1. Характеристика учителя как личности и субъекта

7

ЛК-5-9. Учитель и его работа (начало)

1. Характеристика учителя как личности и субъекта

2. Общие противоречия и кризисы развития

3. Периоды жизни мужчины (до зрелости)

4. Особенности жизни женщины

Будем иметь в виду два актуальных уровня характеристики человека: личностный и субъектный.

Личность – это: социальное качество человека, ансамбль его общественных отношений, инструмент ориентации человека в культурной среде. Общая характеристика человека как личности раскрывается через конкретизацию его целей и ценностей, ролей и функций, норм и ритуалов.

Чаще всего, говоря о личности, раскрывают главные отношения человека к миру: к природе, в том числе и к созданной человеком, к окружающим людям, к труду и к продуктам труда (вещам), к самому себе. Об уровне развития населения в этом плане свидетельствует состояние окружающей среды и межчеловеческие повседневные отношения. Экологическая обстановка, преступность, в том числе экономическая, выраженность наркозависимости различного рода, начиная с курения, – всё это суть симптомы социальных болезней.

Об уровне развития студентов в этом плане свидетельствует, в частности, состояние мебели в аудиториях, состояние аудиторий после занятий и, в частности, содержимое столов. Распространённость в обществе, социальная типичность дурных привычек среди получающих высшее образование – это прямой показатель деградации тех, кто как будто бы должен быть в авангарде носителей культуры.

Носители крайних позиций в любых обществах были всегда, и это естественно и даже необходимо для прогрессивного развития. Светлана Алексиéвич, литератор, сказала как-то, что «необходимо, чтобы дьявол видел себя время от времени в зеркале». Перефразируя, можно сказать, что общество нуждается в примерах того, как нельзя поступать. И я помню, как в отрочестве, а именно в седьмом классе, сделал для себя это открытие…

Известен и такой афоризм: мол, история учит только тому, что она никого и ничему не учит. Однако большинство людей всё-таки руководствуются примером окружающих и потенциально готовы склониться в одну или в другую сторону. Прогресс цивилизации бесспорен, хотя есть и те, кто и возражал против этого в прошлом, и возражает против этого в наши дни. Очевидно, этим людям неизвестна даже сказка Г.Х. Андерсона «Калоши счастья», не говоря уже об исторических фактах. Конструктивные споры идут относительно тенденций нравственного развития. Но и тут бесстрастный подход заставляет признать наличие прогресса – как на уровне отдельных людей, так и на уровне всего человечества. Повторю: крайности в человеческих проявлениях всегда были, есть и будут…

8 стр., 3779 слов

Развитие и саморазвитие личности студента

... деструктивных форм развития и уровней, прогрессивного и регрессивного развития и состояния личности. Развивающаяся личность находится в центре внимания отечественных исследователей. Развитие личности в отечественной ... положения, раскрывающие процессы развития человека как личности. Длительное время в понимании большинства отечественных исследователей развитие психики и развитие личности находились в ...

Специфично для социальных отношений учителя их практическое разнообразие по содержанию и по форме. Так, в англоязычной литературе с середины ХХ века была распространена схема, раскрывающая многогранность учительской позиции, её ролевой структуры. Для русскоязычных читателей эту схему сделал доступной Владимир Леви, практикующий психотерапевт, литератор, популяризатор знаний о человеке, об отношениях человека с миром и с самим собой.

В соответствии с этой схемой, учитель – это информатор, инструктор, тренер, дрессировщик. Он также оратор, проповедник, рассказчик, артист, клоун, даже шут. Учитель – это также советник, консультант, наставник, просветитель. Он и эксперт, лидер, организатор, руководитель. Он – ещё и опекун, воспитатель, нянька. Он – товарищ, друг, утешитель, психотерапевт, врач, любимый человек, кумир. Он – и наблюдатель, исследователь, учёный, а также контролёр и надсмотрщик. Он – оценщик, критик, судья… И т.д. Всего было перечислено 36 ролей (!), и схема эта открыта для дополнения. В общем, становится ясно, насколько многогранна позиция учителя в обществе с точки зрения различных людей, насколько детально и порой неожиданно она может быть конкретизирована.

Субъектные характеристики человека, в отличие от личностных, раскрывают на уровне сознания сущность человека для него самого – как источника преобразующей активности. Можно сказать, что происходит это как осознание сверхсознательного. Самые общие субъектные характеристики человека суть его направленность, его способности, его характер. И через их проявления в различных жизненных ситуациях конкретизируется своеобразие того, какие сложности и трудности человек преодолевает и как он(а) это делает.

При общем подходе к учителю как субъекту деятельности выделяется его направленность на учебную дисциплину, на других участников педагогической ситуации, на себя. И оказывается, что около 66% среди выпускников педвузов – «предметники», около 19% – «воспитатели», и около 15% имеют выраженными оба аспекта профессиональной направленности. У представителей категории «предметников» преобладает узкопредметная и/или узкометодическая ориентация. Выраженность обоих аспектов профессиональной направленности у 15% молодых учителей свидетельствует об их высокой профессиональной ориентированности. Теперь это называют одной из педагогических «компетенцией». По-моему, более корректно говорить о педагогической направленности как общем аспекте педагогической компетентности учителя. Причём «предметно-воспитательная» направленность статистически неслучайно сочетается ещё и с максимальной требовательностью к себе и с максимальным разнообразием форм педагогической деятельности!

На 2-3-й год работы у молодого учителя происходит переключение основного внимания на уроке с себя на ученика, на класс, на коллег. Происходит выход за рамки урока для урока. Начинается (к сожалению, не у всех!) практическая реализация общеизвестной формулы – «любить детей». Некоторые «выходят» на собственные исследования; таких среди молодых учителей – до 10-15%.

24 стр., 11558 слов

Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической ...

... педагогическая реабилитация, как форма социально-педагогической деятельности. 19. Отличие социально-педагогической реабилитации от психологической реабилитации   Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности ... взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в ...

В обиходе очень распространено противоречие: и студенты педвуза, и учителя «знают» о творческом характере педагогической деятельности и, в то же время, сомневаются в этом. Ибо постоянно сталкиваются с обязанностями, с тем, что в философском романе одного японского литератора ХХ века, Кобо Абэ, нашло себе выражение в метафоре песка. – Песка, который непрерывно и повсеместно наполняет наше жизненное пространство, нашу жизнь… И в теоретической педагогике даже различаются стереотипные, рутинные, и «творческие», оригинальные формы и способы деятельности. Хотя в жизни стереотипность и оригинальность, рутина и творчество друг без друга не существуют. Нет такого продукта, при получении которого не было бы рутины и исключалось бы творчество… Сейчас в повседневном обиходе для нас привычны компьютерная техника и технологии. Но и их внедрение в нашу жизнь не освободило нас от того, что в прошлом веке было метафорически обозначено как «песок». Любой настоящий труд оказывается трудным, предполагает преодоление, предполагает субъектность и соответствующие способности.

Разнообразные описания педагогических способностей фактически хорошо укладываются в общую схему, предложенную Н.В. Кузьминой. В частности, у мастеров педагогического труда выделяются: организаторские способности, конструктивные, коммуникативные, прогностические, аналитические… (Кузьмина Н.В., 1971;1985).

С точки зрения их развития, в генетическом плане, актуальна такая их последовательность: 1 – аналитические, 2 – коммуникативные, 3 – конструктивные, 4 – организационные, 5 – прогностические. Онтологически же, по существованию, актуальна их обратная последовательность: высшие прогностические способности включают в себя все предыдущие.

