Лекция №1
Тема: Содержание педагогического мастерства,
пути его становления.
План
I. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности учителя.
II. Компоненты педагогического мастерства
1.) Гуманистическая направленность личности учителя.
2.) Профессиональное знание.
3.) Педагогические способности.
4.) Педагогическая техника.
III. Этапы становления профессионализма учителя.
IV. Критерии педагогического мастерства.
Мастер…по Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания.
Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется “как высший уровень педагогической деятельности…проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”. Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных пед. задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Суть же его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность.
Это понятие сложное. В различных источниках определяется по-разному.
Пед.энциклопедия “Мастерство педагогическое — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей”.
“Пед.мастерство – не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость.
Как видим, от обычной умелости мастерство отличается тем, что это более совершенный уровень, требующий высокой отточенности используемых обучающих и воспитывающих приемов.
Могут присутствовать и творческие элементы и методическая новизна. Но не обязательно.
“Пед.мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности”.
К таким важным свойствам относятся
1)гуманистическая направленность деятельности личности учителя;
2) профессиональные знания;
3) педагогические способности;
К.Д. Ушинский о личности учителя
... воспитания». Его признают великим учителем русских народных учителей, который создал самую полную программу подготовки народного учителя, рассмотрел детально личность учителя. Деятельность педагога-новатора полностью ... имел для него большое значение: здесь оттачивалось его педагогическое мастерство, отрабатывались передовые педагогические взгляды. Однако начальство стало подозревать его ...
4) педагогическая техника”.
Итак, мастерство зависит от свойств личности педагога, но проявляется оно в практической деятельности.
Пед. Мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках.
Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.
Главное в педагогическом мастерстве – эффективное применение психолого-педагогической теории, использование передового опыта, искусное использование различных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.
Педагогическое мастерство немыслимо без выработки речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений все это слагаемые педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определенного такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций.
Если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности учителя, то мастерство вначале проявляется в отдельных видах: одни мастерски проводят уроки, но слабы во внекласной воспитательной работе, другие интересно ведут воспитательную работу, но с меньшим успехом учебные занятия.
Процесс выработки педагогического мастерства длителен, сопряжен с многогранной работой учителя и требует большого упорства и настойчивости.
II.Педагогическое мастерство- следующая ступень профессионального роста и совершенствования учителя.
III.Пед. Творчество – всегда поиск и нахождение нового.
Уровни творчества
1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения пед. задач (они уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя).
Учитель переходит от алгоритмов, стереотипов к новому.
Примеры этого уровня творчества:
-выбор оптимального решения из веера возможных;
-использование нового приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке;
-объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень доступен каждому.
2.Творчество в узком понимании – открытие нового для себя и для других – новаторство.
III.Педагогическое новаторство- высший уровень профессиональной деятельности учителя.
“Новаторство – новое в созидательной деятельности людей”.
Педагогическое новаторство включает в себя выдвижение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения, которые меняют существующий взгляд на имеющийся педагогический опыт.
Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности
... труду. Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты: 1. Интерес ... и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе. Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя: - истинно педагогическая (она состоит ...
В отличие от мастерства и творчества, которые могут охватывать довольно широкую сферу деятельности, новаторство чаще относится к решению отдельных узловых проблем. Но решение этих проблем оказывает влияние на всю систему обучения и воспитания.
Новаторство Макаренко А.С. – теория и методика коллективного воспитания.
Идеи о необходимости воспитания детей в коллективе и через коллектив выдвигались в педагогике до него. Теоретик немецкой “школы действия” А.Лай выдвигал принцип воспитания путем коллектива. Немало высказываний на этот счет у Н.К. Крупской.
Но фундаментально эту проблему сумел разработать только А.С. Макренко. Его опыт получил мировое признание.
Новаторство проявил учитель И.П. Волков, который разработал методику творческих заданий учащихся.
Новаторство – это большой интеллектуальный и жизненный подвиг учителя.
На этот уровень поднимается не каждый учитель. Подлинных педагогов – новаторов не так много, и появляются они не часто. Новаторство – это вклад в науку и в опыт.
Компоненты педагогического мастерства.
1.Гуманистическая направленность личности учителя.
2.Профессиональные знания.
3. Педагогические способности.
4.Педагогическая техника.
Все эти четыре элемента взаимосвязаны. Рассмотрим каждый в отдельности.
1Гуманистическая направленность личности учителя.
-Что составляет направленность личности? (Идеалы, интересы, ценностные ориентиры).
Личность учителя, ее ценностные ориентиры, смыслы, идеалы определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Личность является центральным фактором в труде учителя.
Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность.
Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой профессионализма и нравственности.
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, ориентация на развитие личности ученика.
Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях.
Гуманистическая направленность личности проявляется в потребности учителя заниматься педагогической деятельностью, видеть ее результаты, адекватно их оценивать, в преданности педагогической профессии, в уважении к личности ученика.
Профессионально-педагогическая направленность личности будущего учителя формируется всем укладом жизни педагогического учебного заведения, морально-психологическим климатом в преподавательской и студенческой среде.
-Что составляет направленность личности?
Гуманистическая направленность педагогической деятельности
... для учителей «Здравствуйте, дети!» он обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых ... чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности ... надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, ...
(идеалы, интересы, ценностные ориентиры)
С чем идет учитель на урок?
-Идет старательный учитель с думой “дать” урок, выполнить программу. Его интересы в том материале, который запланирован на ближайшие 45 мин.
-Идет новая вожатая, мечтающая о ярких праздниках и ритуалах (а может быть пережить год до следующих вступительных экзаменов в вуз).
-Идет донецкий учитель В.Ф. Шаталов, чтобы помочь каждому победно учиться.
-Идет начинающий учитель обеспокоенный честью мундира и думающий прежде всего о том, чтобы дети видели в нем учителя.
-Идет учитель — мастер, чтобы научить счастью, а для этого доказать, что каждый из учеников – “кладезь возможностей”.
Они все идут в школу, на урок, к детям.
-Как сочетается их установка с главной целью воспитания – разностороннее гармоничное развитие личности с опорой на индивидуальность.
Пед. направленность личности учителя многогранна. Ценностные ориентации личности учителя.
1.На себя! Самоутверждение – чтобы видели в нем знающего, требовательного, настоящего учителя.
2.На средства педагогического воздействия.
3.На личность, коллектив.
4.На цели педагогической деятельности.
Гуманистическая направленность педагога выражается в его активной позиции.
2.Профессиональные знания. В основе направленности учителя – мастера две страсти – увлеченность предметом и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа мастерства – профессиональные знания.
Содержание профессиональных знаний составляет знание предмета, методики преподавания, педагогики и психологии.
Важной особенностью профессионализма является умение синтезировать эти науки: стержень синтеза — решение пед.задач; анализ пед. ситуаций.
Решение каждой отдельной пед. ситуации – активизирует всю систему знаний учителя, которые проявляются как единое целое.
Профессиональное знание учителя – мастера личностно окрашено.
(8 кл. “Ев. Он.” – Сказано об отношении Пушкина к роману, Писарева, Белинского. Есть робкие мнения учащихся. Сам же учитель ни разу не сказал “Я думаю, мне кажется…”).
Если учитель сам не раскрывается перед учащимися, не дает им проникнуть в его мир ощущений, мыслей – в таком случае тщетно ждать от учащихся искренности, собственных мыслей. Мастерство учителя в “очеловечивании”, одухотворении знаний, которые излагаются как свой взгляд на мир.
“Навечно вызванный к доске” – говорят об учителе.
Профессиональные знания учителя должны формироваться сразу на нескольких уровнях:
1.Методологическом (знание закономерностей развития)
2.Теоретическом (законы, принципы пед. и психологической формы деятельности)
3.Методическом (конструирование учебно–воспитательного процесса)
Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя
... профессиональная деформация. Есть, конечно, и положительные аспекты взаимовлияния профессиональной педагогической деятельности и личности учителя, но важнее рассмотреть отрицательные, так как они требуют ... В. Юрченко подробно исследуется негативное, деформирующее, дезадаптирующее влияние педагогической деятельности на личность учителя. Подобное влияние проявляется в формировании таких качеств, как ...
4.Технологическом (решение пед. задач в конкретных условиях)
Но пед. мастерство не всегда приобретается с ростом профессиональных знаний. (Студент – отличник не всегда хороший учитель).
Важны способности к педагогической деятельности.
К свойствам личности учителя относят педагогические способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воля, интеллект, речь и др.).
Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности. Они обеспечивают скорость совершенствования учителя.
Выделяют 2 группы педагогических способностей:
1.Перцептивно – рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя. (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).
2.Проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.
Ведущие способности без которых учитель как мастер не состоится.
1.Коммуникативность (общительность, доброжелательность).
2.Перцептивные способности (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).
3.Динамизм личности (волевое воздействие, логическое убеждение, стабильность, способность к убеждению, внушению).
4.Эмоциональная устойчивость (способность владеть собой).
5.Оптимистическое прогнозирование.
6.Креативность (способность к творчеству)
Проверку своих способностей следует начать с коммуникативности. Такой способностью владеет каждый человек, но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности создает преграды, препятствует взаимодействию с учащимися, их родителями, коллективом.
Тест “Потребность в общении”. В. Ряховского
Общительность – это не только желание и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от общения. Это сохраняет работоспособность, творческое самочувствие.
Общительность помогает развитию перцептивных способностей – профессиональной зоркости, наблюдательности.
-Как может учитель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро фиксировать внутреннее состояние учащихся по внешним проявлениям; отличить подлинную внимательность от симуляции внимания.
Способность наблюдать – сложное качество. Она проявляется в умении не только видеть, слышать, но и в интенсивной работе ума по переработке информации.
-Как развивается наблюдательность?
1.заинтересованность – видеть то, что хотим.
2.Анализ – осмысление увиденного, вопросы.
Наблюдательность и опыт дают основу развития интуиции.
Быть мастером – значит предугадывать ход процесса, как бы владеть чутьем.
Динамизм – способность к убеждению, внушению, внутренняя энергия, гибкость и инициатива.
1. Характеристика учителя как личности и субъекта
... -15%. В обиходе очень распространено противоречие: и студенты педвуза, и учителя «знают» о творческом характере педагогической деятельности и, в то же время, сомневаются в этом. Ибо постоянно ... и исключалось бы творчество… Сейчас в повседневном обиходе для нас привычны компьютерная техника и технологии. Но и их внедрение в нашу жизнь не освободило нас ...
2. Характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к пед. ситуациям в деятельности (один – покладистый, малоинициативный; другой – импульсивный, взрывчатый, автономный).
Характер может меняться в зависимости от направленности личности учителя.
3.Пед. самосознание – комплекс представлений учителя о себе как профессионале:
-осознание требований к пед деятельности и общению, к личности.
-сравнение себя с коллегами по профессии.
-учет оценки себя со стороны учеников, коллег.
-сомооценивание учителем себя.
4.положительное оценивание учителем себя в целом.
-определение своих положительных качеств
-……………………перспектив.
-создание позитивной Я – концепции.
У учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к саморегуляции. Важно, что положительная Я – концепция учителя способствует развитию положительной Я – концепции учеников.
(Р.Бернс ,5)
5.Индивидуальный стиль деятельности и общения. (выделен отдельный раздел в программе)
IV.Педагогическая техника
Форма организации поведения учителя.
2 группы умений.
а) техника управления собой: самоконтроль, саморегуляция, самокоррекция (владение телом, речью, эмоциями)
б) умение взаимодействовать в процессе решения пед. задач (дидактические, организаторские) техника контактности. Умение находить оптимальные решения в стандартных и нестандартных пед. ситуациях.
Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.
-Когда можно говорить о мастерстве?
Принято выделять следующие этапы профессионального становления учителя
1.педагогическая умелость.
2.Педагогическое мастерство.
3.Педагогическое творчество.
уровни: а) творчество
б) новаторство
Выделим самую простую из характеристик, которая по отношению к другим выступает как базовая.
I.Педагогическая умелость.
Один учитель умеет вести педагогическую работу. Другой же испытывает большие затруднения. Допускает ошибки во взаимоотношениях с учащимися. Ведет обучение на низком профессиональном уровне, т.е. у него недостает необходимой умелости.
Педагогическая умелость – достаточно хорошее владение учителем системой важнейших обучающих и воспитывающих и развивающих умений и навыков, которые в единстве позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.
Она базируется на достойной теоретической и практической подготовке, которая закладывается в учебном заведении и продолжает совершенствоваться в школе.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...
... собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. Учитель как субъект педагогического труда Личность учителя Учитель как субъект Учитель как субъект педагогической деятельности педагогического общения ...
Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, уметь сознавать проблемные ситуации, поддерживать внимание и дисциплину учащихся, сочетать различные приемы проверки оценки знаний.
Воспитание ученического коллектива начинается не с призывов и нравоучений, и с организации ярких и увлекательных практических дел. Поэтому важно владеть приемами организации трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий, индивидуальной работы, работы с родителями.
Система этих знаний, умений и навыков определяется курсами психологии, педагогики и частных методик.
Владение этой системой знаний, умений и навыков дает возможность говорить о педагогической умелости.
Специфика педагогической деятельности.
Специфика педагогической деятельности как и каждая деятельность, педагогическая включает компоненты: цель, средства, объект, субъект.
1.Цель – определяется обществом – разностороннее развитие личности школьников. Конкретные задачи учитель выдвигает сам. Это требует от учителя творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой.
Деятельность учителя всегда является деятельностью по управлению другой деятельностью – мета – деятельность.
2.Объект пед. труда – человек
а) Не мертвый материал природы, а активное существо с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящего. Он – соучастник пед. процесса со своими целями, мотивами. Т.о. объект пед. деятельности одновременно и субъект. Он по разному относится к воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир.
б) объект воздействия (человек) постоянно меняется, растет. Нельзя применять шаблонные подходы. Это требует постоянно творческого поиска.
в) одновременно с педагогом на ребенка действует окружающая жизнь в различных направлениях, часто стихийно. Отсюда организация воспитания, перевоспитания, самовоспитания личности.
Субъект – тот, кто воздействует на воспитание. Основной инструмент воздействия – личность учителя, его знания и умения. Если учащиеся не воспринимают личность учителя, то они воспротивятся его воздействию. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность. Педагогу надо постоянно самосовершенствоваться.
Главные средства воспитания – различные виды деятельности. (труд, общение, игра, учение).
А.С. Макаренко – в центр системы воспитания ставил производительный труд – коллективная деятельность.
В.А. Караковский директор шк. № 825 г.Москвы – идет к сплочению коллектива через коллективные творческие дела (КТД).
Критериями мастерства педагога могут выступать
1.целесообразность деятельности (по направленности)
Ативизация познавательной деятельности учащихся посредством физического ...
... знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся. 1. Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы ...
2.продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников).
3.Оптимальность (в выборе средств)
4.Творчество (по содержанию деятельности)
Тема Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства
План
1.Понятие педагогической техники.
2.Педагогическая целенаправленность и внешний вид учителя.
а) Управление эмоциональным состоянием.
б) Пантомимика.
в) Мимика.
3.Техника речи.
а)Дыхание.
б) Голос.
в) Дикция.
г) Ритмика.
Понятие педагогической техники
Наблюдая за работой учителя – мастера, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Во многом это зависит от специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовывать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями.
Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Техника – совокупность приемов. Средства техники – речь и невербальные средства общения.
Педагогическая техника включает 2 группы компонентов.
I.Умение педагога управлять своим поведением:
-владение своим организмом (мимика, пантомимика)
-управление эмоциями, настроением (снятие напряжения, создание творческого самочувствия)
-социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение)
-техника речи (дыхание, дикция, темп речи).
II.Умение воздействовать на личность и коллектив
Технологическая сторона воспитания и обучения.
-дидактические, организаторские, коммуникативные умения
-технологические приемы предъявления требований управления педагогическим общением, организация КТД.
Типичные ошибки молодого учителя.
-Неумение задушевно побеседовать с учеником, родителями.
-Неумение сдержать или проявить гнев.
-Неумение подавить неуверенность.
-Ошибки в речи.
-Невладение своим телом.
-Недостатки во владении голосом – монотонность, безжизненность речи, нечеткость дикции, излишняя громкость.
Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога.
Нередко учителя считают, что для успеха в педагогической деятельности им достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям, уделять максимум внимания каждому ученику, отлично знать и преподавать свой предмет. Однако более быстро достигают успеха те учителя, кто учитывает внешние особенности своего «я», свои психологические свойства и способы их выражения. Ошибочно считать, что ученик младшего школьного возраста не обращает внимания на костюм, прическу учителя, что внешний вид учителя не сказывается на успехе проводимого урока.
Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок
... естественный эксперимент. Глава 1. Теоретические и методологические основы коррекционной работы по развитию речи учащихся при изучении сказок ....................... Заключение К числу важнейших задач логопедической работы с ... развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет ...
Психологически закономерно, что наше восприятие другого человека начинается со взгляда на его внешний облик: внешне эффективное обязательно притягивает, возбуждает интерес, заставляет реагировать. Если учитель не хочет разрушить целостность восприятия его учениками, он должен заботиться о своем внешнем облике, стремиться быть примером, образцом безукоризненного вкуса, чистоты, опрятности, аккуратности. Это не значит мгновенно и некритично, слепо следовать моде. Особенно это следует помнить молодым учителям. Нет ничего зазорного прийти в школу в модной обнове, но лучше для этого выбрать особый случай (вечер, праздник и т.п.).
Если учитель приходит на урок в очень яркой одежде, вечерних украшениях, то немало потребуется усилий, чтобы переключить внимание учеников на предмет урока.
Очень важно помнить, что одежда может сковывать или, наоборот, расковывать учителя, а также действовать на восприятие его другими людьми. Следование моде должно обязательно пропускаться через себя: внешние данные, особенности характера и стиля поведения. Одежда во многом зрительно может исправить фигуру. При стабильности в одежде можно вносить отдельные оформительские детали (галстук, шарфик, воротничок, косынка и пр.), которые не останутся без внимания, демонстрируя вашу элегантность и хороший вкус. Важно одеваться не во что и как, а в каждом конкретном случае так, а не иначе. При этом соблюдать безукоризненный вкус (подбор тонов и их сочетание со всеми составляющими одежды).
Внешний вид педагога должен быть выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятна и вычурность. И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя должны быть подчинены эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшения в одежде, на косметику – учитель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Внешние данные учителя оказывают влияние на общение: могут отталкивать или, наоборот, привлекать к себе другого человека. Человек с простым открытым лицом вызывает доверие, симпатию. Голос – основной инструмент учителя. Если он звучит резко, пронзительно, срывается на повелительные интонации, то собеседнику сложно выразить свои сокровенные мысли, обращаться за советом, помощью, поддержкой. Стальные нотки голоса нужны, но пользоваться ими можно в крайне редких, чрезвычайных ситуациях. Поэтому надо учиться управлять своим голосом: приглушать, избегать глотания слов, скороговорок и т.п. Надо стараться разнообразить интонацию, чтобы речь не была монотонной. Эстетическая привлекательность учителя и в том, насколько приветливое у учителя выражение лица, в собранности, в сдержанности в движениях, жестах, оправданной осанке, походке. Противопоказано: гримасничание, суетливость, вялость, неестественность жестов. Даже в том, как входит учитель в класс, как посмотрит, как поздоровается, как отодвинет стул, как пройдет по классу – во всем этом сила влияния на учащихся. В движениях учителя, жестах, взгляде дети должны чувствовать силу, уверенность.
Управление эмоциональным состоянием.
Публичный характер общения учителя может вызвать у него “мышечные зажимы”, чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом коллег, детей, родителей, т.е. действие “на виду” отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голоса, физическом самочувствии, психическом состоянии.
Лекции по педмастерству — Стр 2
Надо уметь управлять своим эмоциональным состоянием во время общения, психологически настраивать себя на предстоящее занятие.
Тест “Способность к саморегуляции” Ответьте словами “да” или “нет”.
1.Вы всегда спокойны и выдержанны?
2.Ваше настроение, как правило, мажорное?
3.Во время занятия в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточенны?
4.Вы умеете управлять своими эмоциями?
5.Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и ближними?
6.Вы легко усваиваете изученный материал?
7.У вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться?
8.Вам не приходилось жалеть, что в какой – то ситуации Вы вели себя не лучшим образом?
Посчитайте количество “да” и “нет” и сделайте вывод.
- Если все ответы “да” — это либо спокойствие, отсутствие тревоги, умение управлять собой, либо завышенная самооценка.
- Если все ответы “нет” – то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, самокритичности, либо заниженной самооценке.
- Смешанные ответы указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию.
Следующим шагом станет овладение способами саморегуляции.
Способы саморегуляции
1)Воспитание доброжелательности и оптимизма.
2)Контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания).
3)Разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, имитация игры).
4)Самовнушение.
Полезные советы В.А. Сухомлинского (“Сто советов учителю”, т. 2., с. 456-462) о воспитании душевного равновесия: не допускать прорастание угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным.
Молодому учителю, готовящемуся к предстоящему уроку и ощущающему состояние неуверенности, страха, желательно провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления. Аутогенная тренировка(психическая саморегуляция) – своеобразная психофизическая гимнастика. Она включает релаксацию (состояние расслабления) и самовнушения.
Пантомимика
Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она рисует образ, помогает выделить главное.
-Посмотрите на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса. Красивая, выразительная осанка отражает внутреннее достоинство личности. Многие учителя не задумываются о своей походке, тогда как она является составляющей внешних данных, влияющих на успех. В походке, так же как и в голосе, могут просматриваться признаки некоторых свойств человека: грубость, нетерпение, жестокость, мягкость, лояльность. Легкая, мягкая поступь предпочтительнее ходьбы вприпрыжку, шаркания ногами, размахивания руками.
Прямая походка, собранность говорит об уверенности педагога в своих силах, знаниях. Сутулость, вялость, опущенная голова свидетельствуют о внутренней слабости человека, неуверенности в себе.
Манера правильно стоять перед учащимися на уроке:
Ноги на ширине 12-15 см между носками, одна нога немного выдвинута вперед. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой.
Недопустимы плохие привычки: -покачивание взад-вперед; переминание с ноги на ногу; привычка держаться за спинку стула; вертеть в руках посторонние предметы; почесывать голову, потирать нос и т.д.
Жест учителя должен быть ограниченным и сдержанным (круглые жесты и скупая жестикуляция).
Нежелательны резкие широкие взмахи и острые углы.
Жесты
Описательные Психологические
Изображают, иллюстрируют, Выражают чувства.
рисуют ход мыслей. Они важнее, нужнее!
Они менее нужны!
Фраза “Будьте добры” – ЖЕСТ: поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Чаще всего жесты предупреждают ход мысли, а не следуют за ней. Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приемы, самоконтроль.
Открытая поза:
-не скрещивать руки; повернуться лицом к классу; уменьшить дистанцию с аудиторией; движения вперед-назад по классу, а не в стороны.
Шаг вперед – усиливает значимость сообщения. Шаг назад (возвращение) дает возможность отдохнуть учащимся. Такая поза усиливает эффект доверия.
Мимика
Мимика искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.
Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. «Лицо – зеркало пустой души» – говорят в народе. На лице можно прочитать печаль, горе, радость и многое другое. Открытость лица – это мгновенная его мимическая реакция на не воздействия извне. Дети “читают” лицо учителя, угадывая его отношение, настроение. Они ценят в учителе умение сопереживать их чувствам, мыслям, делам. Такого рода эмпатия (чувство сопереживания с другим человеком) позволяет высказываться без боязни быть непонятым. Поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. На лице и в жестах надо показывать лишь то, что относится к делу. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношению к происходящему. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, недоразумение, возмущение и т.д.
Улыбка – широкий диапазон чувств: духовное здоровье, нравственная сила.
Выразительные детали мимики:
1.Глаза.
2.Брови.
Брови в движении – восторг; поднятые – удивление; сдвинутые – сосредоточенность; неподвижные – спокойствие, равнодушие.
Глаза – наиболее выразительная деталь лица. “Пустые глаза – зеркало пустой души” (Станиславский К.С.) . Надо учиться умению пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам. Визуальный контакт – это техника, ее необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться в поле зрения всех учащихся.
Тема: Речь учителя
как условие педагогического мастерства.
Речь учителя должна располагать к общению, вызывать доверие.
Сложились и отрицательные стереотипы речи учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безаппеляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «Говорить учительским голосом», «Железные нотки учительского голоса». Об этом говорят иронично, или с ярко выраженным отрицательным отношением говорящего к этому.
- Речь и коммуникативное поведение учителя.
Речь учителя должна обеспечивать выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней помимо общекультурных предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность за содержание, качество своей речи и за ее последствия. Речь учителя – важный момент педагогического мастерства. Выражение «речь учителя» (синоним «педагогическая речь») употребляют, говоря об устной речи учителя. Устная речь учителя – это сам процесс говорения, устные высказывания. Устная речь учителя – это речь, создаваемая в момент говорения в отличие от озвученной письменной речи (например, чтения вслух параграфа учебника).
Речь учителя должна обеспечивать:
а) продуктивное общение, взаимодействие между учителем и учениками;
б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной деятельности учащихся.
Сопоставим два варианта вступительного слова учителя перед изучением новой темы. Это разные варианты изложения не только по содержанию, целевой установке, но и по качеству, тону речи учителя.
Вариант вступительного слова учителя В.И.
А сейчас, ребята, у нас с вами новая встреча с интересной книгой и ее героями. Она продолжит начатый нами разговор о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. (Пауза.) Не торопитесь листать учебник, поднимите головы, я хочу видеть ваши глаза. (Пауза.) Сегодня у нас светлый день: мы приступаем к чтению романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Я желаю, чтобы эта книга стала для каждого из вас настольной книгой. Пусть это будет книга нашей юности, будем по ней сверять нашу жизнь, учиться мужеству. (Пауза.) Если, читая книгу, вы почувствуете жалость к героям, то не только плачьте, а и думайте, как надо жить , как надо умирать за Родину. (Пауза.) Я знаю, что многие из вас побывали в музее молодогвардейцев в Краснодоне, и заранее попросила ребят подготовить свои рассказы о поездке. Кто готов поделиться с нами своими впечатлениями?
Вариант вступительного слова учителя А.П.
Итак, закрыли учебники, отложили их в сторону, сейчас они нам не понадобятся. Прекратили разговоры. (Пауза.) Все слушают меня. (Пауза.) Сегодня мы приступаем к новой теме – роману Фадеева «Молодая гвардия». Тема эта посвящена событиям Великой Отечественной войны, происходящим в оккупированном немцами Краснодоне. Вы, наверное, видели кинофильм по роману, знаете с начальных классов имена молодогвардейцев, некоторые из вас побывали в Краснодоне. Поднимите руки, кто был. (Ученики поднимают руки, переговариваются, слышны восклицания.) Хорошо, это облегчит мою работу. Сейчас я расскажу вам историю создания романа, а затем мы начнем его читать, дома продолжите чтение.
-Что привлекает в речи 1-го учителя?
ТОН – доверительный, рассуждающий, немного торжественный, апелляция к чувствам учащихся, искреннее выражение своей сопричастности к общему с детьми событию – познанию новой книги, логичность речи, последовательность.
Несомненно эта особенность речи учителя поможет ему решить педагогические задачи урока: вызвать интерес у учащихся, настроить на нужную эмоциональную волну.
2-ой вариант речи: стиль официально – безучастный, слышны штампы учительской речи, категоризм тона и распоряжений.
В речи учителя привычно повторяющиеся заученные слова и выражения. Она не располагает и общению, не вызывает чувства ожидания встречи с удивительной книгой. Такая речь педагогически нецелесообразна.
С выражением «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Это не просто передача информации, а такая организация речи и соответствующего ей коммуникативного поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Коммуникативное поведение учителя предполагает (характеризует) -тон речи; -оправданность использования оценочных суждений; -манера обращаться к ученикам, отвечать им; -характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.
II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи.
Устная речь учителя существует в 2-х разновидностях:
1).В монологе (монологическая речь)
Формы: рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (терминов, законов, правил), развернутые оценочные суждения (отметки поведения).
2).В диалоге (диалогическая речь)
Формы: в беседах, в форме вопросов и ответов.
В школе часты ситуации, требующие обмена приветствиями; оценками; высказываниями между учителем и учениками, учителем и учителем; совместное обсуждение учебных проблем, поступков.
В таких случаях формы устной речи редко автономны. Они проникают одна в другую, создают сложную полифонию связных повествований, реплик, оценок, замечаний, вопросов, ответов.
Требования к речи учителя.
Речь учителя должна обеспечивать:
1.Нормативность речи
-соответствие нормам современного литературного языка: акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим.
-точность словоупотребления;
-выразительность речи: образность, эмоциональность, яркость.
Правильность, точность. Уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота определяют культуру речи учителя.
Ритмика речи.
Оптимальный темп речи русских – около 120 слов в минуту (120 – 150 англичан).
По итогам эксперимента – учителю лучше говорить не более 60 слов в минуту до 6 класса. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь. Трудную часть материала надо излагать замедленным темпом.
Паузы
Для достижения выразительности звучания – используются паузы:
- логические;
- психологические.
Без логических пауз речь безграмотна.
Без психологических – безжизненна.
Интонация – паузы, темп, мелодика речи в совокупности.
Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию. (Некоторые считают, что голос и его тембр — только природный дар человека. Но …экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно значительно улучшить).
Демосфен – оратор древней Греции, 20-летний В.Маяковский – набирали в рот камешки, произносили речи на берегу шумной реки.
В настоящее время разработана система упражнений по технике речи: речевое дыхание, голосообразование, дикция.
Правильность и чистота речи.
Использование диалектизмов, «лишних слов» («ну», «это», «значит», «так сказать», «это самое»).
«Стереть с доски΄», но «вытереть до΄ску». Ошибки – в постановке ударения.
1).
Ошибочное совмещение в одном выражении компонентов фразеологизмов: «Играть роль» – «Иметь значение», «Выходить в свет» – «Появляться на свет» (Верно: «Книга вышла в свет»).
2).Неправильный повтор («просклоняйте по падежам существительные», склонясь – это и есть изменять по падежам).
3).
В толковании и использовании терминов.
4).
Использование жаргонизмов, вульгаризмов, просторечных слов.
Функции педагогической речи.
I.Обеспечение полноценной передачи (презентации) знаний. Есть прямая зависимость между особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать восприятие доступным, интересным, а может затруднять его. Знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря именно особенностям речи учителя. В памяти сохраняется
-эмоциональная окраска;
-интонация;
-ритмичность речи:
-характер произносимых слов.
Педагогическая задача речи учителя – способствовать не только передаче школьниками знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям. Речь учителя должна воздействовать на чувства, побуждать к поступку, размышлению.
II.Обеспечение эффективной учебной деятельности школьников.
Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций (конкретизирует в наглядных образах информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения материала учителем).
Это сложная работа слушающего и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи и ее темп, ритм, логику, доступность.
При нарушении учителем оптимального темпа речи у школьников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14% произвольной информации, то при быстром темпе – 42,8 %, а при замедленном –70 %. Объясняется это тем, что школьники не в состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающимся от темпа их умственной деятельности.
Аналогична значимость логических ударений в речи учителя. Неправильная расстановка логических ударений, перегруженность ими учебной информации, излагаемой учителем, приводит к тому, что 39% учащихся информацию не воспринимают, 11% воспринимают лишь часть, 47% воспринимают только начало.
Учеников утомляет назидательность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя (исследование З.Г. Зайцевой).
На эффективность познавательной деятельности влияет стиль коммуникативного поведения. Наличие в речи учителя неоправданных ограничений, запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (типичные «учительские» выражения со словами «помолчи», «перестань», «сядь», «прекрати», «закрой») перебивы ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера («как всегда ничего не знаешь», «куда смотрят твои горе-родители», «куда уж тебе это понять» и др.) приводит не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учащихся, но и к снижению умственной активности учеников.
Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам стимулирует познавательный интерес.
III.Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Можно сказать, что это ведущая функция. Она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и учениками. Характер чисто человеческих отношений между учителем и учениками в значительной мере определяет педагогический успех.
Особенности речи учителя.
1).Речь учителя – речь публичная – направлена. Обращена к ученикам.
Слово учителя – имеет точный адрес – она рассчитана на смысловое восприятие и понимание учащихся.
Учитель – должен предвидеть возможную реакцию на свою речь (от разного уровня учащихся).
Направленность речи учителя – зависит от собственного отношения к тому. О чем говорит. (Искренность его слов – самовыражение, «самораскрытие»…)
2).Речь учителя – воспринимается учащимися по 2-м каналам: звуковому, визуальному. Визуальный канал дает ученикам информацию о самочувствии учителя, его желании или нежелании общаться с ними.
3).Устная речь учителя – чаще всего импровизированная (без непосредственной опоры на текст учебника, конспект).
Импровизированная речь
Может быть заранее подготовлена, продумана, но умело преподнесена как «сиюминутная». Это свободное изложение с учетом подготовки – отбора содержания, объема, логики, тона, стиля речи, интонационной структуры.
Может быть импровизация в прямом смысле – речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно с момента говорения. Повышается порог ответственности учителя за отбор слов. Повышается общая и педагогическая культура учителя (культура речи).
Проверьте себя:
Можете ли вы сейчас рассказать известный вам еще по школе материал, изложив его увлеченно, живо, эмоционально?
Способность импровизировать – умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого учебного материала.
-Появились ли у вас новые акценты в восприятии этого материала?
В ином случае вам грозит опасность заученных штампов, формулировок учебника, однообразия.
Пути совершенствования речи будущего учителя.
Направления совершенствования речи: самоконтроль, развитие культуры речи, создание у себя установки на владение литературной речью во всех ситуациях речевого общения.
Необходимо воспитывать у себя привычку и потребность постоянно изучать и повышать свой уровень культуры речи.
1).Большую помощь окажет работа со словарями:
-Толковый словарь русского языка Ушакова;
-Словарь русского языка Ожегова;
-Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка;
-Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
Важно выработать у себя привычку обращаться к словарям в случае затруднения, развивать внимание к неизвестным словарям, потребность выяснять их значение, закреплять в памяти, вводить в свою речь.
2).Изучите особенности своей речи:
-правильно ли вы произносите слова?
-правильно ли вы произносите звуки?
-правильно ли вы ставите ударение?
-богата ли ваша речь или вы с трудом строите свое изложение?
-точны ли вы в своих определениях?
-точны ли вы в употреблении новых слов?
-точны ли вы в образовании грамматических форм разных частей речи?
Анализ собственной речи подскажет вам слабые места в вашей речевой подготовке, а работа с литературой, упражнения помогут от них избавиться. Важно сознательно проконтролировать свою речь в самых разнообразных ситуациях (и на уроках, и в общении с педагогами, и в общении со сверстниками).
Самоконтроль и развитие умений выразительности речи.
Выразительность речи достигается за счет ее умелого интонирования соответственно содержанию, условиям произнесения и за счет уместного использования изобразительных средств языка. Понаблюдайте за собственной речевой интонацией. Какова она? Живая, разнообразная, эмоциональная или монотонная, однообразная?
При подготовке публичных выступлений решите вопросы:
-Какие размышления я хотел бы вызвать у слушателей?
-Какое настроение создать у слушателей в аудитории?
-Какой интонации, ритма речи требуют содержание и условия моего выступления?
При подготовке своего выступления включайте в него описания, отрывки из художественных произведений, собственные оценки и впечатления. Использование этих средств должно быть оправданным, естественным.
Самоконтроль и развитие коммуникативных умений.
Условием успешного коммуникативного поведения учителя является его индивидуальный стиль общения.
Предполагает:
-Как я отношусь к партнеру по общению?
-Интересен ли мне сам процесс общения или только его результат?
-Управляю ли я своим внешним видом?
-Понимают ли меня люди?
-Всегда ли пытаюсь понять их?
-Располагает ли к общению моя манера говорить, тон, характер речи?
Для учителя важно:
-способность ориентироваться в партнере по общению;
-понимать его внутреннее состояние;
-поставить себя на место другого человека;
-предвидеть реакцию собеседника;
-способность к саморегуляции, управлению своим психическим состоянием;
-способность к волевому воздействию, внушению.
Техника речи.
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися связан со сложным процессом учебного слушания. На это уходит ¼ — ½ часть учебного времени. Правильное восприятие учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога.
Неправильное произношение – смех.
Монотонная речь — нагоняет скуку.
Неоправданная интонация — иногда фальш
Громкая патетика —
Дыхание
Выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма, а также является энергетический базой речи.
Речевое дыхание – фонационное, от phono – звук (греч.).
На уроке, когда учителю приходится говорить долго, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать:
- может участиться пульс;
- покраснеть лицо;
- появиться одышка.
Положения техники дыхания.
4 типа дыхания:
- Верхнее дыхание: совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное, работают лишь верхушки легких.
- Грудное дыхание – совершается межреберными мышцами, изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, выдох недостаточно энергичен.
- Диафрагмальное – изменяется продольный объем легких из-за сокращения диафрагмы. Вызывает незначительное сокращение межреберных мышц.
- Диафрагмально-реберное – за счет сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. Это правильное дыхание, оно является речевого дыхания.
Механизм диафрагмально-реберного дыхания.
Диафрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, выпячивается верхняя часть живота, грудная клетка расширяется. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Подтягивание нижних стенок живота – создает опору для диафрагмы.
Выдох: диафрагма расслабляется, ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается. Воздух выходит наружу.
Обычное дыхание: Вдох выдох пауза
Фонационное дыхание: Вдох пауза Выдох (длинный)
Пауза – для укрепления брюшного пресса.
На выдохе образуются звуки речи.
Упражнение на развитие и укрепление диафрагмы.
Лежа (стоя) на спине, сделать глубокий вдох через нос (воздух заполняет нижнюю часть легких, расширяются ребра).
Голос.
У некоторых людей голос поставлен самой природой (очень редко).
Может быть сильным, гибким, звучным. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань. После смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук – голос.
Особенности голоса учителя.
- Сила звука – зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха, тем больше сила звука.
- Гибкость, подвижность голоса – умение изменять, подчинять содержанию речи, слушателям.
Подвижность – изменение по высоте, тональный уровень голоса. Человеческий голос изменяется по высоте в пределах двух октав. В обычной речи обходимся 3-5 нотами.
- Диапазон – объем голоса. Он определяется самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к монотонности, а она притупляет восприятие.
- Тембр – окраска звука, яркость, мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон, и ряд обертонов (дополнительных звуков).
Чем больше дополнительных звуков, тем ярче красочнее, сочнее голос.
Лекции по педмастерству — Стр 3
Все эти свойства вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса – процесс индивидуальный, трудоемкий.
Гигиена голоса.
Заболеваемость среди педагогов примерно 40,2%.
Причины: — повышенная ежедневная голосовая нагрузка;
- неумение пользоваться голосовым аппаратом;
- несоблюдение правил гигиены;
- врожденная слабость голосового органа.
(Ю.С. Василенко О голосе педагога //Советская педагогика. – 1972. — №7).
50% рабочего времени учитель говорит, на уроке громче обычного, как следствие – перенапряжение голосового аппарата. Большая интенсивность голоса, чтобы перекрыть шум класса (55-72 децибела), интенсивность здорового голоса 65-74 децибелов. Неумение пользоваться голосовым аппаратом: речь после выдоха, на остаточном воздухе – нет дыхательной опоры.
Если выдох укорочен – учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, что сушит и раздражает слизистую оболочку.
Тема: Педагогическое взаимодействие.
Культура общения учителя и учащихся.
Студенты присутствовали на уроке у учителя, которого директор представил как ведущего по предмету. На уроке студенты увидели, что он действительно превосходно владеет материалом, использует массу дополнительной литературы, умеет ярко раскрыть тему.
-Но что происходит с учениками?
-Почему гаснут глаза? Почему они сникли к концу урока?
Вопросы учителя сыплются лавиной, но не все поспевают за мыслью учителя.
Надо задержаться и помочь понять. Но у учителя нет терпения выслушать, дождаться ответа, он властно указывает «Что ты трясешь передо мной рукой? У меня от тебя болит голова!»
Вопрос группе:
-Что сказали студенты после урока? (Урок не удался).
-Почему?! (Важно не только знание предмета, но и атмосфера урока, т.е. культура общения учителя и учащихся).
Две главные фигуры в школе –учитель, ученик. Их общение – важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя и ученика на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности и т.д. Оно рождает негативное отношение к учителю, его предмету, школе.
Общение учителя с учеником должно вызывать радость достижений, жажду деятельности. Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А. Сухомлинский. «Особое отношение к слову.» «Воспитание словом – слабое и уязвимое место.» «Каждое слово – должно быть продуманным, полновесным».
Функции педагогического общения.
-Познание личности.
-Обмен информацией.
-Организация деятельности.
-Сопереживание (обмен ролями)
-Самоутверждение.
Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача учителя помочь ученику осознать свое «Я», ощутить свою личностную значимость.
Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения школьников, особенно тех, которые нуждаются в помощи учителя.
Структура педагогического общения.
1.Моделирование учителем предстоящего общения с классом (прогностический этап)
2.Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3.Управление общением в ходе педагогического процесса.
4.Анализ осуществленного общения и моделирование предстоящего (В.А. Кан-Калик)
-Что необходимо учителю, чтобы осуществлять общение на каждом из этапов.
1. Моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятных затруднений, динамики работы. Готовящийся урок должен иметь разные варианты.
2. Коммуникативная атака – нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
3. Управление общением — необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на конкретную ситуацию.
4. Анализ общения – соотношение цели, средств и результатов.
Учитель должен быть инициатором, лидером в управлении общением.
-оперативно начинать контакт
-быстро формировать «мы» чувство
-демонстрировать собственную расположенность к классу
-передать учащимся понимание учителем их внутреннего состояния
-изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.
Залог успеха в общении –
-интерес к предстоящей работе
-открытая позиция (выражение доверия)
-стиль общения.
Стиль отношений.
В общении выделяют две стороны: отношение и взаимодействие. Как показывают исследования, у педагогов со стабильным эмоционально – положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки, спокойным и ровным тоном в общении – школьники — раскованы, общительны, доверчивы.
У педагогов с отрицательным отношением к детям, зависящих от своего настроения, неустойчивости позиции – недоверие, замкнутость или лицемерие, подхалимство.
Учитель не имеет права забывать, что идея для ученика неотделима от личности учителя. То, что говорит любимый учитель воспринимается совсем по-другому, чем чуждый человек. Самые высокие идеи в его устах – ненавистны.
Исследователи определяют три основных стиля отношений учителя к классу:
1.устойчиво-положительный;
2.пассивно-положительный;
3.Неустойчивый.
Отрицательные стили отношения.
1.ситуативно – отрицательный;
2.устойчиво – отрицательный (редко).
Стили руководства (учитель руководитель)
1. Авторитарный стиль («разящие стрелы»).
Учитель единолично определяет направление деятельности группы. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, поучение, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда или оскорбление. «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя». Обнаружив ошибку у ученика, такой учитель высмеивает виновного, а не объясняет ошибку. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия. Для учителя характерна низкая удовлетворенность профессией.
2. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Опора на мнение коллектива. Старание донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении, видит свою задачу не только в контроле, но и в воспитании. Каждый ученик поощряется, оптимальное распределение нагрузок с учетом способностей каждого. Основные способы общения: просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равный партнер в общении. Для учителей с таким стилем характерна большая профессиональная удовлетворенность своей профессией.
3 .Либеральный стиль («плывущий плот») анархический, попустительский, позиция невмешательства, самоустранения. Учитель уходит от принятия решений. Об авторитете речи не может быть.
Авторитарный стиль. Может обеспечить кажущуюся эффективность деятельности. Психологический климат –формируются невротики. Количественные показатели могут быть высокими. Авторитаризм: — при недостаточной зрелости педагога, низком уровне культуры, пренебрежением индивидуальными особенностями детей. Преодоление – подлинная культура общения в коллективе, гуманное отношение между педагогами, развитие детского самоуправления в сочетании с педагогическим руководством.
Демократический. Качественные показатели могут быть ниже, чем при авторитарном. Творческий тонус, чувство ответственности.
Либеральный. Наихудший стиль, меньше всего работы и качество ее хуже.
Стиль педагогического общения.
Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе работы с детьми создают в совокупности стиль педагогического общения. В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
1.Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
2.Общение на основе дружеского расположения.
3.Общение – дистанция.
4.Общение – устрашение.
5.Общение – заигрывание.
- Увлеченность совместной творческой деятельностью. В основе – устойчиво –положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит демократично) решать вопросы. Увлеченность совместной деятельностью, заботами.
- Дружеское расположение. Тесно связано с первым. Задача учителя — не превращать дружественность в панибратство.
- Общение – дистанция. Ограничитель в общении «Вы не знаете – я знаю». «Слушайте меня – я старше, имею опыт». Может такой педагог положительно относится к детям, но стиль работы ближе к авторитарному. Внешне – порядок, но много педагогических неудач.
- Устрашение. Отрицательное отношение к детям, авторитарность. На уроке атмосфера нервозности, эмоционального неблагополучия, нет творческой деятельности.
- Заигрывание. Либерализм, нетребовательность к детям, завоевать ложный авторитет. Причины – быстро установить контакт, понравиться; отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Типы общения
Диалогический (общение – диалог) |
Монологический (одна сторона является исполнительницей) |
Общение – диалог. Особые отношения взгляды учителя и ученика направлены в одну сторону – стремлении к самооценке, а не к оценке других. Признаки: духовная близость; взаимное доверие; откровенность; доброжелательность, равенство позиций.
Педагогический такт учителя
Педагогический такт позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт.
Такт – «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать отношения людей.
Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к детям, т.е. воспитывающее влияние на детей.
Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.
Педагогический такт не допускает крайностей в общении.
Тактичность – предполагает, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранять уважение к человеку.
Тактичность – предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно сопоставлять свое поведение с конкретной обстановкой.
К.Д. Ушинский «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку; ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Дозировка должна быть в использовании воспитательных средств. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию; чрезмерная снисходительность – к грубости.
Уважение учителя к ученику не исключает требовательности, а предполагает ее. В зависимости от уровня воспитанности личности учащихся учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии к подчеркнутой холодности;
от радушия до сухости; от мягкости до строгости.
В зависимости от возраста учащихся учитель проявляет внимание по-разному:
К младшим школьникам – непосредственно и конкретно; можно обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем.
К старшим школьникам – это допустимо очень редко. Нужна сдержанность и простота. «Детскость»обращения их раздражает.
Педагогический такт – проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, непосредственность в общении).
Педагогический такт должен соблюдаться на уроке, во внеклассной работе, на досуге.
Педагогический такт на уроке
Анализ конфликтов учителей и учеников показывает, что одна из причин их – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума, способностей учащихся. «Что ты ерзаешь, уже штаны протер». Разгневанный учитель вспоминает на уроке где и с кем видел учащихся на улице, как они выглядели. Это уже конфликт. Такт нужен учителю на всех этапах урока.
На этапе проверки и оценки знаний – особое внимание отвечающему, выслушать ученика; проявлять выдержку при затруднении ученика.
Недопустимо «Как всегда, ничего не знаешь!» и т. п.
Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, с участием. Важна поддержка во время ответа: — улыбкой, взглядом, мимикой, кивком головы.
Плохо: — равнодушие, высокомерие.
Такт и тактика
Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Такт должен проявляться в разных тональностях:
На уроке – четкость, корректность, строгость и суховатый тон, если класс не готов к уроку.
Во внеклассной работе – непринужденность, задушевность, раскованность, дружеское общение.
Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. (А.Б. Доброва «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» с. 68-74).
Это четыре позиции:
«пристройка сверху» (давление на партнера)
«пристройка снизу» (приспособление к собеседнику)
«пристройка рядом» (равноправные отношения )
В позиции «пристройка сверху» — учитель демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией «родителя».
В позиции «пристройка снизу» обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность (позиция «детей»).
В позиции «пристройка рядом» выражается корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими (позиция «взрослый»).
Использование той или иной позиции диктуется ситуацией. Общение – процесс двусторонний, важно учитывать установки другого.
Обычная позиция педагога – сотрудничающий взрослый, предполагает деловой уровень общения. Эта позиция развивает в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу.
Приемы этой позиции.
-«Я хочу посоветоваться с тобой (Вами)», «Давайте обдумаем, решим» и т.п.
Позиция «пристройка снизу» (дитяти) иногда используется учителями преднамеренно, чтобы вызвать обратную реакцию учащихся, выражать сомнение (опасение) в успехе творческого дела, старшеклассникам дать возможность взять на себя «защиту» дела. «Я могу этого не знать». «Я тоже могу ошибаться». «Помогите мне провести урок» и т.д.
Прием подыгрывания ученикам – «ошибаться на доске» ученики – исправляют. Цель использования этого приема — дать возможность ученикам проявить самостоятельность.
Позиция «пристройка сверху» — не может быть единственной и одинаковой за все годы учебы. Если ученик постоянно в роли «дитяти», это может тормозить развитие личности; приводить к конфликтному общению.
Условия эффективности юмора в педагогическом процессе
Условия овладения педагогическим тактом
Педагогический такт приобретают вместе с мастерством. Это результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой. Это глубокое знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Необходимо знание основ морали, способов воздействия, любить детей, показывать им свою расположенность, наблюдать и видеть причины поведения детей, ориентироваться в обстановке, избирать целесообразные способы воздействия (знание обходных путей воспитания – «Тебе виднее, но я бы посоветовала тебе…»), при беседе проявлять снисходительность, словом, жестом, мимикой.
Конфликтные педагогические ситуации
Конфликты – частое явление в педагогической деятельности. Молодому педагогу пригодятся апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях.
1-е правило: Попытаться овладеть конфликтной ситуацией, т.е. разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. -Как? Начать с себя:
1. Убрать физическое напряжение, скованность, лишние движения.
2. Внешнее спокойствие и выдержка!
2-е правило: Своим поведением повлиять на партнера.
- Молчаливое рассматривание лица соучастника конфликта, это дает возможность сосредоточиться.
3–е правило: Попытаться понять мотивы поведения собеседника.
- Выразить понимание затруднительного положения
- Передать свое состояние «Я понимаю твое (Ваше) состояние». «Меня огорчает» и т.п.
- Не пытаться сразу оценивать поступок.
- Стремитесь сначала выразить отношение к самой ситуации.
4-е правило: Перейти на позицию «мы».
- Найти быстро, что объединяет с собеседником.
- Найти точки соприкосновения, подчеркнуть их (мы можем вместе).
5-е правило: Закрепить свою позицию уверенностью в возможности разумного решения.