3. Каковы основные задачи юридической психологии?

1. Сформулируйте предмет юридической психологии.

Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. предмет юридической психологии составляют психические явления, имеющие место в сфере правовой деятельности. Другими словами, предметом юридической психологии являются психологические закономерности и особенности психики людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением, правоохраной, а также со следованием правовым нормам или нарушением норм права. 2. В чем отличие юридической психологии от общей психологии? 4. С какими смежными психологическими и правовыми дисциплинами связана юридическая психология?

Юридическая психология развивает и собственные теоретико-прикладные направления, например, обоснование и дальнейшее развитие в конце XX — начале XXI вв. методологии юридической психологии Выступая в роли прикладной науки по отношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов, юридическая психология способствует совершенствованию правового регулирования. Это утверждение красноречиво иллюстрируют современные изменения, произошедшие в правовой системе и практике Российской Федерации. Юридическая психология интегрируется со всей системой права и не ограничивается односторонним развитием лишь судебной психологии. В настоящее время в связи с формированием в Российской Федерации основ правового государства прослеживается более глубокое изучение психологических вопросов правовой социализации личности, социальной обусловленности криминального типообразования, психологии правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, психологии ресоциализации осужденных. Психологические знания проникают и в область гражданского законодательства, семейного, трудового, экологического, финансового, Юридическая психология служит делу неуклонного роста профессионального мастерства юристов, их воспитания и обучения в духе уважения прав и законных интересов граждан, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явлений в юридической деятельности, повышения правовой, этической, психологической культуры. Обеспечивая специалистов-правоведов эффективными, научно обоснованными рекомендациями, юридическая психология содействует разработке наиболее целесообразных приемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности и правопорядка. В данном случае прослеживается ее неразрывная связь с такими научными дисциплинами, как юридическая педагогика, правовая этика, социальная работа и др.

13 стр., 6193 слов

Психология деятельности нотариата

... времени регулировать организацию публично-правовой деятельности нотариата по обеспечению и защите прав и законных интересов физических и юридических лиц в городе Москве. ... и законные интересы физических и юридических лиц, и предупреждающим гражданско-правовые конфликты путем осуществления функций предупредительного правосудия. Нотариальная деятельность осуществляется путем совершения нотариусами ...

Общая задача заключается в научном синтезе юридических и психологических знаний, раскрытии психологической сущности фундаментальных и прикладных категорий права. Постановка и решение частных задач юридической психологии способствует разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правовой деятельности. К ним относятся: – исследование структурных составляющих предмета данной науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя, психологических особенностей профилактики правонарушений и др.; – разработка практических рекомендаций для юристов по осуществлению правоохранительной, правоприменительной и правотворческой функции, улучшению морально-психологического климата в коллективах, занимающихся различными видами юридической деятельности, совершенствование методик профориентации, профотбора юридических кадров; стимулирование их совместной работы; – теоретическое и методическое обеспечение учебной дисципли-ны «Юридическая психология» и связанных с ней спецкурсов, спецсеминаров и практикумов; – обогащение юридической практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации, совершенствование деятельности специалиста-психолога в судебном процессе и др. Новые частные задачи возникают (ставятся) перед юридической психологией в процессе ее развития и обусловливаются внешними, внутренними или ситуативными причинами. Поскольку развитие юридической психологии в настоящее время имеет целенаправленный и расширяющийся характер, то и число задач, ею разрешаемых, будет неуклонно возрастать.

5. Раскройте структуру (основные направления) юридической психологии.

За последние 30 лет юридическая психология приобрела широкий научный диапазон научных знаний, что позволяет выделить в ней общую и особенную части.

Общая часть юридической психологии изучает общие проблемы правовой реальности с точки зрения психологии и включает следующие разделы: 1) методологический, исследующий объект, предмет, задачи, методы и принципы юридической психологии; 2) психологию юридического труда, изучающую психологические закономерности профессионализации и подготовки личности юриста, закономерности формирования специалистов юридического профиля, вопросы профессионального отбора юристов на конкретные должности; 3) правовую психологию, исследующую совместно с теорией государства и права проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания, правовой социализации личности и правоисполнительного поведения; 4) превентивную психологию, изучающую природу и генезис отклоняющего поведения с позиций междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические и другие факторы, обусловливающие социопатогенез.

Особенная часть юридической психологии включает психологические аспекты конкретных отраслей права и регулируемых ими правоотношений: –– психологию уголовного судопроизводства, разрабатывающую психологические проблемы предварительного следствия, судебного разбирательства, а также проблемы судебно-психологической экспертизы. Она органически связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности, психологией межличностного взаимодействия; –– криминальную психологию, исследующую в содружестве с криминологией психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного (проступочного) и преступного поведения, психологию личности преступника и преступных групп; –– психологию оперативно-разыскной деятельности, изучающую психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также вопросы психологического воздействия на криминальные элементы. Это направление ориентировано на психологическое обеспечение работы оперативного состава МВД, ФСБ и других спецслужб; –– исправительную (пенитенциарную) психологию, органически взаимодействующую с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социально положительного поведения и особенно тесно связанную с пенологией — наукой о наказании. –– психологию гражданского правового регулирования, исследующую психологию гражданских правоотношений и гражданского судопроизводства, а также коммуникативную активность сторон гражданского процесса. В качестве отдельных разделов юридической психологии, находящихся в стадии формирования, можно выделить: психологию государственно-правового регулирования; психологию международно-правового регулирования.

10 стр., 4916 слов

Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

... предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но ... общая ценностно-ориентировочная схема личности, так и психологические особенности отдельных категорий преступников[3] . 2. Судебно-психологическая классификация личности С психологической стороны деятельность по ...

6. Кто внес существенный вклад в развитие современных направлений отечественной юридической психологии?

В конце XIX в. судебная психология постепенно оформилась в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями — «законами сознательной жизни человека» («На что должна быть направлена карательная деятельность? Психологический очерк». СПб., 1881).

В другой работе («Психологические типы в их соотношении с преступностью… Частная психология преступности». СПб, 1890) Д.А. Дриль, анализируя общие механизмы преступного поведения, пришел к выводу, что одним из этих механизмов является ослабление у преступников способности «властно руководствоваться предвидением будущего».

Выдающийся юрист А.Ф. Кони, уделяя большое внимание связи уголовного права с психологией, не только читал курс лекций «О преступных типах», но и опубликовал ряд содержательных работ. Так, в очерке «Память и внимание (из воспоминаний судебного деятеля)» он писал: «Судебные деятели по предварительному исследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел на суде должны иметь твердую почву сознательного отношения к доказательствам, среди которых главнейшее, а в большинстве случаев и исключительное, место занимают показания свидетелей, для чего в круг преподавания на юридическом факультете должны быть введены психология и психопатология». Наряду с дальнейшей разработкой проблем судебной психологии характерной особенностью начала XX столетия стало формирование психологической школы права, основоположником которой считается российский и польский юрист и социолог Л.И. Петражицкий — руководитель кафедры истории философии права в Санкт-Петербургском университете. Полагая, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений, Петражицкий социальную обусловленность права подменил психологической обусловленностью. Он утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования — всего лишь их внешние проекции.

25 стр., 12024 слов

Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, ...

... (СИСТЕМА) ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮР. ПСИХОЛОГИИ ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предмет, ... юридической психологии Развитие зарубежной юридической психологии Развитие юридической психологии исторически первоначально осу­ществлялось как развитие правовой психологии - правового мировоззре­ния. С возникновения права, ...

Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. В 1907 г. по инициативе выдающегося российского медика-психиатра и психолога В.М. Бехтерева и российского криминолога, общепризнанного главы русской ветви уголовно-антропологической школы Д.А. Дриля для «изучения мозга и его отправлений…» был создан Научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». В 1909 г. в рамках этого института был учрежден Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться в России как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии определился круг сугубо специфических проблем — изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. Итоги этой работы были обобщены В.М. Бехтеревым в труде «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности» (СПб., 1912).

7. Назовите основные этапы становления юридической психологии за рубежом

В развитии юридической психологии можно выделить два периода: 1) период предыстории, когда начинают складываться отдельные научные взгляды, подходы, установки; 2) период истории, когда наука обретает свои предмет и метод, категориальный аппарат, принципы и т.д. Первоначальный этап возникновения юридической психологии можно отнести к ХVIII в., к эпохе Просвещения, когда прогрессивные мыслители и общественно-политические деятели сформировали современную им концепцию правового государства. Несколько позже Наполеон I с помощью выдающихся юристов (29 членов Совета и двух проконсулов) в довольно короткий срок (1801—1810 гг.) разработал Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Торговое уложение, послужившие основой европейского законодательства на полтораста лет. В XVIII—XIX вв. на основе новой правовой идеологии начинают изучаться преступное поведение и внутренний мир преступника. Широкий общественный резонанс в то время получила работа итальянского просветителя юриста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764), предисловие к французскому изданию которой написал Вольтер. Период середины и второй половины XIX в. характеризовался значительным усилением в Европе интереса к криминальной психологии и криминологии. Это было связано с антропологическим подходом к этим отраслям знаний.

Родоначальником антропологической школы в криминологии, оказавшей огромное влияние на развитие юридико-психологических взглядов того времени, стал итальянский ученый, профессор судебной психиатрии Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», которого в силу его природных особенностей нельзя исправить, как нельзя приручить и сделать домашним животным хищника. Последователи Ч. Ломброзо — Э. Ферри и Р. Гарофало, пересмотрев отдельные положения теории Ломброзо, дополнили перечень биологических факторов преступления и преступности социологическими, что не помешало им тем не менее остаться последователями концепции антропологической школы. В это же время развивалась психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер).

12 стр., 5576 слов

Психология судебных разбирательств

... образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи играет психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, характеристика ... Но это вовсе не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения дела. Обвинительная деятельность прокурора ... план, логика и психология ее построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений. Цель судебной речи - ...

Теоретически и экспериментально Альберт Хельвиг исследовал психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), разрабатывал психологическую технику допроса. Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований у преступников (Ф. Александер, Г. Штауб, А. Адлер, В. Бромберг и др.).

Заключенные обследовались психодиагностическими тестами и другими психоаналитическими методами. Психологи, занимавшиеся проблемами права и правоприменения, стали использовать в то время социально-психологические и криминологические идеи французских социологов Г. Тарда и Э. Дюркгейма. В научно-экспериментальные психологические исследования включились известные юристы и психологи А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгеймер и др. Одним из создателей научного метода в судебной психологии стал француз Альфред Бине (1857–1911) В 1914 г. в Лейпциге вышла работа М. Липпмана «Основы психологии для юристов». Параллельно с этим в Германии вопросы судебной психологии развивали А. Крамер, В.Ф. Лист, С. Яффа и др. А в Англии в начале XX в. была опубликована знаменитая книга Р. Гарриса «Школа адвокатуры», которую по праву можно назвать учебником по судебной (адвокатской) психологии на все времена. Начало XX в. характеризуется также социологизацией криминоло-гического знания. Причины преступности как социального явления

8. Дайте характеристику периода предыстории использования юридико-психологических знаний в России и за рубежом

Первоначальный этап возникновения юридической психологии можно отнести к ХVIII в., к эпохе Просвещения, когда прогрессивные мыслители и общественно-политические деятели сформировали современную им концепцию правового государства (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескьё), а в обществе сложилось новое мировоззрение, одним из революционизирующих принципов которого стал принцип гарантий личностного развития и частной жизни гражданина. С победой в 1789 г. Великой французской революции этот принцип не мог не отразиться на состоянии правосудия. Он повлек за собой отказ от теории формальных доказательств, отделение судебной власти от законодательной и исполнительной, подчинение суда только закону. Была низвергнута «святая» инквизиция, унесшая на кострах и в подземельях миллионы человеческих жизней. Признание обвиняемого перестало быть «царицей доказательств», были отменены пытки и прочие жестокости. Суд стал гласным и состязательным, появились право на защиту и презумпция невиновности. Возник суд присяжных. Расцвела адвокатура. Оправдательный приговор стал законным средством защиты прав подсудимого. Позитивные новации, в том числе касающиеся привлечения психологии в доказательственную деятельность, привели к тому, что об истине перестали говорить как о материальной категории (слово «истина» ассоциировалось с инквизицией).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ... позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ...

Ее стали называть судебной, или юридической истиной, подчеркивая ее приблизительный характер, обусловленный практической невозможностью познания всех обстоятельств преступления.

9. Что положило начало науке юридической психологии за рубежом?

Существенная активизация юридико-психологических исследований началась в конце XIX в. вместе и на основе возникшей экспериментальной психологии (В. Вундт, Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Бине), что привело к появлению судебной психологии. Огромную роль в этом сыграл труд основоположника криминалистики Г. Гросса «Криминальная психология» (1898).

Юридическая психология всегда развивалась в тесном взаимодействии с теорией права. В начале XX в. юридико-психологические воззрения послужили основой для возникновения правового течения, известного под названием психологической школы права, а в 1920-х гг. ее другого направления — реалистической школы права. В 20-х гг. XX в. юридико-психологические исследования получили новый импульс под влиянием общепсихологических течений — бихевиоризма, фрейдизма, гештальтпсихологии, глубинной и когнитивной психологии, парапсихологии и др. В 1921 г. в Вене по инициативе служащего венской полиции У. Тартаруги был создан Институт телепатических исследований в криминалистике, деятельность которого охватывала обширную географию за пределами Австрии. В Нидерландах в 30-е гг. XX в. при одном из старейших учебных заведений мира — Утрехтском университете — была организована кафедра парапсихологии, исследования которой применялись в оперативной работе полиции. Психологии за рубежом принадлежит заметная роль в системе подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Среди наиболее известных публикаций этого направления: Р. Луваж (бельгийский криминалист и психиатр) «Психология и преступность» (Гамбург, 1956); Г. Тох «Правовая и криминальная психология» (Нью-Йорк, 1961).

Развитие судебной психологии проявилось и в целом ряде других направлений. В начале 1960-х гг. юридические школы и психологические факультеты приступили к совместному созданию междисциплинарных учебных программ. Появились первые совместные программы подготовки докторов философии и докторов юриспруденции, а также про-

10. Раскройте основные вехи развития юридико-психологических знаний в России. В России, начиная с XVIII в., потребность в использовании психологических знаний в правовой политике государства стала увязываться с ментальностью народа, необходимостью оказывать просвещающее и воспитывающее воздействие на поданных Российской империи. Этому способствовало и то, что на Руси во все времена видели в законе выражение совести или, как говаривали в древности, правды. Этот традиционный русский взгляд на закон сильно отличался от законодательства западноевропейских стран, где все, как правило, подробно, до мельчайших деталей, регламентировалось. В России XVIII столетия появляются отдельные работы, содержащие тактико-психологические рекомендации ведения следствия, а также исправительного доведения преступника до раскаяния. Так, идеолог промышленников и купцов И.Т. Посошков в работе «Книга о скудности и богатстве» (1724) обобщил использование приемов допроса свидетелей, дающих ложные показания, подробно объяснил, как надо детализировать показания лжесвидетелей, с тем чтобы получить обширный материал для их последующего изобличения. По силе языка, богатству мысли и силе художественного воздействия это сочинение дает полное право причислить Посошкова к первым правоведам, предпринявшим попытку применить психологические наблюдения Известный русский историк В.Н. Татищев изложил основы своего мировоззрения в книге «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), где также затрагивались психологические аспекты права и юридической деятельности.

6 стр., 2805 слов

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

... противоправных информационных воздействий составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности России – этого относительно нового и еще недостаточно разработанного направления ... это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства» ...

11. Каково значение судебной реформы 1864 г. В усилении роли психологических знаний?

В России благоприятные условия для серьезных исследований в области юридической психологии появились после принятия новых Судебных уставов, ставших венцом российской судебной реформы 1864 г. Ее цель заключалась, как писал император Александр II в указе Правительствующему Сенату, в том, чтобы «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого: от высшего до низшего».

Именно в это время начинают складываться объективные условия для применения психологических знаний в деятельности суда и розыске преступников. В этот период наступает расцвет отечественной юридической мысли, переосмысление роли общественности в осуществлении правосудия и проблем взаимоотношений между сторонами в уголовном процессе. Центральным звеном Великой судебной реформы явилось введение 20 ноября 1864 г. суда присяжных. Потребность этого новшества была обусловлена отменой в 1861 г. крепостного права, переходом от феодализма к капитализму, появлением на рынке труда миллионов лично свободных крестьян, что не совмещалось со старой судебной системой, которая не обеспечивала их равенство перед законом и судом, судебную защиту их прав и свобод. Благодаря состязательному уголовному процессу с участием присяжных заседателей, в среде прокуроров, адвокатов и судей начало формироваться новое поколение юристов, которому были свойственны прогрессивное правовое мышление, высокая нравственная и профессиональная культура. Гуманистические психологические установки юристов позволили преодолеть прежнее, казенно-бюрократическое отношение к правам человека, противостоять бездушному чиновничьему менталитету, коррупции, жестокости, формализму, судебным ошибкам в виде незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности неповинных людей В целом судебная реформа положила начало теснейшему и бесповоротному союзу науки и практики, юриспруденции и психологии. Доказательством этому служат актуальные и сегодня работы А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии» (1871), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» (1877).

3 стр., 1182 слов

АФФЕКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

... правовое и криминологическое значение. / В.В. Сидоров— Казань, 1978. — 312с. 27. Ситковская, О.Д. Аффект: Криминально-психологическое исследование. / О.Д. Ситковская — М.: Юрист, 2001. — 290с. 28. Судебная ... М.: Юрист, 2012. — 587с. 17. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов — М.: Норма, 2011. — ... следователь. — 2011. — N 7. 30. Уголовное право России. / Под ред. Б. В. Здравомыслова. — М.: Проспект, ...

В них высказывались идеи использования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов, привлечения к судопроизводству специалистов-психологов.

12. Каковы цели и задачи юридической психологии в настоящее время?

XXI век ставит перед юридическими психологами новые и все более сложные научно-прикладные задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка. Осуществление демократизации и гуманизации системы управления требует коренных изменений в правовой системе.По оценке Заслуженного работника высшей школы РФ, доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора Алексея Михайловича Столяренко, первостепенное значение «…приобрела задача психологического обеспечения курса на создание в России правового государства и гражданского общества. Ее не решить только исследованиями проблем правоприменения, правоисполнения, специальной профилактики и борьбы с преступностью, т.е. по преимуществу следствий, а не основных первопричин состояния законности и правопорядка. Необходим широкий размах исследований и практических разработок по формированию и усилению правоутверждающей деятельности, направленной на формирование “духа права” в обществе, правовой психологии и культуры всех граждан, их правовой активности, конструктивного укрепления психологических позиций права и законности в деятельности государственных структур и сотрудников правоохранительных органов…» Задачи и перспективы развития российского общества, социальные ожидания народов России превращают юридическую психологию в отрасль научного знания, имеющую широкий проблемный простор, далекую научную перспективу и острую практическую актуальность.