16. Принципы деонтологии в онкологии

14−15. Отношение к венерическим больным должно определяться индивидуально с учетом их психики. Создавая доверительную обстановку в беседе с больными, фельдшер, акушерка или медсестра могут получить сведения о контактах и источниках заболевания. Этот вопрос нельзя выяснять коллективно. Тем более недопустимо унижать и стыдить больных, грубо разговаривать с ними. Средний медицинский персонал обязан относиться к больным с уважением, не допускать фамильярности в общении с ними, обладать чувством такта и проявлять большую осторожность при первом знакомстве с больным. Таким образом, взаимоотношения среднего медицинского персонала с венерическими больными во многом регламентируются определенными деонтологическими правилами, нарушение которых может нанести вред больным, а также повлечь за собой административные санкции в отношении медработника, нарушающего эти правила. Во избежание ятрогений средние медицинские работники должны помнить слова проф. Б. С. Преображенского: «Когда говоришь с больным о его болезни, думай: 1) что говоришь, 2) кому говоришь, 3) зачем говоришь, 4) как поймут тебя: а) сам больной, б) его родственники и случайно присутствующие при разговоре люди, например больные в палате». Недаром И. П. Павлов считал человеческое слово сильнейшим раздражителем, «сигналом сигналов».

31.Возглавила княгиня Елена. Первая исследовательница и основоположница современного с\д <Флоренс Найтингейл>

32. Клятва Флоренс Найтингейл (этический кодекс медсестры) Перед Богом и перед лицом собрания я торжественно обещаю вести жизнь наполненную чистотой и честно исполнять профессиональные обязанности. Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарств, которые могут повредить. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду беречь в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родственниками. Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неутомимой заботе о благополучии всех порученных моей опеке.

33. Основой этики с\д является уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Здоровье населения всегда было в центре внимания гос. структур и широкой общественности. Укрепление здоровья представляет собой многоплановый всеобъемлющий и политический процесс, т. к ответственность за здоровье населения законодательно возложена на федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов федерации и местного самоуправления. Однако, имеющийся в их распоряжении арсенал методов и средств реально не позволяет решать проблему охраны общественного здоровья в полном объеме.

10 стр., 4909 слов

Особенности эмоциональных состояний больных с проблемами органов зрения

Введение Актуальность темы заключается в том, что проблемы зрения затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе эмоциональной, развитие которой у людей с дефектами зрительной функции отличается от развития людей с нормальным зрением по многим параметрам. Эмоциональная сфера слабовидящих и незрячих людей на данный момент считается слабо изученной, что связано с трудностями, возникающими при ...

34.Клятва Гиппократа — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально этические принципы поведения врача, а так же общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать врачом.

1.обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

2.принцип непричинения вреда;

3.обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

4.принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

5.принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии и абортам;

6.обязательство об отказе от хирургического вмешательства[источник?];

7.обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

8.обязательство личного совершенствования;

9.врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

35. Осознание своего заболевания и признание необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент принимает активное участие в обсуждении своего заболевания, в проведе­нии диагностических и лечебных мероприятий. В формировании такого отношения к болезни важная роль принадлежит медра­ботнику, его умению рационально обращаться с пациентом, ос­нованному на высоком профессиональном чувстве долга и по­нимании деонтологических принципов врачевания.

Часто у пациентов бывает неадекватного от­ношения к болезни:

оно проявляется тем, что пациент не осознает факт болезни, не выполняет лечебные и оздорови­тельные рекомендации, нарушает режим, игнорирует фак­торы риска (курение, алкоголь и т. д.), не учитывает нали­чия предболезни. Такие пациенты нуждаются в настойчи­вой, убедительной, доступной неоднократной разъясни­тельной беседе. В стационаре необходимо усилить кон­троль за этими пациентами, за выполнением ими режима, вести за ними постоянное наблюдение;

10 стр., 4927 слов

Принципы классификации психических заболеваний в истории психиатрии

Введение Термин “психическое здоровье” был популяризирован в начале 20 века врачами, социальными реформаторами и бывшими пациентами клиник. Они хотели снять клеймо окружающее психические заболевания и доказали, что “психическая болезнь” является плодом долгой истории предубеждений и по-сути подразумевает сегрегацию между больными и здоровыми. Еще через некоторое время было доказана ложность ...

36. Ятрогения — это негативное влияние врача (м\с) на пациента.

Беседа с родственниками не должна выходить за рамки компетенции, м\с не должна рассказывать родственникам о симптомах и возможных прогнозах заболевания. Больной может не правильно истолковать переданное ему содержание беседы с м\с, и в следствии этого у больного возникает предположение о наличии тяжелого, возможно не излечимого заболевания.

37.Эфтаназия -это намеренное ускорение наступление смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Первое: эвтаназия (как пример умерщвления невинного) является моральным злом и не должна быть допустима законом, даже в случаях, указанных в общепринятом разрешении.

Второе: общепринятое разрешение на эвтаназию угрожающе нестабильно. Один аргумент в ее пользу допускает умерщвление не только на основании общепринятых медицинских причин, но и в случаях депрессии, стыда и самопожертвования. Другой аргумент допускает эвтаназию не только для тех, кто хочет умереть, но и для тех, кто не хочет.

Современное законодательство в области здравоохранения предоставляет пациентам право выбора согласиться на медицинское вмешательство (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) или отказаться от него (ст.33).

Право на жизнь, данное человеку в силу его рождения на Земле, не может быть оторвано от его права на достойную смерть. Сказано: «Страшнее ошибки в каком-то конкретном случае может быть только мнение, правильное сегодня, но ошибочное завтра. Это та ошибка, которую нельзя обнаружить в настоящем». Эти мудрые слова можно полностью отнести и к проблеме эвтаназии. Решение ее — задача общая — врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира, в том числе и российских. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом.

14 стр., 6985 слов

Этика общения с умирающим больным

... вопрос о взаимоотношениях больного со средой лечебного учреждения, отношения между врачом и больным, сестрой и больным, врачом – сестрой - больным. Психология обращения с больными обращает внимание сестёр и врачей ... врач и сестра лечат больного, ухаживают за ним. Формируется особая связь, особые отношения между больным и врачом, больным и сестрой, вернее связь «врач – сестра - больной».   ...

39. 1. Сестра-рутинер. Этот тип оставлен нам в наследие от прошлого, пред-

ставлен пока относительно самым большим числом сестер. Такие сестры работают автоматически, подобно машинам, безлично,

не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская

из виду одно — самого больного. Именно Такие сестры допускают такие

поистине абсурдные поступки, когда способны разбудить спящего боль-

ного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

2. Тип сестры, <играющей заученную роль>. Этот тип заслуживает осо-

бого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную

роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если же такое

поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность,

появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра

вдруг начинает играть роль благодетельницы, часто проявляя незауряд-

ные <артистические> способности в исполнении этой роли. Ее поведение

становится искусственным, показным. Все это может помешать формиро-

ванию должного контакта между сестрой и больным. Именно от таких

сестер нередко можно слышать: <…напрасно я ему внушала…>, <ча-

сами его воспитывала…> и пр.

3. Тип <нервной> сестры. Как об особом типе, о ней можно говорить,

если нервозность эта проявляется в работе. Эмоционально лабильная

личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может явиться

серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой

напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчи-

вость, вредно влияющие на больных.

Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импуль-

сивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и по-

мощи психиатра, психотерапевтического перевоспитания или — в более

серьезных случаях — даже отстранения от работы. Именно этому типу

сестер чаще всего угрожает и опасность наркомании.

4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Довольно хорошо

11 стр., 5243 слов

Значение медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК КРБ

... , нагрузка работника, правовые ограничения в работе (беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, сестры, совмещающие работу с учебой в профессиональных образовательных ... основных систем организма пациента; имеется современная лечебно - диагностическая аппаратура, необходимая больным в критических состояниях. Лечебная аппаратура: ·Аппараты ИВЛ; ·наркозные аппараты; · ...

известен в медицинской практике. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возму-

щение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях

сестра с такой решительной личностью может стать прекрасным органи-

затором, хорошим педагогом. О таких сестрах их воспитанницы нередко

говорят: <Строга, но справедлива…>. При недостатке же культуры,

образованности, более низком уровне развития сестра слишком негибка,

часто груба и даже агрессивна с больными.

5. Довольно часто встречаемся мы и с сестрами материнского типа,

выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости

и сочувствия к больным. Часто это милые толстушки, бесшумно <пере-

катывающиеся> по палатам. Они успевают повсюду, и несмотря на свою

седину, часто в живости и подвижности не уступают двадцатилетним.

Работа для них — неотъемлемое условие жизни. Забота о больных для

них жизненное призвание.

