ЛЕКЦИЯ № 1
Тема № 5:«Вопросы воспитания в военной педагогике»
для студентов, проходящих обучение по программам военной подготовки сержантов запаса по специальностям:
837 Специальности по эксплуатации автомобильной техники(автомобилей);
859 Специальности горючего и смазочных материалов (горючего и смазочных материалов);
907 Специальности дорожно-комендантской службы;
966 Специальности по строительству, ремонту и эксплуатации объектов военной инфраструктуры (противопожарной службы).
по дисциплине «ВОЕННАЯ ПЕДОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Санкт-Петербург
201__
ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ А. В. ХРУЛЁВА
Учебное отделение (подготовки мобилизационного резерва)
Несекретно
Экз. № ____
УТВЕРЖДАЮ
Начальник учебного отделения
майор
Д. Шишлин
«____» ______________ 20___ г.
Автор: Старший помощник начальника отделения – преподаватель
капитан Е. Курбатов
ЛЕКЦИЯ № 5
Тема № 5:«Вопросы воспитания в военной педагогике»
для студентов, проходящих обучение по программам военной подготовки сержантов запаса по специальностям:
837 Специальности по эксплуатации автомобильной техники(автомобилей);
859 Специальности горючего и смазочных материалов (горючего и смазочных материалов);
907 Специальности дорожно-комендантской службы;
966 Специальности по строительству, ремонту и эксплуатации объектов военной инфраструктуры (противопожарной службы).
по дисциплине «ВОЕННАЯ ПЕДОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры
(предметно-методической комиссии),
протокол № ____от ____ ____________ 20 __ г.
Санкт-Петербург
201__
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Процесс воспитания как важнейший фактор формирования личности воина.
2.Принципы воспитания и их характеристика.
3.Сущность методов воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.«Военная психология». Учебник для вузов. Под ред. А.Г. Маклакова, — «Питер», 2004 г.
2.«Военная педагогика». Учебное пособие. Под ред. А.А.Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008 г.
Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 2
... В истории педагогики особый интерес представляет изучение возникновения и развития воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию ... общества. Эти изменения отрицательно сказались на жизни нынешнего поколения. Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, ...
Материально-техническое обеспечение
1. Наглядные пособия: комплект слайдов по теме лекции, схемы.
2. Технические средства обучения: мультимедийная установка, доска, указка, мел.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Лекция предназначена для студентов гражданских ВУЗов учебного отделения (подготовки мобилизационного резерва) для всех специальностей и должна быть унифицирована под их базовые знания по психологии и педагогике, полученные в ходе обучения в гражданских учебных заведениях (университетах и институтах).
На этом занятии предлагается более глубоко раскрыть процесс воспитания как важнейший фактор формирования личности воина. Принципы воспитания и их характеристика. Сущность методов воспитания.
Введение
Во все времена военачальники и полководцы неустанно заботились о воспитании своих воинов. Под этим понималось организованное и целенаправленное формирование у них моральных и боевых качеств, отвечающих задачам вооруженных сил и необходимых для успешного их решения. Особое внимание при этом уделялось привитию тех личностных качеств, которые должны быть свойственны каждому защитнику Отечества независимо от его воинской специальности и служебного положения. В первую очередь к ним относятся: высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага. Именно эти качества, присущие солдатам и офицерам Российской армии, неоднократно помогали ей одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества. Вот почему выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей».
Воспитание военнослужащих — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства.
Данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.).
В соответствии с руководящими документами система воспитания военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она строится на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонационального российского государства, на признании общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. В то же время система воспитания военнослужащих является компонентом строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил.
1) Системный и комплексный подходы к процессу воспитания военнослужащих (см. 29)
... воспитание у военнослужащих уважения к Конституции и законам Российской Федерации, ... Вооруженных Силах Российской Федерации подчеркивается: «Информационно-пропагандисткая работа является одним из основных предметом обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания». ...
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Первый вопрос: Процесс воспитания как важнейший фактор формирования личности воина.
Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности Военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил.
Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации являются субъекты и объекты.
Весьма показательным является тот факт, что наряду с традиционными субъектами системы воспитания, каковыми являются: командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры, важнейшими субъектами системы воспитания признаны: общество; государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; общественные организации в воинских частях.
Исходя из этого все субъекты воспитания рассматриваются как заинтересованные и взаимодействующие стороны. Кроме того, необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.
Свыше 70% офицеров и прапорщиков в полковом звене непосредственно сталкиваются с проблемами воспитания подчиненных. В армейской среде на качество воспитания в конечном итоге влияет многое: образцовый внутренний порядок, организация службы ВОЙСК, личный пример отношения к службе командиров и начальников, организация досуга и отдыха и многое другое. Этот процесс рассматривается не как самоцель, а как арсенал средств по планомерному формированию нужного человеческого потенциала для службы в действительно эффективных Вооруженных Силах.
Система воспитания предусматривает дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих. Так называемыми объектами воспитания являются: генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины)) солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, военнослужащие-женщины; суворовцы, нахимовцы, кадеты, а также воспитанники воинских частей, военных оркестров и т.д.
Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.
Содержание воспитательной работы на всех уровнях определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
На социальном (социально-культурном) уровне основные аспекты жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающие огромным воспитательным потенциалом, являются объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и военнослужащих в частности.
На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.
Адаптивное физическое воспитание в системе реабилитации больных наркоманией
... частых ангин). Сотрясения головного мозга, особенно многократные. Социальные факторы следующие: Воспитание только одним из родителей. Постоянная занятость одного из родителей (длительные ... nbsp; 21 2.1. Организация исследования…………………………………………… 21 2.2. Цели и задачи исследования…………………………………………. 22 2.3. Методы исследования………………………………………………... ...
На институциональном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для решения воспитательных задач или имеющими функции воспитания (воинские части, военные образовательные учреждения, культурно-досуговые учреждения и т.п.).
На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы, женсоветы и другие общественные организации.
На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика межличностного взаимодействия субъекта и объекта системы воспитания. Субъектом воспитания может выступать и сам объект (самовоспитание).
На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект (самовоспитание).
Настоящее воспитание то, которое переходит на самовоспитание.
Из сказанного выше следует вывод о том, что повышению эффективности системы воспитания военнослужащих будет всемерно способствовать: наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию всех граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность; объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания граждан России; осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей; соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках; совершенствование системы подготовки субъектов воспитания; оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач; повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.
Поиск путей к вершинам педагогического мастерства сложен и труден. В нем нет готовых рецептов, универсальных и пригодных на все случаи жизни правил. Искусство и мастерство воспитания требуют гораздо большего.
Закономерен вопрос: по каким же направлениям должно идти формирование личности военнослужащего современной Российской армии, каково их содержание?
Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.
При всей кажущейся традиционности этих направлений, каждое из них сегодня наполняется обновленным содержанием.
Государственно-патриотическое воспитание — это оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются: формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.
Воинское воспитание — это процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.
Основными направлениями воинского воспитания являются: создание условий и мотивация роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка при организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.
Нравственное воспитание — это оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания являются: информирование военнослужащих о предъявляемых требованиях к их профессиональному и нравственному облику со стороны общества; разъяснение им социальной значимости военной службы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих.
Также важна целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть. Необходимо изучать и использовать в воспитательных целях индивидуальные особенности военнослужащих, влияние общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использовать духовно-нравственного потенциал общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.
Правовое воспитание – это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.
Экономическое воспитание — это воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рациональное использование материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Эстетическое воспитание — это воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания ВОИНСКИХ ритуалов; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание — это воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых) и иных задач.
Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются: организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами и видов и родов войск; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание — это воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
Основными направлениями экологического воспитания военнослужащих являются: разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.
Второй вопрос: Принципы воспитания и их характеристика.
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для офицера, командира (начальника) как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в подразделении.
В них сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания военнослужащих и результаты его научных исследований. Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме. Поэтому знание их требований, закономерностей процесса, которые они отражают, позволяет командиру (начальнику) сознательно и творчески решать задачи воспитания воинов, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, уверенно достигая поставленной цели. Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса в подразделении.
Принципы воспитания военнослужащих:
· целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий;
· гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитательной деятельности;
· гуманизм и демократизм в решении задач воспитания;
· воспитание в различных видах деятельности военнослужащих (учебной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.);
· воспитание в воинском коллективе и через коллектив;
· проявление в процессе воспитания единства высокой требовательности, уважительного отношения к личности военнослужащего, постоянного внимания к его нуждам, запросам, потребностям;
· индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе и коллективу;
· обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
· единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
· обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания;
· целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления военнослужащими высокого уровня воспитанности;
· комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех его элементов.
Рис. 4
Принципы воспитания
В воспитании вообще и военнослужащих в частности важнейшее место принадлежит принципу целенаправленности всех педагогических взаимодействий, влияний и воздействий. Великий отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что без ясного «ощущения цели никакая воспитательная деятельность невозможна».
С точки зрения педагогического содержания всегда есть две стороны –целенаправленность любого воспитательного мероприятия или действия и целесообразность его осуществления. Цель, осознанная с учетом того, что должен получить воспитатель в результате своей деятельности, выступает как целенаправленность, а цель, осознанная в плане ее полезности, выступает как целесообразность. Перед командиром (начальником), приступающим к воспитательному влиянию и воздействию, стоят два основных вопроса: что он должен получить в результате воспитательных мероприятий и какую пользу принесут полученные результаты?
Целевые установки в воспитании военнослужащих могут быть представлены на различных уровнях. Первый – общая цель, определяемая на уровне требований общества, государства (например, воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т. д.).
Второй уровень – особая цель (или группа целей), определяемая требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства. Третий уровень – частная цель, определяемая на уровне индивидуального развития личности военнослужащего, требованиями самосовершенствования.
К числу требований и правил реализации данного принципа относятся:
· ясное и четкое осознание и понимание субъектами и объектами целей воспитания;
· четкая целенаправленность всех мероприятий воспитательной работы;
· высокий уровень организации воспитательных воздействий;
· целесообразный выбор тех или иных средств, методов, форм и приемов воспитательных воздействий;
· связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами, которые решают военнослужащие, с условиями их службы;
· настойчивость в достижении воспитательных целей;
· формирование у военнослужащих положительного отношения к цели воспитания;
· • объективная, всесторонняя и систематическая оценка результатов воспитания.
В воспитании военнослужащих важен принцип гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности деятельности. Он отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития у военнослужащего качеств гражданина-патриота и военного профессионала, убежденности в необходимости выполнения своего долга служения Отечеству, своему народу, в ответственности, чести и совести. Данный принцип требует, чтобы в содержании, организации и проведении любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи гражданственности, патриотизма, военного профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга.
Принцип воспитания в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности благодаря полезному труду. Условно последний можно подразделить на несколько основных видов.
1.Военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, по видам Вооруженных Сил, по должностным обязанностям, их выполнению в различных условиях военной службы, особенно боевых.
2.Труд, связанный с множеством военных специальностей, каждая из которых требует формирования и развития, помимо общих, особых, специальных качественных характеристик.
3.Учебно-познавательная деятельность, обладающая большими возможностями для воспитания военнослужащих.
4.Общественный труд, связанный с организацией и проведением различных мероприятий в интересах решения воспитательных задач, участие всех военнослужащих в культурно-досуговой и спортивно-массовой работе. Данный вид деятельности направлен прежде всего на удовлетворение личных потребностей военнослужащего, развитие творческой самодеятельности, воспитание физической культуры, развитие духовных и физических способностей, необходимых для качественного выполнения воинского долга.
5.Хозяйственно-бытовой труд, связанный с участием военнослужащих в обслуживании военной техники и вооружения, в различного рода хозяйственных работах, в самообслуживании, в совершенствовании учебно-материальной базы, в борьбе со стихийными бедствиями и др.
6. Для командного состава особое значение в деле воспитания военнослужащих имеет управленческий труд, целенаправленная деятельность по руководству личным составом.
Каждый вид воинской деятельности имеет свою специфику. Вместе с тем реализация указанных принципов воспитания предполагает соблюдение ряда требований и правил:
· целенаправленное и систематическое разъяснение целей и задач того или иного вида деятельности, социальной значимости воинского труда в обеспечении безопасности граждан, общества и государства;
· воспитание у военнослужащих убежденности в необходимости личной высокоэффективной деятельности, положительного отношения к военной службе, к военной специальности;
· высокая организация воинской деятельности, с учетом особенностей и возможностей военнослужащих, специфики целей и задач, которые ставятся и решаются, а также условий, в которых воины находятся;
· установление ответственности за результаты деятельности, объективная оценка и педагогически правильное стимулирование данного вида деятельности;
· включение в процесс профессиональной подготовки военнослужащих элементов состязательности в борьбе за точность и полноту выполнения нормативов, поддержание на занятиях духа соревновательности;
· соблюдение постепенности в наращивании служебных, учебных, трудовых, физических нагрузок на молодых военнослужащих, особенно в период их адаптации к условиям военной службы;
· сочетание напряженного труда военнослужащих с организацией культурного досуга, активного отдыха;
· обеспечение личного примера в воинской деятельности командиров и начальников и т. д.
Гуманизм и демократизм в решении задач воспитания, будучи его принципом, отражает общие закономерные тенденции развития общества, всех его социальных институтов, меру цивилизованности государства и народов, живущих в нем. В условиях армии данный принцип базируется на следующих требованиях и правилах:
· постоянная забота командиров (начальников) о физическом и духовном здоровье военнослужащих, соблюдении их прав и обязанностей;
· создание условий для реализации принципа социальной справедливости, уважение человеческого достоинства;
· исключение субъектами воспитания методов социального и профессионального насилия;
· широкое участие всех военнослужащих в организации и проведении воспитательных мероприятий, проявление и целенаправленное использование ими своих возможностей и способностей в интересах духовно-нравственного и профессионального развития;
· оказание конкретной помощи военнослужащим в преодолении трудностей военной службы, в адаптации к новым условиям, особенно к боевым, и т. д.
При реализации на практике данного принципа важно учитывать и тот факт, что деятельность военнослужащих регламентируется особыми правовыми нормами, вносящими определенные ограничения в их жизнедеятельность.
Соответственно, в воспитании военнослужащих большое значение имеет принцип сочетания высокой требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, с постоянным вниманием к их нуждам, заботам, потребностям. Он отражает суть закономерностей социального, психологического и собственно педагогического плана. В логическом ключе включает три взаимосвязанных элемента – требовать, уважать, заботиться.
Требования к личности, специалисту, военнослужащему проистекают из самой сущности человеческой жизни, обусловлены теми обстоятельствами, в которых индивидуум пребывает, выполняет свои общечеловеческие и профессиональные обязанности, характером того или иного вида труда. Требовательность командиров (начальников, педагогов) побуждает военнослужащих формировать и совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, воинское мастерство, соблюдать правовые и моральные нормы, преодолевать недостатки в характере, поведении, закалять волю, вырабатывать положительные привычки и т. д.
Это оказывается эффективным при соблюдении определенных правил, к которым относятся:
· четкое понимание сущности требований, которые сегодня предъявляются к личности и деятельности субъектов и объектов воспитания, внутреннее и осознанное принятие их каждым как необходимости;
· ясность, конкретность и закономерность требований, их четкое и понятное предъявление;
· непрерывность и постоянство требований;
· предъявление требований ко всем без исключения военнослужащим и во всех сферах воинской службы;
· посильность требований, учет возможности их выполнения подчиненными;
· единство и согласованность требований всех категорий воспитателей;
· уважительная, тактичная форма предъявления требований, не унижающая личного достоинства подчиненных;
· сочетание высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них, об удовлетворении их разумных потребностей, о здоровье и самочувствии;
· сочетание требовательности к подчиненным с высокой требовательностью воспитателя к самому себе.
Важнейший принцип – воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, что достигается благодаря созданию атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и культуры взаимоотношений. Этот принцип отражает закономерные связи социально-психологического плана, коллективной и групповой жизни военнослужащих. Человек, проходящий воинскую службу, большую часть времени проводит непосредственно в коллективе и группе людей. Он находится под постоянным влиянием и воздействием. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений, многочисленным контактам в сплоченном коллективе ускоряется процесс развития личности, появляются возможности для проявления своих способностей и корректировки поведения, действия.
В интересах более эффективного и качественного решения воспитательных задач важно учитывать следующие явления коллективной (групповой) жизни:
· понимание и осознание членами коллектива целей и задач, стоящих перед данным воинским коллективом;
· направленность и уровень развития коллективного (группового) мнения, создание и поддержание положительного мнения у членов коллектива по вопросам воинской службы, деятельности коллектива, учет изменений в коллективном мнении и направлении его на решение боевых и учебно-воспитательных задач;
· учет коллективных настроений военнослужащих, создание и поддержание положительного настроения, способствующего активизации деятельности членов коллектива, успешному преодолению трудностей военной службы;
· формирование и использование в интересах воспитания положительных коллективных традиций, целенаправленный учет национальных, региональных обычаев;
· формирование и развитие уставных взаимоотношений, повышение культуры общения членов коллектива, учет реально сложившейся системы взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, выявление фактов нарушения правовых, уставных норм взаимоотношений, проведение целенаправленной работы по их профилактике, недопущению и преодолению;
· наличие авторитетных лиц в коллективе, в первую очередь командиров и начальников, их влияние на все стороны жизни воинского коллектива, подразделения (части).
Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию как принцип отражает зависимость воспитательной деятельности от индивидуально-психологических и групповых особенностей военнослужащих, от степени их учета в процессе педагогического воздействия и взаимодействия.
Военнослужащие отличаются друг от друга многообразием индивидуальных социальных, психологических, педагогических, физических, национальных и других особенностей, уровнем сознательности, образования, общего развития, культуры, жизненного опыта, интересов, способностей, типами темперамента, физическими данными, чертами характера и т. д.
Индивидуальный подход предполагает выявление и учет этих особенностей, т. е. осуществление воспитательного взаимодействия с военнослужащим на персональной основе.
В то же время те или иные категории военнослужащих имеют некоторые общие, групповые черты, признаки, обусловленные возрастом, образованием, профессией, опытом воинской службы, должностными обязанностями, воинским званием, специальными интересами, местом рождения, проживания, полом и т. д.
Дифференцированный подход предполагает выявление и учет групповой специфики военнослужащих в решении воспитательных задач. Офицеры, прапорщики, сержанты, военнослужащие по призыву и по контракту, молодые солдаты (матросы), те, кто уже заканчивает службу, – все они имеют свои особенности, которые обязательно надо учитывать в воспитательной работе.
Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию предполагает глубокое и всестороннее знание своих подчиненных, требует понимать их морально-психологическое состояние, учитывать мир психических явлений конкретного военнослужащего или группы людей. Углубленное изучение и знание индивидуальных особенностей подчиненных дает офицеру возможность выбрать и определить самому линию поведения, найти необходимые средства, формы, методы и приемы педагогического воздействия.
Один из важнейших принципов воспитания – обеспечение в процессе воспитательной деятельности единства слова и дела, научной теории и практики.
Он отражает психологические и собственно педагогические закономерности, проявляющиеся в сфере «Я–концепции», во взаимоотношении людей, а также такие феномены психологии, как заражение, подражание, отражение. Особое воспитательное значение рассматриваемый принцип имеет в системе «воспитатель–воспитанник», «начальник– подчиненный». Научными исследованиями и воспитательной практикой доказано, что если воспитатель (командир, начальник) достигает этого единства, многие задачи формирования и развития личности, воспитания дисциплинированности, чувства долга, чести, совести, ответственности решаются эффективнее.
Традиционно в российской армии считалось, что верность слову для офицера – закон жизни, важнейший показатель чести, профессионально-этической культуры командира, начальника. «Сказал – сделай; не можешь сдержать слова, то объяснись и извинись». Верность слову культивировалась в среде русских офицеров, на страже ее соблюдения стояло офицерское собрание.
Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий как принцип воспитания отражает закономерные связи его с опытом прошлого, влиянием семьи, школы, среды, в которой формировалась личность военнослужащего, а также целенаправленные согласованные действия всех категорий воспитателей в условиях армейской жизни, соблюдение преемственности в период воинской службы.
Данный принцип предполагает единство воспитательных воздействий, оказываемых школой (учебным заведением), семьей, производством (если военнослужащий ранее трудился), армией; единство усилий всех воспитателей и начальников, в подчинении которых военнослужащий находится; согласованность разнообразных факторов воспитывающей среды, среди которых – взаимоотношения в коллективе, личный пример воспитателей, педагогический эффект проводимых занятий и мероприятий, стиль общения, моральный и профессиональный авторитет воспитателя и т. д.
