Информационные технологии в современности

Информационная технология (ИТ) — это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны — изменениями в экономике, а с другой стороны — новыми возможностями информационных технологий.

Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.

Расширение применения сети Интернет. С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины).

Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

3. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

24 стр., 11990 слов

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

... информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством ... детей, имеющих общее недоразвитие речи. Предмет исследования: процесс использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с общим недоразвитием ...

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менеджеров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов (ICCP).

В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах, Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

Основой всех кодексов служат десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять моральных постулатов).

1. Вы не будете использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Вы не будете создавать помехи и вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей.

3. Вы не будете совать нос в файлы, не предназначенные для свободного использования.

6 стр., 2929 слов

Психологическое воздействие компьютера на человека

... к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни и профессиональной деятельности. Информационная сфера, являясь ... доступа к такого рода информации детей. В последние годы потенциал самого компьютера оказывает на систему образования ... шаги по педагогическому осмыслению проникновения новых коммуникационных технологий (НКТ) в образование. В данный момент ...

4. Вы не будете использовать компьютер для воровства.

5. Вы не будете использовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Вы не будете использовать ворованное программное обеспечение.

7. Вы не будете использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

8. Вы не будете присваивать чужую интеллектуальную собственность.

9. Вы будете думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете.

10. Вы будете использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Во всех кодексах наряду с перечисленными заповедями и общечеловеческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т. п.) содержатся нормы, основанные на соблюдении четырёх главных моральных принципов: privacy (тайна частной жизни), accuracy «акьераси"(точность), property «пропети"(частная собственность) и accessibility «аксессибилати» (доступность).

Модель компьютерной этики, основанная на этих принципах получила название РАРА по первым буквам слов, составляющих сущность модели.

Современная жизнь, производство, здравоохранение и прочие сферы деятельности человека сегодня немыслимы без информационных технологий: каждая из сфер нуждается в переработке огромного количества информации, а также в информационном обслуживании. Наиболее оптимальным и единственно универсальным средством обработки информации является компьютер, исполняющий роль дополнительного усилителя интеллектуальных способностей человека.

Информационные технологии, как неотъемлемая составляющая современной жизни человека, позволяют управлять огромными потоками информации с применением компьютеров (вычислительной техники).

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... методика проведения: идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, ... Что дальше? – диспут. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра. Чувство взрослости ... определённого алгоритма действий: - изучение ситуации; - сбор информации; - планирование; - формирование микрогрупп и назначение ... другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в ...

В целом, информационные технологии — это комплекс инженерных и технологических наук, обеспечивающих организацию жизнедеятельности современного общества. ИТ способны обрабатывать информацию, хранить огромные объемы информации, а также передавать информацию в краткие сроки на любые расстояния.

Стремительно растущий потенциал информационных технологий обеспечивает столь же стремительное сокращение издержек в производственной сфере, способствует облегчению и улучшению уровня жизни, открывает все новые и новые возможности для людей. Поскольку нововведения информационных технологий проявляются в каждой сфере жизнедеятельности человека (работа, семья, образование, обслуживающий сектор, отдых и пр.), на сегодняшний день все сложнее представить жизнь без ИТ.

По оценкам специалистов, в настоящее время в США более 65% трудоспособного населения так или иначе задействовано в сфере информационных технологий, а в России — более 40%. Если до начала 80-х годов прошлого века информационные технологии были представлены огромными ЭВМ, применяемыми лишь для внутренних нужд корпораций или исследовательских институтов, то в настоящее время практически весь мир окутан взаимосвязанными между собой сетями. Благодаря информационным технологиям, сегодня созданы миллионы рабочих мест с помощью распространяющихся в сетях услуг.

Поскольку информационные технологии обеспечивают минимальные расходы при обработке, хранении и передаче информации, производственная сфера, в которой задействованы ИТ, стала более рентабельной. Более того, непрерывно развивающиеся информационные технологии постоянно предлагают все новые и новые продукты (программное обеспечение, вспомогательные процессы и пр.), производство которых, как правило, перенесено в страны третьего мира, что позволяет не только обеспечивать работой население, но и сократить стоимость вспомогательных продуктов.

5 стр., 2028 слов

«Информационный человек»

... , от самого себя, ибо в "информационном обществе" информационные технологии окажутся посредником не только в отношениях человека с другими людьми, но и в его отношении с ... пустота, по определению Фромма, то для "человека информационного" пустота необходима вдвойне. Иначе податливость человека к восприятию информации окажется не беспредельной, что создаст помехи на ...

Ни один современный человек не станет отрицать огромную роль информационных технологий в его жизни. Более того, вряд ли сегодня можно назвать хоть одну сферу, где прямо или косвенно не задействованы информационные технологии. Это и серьезные производственные процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность человека, и весь спектр услуг, и даже отдых — каждый сегмент работает благодаря ИТ.

Представьте себе современного школьника: он не пойдет в библиотеку, чтобы отыскать необходимую для реферата литературу. Буквально за несколько минут, задав поиск в Интернете, он скачает массу необходимой информации, которую затем попросту скомпонует. Во многих учебных заведениях все большей популярностью пользуются электронные учебники, в которых накоплена вся необходимая для учебного года информация. Школьнику уже нет необходимости таскать тяжеленные ранцы, достаточно взять с собой компактную электронную книгу — одну! Более того, ученики даже домашние задания могут делать в сети Интернет, получая задание, решая его и отправляя на проверку преподавателю.

Этот небольшой пример говорит о том, что информационные технологии все глубже и глубже проникают в современную жизнь, наполняя ее практичностью, удобством и комфортом. Информационные технологии — это настоящее и будущее человечества, и общество уже не сможет отказаться от такого комфортного помощника и советчика.

Информационные технологии в жизни самого обыкновенного человека играют огромное значение, оспаривать которое уже никто не осмелится. ИТ стимулируют развитие самых разнообразные сфер деятельности человека, начиная с узкоспециализированных областей тяжёлой промышленности вплоть до социальных сетей.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... агентствами, всевозможными компаниями с целью убить свободное время людей. Информация, которая призвана привести к тому, чтобы у нас ... быстрое развитие. Управление людьми стало осуществляться с помощью воздействия на их сознание. Надо убедить людей, что им гораздо ... гражданской войны, это было просто массовым уничтожением. Внушение, обработка массового сознания в одном направлении носит абсолютно ...

Даже самые простые операции на современном предприятии принято проводить при помощи компьютеризованных систем. Использование последних разработок в области технологий и технических средств не всегда в состоянии решить ряд возникших проблем, но упростить их в значительной степени информационным технологиям под силу. Более чётко этот процесс прослеживается на сложных участках аналитической деятельности в ходе формирования отчётов и справок различного характера. Особенный вклад ИТ внесли в сферу образования, где были полностью компьютеризованы все учебные заведения, что в конечном итоге позволяет в значительной степени облегчить процесс обучения и образования. Благодаря информационным технологиям современный человек имеет практически мгновенный доступ к любой необходимой информации.

Развиваясь динамичными темпами, информационные технологии для современного человека позволяют открывать новые грани и возможности. Растущий потенциал наряду со стремительно снижающимися издержками в целом благотворно влияют на развитие новых форм организованного труда в рамках отдельных организаций и всего общества.

На сегодняшний день информационные технологии позволяют внести завершающий вклад в укрепляющуюся взаимосвязь между ростом производительности труда, объёмов производства и инвестиций. Отрасль информационных технологий считается одной из наиболее усиленно развивающихся в целом мире. Особенности, присущие этой отрасли, позволяют многим странам проводить множество вспомогательных процессов за счёт внедрения инновационного программного обеспечения. Развивающиеся телекоммуникации позволили обеспечить рост рынка идущих на экспорт услуг и снизить стоимость передачи данным в многократном объеме, что особенно положительно влияет на развитие многих мировых стран. Многие лидеры обеспечивали себе высокие позиции за счёт наличия хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентоспособным ценам.

