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельностей самоосуществления);

— создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития личности;

— организацию «очеловеченной» микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и т.д.) (Р. М. Вейсс, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) [13, с. 4].

Востребованность самопроектирования выступает частью профессионального становления и основы конкурентоспособности будущего специалиста.

В терминах «самостоятельность», «самореализация», «самоактуализация», «самопроектирование» и др. понятие «само» занимает центральное место, поскольку характеризует максимальное включение личности не только в процесс профессиональной подготовки, но и в решение многообразных задач практической деятельности, увеличивает возможности самостоятельного использования средств деятельности, снижает возможности осуществления коррекции профессиональной подготовки в соответствии с требованиями практики [40].

22 стр., 10803 слов

Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности ...

... образование. Последствия информатизации образования. 26. Информационная компетентность преподавателя как условие эффективного использования в профессиональной деятельности ... Психологическая характеристика субъекта инновационной деятельности. Типология личностей инноваторов. 9. Современные тенденции ... системе образования. 34. Поиск путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки различных ...

Рассматриваемое нами понятие имеет интегрированный характер и выступает объектом исследования как философии, социологии, психологии, так и педагогики.

В философии понятие «самость» (К. Юнг) раскрывается в трех измерениях: духовном, душевном, телесном. Цель самореализации личности факти­чески возвращает нас в прошлое к основному постулату Сократа «познай са­мого себя» — первичному догмату самореализующейся личности. С гуманистических позиций: Я — жизнь, которая хочет жить сре­ди жизни, которая также хочет жить (А. Швейцер) [15].

Смыслы личностного саморазвития как «восхождения к себе» представлены в философской концепции Ф. Ницше, утверждающего уникальность человека, подчеркивающего единственность пути его становления, считающего индивидуальность человека главной ценностью, которую должно усиливать посредством постоянного самоутверждения [19].

Саморазвитие на основе ряда философских концепций может быть понято как духовно-практическое самопреобразование с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения (H.A. Бердяев, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьев, С.Л. Франк и др.), как самоусовершенствование, представляющее специальную духовную деятельность личности, направленную на внутреннее облагораживание себя (С. Кьеркегор, М.Н. Кузьмин, Л.Н. Лобковиц, Л.Н. Толстой, П.Д. Успенский, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

Анализ работ М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.П. Буевой, В. Франкла, точка зрения последнего нам наиболее близка, который рассматривает саморазвитие как осознание, обретение личностью смысла жизни путем самореализации себя в общезначимой творческой деятельности.

Л. Г. Щедровицкий отмечает, что наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его спо­собность строить самого себя [30, с. 18].

Однако, следует отметить, что саморазвитие может быть как профессиональным так и личностным. В философии под профессиональным саморазвитием человека пони­мают собственное внутренне необходимое самопроизвольное возникновение и изменение системы профессиональных качеств индивида, которое опреде­ляется ее противоречиями, опосредсредованными воздействием внешних при­родных и социальных факторов на саморазвивающуюся личность тем значи­тельнее, чем менее организована ее структура [12].

Личностное саморазвитие представлено в исследовании Н. А. Бердяева, который изучая проблему человека, высказывает идею о том, что саморазвитие связано с неповторимостью и уникальностью человека, его индивидуальностью [3].

8 стр., 3888 слов

Особенности подхода к психологии личности в гуманитарной психологии

... Мэй. Психология Маслоу Он получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно ... (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют ...

В прикладной психологии проблема созидания себя, управления саморазвитием личности лежит в русле прикладных разработок и в целом еще изучена недостаточно. Основу подхода к совершенствованию профессионального мас­терства составляет подготовка к действиям в экстремальных ситуациях, фор­мирование эмоциональной и психологической устойчивости (Я.Я. Велик, Е.М. Черепанова, В.К. Коломеец) [16].

Изучение собственно личностного содержания профессионального развития личности необходимо для разработки специальных психологических тех­нологий управления профессионально-значимым саморазвитием специалистов. Эта проблема нашла свое отражение в психологической, педагогической, со­циологической литературе. Независимо от научной ориентации, авторы под­черкивают важность анализа личностных образований в контексте самодея­тельного развития личности.

Эффективное управление кадрами предполагает создание условий для са­моразвития, самореализации и психологической подготовки сотрудников (Е.П. Клубов) [25].

В психологии осмыслить понимание процесса саморазвития помогают идеи «вершинной психологии» человека как его «восхождения к самому себе лучшему» (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)[6], идеи человека как автора самого себя (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) [24], идея восхождения к индивидуальности, как обретения внутренней свободы и расширения смысла жизни (Ю.М. Орлов).

Проблему саморазвития как творческого, на основе рефлексии самодостраивания по собственному «масштабу», определяемому в соотношении с социальными ожиданиями, рассматривает в психологии В.П. Зинченко [11]; как сознательное изменение или столь же сознательное стремление сохранить в неизменном виде свою самость рассматривает саморазвитие Г.А. Цукерман; как целенаправленное «самодостраивание» сообразно собственной Я-концепции — А.Г. Асмолов, Р. Берне, И.С. Кон; как самоактуализацию в процессе самореализации себя (А. Маслоу, К.Г. Юнг) [17], как изменение идентичности личности (Э. Фромм, Э. Эриксон).

Важно заметить, что исследователями процессы саморазвития трактуется как цель, средство, процесс, со­стояние, результат и как деятельность. В рамках нашего исследования мы опираемся на мнение Л.С. Выготского и Л.Н. Леонтьева, которые раскрыли «саморазвитие» как специфическую деятельность личности по созданию качественно новой характеристики в ее сознании, отношениях и поведении в соответствии с изменившимися социаль­ными условиями. Поэтому мы рассматриваем «саморазвитие» не как «возможность», «стремление», «цель», а как процесс и отражение данного про­цесса и в специально организованной самим субъектом деятельности.

Для нас важно мнение Д.И. Фельдштейна, который считает, что личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором се формирования является общественно полезная дея­тельность.

Опираясь на исследования психологов, мы можем осмыслить саморазвитие личности, как духовную и практическую деятельность, направленную на постижение истины, вхождение в культуру (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.Б. Моргунов), культурное изменение самой личности (A.B. Петровский, В.Д. Шадриков).

17 стр., 8198 слов

Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального ...

... разновидностей акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека. В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение: тренинги и психологическое консультирование способствуют прогрессивному личностно-профессиональному развитию личности до уровня высокого профессионализма. Проверка ...

Саморазвивающаяся личность с точки зрения психологии характеризуется:

  • растущим самосознанием, которое является основой формирования самостоятельности личности в суждениях и действиях, ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью — стремлением субьекта выти за пределы своих реализованных возможностей, действовать за границами требований ситуации и ро­левых предписаний, расширить сферу деятельности;

— наличием «Я-образа» — системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоува­жения, уровне притязаний и т.д.

  • направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов: по­требностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д., в которых проявляют себя потребности личности в саморазвитии;

— степенью осознанности своих взаимосвязей с действительностью: от­ ношения, установки, диспозиции и пр. [24].

В прикладных психологических исследованиях процесс накопления специалистом ценных психотехнологий решения профессиональных задач, опыт саморазвития понимается как результат профессионального творчества, а не прирост зна­ний, частных умений и навыков рассматриваются как главное его приобрете­ние, обеспечивающее рост профессионального мастерства. Анализ литературы показывает, что профессионала отличает отношение к своей работе как психо­логическому средству и смысловому пространству самореализации своих воз­можностей.

В педагогике концепциями для разработки педагогического обеспечения саморазвития личности в процессе обучения и воспитания мы считаем теории развивающего обучения (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин) [8], где важным условием формирования сфер личности педагога рассмат­ривалась профессиональная мотивация, основанная на интересе к педагогиче­ской деятельности с опорой на врожденный потенциал личности, что и является залогом саморазвития.

Изначально идея воспитания, обучения как пробуждения самости находила определенное отражение в теоретическом учении и практике А. Дистервега, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. [28]

П.Ф. Каптерев впервые высказал идею о том, что образовательный про­цесс есть один поток развития личности — саморазвития и самоусовершенство­вания [13, стр. 38].

О.С. Газман, Г. А. Цукерман квалифицируют идею саморазвития как признак новой, только зарож­дающейся в настоящее время педагогики, в основе которой лежит логика развития субъектности [29].

Н. Б. Крылова подчеркивает, что саморазвитие личности является основой динамики общества [14]. Б. 3. Вульфов и В. Д. Иванов от­носят «саморазвитие» к основным категориям педагогической науки и опре­деляют его как собственную активность человека в изменении себя, в рас­крытии, обогащении своих духовных погребностеи, всего личностного по­тенциала [11]. Поэтому можно сделать вывод о том, что саморазвитие, обязательная составляющая современного образования.

22 стр., 10869 слов

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

... и развития профессионального сознания будущих психологов. Глава 1 Теоретико-методологические основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога 1.1. Формы становления личности в ... ”образовываемого материала, формирование члена общества с заданными свойствами (Какой человек нам нужен?)” Адаптивные (“настраивающиеся”) модели учитываются индивидуальные особенности студентов. ...

Н. М. Борытко рассматривает саморазвитие педагога в качестве критерия ди­намики становления его воспитательной позиции, и вслед за Н.К. Сергеевым, понимает саморазвитие как специфическую самоорганизацию педагогом своего личностного образовательно-развивающего про­странства, в котором он выступает как субъект своего профессионального становления и развития. Здесь происходит освоение и принятие им содержа­ния и технологий современного образования, выработка индивидуально-творческого профессионального почерка, создание авторской педагогиче­ской системы [4; 23].

По мнению В.И. Андреева, суть саморазвития состоит в том, что изменения в личностной сфере обусловливаются не влиянием извне, а происходят при целенаправленном воздействии личности на самое себя [1].

В.И. Слоболчиков, Е.И. Исаева, указывают, что лич­ность «превращает» собственную жизнедеятельность в предмет преобразования, что указывает на фундаментальную способность человека быть подлинным субъектом своей жизни, т.е. личность становится саморазвивающейся [24].

А. В. Суворов трактует, что «сущность всякого саморазвития заключается в качественном изменении видения мира, самого себя, своей роли в этом мире, перестройке не только в отношении с миром в целом, в общении с дру­гими и самим собой, но и поступках, в делимых, которые субъект начинает активно практиковать» [27, с. 21-57]. Это сущность, прежде всего, самораз­вития, потому что приоритет здесь принадлежит собственной активности са­моразвивающеюся субъекта. Любые развивающие воздействия могут быть успешными лишь постольку, поскольку человек действует сам, пусть даже вынуждено, даже вследствие принуждения, но сам. А значит диалектически совме­щаясь, отождествляясь, развитие и саморазвитие ни в коем случае не подме­няют друг друга [26, с. 281].

Идея саморазвития личности лежит в основе гуманистического педагогического мировоззрения. Первоначально сформулированная как задача позна­ния личностью себя в качестве необходимого условия творческого преобразо­вания окружающего мира и самосозидания она трансформируется в педагоги­ческий принцип признания способности личности к саморазвитию, стремле­ния ее к самосовершенствованию в качестве естественной, изначально прису­щей человеку потребности и возможности. Данный постулат получает в педа­гогике дальнейшее развитие как принцип уважения личности, необходимости развития в ней созидательной активности и оказания ему помощи в овладении способами творческого самовыражения и самосовершенство­вания.

Е. П. Ермолаева определяет цель профессионального саморазвития как творческой деятельности — снятие парадоксов, восстановление равновесия, устранение диссонанса (развитие умственного мира— зто непрерывное бег­ство от удивительного, от чуда), разрешение внутренних конфликтов, стрем­ление выразить неизвестное, превратить его в известное [63, с. 80-88]. Л.И. Рувинский рассуждает о целенаправленности саморазвития, которое определяет как целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профес­сиональной деятельности [21, с. 53].

5 стр., 2382 слов

Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность

... 5 Сентябрь-октябрь Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога Структурно-логическая схема содержания темы. 3 Сентябрь-октябрь Требование государственного образовательного стандарта к личности и ... самообразование будущего педагога Структурно-логическая схема содержания темы. Составить программу саморазвития 8 Сентябрь-октябрь ИТОГО 30 Материалы теста Тест Тест1. Введение ...

Р. С. Немов [20, с. 464] рассматривает профессиональное саморазвитие как источник делового самосовершенствование, связанное с развити­ем у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по из­бранной специальности.

Личностное саморазвитие рассматривали во взаимосвязи с идеями развития  достоинства  и  самозащищенности   Н.Г.  Григорьева,  Л.П.  Лазарева,  Е.В. Шишмакова и др.

Личностно-профессиональное саморазвитие показано во взаимосвязи фасилитирующего, субъектно-развивающего педагогического общения (Е.Г. Врублевской, Е.В. Глухих, Е.В. Шишмаковой и др.), творческой самореализации (А.С. Косогова, Т. В. Самодурова), педагогической рефлексии (Г.П. Звенигородская, О.И. Лапицкий).

Роль культуры, как важного фактора, стимулирующего саморазвитие личности, придающего ценность жизни, воспитывающего толерантность, мы рассмотрели на основе работ отечественных и зарубежных ученых B.C. Библера, Ф. Гарриса, М.С. Кагана, М.Г. Лебедько, З.А. Мальковой, Р. Морана, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова и др. Саморазвитие как раскрытие и активизация творческих возможностей личности связывается с образованием (Г.Г. Гадамер, Б.С. Герпгунский, И.Б. Котова, М.К. Мамардашвили, Д. Макдауэлл, E.H. Шиянов).

Таким образом, развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профес­сионала возможна лишь в результате единства развития как профессиона­лизма, так и личностного развития.

Не противоречит этому заключению и позиция Э.В. Ильенкова, он выделяет основные стороны личности, изменяющиеся при ее саморазвитии. Он утверждает, что саморазвитие личности проходит по четырем основным направлениям:

  • овладение культурой мышления, включающей умение мыслить диалектически;
  • развитие универсальной способности к воображению, вплоть до высшей его формы — интуиции;
  • овладение этической культурой, предполагающей развитие способности относиться к себе и миру нравственно;
  • овладение культурой поддержания и улучшения физическою здоровья, гигиены, спорта и т.п.[12, с. 251 ].

Термин «самопроектирование» получил научное теоретическое обоснование в конце XX — начале XXI веков. В его трактовке учеными, практиками наблюдаются различия, однако чаще всего под самопроектированием понимается деятельность, связанная с саморазвитием, совершенствованием и приобретением опыта, умений, навыков (А. М. Мамадалиев, Р. С. Арефьев, А. А. Попов и др.).

7 стр., 3483 слов

Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...

... теоретических вопросов, но и практических задач, связанных с формированием жизненной позиции. Способность к осмысленности жизни исключительное достояние человека, который в своем самосознании ... Взаимосвязь мотивации учебно-профессиональной деятельности и особенностей динамических систем смысловой сферы личности в юношеском возрасте……………………………………………………………………………...51 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2: 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...

Общим для определений разных авторов является деятельностный и субъектный характер самопроектирования.

В современный период актуальна диалектика изменчивости и устойчивости Я-личного и Я-профессионального, его полифоничность, самоконструирование в зависимости от действия наличных социокультурных факторов необходимых для существования Я-конструкции в современном динамичном, быстро меняющемся мире.

Проблема самопроектирования рассматривается в философии, менеджменте, психологии и педагогике. Философы (В. И. Розанов, Ж.- П. Сартр, B. C. Соловьев и др.) и психологи рассматривают самопроектирование как сущностную природу человека, выражающуюся в его «способности строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности» (А. А. Леонтьев), как способ культурного самоопределения.

Психологами раскрыты возможности самопроектирования как формы психотехнической практики (В. И. Клейман), как механизма восприятия научного и художественного образа (А. Н. Счастливцев).

В менеджменте обоснована эффективность использования самопроектирования как «обучения действием» (Л. Д. Гительман).

При этом понятие самопроектирование соотносится с понятием самоменеджмент.

Психолого-педагогическая характеристика самопроектирования профессиональной подготовки как важного компонента профессионального самосовершенствования представлена во многих работах [14], в т.ч. в работах В. С. Безруковой, Н. В. Кузьминой, Ю. С. Тюнникова и др.

Основываясь на контент-анализе мы рассматриваем самопроектирование как способность личности будущего профессионала к включению в систему самоопре­деленных и самоконтролируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности и самоусовершенствования личных качеств.

При оптимизации самопроектирования в вузе как определенную ценностную позицию по отношению к аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности, мы опираемся на взгляды В. А. Сластенина о том, что позиция представляет собой слияние трех сфер: познания, действия, переживания и предполагаем, что отношение к себе реализуется в особых сферах познания (самопознания), эмоциональных состояниях (переживаниях) и действиях относительно самого себя [11].