Введение в общую психологию, Лекця №1 Кошеваров Е.Н.
Карандашев В.Н.
Лекция №1 от 22.09.01.
Рефлексия — отражение своего внутреннего мира.
психология изучает психику.
Pysyhe — душа, Logos — знание, учение, наука. = наука о душе.
по одним источникам в 16, по другим в 18 веке,
Психика — мир психических явлений ощущений, восприятий, память, познавательные явления.
Психические явления делятся на 3 группы:
- психические процессы
- психические состояния
- психические свойства
Основная цель (функция) познавательных психических процессов — это получение информации об окружающем мире и о внутреннем мире человека (характеристика объекта).
Эмоциональные процессы — отражение отношения к объектам (стресс, аффект, эмоции, страсти).
Регуляция деятельности — мотивация, влияние, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль.
индивидуальные особенности человека: темперамент, характер, способности, одаренность, эгоизм, фанатизм, уровень притязаний, самооценка, представление человека о самом себе, самоуважение.
Психические явления: симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат, совместимость, внушаемость
Психические явления бывают осознанные или неосознанные.
Осознанные психические явления — в которых человек дает себе отчет.
Неосознаваемые — когда человек не дает себе отчет о том, что думает, делает, говорит.
Чувственные познания — рецепторы человека — сенсорные процессы.
-
Тема №1
-
Виды психологических знаний
- Житейская психология (более древняя)
Знание ЖП хорошо отражена в пословицах, поговорках, традициях.
Классификация психических явлений
... специфику и свои закономерности. Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы. Психические процессы – активное взаимодействие субъекта ... человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания ...
Главный критерий истинности знаний ЖП — это признание других людей.
Особенности знаний ЖП — это конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность, неточность употребления понятий, опора на опыт и здравый смысл.
Недостаток — недостаточная доказательность.
- Научная психология
Накапливаемость в течении многих столетий в рамках других наук (философия, медицины, педагогики, и др. соц. наук)
4 век до н.э. Аристотель написал трактат «О душе», после Платон — некоторые части трудов.
1 этап развития психологии: от древних учений (древних греков) с конца 19 века — самостоятельная наука.
Главный критерий — использование самостоятельного объективного метода;
Ранее использовался метод философии — наблюдение, фактор, эксперимент.
Эмпирический — основанный на опыте.
Эмпирика — совокупность научных фактов.
- появление объективного метода (аналогично другим наукам)
- использование эксперимента
это два главных фактора, которые превратили психологию в самостоятельную науку, эо предало НП объективность (однозначность)
//субъективное мнение — философия//
Для НП помимо объективности характерна большая доказательность и большая достоверность получаемых знаний.
1879 год — появилась первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, в которой использовался эксперимент, основатель Вильгельм Вумд, Лейпцский университет (Германия).
В течении 20 века психология стала развиваться как наука.
Особенности научных знаний следующие:
- обобщенность, в НП осуществляется поиск общих закономерностей и обобщенных знаний
- систематичность
- доказательность (есть определенные способы доказательства)
- опора на научные факты (основа выводов, получные экспериментальным путем)
в НП знания выражаются на специфическом языке НП, в которой используется абстрактные понятия (индивид, нежность, деятельность, способности, общение и т.д.)
НП не редко называют Академической (научных исследованиях, университетских научных лабораториях)
Прикладная психология — НП, особое направление, которое занимается применением психологических знаний для решения практических задач.
- Практическая психология
Основная задача ПП — это поиск путей и разработки методов психологической помощи людям.
Для ПП наибольший интерес представляет индивидуальность человека и конкретные обстоятельства его жизни.
Критерий достоверности знаний является практический опыт и эффективность работы специалиста.
Особенности знаний ПП:
2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды ...
... явлений (как в научной психологии). Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и ... понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. 1.3. Научная психология Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о ...
- целостность (их различие с НП)
- практичность (решение практичных проблем)
- опора на опыт работы специалиста
ПП использует более понятный язык и более образный, но недостаточность доказательности, один из первых — З. Фрейд.
Сублимация — внешнее проявление сексуальной энергии (неосознанных).
- Искусство
Художественное произведение писателей (Достоевский…)
Особенности знаний психологии в ИС является:
- образный характер, эмоциональность.
- фрагментарность (часть времени)
- использование понятий не характерно
- Парапсихология
Относиться к числу эзотерических знаний (доступные для посвященных, для особого круга избранных людей).
В эзотерике опора делается на некое тайное знание (с древней истории, колдуны, шаманы, острологи).
ПР = область знаний не доступная для научного объяснения (экстрасенсорные познания, ясновидение, телепатия, хиромантия, астрология — астраосихология)
Главный критерий истины ПР — правдоподобность
Особенности знаний является:
- целостность мировоззрения
- сочетание конкретности и неопределенности
- практичность выводов
- опора на тайные знания
Только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии могут быть названы профессиональными психологами.
Тема №2
-
-
Предыстория психологической профессии
-
- развитие психологии в рамках других наук.
- Развитие психологии в качестве самостоятельной науки.
Научная деятельность, как профессия стала появляться только в начале 20 века.
Тема №3
-
Психология как профессия
- ?Что такое профессия?
Специальность — определенных вид деятельности необходимый для общества, который дает человеку возможность получить взамен приложенного труда необходимые средства существования и развития.
Этот вид деятельности предполагает:
- знания, навыки, по этому для этого учатся, получают знания.
- необходим для общества
- взамен труда получает определенные средства
Профессия — группа родственных специальностей
Признаки профессии:
- род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций
- социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост
- наличие определенной системы профессиональной подготовки
- наличие определенной квалификации и опыта специалиста
- общность людей, занятых определенным родом деятельности
- ?Профессия психолога?
- Страна
- Социальность
- степень профессионализма
Психология как профессия наиболее сформировалось в области психологии консультирования.
Паблик релейшенс (pr) как одна из реалий сегодняшнего дня. История, ...
ИСТОРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PR СОТРУДНИКА. ... быстро растет популярность пиарщиков, шоуменов, рекламных агентов, и других профессий, связанных со сферой бизнеса, политики, сферой развлечений и коммуникаций, ... способы достижения этих целей. Именно поэтому девизом прошедшего и наступившего века можно считать фразу, что «все новое – это хорошо ...
Для того чтобы появилась профессия, необходимо чтобы появился социальный заказ.
Оптимизация психологической работы началась в 80-х годах
Можно выделить 3 основные сферы профессиональной деятельности психологов:
- Научные исследования направленные на поиск новых психологических знаний (психолог-ученый/исследователь)
- Психолог-практик, основная сфера деятельности — применение психологических знаний для решения практических задач
- Преподавание психологии (психотехника — психология труда)
Карандашев В.Н.
Лекция №2 от 23.09.01.
-
-
Тема №4
-
-
Научная и педагогическая деятельность психологов
- ?Выделение профессии психологии?
В начале 20 века стали формироваться основные научно-психологические школы. Они отличались прежде всего пониманием предмета научных исследований.
—1— Одна школа получила название структурализм, наиболее ярким представителем былВильгельм Вунд.
Цель в изучении структуры сознания.
—2— В конце 19 века существовала еще одно направление: функционализм, представительВильям Джеймс. Основная цель психологического исследования заключалась в изучениифункциипсихологических явлений.
В начале 20 века сформировались новые направления:
——3— Наиболее известный из этих психологических школ:бихевиоризм (поведенческая психология).
Основная идея предмета изучения сталапроявление внешней активностиорганизма, формула: стимул—реакция,S––>R.
Представители: Джон Уотсон
Эдвард Торндайк
Толмен
Психология политической деятельности
... психологии предмет труда политики характеризуется психолого-политическими состояниями населения, начало изучению которых было положено трудами Н.Д. Левитова (1964), определившим состояние как целостную характеристику психической деятельности ... конструкцией организации власти. В более полном описании различаются: 1) "человек дополитический без власти" - житель, по разным причинам повинующийся власти ...
Хол. SR
Скиннер
В 50-е годы 20 века произошла общая дискредитациябихевиоризма.
—4— другое направление 20 века гештальтипсихология, научное направление: гешталь — целое, структура, форма, целостный подход к изучению психических явлений. Представители:Вертлейнер, Кофкаф, Кёллер, Курт Ливин.
ассоциация — связьчего-либо с чем-нибудь.
—5— Глубиннаяпсихология, особенность:глубины подсознательной психики, бессознательного. первый представитель:З. Фрейд— основатель психоанализа. Последователи:Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрик Фромм.
Имена выдающихся Русских психологов: Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов (в 1912 им был основан 1 психологический институт).
—6— Генетическаяпсихология, представитель Жан Пиаже(Швейцария), генезис — возникновение и развитие. Направление: наука оразвитии ребенка, о формировании егоинтеллектаи психики.
—7— Культурно-историческая концепция, основательЛ.С. Выгодской, идея: психологические функции формируются в процессеусвоения культуры(знание, слова, речь), рассматривается социальный аспект. Выготский был переведен в начале 60-х годов.
—8— Гуманистическая психология (практическая психология), возникла в оппозицию психоанализа. Идея: у человека изначально существуютгуманистическиепотребности (потребность в добре, истине, справедливости).
Гуманистическая психология очень большое влияние уделяет внутреннему миру человеа, его я (Я-концепция — типичное понятие ГП, который представляет собой совокупность представлений о себе), самоуважение, самооценка. суть: принять себя таким какой есть. представитель Карл Роджер, Аврагам Маслоу(автор теориисамоактуализации(осознание себя)).
—9— В 70 начало развиваться направление научной психологии: когнитивнаяпсихология. Конитив — познание, восприятие. Когнитивная психология — психологическая школа, которая делает акцент наизучении познавательных процессов (мозги — как сиройство преобразования данных).
У. Найсер— написал книгу «когнитивная психология».
В 1966 году в Москве проводился 18 международный психологический конгресс.
- ?Современные тенденции развития научной психологии?
- Характерная черта — постепенное стирание границмежду различными научными школами.
Эклектика — механическое соединение разных точек зрения в одной концепции.
- интернационализация(шрокое использование английского языка — язык международного общения)
- значительная дифференциация психологически знаний.
Диферент — разделение, расслоение, что-то различается от чего-то.Разделениеобщей психологии на направления или отрасли.
Психология нейтрализации вредных людей
... похож на маленький экзамен, цель которого — узнать, что же именно раздражает человека. Придерживаясь обстоятельного, неагрессивного тона, вы заметите, как удивительно изменяется ядовитое поведение Втаптывающего ... применив способ открытого протеста, и не дать ему переступить границы дозволенного. Саморазрушитель Люди, переполненные презрением и ненавистью к себе, больше всего нуждаются в применении ...
- значительное увеличение значимости практической и прикладной психологии.
- ?Отрасли научной психологии?
Вся научная психология может быть разделена на 2 направления: фундаментальная и прикладную.
- Фундаментальная психология изучает психологические явления характерные для человека (или животных) в целом (общие закономерности, мест во всех сферах жизни).
