Конфликтоустойчивость

Конфликтоустойчивость как тип психологической устойчивости

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………………………………….. 2

1. Конфликты и факторы их возникновения…………………………………………… 5

2. Понятие конфликтности и конфликтоустойчивости…………………………… 13

Заключение……………………………………………………………………………………….. 23

Литература………………………………………………………………………………………… 24


Введение.

Определение конфликтоуйстойчивости, являющейся одним из факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.

Определение конфликтоустойчивости зависит от понимания детерминации психики человека и, в частности, его поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных конфликтов.

Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея «многосубъектности» внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам — результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве[1].

7 стр., 3428 слов

Конфликт в межличностных отношениях подростков

... возраста Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов подростков……………………………………………………………… 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Результат эмпирического исследования Библиография………………………………………………………......                   &nчеловека важен каждый возраст. И все ...

Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации[2].

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды[3].

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Такое определение можно найти в работах В.И. Илийчука, Л.О. Петровской, В.И. Ващенко[4].

Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации»[5].

Психологическая стойкость является свойством личности и состоит в сохранении оптимального состояния функционирования психической энергии и является приобретенной. Конфликтоустойчивость — специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия [1. С.327]. Структура конфликтоустойчивости включает такие компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Цель курсовой работы: изучить конфликтоустойчивость как тип психологической устойчивости.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть сущность конфликтности и конфликтоустойчивости;

2) проанализировать конфликтоустойчивость как тип психологической устойчивости;

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. Недостаток: конфликты, порожденные неясностью полномочий, сложность в системе вознаграждения. Адаптированная структура. ... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

3) сделать выводы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

1. Конфликты и факторы их возникновения.

Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в минувшем столетии до 300 миллионов человеческих жизней.

Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и её граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения. А для этого нужна помощь науки[6].

Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследования учеными конфликтов. Они должны опираться на весь объем информации, накопленной о конфликтах в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни. Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль социальных конфликтов в жизни общества.

  По меньшей мере в тенденции конфликты являются столкновением между сторонами или элементами, характеризующимися очевидной идентичностью: между нациями, политическими организациями и т.д. Социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов.

  При выявлении корней того или иного социального конфликта необходимо иметь в виду целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные и другие факторы.

 Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

Предконфликтная стадия —  это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп в конфликте. Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению целей, степень его “вины”, силу и возможности противодействия.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... изучается под общим термином «трудные жизненные ситуации». Трудные жизненные ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, ... активность личности, которая заключается в процессе распознавания особенностей ситуации, выявлении негативных и позитивных ее сторон, определении смысла и значения происходящего. Когнитивная оценка – ...

Стадия непосредственно конфликта характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так и скрытый характер. Весьма характерным моментом на этапе  непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки, число конфликтных взаимодействий, их острота и сила снижается и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или  же к новому всплеску сил противостояния.

   Внешним     признаком    разрешения   конфликта    выступает  завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.                     

 Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт,  является устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон. Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.

 Рассмотренные способы разрешения социального конфликта на практике реализуются путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка).

   Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий[7].

  Разработка методик  прогнозирования конфликтов возможна при достаточно высоком уровне развития конфликтологии. Прежде чем прогнозировать конфликты, наука должна пройти два этапа в их познании. Во-первых, необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов, дать их классификацию, вскрыть структуру, функции, описать эволюцию и динамику. Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Они позволяют вскрыть движущие силы развития конфликтов, их детерминанты и причины. Объяснительные модели разрабатываются путем системно-генетического анализа конфликтов. Только после того как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет реализовать свою прогностическую функцию.

Говоря о типах поведения в конфликтной ситуации, необходимо отметить, что ни один из них не является универсальным. Например, каким бы привлекательным ни казалось «сотрудничество», оно не срабатывает при явной нехватке времени.   Конфликтологи выделяют пять моделей поведения в конфликтной ситуации:

6 стр., 2631 слов

Аддиктивное поведение личности подростков

... зависимостей. Объект исследования: аддиктивное поведение подростков. Предмет исследования: особенности личности подростков в аддиктивном поведении. Цель исследования: изучить аддиктивное поведение личности подростков. Задачи: 1. ... связи; эмоциональность (экспрессия психологического воздействия) и др. 1.2. Аддиктивное поведение личности в подростковом возрасте. Когда и каким образом представления об ...

