Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

(контрольная работа по дисциплине «Дошкольная психология»)

Исполнитель:

Закариадзе Р.

2 курс, гр.29ППО148-1

Научный руководитель:

Лазарева Ю.В.,

ст. преподаватель кафедры ВиПП

Дата __________________

Оценка ________________

Тюмень, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Психолого-педагогические исследования эмоций и чувств в дошкольном возрасте………………………………………………………………………………4

1.2. Особенности развитие эмоционально-чувственной сферы в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..8

1.3. Характеристика этических чувств дошкольника………………………….12

1.4. Расстройства эмоциональной сферы дошкольников……………………..14

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ……………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции — это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Малыш, образно говоря является сплошным сгустком эмоций и чувств. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, в дошкольном возрасте, остается важным педагогическим задачам, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно ... не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые ...

Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения.

Наблюдая за последними реформами в сфере образования, приходится констатировать, что общество не осознает необходимости серьезного отношения к развитию эмоциональной сферы дошкольника, потребности заботиться о ней не меньше, а, возможно, и более об интеллектуальной.

В работе использованы источники известных отечественных и зарубежных ученых по теме психологии аффективной сферы дошкольников: Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюпас, К. Изард и др.

Данные источники отбирались по принципу их авторитетности и распространенности в мире.

Глава 1. Теоретические основы эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте

1.1 Психолого-педагогические исследования эмоций и чувств в дошкольном возрасте

Эмоциональная сфера ребенка всегда была в центре особого внимания отечественных психологов, поскольку воспитание предполагает развитие у ребенка определенного эмоционального отношения к окружающему миру, в частности к ценностям, нормам и идеалам общества. Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, имеющий определенную логику и в конечном итоге определяющийся общей логикой развития личности ребенка в целом, изменением видов деятельности, в которых формируются эмоциональные процессы, спецификой взаимодействия ребенка с миром людей и предметов. В дальнейшем на этой основе формируется особая психическая деятельность — эмоциональное воображение. Последняя является сплавом аффективных и когнитивных процессов, характерных для специфически человеческих чувств (Л.С. Выготский).

Эта аффективно-познавательная деятельность, подобно деятельности интеллектуальной, сначала складывается как внешняя и требует для своей реализации внешних опор (наглядное восприятие, пример других людей, оценка) [4, c. 372].

Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В основу социально-ценного поведения ребенка уже в младшем дошкольном возрасте начинает закладываться способность к эмоциональной децентрации, предшествующего интеллектуальной децентрации, присущей уже старшем дошкольном возрастные (А.В. Запорожец) [12, c. 173].

Достигая сравнительно высокого уровня эмоциональной воображения, ребенок пытается предварительно проиграть в воображении различные варианты своих действий и предвидеть их результаты. Известно, что ролевая игра является игрой в человеческие отношения. В ситуации воспроизведения человеческих отношений ребенку приходится проигрывать внутренне уже не только систему своих действий и поступков, но и всю систему их результатов. Именно в ролевой игре, начинается сначала эмоциональное, а впоследствии и интеллектуальное освоение системы человеческих отношений, собственно «смыслов человеческих действий» (Д.Б. Эльконин) [12, c. 178].

1 стр., 362 слов

Определение эмоциональных явлений. Функции эмоций

... (В.К. Вилюнас).   Каковы основные субъективно регистрируемые признаки эмоций? Первичные характеристики: · Принадлежность любого эмоционального явления к переживанию в форме удовольствия – неудовольствия. ...     Описательная характеристика эмоциональных процессов   Тема 1 Определение эмоциональных явлений. Функции эмоций   Эмоциональные явления заключаются: а) в переживании ...

Соответственно происходит и переход от примитивного вида эмоциональной коррекции действий — «коррекции с задержкой» — к «эмоциональной коррекции, опережающий» действия ребенка в зависимости от их смысла и результатов для самого ребенка, его потребностей и интересов ( А. В. Запорожец. Я.З. Неверович) [12, c. 181].

Как показывают исследования последнего десятилетия, проведенные в рамках нейролингвистического программирования психики, модели поведения, отражаются в игре дошкольника, значительно влияют на дальнейший ход развития личности, ее эмоциональное благополучие. Исследования Р. Дилтс, С. Смита и других свидетельствуют, что модель поведения взрослого человека имеет черты значимых в детстве людей, то есть пришли с ранними эмоциональными воспоминаниями, переживания и стали уже частью эмоционального мира личности [13, c. 37].

Таким образом, воспитание эмоционально зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важным педагогического ним задачей, в определенном смысле даже важнее чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения.

Любой человек знает, что такое эмоции, однако описать и объяснить их не всегда способен. И это не удивительно, поскольку до сих пор проблема эмоций в науке остается загадочной и во многом неясной, хотя их роль в управлении поведением человека велика.

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека как непринужденный компонент, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной и чувственной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Швейцарский психолог Э. Кляттяреп то в 1928 г. писал: «Психология аффективных процессов — запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда похожими на самих себя и такими, что изменяются только количественно. Другие же, наоборот, полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности … Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы » [13, c. 24].

Современных ученых, рассматривающих сопоставления чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, другие психологи дают эмоциям, вторая считает чувства являются одним из видов эмоций (эмоциональных явлений), третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств ( эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая — разграничивает чувства и эмоции [13, c. 27].

15 стр., 7102 слов

Профилактика кризисных переживаний у детей

... в детском возрасте. Предмет исследования -- содержание работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний. Цель исследования - изучение специфики кризисных ситуаций в детском возрасте и ... организации системы работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были ...

В современной психологической науке существует множество определений понятия переживания, некоторые из которых носят даже противоречивый характер. Например, Л. Выготский определял переживание как особую интегральную единицу сознания; К.К. Платонов — как субъективное явление, как психическую форму отражения, являющихся одним из трех атрибутов сознания. Ф.Е. Василюк — как особое эмоционально окрашенное состояние человека или явление действительности, которое непосредственно представлено в его сознании и является для него как событие его собственной жизни [13, c. 28-29].

Для Л.Н. Веккера переживания — это непосредственное отражение самим субъектом собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание [13, c. 29].

Таким образом, в нашей работе мы взяли за основу определения Ф.Е. Василюка, который определяет эмоции как переживание человеком ситуативного или действующего значения предметов и явлений прошлого, настоящего или будущего, их психоэнергетический потенциал, в отличие от чувств, возникая, может быстро увеличиваться, а потом так же легко объективироваться в другое психическое. В свою очередь чувства — это переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений. Чувство развиваются постепенно, их психоэнергетический потенциал в отличие от эмоций, находится в психике относительно длительное время и даже всю жизнь (патриотизм, дружба, любовь, гордость, достоинство, ревность и т.п.).

Чувства — это такое внутреннее психическое, которое постоянно присутствует в психике человека, прямо и косвенно влияет на его поведение и деятельность. Собственно переживания являются основой любой эмоции и чувства.

1.2. Особенности развитие эмоционально-чувственной сферы в дошкольном возрасте

Развитие динамической стороны эмоций и чувств дошкольника обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связано с причинами и объектами переживания [8, c. 17].

В дошкольном детстве формируются высшие чувства. Особые переживания сопровождают отношение детей к родителям, общение с которыми в совместной деятельности питают радостные эмоции. Тревожные переживания вызывают конфликт в семье, споры с ровесниками, несправедливое отношение к ним. Дошкольник часто впадает в ревность, так как ему кажется, что братик или сестренка пользуется большим вниманием взрослых [8, c. 17].

Глубже становятся в этом возрасте чувство гордости, которое является основой самооценки ребенка, обусловливающие поведение. Иногда эти чувства закрывают от ребенка другого человека, в результате чего формируются самолюбие, эгоизм. Важная роль в развитии личности дошкольника принадлежит эстетическим чувством (прекрасного, гармонии, ритма, божественного).

16 стр., 7982 слов

Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности

... не только последовательность действий ребенка по достижению конкретного результата. Продуктивная деятельность является также и важнейшим условием развития воображения дошкольников. Проблема развития творческого ... в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, ...

Яркими интеллектуальными чувствами дошкольников являются чувство удивления и любопытства. Успех в деятельности вызывает у них яркие положительные переживания, которые могут проявляться сдержанно, однако неудача приводит бурное недовольство. Связанные с деятельностью негативные переживания часто порождают неуверенность в своих силах, боязнь новых задач [8, c. 17-18].

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляется способность к эмпатии. Детям свойственна как гуманистическая эмпатия (эмпатийные переживания, в которых эмоционально акцентируется неблагополучие или благополучие другого в форме радости за другого, сочувствие, сострадание), так и эгоцентрическая эмпатия (переживание страдания, страха, радости в ответ на печаль другого, а также — сумму в ответ на радость другого).

Несмотря на некоторые типичные особенности эмоциональной сферы дошкольников (яркость и непосредственность переживаний, преобладание чувственности над другими сторонами жизни), у каждого ребенка она индивидуальна [9, c. 103].

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обусловлены непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосредоваться его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и в усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «надо». Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о надлежащей поведении, особенно, когда оно связано с игровой ролью. Вот в «врачу» принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но «врачи не плачут». Вместе, взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удастся сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных требований перед ребенком [9, c. 108].

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу).

Деятельность ребенка приобретает развернутый характер, состоит из нескольких этапов, на основе чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достижения [9, c. 108-109].

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживание по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться». Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечение соподчинения мотивов как важный их компонент [9, c. 109].

5 стр., 2102 слов

Влияние отличительных особенностей программных требований по ...

... «Гармония » основана на гармоничном развитии личности ребенка. · Н. А. Ворониной проведен анализ динамики развития художественной деятельности дошкольников, занимающихся по разным программам. Автором выяснено, что к ... концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) дети, обучающиеся по всем ...

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единство вербальных и невербальных средств. Сначала у ребенка преобладают невербальные средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речи [9, c. 113].

Значительный прогресс испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка — трудовой, продуктивной, игровой. Особую роль играет общий характер выполнения деятельности дошкольника, когда дошкольники могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо предусматривает решение детьми эстетической задачи, а при его достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой жизни. Так, Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс природного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Так чтобы познавая природу, дети переживали эстетические чувства [9, c. 114].

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а с другой, с соприкасающихся представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями, приобретая тем самым для ребенка особую ценность. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытия, удивление и сомнение, которые становятся достоянием ее опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель Андреев Л.Н.: «Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и очаровательно неизвестным». Благодаря эмоциональному сопровождению познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценный характер, он стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоций является их стимулирующее влияние на познавательную деятельность. их формирование у дошкольника благоприятно обозначается впоследствии на этапе школьного обучения [21, c. 19].

Представление ребенка о красивом и безобразном в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительным героям, подробно прорисовывая их изображения, пользуясь набором цветов. Злые изображаются ограниченными количеством цветов в виде аморфных образов — это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитей.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

  • эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;
  • вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;
  • эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов;
  • интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка — трудовой, продуктивной, игровой;

1.3. Характеристика этических чувств дошкольника

В процессе общения ребенка со взрослыми и участия в коллективных формах деятельности у него формируется эмоциональная составляющая направленности на других людей (Котырло В. К), такие социально ценные качества личности, как чуткость, внимательность рвение. При этом значение имеет эмоциональное содержание общения дошкольника с окружающими. Возникают не просто отдельные умения понимать другого, проявлять к нему симпатию, сочувствие, быть общительным, но и целостное эмоциональное образование — направленность переживаний ребенка на эмоциональные проявления взрослого и сверстника, которая служит целям проникновения в его внутренний мир, выступает как средство интимной связи с ними [15, c. 21].

12 стр., 5727 слов

Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

... или неудовлетворением потребностей. Эмоция – это конкретная форма психического процесса переживания чувств. Например, чувство патриотизма, ответственности за порученное дело или чувство любви матери к детям проявляется в ... и списком литературы. Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ   Определение эмоций и чувств в психологии   «Эмоции»и «чувство» –очень близкие и чаще всего неотделимые ...

Особенно важную роль для развития нравственных переживаний играют ситуации, когда ребенок взаимодействует с ровесниками, между которыми возникают равноправные партнерские отношения. Здесь она сама строит линию своего поведения. Следовательно, возникает потребность в этических ориентирах, как поступить, как будет чувствовать себя товарищ, как сохранить отношения с ним. Этические оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживания его отношения к определенным поступкам или действиям [15, c. 21].

Положительная эмоциональная направленность ровесников формируется в совместной с ним деятельности при такой ее организации, когда объектом переживаний ребенка становится не только собственный успех, но и успех товарища, успех общего дела [15, c. 21-22].

В пять лет наблюдаются низкие показатели положительного эмоционального отношения к партнерам. Причинами выступает недостаточного владения дошкольниками навыками сотрудничества, трудности в переносе их из игровой деятельности на другие виды деятельности; об-меженный опыт взаимодействия со сверстником.

Эмоциональная направленность на других охватывает собой систему гуманных чувств. Настоящей школой таких чувств для дошкольника выступает сюжетно-ролевая игра, где возникает потребность понять другого, учесть его позицию, интересы, настроение, желание. Исполнение роли каждым ребенком и их соотношение строится на определенных моральных представлениях о надлежащих способах поведения. Развивается ответственность за свой участок работы: если ли «врач» будет постоянно выбегать из «кабинета», то больные останутся без помощи, а если «продавец» будет есть конфеты, то покупателям не хватит. Таким образом, благодаря игре дети не только переживают соответствующие этические коллизии, но и лучше осознают нравственные нормы, у них формируется установка на их глубокое познание [15, c. 22].

В трудовой деятельности дети выполняют социально-полезные задания, испытывая при этом радость, гордость, ответственность. Взрослые объясняют детям, когда они тщательно польют цветы, то растения будут хорошо выглядеть, а если уберут игрушки в комнате, то у мамы будет больше времени и она испечет вкусный пирог т.п.. Дети оказывают помощь своим товарищам, сначала по инициативе взрослого, а к концу дошкольного возраста — самостоятельно [15, c. 23].

5 стр., 2258 слов

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольного

... осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение ... физического развития и физической подготовленности. Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение ...

Этические переживания ребенка отражают избирательность психики. Общение с ровесниками: сочувствие дети проявляют, прежде всего, своим ближайшим товарищам, которым симпатизируют.

В рамках устойчивых детских объединений постепенно возникают более тесные контакты между отдельными детьми, становится основой для появления дружбы. До 5-ти лет дружба детей носит преимущественно ситуативный характер: дружат дети, рядом спят в детском саду, чьи семьи соседствуют и часто посещают друг друга. Друзья больше играют вместе, чаще договариваются и выполняют совместные дела, делятся игрушками. Ребенок часто меняет своих друзей в зависимости от обстоятельств. Старший дошкольник более ориентируется в выборе друга на его деловые и личностные качества, привычки, предпочтения: он хорошо домики из песка строит, он интересуется морскими путешествиями, собирает открытки и т.п.. В 5-7 лет начинает встречаться парная дружба, одновременно возникают устойчивые игровые объединения с 3-5 участниками. Дружба небольшими подгруппами чаще рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией.

Таким образом, можно сделать следующие выводы об особенностях этических чувств дошкольника:

  • этические чувства дошкольников составляют важную составляющую их эмоциональной сферы, свидетельствуют о развитии их личности;
  • этические чувства лежат в основе такого личностного образования, как эмоциональная положительная направленность на другого человека;
  • в развитии этических чувств ведущее значение имеют общение и совместная деятельность ребенка со взрослыми и со сверстниками;-
  • этические переживания возникают сначала под влиянием требований взрослых, а к концу дошкольного возраста вследствие присвоения моральных норм;

1.4. Расстройства эмоциональной сферы дошкольников

В норме эмоциональная сфера ребенка отмечается жизнеспособность радостностью, бодростью, оптимизмом. Именно такие эмоциональные состояния обеспечивают условия для формирования личности: ее самоуважения, уверенности, веры в свои силы, инициативности. Если ребенок большую часть времени находится в подавленном и раздраженном состоянии, быстро устает или, наоборот, не может успокоиться, проявляет гиперактивность, ведет себя робко, плаксивый, капризный, то все эти состояния свидетельствуют о проблемах в эмоциональной сфере, которые негативно сказываются на формировании личности. Длительные негативные переживания дезорганизуют психическую деятельность детей и их взаимодействие с ровесниками. Эти эмоции не только накладывают отпечаток на опыт ребенка, но и влияют на ход дальнейшего развития. Они могут способствовать образованию отрицательной жизненной позиции и в конечном счете вызвать задержки в общем развитии детей [18, c. 6].

Причины эмоциональных расстройств достаточно сложные. Однако источником их, как правило, выступают особенности общения, во-первых, со взрослыми, а во-вторых, с ровесниками. Нормативные возрастные показатели общения ребенка со взрослыми подробно описаны в литературе. Если родители отступают от них или их отношение к ребенку отстает от его возрастного развития, то возникают трудности общения, связанные с недовольством малыша его содержанием или эмоциональным фоном, или частотой и глубиной контактов. Иногда эмоциональные расстройства, проявились в дошкольном возрасте, закладывались в предыдущие периоды жизни ребенка, возможно, даже в первые недели после рождения [18, c. 6].

25 стр., 12263 слов

Физиологические основы эмоций и чувств

... с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Физиологические основы эмоций и чувств Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного мозга и подкорки, где ... эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства. Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в ...

Известный английский психолог Дж. Боулби описал этапы эмоциональных изменений, происходящих с ребенком, когда его разлучили с матерью. Сначала малыш протестует, плачет, капризничает, требуя прекращения разлуки. На второй стадии ребенок внешне спокойен, прекращает выражения протеста, при встрече с матерью отворачивает от нее. На третьей стадии ребенок становится апатичным, его ничего не радует и огорчает. При встрече с матерью он остается равнодушным [18, c. 6-7].

Ребенок очень чутко реагирует на психическое состояние близкого взрослого человека и заражается им. Если взрослый не уверен в себе, пасует перед трудностями, не доверяет окружающим, то у ребенка наблюдаются аналогичные состояния, на основе которых развиваются страхи (фобии).

Например, австрийский врач-психотерапевт Гизел Эберлейн описывает такой случай. Ева Мария, 5 лет. расстается с матерью. Девочка-долгожданный ребенок в семье, которая после ее рождения распалась. Мать посвятила всю себя воспитанию девочки. Ребенок для нее все предмет любви, поддержка, утешение. Ева-Мария остается одна в детском саду, бодрствует одна, без мамы. На приеме у врача девочка сидит на коленях у матери, прочно прижавшись к ней. Страхи девочки удалось преодолеть путем многократных бесед познавательной тематики, когда психотерапевт пыталась раскрыть красоту и величие окружающего мира, сформировать у девочки интерес к нему [18, c. 8].

Страхи возникают у детей с 2-х лет и достигают максимума в шестилеток. Чаще всего дети боятся одиночества, нападения, сказочных героев, темноты, стихийного бедствия, пожара. Причинами страхов может быть неоправданно жесткая воспитательная позиция взрослых, преобладание наказаний, чрезмерных требования, ограничения инициативы и свободной активности детей за счет роста количества обязательных к выполнению задач. Страхами чаще страдают дети из неполных семей, в семьях, где доминирует мать. Ребенок, который пытается сдержать свой страх, боится негативной реакции на них взрослых, страдает еще больше, риск возникновения у него неврозов растет [22, c. 17].

Пугают ребенка и рассказы взрослых каких-то страшных последствий, катастроф, трагедий. Малыш долго не может успокоиться, уснуть, включиться в игру. Страхи детей усиливаются перед сном, взрослым в это время необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу.

Страхи дошкольников не всегда приобретают болезненно устойчивый характер, большинство из них при правильном реагировании взрослого быстро исчезают. До 3 лет появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Причинами таких страхов ребенка есть индивидуальные особенности нервной системы (чувствительность, неуравновешенность), личности (тревожность, склонность к фантазированию), ограниченность детского опыта [22, c. 17].

В возникновении страхов значительную роль играет воображение ребенка. «Каждый раз, когда ребенок якобы беспричинно боится какого-то помещения, предмета, избегает какого-то блюда, гигиенической процедуры, следует помнить, что причиной этого может быть воображение, удивительным образом образован связь между эмоцией и, казалось бы, нейтральной вещью [22, c. 18].

Чтобы преодолеть детские страхи, необходимо включить ребенка в интересную и захватывающую деятельность (игру, рисование, конструирование), давать взвешенные и умеренные ответы на детские вопросы. Важно обогатить знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой или сложной ситуации. Для преодоления страхов взрослому нужно ближе и внимательнее общаться с ребенком [22, c. 19].

В общении со сверстниками эмоциональные нарушения проявляются в двух основных формах (Г.А. Урунтаева) [22, c. 25-26].

1. Дети неуравновешенные, легко возбудимы. Стремительность эмоций у таких детей часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками они склонны к аффектам: вспышек гнева, обид, сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожы, усиление потоотделения и т. п.

2. Дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, но они более сдержанны, характеризуются отстраненностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто проявляется как нежелание посещать детский сад, неудовлетворенность отношениями с воспитателем или сверстниками.

Таким образом, рассматривая эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте, мы пришли к следующим выводам:.

  • проблемы в эмоциональной сфере дошкольника отрицательно сказываются на формировании личности;
  • профилактика расстройств эмоциональной сферы дошкольника предполагает соблюдение нормативных возрастных показателей общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • при отсутствии нормального общения со взрослыми у ребенка возникает апатия, подавленность, безразличие;
  • неподходящая возрастные зависимость от родителей порождает страх одиночества, неуверенность, безынициативность;
  • страхи дошкольников приобретают болезненный характер при неправильном отношении взрослых к этим страхам;
  • в общении с ровесниками эмоциональные расстройства заключаются, как в неспособности ребенка к совместным действиям, так и у нежелании общаться.

Глава 2. Психолого-педагогические ситуации

Ситуация 1.

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы», иначе говоря эмоционально ей одолевает чувство гордости за собственные достижения. Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Варианты действий:

Вариант 1.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2.

Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5.

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Анализ ситуации

Итак, данный пример иллюстрирует эмоциональную сферу дошкольников с двух сторон. Это чувство гордости, за собственные достижения у одной девочки. И чувства недовольства у других. Также эта ситуация связана с возникшей в ходе собственных достижений завышенной самооценки.

Для начала стоит прояснить, ссылаясь на возрастные особенности, что дошкольникам свойственна завышенная самооценка, совершенно нормально, когда дошкольники считают себя лучше других. И наоборот, если этого не происходит, это часто ведет к формированию ряда проблем, которые могут проявиться в будущем.

В данной ситуации, хотя дошкольники и не имеют особых способностей к рефлексии, нам необходимо прививать им социально-приемлимые формы общения. Поэтому лучшим вариантом разрешения данной ситуации будет рассмотрение происходящего с помощью сказочных персонажей и ответная связь ребят. Детям нужно показать, что хвастовство это не самая лучшая черта человека, которая мешает всем хорошим людям, однако приэтом нужно не уйти в крайности. Если показать ситуацию в слишком плохом свете, это может привести к тому, что дошкольник начнет идентифицировать собственную самооценку с этой ситуацией и будет думать что он ведет себя плохо. Такая ситуация не только не позволит ребенку усвоить урок, но и может вести к ухудшению его развития и социализации.