- Общая психология
- Психология личности
- Диференциальная психология(индивидуальные различия)
- Психофизиология(взаимосвязь психических явлений с работой организма, ЦНС)
- Нейропсихология(изучение анатомо-физиологических основ высших психических функций)
- Социальная психология (психологические явления взаимодействия людей друг с другом)
- Психология развития(общие закономерности развития психических процессов и качеств личности человека)
- Детская психология(развитие ребенка от рождения до подросткового возраста 12 лет)
- Психология подростка
- Психология юности
- Ахмеология (психология взрослого человека, ахме — вершина)
- Героптопсихология(наука о старении, инвалюции личности)
- Психология аномального развития— специальная психология (отклонение от нормы развития)
- Олиофренопсихология(патология психологического развития, связанная с врожденными дефектамимозга)
- Сурдопсихология (психологические проблемы при серьезных дефектхслуха)
- Тифлопсихология (психическое развитиеслабовидящих и незрячих детей)
- Патопсихология (болезненное изменение в психики и закономерности нарушения психологической деятельности при психических заболеваниях)
- Зоопсихология(психология животных)
- Сравнительная психология (сопоставление психики животного и человека)
- Прикладная психология— изучает психические проблемы характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей
- Педагогическая психология(закономерность обучения и воспитания человека)
- Медицинская психология (клиническая психология) — протекание болезней, как психических, так и самотических (тело)
- Юридическая психология (психология в судебной и исправительной сфере)
- Судебная психология
- Криминалистическая психология(следствия, анализ причин преступности)
- Пенитоциарная психология(исправительно-трудовая психология)
- Экономическая психология (экономическое отношение людей, реклама, рынок, спрос)
- Политическая психология (приложение псих. знаний для изучения политических процессов)
- Психология пропаганды
- Проблемы имиджа полит. деятеля власти
- Изучение массовых социальных психических явлений
- Психология труда (о психических особенностях трудовой деятельности человека)
- инженерная психология (взаимодействие человека и техники в АСУ)
- Авиационная психология
- Космическая психология
- Военная психология
- психология торговли
- Психология спорта
- Психология религии (вера)
- Психология семьи
- ?Связь психологии с другими науками?
Линейная классификация наук:
Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология ...
... и легко измеримых характеристик, отражающих психическую деятельность человека, является время его реагирования ... Осуществляется саморегуляция– целенаправленное изменение уровня психологической и физиологической активности, мобилизация внутренних ... деятельности оператора были не только не очень большими, очень жесткими но и не очень малыми, не слишком либеральными. Стресс. Инженерная психология ...
Естественные науки |–––––––––––––––––––––––––| Гуманитарные науки
Кедровразработал не линейную классификацию наук:
Естественные науки (физика, химия, биология)
Технические науки Математические науки
Психология
Социальные науки Философические науки (эстетика, этика,
(история, социология, юрипр., педагогика) онтология, логика, гистология)
- ?Научная деятельность профессиональных психологов?
Психологи, которые работают в научной психологии, проводят научные исследования направленные на поиск новых психологических знаний, которых еще не существует.
В психологии распостранеными методами являются:
- систематическое наблюдение
- эксперименты
- беседы
- интервью
- тестирование
Научные исследования бывают 2-х типов:
- Теоретические
- Эмпирические (более типичные)
Эмпирические исследования — совокупность научных факторов, полученных опытным путем.
Опытные результаты могут быть получены в наблюдении, беседе, эксперименте, тестировании. Эти данные обрабатываются с помощью мат. статистики
// Сидоренко Е., «Методы обработки в психологии», С-П, «Речь» //
- ?Преподавание, как сфера деятельности профессиональных психологов?
Способности преподавателя психологии:
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно ... предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с ...
- иметь широкую образованность и эрудированность;
- фундаментально знать преподаваемый предмет;
- уметь самостоятельно подбирать учебный материал;
- владеть логикой и лексическим богатством речи, ораторскими и артистическими способностями;
- уметь доступным образом объяснять учебный материал;
- обладать наблюдательностью и требовательностью;
- уметь создавать мотивацию студентов для усвоения учебного материала.
Учебные программы подготовки психологов
- подготовка профессиональных психологов
- преподавание психологии для специалистов человековедческих профессий (педагог, врач, юрист, менеджер, воспитатель)
- средние учебные заведения — психология преподается в качестве факультативов
Тема №5
Практическая психология как сфера деятельности профессиональных психологов
- ?Задачи и основные этапы деятельности практического психолога ?
3 периода развития практической психологии
- С начала 20 века и до середины 30-х годов характеризуется активной практической психологической работы (20-е годы)
Период наибольшей активности психологов в 20-х и в 1 половине 30-х годов.
Практическая психологическая работа проводилась в 3-х основных сферах:
- медицинскаяпсихология (метод психологической диагностики)
- психотехника(изучение психологических проблемтрудовой деятельности), в те годы получило распространение научная организация труда (НОТ)
- школьная психология, в 10-20-х годах стала развиваться такая отрасль какПедалогия
Педалогия — отрасль знаний, которая соединила в себе достижения в области педагогики, психологии, физиологии, социологии визучении ребенка— наука о ребенке.
Одно из направлений работ педагогов было использование тестированиядля педагогической практики.
В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) — «О педагогических извращениях (искажение) системы наркомпроса».
После 1936 года всякая психологическая активность в нашей стране в разных сферах стала запрещаться и наступил 2-й период:
- Ее отсутствия, период запрещения практической психологии (исключая медицинскую психологию)
- Возрождение и развитие психологической психологии началась в 70-х одах
1966 — открыты первые факультеты психологии, в 70-е годы возобновились исследования по разработке психологических тестов.
В 70-х годах практические психологи активировались в сфере промышленного производства, стали открываться первые ставки психологов на промышленных предприятиях.
Психология административной деятельности органов внутренних дел
... безопасности государства, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; координирует деятельность правоохранительных органов. . Министр внутренних дел Республики Казахстан 1. Министерство ... управления внутренними делами является Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Деятельность министерства и его структурных подразделений осуществляется в нескольких организационно- ...
Дальнейшая активизация практических психологов началась в 80-е годы, и буквально за 10 лет значительно увеличилось количество практических психологов. Повсеместно стали появляться психологические службы, консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги.
Вместо экспериментатора и испытуемого появились понятия: заказчик— организация, завод, администрация, департамент, семья, конкретный человек, иклиент— потребитель психологических услуг.
3 основные позиции, которыми занимается психология:
- Психолого-экспертная оценка (оценка, экспертиза, оценивает ситуацию с психологической точки зрения).
С помощью тестов и др. процедур изучает интеллектуальное развитие данного ребенка, и обычно, по результатам психологического оценивания, психолог формирует заключение (отчет).
- Психолог, как учитель – передача специальных знанийи опыта, который необходим людям для эффективной организации деятельности.
- Психолог, как консультант – предоставляет клиенту знания и опыт, который необходим клиенту наданный момент.
- ?Права и обязанности практических психологов?
См. раздел № 6.3:
Психолог должен иметь право:
- принимать участие в совещательной деятельности
- участия в общественных собраниях
- свои позиции
- неразглашение информации
- общественные мероприятия
- общение с вневедомственные организациями
- рекомендации
- разработка Новых методов новаторских программ
обязан:
- изучать
- помогать
- совершенствоваться
- отбор кадров
- консультирование и просвещение
- этика
- ?Основные виды деятельности практических психологов?
- Психологическое оценивание
Основные задачи психоанализа заключаются в том, чтобы оценивать развитие каких-либо психологических качеств человека, т.е. поставить диагноз его психологического развития.
Работы по психологическому оцениванию называют психодиагностикой– ориентируется на определенные нормы в проявлении психических функций человека.
Это могут быть возрастные нормы.
Патопсихологические– норме определенное соответствие отклонений.
Индивидуально-психологические нормы (меланхолик, сангвиник).
Для психологической диагностики психолог должен использовать различные методы:
- наблюдение
- беседы
- тестирование
Для психологического тестирования используются:
- тест-опросник
- проектировочные тесты (прожективные)
- тесты практического характера (интеллектуальная деятельность)
- Психологическое консультирование
Используется в различных сферах, основное средство консультаций – это беседа построенная особым образом.
Цель психологического консультирования – помочь людям в решении каких-либо психологических жизненных проблем.
Психологическое консультирование бывает 2-х видов:
- Директивное (указание, предполагающее выдачу прямых советов, предписаний)
- Не директивное (указов и советов психолог не дает, клиент сам должен принять решение)
- Психологическое просвещение
Расширение психологических знаний и повышения психологической культуры людей. (лекции, беседы, семинары, психологическое тестирование)
- Коррекционная и развивающая работа
Психологическое тестирование, коррекционные занятия, групповые дискуссии, ролевые игры, социальные и психологические тренинги.
- Психопрофилактика
- ?Рабочее место практического психолога?
См. раздел 6.5.
- ?Оценка деятельности практического психолога?
См. раздел 6.6.
Карандашев В.Н.
Лекция №3от 2409.01.
Тема №6
-
Основные сферы деятельности психологов
- Медицинская сфера (клиническая психология, наиболее сложная и престижная, функции психологического обследования).
3 вида работ в медицинских учреждениях:
- Соматического типа (тело)
- Психиатрические
- Психоневрологические диспансеры центры здоровья
- В сфере образования
В результате сформировано 2 основных типа административной подчиненности психологов
- в конкретных учебных заведениях, школах, дошкольных учреждений, интернатах, ср/проф учебных заведениях, вузах (школьных психолог)
- работа в межшкольных организациях (консультация, консультация по вопросам семьи, брака, трудоустройства)
- В социальной сфере
- Социальных психолог работает на предприятии или фирме (социологическая работа, опросы, общественное мнение)
- Психология политики
- Политические партии, политические решения, их принятие
- Анализ динамики общественного мнения
- Поиск путей воздействия на установки и настроение граждан
- Создание политических портретов
- Работа в учреждении социальной помощи (бюро по трудоустройству, службы занятости)
- Психология труда и организация
Занимается изучением психологических проблем трудовой деятельности, психологических факторов эффективности труда, анализ психологических проблем травматизма, проблемы профессионального обучения.
Разделение на 2-е группы наук:
- Инженерная психология и эргономика (проблемы взаимодействия в системе «Человек-Психика»)
Эргономика – наука о социальной организации рабочего места и орудий труда с учетом психологического фактора.
- Психология труда и организационную психологию (больше занимаются личностями и межличностными отношениями)
- Психология экономики
Занимается широким кругом проблем спроса и предложения, психология предпринимательства, конкуренции, поведения клиента, мошенничества, более развита психология в управлении:
- анализ проблем между руководителем и подчиненным (взаимодействие, конфликты)
- психологические проблемы эффективности руководящего действия.
психология в реклам
- Психология в юридической практике
- психология консультирования
- судебно-психологическая экспертиза
- пенитоциарная психология (исправительная)
- Психология в спорте
Задачи:
- Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов (соревнование, условия тренировки)
- Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок
- Разработка психологических основ предсоревновательных подготовки спортсменов
- Изучение социальных психических явлений в спортивном коллективе (командный спорт)
- Консультативная психология
Тема №7
-
Подготовка профессиональных психологов
- ?Подготовка профессиональных психологов за рубежом?
- ?Профессиональная подготовка в европейских странах?
Большинство программ подготовки психологов в Европейских странах длиться 5-6 лет.
Типы структур: Выделяют 3 основных типа программ психологического образования:
- непрерывное 5-летнее специализированное (с самого начала по определенной специализации)
- непрерывное 5-летнее общее (специальность: психология)
- Прерывистое специализированное образование, типа 3+3 (Великобритания)
Последипломное образование возможно 2-х направлений:
- научное исследование (НИИ)
PhD – диплом (аспирантура), докторская программа – 3, 4 года, обучение в значительной степени самостоятельное, ряд методологических курсов. Главное: разработать и провести исследование, после защита диссертации (Philosophy Doctor).
- практическо-профессиональное
Специальные программы по практическим профессиональным умениям.
- ?Профессиональное психологическое образование в США?
Существуют 3 ступени психологического образования
- Двугодичные колледжи.
После окончания получают степень младшего специалиста (вспомогательный психологический персонал, первичный прием клиентов, практическая психодиагностика, обработка данных)
- Четырехгодичные курсы.
Самостоятельные колледжи или в рамках университетов, степень баккалавров. На этой базе уже можно:
- магистратура, степень мастера, 2 года научно-исследовательской подготовки (преподаватель, исследователь).
- профессиональная школа — 2 года. Обучение практически-ориентированное на практическо-психологическую работу.
- Последипломное образование
P
PhD
PsyD
EdD
Магистратура
Проф шк
hD — около 3-х лет, фундаментальные проблемы
исследование изащита диссертации.
PsyD — доктор психологии, профессиональное
психологическое обучение практической
психологической работы, опыт собственной работы
з
4 года
ащищают.
E
2 года
dD — доктор педагогических наук в сфере психологии, новаторские программы обучения в сфере психологии.
- ? Подготовка профессиональных психологов в России?
1966г. — 3 факультате психологии: ЛГУ, МГУ, ТбилГУ — основные психологические центры.
в начале 80 г.г. — Ярославский университет, и сущ. отделения психологии в ряде других университетов: Казанском, Р-наДону.
С начала 90 г.г. начали открываться программы полной 5-и летней подготовки профессиональных психологов (особенно этот процесс ускорился с 1993 года)
1987 г. — 90 факультетов, на которых готовят психологов
4 года — бакалавр
5лет — специалист
6 лет — магистр МГУ и ЛГУ
В настоящее время существует 2 основных типа программ подготовки профессиональных психологов (020400, и в том и в другом случае):
- один тип программ действует в системе классических университетов (многопрофильные) — присвоение квалификации психолог, преподаватель психологии;
- Стандарты педагогических вузов (учителя различного направления) — специальность — психология, педагог-психолог — специалист в области психологии для работы в области образования, необходимо повышать квалификацию.
Лицензия — право на выполнение определенной деятельности.
Аккредитация — документ, который дает право выдавать документ гос. образца.
В системе педагогического образования существует масса комбинированных специальностей.
- ?Содержание подготовки психологов в России?
Несколько блоков учебных дисциплин:
- обще-гуманитарные и социально-экономические дисциплины
- математические и естественные науки
- обще профессиональная подготовка
- группа специальных дисциплин
- дисциплины специализации
По окончании уметь проводить:
- научно-исследовательскую деятельность
- учебно-воспитательную
- экспертно-консультационную
- социально-коорекционную
- культурно-просветительную
Последипломное образование у нас в стране развито только в педагогической сфере.
Форма: Аспирантура — на базе в/о:
- вступительные экзамены по философии
- по иностранному языку
- по специальности (направление)
3 года при очной, 4 года при заочной системе обучения. Сдача кандидатского экзамена, кандидатской диссертации.
Тема №8
- Психологическое сообщество
- ?Публикации и поиск психологической информации?
Психологические публикации бывают следующего вида:
-
- Научные книги (научный язык, для коллег), монография — один писатель
- Учебники и учебные пособия (широкий систематизированный круг информации, доступный язык)
- Научно-популярные книги и статьи
- Статьи. бывают:
- научного характера (научные журналы, н.п.: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник московского университета, серия №14. Психология», «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Детский практический психолог», «Московский психолого-террапевтический журнал» и журналы смежной тематики: «Вопросы философии», «Вопросы педагогики», «Дошкольное образование»)
Важен широкий обзор литературы!
- Конференции и повышение квалификации (сборник тезисов)
- Профессиональные общественные организации бывают следующих типов
- Национальные психологические организации (общество всей страны), «Ассоциация американских психологов», «Британская психологическое общество», «Российское психологическое общество», создано в 50-х годах.
- Тематической ориентации (общественные организации) по определенным темам, интересам.
- Международная психологическая организация, организация психологов всех стран, а также по интересам: школьная организация психологов.
Тема №9
Профессиональные и личностные качества психолога. Профессиональная этика психолога
- ?Профессиональные качества психолога (значения, умения, навыки)?
см. раздел 17.1.
- ?Личностные качества психолога (уверенность)?
см. раздел 17.2.
- ?Этика профессиональной деятельности психолога?
см. раздел 17.3.