Важное правило рассматриваемого принципа – соблюдение и обеспечение на практике единства уставных требований к военнослужащим со стороны всех категорий начальников.
Важен для решения задач формирования и развития личности военнослужащего принцип единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания, отражающий их закономерную взаимосвязь и взаимообусловленность в целостном педагогическом процессе. Однако такое единство предполагает и относительную самостоятельность каждого из указанных педагогических явлений, которым свойственны специфические задачи, особые педагогические средства и приемы влияния и воздействия на психологию объекта воспитания. Самовоспитание и перевоспитание рассматриваются как функции процесса и как особые виды человеческой деятельности, направленные на самосовершенствование личности военнослужащего, на устранение негативных качественных характеристик, отрицательных привычек, отклоняющегося от соответствующих норм поведения.
Принцип целенаправленного стимулирования воспитательной деятельности отражает зависимость эффективности любого труда, его качества от того, как его оценивают, насколько своевременно и целенаправленно поощряют. Устойчивых высоких результатов добивается тот, кто любит свой труд, если он объективно оценивается и стимулируется как морально, так и материально. Форм и видов такого стимулирования много.
Воспитание, будучи особым видом человеческой деятельности, относится к самому сложному виду труда. Оно предполагает глубокое знание психологии личности, понимание души человека, его возможностей, величайшее терпение, высокую общую и профессиональную культуру, высокоразвитый педагогический такт, виртуозное владение педагогической техникой, множество различных навыков и умений, личный пример в любых ситуациях. Соответственно, надо активнее поощрять самих воспитателей за достигнутые результаты в их сфере.
Объединяющий, интегральный принцип воспитания военнослужащих – комплексный подход, предполагающий учет всех элементов данного процесса, всех организационных форм, содержательных и методических сторон воспитательной деятельности. В основе этого принципа положение о том, что человека нельзя воспитывать частично. Необходимо применять комплексный и системный подходы к решению сложных задач формирования и развития человеческой личности.
К числу требований данного принципа, которыми следует руководствоваться в процессе воспитательной деятельности, относятся:
•определение, уяснение и постановка всей совокупности целей и задач воспитания военнослужащего с учетом особенностей участников воспитательной деятельности;
•всестороннее изучение военнослужащих и определение уровня их воспитанности, проявления ее в различных условиях воинской службы;
•охват воспитательной работой всех категорий военнослужащих независимо от их служебного положения, возраста и уровня образования;
•комплексное и творческое использование средств, методов и приемов педагогического воздействия, выбор оптимального их соотношения с учетом особенностей конкретного военнослужащего, служебно-педагогических условий его жизнедеятельности;
•обеспечение единства, согласованности и преемственности в воспитательной деятельности всех категорий военных воспитателей, командиров и начальников;
•систематический контроль, педагогический анализ и всесторонняя объективная оценка результатов воспитательной деятельности, своевременное корректирование самого педагогического процесса и др.
Таким образом, в военной педагогике сложилась и функционирует система исходных положений, идей – система принципов воспитания, которые определяют общую направленность, содержание, организацию и методику воспитательной деятельности. Они отражают закономерные связи воспитательного процесса. Их учет и творческое использование на практике позволяют повышать эффективность и качество воспитательной деятельности.
Третий вопрос: Сущность методов воспитания.
Методы воспитанияпредставляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Методы воспитания – это, прежде всего, своеобразно организованная воспитательная деятельность.
Методы воспитания выполняют определённые функции, каждый из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приёмов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.
В соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих, утвержденной приказом МО № 70 – 2004 г. в воспитании военнослужащих используются следующие основные группыметодов:
Методы изучения объектов воспитания:
· целенаправленное наблюдение за объектом воспитания;
· изучение личности по документам;
· биографический метод;
· анализ практической деятельности военнослужащих;
· изучение и анализ независимых характеристик;
· тестирование;
· письменные и устные опросы;
· индивидуальные (групповые) беседы.
Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
· убеждение;
· пример;
· упражнение;
· включение военнослужащих в различные виды деятельности;
· поощрение;
· критика и самокритика;
· принуждение.
Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Методы воспитательных воздействий:
· убеждение;
· упражнение;
· поощрение;
· пример;
· критика и самокритика;
· принуждение.
Метод убеждения.
Убедить военнослужащего – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, требованиям Военной присяги и уставов, превратив их в главные мотивы поведения, действий и поступков.
Два основных средства: убеждение словом и убеждение делом. Успех убеждения словом зависит от сочетания содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи командира (военного инженера);
Принципы убеждения словом: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.
Принципы убеждения делом: показ воину общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений и ложных взглядов (анализ жизненных явлений и фактов, опровергающих ошибочные воззрения); ссылки на опыт сослуживцев; личный пример офицера и др.
Условия действенности метода убеждения:
· убеждённость самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словом и делом;
· справедливость, честность и искренность офицера, его готовность ответить на острые и злободневные вопросы; умение командира (военного инженера) ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жеста;
· широкий общенаучный и военный кругозор, образованность и эрудиция, жизненный и служебный опыт;
· педагогический такт офицера, понимание им психологии подчинённого;
· дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих;
· связь с жизнью, практикой воинской деятельности.
Метод принуждения — система средств и приёмов воздействия на воинов, нарушающих законы, уставы, нормы морали с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять свой воинский долг.
Принудить человека – это значит заставить его выполнять волю командира (начальника), воинского коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением (частью) связи. Этот метод применяется после того, как все другие не дали желаемых результатов.
Формы принуждения:
· категорическое требование запрещение;
· предупреждение о возможном наказании;
· наложении дисциплинарного взыскания;
· отчуждение общественностью;
· привлечение к уголовной ответственности.
Педагогические требования при применении дисциплинарного взыскания:
· глубоко разобраться в существе поступка, выяснив его мотивы, обстоятельства, прежнее поведение подчинённого, особенности его личности, время нахождения и степень знания порядка службы;
· отношение провинившегося к совершённому поступку, его самооценка;
· в личной беседе с воином установить причины проступка, степень осознания им своей вины и оценки поведения;
· наказание окажет положительное воздействие только тогда, когда оно применено правильно, справедливо, с учётом характера проступка и его влияния на сослуживцев.
Порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение:
· взыскание объявляется лично или перед строем;
· взыскание должно быть занесено в служебную карточку и приведено в исполнение;
· недопустимо наложение взыскания на весь коллектив подразделения вместо наказания непосредственных виновников.
Метод упражнения
Упражнение необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результата повышения сознательности.
В ходе учений, боевого дежурства, учебных занятий создаются такие условия, такая цепь упражнений и трудностей, которая формирует и развивает качества личности воина, учит мужеству, самоотверженности, решимости, смелости.
Условия эффективности данного метода:
· сознательность и убеждённость;
· системный подход к упражнениям, плановость, последовательность, регулярность (планировать объём и очерёдность нагрузок не надорвав волю и мускулы);
· учёт возрастных, психологических, физиологических и других индивидуальных особенностей воинов.
Пример как метод воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю личного состава; служит образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания;
Условия действенности примера:
· пример должен быть общественно и лично значимым и ценным;
· пример легче воспринимается, когда он взят из сферы деятельности войск связи, части, подразделения;
· показав воинам, какие внутренние силы и нравственные мотивы человека, который ставится в пример, побуждаем на самоотверженные действия;
· яркое эмоциональное описание обстановки, в которой происходит деятельность, служащая примером для подражания;
· воспитательная сила положительного примера органически связана с высокими качествами личности командира (военного инженера).
Метод поощрения – это совокупность приёмов и средств морального и материального стимулирования воинов.
Условия действенности метода:
· поощрение должно быть обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов военнослужащих и воинских коллективов в решении задач, стоящих перед подразделением, частью;
· грамотное сочетание видов поощрения;
· повышение роли сержантов и старшин в поощрении; гласность поощрения (в торжественной обстановке, перед строем или на собрании воинов);
· своевременность поощрения.
Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) – система целенаправленного психолого-педагогического воздействия офицера на сознание, чувства и поведение воина с учетом возрастных, социальных, психологических особенностей личности, условий службы, быта и отдыха; систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, чувства и волю отдельного воина в целях привития ему профессионально важных качеств на основе глубокого знания и всестороннего учета его индивидуальных особенностей.
Алгоритм проведения ИВР включает:
· глубокое изучение военнослужащего как личности;
· определение и составление программы ИВР;
· грамотное использование офицером форм и методов и средств ИВР;
· осуществление ИВР во всех видах боевой подготовки; службы и быта;
· постоянный контроль за ходом ИВР и оценку ее результатов.
В системном виде алгоритм проведения ИВР включает ряд этапов:
1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего.
2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.
3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия при необходимости корректировка его методов и приемов.
Для изучения военнослужащих педагогически оправдано использование следующих методов: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, использование мнения других лиц, письменные связи с родителями и коллективами, где раньше работал или учился, анализ результатов повседневной деятельности, опросные методики.
Основные приемы, при помощи которых реализуется методика индивидуально-воспитательной работы командира (военного инженера) с подчиненными.
Проявление сочувствия, внимания, доброты. Прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимодействия командира (военного инженера) с воином, требующим воспитательного воздействия, на установление взаимопонимания между участниками воспитательного процесса. Применение названного приема индивидуально-воспитательной работы целесообразно тогда, когда подчиненный оказался в трудной для себя ситуации по причине несоответствия личного потенциала требованиям ситуации, совершенной непреднамеренно ошибки, просчета или же обстоятельств, независящих от его личных качеств. Прием действенен в том случае, когда военнослужащий испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы. Важно, чтобы воспитанник почувствовал воспитателя искренность и неподдельный интерес, участие в его судьбе.
Просьба, она выполняет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения командира (начальника) с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание. При применении данного приема важным является то, как высказанная просьба, с какой интонацией, какое скрыто в ней личное отношение командира (военного инженера) к подчиненному.
Одобрение, похвала — этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания. Однако и в рамках индивидуально-воспитательной работы с конкретным военнослужащим его значение переоценить трудно. Он является фактором стимулирования инициативы, поощрения сделанного выбора, реализованного способа деятельности, реакции на ситуацию. Формы выражения приема в коротких репликах, типа: «молодец», «правильно», «похвально», «я в Вас верил или был уверен» и т.п. А также и в форме оценки с анализом совершенного действия или поступка, сделанного выбора или позиции.
Проявление доверия в воспитании имеет вид поручения, то есть наделения полномочием военнослужащего, который пока, что по своим качествам не во всем соответствует поставленной перед ним практической задачи. В основе приема лежит принцип воспитания — опора на достоинство личности, на положительную черту характера подчиненного.
Авансирование личности (термин А.С. Макаренко).
Суть названного приема в том, что командир или начальник предоставляет военнослужащему определенные блага, то есть преимущества по сравнению с его настоящим положением, как бы предвосхищая будущий уровень нравственного развития воина, его совершенствование в специальности, общественной работе.
Прощение (помилование — толк. словарь русск. яз.) — отмена наказания за вину, совершенный проступок. Педагогический смысл приема в том, что командир (военный инженер) в определенной ситуации не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок.
Проявление огорчения, прием основан опять же на авторитете воспитателя. Суть приема в том, что командир (военный инженер), обнаружив недостаток в личности воина, снижение в критериях его самооценки выражает отношение к этому через содержание слов, мимикой, интонацией, жестом.
Психологическая поддержка. Прием предполагает со стороны воспитателя создание таких условий педагогического взаимодействия с воспитанником, при которых он чувствует психологический комфорт в коллективе, адекватность оценок его поведения, результатов деятельности самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в военной педагогике сложилась и функционирует система исходных положений, идей – система принципов воспитания, которые определяют общую направленность, содержание, организацию и методику воспитательной деятельности. Они отражают закономерные связи воспитательного процесса. Их учет и творческое использование на практике позволяют повышать эффективность и качество воспитательной деятельности.
Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Воспитание предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей, а правильное применение позволит обеспечить качественное функционирование системы воспитания военнослужащих, достичь определенного уровня ее эффективности и результативности.
Старший помощник начальника отделения — преподаватель
капитан
Е. Курбатов
«___»________________ 201__ г.