Профессиональная деятельность психолога образования.
План лекции:
· Определение профессиональной деятельности.
· Основные понятия профессиональной деятельности.
· Основные характеристики профессиональной деятельности.
· Отличие профессионального психолога от непрофессионального психолога (дилетанта)
Литература:
· Вачков И. В. Гриншпун И. В. Пряжников Н. С. «Введение в профессию психолог» (Москва — Воронеж 2003)
· Климов Е. А. «Психология проф. самоопределения» (Москва 2004)
Определение профессиональной деятельности.
Психика человека и его сознания зарождаются и проявляются в различных формах активности человека.
Деятельность — форма активности чел-ка, регулируемая сознательной целью.
Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности (игровой, учебной и так далее) тем, что это продуктивный вид деятельности (ее результатом является какой-то продукт, имеющий ценность для самого человека, для других людей и общества в целом).
Понятие «продукт» при характеристике деятельности имеет широкое значение (материальные ценности и услуги — тоже относятся к понятию «продукт»).
Определение: трудовая деятельность — это продуктивная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей и производства товаров и услуг (для других людей и общества в целом). Например: уборка территории, посадка деревьев, ремонт помещений, продажа пирожков или картошки, продажа билетов и так далее).
Понятие профессиональная деятельности более узкое в отличие от трудовой деятельности. Профессиональная деятельность — форма трудовой деятельности, но не всякая трудовая деятельность является профессиональной деятельностью.
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... циально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнести познавательные, регуляторные и коммуникативные; - узкого радиуса действия — метапрофессиональные качества, необходимые при выполнении групп профессий: «человек—человек», «человек—техника», «человек—природа» ...
Определение: профессиональная деятельность (профессия) — вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, подтвержденной документом государственного образца и являющийся источником существования.
Основные понятия профессиональной деятельности.
Определение: специальность — конкретная ограниченная в следствии разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, позволяющие ему получать взамен затраченного труда средства для существования и развития. Любая профессиональная деятельность предполагает специализацию определенной области.
Определение: должность (трудовой пост) — объективно существующая система прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности в конкретной организации.
Основные характеристики профессиональной деятельности.
1. Ограниченный должностными обязанностями вид труда.
2. Труд, требующий специальной подготовки, подтвержденный документом государственного образца и постоянной переподготовки.
3. Труд, выполняемый за вознаграждение.
4. Продуктивный общественно-полезный труд.
5. Труд, дающий человеку определенный статус в обществе.
Чем отличается профессиональный психолог от непрофессионала.
1. Наличие теоретической базы у профессионала: систематизированных и обобщенных знаний о природе психики, о сущности и закономерностях психических явлений.
2. Использование специальных профессиональных средств (методики), эффективность которых подтверждена исследованиями. Психолог-непрофессионал чаще всего использует непроверенные, сомнительные методики, поэтому рекомендации его так же сомнительны.
3. Психолог-профессионал обладает специальными профессиональными приемами (напр. способы установления эмоционального контакта, способы управления аудиторией, навыки и технологии работы с научной информацией).
4. Особая ответственность психолога-профессионала за результаты своей деятельности.
5. Наличие у профессионального психолога профессионального диплома (документа государственного образца).
6. Следование профессиональной этике.
7. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию.
8. Развитая профессиональная гигиена труда.
Лекция 2.
Психология обучения в вузе.
План лекции:
· Значение высшего образования в жизни общества
· Психологические особенности студенческого возраста
· Этапы профессионального обучения в ВУЗе
Влияние мотивационного фактора на показатели успешности адаптации ...
... мотивационного фактора на показатели успешности адаптации студентов к изменяющимся условиям, а также выявления реального ... Теоретический аспект адаптации личности Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и первоначально ... успешности адаптации личности к изменяющимся условиям. В ходе планирования нашей психолого-педагогической деятельности потребовалось ...
· Психологическая адаптация студентов в ВУЗе
Вачков «Ведение в профессию психолог», Зеер «Психология профессионального развития», Кузнецова И. В. Поваренков Ю. П. «Профессиональное развитие студентов педагогического ВУЗа».
Адаптация студентов в ВУЗе.
Впервые в 17 в. французский натуралист Бюффон высказал идею о том, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды.
Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине 18 в. введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физика Ауберта, который использовал его для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, которая проявлялась в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действия раздражителя.
Позже понятие адаптации перешло в область гуманитарных наук, вчастности в психологию и социологию и использовалось для описания явлений, касающихся освоения человеком природной и социальной среды.
«Адаптация» переводится как «приспособление» и в наиболее общем виде определяется:
Определение: Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям среды.
Существуют разные концепции и определения адаптации, в зависимости от того в какой сфере адаптация исследуется.
Адаптация студентов к вузу представляет собой процесс приспособления к особенностям вузовского обучения и специфике выбранной профессии в ходе учебного процесса. При этом идет приспособление не только к условиям вуза, новым формам и организации обучения, но и к новым нормам и функциям будущей профессии.
Успешная адаптация к обучению в вузе – условие успешной адаптации к профессиональной деятельности.
Структура адаптации студентов к обучению в вузе:
1. Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям, новому типу и формам отношений (с однокурсниками, преподавателями, администрацией, родителями и друзьями), новым правилам поведения, новому уровню ответственности, новой социальной роли.
2. Психологическая адаптация – приспособление познавательных процессов к новым условиям усвоения информации (перестройка памяти, мышления, внимания, речи и т.д.).
3. Деятельностная адаптация – приспособление к новым способам учебной деятельности и новым условиям организации обучения.
4. Физиологическая (психофизиологическая) адаптация – приспособление к новому режиму жизни и деятельности, новым физическим и умственным нагрузкаб, новым бытовым условиям.
Критерии адаптации:
— Объективные критерии – нормативные характеристики успешности деятельности студентов: академическая успеваемость, общественная активность, научная активность, состояние здоровья.
— Субъективные критерии – уровень удовлетворенности (деятельностью, коллективом, ситуацией и т.п.) и эмоционального комфорта; стремление к совершенствованию и достижениям; желание самореализации.
Профессиональная деятельность в экстремальных условиях. Факторы, ...
... на различного рода воздействия. Экстремальные условия деятельности сопряжены с постоянным действием различных чрезвычайных по сложности факторов, в том числе представляющих социальную опасность. ... У субъекта деятельности в экстремальных условиях возникают негативные функциональные ...
Факторы, определяющие успешность адаптации:
— Объективные факторы – это специфические условия конкретного вуза и факультета; предшествующая подготовка и уровень готовности к обучению в вузе; возраст; бытовые условия; состояние здоровья.
— Субъективные условия — факторы, которые определяются особенностями личности студента: мотивация учебной деятельности, социальная позиция, ценности и установки, особенности темперамента и эмоциональной сферы и др.
Лекция 3.
Психология образования. Наука и сфера практической деятельности.
Психология образования. Наука и сфера практической деятельности.
План лекции:
· Определение психологии образования
· Структура психологии образования
· Методологические принципы психологии образования
· Связь психологии образования с другими науками
Определение психологии образования.
Понятие появилось в науке и практике сравнительно недавно (конец 80-х начало 90-х прошлого века).
Это понятие имеет сейчас официальный статус и определен 2 моментами: в 1993 году была организована федерация психологов образования России; открытие профилей подготовки психологов образования в соответствии с федеральным государственным стандартом ВПО, был принят в 2010 году.
До понятия психология образования использовалось понятие педагогическая психология. Педагогическая психология — отрасль психологии. В середине 19 века выделилась.
Педагогическая психология — наука, изучающая механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе (И. А. Зимняя).
Понятие психология образования шире понятия педагогической психологии.
Психология образования занимается проблемы, которые выходят за пределы образовательно процесса.
Образование — социальный институт, одна из важнейших подструктур общества. Образование представлено в жизни общества в трех планах: образование как система (образовательная система); образование как процесс (образовательный процесс); образование как результат — индивидуальный или коллективный (образованность).
Образование как система:
Система учреждения образования в городе, регионе, стране и в мире в целом.
Кроме того, мы имеем в виду взаимосвязь уровней образования. Образование имеет ряд уровней: уровень дошкольного образования, уровень начального образования, основное общее образование, среднее профессиональное или высшее профессиональное (бакалавриат, магистратура, аспирантура), послевузовское дополнительное профессиональное образование. Основной принцип современного образования — принцип непрерывности (то есть человек учиться всю свою жизнь, с ранних лет и до конца жизни).
Непрерывность образования в современном обществе — важное условие успешности профессионального и личностного развития человека.
ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... через силу", при первой возможности все виды деятельности перекладывает на родственников (3 балла) самостоятельно ...
Образование как процесс.
Включает обучение и воспитание. Обучение — формирование у обучающихся разных ЗУН. Воспитание — развитие личности. Образовательный процесс — единство образования и обучение. Преподавание — деятельность педагогов. Обучение — обучающихся. Основные субъекты образовательного процесса — педагоги и обучающиеся.
Методологические принципы психологии образования.
В основе любой науки лежат методологические принципы — некие теоретические положения, которые прошли экспериментальную проверку, лежащие в основе науки и определяющие стратегию и методы научного исследования. Методология = теория + метод (эмпирическое исследование).
В основе психологии образования как науки лежат методологические принципы двух видов:
1. Общие психологические принципы научного исследования (те принципы, которые работают во всех отраслях психологии)
2. Специфические принципы, которые разрабатывались в психологии образования как самостоятельные отдельные науки.
Общепсихологические принципы.
· Принцип целостности (системности) психического развития. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны и при этом не просто образуют связи друг с другом, а взаимопроникают друг в друга. А. Р. Лурия — основоположник нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского, во время войны исследовал раненых с локальными ранениями головы, которые приводили к нарушениям различных функций. Эти исследования показали системный характер психики человека. Л. С. Выготский писал, что в развитии психики человека важнее не развитие отдельных процессов — памяти, мышления, внимания, а их взаимосвязь.
· Принцип единства психики и деятельности. Был сформулирован С. Л. Рубинштейном. Означает, что психика человека зарождается проявляется и развивается в деятельности. Вне деятельности психики не существует, поэтому изучать развивать и корректировать психику нужно в конкретных видах деятельности. Наиболее существенное изменение психики происходит на основе ведущего для данного возрастного этапа вида деятельности.
· Принцип объективности психологического исследования.Базируется на предыдущем принципе, вытекает из него. Психика идеальна, но она объективируется в результатах деятельности, которые материальны и могут быть измерены. Измеряя результаты деятельности, мы можем делать вывод о развитии психики и индивидуальных особенностях.
· Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений.Любое психическое явление обусловлено действием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяют психику человека и ее развитие (отношения окружающих, социальное положение в обществе, бытовые условия, политическая ситуация в стране).
Эмоциональная сфера человека и ее развитие в онтогенезе
... приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения. Практически каждый человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с ... развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. ...
Внутренние факторы — касается свойств и качеств человека (особенности нервной системы человека и строение, работа головного мозга, соматическое здоровье, развитие других свойств и качеств, развитие самооценки — развитие мышления, внимания).
Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Внешние факторы оказывают влияние на психику преломляясь через внутренние факторы. Внешний фактор, может быть одинаков, и оказать разное влияние на психику. Вывод: проводя психологическое исследование, обязательно нужно максимально полно анализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие психики.
· Принцип генетический.Генезис (развитие).
Генетический принцип — исследование психики в развитии.
· Принцип связи психологического исследования с практикой. Любое психологическое исследование имеет смысл только тогда, когда имеет выход на практику, нужны рекомендации.
· Принцип индивидуального подхода. Исследуя общие закономерности психического развития, необходимо видеть за ними конкретного человека и учитывать индивидуальные проявления этого психического явления в конкретных условиях.
Специфические принципы:
· Гуманистический принцип. Основным субъектом образования являются учащиеся. Цель образования — формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе освоения социокультурного опыта предшествующих поколений и назначение образования как социального института.
· Принцип компетентностного подхода. Новое, что появилось в системе образования и то, что определяет перестройку. Цель: формирование у обучающихся опыта самостоятельного решения различного вида задач в профессиональной деятельности и обыденной жизни.
Определение:компетенция — способность и готовность применять знания умения и личностные качества для успешного решения задач в деятельности в определенной области.
· Принцип непрерывности образования.То новое, что появилось в системе образования в последние годы. В современном обществе человек учится всю жизнь — от рождения и до конца. Включенность в разные формы образования (официальные, самообразование) основное требование для успешности индивида.
Связь психологии образования с другими разделами психологии:
1. Связь с общей психологией. Общие сведения о фактах, закономерностях и механизмах психики.
2. Связь с возрастной психологией. Особенности развития человека на разных возрастных этапах. Разрабатывается периодизация возрастного развития.
3. Связь с социальной психологией — наука о поведении и деятельности людей, включенных в различные социальные группы.
4. Связь с психологией развития. Исследует закономерности жизненного пути человека, механизмы его, развитие психики человека на протяжении всей его жизни, а также факторы и условия личностного благополучия человека.
Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...
... – от детей, способных при специальной поддержке на равных ... рекомендации адекватного образовательного маршрута ребенку с ЗПР, было оправданным лишь на этапе дифференциации системы специального образования 11. Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик ...
5. Связь с педагогической психологией.