Сотрудничество.  Участники конфликта ориентированы на полное обоюдное удовлетворение интересов. Ситуации: когда позиции конфликтующих настолько разные, что компромисс не допустим; когда необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели.

Приспособление.  Этот тип поведения выбирается ради сохранения хороших отношений (интересы противоположной стороны ставятся выше собственных).

Ситуации: когда один из участников конфликта чувствует свою неправоту и в результате проявляет “гибкость”; когда гармония и стабильность отношений  важнее предмета разногласий.

Соперничество. Стремление к достижению своих целей без учета интересов противоположной стороны. Ситуации: когда необходимы быстрые и решительные действия; когда люди манипулятивно используют преимущества своей позиции.

Избегание. Уход от конфликта без попыток его решения. Подавление и вытеснение мыслей о конфликте. Ситуации: когда предмет разногласий несущественен и есть более важные проблемы; когда перед принятием конкретных решений необходимо собрать информацию.

Компромисс.  Этот тип поведения предполагает некоторое “усреднение” интересов обеих сторон. К компромиссу прибегают в тех случаях, когда лучше отдать часть, чем потерять все. Ситуации: когда цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к очень ”крутым” мерам для их достижения; когда необходимо принять решение при недостатке времени.

В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии конфликтного поведения, избираемой участниками конфликта, и методов урегулирования конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. К негативным последствиям можно отнести следующие:

l. Усиление напряженности в отношениях между оппонентами, рост враждебности, ухудшение социального самочувствия и социально-психологического климата;

2. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, уменьшение сотрудничества в будущем;

3. Уменьшение деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, рост группового и индивидуального эгоизма;

4. Представление об оппонентах как о врагах;

5. Негативное настроение и неуверенность в положительном решении возникших проблем; снижение производительности труда и рост текучести кадров;

6. Отвлечение от основной проблемы, потеря времени и средств на ведение конфликта и ликвидацию его последствий;

7. Бессмысленная затрата сил и энергии на вражду и конфронтацию; субъективные переживания и стрессы[8].

Чрезмерное обострение конфликтных разногласий и длительное противоборство сторон может привести к кризису.

К позитивным последствиям конфликта можно отнести следующие:

1. Адаптация и социализация людей;

2. Снятие внутреннего напряжения и стабилизация обстановки, выявление и закрепление новой расстановки сил;

3. Выявление скрытых недостатков и просчетов, стимулирование к изменениям и развитию;

4. Радикальное решение назревших проблем, поиск неординарных решений;

5. Активизация информационных процессов;

23 стр., 11247 слов

Переговоры в ситуации конфликта. Модели ведения переговоров

... появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для ... и разрешению спорных проблем. Ниже переговоры рассматриваются как средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия. 2. Общая характеристика ...

6. Групповое сплочение для решения общих проблем, рост самосознания, чувства собственного достоинства и сопричастности к решаемым проблемам;

7. Снятие синдрома покорности у подчиненных, развитие чувства уверенности в себе;

8. Учет и балансировка интересов оппонирующих сторон и взаимный контроль за их деятельностью;

9. Развитие умения договариваться и находить компромиссы по самым сложным вопросам.

Даже поверхностный взгляд на перечисленные выше позитивные и негативные последствия конфликта позволяет сделать вывод о том, что одни и те же виды конфликтов, в зависимости от их развития и разрешения, дают диаметрально противоположные результаты.

Одной  из  исходных  концептуальных  предпосылок  в  курсовой  работе является  теория  эскалации  деструктивного  решения  конфликта М.Дойч   (1973)    Деструктивный   выбор   (действие)   участника  ведет  к деструктивному выбору и у его партнера, что, в свою очередь, еще более усиливает состязательную склонность первого участника. Этот процесс происходит     в      форме     спирали,      которая     характеризуется     все усиливающимся   нарушением   межличностных   отношений   участников взаимодействия.       

М. Дойч       показал,       что       восприятие       двух противоборствующих   противников   теряет   свою   чувствительность   к ситуации в ходе эскалации. Участники больше не видят оттенки, полутона и  нюансы   событий,   а  воспринимают  ситуацию  в  черно-белых  тонах. Особенно страдает чувствительность по отношению к характеристикам, которые связаны с оппонентом. Участники видят только то, что отличает их.   Поляризация   проявляется   и   в   том,   что   восприятие   ситуации происходит в категориях «или — или», или «выигрыш — проигрыш».

