Раздел 3. Процесс психологического консультирования

Тема 9. Теоретические подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии

  1. Духовно-ориентированный подход к психологическому консульти­рованию Т.А.Флоренской. «Эмпирическое обыденное Я» и «Духовное Я» в структуре личности человека. Осознание клиентом реальности своего «Ду­ховного Я» как основная задача консультанта. Консультативные условия реализации данной задачи.
  2. Диалогический подход к психологическому консультированию А.Ф.Копьева. Достижение высших степеней диалогичности общения через самообнаружение личности. Формы блокады диалогической интенции: психологическая интоксикация, эстетизация личностных проблем, мани­пуляция-пристрастие.
  3. Реконструктивный подход к психологическому консультированию Б.М.Мастерова. Базовые элементы субъективной картины мира клиента и глубинные категории его бытия: пространство, время, оценка.
  4. Концепция деполяризации оценочных позиций С.А.Капустина. По­нятие оценочной позиции, причины полярности оценочных позиций кли­ентов и способы их деполяризации.
  5. Взгляды на психологическое консультирование отечественных психоло­гов Ю.Е.Алешиной, Г.С.Абрамовой, В.Ю.Меновщикова, Н.Н.Обозова и др.

Литература

Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведе­ний. — М.: Академия, 2000.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологиче­ского консультирования: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2003.

Капустин С.А Деполяризация оценочной позиции клиента как метод психологического консультирования // Вестник Московского университе­та. Серия 14. Психология. 1994. № 3.

Копьёв А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. -1992.-№2.

Меновщиков П.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

Обозов Н.Н Психологическое консультирование (методическое по­собие).

-СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993

Флоренская ТА. Диалог в практической психологии: Наука о душе. -М.:ВЛАДОС, 2001.

3 стр., 1339 слов

Сравнительный анализ приемов интерпретации речи в различных психологических ...

... психологических подходах. Объект исследования – интерпретация речи как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы. Предмет исследования – различные приемы интерпретации речи в практике психологического консультирования. ... Донской. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с. 16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с. ...

Тема 10. Консультативный контакт

  1. Консультативный контакт как универсальный фактор эффективности консультативного взаимодействия, его определение.
  2. Особенности консультативного контакта: интимность, асимметрич­ность, специфичность целей, эмоциональность, ограниченность по време­ни, динамичность, интенсивность, безопасность.
  3. Основные составляющие консультативного контакта: создание тера­певтического климата и владение консультантом средствами (навыками) поддержания консультативного контакта.
  4. Характеристика физических составляющих терапевтического клима­та: оборудование места консультирования (сеттинг), структурирование пространства и времени.
  5. Основные терапевтические установки психолога-консультанта: эм-патия, безусловное положительное отношение, аутентичность (конгруэнт­ность).

    Понятие терапевтической субличности консультанта.

  6. Средства поддержания контакта с клиентом: вербальные (прямые и косвенные), невербальные и паравербальные. Технология присоединения к клиенту («зеркализации»).
  7. Осознавание и свобода как два основных континуума пространства терапевтических отношений. Основные типы терапевтических отношений: манипуляция, конфронтация, опека и вдохновение.
  8. Понятие «присутствия» клиента в отношения. Доступность и экс­прессивность как основные формы присутствия. Основные уровни ведения беседы в зависимости от глубины контакта (Дж.Бьютженталь).

Литература

Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Бадхен А. А. Пространство терапевтических отношений // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Родиной. — СПб.: Европейский дом, 2002.

БьюджентальДж. Искусство психотерапевта. — СПб.: Питер, 2001.

Гагин Т.В., Казакевич С.С. Модели НЛП в работе психолога. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Кояюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

Тема 11. Типы клиентов и особенности отношений в системе «психолог — клиент»

  1. Характеристика основных мотивационных ориентации клиентов: де­ловая, рентная и игровая (В.В.Столин).
  2. Классификация типов клиентов по характеру запроса на психологи­ческую помощь, особенностям восприятия психических явлений, способу работы со своими проблемами, в зависимости от пола и особенностей те­лосложения (Н.Н.Обозов).

    Типология «трудных» клиентов.

  3. Позиции психолога консультанта в консультативном диалоге в зави­симости от типа клиента (Н.В.Самоукина).

    18 стр., 8707 слов

    Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений

    ... а предметом исследования – специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений. Учитывая актуальность проблемы межличностных внутрисемейных отношений на современном этапе развития общества, ... контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения ...

    Особенности работы с различ­ными категориями клиентов.

Литература

Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологиче­ского консультирования: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2003.

Обозов Н Н Психологическое консультирование (методическое по­собие).

-СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993

Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консуль­тирование, тренинги. — М.: Интор, 1997.

Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столика В.В. — М.: Педагогика, 1989.

Тема 12. Этапы и фазы психологического консультирования

  1. Консультативная беседа как основной метод психологического кон­сультирования. Типы консультативных бесед: начальная, процессуальная, завершающая и поддерживающая. Характеристика основных подходов к структурированию процесса психологического консультирования.
  2. Фазы психологического консультирования по В.В.Столину: опреде­ление проблемы, рабочая фаза, решение о действии. Эмоциональные фе­номены в процессе психологического консультирования: установление контакта с клиентом (раппорта), перенос и контрперенос, сопротивление, приобретение личного суверенитета. Типичные формы проявления пере­носа и сопротивления на разных этапах консультативной беседы, их функ­ции и способы обращения с ними.
  3. Структура консультативной беседы по Ю.Е.Алешиной: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; оказание психологического воздействия; завер­шение беседы.
  4. Пятишаговая модель интервью А.Е.Айви: установление взаимопо­нимания и структурирование отношений с клиентом; сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента; определение желаемого результата; выработка альтернативных ре­шений; обобщение и переход от обучения к действию.
  5. Место психодиагностики в психологическом консультировании.
  6. Терапевтическое соглашение, его содержание и функции. Психоло­гический анамнез. Понятие консультативной гипотезы. Гипотеза о связях.
  7. Границы возможностей психологической помощи в рамках психоло­гического консультирования. Возможные уровни коррекционной работы: уровень окружения, уровень поведения, уровень представления о возмож­ностях, уровень убеждений и ценностей, уровень «Я» и уровень духовно­сти (Т.В.Гагин).

Литература

Айви А.Е, Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консуль­тирование и психотерапия. Методы, теории и техники, практическое руко­водство. М.: б/и, 1999.

Алешина ЮЕ Консультативная беседа//Введение в практическую социальную психологию. — М.: Смысл, 1996.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Гагин Т.В., Казакевич С С. Модели НЛП в работе психолога. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ... Цель психологической службы образования. Чем выше уровень профессионализма, тем более отчетливо и осознанно специалист понимает цель а, ...

Глэдинг С. Психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2002.

Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологиче­ского консультирования: Проблемный подход. — Киев, 1995.

Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. -М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

Капустин С А. Границы возможностей психологического консуль­тирования // Вопросы психологии. 1993. №5.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

ЛосеваВ.К., ЛуньковАИ. Рассмотрим проблему… -М.: А.П.О., 1995.

Певзнер М.М. Процесс консультирования // Мастерство психологи­ческого консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Родиной. — СПб.: Европейский дом, 2002.

Тема 13. Технология консультативного взаимодействия

  1. Основные методы психологического консультирования: понимание, эм-патия, интерпретация, маевтика. Их связь с режимами работы сознания. Хроно­топ психологической консультации: «там-и-тогда» / «здесь-и-теперь».
  2. Нерефлексивное и рефлексивное слушание как основные состав­ляющие методов понимания и эмпатии. Приемы нерефлексивного слушания: поощрение/поддержки, угу-техника, техника минимальной поддерж­ки, молчание. Эмпатическое слушание.
  3. Техники активного (рефлексивного) слушания: техника уточнения, перефразирование высказываний клиента, отражение чувств, обобщение и резюмирование.
  4. Особенности использования вопросов в психологическом консуль­тировании. Виды вопросов: закрытые, открытые, прямые, опосредованные, лично направленные, безадресные, проективные, скрытые, вопросы-меню. Техника коротких вопросов.
  5. Мета-модельные нарушения в речи клиентов и способы их устранения.
  6. Техники работы с чувствами клиентов: отражение чувств, акцентирова­ние эмоциональных переживаний, техника альтернативных формулировок.
  7. Техники проверки консультативных гипотез: расспрос, анализ кон­кретных ситуаций из жизни клиента.
  8. Интерпретация как метод и техника консультирования. Виды интер­претаций по содержанию и времени предъявления. Правила подачи интер­претации. Техника конфронтации, ее виды и особенности применения. Са­мораскрытие консультанта. Обратная связь и принципы ее построения.
  9. Понимающее и влияющее консультирование, условность деления в зависимости от теоретической ориентации специалиста и стадии работы. Информирование, направление, директивы, влиятельное обобщение, пара­доксальное воздействие и другие техники влияющего консультирования.

Литература

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ... Цель психологической службы образования. Чем выше уровень профессионализма, тем более отчетливо и осознанно специалист понимает цель а, ...

Бадхен А.А , Соловейчик М.Я. Навыки консультирования // Мастер­ство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Ро­диной. — СПб.: Европейский дом, 2002.

Глэдинг С Психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2002.

Джордж Р., Кристианы Т. Консультирование: теория и практика. М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

Мэй Р Искусство психологического консультирования. — М.: Неза­висимая фирма «Класс», 1994.

Трунов Д. Г Техника перефразирования под увеличительным стеклом // Журнал практического психолога. 1998. № 4.

Хембли Г Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает по­могать другим по телефону. — Одесса: Версия, 1992.