Билет №19
2 Режим жизни детей в доу : физиологические основы и педагогические требования.
Режим дня– это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.
Режим дня– определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.
Режим жизни детей в ДОУ:
-Приём детей Беседа с родителями.
-Игры, индивидуальная работа с детьми.
-Утренняя гимнастика.
-Подготовка к завтраку. Завтрак.
-Занятия.
-Подготовка к прогулке. Прогулка (наблюдение за природой и погодой, подвижная игра, трудовые поручения, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми)
-Возвращение с прогулки.
-Подготовка к обеду. Обед.
-Подготовка ко сну, дневной сон.
-Подъём.
-Подготовка к полднику. Полдник.
— Игры и самостоятельная деятельность детей.
-Подготовка к прогулке. Прогулка( наблюдение, малоподвижная игра, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с ребёнком и беседа с родителями)
-Уход домой.
Физиолого-гигиенические основы режима дня:
Рациональный режим строится на основе условно-рефлекторных механизмах высшей нервной деятельности, выработке динамического стереотипа на время;
Ритмичность режима обусловлена биологическими ритмами: околосуточными, сезонными. Околосуточные биологические ритмы– это индивидуальные проявления в чередовании бодрствования и сна, ритме работы пищеварительного тракта, дыхания, показателей умственной и физической работоспособности в течение дня.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие: — сон; — пребывание на открытом воздухе (прогулки); — воспитательная и учебно-познавательная деятельность; — игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт); — самообслуживание, — приемы пищи; — личная гигиена.
Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе
... Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в ... содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно- ...
важную роль играют сезонные ритмы, в соответствии с которыми рекомендуется разработать 4 типа сезонных режимов дня (осень – зима, весна – лето);
Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна
Требования к составлению режима дня
1 Это учет возрастных особенностей детей
2 Постоянство режима
3 Режим дня должен учитывать и время работы родителей.
Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
Билет № 20
1 Права и обязанности ребёнка. Содержание основных документов
Декларация прав ребёнка 1959 г. Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:
с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);
на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости;. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Семейный кодекс РФ);
на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение.
на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами обладает следующими правами в области семейных отношений:
на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);
жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...
... Нормативное регулирование социально-психологической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей 6. Проблемы, связанные с ... и ситуациям; · Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; · Способность ... жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.1998 ...
на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства,
на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками.
на выражение собственного мнения
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — ежемесячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:
право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка
право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).
Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:
каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование,
несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе
2 Программы дошкольного образования и воспитания
- ПРОГРАММА «РАДУГА» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.)
- ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)
- ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)
- ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)
- ПРОГРАММА «КРОХА» (Г Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.)
- ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова)
- ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (под ред. М. А. Васильевой)
- ПРОГРАММА «ИСТОКИ» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.)
ПРОГРАММА «РАДУГА»(Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) Является первой комплексной программой воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанной по заказу Министерства образования РФ. Подготовлена в целях реализации новой концепции дошкольного образования, основанной на принципах педагогики развития, учитывающей логику становления детской психики на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Ориентирована на всестороннее воспитание и развитие детей в возрасте двух — шести лет. Содержит программный материал и методическое руководство для каждой возрастной группы детского сада: первой, второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе.
Пути реализации программы духовно-нравственного развития детей ...
... этики. 3. Выявить пути реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образовании; 4. Описание способов организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ...
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»(В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)Представляет универсальную комплексную систему развития и воспитания детей в детском саду, разработанную на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и старшего возраста. Задача программы — начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обеспечение процесса начальной социализации и индивидуализации в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Его реализация достигается путем приобщения ребенка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Идёт развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Программа ориентирует педагога на творческое отношение к работе.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.) Является одной из первых вариативных программ дошкольного образования. Специфическое отличие от других программ — в усилении внимания к средствам обучения, формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Основная цель — умственное и художественное развитие детей. Предназначена для работы с детьми в возрасте от трех до семи лет.
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»(Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.) Является уровневым вариантом программы «Развитие». Имеет с ней общую концептуальную основу. Предназначена для образовательной работы с одаренными детьми шестого и седьмого года жизни (в течение двух лет).
