Теория характера А. Лазурского

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление А. Лазурского как психолога

Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»

Глава 3. «Очерк науки о характерах»

Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского

Глава 5. Основная задача характеров

Вывод

Список литературы

Введение

Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага", — сказал акад. В.М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии.

Вот с этих простых, но очень ёмких слов одного великого учёного о пути в науке другого великого учёного, хочется постараться рассказать. О его пути, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден.

Глава 1. Становление А. Лазурского как психолога

А.Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А.Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А.Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским еще в 1896 г. В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию. Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там, в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте.

12 стр., 5684 слов

Глава I. Психология преподавательской деятельности

... общества, а значит, стать счастливым гражданином счастливой страны. Глава II. Психология педагогической деятельности по фк 2.1. Личность учителя ... учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия ... учителя является сила его личности. Об этом образно говорит ученый В.А. Сластёнин: «Личность учителя – это плодотворный ...

Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»

Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии». Вероятно, подготовка этой статьи, содержащей обзор ключевых мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского. Ею стала психология индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

А.Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А.Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.

Глава 3. «Очерк науки о характерах»

В 1906 г. вышла его работа «Очерк науки о характерах». Ученый подчеркивал необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых — необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества».

4 стр., 1714 слов

Значение профессионализма для индивидуальности человека

... психологии индивидуальность человека рассматривается как системное образование, включающее различные уровни. По Б.Г.Ананьеву, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности ... профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека. Для профессионального типа личности характерны: субъектность, сформированное профессиональное ...

Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности.

В его программе исследований в целях классификации личностей было выделено15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений. В эти 15 групп входят отношения к вещам, природе и животным, отдельным людям (равным, высшим и низшим по общественному положению), социальной группе (общественное и корпоративное сознание), противоположному полу (чувственная и романтическая любовь), семье, государству, труду, материальному обеспечению, собственности, к праву и нормам поведения, нравственности, мировоззрению и религии, науке и искусству, к самому себе (к своей физической и психической жизни, к своей личности).

Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского.

А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания — психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.   ... , комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия. Праздничное торжество имеет смысл для человека ...

Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств, одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил).

В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки:

Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека.

Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий.

Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными.

Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности).

Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности. Содержание психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф. Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции — чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т. п.).

Эндопсихика в целом близка к формально-динамическим характеристикам; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.

7 стр., 3447 слов

Значение ощущений в жизни человека 2

... 7 Влияниеощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей.PAGEREF _Toc526523646 h 14 Влияниеощущений на психологию личности. PAGEREF _Toc526523647 h 17 ... ответ. Воображение   — особая форма человеческой психики, состоящаяотдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающаяпромежуточное положение между восприятием, мышлением ...

Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.).

Экзопсихика практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.

Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. (Например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес — это экзопсихические качества).

А.Ф. Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различньтх эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф. Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.

Эта мысль близка современной духовно-ориентиронанной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.

А.Ф. Лазурский выделил три группы характеров:

1. Приспосабливающиеся стремятся приспособить среду к собственным потребностям и запросам. Идеалы:

альтруизм,

индуктивное и дедуктивное знание,

красота,

религия,

общество и государство,

внешняя деятельность и инициатива,

система и организация,

власть и борьба.

2. Приспособившиеся характеры отличаются взаимовлиянием среды и человека. Психосоциальные категории: непрактичные теоретики-идеалисты:

ученые;

художники;

религиозные созерцатели;

практики-реалисты;

альтруисты;

общественники;

властные;

хозяйственные.

3. Недостаточно приспособившиеся характеризуются пассивным приспособлением к среде. Отличаются преобладанием психофизиологических функций:

12 стр., 5785 слов

Дисгармонии в структуре характера и личности человека

... деятельности, в поведении[1]. Похожее определение личности дает Б.Д. Парыгин. В его понимании личность - это интегральное понятие, характеризующее человека ... , т.е. направление мотивов «вовнутрь», в психическую жизнь личности[30]. Обе направленности сосуществуют в организме одновременно, одна ... структуре психики говорить о патологии [5]. До Лазурского и Бурно о связи характера с телесными особенностями ...

рассудочные,

аффективные,

подвижные (сангвиники),

чувственные,

мечтатели,

импульсивные,

покорно-деятельные

Глава 5. Основная задача характерологии

лазурский психосоциальный характер

В декабре 1910 года на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего.

Основой его формирования он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса. Ученый признавал, что с помощью современных методов анализа невозможно объяснить факторы, обусловливающие существование наклонностей. Основную задачу характерологии он понимал как создание научно обоснованного описания индивидуальности. В книге «Школьные характеристики», представляющей собой результат применения этой теории на практике. Лазурский экспериментально изучал характеры учащихся одной из закрытых школ. В эту книгу были включены характеристики детей от 10 до 15 лет, дополненные данными экспериментальных психологических исследований. Кроме того, в ней был проведен подробный психологический анализ некоторых сложных проявлений личности. К этому времени уже было накоплено огромное количество эмпирических данных, и Лазурский предпринял попытку создания собственной классификации личностей. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а «психосоциальной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, он положил в ее основу два основных принципа: разделение людей по психическому уровню активности на 3 разряда, а также разделение их по психическому содержанию на несколько типов. Критерием деления на разряды служила степень развития нервно-психологической организации личности. Под этим Лазурский понимал интенсивность, сложность, координированность и сознательность ее проявлений. Определялась эта степень унаследованными способностями и условиями жизни.

5 стр., 2130 слов

20. Характеристика учебной деятельности

... разных видах заданий. Становление ученика как субъекта деятельности. Характеристика процесса учения. Учение – часть УД, ... Рациональное использование времени Диагностика учебной мотивации: Основным методом является наблюдение, осуществляемое учителем. Показателями могут ... её решил дома. Маркова предложила несколько методов исследования мотивации: Лонгитюдное исследование Индивидуальный формирующий ...

Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках».

Вывод

Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

А. Лазурский одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые кирпичики в будущую психологическую теорию деятельности.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 года не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга «Классификация личностей», над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву.

Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

Список литературы

1. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: www.psychology.ru/Library).

2. Классификация личностей. Л., 1924.

3. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов — М. Высшая школа 1984 г.

4. К учению о психической активности. М., 1916.

5. Очерк науки о характерах, 1909.

6. Программа исследования личности. СПб., 1908.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector