Проблема формирования педагогического имиджа

Понятие о педагогическом имидже

Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия “имидж”, трактуя его как целенаправленно формируемый образ, как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Слово “имидж” (от англ. Image – образ) имеет несколько значений и в разных источниках трактуется по разному. Например, имидж (англ. image — образ) — целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и / или индивидуальном сознании.

На современном этапе можно констатировать появлении новой отрасли имиджелогии — педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя — экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия — принципиально новая ветвь психологической науки и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Это еще один повод задуматься над вопросом: “ Имидж – ничто или все?” Учителю необходимо помнить, что во всей своей работе, он просто обязан быть красивым.

Что же входит в имидж педагога? Это сложный феномен, в котором содержатся разнообразные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека идёт по разным каналам. Главным для имиджа становится его коммуникативная функция.Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% учителей испытывали наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамку процесса взаимодействия. “Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности”, — писал А.А. Бодалев. Формируя тактику и стратегию самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

11 стр., 5469 слов

52. Социально и профессионально обусловленные требования к личности ...

... обусловленные требования к личности педагога. Личностные качества учителя, определяющие эффективность его профессиональной деятельности. Какие функциональные обязанности выполнял педагог? Педагог (от греч. paidagogos — ... представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. ...

Имидж является инструментом общения с массовым сознанием; результатом сознательной работы, особенно это касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха. Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения.

Проблема формирования педагогического имиджа

Проблема создания имиджа педагога в разное время рассматривалась учеными — педагогами, психологами, социологами, культурологами, но единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов педагогического имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы.Справедливости ради надо сказать, что проблема формирования образа учителя связана с формированием имиджа не только конкретного учителя, но и, в конце концов, имиджа профессии учителя вообще.

При выборе школы родители начинают собирать информацию об учителях, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: “Этот учитель хороший, отдайте к нему детей, этот плохой учитель”, “Это плохая школа, там порядка нет”. Что это, как не имидж?

Имидж – обобщенный портрет личности или организации, создающийся в представлении групп общественности на основании заявлений и практических дел личности или организации; и формирующий в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к личности или организации.

Сейчас уже фактически сложилась система статусной градации школ, вызванная более или менее удачной работой с имиджем учебного заведения.

А вот определенная часть педагогической общественности еще очень далека от того, что собственный имидж необходимо формировать.

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. Отрицательно относится к нему старшее поколение учителей: его понимают как “маску”, убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное “быть, а не казаться”. Всякие разговоры про имидж учителя принимаются настороженно, как призыв быть неискренним.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение. Признаками ...

А ведь имидж – своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Важно

Обобщенный портрет “хорошего” учителя: гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Скорее неформален, чем официален, в общении с учениками гибок и рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные самооценки и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя.

Имидж педагога – одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики – принципа воспитания собой. При этом главное правило – собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей.

В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Технология построения имиджа

С чего же начать формировать свой имидж?

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них:

  • Внешний облик,
  • Использование вербальных и невербальных средств общения,
  • Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее “Я”,
  • Стилевые особенности педагогической деятельности,
  • Профессиональная направленность.

1.Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола” – это работа над внешним обликом. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем с его богатым внутренним миром, любовью к детям, заботой о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.

2.Вторым шагом является использование вербальных и невербальных средств общения– важных составляющих имиджа. Функцию самоподачи в педагогическом общении особенно важно грамотно реализовать учителю в момент формирования первого впечатления о себе. Так называемый “невербальный” имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимики, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми. Важная часть имиджа педагога – красноречие. Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство – это умение внушать и убеждать словом.

12 стр., 5781 слов

Имидж делового человека

... об объекте, явлении, сложившееся на основе образа. Имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта ... барабаним пальцами по столу, сжимаем их плотно в кулаки. Походка - своеобразная картограмма личности. Ее составляющими являются ритм, динамика шага и масса тела. Все эти данные ...

В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Многозвучным и разным должен быть и голос учителя. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают, шумят, отвлекаются) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой).

Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи.

3.Третий шаг – немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом. Имидж его образа жизни – это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Очень важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая такой образ, учитель тем самим самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации. А также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение уроков на интерактивный уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Специфика педагогической деятельности учителя – в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы, что приводит к стрессам и “эмоциональному выгоранию”.