6. Тип сестер, которых можно назвать типом специалистов. Сюда

следует отнести тех сестер, которые благодаря какому-то особому свой-

ству личности, особому интересу получают специальное назначение.

Такие сестры обычно бывают прекрасными секретарями, часто посвя-

щают свою жизнь выполнению сложных технических задач, например,

работе в специальных лабораториях. Иногда это очень странные люди,

чудаки, фанатики своей узкой деятельности, неспособные ни на что, кроме

выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся.

Необходимо остановиться и на этапах установления отношений между

сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждение.

40.На сегодняшний день м\с обладают достаточной квалификацией, чтобы оказывать высококвалифицированную помощь пациентам и консультировать их родных (например по вопросам применений клинического питания).

Более того, в процессе работы они имеют шанс совершенствовать свои профессиональные навыки, получая новые практические и теоретические знания. Так, например, ассоциация м\с России часто приводит и участвует в большом количестве форумов, обучающих конференций и семинаров как в России, так и за рубежом. Вывод можно сделать, что в среднесрочной перспективе м\с вправе ожидать положительных изменений в своей профессии.

24 стр., 11884 слов

Общие особенности психологии соматического больного

... на каждом этапе сложных операций. Поэтому перед операцией больные угнетены, подавлены, испытывают огромное напряжение, тревогу, беспокойство, нарушения сна. Психология больного с кожными заболеваниями. Кожа ... происходит развитие личности, человек становится мудрей. При поступлении в стационар больной нередко страдает от перемены обстановки. Он может выражать свое недовольство открыто ...

41. Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

3. Свою психотерапевтическую тактику необходи­мо согласовать с лечащим врачом, выяснить, как лучше отвечать на различные просьбы таких больных, какие лекарства следует давать и т. д. Иногда многочислен­ные жалобы и просьбы больных остаются вне поля зрения лечащего врача, так как во время нахождения врача в больнице само его присутствие действует успокаивающе на больного, а ухудшение наступает во вторую половину дня и вечером. Ни в коем случае не надо говорить больным, что им следует полечиться у психоневролога или намекнуть им на их невротические расстройства. Это приведет к нарушению контакта с больным, обиде и жалобам с его стороны и даже усилению невротических расстройств теперь уже ятрогенного характера.

2. Длительный отрыв от семьи и привычной професси­ональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у них комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений услож­няется течение основного соматического заболевания, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больных. Кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера. В клинике внутренних болезней постоянно приходит­ся иметь дело с соматогенными и психогенными нару­шениями. В тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

4 стр., 1882 слов

Подготовка больного к операции

... -кишечного тракта Перед плановой операцией на органы брюшной полости больному ставят очистительную клизму вечером накануне операции. При подготовке больных к операции на толстом кишечнике его ... назначению врача-анестезиолога производится премедикация. Перед доставкой больного в операционную больной доставляется на каталке. Операция выполняется в строжайшей тишине. Разговор может вестись об ...

4.При лечении больных с гинекол. заболеваниями возникают множество проблем. интимно-сексуального, психологического, социального и этического характера, что существенно осложняет деятельность мед.работников.

7. Важную проблему в акушерско-гинекологической практике представляет страх перед беременностью. Следует объяснить молодым женщинам, что в насто­ящее время имеется большое число противозачаточных средств. Необходимо предупредить их, что возможное появление сосудисто-вегетативных побочных симпто­мов от приема противозачаточных таблеток (тошнота, угнетение аппетита, неприятный вкус во рту нежелательная полнота и др.) не приводит к нарушению здоровья. Беременность и роды являются одной из актуальных психологических проблем, возникающих на жизненном пути женщины. Особенно сложные психологические переживания женщины возникают при беременности от внебрачной связи (предрассудки, проблема воспитания ребенка без отца и др.).

Эти женщины требуют особого внимания работников женской консультации. Боль, которая возникает в процессе родов, всегда была одной из сложных проблем акушерства. По мнению многих исследователей, причиной ее является укоренившееся представление, что роды — это обяза­тельно сильная боль. Необхо­димо разъяснить женщине, что существенную помощь при родах она окажет себе сама, если будет выполнять все указания врача и акушерки.

5. Медицинские работники, достаточно хорошо знающие указанные выше особенности, могут успешно использовать эти знания при работе с больными. При этом должны соблюдаться соответствующий такт, вни­мательное и доброе отношение, располагающее к от­кровенности. Нередко медицинским сестрам женщины чаще рассказывают то, чего не говорят врачу. Полу­ченные при откровенной беседе данные способствуют более точной диагностике и выбору адекватного лечения.

