Клиническая психология (лекции)
Преподаватель: Ольга Евгеньевна.
Предмет и задачи клинической ψ
Клиническая ψ – наука изучающая психологические особенности людей страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциация психологических феноменов, психопатологических симптомов и синдромов, психология взаимоотношений пациента и мед работника, психопрофилактика и психокоррекция, психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихологических взаимовлияний.
Разделы клин. Ψ (Менделевич).
ψ больного
ψ лечебного взаимодействия
норма и патология психич. Д
ψ индивидуальных различий
патопсихология
возрастная клин. Ψ
семейная клин. Ψ
ψ девиантного поведения
ψ консультирование, психокоррекция и психотерапия
неврозология
психосоматическая медицина.
Предмет клин. Ψ – это механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний.
Задачи:
1.участие в решении задач дифдиагностики
2.анализ структуры и установление степени психического нарушения
3.диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения
4.оценка динамики нейропсихических нарушений и учение эффективной терапии
5.характеристика личности и системы ее отношений
6.участие в реабилитации и др. терапиях.
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме 5
... способности прогнозирования возможных последствий своих действий. ■; 595 Клиническое руководство по черепно-мозговой травме В целом существенными для ... возможны два основных варианта, при которых необходим клинический анализ травматической болезни. Во-первых, ЧМТ могла ... и принятии конструктивного решения, а также снижают их способность к сопротивлению. Выраженность подобных реакций во многом ...
Нейропсихология.
Нейропсихология – наука о мозговых механизмах психики.
Мозговой механизм психики – это морфофизиологические процессы лежащие в основе психич. Д.
Предмет – механизм мозговой Д.
Задачи:
1.нейропсихологическая диагностика:
-топологическая (топическая), она нужна для установления размера и локализации очага поражения. Пациенты: травма, инсульт…
-диагностика направленная на оценку эффективности лечения.
-экспертная диагностика. Для диагностики: симуляция, диссимуляция, ипохондрия.
2.нейропсихол. реабилитация (в осн. Зан. Цветкова)
3.оценка эффективности реабилитационных мероприятий.
Разделы нейропсихологии:
1.экспериментальная нейропсихология. Изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.
Может быть:
Клиническое и аппаратурное. Изначально занимался Лурия.
2.реабилитационная нейропсихология.
Заним. восстановлением ВПФ нарушенных в результате локального поражения головного мозга. Начало положил Лурия.
3.нейропсихология детского возраста.
Изучает специфику нарушений психических функций у детей.
4.нейропсихология старческого возраста.
5.нейропсихология индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология).
Занимается изучением мозговых процессов у здоровых людей, как правило правшество – левшество.
6.нейропсихология пограничных расстройств.
Заболевания мозга связаны с радиацией, излучением.
7.клиническая нейропсихология.
Изучает факты, механизмы и закономерности развития и распада психич. Д при локальных поражениях головного мозга.
Теория системной динамической локализации ВПФ.
(Лурия Александр Романович).
11.Три функциональных блока мозга. Взаимодействие трёх блоков мозга
... ? , ? управления, ? научного творчества, педагогическая ? , ? одарённости, медицинская психология: нейропсихология, психофармакология, клиническая ? , психогигиена и психопрофилактика; ? аномального развития, радиоэкологическая ? , ? деятельности ... клинический материал для изучения патологического функционирования познавательного процесса, как изменяется личность человека при различного типа ...
ВПФ обладают 3 осн. характеристиками:
Они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов опосредованы по своему психологическому строению
Опосредованы чаще всего с помощью речи и произвольны по способу осуществления.
Нейропсихологические методы можно использовать ≈ с 4 лет, т.к. произвол. форм-я в 3 года.
3 принципа:
1.системности (функц. система Анохина).
Психофизиологические психоч. функции опираются на работу многоуровневых функциональных систем, имеющие афферентные и эфферентные пути.
2.динамичности. Можно найти сохранные звенья для замены поврежденных функций.
3.опора на сохранное звено. Когда функция приходит на смену утраченной.
! Рассказать ВПФ.
Общая структурно-функциональная модель мозга (№16).
Это три блока мозга:
I
Функционально мозг можно разделить на 3 основные блока.
I блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок).
Это срединные структуры головного мозга, лимбическая система, ретикулярная формация, стволовые структуры мозга.
Значение:
-регуляция процессов активизации, обеспечение общего активац. фона на котором осуществляются все психич. функции.
-поддержание общего тонуса ЦНС.
II
II блок приема переработки и хранения экстероцептивной информации (из внешнего мира инф.).
Локализуется в корковых отделах головного мозга, преимущественно в затылочных отделах: теменная область, висок, затылок и зона ТПО (temporalis parietatus occititaiss).
Обладает высокой модальной специфичностью.
Затылок – зрение
Висок – слух, речь
Теменная область – кинестеника (чувствительность).
III блок програмированние регуляции и контроля за протеканием психической Д
Префронтальный отдел Моторные Премоторные
Локализуется в корковых отделах и занимает лобные доли. Этот блок формируется позже всех. Отвечает за программирование, регуляцию и контроль ≈ формируется к 14-15 годам.
Лоб, как правило, мышление.
Психические процессы не локализованы в узких ограниченных участках мозга. Они осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов.
Лобная психич. Д обязательно осуществляется с участием всех 3-х блоков мозга.
!Структура психической Д.
1.Фаза мотивов, намерений, замыслов. Преимущественно принимает участие I блок.
2.формирование программы Д, образа, результата. Преимущественно принимает участие III блок.
3.операционная стадия, фаза реализации программы. Преимущественно принимает участие II блок.
4.фаза контроля. Сличение полученных результатов с исходным образом результата. Преимущественно принимает участие III блок.
Поражение одного из 3-х блоков или даже отдела мозга отразится на любой психич. Д.
Синдромный анализ нейропсихол. (№9, похож.19, 26).
Нейропсихолог фактор – это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципам физиолог. Д, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
Участок головного мозга, работа которого обеспечивает психиф. Функцию, является частью функциональной системы. Способ его функционирования является фактором осуществления данной психической функции. При выпадении фактора в результате локального поражения головного мозга, данная психическая функция нарушается, появляется нейропсихологический симптом.
Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции возникло в следствии локального поражения головного мозга.
Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсих. симптомом обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора.
Классификация синдромов по топическому признаку (принципу).
1.Корковые (Конвекситальные);
2.Подкорковые (Глубинные);
3.Полушарные;
4.Факторы межполушарного взаимодействия;
5.Общемозгвые.
Основные топические синдромы (№10)
Левополышарные |
Правополушарные |
Затылочные конвекситальные синдромы (корковые синдромы) |
1.Буквенная и цифровая агнозия (нарушение узнавания букв) |
1.Нарушение непосредственного зрительного восприятия (не может назвать предмет на который показали или она же предметная агнозия) |
2.Нарушение чтения |
2.Лицевая агнозия (не различает лица окружающих людей – они все одинаковы для них) |
3.Нарушение наменутивной функции речи (будет неправильно называть предметы) |
3.Симультанная агнозия (целостность восприятия нарушена, неулавливает смысл кртинки, читает с середины текста). |
4.Акалькулия (тредности действий с числами) |
|
5.Нарушение наглядно-образного мышления |
|
Височные конвекситальные синдромы |
1.сенсорная афазия (не различает звуков) |
1.сенсорная амузия (нарушение музыкального слуха, не различает бытовые звуки) |
2.акустико-мнестическая афазия (недостаточность слухоречевой памяти) |
2.игнорирование стимуляции поданное на левое ухо (слух сохранный) |
3.растройство экспрессивной речи (первично: человек не будет говорить сам, вторично: расстройство письма) |
|
4.аритмия (нарушение ритмичн. слуха) |
|
Теменные конвекситальные синдромы |
1.двусторонняя кинестетическая апраксия (человек не может выполнить тонкие дифференц. движения, т.к. он их не чувствует) |
1.соматоагнозия (человек не ориентируется в своем теле: не может показать правую руку). |
2.афферентная моторная афазия (нарушение речи – афазия), первично: человек не чувствует как нужно сложить губы, зубы, язык, плюнуть не может; вторично: нарушение письма. |
2.нарушение схемы тела (может считать что у него 3 руки) |
3.астериогназ (невозможность тактильно опознать предмет с закрытыми глазами) |
3.нарушение тактильной памяти и внимания (не может показать куда) |
4.тактильная алексия (алексия – нарушение чтения), (человеку на руке пишут буквы и он не может ее опознать) |
4.кинестетическая апраксия на левую руку |
5.агнозия текстуры объекта (человек не может опознать из какого материала: мягкое, жесткое, холодное, горячее). |
5.пальцевая агнозия с закрытыми глазами (спросить за какой палец подергали – он не сможет ответить) |
Моторные и премоторные области (лобный отдел) |
1.нарушение плавного переключения с одного двигательного звена на другое (двигательные персеверации) кулак, ребро, ладонь, он не может плавно переключать это движение и будет застревать на движениях |
1.кинетическая апраксия на левую руку (без нарушения речи и интеллекта) |
2.эфференктная кинетическая моторная афазия (человек не может развернуто говорить) |
|
3.двуречная кинетическая апраксия (человек не может выполнять движения – дотроньтесь до левой мочки правой рукой) |
|
Префронтальные конвекситальные синдромы (III блак) |
1.регуляторная апраксия (человек не может выполнять действия, т.к. у него нет программы действия) |
1.фрагментальность интеллектуальной Д |
2.динамическая афазия (нарушение речи, т.к. нет программы речевого высказывания, все понимают) |
2.распад целостной программы |
3.ипохондрия, дипрессия, вялость |
3.эйфория |
|
4.агнозос |
ТРО синдромы |
1.семантические и амнестические афазии (нарушения речи) |
1.фрагментарность зрительного восприятия с левосторонним игнорированием |
2.нарушение восприятия квазипространственных речевых конструкций (не понимает предлоги, суффиксы. Пример: под деревом трава – над деревом трава) |
2.нарушение зрительного узнавания предметов (утрачивает чувство знакомасти) |
3.апрактоагнозия (нарушение пространственной организации движения: будет застилать кровать не вдоль, а поперек, могут неправильно одеваться) |
3.нарушение восприятия лица |
4.оптикопространственная аграфия (нарушение письма: зеркально, буквы будут прыгать по строчкам) |
4.нарушение ориентации во внешнем пространстве. |
Синдромы поражения срединных комиссур головного мозга.
Комиссур: мозолистое тело, передние и задние спайки.
Мозолистое тело соединяет большие полушария.
«Синдром расщепленного мозга» (поражение мозолистого тела).
Симптомы:
1.нарушение координации, если в движении участвуют обе конечности
2.аномия информации поступающую на левую половину тела (касается и зрения и слуха)
3.симптом «дископии, дизграфии». Правая рука теряет возможность рисовать, левая – писать.
Симптомы – эти не стойки, очень быстро проходят.
До 15 лет эти симптомы не наблюдаются вообще.
«Общемозговые синдромы»
Принарушении кровообращения (сосуд. N) травмы, опухоли, даже при локальных поражениях будут наблюдаться – очень быстро исчезают.
Колебания в осуществлении психических функций (то хорошие то плохие результаты).
Нарушение временных и регуляторных аспектов Д.
Полушарные синдромы.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Отличия по способу |
Абстрактные процессы (вербально -логические) |
Конкретные (наглядно-образное) |
Произвольные процессы |
Непроизвольные процессы |
По способу организации ВПФ |
Сукцессивный способ организации ВПФ (последняя разверн. во времени орган Д) |
Симультатный способ организации ВПФ (принцип Гештальта) |
Анализ |
Синтез |
Опосредованные психические процессы |
Непосредственные психические процессы |
Отвечает за «+» эмоции. Левое формируется позже |
Отвечает за «-» эмоции. Правое полушарие формируется раньше. |
Межполушарная асимметрия (МПА).
Межполушарное взаимодействие (МПВ)
Левое и правое полушарие анатомически, физиологически и клинически не равнозначны.
-у правшей, афазии возникают при поражении левого полушария.
-у левшей афазии могут возникать при поражении и правого и левого полушария.
-у детей до 6 лет преобладают левосторонние признаки.
-по афазиям показывают такую же картину как и взрослые левши.
МПА – различная по характеру и равная по значимости участие правого и левого полушария в осуществлении психических функций.
МПА имеет парциальный характер. В различных системах характер асимметрии может быть не одинаков.
Выделяют:
-моторная асимметрия (рука, нога)
-сенсорная асимметрия (ухо, глаз)
-тактильная асимметрия
-обонятельная асимметрия.
Психическая асимметрия:
Профиль латеральной организации:
Нормы |
Ведущее левое полушарие для правшей |
Ведущее правое полушарие для левшей |
Высокая обучаемость |
Низкая переключаемость и скорость реакции |
Быстрая реакция на изменения окружающей среды |
Ведомость, полезависимость |
Хорошая слухоречевая память |
Высокая помехоустойчивость |
Развитое вербально — логическое мышление |
Толерантность к фрустрации |
Трудности в пространственной сфере |
Хорошее развитие зрительно-пространственных функций, образного мышления, художественных способностей |
Неспособность к охвату целостной ситуации |
Худшие результаты по вербальным заданиям |
Двигательные функции |
Высокая произвольность динамичность, скорость |
Высокая сила и выносливость |
Плохая ориентация в конфликтной ситуации |
Успешность в единоборствах |
|
Меньшая успешность в командных видах спорта и в спринте |
Эмоции |
Позитивный фон настроения |
Понижен эмоциональный фон |
Переоценка положительности своего состояния |
Приступы гнева, страха, агрессии, апатия, депрессии, угнетенность. |
Игнорирование трудностей, беспечность. |
|
Нейропсихологическая реабилитация.
Нейропсихологическая реабилитация – это комплекс медико-психолого-педагогического воздействия на дефект, учитывая ее механизм и предусматривающий апелляцию к личности больного, направленной на восстановление ВПФ.
Пути восстановления ВПФ:
1.востановление в процессе расторможения. Можно идти, если преобладает процесс торможения.
2.коренная перестройка нарушенных функций. Восстановительное обучение. Применяется когда разрушена органика головного мозга.
3.перемщение нарушенных функций в сохранные отделы больших полушарий. Это можно делать когда функции эти вып. в прав и левом полушарии.
4.лекарственное восстановление.
5.спонтанное восстановление.
6.востановление заторможенных функций путем изменения установки личности.
Конечная цель нейропсихологической реабилитации – это восстановление личного и социального статуса пациента. Возвращение в нормальную социальную среду, а не в упращенную.
Патопсихология.
Патопсихология – это раздел клинической ψ изучающий закономерности распада психич. Д и свойств личности при болезни.
Предмет патопсихология – механизмы и закономерности развития, функционирования и распада психической Д при паталогии.
Задачи:
1.получение дополнительных данных о психическом состоянии пациента
2.проведение экспериментального ψ исследования для экспертизы (важно соотнести нарушенные функции и сохранные)
3.исследование измененной психической Д под влиянием психотерапии
4.участие в реабилитации и разработке рекомендаций
5.участие в системе психотерапии.
Клинико- ψ анализ нарушений восприятия.
Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Сущность нарушений восприятия в патопсихологии и нейропсихологии.
В нейропсихологии – нарушения восприятия называют агнозии (Фрейд ввел понятие).
Зрительные агнозии:
-предметные агнозии (не может назвать предмет в целом)
-оптико-пространственная агнозия (графический диктант)
-буквенная агнозия (копирует буквы, правильно назвать их не может)
-цветовая агнозия (цвета различает, но не может соотнести цвет с предметом: какого цвета апельсин)
Симультанная агнозия (одновременно не может воспринимать два объекта)
-лицевая (не различает лица).
Слуховые агнозии:
-аритмия
-амузия.
Тактильные предметные агнозии:
-астериогноз
-агнозия текстуры объекта
-пальцевая агнозия
-тактильная алексия (писать на руке числа, буквы)
-саматоагнозия (нарушение схемы тела).
В патопсихологии:
-псевдоагнозии, при деменции (перевернутая чашка с блюдцем – это гриб)
-обманы чувств – это иллюзии и галлюцинации (особенно характерно для шизофреников)
-нарушение мотивационного компонента восприятия (характерно для шизофреников, для любого синдрома).
Нарушения памяти.
Нейропсихологические нарушения:
1.модально — не специфические нарушения (наруш. память на любые стимулы, при поражении I блока).
2.модально – специфические нарушения (наруш. память определенной модальности, при поражении II блока).
Затылок – зрительная
Висок – слуховая.
Патопсихологические нарушения:
1.нарушение непосредственной памяти.
Бывает при:
-Корсаковском синдроме (на текущие моменты при сохранении памяти на события прошлого).
-Прогрессирующая амнезия (когда память нарушена не только на сегодняшний момент, но и на старые).
Характерна для психических нарушений позднего возраста.
2.нарушение динамики мыслительной Д
3.нарушение опосредованной памяти (Пиктограмма)
4.нарушение мотивационного компонента памяти. Характерна для шизофрении (человек запоминает то что ему нужно).
Шизофреник никогда не интересуется результатом своей Д.
Нарушения внимания.
В нейропсихологии:
1.модально специфические (II блок)
2. модально не специфические (I блок)
В патопсихологии:
1.снижение устойчивости внимания (в результате снижения концентрации и колебания внимания)
2.уменьшение объема внимания (количественное сужение).
Очень заметно у олигофренов (смотрит, но не видит).
3.нарушение переключаемости внимания. Нарушение лабильного перехода от одного стереотипа Д к другому.
У шизофреников – лабильность очень высокая.
Олигофрены и эпилептики — плохо переключают внимание.
Нарушение произвольных движений и действий.
Апраксии: это нейропсихологическое нарушение:
1.кинестетическая апраксия – когда страдает чувствительная основа движений (не сможет показать действие без предмета)
2.оптико-пространственная апраксия (вверх, вниз, не может застелить кровать)
3.кинетическая апраксия – нарушена последовательность движений и появляются повторы (хорошо видно в графической пробе)
4.регуляторная апраксия – когда нарушена программа действия, появляются шаблоны, повторы (эхопроксия).
Нарушения речи.
Афазии – нарушение уже сформировавшейся речи.
Афазии |
Возникающие при поражении афферентных звеньев |
Эфферентных звеньев |
1.сенсорные афазии (не различает звуки по произношению; второе направление письмо) |
1.моторная эфферентная афазия (понимает речь, но сам говорить не может) |
2.акустикомнестическая афазия (нарушение слуховой памяти и не способность запоминать небольшой материал, потом они лучше воспроизводят чем сразу, не сохраняют порядок слов) |
2.динамическая афазия (речь очень бедная, сами почти не высказываются, отвечают односложно). |
3.оптико-пространственная афазия (не может назвать предмет, но может описать) |
|
4.афферентная моторная афазия (человек не чувствует как надо складывать речевой аппарат, чтобы сказать) |
|
5.семантическая афазия (страдает понимание падежей, существительных). |
|
Нарушения мышления.
(психопатология почитать Зайгарник).
В нейропсихологии:
Классификация по очагу поражения
1.при поражении левой височной области.
Нарушение способности выполнять последовательныен вербальные операции.
2.припоражении теменно-затылочных отделов.
Возникают трудности пространственного анализа и синтеза. Нарушается наглядно-образное мышление.
3.припоражении премоторных отделов (лобный).
Нарушается динамика мыслительного процесса.
4.при поражении лобных префронтальных отделов.
Расторможенность, нарушение программ и контроля.
В патопсихологии:
Как правило при психических заболеваниях.
1.нарушение операционной стороны мышления
-снижение уровня обобщения (4-й лишний)
-искажение обобщений, чаще встречается при шизофрении.
2.нарушение динамики мыслительной Д
-лабильность мышления (то правильно, то неправильно; адекватные и неадекватные), может быть при: мании, МДП (маниакально депрессивный психоз).
-инертность. МДП только в стадии психоза.
3.нарушение мотивационного компонента мышления
-разноплановость мышления
-резонерство, бесплодное мудрствование или непродуктивная многоречивость. Характерна для шизофреников.
4.нарушение критичности мышления
-безразличие к собственным ошибкам
-бездушное манипулирование предметами.
Типы дезонтогинеза (! №41).
Классификация (В.В. Лебединский):
1.психическое недоразвитие
-олигофрения (врожденное слабоумие)
2.задержанное психическое развитие (ЗПР)
3.искаженное психическое развитие
-ранняя детская шизофрения
-аутизм
4.дисгармоническое психическое развитие
-психопатии (Лечко, Карвасарский, МКБ)
5.поврежденное психическое развитие
-органическая деменция
-приобретенное слабоумие
6.дефицитарное психическое развитие
-дети с нарушением зрения, слуха, ОДА, речи.
Понятие психологической травмы (№27).
Ψ травма – всегда субъективно значимое психическое переживание личности.
Сопровождается чрезмерным напряжением механизмов психическое саморегуляции и развитие аффективно-шоковых и ступорозных состояний.
После Ψ травмы угнетаются все в лечении человека: пищевые, половые, ослабление инстинкта самосохранения.
Ψ травма лежит в основе невроза.
Противостоят невротизации личности копинг механизмы — Ψ механизмы вынужденного терпения человека.
Ψ травмы часто приводят к развитию ПТСР (пост травматическое стрессовое расстройство).
Критерии диагностики Ψ травмы:
1.субъективные расстройства (снижен аппетит, то, что сам человек говорит)
2.объективный уровень (то что можно увидеть при обследовании, высокий пульс, сухость во рту)
3.клинический уровень (когда появляются медицинские расстройства: невроз, психосоматические расстройства).
Понятие внутреннего конфликта (№28).
Внутренний конфликт – это противоречие между различными фрагментами личности субъекта)
Когда эти противоречия расцениваются как неразрешимые – образуется конфликт.
Типы внутренних конфликтов:
1.между двумя и более фрагментами сознания
2.между двумя и более фрагментами сознания и бессознательной сферы
3.между двумя и более фрагментами бессознательного (более характерно для невроза).
Специфические реакции человека на заболевания (№15).
Типы реакций на болезнь:
1.стеническая реакция, наблюдается активная жизненная позиция к лечению и обследованию
2.астеническая реакция. Склонность к пессимизму, мнительности, но если не вылечивается заболевание или легче приспосабливается
3.рацианальная реакция.
ЛОБИ — ленинградский опросник Бехтерева, Личко и Иванова 12 типов отношения к болезни:
1.Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременить других.
2.Эргопатический – уход от болезни в работу, желание сохранить во чтобы это не стало.
3.Анозогранический – отрицание болезни.
4.Тревожный – беспокойство, мнительность, вера в приметы, ритуалы.
5.Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях их преувеличение, боязнь побочного действия.
6.Невростенический – поведение по типу «Раздражительной слабости». Сначала злость, раздражение, а потом слезы.
7.Меланхолический – неверие в выздоровление, депрессивный настрой.
8.Апатический – безразличие к своей судьбе, пассивное отношение к лечению.
9.Сенситивный – чувствительный к межличностным отношениям. Будет бояться что его избегают из-за его болезни.
10.Эгоцентрический – уход в болезнь. На показ выставляет страдания, требует отношения к себе.
11.Паранояльный – уверен что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а побочные действия результат халатности мед персонала.
12.Дисфорический – мрачное настроение, ненависть и зависть к здоровым.
Симуляция – намеренное представление фальсифицированных или резко преувеличенных соматических либо психопатологических симптомов, связанное с внешними побудительными мотивами
Притворство – лицемерное, лживое поведение, преследующее цель ввести в обман, в заблуждение
Диссимуляция – скрывание болезни и ее признаков.
Аггравация – преувеличение признаков заболевания, субъект. жалоб.