Иногда бывает, что вроде бы все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

Заключение

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности — многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза(наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

Литература

1. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.

2. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004

3. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

4. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

5. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.

 

 

Имидж педагога

Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:

  • «Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
  • фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
  • кинесика – телесное информирование;
  • дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;
  • владение словом – риторическая оснащённость;
  • флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;
  • коммуникативная механика – мастерство общения.

«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе.«Образ собственного Я– ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В работе над имиджем вашего клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский).

Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья… – и это определенным образом действует на нас» (Цит. по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 58.). Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция». Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя. Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко.Как минимум, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Какой же должна быть маска учителя?

Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

И несколько слов о декоративной косметике. Ни для кого не секрет, что большинство педагогов в современных школах, к сожалению, женщины. Последние исследования показали, что женщины, которые прибегают к декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведёт к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром. Задача женщины в том и состоит, чтобы подчеркнуть своеобразие, самобытность, индивидуальность лица, показать его характерную красоту. Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает её и обнаруживает её неповторимость. Выявить скрытые достоинства женщины – в этом и есть суть искусства макияжа. Разумеется, пользуясь декоративной косметикой, надо помнить о времени суток и чувстве меры, о возрасте и стиле, о форме лица и моде.

Выразительность пластики тела

Лицо, является главным источником информации о психологических со­стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контро­лировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога. Пластика — общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика. Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще­ние. Открытая пластическая поза — это внешнее проявление доброжелатель­ности по отношению к людям. Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен «конструировать» позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим… Когда поза сознательно вы­страивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений — она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов — ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

 

Учащиеся могут интер­претировать те или иные жесты и позы педагога по разному.

 

Жесты, позы педагога Интерпретация
Руки, раскрытые ладонями вверх Искренность, открытость
Пиджак расстегнут (или снят) Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы) Напряженное восприятие ситуации
Руки скрещены на груди Закрытость от информации, общения
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона
Кисти рук расслаблены Спокойствие
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
Почесывание подбородка (нередко сопрово­ждается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению
Педагог ходит по классу Функция контроля или обдумывание решения
Пощипывание переносицы Напряжение
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания Неискренность, обман
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к учащемуся
Педагог старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей пози­ции
Взгляд в сторону от ученика Сомнение, отсутствие интереса к мнению
Слушающий слегка касается века, носа или уха Недоверие к говорящему
Педагог начинает собирать бумаги на столе Урок окончен или разговор окончен
Ноги или все тело педагога обращены к выходу Желание уйти
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
Педагог жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции

 

Правила создания стиля одежды

Первое правило– необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать. Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Естественно, что любая профессия накладывает отпечаток на человека. Например, имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей. Подобная среда требует неукоснительно соблюдать общепринятые правила, а потому характеризуется традиционностью. Любая попытка соригинальничать (вроде знаменитых белых брюк Бориса Немцова на официальном приёме) будет расценена негативно. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб. Поэтому лучший способ выделиться из окружающих – быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху – это строгое соответствие вашего имиджа вашей профессии.

2.Второе правилов создании стиля одежды можно условно назвать законом ассоциативности– при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации. У этого правила есть ещё одна сторона: никакая деталь в нашем имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций. Заранее продумайте всё, вплоть до мелких деталей и аксессуаров.Недаром Микеланджело говорил: «Совершенство создаётся из мелочей». В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства. Не бывает элегантных женщин с облупившимся на ногтях лаком или аптечной резинкой в причёске. Не думайте, что, надев модное платье и обувь, вы тем самым получаете разрешение на вульгарную косметику или дешёвые аксессуары. И никакие собственные привычки не могут служить оправданием небрежности. Везде и всюду нас ждут людские оценки: «Какая элегантная дама!» или: «Ну и вырядилась», либо: «Ничего особенного» (а ведь самое страшное для женщины – быть как все…).

Поэтому надо стараться всегда объективно оценивать себя со стороны, не забывая о достоинствах и недостатках своей внешности.

3.Третье правило:созданный вами образ самого себя должен быть адекватен вашему истинному «Я». Однако для этого вы должны обладать объективной самооценкой. Как писал об этом Оноре де Бальзак в своём «Трактате об элегантности»: «Равно плохо выглядеть и скупым богачом и расточительным бедняком… Будете ли вы слишком тщеславны или слишком скромны, вы … нарушаете закон единства, непременным следствием которого является … счастливое равновесие между вашими возможностями и вашим внешним обликом».