Таким образом, подводя итог этой ситуации, мы пришли к выводу, что для ее разрешения лучше использовать сказкотерапию, в которой дошкольники постепенно научились бы диференцировать собственные эмоциональные состояние и контролировать их.

Заключение

В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что эмоции — это переживание человеком ситуативного или действующего значения предметов и явлений прошлого, настоящего или будущего, их психоэнергетический потенциал, в отличие от чувств, возникая, может быстро увеличиваться, а потом так же легко объективироваться в другое психическое. В свою очередь чувства — это переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений. Чувство развиваются постепенно, их психоэнергетический потенциал в отличие от эмоций, находится в психике относительно длительное время и даже всю жизнь (патриотизм, дружба, любовь, гордость, достоинство, ревность и т.п.).

Чувства — это такое внутреннее психическое, которое постоянно присутствует в психике человека, прямо и косвенно влияет на его поведение и деятельность. Собственно переживания являются основой любой эмоции и чувства.

Особенность эмоционального развития дошкольника является то, что его эмоции опосредуются его отношением к тем или иным явлениям, вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Также эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов, интенсивное развитие которых происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка — трудовой, продуктивной, игровой.

Подводя итог данной работы, стоит отметить, что эмоциональная сфера дошкольника является достаточно уязвимой и нуждается в поддержке взрослых. Если взрослые не уделяют ребенку достаточно внимания, демонстрируют отрицательные эмоции, ссорятся между собой на глазах ребенка – это ведет к стереотипному усвоению ребенком подобного поведения. Подобные проблемы могут серьезно проявиться не сразу, а уже в значительно поздним возрасте, в том числе и во взрослом.

Список используемой литературы

  1. Адаленко Л. Детям об эмоциях //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 6 — С.18-19
  2. Антонец М. Идеи В. Сухомлинского — актуальны и сегодня. //Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9 — С. 8-9
  3. Богум А. Биологическое и социальное в взглядах С. Русовой на воспитание. //Дошкольное воспитание — 1996. № 7 — С. 8-9.
  4. Вари М.И., Ортынский В.Л. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие — М.: Центр учебной литературы, 2007 367с.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд.-во МГУ, 1984
  6. Вилюпас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4
  8. Галуцких А. Детские капризы //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6. С.17
  9. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учебное пособие. — М.: Центр учебной литературы; 2007. — 392 с.
  10. Ефремова С. Как помочь ребенку освободиться от негативных эмоций //Дошкольное воспитание — 2008. № 11-С.20-21.
  11. Зарудная А.А. Эмоции и чувства //Психология: Учебник. Минск, 1970
  12. Изард К. Психология эмоций. — М..: Питер, 2000.
  13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. М..: Питер, 2002

  1. Кулачкивська С. Психическое здоровье малыша нуждается в защите //Дошкольное воспитание — 1998. № 3 — С.4-5.
  2. Кравць Г. Эмоции и общение //Дошкольное воспитание — 2004 — № 2 С. 21-23
  3. Карпенко Н. Профилактика детских страхов //Дошкольное воспитание. — 2003. № 9. С. 14-15
  4. Кузьменко В. Родители //Дошкольное воспитание — 1995. № 9. с. 18-19
  5. Кузьменко В. Воспитательная психологическая ситуация — средство развития индивидуальности //Дошкольное воспитание — 2007. — № 8. — С.6-9
  6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностные познание. — Ростов — н /Д, 1999
  7. Лаврентьева Г. Понять ребенка //Дошкольное воспитание — 1995. № 9. — С.18-19
  8. Терещенко А. Раздельные сборы в детском саду //Дошкольное воспитание. — 2007 — № 2-С.19-19
  9. Хардина Н. Эмоционально-экспрессивные упражнения //Дошкольное воспитание. 2004 — № 10. С.17