Информационное воздействие на человека.

Информационное воздействие на человека представляет одновременный учет информационного и психологического аспектов. Данное воздействие предусматривает информационный подход и построение модели психики человека, а также учет информационного взаимодействия между людьми в социуме.

20 стр., 9613 слов

Общая характеристика мотивационной сферы человека

... , успеха и причастности. Потребность власти выражается в желании воздействия на других людей. Чаще всего люди с такой потребностью откровенны и энергичны, они не ... ситуации, избирательности и направленности психических процессов и др. По­скольку эффекты установки непосредственно проявляются только при изменении условий протекания деятельности, для ...

Однако прежде рассмотрим особенности восприятия человеком информации. Распространенным средством передачи служебной, коммерческой, научной и технической информации в социальном управлении являются бумажные и электронные документы, основой которых является текстовая информация (реестры, кадастры, базы данных, каталоги, статьи, отчеты и т. п.).

Для скорости и точности считывания текстовой информации существенное значение имеет общий вид информационного документа (листа).

Так, наличие темных контрастных рисунков или фотографий внутри текста, а также слишком близкое расположение кромки строчек к краю листа ухудшает чтение. Нередко в печатной информации недостаточно обосновано выбирается расстояние между печатными колонками. Это, в свою очередь, создает загруженность или разбросанность текста и ухудшает его читаемость.

Для быстрого выборочного чтения выделение смысловых элементов текста (слов или групп слов) можно производить за счет усиления жирности букв (хуже разрежением букв в словах).

Когда текст предназначен для полного внимательного чтения, то смысловые элементы лучше выделять курсивным шрифтом.

Однако выделение смысловых элементов текста ухудшает его читаемость, хотя иногда при этом повышается логическое осмысливание информации.

При создании печатной информации в каждом отдельном случае требуется психологический анализ многих факторов, основными из которых являются: сфера применения текста и назначение информации в нём изложенной.

При восприятии телевизионной информации телезритель обычно не выключается из повседневного быта, сидя перед телеэкраном. Поэтому быт постоянно вмешивается в процесс телевосприятия. Телевизионная передача кроме того, что обязана быть интересной, захватывающей, прежде всего должна заставить зрителя оторваться от повседневных хлопот (иначе мысли, суждения, содержащие в передаче, не будут восприняты).

Телезритель кроме знания языка (без которого он просто не поймёт сообщение) должен ещё иметь запас отвлечённых представлений, категорий, понятий. Объект, о котором говорится, будет понят, осмыслен лишь тогда, если удастся отнести его к категории вещей, ранее уже освоенных, отложившихся в памяти и управляющих восприятием. Представления организуют восприятия, а ощущения воспринимаются посредством представлений.

Существенную роль в телевидении играет ведущий (комментатор), который настраивает определённым образом аудиторию и задает отношение к происходящему, исходя из оценок, представлений, категорий, принятых в данном обществе.

Трудно переоценить влияние телевидения на человеческие воззрения. Именно через него общество потребляет основной поток информации. Поэтому телевидение является одним из основных средств информационного воздействия в сфере социального управления.

Невербальная коммуникация представляет собой совокупность интонаций и жестов людей.

При коммуникации непосредственно слова занимают лишь 7%; 38% - это звуки и интонации и 55% уходит на невербальные коммуникации. Вербальный компонент разговора занимает 35%, а невербальный — 65%,

Посредством слов передаётся в основном информация, а с помощью жестов — различное отношение к этой информации. Иногда жесты могут заменять и слова. Хорошо подготовленный человек может сказать, какой именно жест или какое именно движение делает другой человек, не видя его, а только слыша его слова.

Сущность внушающего воздействия на человека

Внушение — это процесс психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации.

Интеллектуальная активность сознания внушаемого в процессе внушения значительно ослаблена, а восприятие информации и формирование настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

Внушение (по способу воздействия) бывает открытым или закрытым. Открытое внушение имеет конкретную и четко обозначенную цель, отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое внушение характеризуется замаскированностью цели и не имеет прямой направленности на истинный объект воздействия.

Внушение (по средствам воздействия) может быть контактным или дискантным. Контактное внушение осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом Дистантное внушение осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения, где обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия. Если между воздействием и ответной реакцией объекта существует ощутимый временной разрыв, то говорят об отсроченном внушении.

Внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия, а длительное внушение — сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного интервала времени.

По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и неспецифическим. Специфическое — это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции. Под неспецифическим внушением понимается провоцированием у объекта определенных психических состояний в соответствии с целями петрологического воздействия.

Увы, в социуме человек постоянно испытывает внушение (подвержен суггестии).

Суггестия представляет собой воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

При эффективном внушении человек не ощущает и не контролирует направленное на него воздействие. Оно происходит без участия воли (внимания) воспринимающего лица (коммуникатора).

Внушение осуществляется посредством привязки внедренной идеи к устоявшимся установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам («опорам»).

Поэтому внушаемые убеждения воспринимаются как свои собственные. Обычно внушение осуществляется с помощью «словесных» формул, которые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся активным элементом его сознания. Для осуществления внушающего воздействия используются вербальные (словесные) и невербальные символы, а также могут привлекаться в качестве раздражителей цвет, свет, звук. Эффективность процесса внушения определяется многими факторами (свойствами коммуникатора, степенью внушаемости индивида, способом построения и формой подачи материала), но всегда:

— достигается непосредственным убеждающим воздействием на психику человека, т. е. созданием рационального, эмоционального, логического и психологического начал на равных правах (если один из этих элементов исчезает, деформируется процесс убеждения);

— обеспечивается посредством привязки е внедряемой идеи к «опорным» установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам (внушаемые идеи воспринимаются реципиентом как свои собственные);

— связана с восприятием информации, которая настраивает на определенную деятельность.

К механизмам внушающего воздействия можно отнести пропагандистский миф, стереотип, имидж.

Имидж — образ, который создается специально путем навязывания эмоциональных и идеологических мыслительных связей, т. г. ассоциативной логикой.

Процесс имиджмейкинга (формирование управляемого имиджа товаров и/или услуг, фирмы, личности, моды, идеологии и т. п.) состоит из системы взаимосогласованных акций, направленных на определенную категорию населения и ставящих следующие задачи:

— позиционирование, т. е. создание и поддержание (воспроизводство) устойчивого понятного имиджа;

— возвышение имиджа при снижении имиджа конкурентов;

— отстройка от конкурентов, т. е. позиционирование своего объекта на фоне конкурентов с целью уменьшения влияния по данному вопросу мнения несовпадающего с данным.

Имиджмейкинг применяется не только в различных коммерческих проектах, но и для организаций социального управления, положение которых определяется отношением к ним общества, отдельных людей или групп, а также для лиц, по каким-либо причинам заинтересованных во влиянии на других. К этой категории можно отнести отдельные личности (политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений), социальные группы (военные, студенты, пенсионеры и т. п.), партии, телерадиокомпании, общественные движения и др.

В сфере социального управления внушение и убеждение часто используются с целью получения социального эффекта, где имидж внушающего играет не последнюю роль (известной своим авторитетом личности верят быстрее).

Если внушение в сфере социального управления происходит постоянно (с помощью СМИ), то какое-либо решение, принятое подвергшимся внушению человеком, рано или поздно будет казаться ему собственным (он может даже не задуматься о возможных целях этого решения).

Пропагандистский миф предусматривает внедрение в сознание людей определенных установок о тех или иных личностях, событиях с целью их дезориентации.

Зачастую мифы имеют под собой реальную почву, но создаются путем искажения информацией. Неизменными условиями порождения мифов является монополизация контроля над средствами массовой информации.

Стереотип — схематический, стандартизованный образ или представление о социальном объекте или явлении, обладающий большой устойчивостью (выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта).

Многообразие явлений стереотип обобщает, сводит разнообразие явления к простейшим обобщенным представлениям. Он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое», которым ставятся в соответствие «хорошо» и «плохо».

Стереотипы во многом определяют процесс восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в соответствующую группу людей. В этом случае (особенно в сфере социального управления) значительную роль играют СМИ и массовое сознание, общественное мнение, которое является управляемой системой. Для органов социального управления вопрос сейчас состоит не столько в том, можно ли изучать и измерять общественное мнение, сколько в том, как лучше управлять процессом его формирования, по каким конкретным критериям судить о сформировавшемся мнении, как эффективнее использовать его в регулировании жизнедеятельности социума.

Эффект внушения — впечатление, производимое в результате внушающего воздействия на человека. Рассмотрим основные эффекты внушения.

Эффект «заражения» достигается при создании особого эмоционального состояния толпы, массы людей, где:

— человек становится частью массы, попадает под власть страстей;

— имеет место: преобразование чувств; утрата интеллекта, ответственности; легкая управляемость;

— палачествует: умственное упрощение; ограничение материала; вдалбливающее повторение; эмоциональное нагнетание.

Эффект взрыва наступает при достижении резонанса эмоционального состояния массы людей или этноса. Источником здесь нередко являются националистические стереотипы, негативные установки по отношению к другим нациям и народностям.

Эффект «образа врага» — создание легко воспринимаемого сознательно сконструированного «образа врага». Сущность конструирования состоит в искусственном установлении соответствия между негативами (страхами, болезнями, опасностями и неразрешенными конфликтами, имеющими нераспознанные причины) с неким «козлом отпущения», который становится «громоотводом» для общественного мнения.

Эффект ореола заключается в том, что на впечатления личности о действиях влияют не только объективные оценки таких действий, но и наше общее отношение к нему (человек склонен с повышенным вниманием относиться к тем, кто уже имеет общественное признание, слабо оценивая, как завоевано это признание).

Эффект реаптенса имеет место, если человек чувствует, что какое-то сообщение делается с целью повлиять на него, и он воспринимает его как угрозу своей свободе принимать решения, т. е. относится к такому сообщению крайне негативно.

Эффект насыщения возникает, когда чрезмерное повторение информации вызывает негативную реакцию, направленную на избежание контактов с повторяемой информацией. Примером может служить назойливая реклама.

Эффект насыщения возникает, когда чрезмерное повторение информации вызывает негативную реакцию, направленную на избежание контактов с повторяемой информацией. Примером может служить назойливая реклама.

Эффект бумеранга заключается в том, что человек, принимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, суждений и мнений, не только не изменяет свои исходные позиции, но еще более укрепляется в них. Он проявляется чаще всего в случаях, когда люди, которым адресована, информация, с явно выраженной неприязнью относятся к источнику этой информации.

Эффект края заключается в том, что из расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются легче и быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Эффект новизны основан на том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем. Тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Http://lib.Nspu.Ru/umk/bd311356bf2dc2b0/t10/ch1.Html

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CDgQFjAC&url=http%3A%2F%2Fdom-admina.ru%2Finformacionnye-tehnologii%2Frol-informacionnyh-tehnologii&ei=b3qHU9XwJqXZ4QSL_IC4DQ&usg=AFQjCNGPnxK0dfJKCh5hU2qBHjuz9vEZPA&sig2=x7_9vJYmVW-YHWIOXTPnWQ&cad=rjt

https://sites.google.com/site/rgpuktnoscience/Home/lec/lec1

http://www.itukraine.org/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector