КУРС МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

КУРС МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

ТЕМА 1. Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии ( 2 часа)

План:

  1. Дефектология как отрасль педагогической науки.
  2. Основные задачи дефектологии

1 вопрос.

Дефектология (от лат. Defectus – недостаток и греч. logos- слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.

Предметом исследования дефектологии как научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей:

Сурдопедагогика- изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

Тифлопедагогика- вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

Олигофренопедагогика- вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;

Логопедия- вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.

В дефектологии продолжается процесс дифференциации, выделяют направления научных исследований (ЗПР, РДА, ОДА, со сложными дефектами)

Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических категорий:

Воспитание аномальных детей –одно из основных понятий дефектологии. Цели и задачи воспитания аномального ребёнка определяются общими принципами педагогики- подготовка к активной общественно полезной жизни. Воспитательная работа с аномальным ребёнком проводиться с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения.

Обучение и развитие аномальных детей- это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей).

Социальная реабилитация- (восстановление)в медико- педагогическом значении – включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания, и профессиональной подготовки.

8 стр., 3580 слов

1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики ...

... как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Основные педагогические понятия ~- воспитание, обучение, обра­зование, развитие человека, формирование и ... функционировать с 1918 г. Основным направлением специального обучения становится забота о воспитании и обучении аномальных детей с тем, чтобы они могли полноценно жить ...

Социальная адаптация- (приспособляю) –приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

Семейное воспитание- активный фактор реабилитации. Совместные усилия семьи и школы обеспечивает приобщение аномального ребёнка к активной общественно полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.

2 вопрос. Задачи дефектологии

  1. Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей;
  2. Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей;
  3. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального детства.
  4. Повышение эффективности процесса социализации аномального индивидуума на разных этапах развития.

Дефектология связана с рядом смежных наук- психолого-педагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой. Основная задача научных исследований в дефектологии –это разработка эффективных способов предупреждения и преодоления аномалий развития у детей.

В научно-педагогических исследованиях дефектология использует педагогические и психологические методы. Это:

Наблюдение;

Обследование;

Беседа;

Эксперимент,

Анализ результатов деятельности

Социологические и психологические методы

Анкетирование

Математические методы

ТЕМА 2. Статистика дефектологии (2 ч.)

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Тем не менее, абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями. Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему. Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна. В разных возрастных категориях разный (больше—меньше) процент тех или иных нарушений развития (это изменения, обусловленные возрастом, т. е. физиологическими закономерностями развития человека в различные возрастные периоды).

3 стр., 1062 слов

Особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями

... детей с ограниченными возможностями здоровья; 7. Выявить особенности профориентации детей с ограниченными возможностями ... Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями ... образование, которое считается обязательной частью государственной системы образования и включает: • профессионально-техническое образование; • среднее специализированное образование; • высшее образование. Проф. образование ...

Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха. В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения. Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации. В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. К системе школьного специального образования России относятся: 1461 школа для детей с нарушением интеллекта, где обучаются 207836 учащихся; 84 школы-интерната для глухих детей с 11413 учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих учеников обучаются в 18 школах-интернатах для слепых детей, 61 школа-интернат для слабовидящих, где обучаются 8605 учеников; 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 6171 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся; 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются 11 362 ребенка. В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития — нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата и др. до недавнего времени эта категория детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения).

8 стр., 3842 слов

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного ...

... ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с нарушением письменной речи, обучающиеся специальных коррекционных образовательных учреждениях. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с нарушением ... Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный ... для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова «узловым образованием», связывающим ...

Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагогической работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, что, безусловно, также является обучением. Тем не менее, эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране около 32 тыс. таких детей и подростков. К системе специального образования относятся специальные классы в образовательном учреждении (школе) общего назначения, предназначенные для разных категорий учащихся с нарушениями развития, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей составляет около 200 тыс. человек. Около 34 тыс, детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому или в школах индивидуального (надомного) образования. Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике).

Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8—1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Усовершенствование духа идет параллельно с утончением и усовершенствованием тела… «…К семеричному подразделению (человека) я сделала малые добавления, – ... становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так и психического, зависит успех его продвижения в эту чудесную область беспредельных возможностей духа. ...

В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний. Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.