Аналитические способности – это способности обнаруживать, различать, опознавать отдельности в действительности. Коммуникативные – это способности устанавливать, поддерживать и развивать связи с действительностью, прежде всего – с социальной действительностью: с окружающими людьми. Конструктивные – это способности упорядочивать элементы, одно- и разнородные, в пределах различных множеств и между множествами, для решения актуальных задач. Организационные – это способности стимулировать, направлять и поддерживать деятельность других людей и собственную деятельность. Прогностические – способности экстраполировать на более или менее отдалённую перспективу тенденции происходящих изменений. При высокой выраженности нескольких или даже всех способностей говорят о педагогическом таланте, а в особых случаях – и о гениальности.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... выбора эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, преимущественно ... системе и их влияние на аффект последующей работы обусловлены многими факторами, в частности силой раздражителя, количественной мерой его воздействия, утомле­нием организма и временным интервалом, ...

Характер – это устойчивая форма проявления субъектности. Рассматривается как психический склад, как форма системы субъективных отношений, возникающих, формирующихся, раскрывающихся при преодолении препятствий. Хорошо описывается концепцией фрустрации и её моделью в форме теста рисуночной апперцепции Розенцвейга. Тест провоцирует проявление реакций на критические ситуации, чреватые конфликтом. В частности, выделяется направление реагирования на происходящее: вовне, на себя и нейтральное. И выделяется вид реагирования: «застревающее на препятствии» – в форме его оценки, «обвинительное» – в форме поиска причин фрустрации и «упорствующее» реагирование – в форме установки на разрешение ситуации.

Межсубъектная вариативность в проявлениях характера у учителей превышает межличностное и межличное разнообразие. Типичны для учителей проявления, отнесенные к профессиональной деформации: авторитарность, назидательность, уверенность в собственной непогрешимости. «Самый страшный порок – склонность к демагогии…» (Светлана Эрленовна Берестовицкая).

И главное для учителя в этом плане – «гибкость, терпимость, умение видеть человека и доверять ему» (Галина Вячеславовна Иванова).

2. Общие противоречия и кризисы развития

Жизнь взрослого человека представляет собой последовательность состояний относительной стабильности и состояний изменения. В стабильном состоянии различные компоненты жизни уравновешены. При этом 1-2 из них являются главными, интегрирующими все остальные. Периоды относительной стабильности длятся 6-8 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей развития, иногда периоды относительной стабильности длятся несколько дольше, иногда же они несколько короче.

Время значительных перемен у взрослого человека обычно оказывается более коротким: год, много – два. Психологический показатель перемен – это изменение взгляда человека на свою жизнь. Собственное отношение к жизни как будто бы без явных к этому причин перестаёт удовлетворять человека: «Что-то не так…» Прогрессивное развитие имеет место, только если человек, испытавший подобное затруднение, совершает специальную работу по осмыслению сложившейся жизненной ситуации.

Выделяются 4 этапа конструктивного переживания нормального жизненного кризиса. Сначала происходящее активно не замечается: «Всё хорошо…» Хотя на самом деле могут быть чувства разочарования, депрессии, несчастья, ожидание угрозы – вплоть до психосоматических расстройств.

На втором этапе человек уже не отказывается думать о своём состоянии, начинает его рассматривать. Самостоятельно приходят к этому 10-12% взрослых людей, в том числе – среди работников образования.

На третьем этапе делаются попытки установить связи своего состояния с различными обстоятельствами жизненной ситуации, как внешними, так и внутренними. С точки зрения психологии это – попытки осознанного осмысления жизненной ситуации, или целенаправленные мыслительные действия. Идёт поиск реальных причин недовольства собой.

На четвёртом этапе вырабатывается решение избрать определённый путь дальнейшей жизни. Для этого приходится что-то менять в своей жизни: от чего-то избавиться, что-то приобрести… Но что-то в себе следует и сохранить.

