Исследование психических процессов

Заключение

По результатам экспериментально-психологического

Исследования N

От 12.07.2016г.

Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей психических процессов для решения вопроса о наличии патопсихологического симптомокомплекса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики: анализ медицинской документации, наблюдение, метод клинической беседы, ЭПИ – методики: таблицы Шульте, устный счёт, 10 слов, Мюнстерберг, ассоциативное запоминание, исключение предметов, исключение слов, сравнение понятий, логические связи, объяснение пословиц.

При проведении психологического обследования испытуемый идет на сотрудничество, задаёт вопросы, но они скорее не уточняющие, а отвлекающие от задания. Внешний облик не отмечен дизонтогенетическими признаками, ногти не стрижены. Речевых нарушений нет. Контакт носил вначале формальный характер, затем стал неформальным и сохранился таковым до окончания эксперимента. Жалоб на снижение умственной работоспособности, памяти не предъявляет. Фон настроения ровный, слегка сниженный. При проведении эксперимента выполняет задания медленно, но старательно. Работоспособность снижена. Инструкции понимает не всегда. К ошибкам не критичен. Настаивает на ложном варианте ответа, считая его правильным. Помощь эксперементатора использует не всегда продуктивно. Нарушение регуляции поведения, неустойчивость мотивов.

Инициативное общение не затруднено. Испытуемый моторно возбуждён: ерзал на стуле, трогал одежду, теребил пальцы. Мимика и жесты неестественны. Каждые несколько секунд смотрел на выключатель или на потолок. Галлюцинации отрицает.

Исследование психических процессов.

Объём внимания низкий. Внимание неустойчиво. Время отыскивания чисел по таблицам Шульте: 50, 49, 80, 81, 92 секунд. При норме 40-50 секунд. Истощаемость внимания. Испытуемый постоянно спрашивал : «Здесь точно 25 цифр, а не 26?» Отсчитывание 100-7 выполняет медленно, с ошибками верно. Концентрация внимания низкая. По Мюнстенбергу нашел за 2 минуты всего 5 слов.

Непосредственное в меру продуктивно с тенденцией к врабатываемости. Мнемограмма 5, 6, 7, 7, 8, 9 10,10 слов из 10. Отсроченное воспроизведение — 8 слов. Уровень ассоциативного запоминания снижен КОЗ = 70% (10,5 из 15).

Характерно нарушение опосредованной памяти по сравнению с непосредственной. Это означает, что мышление не помогает, а мешает процессу запоминания.

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Задачи психологии Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия ... явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его ...

При исследовании мыслительной деятельности — операции обобщения, исключения вызвали у испытуемого существенные затруднения. Операциональная сторона мышления нарушена. Концентрация на латентных признаках предметов, опора на второстепенные, поверхностные признаки.

В задании (лист, почка, кора, дерево, сук) ничего не выбрал, так как «всё дерево, здесь только дерево и выбрать ничего нельзя»

В задании (ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать) перебрал все варианты, но ни одно объяснение не было доступно логике экспериментатора.

В задании (дом, сарай, изба, хижина, здание) выбрал «здание», нообъяснение не было доступно логике экспериментатора. «Здание это объёмное, а остальное туда».

В задании (темный, светлый, голубой, ясный, тусклый) перебрал все варианты, но ни одно объяснение не было доступно логике экспериментатора. «Ясным может быть и телефон, тусклый потемнее, тёмный отличается, это всё темные цвета, кроме светлого».

В задании (гнездо, нора. муравейник, курятник, берлога) выбрал верный вариант «курятник», но объяснение было недоступно логике экспериментатора «курятник стоит снаружи, а остальное внутри».

Методика «исключение предметов» также вызвала затруднения. В задании (зонт, фуражка, пистолет, барабан) выбрал «пистолет», «так как он стреляет». В задании (корабль, воздушный шар, машина, самолёт) выбрал корабль, «так как он по земле не ходит». Испытуемый не настаивал на своих ошибочных суждениях. В задании (птица, стол, очки, молоток) выбрал «птицу», но объяснение было недоступно логике экспериментатора «птица не связана с работой».

При выполнении методики «сравнение понятий» так же выявлены множественные нарушения процесса мышления. Нарушен мотивационный компонент (выявлено соскальзывание, резонёрство, снижение целенаправленности мыслительной деятельности, нарушение критичности мышления. Нарушена операциональная сторона мышления. Концентрация на латентных признаках предметов, опора на второстепенные, поверхностные признаки. Ослаблен категориальный строй мышления. Нарушена способность к обобщению. Динамика мышления нарушена (ускорена) побочные ассоциации не оттормаживаются. «Общее между утром и вечером это режим, утро вечера мудренее», «между рекой и птицей земноводные не насекомые», «стакан и петух пить», «ботинок и карандаш это детство, потом в туфлях ходят,в сапогах, а это всё старое», «между очками и деньгами общее то, что очки покупают за деньги», «золото и серебро? общее железо ископаемое», «волк и луна ночью». Сравнивал несравнимые понятия. Операции анализа и синтеза нарушены.

Пословицы трактует замысловато и совершенно непонятно. Например «Куй железо пока горячо» означает «Пока молодой не делай глупостей, надо думать, чтобы не навредить и нельзя ошибиться». Образование абстрактно-логических связей по аналогии совершенно недоступно даже с помощью экспериментатора. Объяснения не поддаются логике экспериментатора.

9 стр., 4200 слов

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

... или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, ... выбор темы контрольной работы: «Мышление как высшая форма познавательной деятельности». Цель контрольной работы: изучение мышления как высшей формы познавательной деятельности. Задачи контрольной работы: рассмотреть ...

 

Таким образом,психологическое исследование выявляет:

Эмоциональная сфера:

-неадекватные по амплитуде и направленности реакции.

-обеднение социально-направленных эмоций

Мотивационная сфера:

-искажения регуляции деятельности.

-парадоксальность мотивов и ослабление побудительной функции мотивов.

-недостаточность социальной регуляции деятельности и поведения,

неадекватность самооценки.

-Контакт с одной стороны неформальный, но с другой субъективное ощущение у экспериментатора негативное».

-Фиксация внимания на случайных, причудливо выхваченных из общего контекста деталях.

-Недостаточная эмоциональная окраска высказываний, монотонность.

Внимание:

-сохранность непроизвольного (объема, устойчивости) и нарушение произвольного внимания (концентрации и переключаемости).

-Нарушение избирательности внимания.

Память:

-Нарушен мотивационный компонент памяти

-Характерны нарушения опосредованной памяти, по сравнению с непосредственной.

Мышление:

-Нарушения мотивационного компонента: соскальзывания, разноплановость, резонерство, снижение целенаправленности мыслительной деятельности, нарушение критичности мышления, снижение эмоциональной наполненности суждений.

-Нарушение операциональной стороны: искажение процесса обобщения по типу актуализации латентных или несущественных признаков, опора на второстепенные, поверхностные признаки. Испытуемого не смущают необычные суждения.

Ослабление категориального строя мышления.

Снижение уровня обобщения.

-Динамика мышления: ускорение динамики мышления (не оттормаживает лишние, побочные ассоциации).

 

 

Исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить наличие у испытуемого шизофренического патопсихологического симптомокомплекса (данный симптомокомплекс характерен при таких заболеваниях как шизофрения, шизоаффективные расстройства (вариант МДП), шизотипическое и шизоидное расстройство личности).

 

 

психолог _____________Жариков А.А.