6.1.1. Информатизация общества

Можно утверждать, что вся наша жизнь – это сбор, накопление, поиск, переработка и выдача информации.

Сегодня под информатикой понимают научную дисциплину о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах (природе, обществе, технике), о способах и методах сбора, хранения, обработки и передачи информации, а также возможность их автоматизации. Слово «информатика» вошло в научный обиход во Франции и получило широкое распространение в 1960-е годы.

Начавшийся в 70-х годах прошедшего столетия процесс информатизации общества в настоящее время приобрел поистине глобальный характер. В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.).

Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета.

В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация – это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

  1. медиатизация – совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации (от лат. mediatus – выступающий посредником);
  2. компьютеризация – совершенствование средств поиска и обработки информации;
  3. интеллектуализация – развитие способностей людей к восприятию и порождению информации (знаний), т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Информатизация невозможна без развития интеллекта и творческих способностей каждого человека и всего общества.

В современном обществе объективно существует потребность в систематизированном изучении проблем информатизации, ведь этот процесс, безусловно, имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики. Закономерной реакцией на эту социальную потребность явилось развитие нового направления исследований в области информатики, зародившегося в России в середине  80-х годов прошлого века и получившее название «социальная информатика». Социальная информатика – это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме: их особенности, воздействие на социальные процессы и отношения, в том числе на развитие человека, на положение человека в обществе, на изменение самого человека и общества под влиянием информатизации. Социальная информатика рассматривает, в частности, следующие проблемы:

4 стр., 1655 слов

Информация как средство манипуляции

... основана на сочетании первого и четвертого положений: важно, чтобы люди думали, что информация им не нужна или что она опасна, или что она слишком обременительна ... психологического воздействия в наибольшей степени зависит от мастерства актера в использовании средств коммуникации. Арсенал таких средств очень широк. Так, в работе Т. Николаевой указываются способы информационного ...

  • становление информационного общества;
  • информационные ресурсы общества;
  • взаимоотношения человеческой личности и информационного общества;
  • информационная культура;
  • информационная безопасность государства, общества, личности.

6.1.2. Информационное общество

В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние. Что же такое информационное общество? Живем ли мы с вами в начале ХХI века в информационном обществе? Вы сможете сделать вывод, если узнаете, что общество считается информационным, если:

  •  любой человек, группа людей, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую (доступную) плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных, образовательных, профессиональных и социально значимых задач;
  •  в обществе производятся, функционируют и доступны любому человеку, группе людей или организациям современные информационные технологии;
  •  в обществе имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  •  в обществе происходит процесс необходимой автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  •  в обществе происходят необходимые изменения, постоянное развитие и расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Более образное определение информационного общества предложил академик В.А. Извозчиков, который данным термином обозначил общество, во все сферы жизни и деятельности которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д. (под «телематикой» понимается обработка информации на расстоянии).

Необходимо отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии развития общества. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030–2040 годам.

11 стр., 5008 слов

Чтение в контексте развития информационного общества

... ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный ...

Скорее всего, вывод, который вы сделали, говорит о том, что общество нашей страны также только находится на пути к информационной стадии развития. Поэтому каждому из вас необходимо осознавать необходимость умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России, представлять насущную необходимость овладения информационной культурой и компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию, готовиться к дальнейшему изучению, освоению, применению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: математике, социологии, психологии, экономике, физике, социальной работе, журналистике, биологии, медицине, правовой сфере – в тех областях, которые станут вашей будущей профессией.

Изучением общества и в частности стадий его развития занимается наука социология. В социологии социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. В истории развития человеческой цивилизации выделяется несколько социально-экономических стадий:

  • аграрное общество;
  • индустриальное общество;
  • постиндустриальное общество;
  • информационное общество.

Информационная цивилизация формируется  внутри постиндустриального общества, постепенно (хотя и весьма интенсивно) заменяя его всех сферах социальной активности людей.

Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество», понимаемым общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущих видов индустрии.

Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадии формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:

  • экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, значит в данной стране начался переход к информационному обществу;
  • социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;
  • технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.

В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году. Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... система, управляемая собственными информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информ.потоков. -логическая модель.наука изучается как логическое развитие идей.при этом подходе ... определенных функций: 1)познавательная-удовлетворение нужд людей в познании природы и общества. 2)культуровоспитательная-развитие культуры, гуманизация воспитания, формирования нового в человеке. ...

По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10–20 млн. операций в секунду на человека.

Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.

6.1.3. Информационные революции

По мысли известного российского философа А.И. Ракитова, смысл концепции «информационного общества» сводится к следующим пунктам:

  • в современном обществе высшей ценностью,  основным товаром становится информация;
  • высшая власть будет постепенно переходить в руки  информационной элиты,  то  есть  тех,  кто создает информацию и умеет ею пользоваться;
  • все  большая  часть населения Земли поглощается сферой информационной деятельности и обслуживания;
  • классовая структура общества лишается объективного смысла, исчезает и уступает место двучленной элитарно-массовой  структуре (по словам Тофлера, исчезает пролетариат и возникает когнитариат);
  • внедрение компьютеров и  роботов  создает  огромную  массу «лишних людей»,  лишь часть  которой сможет приспособиться к новому информационному обществу на основе переподготовки,  ведущейся  на базе компьютеризации образования;
  • радикальному изменению подлежит вся культура,  система социальных связей,  семейно-бытовых отношений, организация власти и социальная психология;
  • возникает новое компьютерное поколение.

Стоит, однако, сказать, что в истории человечества  уже происходили радикальные изменения в информационной сфере, которые называют «информационными революциями».

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. К таким цивилизациям можно отнести Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Важным этапом этой революции было введение алфавита. 

Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее доступной широкому кругу людей. Это повлекло развитие грамотности, что в свою  очередь  ускорило развитие науки и техники.

Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена развитием средств связи. Изобретение телеграфа, телефона, радио сделало возможным оперативно передавать информацию на любые расстояния.  Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал развитию социальных процессов, которые в полной мере проявились в информационном обществе.

9 стр., 4165 слов

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального ...

... 40-е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями в 50-е гг Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики — информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем — развито ...

Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Важно подчеркнуть, что именно микропроцессорные системы, а не компьютеры сами по себе оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция послужила отправной точкой становления  «информационного общества».

6.1.4. Информационный кризис

Парадоксальным образом по мере перехода от одного этапа информационной революции к другому нарастали проявления так называемого информационного кризиса состоящего в появлении суммарного  объема информации, превышающего возможности человеческой психики к ее осмысленной обработке.

Современная цивилизация есть цивилизация книги,  печатного текста.  Чтение напечатанного  текста задает ритм и структуру мыслительного процесса человека и соединяет всех людей  в связанную этим  сходными  структурами  мышления цивилизацию.  Чтение  книги  обладает одной существенной особенностью – она, как правило, читается в режиме диалога. Как известно, великий философ И. Кант  писал свои книги изначально как комментарии к прочитанным (прямо на полях книг, которые он читал).

В современном мире нарастание числа печатной продукции осуществляеться исключительно высокими темпами. Это обусловленно, в частности, следующими причинами: 

  • постоянным увеличением числа и объема периодических изданий по разным областям знаний; 
  • чрезвычайно быстрым ростом числа доступных человеку книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., содержащих самую разнообразную информацию.

Ситуацию, наступившую к середине ХХ века, часто характеризуют как «информационный взрыв». По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже с 1900 года она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году. удвоение происходило за каждые 10 лет, к 1970 году – уже за каждые 5 лет, к концу ХХ века – ежегодно.

Появление персонального компьютера породило дополнительные проблемы. Сегодня носителем  текста все больше становится экран. Использование гипертекстовых возможностей компьютера, звука, цвета, движения, с одной стороны, кажется очень заманчивым и притягательным, с другой — эти возможности резко ужесточают информационное воздействие на человека.  Появляется «информационный шум», более того, одновременное задействование всех информационных каналов пагубно влияет на человеческую психику.

В целом же информационный кризис породил целую гамму негативных явлений, важнейшими из которых являются следующие:

  • в современном социуме  наблюдается исключительно большое   разнообразие форм представления информации, в то время как  ее содержательный,  семантический аспект более однообразен («чем больше информации, тем меньше смысла», – заметил по этому поводу известный кинорежисер А. Кончаловский);
  • интенсивность информационных потоков  «большого» информационного общества значительно превосходит  возможности всех совокупных информационных каналов человека, поэтому  воздействие на человека недозированной информации может оказаться подобно шоку;
  • современное информационное общество сочетает в себе  «открытость»   с фрагментами  «закрытости» отдельных сообществ.  Причем критерием такой «закрытости» , как правило,  выступает большая информированность (в данном вопросе) членов сообщества;
  • эффективность  деятельности человека, в частности информационной,  в значительной степени зависит от  диалектики между узко специализированным подходом, при котором  развиваются профессионально-значимые, навыки  и  глобальной  оценкой  результатов своей деятельности;

Эти особенности, должны учитываться при организации все жизнедеятельности общенства, однако это далеко не всегда удается.

11 стр., 5480 слов

Особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе

... развитие информационного общества библиотекарь в информационном обществе профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе Проблема исследования роли профессионального развития библиотекаря в информационном обществе обусловлена ... библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные программы библиотек требуют современных информационных технологий. Все более становиться ...

6.1.5. Информационная экономика

Особенности информационной экономики. Информационная сфера сегодня является одной из самых эффективных для вложения капитала. Глобальная информатизация общества, стремительное развитие средств информационной техники и новых информационных технологий, увеличение потребностей общества в разнообразных информационных услугах, формирование в последние десятилетия национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных систем – все это привело к появлению нового сектора экономики  – информационной экономики.

Информационная экономика имеет ряд принципиальных особенностей. Наиболее существенными из них являются следующие:

  • Информационное производство, информационные продукты и услуги являются чрезвычайно наукоемкими.
  • Информационное производство, информационные продукты и услуги требуют больших вложений для подготовки кадров.

Большинство экономически развитых стран достигли высокого уровня развития благодаря их все более решительной ориентации на развитие информационной экономики. Так, например, еще в период 1975–1990 годов затраты США на развитие информационной сферы общества составили 2,5 трлн долларов, т.е. около 8% от общего объема производственных затрат. В последующие годы уровень инвестиций в информационный сектор экономики в этой стране не только не снизился, но и продолжает возрастать.

В развитых странах Европы информационная индустрия в настоящее время растет в 2-3 раза быстрее, чем другие отрасли промышленности. Так, например, объем информационного сектора экономики стран ЕЭС уже в 1993 году достиг значения 100 млрд долларов, что составило более 50% общего объема промышленного производства. Таким образом, можно считать, что по экономическому показателю именно после 1993 года в этих странах начался переход к информационной экономике и информационному обществу.

Структура информационной экономики и основные тенденции в ее развитии. Структуру информационной экономики на современном этапе ее развития можно представить в виде совокупности следующих основных компонентов:

  • производство средств информационной техники, включая средства связи и передачи данных;
  • производство информационных продуктов (баз данных и знаний, мультимедийных продуктов и информационных технологий);
  • оказание информационных услуг пользователям.

В последнее десятилетие XX века проявились следующие вполне  устойчивые тенденции динамики экономических показателей развития этих трех основных компонентов.

  1. В сфере производства средств информационной техники происходит непрерывное снижение цен на оборудование при одновременном повышении его  функциональных возможностей и надежности, снижении веса и габаритов, а также энергопотребления. Вместе с тем эта сфера производства остается очень выгодной для вложения капитала, и поэтому инвестиции в эту область производства, как со стороны государственных органов, так и со стороны частного сектора экономики продолжаются весьма активно. Так, например, в структуре мирового информационного рынка доля этого сектора экономики в 1995 году составляла 25% при уровне годового роста порядка 8%.
  2. Производство информационных продуктов также непрерывно возрастает. При этом увеличивается их разнообразие и ориентация не только на профессиональное использование, но и на возможность применения в домашних условиях в целях обучения, развлечений, получения справочной информации и т.п.
  3. Доля услуг в информационной экономике все более быстро возрастает, оставляя далеко позади ее остальные компоненты. Так например, в 1995 году доля услуг на мировом информационном рынке составляла почти 60%, При этом 40% приходилось на услуги телекоммуникационных систем и 19% — на другие виды услуг (обслуживание средств информатизации и т.п.).

Результаты прогнозов свидетельствуют о том, что указанные выше тенденции на ближайшие годы сохранятся.

6.1.6. Информационная политика

Информационная цивилизация, к которой идет человечество, меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных влияний на общество, но и резко расширяет негативные возможности такого влияния. В очередной раз людям стало доступно средство большой разрушительной силы.

Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее. Время изменило не столько суть информации, сколько интенсивность воздействия. Поменялись контексты ее применения (например, личное стало общественным, как это имеет место в случае поп-звезд или государственных деятелей).

Одновременно возросла роль публичной информации в принятии политических решений, в результате чего сфера политики стала намного публичнее и более управляемой. Современные глобальные тенденции в области коммуникации демонстрируют совершенно новые результаты, практически недоступные в прошлом. Резко возрос объем информации, которую граждане стали получать вне контроля своих национальных правительств. В этой же области лежит понятие «эффекта CNN», когда информация становится одновременно доступной как президентам, так и простым зрителям.

Как известно, «политика» обозначает комплекс действий по управлению людьми для достижения определенных целей (от греч.  – «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями).

Важнейшим компонентом системы социальных и политических отношений современного общества является информационная политика – деятельность человека, группы лиц, организации по реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов.

Государственная информационная политика – комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика — это деятельность государства по воспроизводству и распространению информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.

Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.

Современные государства хорошо понимают значимость информационной составляющей, особенно в случае военного времени. Так, в рамках Министерства обороны многих государств есть соответствующая служба психологической защиты, которая в военное и мирное время сориентирована на информационное воздействие средствами массовых коммуникаций и противостояние информационному воздействию.

Однако информационная война велась в мире и при отсутствии компьютеров. Использовались слухи: к примеру, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников. Применялся прообраз современных избирательных технологий при выборах в Древнем Риме. Моральный дух воинов поддерживался особой идеологией (типа известного высказывания «со щитом или на щите»).

Использовались и такие типы информационного оружия, как передача ложной или искаженной информации и информационно-психологическое пропагандистское воздействие.

Просто сегодняшняя зависимость цивилизации от информационной составляющей сделала ее гораздо уязвимее в этом отношении. А быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Реальные процессы, имеющие место, – информационные войны в виде войны компроматов – давно стали обычным делом.

В информационном обществе управление социальными системами реализуется с помощью комплексных организационных технологий информационно-психологического воздействия, основными элементами которых являются побуждение и принуждение. По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным).

К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридических законов, обязательных для всех. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современной политике информационно-психологической войны.

Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей СМИ (средства массовой информации) и МК (массовая коммуникация) для воздействия на массовое и индивидуальное сознание людей (массовая коммуникация –  система распространения информации с целью активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей,  на их общественное сознание).

Информационное общество породило новые формы конфликтов – информационно-психологические войны, которые в обществе индустриальном не носили такой интенсивности, не принимали такие масштабы и не представляли такой угрозы для безопасности общества. Особенности протекания информационно-психологического конфликта в современном обществе заключаются в том, что в силу фактического отсутствия международных и национальных законов и социальных механизмов, препятствующих разрастанию конфликтов и регулирующих степень их социальной опасности, информационно-психологический конфликт может разрастаться практически бесконтрольно, принимать любые формы и становиться очагом открытой агрессии даже в мирное время. В целом данную область можно определить как порождение и обработку информации с военными целями, как коммуникативную технологию по воздействию на массовое сознание с долговременными и кратковременными целями.

Главное отличие информационной войны – опора на понятие коммуникативного резонанса, когда уровень воздействия гораздо меньше получаемого в результате эффекта. Коммуникативный резонанс позволяет существенно увеличивать охват населения. Второе важное отличие информационной войны в том, что она является войной имиджей.

Важно учитывать весьма сложный и своеобразный характер управления в биологическом и социальном мире, которое может быть явно выраженным и протекать в скрытой форме. С возникновением в 40-х годах XX столетия кибернетики – науки об управлении – были открыты общие закономерности управления, обоснована информационная природа этого феномена. С этого момента стало возможным использование законов управления для создания автоматизированных технологий, робототехники и в других целях. В этой связи постиндустриальную, информационную стадию цивилизации правомерно рассматривать и как эпоху широкого применения в различных сферах и областях общественной жизни разнообразных искусственно созданных управляющих устройств.

Под управлением социальными системами понимается управление теми общностями людей, в которых присутствуют «субъект-субъектные» («человек-человек») отношения. Оно имеет свои специфические особенности, выражающиеся в использовании разнообразных знаний людей, своеобразия их психологических особенностей, специфики межличностных отношений. Управление социальными системами может носить манипулятивный характер и осуществляться с применением средств и методов социальных информационных технологий, информационно-психологического воздействия.

6.1.7. Особенности культуры и деятельности человека в информационном обществе

Понятие «культура» является чрезвычайно многоаспектным. Можно говорить об античной, средневековой, современной культуре, а также о культуре художественной, музыкальной и пр.  Культура информационного общества очень сильно отличается от культуры предшествующих эпох.  Рассказать от этом в точности пока вряд ли возможно, так как сегодня лишь намечаются отдельные тенденции изменения культуры, уровень и объем реализации которых очевиден не в полной мере.

Говоря о «культуре», прежде всего можно отметить, что очень часто имеется  в виду часть этого понятия, например «информационная культура», «сетевая культура» и т.д. Все эти термины свидетельствуют об одном: в информационном обществе культура во всех своих проявлениях заменяется технологией. Об этом говорят многие современные исследователи: В.А. Кутырьев, В.С. Библер, Ф. Фукуяма, М. Фуко и др. Технологическое отношение к миру становится универсальным, захватывает все больше людей, стран и народов.

Это несет существенную угрозу  человеку, поскольку превращает его из субъекта деятельности в фактор этой деятельности, «человеческий фактор».   Например,  широкое распространение телевидения радикально изменило  культуру в целом.  Возникла односторонняя коммуникация, состоящая в  ежедневных передачах сотен каналов, направленных исключительно от производителя информации к потребителю.

С развитием компьютерной техники, ее беспрецедентным проникновением во все сферы человеческой жизни возникло некое «компьютероморфное» отношение человека к реальному миру.  Более того, сам человек стал воспринимать себя как некоторую машину переработки информации, аналогичную компьютеру. В этом случае целесообразно напомнить, что  он хранит и преобразует информацию совсем не так, как компьютер.

Информация приходит к человеку посредством нескольких основных каналов. Первый (наиболее очевидный и общепризнанный) – органы чувств. Кроме того, мы получаем информацию с помощью воображения (абстрактного мышления) и генетическим путем. Поступая в сознание разными путями, информация хранится в упакованном одним и тем же способом виде и воздействует на нашу жизнь, включая один и тот же механизм. Раскрыть его действие стараются специалисты разных отраслей знания.

Например, гипотеза лауреата Нобелевской премии нейрофизиолога К. Прибрама состоит в том, что вне зависимости от способа получения информация распределяется в сознании равномерно, как на голографической пластинке. Как известно, одним из замечательных свойств голограммы является возможность воспроизведения всей записанной информации по ее фрагменту, например, когда голографическая пластинка оказывается разбитой. При освещении осколка пластинки мы видим то же, что видели бы при работе с оригиналом, хотя менее четко.

«Голографичность» памяти означает, что в ней не существует особых «ячеек» памяти, в одних из которых хранятся, например, воспоминания о детстве, или друзьях, в других – математические теоремы, доказанные в 8 классе и т.п.

Как видно, такая модель принципиально отлична от способа представления информации в компьютере, и она позволяет объяснить быстродействие памяти, несмотря на огромное число нервных связей и соединений в мозге и на большой объем хранимой памятью информации. Поэтому голографическая теория организации информации в памяти человека является одним из наиболее достоверных ответов на основные для современной теории вопросы:

  • как связываются и сохраняются в памяти следы воспринимаемых и переживаемых событий?
  • как удается человеку найти и извлечь из памяти необходимую информацию, в том числе объединяющую различные сигналы?
  • какова организация самой системы памяти?

Соединив несколько компьютеров локальной сетью или подключившись к Интернету, мы имеем возможность организовывать информационный обмен данными между ними.

В процессе общения люди обмениваются информацией совершенно не так, как это происходит в компьютерных сетях.

Дело в том, что в процессе жизни человеческий организм формирует способы преобразования информации, направленные на выделение той ее части, которая адекватна его жизненным задачам. Как правило, эти механизмы неосознаваемы самим человеком, эта их особенность помогает минимизировать энергетические затраты организма.

Большую роль в процессе «фильтрования» существенной информации от информационного шума играют так называемые «резонансные» информационные барьеры, которые уже на самом раннем этапе способны отличать, резонирует ли (сочетается ли) информация с потребностями человека. Понятие «информационного резонанса» с психологической точки зрения является основным понятием для установления межличностных отношений, делового сотрудничества и пр.

Примечательно сравнение отношения к информации, которую вы получаете из книги и с экрана компьютера, пользуясь информационными технологиями.

Книга приглашает к вживанию в нее, к активности души, к углублению духовного опыта, к развитию воображения и выявлению многих ассоциативных связей. Чтение – это всегда внутренний диалог читателя и автора. Читатель может не соглашаться с автором, спорить с ним.

Информационные и компьютерные технологии требуют в основном лишь напряжения внимания и логики мышления. Иногда можно слышать слова о диалоге человек-компьютер. Этот программно оформленный диалог, однако, имеет совсем другую природу. Все вопросы и ответы в этом «диалоге» заранее кем-то продуманы и просчитаны. Этот «диалог», в котором все предрешено и в котором ничего не происходит. Он лишен главного свойства диалога – спонтанности, непредсказуемости, которая дает переживание встречи. Подобный диалог – подделка «под человека», попытка гуманизации компьютерной техники и не более.

Развитие компьютерной техники часто приводит  к существенному  выхолащиванию духовных составляющих человеческой деятельности, сведению ее к чисто механической. Достаточно привести лишь некоторые примеры, характеризующие отличительные черты этого процесса.

  1. Внедрение калькуляторских методов во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в культуру. Параллельно с этим происходит коммерциализация все интеллектуального и культурного пространства человека: всего, что может быть исчислено, может быть куплено и продано («Все я измерил весом, числом и мерою»).

    Однако даже сфера экономики и экономики финансов, казалось бы, классическая сфера расчета, не поддается полному переводу на «количественный язык» (об этом ярко сказал в своей книге «Алхимия финансов» известный финансист Дж. Сорес).

    Тот, кто учитывает в экономике ее «неколичественные» факторы – творческую заинтересованность, гордость за престиж фирмы, национальной марки и т.д. («японская модель») нередко получает большее преимущество в конкурентной борьбе.

  2. Коммерческо-калькуляторские методы оценки распространяются даже на сферу искусства. Так появляются оценки: «самый дорогой фильм» (затраченные средства), «самый кассовый фильм» (прибыль от проката), всерьез претендующие на роль универсального критерия оценки кинопродукции. Своеобразной кульминацией этой тенденции служит в сфере права понятие «материальной (денежной) компенсации за моральный ущерб».
  3. Возрастание роли тестирующих программ во всех сферах обучения. Тестовая система обучения действительно помогает свести обучение к контакту с машиной. Однако в преподавании всегда присутствуют нравственные и духовные аспекты, которые при обращении с машиной полностью исчезают.

Отличительной чертой информационного общества является феномен виртуализации. Например, виртуализация экономики  означает оформление рынка ценных бумаг, что приводит к тому, что основные сделки совершаются не с реальными предметами, а с акциями, заменяющими эти предметы. Виртуализация общественной жизни приводит к замене реальных вещей их информационными моделями, что  в информационном обществе становится всеобщим явлением.

Несмотря на все приведенные выше негативные черты, информационное общество, разумеется, нельзя демонизировать.  Развитие информационных технологий и средств связи принесло в человеческую жизнь очень много позитивных моментов: возможность общения «со всем миром»,  получения желаемого образования с использованием дистанционного обучения,  мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов на решение общих для человечества проблем и многое другое.

Информационное общество — это реальность, в которой мы все живем, и к этой реальности надо относиться вдумчиво и доброжелательно.