Рассматривая ситуационную детерминацию конфликтоустойчивости, следует отметить, что конфликтная ситуация является производной от одновременного действия трех факторов, субъекта, социума, деятельности. Многоплановая категоризация ситуации предполагает исследование указанных факторов в их целостности, т.е. посредством выявления связей целого с частями и частей между собой. Необходимость знания особенностей соотношения этих факторов обусловлена важностью создания развивающих социальных ситуаций.

Так, К.Левин в своей «Теории поля» убедительно доказал легкость и эффективность изменения индивидуумов, собранных в группу, по сравнению с каждым из них в отдельности. К.Левин пришел к твердому убеждению, что большинство качественных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

19 стр., 9051 слов

Диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом

... группа воспитанников ДОУ средней группы. Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом. Индивидуальный план практики: 1. Адаптивный ... Подбор диагностических методик, подготовка бланков для исследования. 2. Деятельностный: ·   Диагностика личности детей; ·   Характеристика детей (проведение теста-опросника, проективный (рисуночный) метод; ...

К. Левин, Ф.. Перлз, В.Франкл, К.Роджерс, А. Маслоу и другие психологи, ориентированные на поиск средств повышения уровня социальной адаптированности, отказались от каузального подхода, поиска в поведении ответа на вопрос «почему?», при котором человек рассматривается как пассивная «пешка», управляемая силами среды, и сосредоточились на изучении взаимодействия активной личности и среды, поиске в поведении ответов на вопросы «что?» и «как?». Ответы на вопрос «почему?» обращают внимание в прошлое, а поиск ответов на вопросы «что?» и «как?» побуждает находить собственные ресурсы в настоящем, исходя из адекватного понимания целей разрешения конфликта.

2. Понятие конфликтности и конфликтоустойчивости.

Вопрос о психологических детерминантах возникновения конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение».

Под деструктивным способом разрешения конфликта нами понимается вытеснение или псевдоразрешение конфликта, а также разрешение конфликтной ситуации при помощи неприемлемых с точки зрения моральных и правовых норм общества действий в отношении себя или других. В зависимости от степени устойчивости применения деструктивных способов можно говорить о конфликтности человека.

Вводя понятие «конфликтность», следует отметить, что существует
очень мало исследований, в которых упоминался бы данный термин. В
некоторых из них под конфликтностью понимается частота или
интенсивность конфликтов, наблюдаемых у данной личности или в
данной группе. Причем в определенных случаях конфликтность может
выступать как показатель позитивного развития группы. Конфликтность
зависит от величины коллектива и можно выделить факторы, влияющие
на уровень конфликтности. Это — объективные характеристики
педагогической деятельности (содержание, способ организации) и
психологические особенности личности учителя, среди которых выделяют
функциональные, отражающие требования в профессиональной
деятельности (они играют решающую роль в возникновении конфликтов
между педагогами и учащимися), и нравственно-коммуникативные
особенности, отражающие требования в межличностном общении (они
показывают наибольшее влияние на внутригрупповом уровне).

В работе М.А.Разумовой (1995) конфликтность определяется как свойство личности, проявляющееся в потребности поиска конфликтных ситуаций, которое характеризует личность как неспособную принять точку зрения оппонента и найти конструктивное решение для избежания перерастания конфликтной ситуации в инцидент. Каждая личность характеризуется определенным уровнем конфликтности, причем уровень конфликтности может повыситься под влиянием неблагоприятных обстоятельств. Анализ операционализации конфликтности позволил нам выделить те признаки — когнитивные, эффективные, рефлексивные, поведенческие, — по которым можно судить о существовании конфликтности у данной личности и об особенностях ее проявления.

2 стр., 919 слов

Формирование умений взаимодействия со сверстниками у младших ...

... ………………………………………..……………….…..17 2.2. Педагогические условия использования внеурочной деятельности при формировании умений взаимодействия со сверстниками у обучающихся начальных классов……………………………………………………….…………25 Выводы по ... моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Учащиеся младших классов требуют особого педагогического внимания. С первых ...

На когнитивном уровне — это искаженное восприятие ситуации, намерений других людей; неспособность выйти за пределы ситуации: недостаточный анализ ситуации, негативная оценка поведения оппонента.

На аффективном уровне — отсутствие контроля над своими эмоциями, низкое самообладание, нетерпимость к недостаткам. На рефлексивном уровне — неадекватная самооценка, предубеждение по отношению к другим людям, отсутствие критичности по отношению к своему поведению, пренебрежение последствиями своих поступков. На поведенческом уровне — негибкость поведения при достижении целей, импульсивность, агрессивность, доминантность и давление на оппонента, неумение планировать и корректировать свое поведение.

На основании такого подхода выделены следующие меры профилактики деструктивных конфликтов:

Когнитивные — адекватное распознавание ситуации, прогнозирование развития событий, умение отделить проблему от личности, самостоятельность и гибкость мышления, избавление от собственных иррациональных идей, избегание оценок и интерпретаций в решении ситуации, переосмысление проблемы, устранение «ложного видения» ситуаций, остроумие, осмысление конструктивных способов решения ситуации, расширение рамок видения ситуации, умение обнаруживать надситуативную проблемность. Учет когнитивных мер позволил установить два основных уровня решения ситуации. Первый уровень характеризуется установлением ситуативной проблемности в решаемой ситуации. Реализация решения на данном уровне создает необходимые предпосылки для реконструкции выполняемой деятельности.

Выявление надситуативной проблемности в процессе решения ситуации побуждает к более глубокому осознанию собственной личности как субъекта профессиональной деятельности и, прежде всего как «субъекта морали». Данный уровень характеризуется обнаружением субъектом тех своих отношений, которые негативно отражаются на конечных результатах его деятельности. Реализация этого уровня способствует возникновению конструктивной личностной позиции при решении ситуации, обеспечивает устойчивость включенности «Я» в этот процесс. По данным экспериментального исследования (М.М.Кашапов, 1989) можно отметить, что решения ситуаций «успешными» испытуемыми (18,1% от общей выборки) характеризовались прежде всего обнаружением надситуативной проблемности[9].

Нравственно-эмоциональные меры — это умение быть близким к своим чувствам, коррекция астенических чувств, близость к чувствам другого, предупреждение нарастания отрицательных эмоций, своевременное избавление от эмоционального «шлейфа», аутентичность, умение заинтересовать оппонента, чувство юмора, доброжелательность, умение преодолевать эмоциональное «облако», стрессоустойчивость, адекватная смена одного эмоционального состояния другим, конфликтоустойчивость.

Рефлексивные объективация конфликт — осознание повода, причин, механизмов, стадий развития конфликта и степени своей причастности к возникновению конфликтного взаимодействия; умение разбираться в себе самом, например, ориентировка в нарушении границ собственного «Я», слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция; коррекция экстремальных целей, например, за любую цену быть любимым, устранение предвзятых отношений. К ситуации; самоконтроль конфликтогенных качеств, умение рационально работать со своими ожиданиями, например, конструктивная переработка собственного опыта, осознание необходимости избавления от утверждений — особенно важно освободиться от тех утверждений, за которые очень держишься; — умение принимать людей такими, какие они есть.

6 стр., 2812 слов

Понятие конфликта. Предмет конфликтологии

... конфликтологии. Типология конфликтов по количеству участников Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей. Конфликт между личностью ... конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой — внутренний конфликт между разными компонентами ... форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов. Типология конфликтов по ...

Организационно-волевые — конструирование ситуации в соответствии с собственными целями; структурирование ситуации в соответствии с социально позитивными целями; многоплановость поведения; координация усилий других людей по разрешению ситуации; настойчивость, целеустремленность; саморегуляция дистрессовых состояний; умение «держать паузу»; умение пойти на компромисс; способность управлять ситуацией, умение взять ситуацию под контроль.

Связующим звеном этих четырех мер является процесс осознания личностью переживаемых состояний и принятие на себя ответственности за происходящее в данной ситуации. Увидеть существующие взаимосвязи, осознать их и принять меры к своевременному воздействию часто означает оказать помощь человеку в его истинной жизненной потребности.

Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще[10].

Конфликтность является сложным, многоуровневым образованием, детерминированным разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. При этом отмечено, что структура интегральной индивидуальности неконфликтных людей более гармонизирована и направлена в основном на интраиндивидуальный уровень (внутренняя конфликтность), а структура интегральной индивидуальности конфликтных людей преимущественно направлена на социальный уровень и олицетворяет собой поведенческую конфликтность.

Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции[11].

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

 Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий вид:

·   эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

·   волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);

·   познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

·   мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

·   психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).

Соглашаясь с вышеуказанными авторами, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант конфликтности:

·   детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);

·   собственно психологические детерминанты — особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);

·   социальные детерминанты — факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), возможно, тип учебного заведения.

Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.

На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий взрослости, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой — являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.

В заключение следует сказать, что научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с «трудными» детьми и  подростками.

Знание факторов конфликтности необходимо для развития у людей навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

 Конфликтоустойчивость — это способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам.

Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов:

— психофизиологических — проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости;

— когнитивных — проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека;

— мотивационных — проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения;

— социально-психологических— отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

 Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает
эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и
характер возбудимости психики и ее влияние на /спешность общения в
трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным
состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности
открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не
переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или
проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент
позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной
ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность,
терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и
самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функционирования
познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным
действиям оппонента. Он включает: умение определить начало
предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта;
умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и
личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную
оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
способность быстро принимать правильные решения; способность выделять
главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные
решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной
полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в грудной ситуации
взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся
ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения
противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность
корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения
обстановки и расстановки сил.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их
четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим
телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы,
положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и
скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Заключение.

 

Конфликтоустойчивость — способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.

Обладая высокой конфликтоустойчивостью, человек получает реальную возможность своевременного и продуктивного разрешения противоречий с другими людьми. Таким образом, конфликтоустойчивость личности — это не избегание конфликта путем наложения табу на обсуждение разногласий во мнениях и противоречий. Личность становится устойчивой в конфликте благодаря владению приемами по его управлению.

Способность к управлению конфликтом не является врожденной. Врожденными являются две базовые реакции на конфликт: или реакция избегания, или реакция агрессии. В процессе жизненного опыта человек обучается лавировать между этими двумя крайностями конфликтного поведения, иногда выигрывая в конфликте, но чаще всего проигрывая. Последнее случается чаще, потому что победы в конфликте, как правило, носят характер «пирровых». При любом исходе личность в конфликте вынуждена использовать своего «темного двойника», что даже в случае победы ведет к потере лица среди окружающих и потере самоуважения в отношении себя. Для организации победа одной из сторон оборачивается дорогостоящими тратами материальных, временных, человеческих ресурсов. Моральная сторона конфликта способна вызывать долговременные и болезненные последствия для организационной культуры.

Поэтому необходимым условием эффективного управления является преодоление ложной дилеммы конфликта: избегание — агрессия, за счет приобретения умений по преодолению конфликта, то есть, конфликтоустойчивости.

Литература.

1.   Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально–политическая жизнь. 1991. №6. С.64–74.

2.   Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Журн. «Народное образование», 1995. –126 с.

3.   Анцупов А. Я., Малышев А. А.Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.

4.   Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 560с.

5.   Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М.: ВУ, 1995. – 68 с.

6.   Бандурка А.М., Друздь В.А. Конфликтология. –Харьков: УВД Украины, 1997. – 335 с.

7.   Баткина И.Б. Конфликтология. Ворогнеж: ВГТУ, 2000. 111 с.

8.   Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.

9.   Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. – 200 с.

10.   Гоптарева И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта // Полис. 1996. №6. С.132–142.

11.   Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.

12.   Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / 2–е изд. – М.: Собрание, 1998. – 158 с.

13.   Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. 316 с.

14.   Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат, 1989. – 175 с.

15.   Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.

16.   Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб: Питер, 2000. – 368 с.

17.   Зеркин Д. Основы конфликтологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 1998. – 480 с.

18.   Канатаев Ю. А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. – 79 с.

19.   Конфликтология: Учебник для вузов / Отв. ред. М. Хазизянц, Г. Нерсесов. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

20.   Конфликтология: Учебник для вузов / Ред. В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001, 512 с.

21.   Конфликтология: Учебник для вузов/ Под ред. А.С. Кармина. – Спб: Лань, 1999. 448 с.

22.   Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992. 212 с.

23.   Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976.

24.   Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992. – 53 с.

26.   Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. – 624 с.

27.   Рыбакова М. М.Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

28.   Скородумов А. Общение в конфликтных ситуациях // Военный вестник. 1992. № 10. С.17–18.

29.   Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. –Киев: Внешторгиздат, 1991. – 191 с.

30.   Сперанский В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Социально–политический журнал. 1997. №3. С.126–136.


[1] Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000, С. 35.

[2] Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976, С. 52.

[3] Рыбакова М. М.Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991, С. 5.

[4] Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1. М.: Педагогика, 1982, С. 19.

[5] Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988, С. 69.

[6] Баткина И.Б. Конфликтология. Ворогнеж: ВГТУ, 2000

[7] Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999

[8] Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989

[9] Конфликтология: Учебник для вузов / Ред. В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001

[10] Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000, С. 73.

[11] Там же, С. 46.