4.Правило четвёртое.Важнейшая задача имиджа – выделять вас из общей массы, чтобы о вас нельзя было сказать словами М. Зощенко: «Таких по десять штук в каждом трамвае ездют». Хоть в чём-то вы обязаны быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. Манера ношения – это и слегка приподнятый воротник, и надвинутый на лоб или надетый набок головной убор, и шарф, пропущенный под лацканы. Но самое главное – даже следовать общепринятой моде вы должны только в присущей вам манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит именно для вас, потому что она не диктует, а предлагает. Вам же остаётся только сделать правильный выбор из веера многочисленных возможностей.

5.Пятое правило.Имидж должен быть подвижным, динамичным и меняться в зависимости от моды,которая, являясь формой выражения общественных настроений, вкусов и увлечений, подчёркивает извечную справедливость слов французского поэта Фарга: «Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни».

Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания.Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей?

Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. 1.Во — первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

2.Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

3.В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала.То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспользуйтесь этим.

 

Голос – отзвук о человеке

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. По совету Станиславского, «…мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления или любого другого ответственного разговора»

К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с некрасивыми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью.Одна из причин этого – отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речевого эталона играли радио- и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. Поскольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону. Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях.С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой – разнобой в произношении и непрофессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.

Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном – регулярное посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культурные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репертуара, не загрязнённые речевыми бытовизмами.

Современные исследования психологии восприятия речи показывают, что почти 40% успеха в речевом общении зависит от звуковой стороны произносимого слова.Поэтому освоение техники речи, обеспечивающей правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикционное произношение – первый необходимый шаг в создании магии звуча­щего слова.

Эффект дикции

Слово «дикция» в точном переводе означает «произношение». Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание аудиторией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Невозможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна.

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизи­тельно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного мате­риала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к рече­вым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная пате­тика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

Флюидное излучение

Александр Блок писал: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне…» Кто знает, может быть, заглянув в свою душу, мы получим единственный шанс научиться излучать шарм, искушать, покорять, удивлять и побеждать?
Попытаемся определить природу «флюидного излучения».
В настоящее время теоретико-прикладные исследования, проведённые как в России, так и за рубежом, позволили вплотную подойти к раскрытию закономерностей той материи и энергии, которые определяют психическую деятельность человека. У специалистов есть основания думать, что психическая деятельность как реальное проявление материи, энергии и информации может оказаться мощным орудием в руках умело владеющего ею человека.

Приёмы флюидного излучения.

1.Это чудодейственная улыбка. Улыбка не только рождается чувством, но и порождает его. Конечно, улыбка улыбке рознь. Поэтому не будем ни для кого специально строить свои ослепительные «смайлы», поулыбаемся для себя, и только для себя. Помните: «Улыбайтесь, господа!»? Подлинная, изнутри светящаяся улыбка по-настоящему действует не только на нас самих, но и на других. Итак, улыбайтесь, даже если вам не хочется. Улыбайтесь как можно чаще!

2. Воспламенять взглядом — это следующий приём «флюидного излучения». В облике любого человека самое выразительное — глаза. В наших интересах «извлечь» из своих глаз всё по максимуму.

3.Эффектное интонирование – еще один приём «флюидного излучения».
Многие психологи считают, что собственная речь, воспринимаемая слухом, для самочувствия человека в общении значит примерно то же, что ощущения от ног для равновесия при ходьбе. Надо подружиться со своим голосом. Он должен стать уверенным, бодрым, ясным, твёрдым, сочным, с богатыми и гибкими интонациями.Конечно, добиться выразительности и артистичности вашего звучания нелегко.
4. Элегантность манер— следующий прием. Французский писатель и поэт Жан Кокто однажды сказал: «Элегантность — это искусство не вызывать удивления». Трудно с ним не согласиться, не правда ли? Правильные манеры — это дар небес, благодаря которым люди себя чувствуют в обществе непринуждённо, легко, свободно. Иногда кажется, что времена хороших манер канули в Лету.

Обмен «флюидами» преследует нас повсюду. И процесс этот происходит быстрее мысли, так как суть его — закодированные и часто непроизвольные сигналы от подсознания к подсознанию. Любой человек — это источник, излучатель и генератор таких сигналов. Вступая в общение, вы сразу же подвергаетесь «излучениям» окружающих. Вы так же внушаемы, как и они.
Каждый создаёт своё поле, каждый светит «своим светом». Чем сильнее источник, тем ярче и отражение. Чем богаче в человеке представлены радостные чувства и благородные мысли, тем мощнее выброс её флюидов в социальную среду.Такие люди обладают магическим притяжением, ибо они щедро дарят человеческое тепло и симпатии.
Человек равен воображению. Убедите себя стать обаятельным! И не бойтесь, что хотите слишком многого. Посмотрите спокойно и с любовью (стоит ли совершенствовать то, что не любишь?) на свои достоинства и недостатки. И, не пытаясь сравнивать их с другими, бесстрашно полюбите их, ощутите их ценность. После чего можно и задуматься над тем,как лучше преподнести их окружающим. Обаяние глубоко индивидуально. Будьте искренни при самовыражении! Ведь только вы знаете о том, что в вас есть уникального и особенного. И чем бы вас ни одарила Природа, обаяние еще больше украсит вас. У Виктора Франкла есть такие слова: «Человек — это больше, чем психика; человек — это дух».

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….. 1

1.Формирование имиджа как одна из составляющих человековедческой компетентности педагога 2

2. Технология формирования имиджа…………………………………………………………………………… 4

Основные этапы формирования имиджа педагога………………………………………………….. 5

3. Матрица создания персонального имиджа…………………………………………………………………. 5

Я-концепция……………………………………………………………………………………………………………… 6

Фейсбилдинг…………………………………………………………………………………………………………….. 6

Кинесика…………………………………………………………………………………………………………………… 7

Дизайн одежды………………………………………………………………………………………………………….. 7

Правила создания стиля одежды…………………………………………………………………………….. 7

Владение словом – риторическая оснащённость…………………………………………………………. 9

Голос – отзвук о человеке………………………………………………………………………………………. 9

Эффект дикции…………………………………………………………………………………………………….. 10

Правила речевой культуры педагога:……………………………………………………………………. 10

Флюидное излучение – создание личностного биоэнергетического поля»………………… 11

Приёмы флюидного излучения…………………………………………………………………………….. 11

Коммуникативная механика – мастерство общения………………………………………………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………… 13

Приложения………………………………………………………………………………………………………………… 15

Приложение I………………………………………………………………………………………………………. 15

Приложение II……………………………………………………………………………………………………… 17

Список использованной литературы……………………………………………………………………………. 19

 

Приложения см. ниже

Приложение I

Упражнения для формирования «Я-концепции»

Упражнение «Я-реальное»

Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе.

1. Задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите 10 первых пришедших в голову ответов.

2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.

3. Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.

Упражнение «Я-идеальное»

Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обнаружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.

Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.

Схема 1

Анализ схемы. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения.Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.

Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.

Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:

Самоуважение = Успех\ Притязания

Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина счастья».

 

Формула оптимизма

«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».

1. Прочитайте текст.

2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.

3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.

4. Ещё раз прочитайте про себя.

5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».

Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15 – 30 сек. При необходимости – чаще.

Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.

Мини-гимн «Я – чудо!»

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!

Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!

На меня можно всегда положиться. Я не подведу!

Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

 

Список использованной литературы

1. Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.

3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С — Пб., 1996.

4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.

5. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.

6. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.

8. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.

9. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

10. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

11. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.

12. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

13. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.

14. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.

15. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations/ И.Л..Викентьев. – СПб. : Бизнес – Пресса, 2005.

16. «ИМИДЖ»: 100 определений понятия : словарь / О.М. Ковтунова, А.Н. Ковтунова. – Екатеринбург, 2008.

17. Зарецкая, Е. Н. Деловое общение : учебник в 2 т /Е. Н. Зарецкая – М. : Дело, 2008.

18. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.

19. Ларионова, И.А., Ковтунова, А.Н. Имидж социальной службы: структура и субъекты его формирования // Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. – М., 2004 г. – с. 136-141.

20. Панасюк, А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. — М. : Рипол Классик, 2007.

21. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. — М.: Омега-Л, 2007.

22. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002.

23. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл –бук; Киев. : Ваклер, 2000.