3 стр., 1025 слов

Роль самоотношения в удовлетворенности жизнью женщин зрелого возраста

... данной темы. Объектом исследования является удовлетворенность жизнью женщин в зрелом возрасте. Предмет исследования - взаимосвязь самоотношения и удовлетворенности жизнью у женщин в период зрелости. Цель исследования - ... также в том, что это наиболее значимый период в жизни человека. Этот период определяет и характеризует жизнь человека в целом. Период зрелости – это пора полного расцвета ...

Таким образом, при конструктивном переживании кризиса (в смысле: при прохождении его) существенная роль принадлежит самопознанию человека, в частности, осознанию им своих объективных отношений с действительностью и своих субъективных отношений к ней.

3. Периоды жизни мужчины (до зрелости)

В промежутке от 17-ти до 22-х лет происходит кризис юности. Чаще всего и с бóльшей выраженностью это время приходится на 20-22 года. Делаются первые шаги в реальном самоопределении и пожинаются плоды этих шагов. Причём происходит это на фоне общего снижения речевого интеллекта. А это – главный инструмент осознания происходящего.

В 18-19 лет уровень развития речевого интеллекта максимален. В 20-22 года речевой интеллект падает. И одновременно достигает своего максимума моторный интеллект. Это время, когда наиболее высока вероятность высоких спортивных достижений. (У женщин же это время, которое медики считают оптимальным возрастом для вынашивания первенца).

Примечательно, что в странах Западной цивилизации возрастом совершеннолетия признан 21 год. Получение соответствующих гражданских прав и обязанностей приурочено ко времени, когда юношество переживает субъективные трудности, в частности, в связи с уменьшением субъективной возможности принимать разумные самостоятельные решения.

Период с 22-х до 28-ми лет – время относительной жизненной стабильности, время поступательного воплощения в жизнь принятых планов: в профессии, в специальности, в работе; в дружеских и матримониальных отношениях: в браке, в семье; в предпочтениях повседневной жизни, в самом образе жизни.

На промежуток в 28 лет – 33 года приходится переоценка всех приобретений и достижений и… исправление сделанного («кризис 30-летних»).

Далее до 40 лет – время стабильности. Для него характерны основательность положения в обществе и продвижение в профессиональном плане – как рост мастерства и/или же как карьерный рост (см. «принцип Питера» в контексте «Законов Паркинсона»).

В психологическом плане растёт уверенность в себе, растёт ответственность, растёт авторитет.

В 40-45 лет происходит «кризис среднего возраста». Начинаются вопросы к себе: «Что я сделал в жизни? Каковы мои ценности? Что я могу дать другим? Что получаю от них?..» Существенно, что у представителей рабочих профессий максимум продуктивности и минимум брака приходится на возраст от 40 до 50 лет с апогеем на 45-ти… (А русский фольклор сохранил до наших дней выражение: «Нашей бабе – 45, баба – ягодка опять…»).

Некоторые проходят этот кризис, сделав основательную переоценку своей жизни. Развивающийся мужчина расстаётся с ценностями, которые уже не кажутся ему существенными, расстаётся со своими иллюзиями… Но есть мужчины, которые иллюзии сохраняют. Например, по-прежнему продолжают считать себя молодыми и сильными… (Из когда-то популярной песни: «Буду вечно молодым…»).

Фактически это становится прямой угрозой для их дальнейшей жизни.

15 стр., 7404 слов

Роль семьи и карьеры в жизни женщины

... может отталкивать мужчин и вызывать у женщины чувство неудовлетворенности собой. 1.1. Роль семьи в жизни женщины На протяжении веков образ женщины, её роль в жизни общества и семьи менялись. Однако, ... наши задачи входит: 1. Выяснить ценности современной женщины. 2. Выявить, что для женщины означает карьера. 3. Определить какое место в жизни женщины занимает карьера. 4. Выяснить, что для ...

Прежде всего, это становится субъективным фактором неадекватности поведения такого человека среди людей, или неадекватности его личностных проявлений. В наиболее тяжёлых случаях сохранение подобных иллюзий приводит к функциональным нарушениям, которые уже провоцируют несчастные случаи всякого рода. В наши дни среди них выделяются ДТП…

А на основе функциональных нарушений обостряется (можно сказать, «расцветает») всякая органическая патология. Сейчас это болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, зависимости различного рода. И если человек находится ещё и в экологически неблагоприятной обстановке (как, например, в Санкт-Петербурге), то «букет» его болезней дополняют и канцерогенные заболевания…

4. Особенности жизни женщины

Периоды жизни женщины выделяются, в общем, так же. Причём жизненный путь современных женщин может быть даже богаче различными обстоятельствами, чем у мужчин. В частности, за счёт бóльшей образованности и бóльшей вовлечённости женщин в культурную жизнь. Однако главную роль в выделении различных периодов жизни и в изменении их границ играет материнство. Всё происходящее в связи с беременностью и родами рассматривается как важнейший нормальный кризис в жизни женщины.

Первая беременность часто воспринимается как тяжкое бремя. Характерно подавленное, угнетённое состояние. Около половины беременных имеют различные нарушения психической деятельности; около 10% имеют существенные расстройства, требующие вмешательства специалистов. Общее состояние весьма противоречиво. Всё надо соотносить с перспективой рождения ребёнка. Женщина и хочет стать матерью, и боится этого. Мотивы желания иметь ребёнка весьма разнообразны. Для многих именно с ребёнка начинается настоящая семья. (Кстати, так считают и многие специалисты, демографы и социологи.) Кто-то хочет испытывать чувства, связанные с уходом за ребёнком. Некоторые надеются улучшить супружеские отношения. (Важно подчеркнуть, что такие надежды тщетны).

Некоторые, осознанно или не осознавая этого, хотят иметь ребёнка, чтобы приобрести статус взрослой, настоящей женщины.

Нежелание рожать так же связано с различными обстоятельствами. Это конкуренция материнства с учёбой или работой, ценность которых – в их связи с будущей или уже с настоящей социальной самостоятельностью женщины. Существенна роль опасения утратить личную свободу и независимость: говорят, что ребёнок «связывает по рукам и ногам». В современной России, по сравнению с недавним советским прошлым, весьма актуальны экономические трудности – трудности как повседневной жизни, так и вынашивания, рóдов и последующего ухода за ребёнком. Если женщина уже состоит в брачных отношениях, то ей приходится думать о совмещении ролей жены и матери; для многих это трудно. Весьма специфична для подрастающих поколений молодых женщин боязнь новой ответственности, которую вовсе не хочется брать на себя тем, кто не привык даже за себя отвечать, как перед другими, так и перед собой…

Двойственные чувства осознаются по-разному. Возможна односторонность – «застревание» либо на положительных, либо на отрицательных моментах грядущего материнства. Ни то, ни другое не конструктивно. В оптимальном случае женщина принимает свои двойственные чувства, пытается в них разобраться, проанализировать их, чтобы управлять ими. Тем самым закладывается основа для разрешения всех грядущих противоречий новой роли. Такая позиция возможна, прежде всего, у сильных духом женщин и у тех, кто имеет добрую и умную поддержку любящих близких людей.

7 стр., 3432 слов

Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых ...

... повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива» (Рубинштейн, 1999, с. 595). Другой известный отечественный психолог, Б.Г. Ананьев, ... личностным новообразованием дошкольного детства является возникающая на границе третьего-четвертого года жизни потребность ребенка в труде. В какой же деятельности может получить развитие ...

В оптимальном случае женщина идёт на компромисс, выбирая между семьёй и работой. Гораздо легче совмещать привычные и новые обязанности, если в кругу близких людей естественно обсуждаются повседневные дела и предстоящие перспективы. Во всех странах европейской цивилизации отмечено, что женщина, берущая на себя ответственность за рождение ребёнка, буквально «поворачивается лицом к обществу». У неё появляется активное отношение к общественной жизни. Возникает интерес к положению дел в детских учреждениях, в системе образования. Женщина интересуется проблемами окружающей среды, проблемами наркотизации, распространения СПИДа, войны и мира, будущего её народа и всего человечества… Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть репортажи о демонстрациях населения в различных странах по различным поводам. (Россия в число таких стран сейчас не входит).

После рождения ребёнка часто меняется отношение женщины к собственной матери. Появляется лучшее понимание, одобряются материнские суждения и действия, которые ранее воспринимались индифферентно или даже не одобрялись. Появляется независимость от матери и чувство равенства с ней. Как результат изменения субъективного отношения – легче принимается помощь с её стороны, нет бессмысленной ревности, легко предоставляется возможность общаться с ребёнком (её внуком, внучкой) и чувствовать себя бабушкой.

Когда женщина принимает свои двойственные чувства в связи с материнством, она лучше узнаёт себя. Она формирует у себя способность к саморегуляции и, в результате этого, не идёт на поводу у тех, кто может корыстно использовать затруднения молодой женщины. Она не чувствует себя неуверенной и не пытается кому-то слепо подражать.

В нормальных семьях различаются три категории матерей по их отношению к недавним переживаниям по поводу вынашивания и рождения ребёнка. Одни осознанно и терпеливо, с честью преодолели все противоречия, обретя драгоценный опыт саморазвития. Другие забывали о трудностях. Третьи игнорировали трудности и преувеличивали свои положительные чувства. Поскольку таких довольно много, важно иметь в виду следующее. Матери третьего типа обычно не хотят вернуться работать. Они не интересуются происходящим вне дома. Они подчёркнуто демонстрируют свою заботу о ребёнке и отстраняют отца ребёнка от ухода за ним. В результате ухудшаются супружеские отношения, и такие женщины связывают это с личными качествами своих мужей. У них нет равноправных отношений и с собственными матерями: сохранилась зависимость и, одновременно, подростковая отчуждённость. Такие женщины считают себя «идеальной матерью». Они отрицают свои реальные чувства («Всегда спокойная, терпеливая, ровная, не сердится…»).

Они декларируют, что забывают о себе («самоотверженная, бескорыстная…») и «стремятся в своём материнстве к совершенству»… При этом в уходе за ребёнком они весьма неуверенны в себе. Их дети беспокойны, тревожны, болезненны, отстают в интеллектуальном и двигательном развитии…

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих ... выше уровень когнитивного развития. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии ... адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В ...

Итак, в лекции раскрыты общие характеристики учителей, прежде всего, молодых, по выраженности у них профессионально важных личностных и субъектных качеств. Выделены общие основания для профессиональной деятельности – движущие силы развития человека от юности до средней взрослости с учётом его гендерного статуса. Далее речь пойдёт об особенных противоречиях у молодых учителей, о кризисе у учителей-мастеров, о профессиональном выгорании и об устойчивости к стрессу.

___________________________

Задания к «лк-5. Учитель и его работа (начало)»

Завершите следующие высказывания:

«1. Основные (а) соц. роли у большинства учителей как личностей суть …» (Какие? Перечислите их); «а (б) проф. функции у каждого учителя как педагога суть …» Какие? Перечислите их.

«2. Учитель становится профессионалом-субъектом …» Когда? При каких условиях?

«3. Основные противоречия (а) в общем развитии учителя как личности суть …» (Какие? Перечислите их); «а (б) в его общем развитии как субъекта деятельности суть …» Какие? Перечислите их.

«4. Одновременное повышение моторного интеллекта и спад речевого интеллекта у людей в 20-22 года объясняется …» Чем?

«5. Первые роды для женщины становятся главным фактором и для её текущего состояния, и для периодизации её последующей жизни, п. что …» Почему?

___________________________________