ЛЕКЦИЯ 2 -3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
План
- Показатели психического развития;
- Факторы развития;
- Основные закономерности психического развития;
- Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта;
- Принципы изучения психики ребенка.
Показатели психического развития
Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенными мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психического развития ребенка являются содержание, характер, способ и направленность его деятельности.
Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует выделить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показателями являются:
- Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.
- Формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе.
- Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности.
Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на разных ступенях ее развития.
Поскольку психика есть отражение действительности, ее развитие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные периоды своей жизни и как протекает самый процесс познания.
Развитие познавательной деятельности сказывается не только в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружающих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвижность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с первых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в разные моменты его жизни.
Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход к системным и осмысленным знаниям.
Развитие личности донаучн. период
... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...
«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распределен в ряды систем»,— писал И. М. Сеченов.
Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рассуждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а затем критически проверять их.
Значит, развитие познания обнаруживается не только в изменении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.
Формирование системы отношений
Отражая мир, человек так или иначе относится к познаваемым явлениям, событиям общественной жизни, к людям и к самому себе. Чем более зрелым становится человек, тем больше определяются его собственные взгляды, отношения, оценки. Отношения младенца к окружающему миру выражены в первичных чувствах удовольствия и неудовольствия. Они вызываются удовлетворением и неудовлетворением его простейших жизненных потребностей. Голод, боль, усталость вызывают отрицательные переживания. Они проявляются в чувстве неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение вызывают положительное отношение.
Развитие сферы эмоциональных отношений ребенка выражается в следующем:
- Постепенно безразличные, т. е. «эмоционально-нейтральные» вещи, например новое нарядное платье, цветные картинки, поступки людей и т. п., не имеющие жизненного значения для ребенка, начинают вызывать в нем какие-то чувства.
- Пятилетний ребенок испытывает не только чувства удовольствия — неудовольствия. Его отношения к бабушке и маме, к игрушке и к знакомой колыбель ной песне, к собственным успехам и к похвале любимого отца различны. Они приобретают множество оттенков и становятся порой сложными противоречивыми переживаниями.
- Отношение, выраженное в чувствах подрастающего человека, становится общественно обоснованным, а тем самым и более стойким. Чувства старшего ребенка — школьника — усилены приобретенной им системой знаний и практическим опытом, в то время как чувства маленьких детей еще в значительной мере имеют подражательный характер. Система стойких мировоззренческих чувств опирается на осмысленные и обоснованные знания. Они становятся подлинными убеждениями развитого человека.
Овладение системой практических и умственных действий
Сознание человека выражено в его деятельности. К- Маркс говорил, что «человек не только отражает мир, но и творит его».
Развитие ребенка выступает в изменении его действий, всего его поведения, всех видов его деятельности. Изменяется и самый процесс деятельности, ее содержание, уровень, структура, направленность. Так, игра трехлетнего ребенка более примитивна, проста, однообразна, чем игра шести-, семилетних детей. Учебная деятельность студента отличается от учебной работы первоклассника не только по содержанию усваиваемого материала. Все большую роль начинает играть собственно умственная деятельность. Изменяется и отношение ребенка к своим успехам и неудачам, к товарищам и окружающим взрослым.
РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...
... занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, в ... многокомпонентная звуковая структура, организующее начало развитого чувства музыкального ритма, которое, по мнению многих исследователей, присуще большинству людей и является одной из основных музыкальных ...
Развитие личности не совершается ритмично и равномерно: в одни периоды жизни наиболее заметные сдвиги совершаются в познавательной деятельности ребенка; другие периоды характеризуются интенсивной перестройкой взглядов и формированием убеждений (у подростка, юноши).
Но несомненно, что ребенок в каждый момент своей жизни есть единая и целостная личность во всех сложных и часто противоречивых ее проявлениях.
Целостность и своеобразие каждой личности с наибольшей полнотой выступает в повседневной жизни человека, в его поведении, в его поступках, т. е. в таких действиях человека, в которых выражено его отношение к окружающему.
По изменению поступков ребенка можно судить о его развитии. Изменяется сам поступок, приобретая все более отчетливо выраженное общественное значение. У младших детей цели и мотивы выражают их субъективные, случайные и эгоистические желания; у старших они определяются общественными понятиями и мотивами. Отдельные, случайные поступки превращаются в систему поступков, т. е. в образ действия подрастающего человека.
Более постоянной, органичной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения. У маленьких детей нет связи между целью и способом действия или между целью и мотивом. Эта связь формируется в процессе развития. Непроизвольное, импульсивное, непоследовательное поведение, проявляющееся в необдуманных действиях с неожиданными для самого ребенка последствиями, становится осознанным действием, т. е. продумывается во всех звеньях. Трехлетний ребенок обычно знает только то, что он хочет (и то не всегда).
По мере развития ребенка его поступки становятся все более сознательными. Подросток не только знает, чего он хотел и чего достиг, но и оценивает свои действия с точки зрения общественных требований, общественных норм морали.
Про нравственно развитого, сознательного человека говорят, что он действует «по совести» или руководствуется «голосом совести». Идеалисты видели в понятии «совесть» проявление божественного духа. Но с материалистической точки зрения совесть — отражение человеком всей совокупности моральных требований и оценок, принятых в обществе, которые стали и для него мерилом и критерием оценки его собственного и чужого поведения. Такое «чувство совести» проявляется в принципиальности, в том высшем уровне поведения человека, который определяет образ его действий, стиль его отношений к труду, к людям, к себе.
Таким образом, в сложившемся образе действий зрелый, воспитанный человек выступает в единстве всех его сторон: как мыслитель, гражданин и деятель. Эти основные грани личности обычно не оформляются у ребенка фронтально и равномерно. Однако степень их взаимосвязи и достигнутый успех в формировании каждой стороны личности свидетельствуют о том уровне развития, которого достиг ребенок в конкретный момент его жизни.
Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего ...
... -психического развития детей третьего года жизни В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность. Возраст Активная речь Сенсорное развитие ...
Несмотря на то что среди советских психологов еще существуют разные точки зрения на некоторые вопросы психического развития ребенка, а вопрос о показателях развития является предметом острых споров, все передовые психологи и педагоги видят в процессе развития ребенка сложнейшее явление общественной жизни. Оно обусловлено действием определенных факторов и условий.
Факторы развития
Факторами называются те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано со взглядами того или другого ученого на генезис психики.
Наиболее остро обычно обсуждается влияние биологического и социального факторов на развитие. При этом в метафизических концепциях эти факторы ошибочно противопоставляются друг другу.
Чтобы понять причины развития и определить значение каждого фактора в едином жизненном процессе, необходимо рассматривать процесс развития диалектически. Для этого следует раскрыть прежде всего понятие наследственности и среды.
Наследственность
Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребенка. Многие психологи прошлого (Ст. Холл, Э. Клапаред, Дж. Селли, Г. Кершенштейнер) и настоящего времени (Ш. Бю-лер, Дж. Мейли, Л. Блэтц) понимают наследственность как передачу предками потомкам способностей, черт характера и интересов в готовом виде. Ребенок наследует их так же, как строение тела, черты лица или форму руки.
Используя биографии некоторых великих людей (художников, музыкантов, ученых), защитники решающей роли биологического фактора в психическом развитии ребенка утверждают, что талантливость некоторых семей, например, семьи Баха, Моцарта, Паганини, подтверждает передачу способностей старшими поколениями младшим, т. е. подтверждает влияние наследственности на развитие ребенка.
Подобные утверждения нередко подкрепляются и некоторыми статистическими данными. Совершенно очевидно, что такие доводы не имеют какой бы то ни было научной достоверности и ценности: нетрудно подобрать сотни примеров, чтобы убедиться в том, что множество высокоодаренных и даже гениальных людей не передали своему потомству даже ничтожной доли своего таланта.
Доказывая наследственную обусловленность психического развития ребенка, представители крайних реакционных направлений в педагогической и психологической науке утверждают,
Основные закономерности психического развития
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронностъ. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.
Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.
Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.
Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.
Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).
Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.
Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский).
Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.
В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев).
В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».
Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».
В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики.
В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом в этапе подготавливаются условия для освоения peбeнком определенных видов деятельности, складываются особые отношения со взрослыми и сверстниками. В частное взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.
Деятельность и психические процессы
... и оно бы безвозвратно утрачивалось. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие ... значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих ...
В-пятых, психика отличается пластичностью. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности – компенсации психических или физических функций отсутствия или недоразвития, например при недоразвитии, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в специфически человеческих видах деятельности.
Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит усложнение психики ребенка. У животных существуют механизмы развития двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.
Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок.
Главную, определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.
Тема 9. Психическое развитие взрослого человека
... развития личности РАО http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html Кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ http://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ... взрослых с последующим обсуждением). Материалы для текущ
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает).
Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.
Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть).
Результатом освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).
В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов — мотивацион-но-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и опе-рационно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»).
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... лечь, сесть, поднять руку и прочее. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш ... гигиенические навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и ...
Носителем обоих компонентов выступает взрослый. В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин).
Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых.
Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).
Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.
Обучение — это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.Запорожец).
Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.
Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентации, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.
1 — Стр 2
В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Рубинштейн).
Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».
Принципы изучения психики ребенка
Любая наука начинается со сбора фактов. Поэтому она должна прежде всего ответить па вопрос: как собирать необходимые факты. С помощью каких методов фиксируют, регистрируют, выявляют психологические факты, накапливают их, чтобы затем подвергнуть теоретическому анализу.
Рассматривая природу психологического факта, С.Л.Рубинштейн, А.А. Люблинская, А.В.Петровский подчеркивали, что он имеет существенную специфическую особенность: составляя внутреннюю сущность человеческих проявлений, такой факт доступен изучению лишь опосредованно. Например, ребенок испытывает радость от того, что нарисовал рисунок. Внешне это выражается в мимике, пантомимике, речевых высказываниях. Но само психическое явление, в данном случае переживание радости, остается скрытым. Чтобы изучить это переживание, и используют специальные методы. Основными факторами, которые использует исследователь, являются действия ребенка и его речь, так как в них прежде всего объективируются психические процессы и состояния. В качестве дополнительных психологических фактов рассматриваются выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи, в которых выражается общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что делает малыш или о чем он говорит. От объективно собранных психологических фактов зависит ход дальнейшего исследования. А сбор фактов в свою очередь зависит от того, насколько исследователь владеет методами изучения детской психики.
Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.
Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок -не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.
Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.
Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.
Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.
Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.