Московский Институт Электронной Техники (Технический Университет)
Институт Экономики и Управления
Кафедра философии
Лекции
по курсу «Риторика»
Выполнила
студенткаЭУ-23:
О.В.Сидорова
Преподаватель:
Кнэхт Н.П.
Москва
1999г.
Вводная лекция.Особенности современной социокультурнойситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарностькультуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических исимволических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяетсяэрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры,отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствамимассовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное началосовременной культуры.
Язык
Коммутативная деятельность человека.
Функции языка и речи.
1) Языковое общение людей и эволюциячеловека. Гипотезы происхождения языка.
2) Общение людей и
3) Структура коммуникативного акта.
4) Анализ функций языкового общения.
Семиотика – это наука о знаках и знаковыхсистемах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание информации,передаваемое словом.
Язык – это естественная, непридуманная,неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковымисистемами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. Кискусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодированияинформации.
Гипотезывозникновения языка:
1) Божественная.
Герменевтика(от. Гермес) – искусство толкования текстов.
2) Теория общественного договора.
/>
Людидоговорились между собой как называть ту или иную вещь.
3) Трудовая теория.
Языкскладывается в результате совместной трудовой деятельности людей.
Психологические проблемы адаптации человека в другой культуре ...
... второе - бесцеремонный (отрицательное значение). Именно поэтому данная проблема психологической адаптации человека в новой культуре всегда остается актуальной и достойной научных исследований. В данной работе я ... могут послужить человеку информацией, которую он будет собирать о представителях данной культуры. Например, так сложилось, что многие слова могут заимствоваться из других языков и иметь ...
4) Имитационная.
а) имитация звуков природы;
б) имитация звуков животных;
в) рефлекторное выражение эмоций;
г) имитация звуков трудовыхпроцессов.
Язык – это система словесного выражениямыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем.
Язык– это коллективное, социальное явление, но когда он используется индивидуально,он превращается в речь.
Языковое общение людей и эволюциячеловека.
Особенности языка:
1) Языковое общение людей психологическине релевантно (не значимо).
2) Языковое общение связано спознавательными процессами.
3) Языковое общение характеризуетсябогатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений всемантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневымстроением языка.
Структуракоммуникативного акта
Можно выделить следующие компонентыкоммуникативного акта:
ü адресант –отправитель сообщения;
ü референция –содержание сообщения;
ü адресат –получатель сообщения.
Функции языка:
1) Познавательная.
2) Регулятивная(призывно-побудительная).
3) Экспрессивная (эмотивная).
4) Фатическая.
5) Эстетическая (поэтическая).
6) Магическая.
7) Мето-языковая.
8) Этническая.
Универсальностьязыка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку,животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем ипространством.
1) Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двухаспектах:
ü Орган мышления,это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.
ü Средство храненияи передачи информации:
— библиотека знаний – информация,содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.
— библиотека текстов – вся информация,устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.
2) Регулятивная функция языка. Теория речевых актов. Этофункция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии наадресата.
3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказываниипрямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главнаяцель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффектреализуется с помощью:
— интонаций;
— междометий речи;
— использование слов с коннотацией.
Коннотация – это дополнительные эмоциональныеоценки в значении слов.
Денотат – это предметное значение слова.Денотат указывает на то, что это слово означает.
4) Фатическая(контактно-устанавливаемая) функция. Цель– наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция восновном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскуюбеседу.
Функции и роли вожатого
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...
5) Эстетическая (поэтическая,прозаичная) функция.Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения.Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привноситслова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речьстановится яркой, свежей, непредсказуемой.
6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивнойфункции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы.Проявление этой функции — табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальнаятрактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается свещью.
7) Мето-языковая (языковой комментарий)функция. Связана скакими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.
8) Этническая функция.
Социальныеи психологические факторы в истории языков.
I. Своеобразиеязыка на разных ступенях социальной истории народов.
1. Этапы зарождения, создания и развитияустного языка.
2. Этапы зарождения, создания и развитияписьменного языка.
3. Этап правильных и неправильныхязыков.
4. Этап национальных языков.
II. Кризис языкав современном обществе. Пути выхода из него.
Своеобразие языка на разных ступеняхсоциальной истории народов.
В истории развития языка можновыделить ряд этапов.
Зарождение, создание, развитиеустного языка.
Это единый шоттогонический процесс.
Особенности языка в первобытномобществе:
1) Язык характеризовался множесвенностьюи дробностью в рамках единой языковой семьи.
