Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития.
Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).
Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.
Разделами возрастной психологии являются следующие:
1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;
2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;
3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;
4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.
Современное состояние теории психического развития в отечественной ...
... в области возрастной психологии включали разработку новых подходов к решению проблем периодизации психического развития детей. Общее признание получила периодизация развития, предложенная Д.Б. Элькониным, в основу которой легли идеи о возрасте Л.С. Выготского. ...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 47
Текст задания: Раскрыть сущность понятия «возраст». Возрастные периодизации жизни человека. Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.
Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:
1) частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам;
2) общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.
К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:
1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);
2) период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет).
В этом подпериоде он различает стадии:
а) 8—11 лет – конкретные операции;
б) 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.
В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:
1) раннее детство;
2) детство;
3) подростковый возраст. Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), пред-метно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (мл школьный возраст), интимно-личностное общение (мл подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старш подростк возраст).
Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет.
Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:
1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;
2) 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;
3) 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;
4) 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;
Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Кризис 7 лет
... жизни. Такие внешние кризисные особенности детей, как кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст ... через этот кризис. По описанию Л.С. Выготского, это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого - манерничанье и кривлянье. Поведение ребенка перестает ...
5) 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;
6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;
7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;
8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 48
Текст задания: Охарактеризовать основные психологические кризисы в жизни человека. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).
Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным.
Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, не отчетливы. Обострение наступает в середине периода.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание).
Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.
Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.
Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса ...
... является ребенок первого года жизни. Предмет исследования - кризис одного года. Цель исследования заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию кризиса первого года жизни ребенка. Задачи ... исследования: 1. Теоретический анализ аспектов изучения проблемы кризиса 1-го года; 2. Раскрытие ...
Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего, негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их не востребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 49
Текст задания: Охарактеризовать особенности поведения личности в кризисные моменты жизни.
Кризис новорожденности. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание).
Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Главный мотив действия – сделать наоборот.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Кризис 30 лет.Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений.. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.
С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 50
Текст задания: Раскрыть сущность и общую характеристику поведения человека.
Поведение — это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Если деятельность — это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение — это система поступков.
Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего.
Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов.
Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности:
— пищевое;
— защитное;
— половое;
— познавательное;
— родительское;
— социальное;
— служебное и т.п..
Каждую из базисных потребностей индивида могут обслуживать несколько видов поведения. К примеру, половое поведение — это и родительское, и сексуальное, а социальное поведение — это и служебное, и производственное, и гражданское.
Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире.
Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности.
К фактам поведения относятся:
— все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей — поза, мимика, интонации и пр.;
— отдельные движения и жесты;
— действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
— поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр..
Единицей анализа поведения является поступок.
Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения — удовлетворения потребностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т.е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих потребностей.
Шаблонность и инициативность являются характеристиками стиля поведения и его эффективности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 51
Текст задания: Охарактеризовать ведущие виды деятельности на возрастных этапах жизни.
Деятельность человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Основные виды деятельности – игра, учеба, труд.
Игра – вид непродуктивной деятельности, целью которой является развлечение, отдых, а не производство материальных благ.
Характерные черты игры: существование правил, условная ситуация, использование замещающих предметов, цель – удовлетворение интереса, развитие личности (обогащение, необходимые навыки)
Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности.
Учение (учеба) – вид человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
Учение может быть организованным, неорганизованным, самообразовательным.
1. Организованное обучение – процесс обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях.
2. Неорганизованное (неформальное) обучение – процесс обучения, который осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
3. Самообразование.
Учебная деятельность является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.
Сущность – освоение опыта предыдущих поколений.
Результат – усвоение ценностей и норм национальной культуры.
Труд – вид человеческой деятельности, направленной на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения потребностей человека.
Характерные черты труда:
- целесообразность
- нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов
- наличие мастерства, умений, знаний
- практическая полезность
- получение результата
- развитие личности
- преобразование внешней среды обитания человека
Сущность – преобразование предметов материального мира.
Результат – удовлетворение материальных потребностей и создание материальных и духовных благ.
Специфическое отличие труда от других от игры и учебы – создание полезных для человека продуктов – как материальных, так и духовных.
Ученые выработали учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому
- что именно она формирует на каждом возрастном этапе важнейшие черты личности.
- что в ее русле развиваются все другие виды деятельности в течение жизни человека.
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Сопутствующий/дополнительный вид деятельности |
Ребенок до поступления в школу | Игра | Постепенное обучение и посильный труд |
Школьник | Учение (учеба) | Труд, игра в свободное время |
Подросток | Общение (так считают многие исследователи) | Учение и новые игры |
Взрослый | Труд | Учеба, игра, общение в свободное время |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 52
Текст задания: Раскрыть сущность и психологическую характеристику зрелого возраста человека.
Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.
Ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии взрослого человека.
В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета.
В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).
Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других.
Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.
В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей. В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.
В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 53
Текст задания: Раскрыть сущность и психологическую характеристику инвалидов.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расcтройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.
Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов.
Фиксация на процессе лечения и болезненных переживаниях может способствовать формированию дисгармоничной личности. Психо-коррекционная работа в отношении таких лиц строится на создании новых (вместо фиксации на дефекте) доминирующих мотивов поведения (достижения в труде, учебе), психотерапевтической помощи в игнорировании дефекта, устранении трудностей общения.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 54
Текст задания: Раскрыть сущность и психологическую характеристику лиц пожилого возраста.
Выход на пенсию – это очень важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа, стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую.
Ю. М. Губачев отличал, что чем раньше человек выйдет на пенсию, тем скорее станет физически, духовно и умственно малоподвижным, что может негативно сказаться на его личности. Отличием этого жизненного этапа является социальное отношение к нему.
Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие.
Многие исследователи пришли к мнению, что людям, вышедшим на пенсию, необходимо некоторое время для осознания своего нового статуса, для формирования своего нового образа жизни (это необходимый адаптационный процесс).
Человек встает перед сложным выбором рода занятий. Он должен грамотно организовать свое время. В этот период большую роль для пенсионера играет семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.
Фазы пенсионного процесса, предложенные Р. С. Эшли, не имеют строгого порядка следования и четких возрастных границ:
1) предпенсионная фаза;
2) фаза «медового месяца»;
3) фаза разочарования;
4) фаза стабильности;
5) завершающая фаза.
Роль семьи в создании психологически комфортного климата особено высоко в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итоги всей прожитой жизни.
Главным психическим новообразование в старости является становление и развитие мудрости Формируется новое отношение к смерти и бессмертию. По этому поводу, П.С.Гуревич пишет, что возникает несколько позиций в понимании бессмертия у людей с различным уровнем интеллектуального развития, их жизненного опыта и духовности.Так, одни считают, что их бессмертие – в их детях, другие – в научных и творческих достижениях, которые останутся после смерти; третьи – в духовном единении с Господом Богом; четвертые – в переходе одной энергии в другую, в единении со всей природой и растворении в ней.