Как бы человек не пытался забыть о ней,

психическая энергия напомнит о себе.

И дело просвещения –

научить человечество

обращаться с этим сокровищем

Н.К.Рерих

Тема 1. Психология как наука.

1.1. Предмет и объект психологии.

Психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в середине ХIХ века и является чрезвычайно перспективной, поскольку постоянно расширяет свои возможности, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. Само слово «психология» образовано из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), в дословном переводе означает наука о душе.

Психология – это наука, изучающая объективные закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом исследований психологической науки является психика человека, его сознание и бессознательное, его личность, поведение и деятельность. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психология изучает мир психических явлений, т.е. совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека. К миру психических явлений относят: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования, социально-психологические явления и процессы.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на:

а) познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь);

б) эмоциональные;

в) волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Введением в детскую психологию ... этапе. 3) детерминизма. Любое психическое явление взаимосвязано с другими, объясняется ... ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с ... и В.В Давыдова) Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией ...

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени (активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и другие).

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

Основной задачей психологии как науки является изучения объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

  1. изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
  2. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
  3. исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
  4. содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Психология – одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. К тому же, сами психические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучены.

Психологическая наука в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на него. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний часто более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку очень важно осмыслить причины проблем человечества в целом, и отдельного человека в частности, его психику и сознание. Хозяйственная деятельность человечества (производство товаров, организация торговли, управленческий учет и др.) и конкретного человека предопределяется не только объективной внешней ситуацией, но и содержанием его психики (установки, нравственные ценности, познавательные психические процессы, обучаемость, интернальность – экстернальность).

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... (с 1913 г.); •психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.; •личный опыт человека с 50-хгодов XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи ...

Перспективность психологических исследований вытекает из постоянно возрастающей роли и значения психики и сознания людей в практической деятельности. В будущем наибольшую сложность будут представлять не разработка сложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

1.2. Исторические этапы развития психологии

Психология прошла длительный путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Основные этапы развития психологии следующие.

1-ый этап – психология как наука о душе. Такое определение было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первый трактат «О душе» был написан Аристотелем. И с тех пор психология стала частью философии, что продолжалось вплоть до второй половины ХIХ века.

2-ой этап – психология как наука о сознании возникает в ХVIIвеке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В ХVIIвеке Декарт (1596-1650) сказал «Я мыслю, значит, я существую».

В 1879 г. немецкий ученый Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию. Это событие считается началом самостоятельного научного пути психологии. Основным методом исследования был метод интроспекции, самонаблюдения. Простейшими элементами сознания Вундт считал отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения, по мнению Вундта, являются объективными элементами сознания, а к субъективным он отнес чувства.

В России в 1885 году В.М. Бехтерев (1857-1927) организовал первую экспериментально-психологическую лабораторию, он же основал в 1908 г. Психо-неврологический институт. Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905), который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам.

3-ий этап – психология как наука о поведении (с первой половины ХХ века).

Представители данного направления считали, что задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались и не исследовались. Психология как наука о поведении очень активно развивалась в Европе и США. Это направление сохраняется и сегодня и называется бихевиоризм.

4-ый этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (с середины ХХ века и по настоящее время).

Современная психологическая наука развивается по целому ряду направлений. Рассмотрим некоторые из них.

Психоанализ (от греч. psyche – «ду­ша» + analysis – «разложение, расчленение») – направление в психологии, основанное З. Фрейдом в конце ХIХ века (фрейдизм); развивалось из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психики включала в себя три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, желания в область бессознательного. Но все же бессознательное проявляется в описках, обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах. В дальнейшем структура психики человека была несколько видоизменена: в ней были выделены три психические инстанции (1920-е гг.):

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые ... для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие ...

1) Оно (Id) – инстинктивные увлечения, главное здесь – удовольствие;

2) Эго (Ego) – психологическая связь, обеспечивающая взаимодействие Оно с внешним миром;

3) супер-Эго (Super-ego) – социальные запреты, нормы, идеалы. Эго согласует противоположные силы в психике человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – «поведение») – ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека (Л. Халл, Б. Скиннер, Х.Ю. Айзенк).

В основе бихевиоризма лежит понимание человеческого поведения как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, недоступных для непосредственного наблюдения механизмов отвергаются как философские спекуляции. Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913 г.).

Сильными сторонами бихевиоризма считаются разработанные новые методики эксперимента, вовлечение в психологию математических средств обработки эмпирических данных. Однако бихевиоризм был подвергнут серьезной критике в отечественной и зарубежной психологии за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как воля, мышление, сознание, за игнорирование со­циальной природы психики и, как следствие этого, примитивизацию человеческого поведения.

Гештальтпсихология – психологическое направление, получившее распространение в Германии в 1910-1930 гг. Берлинской школой был разработан наиболее удачный вариант целостного подхода к анализу определенных психических явлений и процессов. Сводя психологические законы к законам физиологии мозга, гештальтпсихология не отказывалась от методики самонаблюдения. Гештальтисты проводили анало­гию между сознанием, понимаемым как динамическое целое, и электромагнитными полями в физике. Единицей анализа гештальтполя выступают соответственно гештальтно целостные структуры, не сводимые лишь к сумме ощущений, из которых они образованы. Гештальтпсихология подвергла резкой критике структурализм и бихевиоризм и предложила новые понятия, такие как проблемная ситуация, инсайт и т. д. В 1920-е гг. М. Левин пытался усовершен­ствовать слишком уж физические схемы гештальтистов, введя личностное измерение. С началом Второй мировой войны большинство последователей школы перебралось в США. Здесь идеи М. Вергеймера, Д. Келлера, К. Коффки оказали значительное влияние на необихевифизм, когнитивную психологию, развитие системного подхода к науке. Среди наиболее ярких минусов гештальтпсихологии критики (в частности, Л.С. Выготский) выделяли антиисторизм и антигенетизм, с конца 1970 г. интерес к ней появился вновь.

10 стр., 4524 слов

Модуль 2. Психология развивающейся личности

... Закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни 3. Психологические закономерности управленческой деятельности 4. Психологические особенности творческой деятельности людей 5. Психологические проблемы обучения и воспитания 10. Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно ...

Гуманистическая психология (от лат. humanus – человечный) – ряд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения гуманистическая психология выделилась в начале 1960-х гг. В США в 1962 г. под председательством А. Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрела большую популярность и в Европе. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс. В. Франкл, и др. Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимания того, чем является здоровая и творческая личность, ориентированная не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Было постулировано, что цель человеческого существования самоактуализация, суть которой в максимально полном раскрытии и развитии потенциальных возможностей и способностей личности. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. В этом направлении активно используется постулат о целостности человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм).

И сама гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку этой целостности. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены, и он не принуждается внешними обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

В отечественной психологии применяется деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, К.А. Абульханова-Славская и др.).

В рамках научной школы С. Л. Рубинштейна был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, а работах А.Н. Леонтьева теоретически и экспериментально раскрыта проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. В деятельностном подходе постулируются следующие положения: деятельность и психика образуют единство, при этом деятельность выступает движущей силой развития психического отражения; в структуру деятельности может быть включено использование орудий или знаков, что характерно для человеческого (исторического) этапа развития психики. В рамках традиции теории деятельности А.Н. Леонтьева, среди компонентов деятельности выделяют следующие иерархически организованные уровни: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные средства, с помощью которых деятельность реализуется.

1.3. Отрасли психологии

Задачи, которые решает современная психологическая наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Среди отраслей психологии имеются следующие.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания людей. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастные особенности процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека – быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи и т.п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Экономическая психология – отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, народов, а также экономическое поведение, основанное на них.

Экономическая психология, представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, использует теоретические положения и методы различных отраслей психологии и экономических дисциплин, а также социологии, биологии, антропологии, философии, изучая аспекты экономического поведения, начиная от хозяйственной деятельности индивида и кончая экономической политикой стран. Экономическая психология отличается от экономических наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них.

Все отрасли психологии возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии) к тем или иным случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью ...

1.4. Методы исследования в психологии

К основным методам исследования в психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях. Виды наблюдений:

— житейское (ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер) и научное (организованное, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике);

— включенное (предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает) и невключенное (без участия исследователя в деятельности);

— кратковременное (срез) и лонгитюдное (длительное, иногда в течение нескольких лет).

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Виды экспериментов:

  • лабораторный, протекающий в специально организованных условиях с применением специальной аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией;
  • естественный, когда изучение осуществляется в естественных условиях жизни и деятельности людей;
  • констатирующий, когда изучаются лишь необходимые психологические явления (констатация факта);
  • формирующий, в ходе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Часто используется в психологических исследованиях метод опроса, который подразделяют на: а) опрос устный (беседа, интервью), б) опрос письменный, опосредованный, с помощью заранее подготовленных письменных текстов, опросников.

Интервью применяется в основном в клинической психологии, при консультировании, в процессе индивидуальной психологической коррекции. Личностные опросники предназначены для исследования индивидуальных личностных особенностей человека при личном ответе на вопросы. Поскольку личность человека определяется многими составляющими ее свойствами (чертами), опросники, как правило, содержат несколько шкал, каждая из которых измеряет степень выраженности данного свойства у данного человека. О личности в целом судят по взаимному сочетанию оценок по каждой шкале. Интерпретация этих данных – своего рода искусство, основанное на глубоких знаниях психологии личности. В связи с трудоемкостью создания опросника, как правило, в исследованиях используют уже готовые, проверенные опросники (опросник Айзенка, Кеттелла, ММРI и др.).

В психологических исследованиях часто используют метод анализа результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей (письма, заметки, изобретения и пр.).

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... обучения в ВУЗе Психологические проблемы студентов 6. Психическое развитие во взрослости Основные тенденции психического развития во взрослости ... прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки ... опыта Коллаж Драматический этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на ...

Тестирование – исследование с помощью тестов. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое психология? Какие задачи стоят перед психологической наукой?
  2. Как можно определить психику?
  3. Опишите и сравните предмет и объект психологии.
  4. Для чего необходимо изучать психологию? Для чего необходимо изучать психологию специалисту сфере экономики и торговли (коммерсанту, рекламисту, менеджеру, бухгалтеру и т.д.)?
  5. Сформулируйте определения следующих терминов: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования, социально-психологические явления и процессы.
  6. Перечислите основные этапы развития психологии. Какие задачи ставили перед собой исследователи на каждом из этапов?
  7. Расскажите об основных направлениях исследования психических явлений (психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, бихевиоризм).

    В чем особенности деятельностного подхода в отечественной психологии?

  8. Какие отрасли существуют в современной психологии? Какие явления изучаются в рамках каждой из них?
  9. Каковы взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний (философией, социологией, историей, педагогикой, медициной, экономикой и др.)?
  10. Назовите основные методы психологических исследований. Дайте им краткую характеристику.

Практические задания

Задание 1. Напишите несколько пословиц, несущих психологическое содержание.

Задание 2. Напишите список известных вам психических свойств человека: трудолюбие, эгоизм, настойчивость и т.д. В него следует включить любые слова независимо от стиля (научные, литературные, разговорно-бытовые, жаргонизмы), знака (характеризующие человека положительно или отрицательно) и формы (отдельные слова или словосочетания).

На выполнение этой части задания отводится 30-40 минут. Для удобства последующей работы со словарем личностных черт слова рекомендуется нумеровать и располагать столбиком.

В словаре личностных черт зафиксирована довольно значительная часть индивидуального психологического опыта человека, т.е. житейские психологические знания. С целью количественной и качественной их оценки по таким параметрам, как объем (полнота), знак (положительность-отрицательность) необходимо проделать следующий анализ.

Мерой полноты психологического опыта является объем словаря. Оцените свой показатель с данными словаря С.И. Ожегова, в котором зафиксировано 1300 подобных слов. Для этого вычислите (в процентах) отношение количества написанных вами слов с количеством слов в словаре С.И. Ожегова (1300).

Сравните этот показатель с аналогичными показателями членов своей группы.

Психологический опыт может иметь разную смысловую окраску: положительную или негативную. Для его оценки по данному параметру необходимо подсчитать процентное соотношение слов в зависимости от их смысловой окраски: положительной, отрицательной, неопределенной. В идеале две первые группы слов должны быть уравновешенными. Преобладание одной из них свидетельствует о доминировании соответствующей смысловой окраски личного психологического опыта.

4 стр., 1524 слов

Задания по психологии для самостоятельной работы. Тема. Психические свойства

... запах; в) красота; г) чистота; д) пение; е) интонацию. Задание 5. Какие психологические черты описывают отношение человека к людям, особенности его общения ? а) аккуратность; б) трудолюбие; ... Задание 2. Существуют люди, чьи психологические характеристики провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Таких людей называют перманентно конфликтные. Установите соответствие между типом личности и его ...

Задание 3. Напишите несколько жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.

Задание 4. Напишите, какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии.

Задание 5. Какие отрасли психологии решают следующие задачи:

1 . Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.

2. Установить причины повышенной конфликтности в трудовом коллективе.

3. Выявить условия эффективного запоминания информации.

4. Выявить психологические причины аварийности на производстве.

5. Разработать методы работы с пожилыми людьми в доме престарелых.

6 . Оценить эффективность системы обучения новых сотрудников фирмы.

7. Разработать систему методов и приемов привлечения покупателей в магазин обуви.

8. Выявить психологические причины различного уровня продаж в двух сменах магазина женской одежды.

9. Разработать психограмму профессии «торговый агент».

10. Выявить психологические особенности процесса приобретения товаров покупателями различного пола.

11. Определить эффективность рекламной кампании.

12. Выявить влияние личностных особенностей менеджера по продажам на успешность профессиональной деятельности.

Задание 6. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

а) Психические свойства – это наиболее … и постоянно … особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень …, типичный для данного человека.

б) Психология – это наука, изучающая … возникновения, развития и проявления … и сознания человека.

в) Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие … и осознание человеком … окружающей действительности.

г) Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком …, в содержание которых входит особое сочетание … и умений.

д) Психические состояния – это определенный уровень … и качества … психики человека, характерный для него в каждый …

е) Психические образования – это …, формирующиеся в процессе … человеком … и … опыта, в содержание которых входит особое сочетание …, навыков и умений.

ж) Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, … взаимодействием, общением и … людей друг на друга и их принадлежностью … общностям.

Задание 7. Проверьте качество усвоения информации по теме с помощью тестовых заданий. С этой целью воспользуйтесь сборником тестовых заданий.