6. Связь с прикладными областями психологии. Психологическое консультирование, психолого-педагогическая коррекция, психологическая служба в образовании, математическая статистика в психологии и другие.
7. Другие науки о человеке (не психологическими).
С педагогикой, с менеджментом в образовании, с дефектологией (психологические особенности детей с отклонениями в развитии), с клинической психологией детей-подростков (психология людей с соматическими и психическими заболеваниями), связь с профессиональной этикой, с юридическими дисциплинами, с этнологией.
Лекция 4.
История и основные этапы развития психологии образования.
«Практическая психология образования» под редакцией Дубровина.
Практические исследования возрастных и индивидуальных возможностей детей в обучении.
В середине 19 века возник круг проблем, которые требовали включения психолога. Большой процент детей, поступающих в школу не осваивали школьной программы. Возник вопрос: «Почему?». Психологи, включаясь в эту проблему, говорят: «надо менять программу обучения, подстраиваясь под индивидуальные особенности учащихся». Активно исследовалась проблема утомления. Как обучение влияет на развитие ребенка, насколько посильно. Готовность ребенка к систематическому школьному обучению. Есть развития к уровню готовности девочек и мальчиков, разных слоев, разный уровень готовности у детей городских и сельских. Сделали вывод о том, что необходима специальная подготовка к школе, нужна систематичность. Эта проблема широко обсуждалась. Как, что сделать. Начали создаваться специальные методики на диагностику индивидуальных особенностей учащихся. Цель: оценка уровня готовности детей к школе. Маштабные исследования. Карл Ланге 1979 год опросил 500 городских и 300 деревенских детей. Стенли Холл 1880 году в Бостоне опросил 200 детей и разработал стандартизированный опросник оценки круга представления детей, поступающих в школу, уровень готовности к школе. Вывод: обязательное обследование всех детей перед школой. В России этим занимались Павлов, Кистяковский.
Вторая проблема — дифференциация детей в зависимости от уровня умственного развития и способности к обучению. Идея о том, что дети различаются по развитию, их надо дифференцировать до начала школьного обучения на группы и обучать по разным программам. Альфред Бине (в начале 19 века разработал методику «метрические шкалы бине-симона» 1905 год — 1 редакция, 1908, 1911 она не очень удачна), Вильям Штерн.
Выготский настаивал на том, что ребенок в процессе обучения развивается и может повысить свой iq.
Психология образования выделилась как самостоятельная во второй половине 19 века. Тогда названия были разные: и педагогическая психология, и экспериментальная педагогика, и практическая педагогика. Этому способствовало введение всеобщего начального образования во всех развитых странах (США, России, в Европе).
Первая страна, которая шла впереди — Германия.
Возникла потребность теоретического обоснования на результате обследований. Получили много фактов, это надо было обобщить. Благодаря Стэнли Холлу возникла Педология — наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его социально биологические особенности (Арямов 1928 год).
Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста
... позволила определить тему нашего исследования: «Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста» Цель работы: изучить эффективность развития словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста путем использования специально ...
Выготский, Блонский, Басов, Фортунатова и другие. Педологию закрыли, в связи с недовольством руководителей стран, а ее сторонники были репрессированы.
С 1936 года был запрет на психологические исследования, слово «тест» был запрещен.
Темы семинара
· Техники и методики эффективного запоминания
· Техники и методики развития логического мышления
· Техники и методики развития коммуникативной компетентности (общение со сверстниками, со студентами на факультете, дома)
· Техника быстрого чтения
Техники и методики эффективного запоминания.
Способы улучшения памяти:
1. Постоянно учить что-то новое (танец, язык и так далее)
2. Необходимо высыпаться
3. Занятия спортом (бег повышает приток крови к мозгу, плавание также предотвращает ухудшение памяти).
4. Правильное питание (зеленый чай — суперпродукт, улучшающий память, орехи, океанская рыба, оливковое масло, горький шоколад, яйца, помидоры, черника, апельсиновый сок, особенно с утра).
5. Играть (шахматы, судаку, кубик Рубика)
Приемы для лучшего запоминания информации:
· Думать, любая информация должна быть осмысленна и оценена. Делать конспекты.
· Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Осознайте, чем полезна будет вам данная информация.
· К предстоящей работе с материалом надо готовиться. Предварительно прочитать на эту тему что-либо популярное, посмотреть фильм обсудить с друзьями.
· Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.
· Не следует учить друг за другом похожие предметы.
· Повторять. (после прочтения, через полчаса, через день, через 2-3 недели).
· Необходимо бороться с забывчивостью.