Содержит материал, который помогает обогатить развитие способностей (интеллектуальных, художественных) умственно одаренных детей, а также уникальную технологию обучения таких детей.
ПРОГРАММА «КРОХА»(Г Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.) Представляет качественно новую модель построения педагогического процесса и развивающего обучения детей раннего возраста. Все стороны развития личности ребенка от рождения до трех лет отражены комплексно. Предусматривает разноуровневый и индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Своеобразие программы заключается в том, что она охватывает все периоды развития ребенка в раннем детстве, включая подготовку матери к появлению ребенка на свет, адаптацию детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Методы воспитания:
... В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх. Демократические методы воспитания детей Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических ... доверие и любовь. Обратной стороной страха наказания за непослушание является развитие у ребёнка таких негативных черт характера как трусость, ...
ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ»(Н. М. Крылова, В. Т. Иванова) Основная цель данной педагогической системы — содействие всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса. Педагогический процесс представлен развернутыми подневными планами-сценариями работы на каж дый день для каждой возрастной группы, подгруппы и каждого ребенка на весь учеб ный год с режимом 10 — 12-часового пребывания детей в детском саду. Строится на основе взаимосвязи и взаимообогащения различных видов детской деятельности: художественно-творческой, речевой, игры, детского экспериментирования, конструирования и др.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ(под ред. М. А. Васильевой) Базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983) и является ее адаптированным вариантом для российских детских садов. Основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи — охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе — конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада: первой и второй групп раннего возраста, первой и второй младших, средней, старшей, подготовительной групп. Направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.
ПРОГРАММА «ИСТОКИ»(Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.)Комплексная региональная программа. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования. Цель — разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет. В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 — 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 — 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/).
Билет № 21
1 Методы педагогического исследования: эмпирические методы
Метод- это путь достижения поставленной цели и способ решения задач.
Исследовательские методы — это особые методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики и ведётся самостоятельное научное исследование.
Эмпирические методы:
-Педагогическое наблюдение(состоит в фиксации и отражении поведенческих реакций другого человека. Наблюдатель при этом занимает пассивную позиции, он только наблюдает)
-Метод беседы или интервью(как психологический метод является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования)
Методы воспитания дошкольников
... образование и воспитание). Некоторые различия этих формулировок не мешают понять главные, сущностные характеристики методов: это способы взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленные на реализацию целей и задач воспитания. Обращенность методов воспитания ...
-Анкетирование(Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы)
-Изучение работы детей
-Изучение педагогической документации
— рейтинг и самооценка
— метод педагогического консилиума
-диагностика контрольных работ
-метод педагогического экспериментирования(направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и предполагает активную позицию экспериментатора по отношению к испытуемому)
— метод опытной работы
-конспект-анализ
-обобщение педагогического опыта
-научная экспедиция
2 Умственное воспитание дошкольника : основные понятия и особенности.
Дошкольный период считается оптимальным периодом для умственное развития и воспитания ребёнка.
Самые первые системы умственного воспитания были созданы в работах известных педагогов Ф. Фреббель, М. Монтесори.
Основные понятия: Умственное воспитание- это специальная организация педагогических процессов, которые направлены на формирование у детей системы элементарных знаний и умений, навыков, способов умственной деятельности и потребностям.Умственное развитие-это процесс и результаты усвоения ребёнком наиболее простых форм общественного опыта, которые воплощены в продуктах физического и умственного труда.Сенсорное воспитание- это целенаправленное совершенствование и развитие у ребёнка ощущений и восприятий и на их основе наглядных представлений.Любознательность —Стремление к приобретению всё новых знаний.Познавательный интерес- это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний.Умственная активность ребёнка- она развивается в процессе дидактических игр и знаний в природе. На фоне нее, развив такие качества как: способность к продуктивной выполнение работы, способ. Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, умение анализировать содержание знаний.
Основная особенность умственного воспитания и развития ребёнка дошк.возраст. это преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.
Билет 22
1 Методы педагогического исследования: теоретические методы.
Метод- это путь достижения поставленной цели и способ решения задач.
Исследовательские методы — это особые методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики и ведётся самостоятельное научное исследование.
Теоретические методы: анализ, синтез, сравнительный метод, метод обобщения, индивидуальный и дедуктивный метод, метод абстрагирования, конкретизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.
2 Задачи умственного воспитания дошкольников
1) Сенсорное воспитание и развитие. Целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
2) Развитие познавательной активности и познавательной деятельности детей Овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями.
3)Формирование знаний об окружающем мире с помощью ощущений и восприятия.
4)Развитие познавательных интересов и любознательности
Периоды развития теории управления
... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... ресурсы) ситуационный подход – основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа научного управления. Фредерик Тейлор ...
5) Развитие речи и интеллектуальных способностей, формирование познавательных мотивов.
6) Развитие способностей к умственному труду и формированию элементарных навыков культурного умственного труда.
Билет 23
1 Современная система образования в России.
В настоящий момент современное Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных ступеней обучения на каждой их которых действуют государственные и негосударственные учреждения разных типов и видов.
Выделяют следующие основные ступени в образовательной системе:
1 дошкольное образование
2 общее-среднее образование
3средне-специальное
4 вузовское образование
5 послевузовское образ.
6 дополнительное образование
К образовательным учреждениям относятся:
Дошкольное образование, общеобразовательные учреждения( лицеи,гимназии,школы), учреждения для детей сирот и оставшихся без попечения, профессиональные учреждения, учреждения дополнительного образования и другие учреждения предоставляющие образование. Любое образ. Учрежден. может быть как платным так и бесплатным.
Российское дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995.
Согласно типовому положению любое ДОУ решает следующие основные задачи:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального личностного и физического развития, осуществление необходимой коррекционной работы в отклонении в развитии ребёнка, приобщение детей к общим человеческим ценностям, взаимосвязь с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Современный доу делятся на 6 видов: 1 детский сад 2 детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений в развитии, 3 детский сад компенсирующего вида, 4 детский сад присмотра и оздоровления, 5 детский сад комбинированного вида, 6 центр развития. Во многих дошк. Учредж. Существуют группы кратковременного пребывания, которые активно используются для адаптации и социализации. Так же любое образ. Учрежд. Обладает дополнительными услугами образования. (изучение иностранных языков, музыки, игры, различных кружков и спортивных секций).
В 1991 году в России официально разрешены частные образ. Учрежден. Также в Российском образовании сущ. Альтернативные и нетрадиционные учебные заведения. Альтернативные учреждения или вальдовские школы как правило ориентированы на зарубежный опыт. Или другой пример нетрадиционное образование здесь главной целью является формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. ( школа Марии Монтесссори)
2 Содержание и методы сенсорного воспитания дошкольников
Содержание:
1 ознакомление с признаками и свойствами предмета2 ориентировка во времени и пространстве3развитие речевого и музыкального слуха
Ребёнок знакомится с цветом, величиной,формой, вкусовм,запахом, фактурой,звучанием окружающего мира. Ориентировка во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о часах суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Амплификация детского развития
... вашего ребенка и его общения с окружающим миром. Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются ... специальном сайте, сочетаться с ним браком. Амплификация детского развития Амплификация детского развития, а другими словами — обогащение развития ребенка как личности, является в некоторой степени противовесом ...
Речевой слух- это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные еденицы. За счёт этого развивается звукопроизношение. Музыкальный слух- это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение дошкольников обследованию предметов и формированию их представлений о сенсорных эталонах. Сенсорный эталон- это своеобразный набор мерок, которое вырабатывает человечество в процессе исторического развития.
способов обследования предметов в дошк. Возрасте состоят из 5 эталонов: 1 восприятие целостного облика предмета и называние его. 2 вычленение основных частей предмета и определение его свойств ( цвет,форма, величина) 3 определение пространственных взаимоотношений, частей относительно друг к другу. 4 вычленение более мелких частей.
5 повторение целостного восприятия предмета.
для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры и особая роль в сенсорном воспитании принадлежит природе. Познания природного окружения вначале осуществ. Чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания и обоняния. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно , тем богаче становится его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.