2) Характерно было быстрое изменениеязыков вследствие глубоких языковых контактов.
3) Существовали групповые подъязыки.
Эвфегинизм (хорошо говорю) – этоблагопристойная, смягченная форма слова, замена грубого слова более вежливым(старая женщина => в преклонном возрасте).
4) Характерно изобилие слов в языке сконкретной семантикой.
5) Коммуникация или общение безписьменного языкового вклада в себя, использование жестов.
6) Наличие в языке табуированных слов ивыражений (запрещенные слова).
Поэтому быстрое обновление языкового словаря.
7) Семантическая расплывчатость(диффузность словоупотребления или нестабильность семантики).
Смысл слова можетбыть разгадан только в конкретной фразе.
Зарождение, создание и развитиеписьменного языка.
Дописьменный язык называли варварскимязыком, дописьменную культуру – варварской. Письменность возникла, когдаобразовались первые государства: на смену неписаным законам пришлигражданское право и письменные законы.
Письменный язык обладает тремя важными свойствами:
1) С его помощью можно обратиться кнеограниченному числу людей.
Структура, содержание и формы общения 2
... личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное ... деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов [Текст]. СПб.: Питер, 2008 - 300 с Живая речь ...
2) Сообщение может быть почитанонеоднократно.
3) Он может включать в себя такие знаки,которые не доступны устному языку (чертежи, схемы, различные символы).
С появлением письменности общество разделяется на грамотных и неграмотных.Появляются школы. Рост школ приводит к тому, что появляется обилие текстов,созданных в разных школах по разным правилам. Поэтому возникает потребность вунификации языка для успешного чтение и понимания текстов: появляются грамматика, логика,риторика, философия, стилистика
Этапправильных и неправильных языков.
Этотэтап связан с феодализмом, феодальной раздробленностью, когда возникает задачасохранения единства цивилизации и культуры. Основную роль при этом начинаетиграть религия:христианство(православие и католичество), ислам, конфуцианство. В целях сохранениясмысловой ценности тексты канонизируются. Канонизированные тексты считаютсяправильными (тексты священного писания), а неканонизированные – неправильными(апокрифы).
Апокрифы – произведения с библейским сюжетом, содержание которых несовпадает с официальным вероучением.
Языковые особенности в эпоху Средневековья.
1) Двуязычие: надэтнические языки(книжнописьменные, религиозно-культурные) и местные, народные языки.2) Тип диалектныхразличий как отражение феодальной раздробленности. Поэтому возникаетнаддиалектная форма языка –Койне. Позже на основе Койне формировались народные,этнические, литературные языки: французский, немецкий, русский и др.3) Церемониальность,регламентированность книжно-литературного общения.4) Пристальноевнимание, трепетное отношение к слову.
Этап национальных языков.
Появлениекнигопечатания на этом этапе, подвижный шрифт, типографский сплав. Все этоосуществило революцию в языке. Книгопечатание открыло ряд возможностей:
1) Стандартизация школ обучения.
2) Рост темпов и масштабов коммуникации.
3) Превращение речи в товар, оформлениерынка речи. Пред обществом встала проблема реформы языка, связанная сраспространением просвещения на неправильных языках. Так образовалсянациональный язык, т.е. была произведена революция в неправильных языках.
— книгопечатание было переведено нанациональный язык
— школьное образование было переведенона национальный язык
— наука заимствовала всю терминологиюна новом языке
— была создана грамматика и орфоэпия –правила произношения и ударения.
Кризисязыка в современном обществе. Пути выхода из него.
3 аспекта кризиса:
1) Наличие различных национальных языков, которые представляют собой барьер дляэффективного обмена информацией.
2) Современные языки содержат многотерминов, неоднозначно трактуемых, что приводит к двусмысленности в общении.
4) Современные формы естественного языказатрудняют описание объектов, невоспринимаемых конкретными чувствами.
Путивыхода:
— Создание наднационального языкаЭсперанто.
— Создание формализованных языков –использование языков, которые исключали бы многозначность слов.
Риторика_20 век
... риторики сыграл еще один американский автор — Поль Л.Сопер,выпустивший прекрасную книгу «Ос- новы искусства речи» (в английском оригинале —BasicPublicSpeaking,NewYork, 1956). Эта книга была дважды переведена на русский язык ... — в 1958 и 1992 г.г. Ее основные отличия от многих других пособий по риторике — простота изложения, исключительно практическая ...
Формы существования языка.
1) Территориальная исоциальная дифференциация и формы существования общенародного языка.
2) Прир. Языковые нормы.
3) Литературный язык как высшая формасуществования языка.
4) Границы понятия современноголитературного языка.
5) Литературный язык и функц. Стили.
6) О тайноречи.
Системы регулярных и взаимозависящихвариантов реализации языкового взаимодействия образуют формы существованияязыка. К формам существования языка относятся:
— Территориальные диалекты или говоры –это произносительные особенности звуков.
— Наддиалектический язык образования(язык Койне).
— Различные социальные диалекты(профессиональная речь или арго, кастовые языки, тайные корпоративные языки).
— Просторечия.
— Молодежное арго.
— Обиходно-разговорная речь.
— Литературная речь.
Все формы существования языка, крометайных, в пределах данного общенародного языка доступны пониманию. Однаковысшей формой является литературный язык.
Взаимосвязь между формамисуществования языка усложняется по мере развития функциональных стилей. Уговорящего постепенно складывается узус (в переводе обычай, правило) речи– это общепринятое употребление слова или оборота. И в просторечии, и вдиалекте, и в профессиональном арго есть свой узус. Прир. языковая форма сходнаи в диалектах, и в литературном языке. нормы – это существование уговорящего идеала, образца, эталона. Между отдельными нормами литературногоязыка и просторечия существуют пограничные зоны, где происходятвзаимопроникновения норм, существуют дубл варианты норм.
В динамике нормы в любомсоциуме участвуют два фактора:
— степень распространенностиконкурирующего варианта
— авторитетность носителя языка,употребляющего именно этот вариант
Литературная норма может меняться сразвитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т.е. сточки зрениялингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными илинеправильными, образцовыми или смешными.
Особенности нормы литературного языка:
1) Литературный язык возник какнаддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.
2) Литературный язык обладает наивысшимпрестижем в общении.
3) Нормы литературного языкакодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.
4) Нормы литературного языка болееустойчивы.
5) Литературный язык – это наиболееудобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.
6) Нормы литературного языка – явлениенациональное и историческое.
Риторика 1.Подготовка публичного выступления
... иногда можно привлекать и художественную литературу и др. Рекомендуются следующие основные формы работы над выступлением: 1. Полный текст. 2. Подробный конспект с основными ... модель поведения. Способы определения цели публичного выступления следующие: Записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей. Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ...
Можно выделить следующие важные нормылитературного языка:
— орфоэнические (фонетические), т.е.единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.
— Лексические, правила, связанные супотреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловымзначением.
— Грамматические, правила сочетанияслов для построения предложений
— Стилистические, приемы, средства,помогающие яркому и точному выражению мыслей.
Русский литературный язык существуютв двух формах: в устной и письменной.
Особенности устной формы:
1) Воспринимается на слух любая формаязыка с использованием фонетических и просодич. Свойств
2) Создается в процессе речи, выглядитспонтанной.
3) Для нее характерна словеснаяимпровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.
4) Речь складывается с учетомпсихолингвистических особенностей адресата.
Особенности письменной формы:
1) Графически закрепленная, невоспринимаемая на слух.
2) Может быть заранее обдумана.
3) Характерна книжная лексика, наличиесложных предложений.
4) Строгое соблюдение языковых норм.
5) Не ориентирована на конкретногоадресата.
6) Может быть усовершенствована.
Формы речи и функциональные стили.
/>
Формы речи
/>/>
/>устная
функ. стили
письменная
/>/>
/>/>/>/>/>лекция, доклад, дискуссия
научный
диплом, статья, диссертация, монография, книга
/>/>/>/>/>стихи, проза. Анекдоты
художественный
стихи
/>/>/>/>/>речь, дебаты, выступления
публицистический
статьи
/>/>/>/>/>переговоры, речь в суде, пресс-конференция
официально-деловой
договор, приказ
/>/>общение
разговорный
письмо, пьеса, сценарий
Определение, содержание и структурариторики как науки.
1. О термине «риторика».
2. Место риторики в системе языковогообразования.
3. Основные категории риторики.
4. Объект и предмет риторики как науки.
5. Структура риторики: общее, частное,тематика риторики; теоретическая и прикладная риторика.
6. Основные законы риторики.
7. Основные правила риторики.
В системе языкового образованияриторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят криторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическоеразличие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тотили иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратныйтезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим надругих, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики:запрет на отсутствие новизны в сообщении.
38. Интонация, паузы и их значение в ораторской речи
... эмоциональную ауру, вхождение в которую заменяет для слушателя мыслительные операции. Интонация ораторской речи обычно сопрягается с проблемами ритма, без которого целостное, продуманное в своей ... минимализации ее воздействия, а зачастую и к нулевому эффекту выступления. Интонационное оформление речи в эмоциональной ситуации обозначается термином эмфаза. Под эмфазой понимают ритмико-интонационное ...
Гр. и риторика связываются через стилистику.Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут бытьпредставлены двумя схемами:
Схема Квинтилиана:
1) Изобретение;
2) Расположение;
3) Исполнение;
Этасхема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схемабезразлична к содержанию речи.
Схема Аристотеля:
1) Этос;
2) Пафос;
3) Логос.
Затрагиваетсядействительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Опр.: под эпосом античнаятрадиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволенадействительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Этиусловия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.
Опр.: под пафосом понимаетсязамысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то,для чего строится речь.
Опр.: под логосом понимаютсловесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.
Эффективность речи
Чтобы речь была эффективной, онадолжна обладать свойствами новизны, уместности и правильности.
Социальная стагнация – деградацияречи.
Объектомисследования современной риторики является не только устная речь, а все видыречи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частьюстилистики является теория словесности.
Словесность.
/>
/>
Структурариторики
Риторика подразделяется на общую,частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то одинвид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).
Тематическая риторика исследуетправила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).
Кроме этого существует делениериторики на теоретическую и прикладную.
Теоретическая – дедуктивным способом исследуетзаконы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторическойпрактики.
Особенности проявления в речи состояния эмоциональной напряженности ...
... одной стороны, и более обобщенной - с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны объекту. ... "мыслителей" ведущая роль принадлежит доминантному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей ...
Практическая – исследует правило пользы речи,которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной илибезуспешной речи.
Законыриторики.
Пр.1.Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большимколичеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).
Пр.2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, товозникает обогащение содержания.
Пр.3.Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образавтора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональноесодержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистическисодержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.
Правилогемилектики
Полноепонимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либонаоборот.
Правилориторики
Правилориторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от целиговорящего.
1) Диалектика – когда основная цель речи – поискистины (Сократ).
2) Эристика – утверждение своей позиции вобществе независимо от истины.
3) Софистика – цель речи – утверждение своейпозиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но сприменением правил диалектики.
Оратория
Риторический анализ и риторическийэскиз речи
1. Риторический канон и современноекрасноречие. Этапы классического риторического канона.
2. «Общее место» (Топ – как смысловойглагол).
Топика.
3. Смысловая схема речи. Какразмножаются идеи.
4. Классический образец речи –рассуждение (хрия).
Структура строгой хрии.
5. Особенности структуры хрии и ееиспользования.
Риторическийанализ – позволяетпонять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Дляэтого используется такое понятие как риторический канон.
Этапыклассического риторического канона:
1. Инвенция – изобретение (найти чтосказать).
2. Диспозиция – расположениеизобретения.
3. Элокуция – словесное оформлениемысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
Инвенция предполагает осмысление речи,подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируетсявсе богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места»(топы – смысловые модели развития речи).
Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей олюбой речи.
Речь в форме дикторского текста, авторского комментария
... оборотов и т. п., ибо они трудно воспринимаются на слух. Отягощают текст и труднопроизносимые слова, длинные вводные предложения, повторение одних и тех же предлогов, скопление шипящих ... не немым, а звучащим, заявило себя, прежде всего именно как искусство изустной речи, возражала противная сторона. Нет никакого преимущества изображения перед звуком, никакого превосходства показа ...
Диспозиция предполагает перегруппировку идей иих построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Ввиду линейности речи выделяется следующая структура:
1) введение;
2) предложение;
3) повествование;
4) подтверждение;
5) опровержение;
6) заключение.
Элокуция – это этап словесного оформленияречи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический,стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропови фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветыкрасноречия»).
Actio hypocrisis – произнесение речи на публикепредполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация,жесты, мимика).
Инвенция.
Инвенция– поиск идей, содержания, смысла будущей речи.
ПоЛомоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.
Длятого, чтобы развить идею испол. смысловой модели « топы ««общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия,причина, следствие, сравнение.
Совокупность «общих мест» — топика– отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой риторили оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.
Смысловая модель: Род, вид
/>
Топ,род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, отобщего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.
Смысловаямодель: Определение
Предметречи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.
Вклассической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речиследует за вступлением.
I способ – подвести под общее понятие.
II способ – определить предмет речичерез противопоставление.
III способ – используя метонимию – черезсмежность предмета.
IV способ – через последовательноеперечисление свойств.
Троп:целое, часть.
Используетсядля определения:
1) Предмет речи рассматривается какчасть целого и рассказывается об этом в целом;
2) Рассматриваются элементы (части)предметов речи и говорят о них в отдельности — анализ; и вновь возвращаются кцелому на новом познавательном уровне – синтез.
I. Выделяются илиперечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.
II. Самые заметныепризнаки и свойства.
Второйэтап классического риторического канона – диспозиция.
Диспозиция(по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.
Риторическийканон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современныерекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишьпредлагают определенные образцы.
Рекомендациистарых риторик:
ПоЛомоносову порядок расположения топов следующий:
1) описание неодушевленных предметов:
— дается определение предмета,используется смысловая модель Род-вид;
— смысловая модель целое-частное;
— внешние свойства (форма, материал);
— место, где встречается данныйпредмет;
— функции предмета;
— свидетельства (ссылка на цитаты, чтоговорят об этом предмете другие авторы);
2) схема описания одушевленных предметов(животных):
— определение, использование, топ, род,вид;
— свойства, внешний вид;
— действия, образ жизни;
— свойства внутренние: характер, нрав;
— польза;
3) требования при описании техническогопредмета (инструкция);
— описание должно быть понятным,полным, точным.
Длятого, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало,середина, конец.
Начало:1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)
2) сказать о времени дня или года
3) сказать о месте, где предметнаходится или встречается.
(описание от общего к частному).
Середина: 1) еслипредмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие взависимости от внешних условий (время, погода)
2)неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описываетсякаждая часть
3)нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род,разновидность, подобие, противоположность.
4)действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правиларасположения середины, концовки:
а)самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;
б)избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегатьповторов.
Конец: 1)эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;
3) выразить нравственную идею, моральнуюмысль.
Какрассказывать истории
Существуютразличные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).
Рекомендации:
1. Начало повествования:
а) обращение к адресату;
б) общая мысль рассказа,повествования (заложение интереса);
в) дается общепринятая истина,высказанная в афористической форме;
г) место, время действия, лицо.
2. Середина повествования:
а) следовать естественному ходусобытий, продвигаясь к кульминации.
3. Конец повествования:
а) развязка истории, вывод, при этомрассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.
Принципысоздания интересного рассказа:
1. Простота, ясность, краткость.
2. Правдоподобие.
3. Постепенное нарастание интереса.
Классический образец речи-рассуждения(хрия).
Опр.Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказываеткакой-либо тезис.
Вхрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать каксправедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структурастрогой (классической) или прямой хрии.
Строгаяхрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможнымвыводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.
Структурасостоит из 8 частей:
1. Приступ – начало речи с цельюпривлечения внимания (похвала или описание).
2. Парафразис – разъяснение темы,экспликация.
3. Причина – доказательство тезиса (этоттезис верен, потому что…).
4. Противное – если нет, то…
5. Подобие – сравнение этого явления сосмежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
8. Заключение или вывод (свое отношениек теме).
Структуранестрогой (свободной) хрии.
Доказательство– тезис.
Опр.Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затемформируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).
Структурасостоит из 5 частей:
1. Приступ.
2. Доказательство или аргумент.
3. Связь – посредством искусственнойсвязи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой егонеобходимо убедить.
4. Формулировка тезиса (основной мысли).
5. Заключение.
Д/З: Используя структуру обратной хриинаписать обращение, листовку, рекламу.
3Этап классического риторического канона – эллокуция.
Опр.Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствиис определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.
Гармониядискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.
Опр. Троп – это оборот речи, употреблениеслова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресатаобразуется два смысла:прямой и переносный.
Ктропам относятся: метафора, метонимия, синектоха,катахреза, оксюморон, аллегорияи т.д.
Опр.Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощьюкоторых усиливается выразительность или экспрессивность речи.
Кфигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз,градация, риторический вопрос, восклицание.
Риторический анализ текста.
Он проводится в 3 аспектах:
— В аспекте смысловой структуры.
— В аспекте расположения этих идей.
— В аспекте риторических форм (тропов ифигур).
Риторика образа.
1. Понятие риторического тропа.
2. Метафора, ее структура и риторическиефункции.
3. Метонимия и ее использование вриторических целях.
4. Ирония и парадокс как риторическиесредства.
5. Другие тропы и фигуры речи и ихиспользование в тексте.
Понятие риторического тропа.
Опр.Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносномзначении.
Дляриторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносномзначении, которые не утратили своей двузначности.
Важнейшиеособенности тропов и их значение в речи.
1) Риторические тропы отражают ходпознават. деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человекобнаруживает в нем:
— сходные явления и вещи и объединяетих одним словом (так образуется метафора)
— группирует явления по их близости,смежности друг с другом (так образуется метонимия)
— замечает невидимые взгляду явления(мир чувств, интеллектуальный мир)
2) Тропы отражают субъективный взгляд намир, отражают его эмоции, настроения, оценки.
3) Риторический троп обладает смысловойемкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.
4) Образный оборот нагляден, лучшеостается в памяти, лучше воспринимается.
5) Риторические тропы дают возможностьполучить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.
Метафора, ее структура и риторическиефункции.
Опр. Метафора – перенос названия содного предмета на другой по свойству этих предметов.
Структураметафоры.
Метафора– скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как», «будто».
Имеетсядва сравнения предмета:
— объект и субъект
— третий признак, по которомусравниваются предметы.
Правила:
1) Элементы сравнения должны бытьразнородны – правило, основанное на пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.
2) Термин сравнения должен выявлять нелюбой случайный, а существенный признак при сравнении.
3) От области сравнения зависит оценкапредмета речи.
— когда сравнение ищется на улучшениеметафоры
— когда сравнение ищется на ухудшениеметафоры
4) Чтобы получить свежую метафору можноиспользовать видовые сравнения.
5) Метафоры могут быть краткими иразвернутыми.
Краткаяметафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто»вымывается.
Развернутаяметафора – фразавнутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.
Метонимия и ее использование вриторических целях.
Опр.Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного надругой по смежности или близости.
Спомощью метонимии часто называют:
1) предмет по материалу, из которого онсделан
2) по свойству
3) по производителю, по автору
4) предмет называется по предмету,содер. его.
5) время называется по предмету илиявлению, характеризующее это время (любить до гроба)
6) частным случаем метонимии является синекдоха
— название части предмета переноситсяна весь предмет целиком
— множественное число заменяетсяединственным числом
7) на развитии метонимии строится риторическийприем перефраз, когда название предмета заменяется описанием егопризнаков.
Другиетропы и фигуры речи и их использование в тексте.
1) Олицетворение (одушевление) – наделениенеодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используетсяпри описании природы).
2) Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») –выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используетсяв баснях былинах сказках.
3) Антономасия (переименование) – употреблениеизвестного имени собственного в значении нарицательного.
4) Эпитет – образное определение предмета илидействия.
5) Гипербола – преувеличение размеров, силы,красоты.
6) Литота (простота) – обратная гипербола,образ. выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.
7) Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи,преуменьшающая свойства, степень чего-либо.
8) Парафраза (пересказ) – описательный оборот,который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.
9) Дисфемизм – троп состоящий в замененормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.
10) Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначениечего-либо.
11) Катахреза – троп, связанный с употреблениемслов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическаяметафора.
12) Каламбур (игра слов) – использование разныхзначений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.
13) Оксюморон – это фигура речи, состоящая всоединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождаетсяновое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).
14) Анафора – фигура речи, состоящая вповторении начального слова в каждом предложении
— анафора лексическая
— анафора синтаксическая
Ирония и парадокс как риторическиесредства.
Как быть остроумным.
Опр.Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия,удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двухзначений рождает смех.
— шутка
— юмор
— острота
— сарказм – язвительная ирония
Видысмешного:
1) Смешное возникает при движении отабстрактного понятия к реальности, которая с понятием не совпадает.
2) Неправильно понятые обстоятельства
3) Острота как обыгрывание ситуации,когда в трагическом видится комическое.
4) Преднамеренно смешное – шутка
— если шутка скрывается за серьезным –ирония
— если за шуткой скрывается серьезность– юмор
— самоирония
Видыиронии и средства получения иронии:
1) антифраз – в противном значенииупотребляется какое-либо слово
2) парадокс – утверждение,противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущееболее глубокий смысл
3) гипаллаг – рокировка слов вустойчивых словосочетаниях
4) антомакласис – группа тропов,основанная на многозначности слов, привод. к количественному эффекту
5) каламбур – как проекция нового слована старое и возникновение при этом переклички смыслов
— полисемия – многозначность слов
— омонимия – близкие значения одного итого же слова
— омофония – звуковое сходство слов
Подготовка к выступлению.
Высказывание – это элементарная, оперативнаяединица текста.
Припорождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, егосознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее удобныйлексический вариант, основываясь на опыте.
Известенпредел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речьстановится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то вречи используется «программный уровень». Речемыслительный механизм оченьсложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения.
Выделяютцели высказывания:
1) Ассертивная – констатация фактов,сообщение какой-то информации.
2) Коммесивная – дать обязательствочто-то выполнить.
3) Директивная – заставить что-тосделать.
4) Декларативная – заявление онамерениях.
5) Аксиологическая – дать оценкучему-либо.
Схемаречемыслительного механизма.
1) Мотивация – в начале любого высказывания лежитмотив, на этом этапе у говорящего возникает результат действия, но отсутствуетплан действия.
2) Этап внутреннего программирования – его наиболее типичным случаемявляется возникновение вторичного зрительного образа на языковой основе.
3) Лексико-грамматический этап – на нем осуществляется переход отвнутренней речи к лексико-грамматическому развертыванию.
Выделяютследующие этапы устного выступления:
1) Докоммутативный – до выхода ваудиторию.
2) Коммутативный – поведение оратораперед публикой.
3) Посткоммутативный – анализвыступления и учет его недостатков с точки зрения:
— полноты реализации замыслов
— логики изложения
Анализситуации речевого общения.
Обычно подготовка устного выступленияначинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любомслучае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е.необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствиеговорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступнавосприятию. Название темы должно быть привлекательно.
По направленности устные выступленияподразделяются на два вида:
— агитационное
— пропагандистское
Цельагитационных речей –быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудитьслушателей принять какое-либо решение.
Цельпропагандистских речей– просветительская передача какого-то факта, информации.
Взависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различныетипы ораторских выступлений.
1) Оратор эмоционально-воодушевленноготипа.
Онвкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию,завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.
Особенностии наиболее характерные недостатки:
1. Нередко оратор впадает вложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы удругих ораторов.
2. Их речь может выглядетьнедостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
3. Они нередко уклоняются отистины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )
4. Нередко этот тип ораторовприбегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.
2) Ораторобъективно-реалистического типа (оратор эрудит).
Особенности и рекомендации:
1. Обязаны постоянно следить за новейшейлитературой, обновлять информацию.
2. Избегать излишних ссылок ицитирования.
3. Не затрагивать тем «не по плечу».
4. Избегать фраз общего содержания.
5. Не впадать в многословие.
6. Уметь синтезировать, обобщатьматериал, выделять главное.
3) Оратор здравого смысла.
Этотип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику,опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.
4) Оратор, мыслящий вслух (сократовскийтип).
Данныйоратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе саудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и«против».
Особенностии недостатки:
1. Оратор часто теряет мысль.
2. Самая «сильная» речь (адвокатская).
Зависимость типа ораторскоговыступления от стиля мышления.
Различаюттри стиля мышления:
1) дискурсивный
2) интуитивный
3) ассоциативный
Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанныйна законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но частовпадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.
Интуитивный(умозрительный) — афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю,т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чегоон может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.
Силлогизмвключает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен длярусских философов.
Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслейпонятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.
Коммуникативная точность речи.
Различаютдва вида точности:
понятийная
предметная.
Еслимысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна(текст – реальность).
Еслиэта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность(текст – мысль).
Напрактике используют другие понятия:
Фактическая точность
Коммуникативная точность.
Невсегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности,иногда это прием выразительности текста, фразы.
Типыошибок, нарушающих К.Т.
Присмешении слов
— сходных по значению
— сходных по звучанию
— сходных по значению и звучанию
— несходных не по звучанию, не позначению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметнойобласти.
Стратегический этап ораторскойдеятельности.
Подготовка устного выступления.
1) Работа над фактами и теоретическимматериалом.
— как отбирать факты
— работа с источником
2) Редактирование текста. Логика,композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.
3) Способы выступления. Репетиция речи.
1) Работа над фактами и теоретическимматериаломПредварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.
Требованияк отбору фактов
— они должны быть достоверны и точны
— подчинены общей идеи выступления
— необходимо отбирать только важные исущественные факты
— важно личное, эмоциональное отношениек фактам
— необходимо грамотно истолковыватьфакты
Работас источниками
Устноеобщение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.
— при первом знакомстве с литературойнеобходимо читать текст без предубеждения, критики
— читать с максимальной пользой,оценивая литературу
— обязательно вести записи
— читать больше, чем практически нужнопо этой теме с тем, чтобы создать «резервные знания»
— необходимо умело пользоватьсяцитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление.При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использоватьдоступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.
2) Редактирование текста.
Способынаписания текста
— пишется полный текст выступления
— написать речь в виде подробногологического плана
— пишется краткий план
— вообще не писать никакого текста
Редактированиетекста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированиемтекста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логикиизложения информации.
Показателиформообразующих свойств текста
— дискретность – способность текстаделится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативнойпамяти адресата (слушателя).
— линейность текста – последовательноеразвертывание его компонентов во времени
— связанность – соединение отдельныхвысказываний общим замыслом
Недостаткилогико-композиционного построения текста
— композиционная рыхлость – низкаяинформативность, низкая концентрация смыслового содержания
— стремление охватить слишком большойкруг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения
— неумение распорядиться отведеннымвременем
— неумение организовать материал сучетом обстановки, целей, аудитории
— недостаточная последовательностьизложения, отсутствие логических мостов
3) Способы выступления.
— чтение текста речи
— воспроизведение текста по памяти, нос чтением отдельных фрагментов
— сводная импровизация
Читаюттакие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия,доклады официального содержания.
Чтоделать, если забыли текст выступления
— превратить последнее слово последнейфразы в начало другой фразы
— создать мнемоническую фразу,состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков
— необходимо при запоминании текстаопираться на 3 закона запоминания:впечатление, повторение, ассоциация:
впечатление – создать наиболее сильноевпечатление от прочитанного текста
повторение – повторять новый материал толькочерез 8 часов после запоминания
ассоциация – связывать с ассоциациями, которыенам близки
Режиссуравыступления.
1) Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация.
2) Фонетическая культура.
3) Невербальные средства общения: мимика, жесты, поза. Стилиораторских выступлений.
4) Психофизическая подготовка оратора.Ораторский страх. Способы борьбы со стрессом и его последствиями в речи.Понятие публичного одиночества. Система Станиславского и система Брехта всоздании образа.
5) Этический образ оратора и работа надимиджем: эмоциональный настрой, отдых,питание, одежда.
6) Другие рекомендации по режиссуревыступления и создания атмосферы в аудитории.
Рекомендуемая скорость произношенияречи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекснавыков: речевого дыхания, голосоведения,дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытыватьдавления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добитьсямаксимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.
Техникаречи включает:
— фонационное дыхание, которое даетсилу голосу
— голос, который обладает громкостью,силой, выразительностью
— дикция – отчетливое произношениекаждого звука и сочетаний звуков
— интонация – ритмико-мелодичное илогическое членение речи
интонация:
— высота тона
— сила голоса
— внутри фазовые паузы
— темп
— тембр – эстетическая окраска голоса
Тренировкаинтонации включает:
— интонационная развертка знаковпрепинания
— работа над темпом и стилем речи
— различные виды пауз: физиологические
грамматические
смыслоразличительные
психолингвистические
которые позволяют выразитьэмоциональное отношение к тексту.
— работа над голосом
Фонетическаякультура.
— правильное произношение слов
— правильное ударение в словах
Невербальныесредства общения.
Эмоциональноеотношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Этовспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируютнедоговоренное, снимают двойственных характер слов.
Жесты: — выразительные
— описательные
— указующие
— подражательные
— язык глухонемых
— манеризмы – неоправданные жесты
Двестратегии поведения оратора:
— сжатого кулака
— протягивающего руки
Тристиля ораторского выступления:
— рационально-аналитическое
— эмоционально-экспрессивное
— синтетическое
Природаи причины ораторского страха:
— предчувствиет неудачи
— негативная оценка состороны аудитории
Стресс– комплекс физиологических и психологических реакций, связанных с адаптивныммеханизмом, активизация и мобилизация всех средств на спасение.
Борьбасо стрессовым состоянием:
Нужноразличать страх – негативные эмоции, связанные с угнетением и волнение –полезные, позитивные, тонизирующие эмоции.
Чтовызывает страх:
— неопытность говорящего
— индивидуальные черты
— нереалистические ожидания
— безразличие или негативное отношениеаудитории или собеседника
— недостаточная, плохая подготовка
Методыборьбы:
— самонаблюдение
— аутотренинг
— размеренная ходьба
— глубокие вдохи и выдохи
— выработать правильную самооценку
— создать обстановку для благоприятногоисхода
— искреннее желание поделиться своимиэмоциями
— убедить себя, что это большая радость
— сформировать игровую ситуацию
Длясоздания нужного эмоционального состояния существуют две системы:
— система Станиславского – вживание вобраз
— система Брехта – отчуждение от образа
Этическийобраз оратора
— отдых
— еда
— одежда
Рекомендации:
— сгруппировать аудиторию
— не следует долго сидеть передаудиторией
— учитывать время выступления
— устранять отвлекающие моменты