6. Большая психотерапевтическая работа должна прово­диться с женщиной перед серьезными хирургическими операциями (ампутация матки, удаление яичника и т. д.).

Необходима оценка личностных особенностей женщины, характера семейно-супружеских отношений. После этого важна беседа с больной в плане предсто­ящей операции и вселение в нее уверенности в благо­приятный исход. В послеоперационном периоде необхо­димо развеять необоснованность опасений женщины, что операция может лишить ее женской привлекатель­ности, повлиять на гармоничность супружеских отно­шений и половую жизнь. Возможность возникновения у больных психоневротических нарушений после хирурги­ческого вмешательства обязывает медицинских сестер вести длительную подготовительную работу.

8. Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медицинского персонала исключительно велико. Все мысли и внимание хирур­гов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа— хирургическая операция. Если в операционной ведущая роль отводится врачам-хирургам и анестезиологам, то в предоперационный и особенно в послеоперационный период многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персона­ла. К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, послед­ствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности и др. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потли­вости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице и др. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», кото­рую охотно предоставляют больные, перенесшие опера­цию и, как правило, преувеличивающие все происшед­шее с ними. О своем наблюдении за больным сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. При подготовке к операции очень важно устано­вить хороший контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и опасений в связи с предсто­ящей операцией, успокоить, постараться изменить отно­шение к предстоящему этапу лечения. Многие больные боятся наркоза, опасаются «уснуть навеки», потерять сознание, выдать свои секреты и т. Д

9. Многие хирурги совершенно справедливо утвержда­ют, что операция — начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, т. е. соответствующий уход в послеоперационном периоде. К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, послед­ствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности и др. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потли­вости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице и др. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», кото­рую охотно предоставляют больные, перенесшие опера­цию и, как правило, преувеличивающие все происшед­шее с ними. О своем наблюдении за больным сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном действии их рассказов на вновь посту­пивших больных, готовящихся к оперативному лече­нию. После операции также возникает ряд сложных проблем. У некоторых хирургических больных с послеоперационными ослож­нениями могут возникнуть различные психические рас­стройства. Хирургическое вмешательство и вынужден­ный постельный режим могут вызвать различные нев­ротические расстройства. Нередко у больных на 2 — 3-й день после операции появляется недовольство, раздра­жительность. На фоне астенизации, особенно если после операции возникли осложнения, может развиться депрессивное состояние. У лиц пожилого возраста в послеоперационном периоде может наблюдаться делириозное состояние с наличием галлюцинаций и бредо­вых переживаний. Генез его сложный, преимуществен­но токсико-сосудистый.

10. Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (резекция желудка, удаление молоч­ной железы, ампутация конечностей и др.).

У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психопатиче­ской структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Такие больные должны постоянно наблю­даться медицинским персоналом.

34. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

  1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  2. принцип непричинения вреда;
  3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
  5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии и абортам;
  6. обязательство об отказе от хирургического вмешательства[источник?];
  7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
  8. обязательство личного совершенствования;
  9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности)

31. Одна из основательниц сестринского дела в его современном понимании, реформировавашая британскую систему здравоохранения сестра милосердия Флоренс Найтингейл писала в «Записках об уходе», что сестринское дело — это действия по использованию среды, окружающей пациента, в целях содействия его выздоровлению.

32. Найтингейл исследовала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды и разработала концепцию окружающей среды как компонента сестринского дела. Она сформулировала отличия между врачебной деятельностью и сестринским делом, и отмечала, что последнее нуждается в практической и научной подготовке, отличной от врачебной подготовки, требует специальных знаний и навыков, и нуждается в специфической организации. Сестринское дело включает в себя пропаганду и поддержку здорового образа жизни, профилактики заболеваний и ухода за больными, инвалидами и умирающими. Содействие безопасной окружающей среде, научные исследования, участие в формировании политики в области здравоохранения и управления системами здравоохранения, и образование также являются ключевые ролями медсестер и медбратьев.

24. В середине 19 века в Европе создавались общины сестёр и братьев милосердия. Позднее на себя взяли уход за больными женские общины. В России первая община сестёр милосердия была открыта в марте 1844 года, а только в 1873 году получила своё название «Свято — Троицкая». По уставу в общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Первый год работы был испытательным, где проверялись душевные и физические качества, необходимые для работы, который могли выдержать только сильные духом женщины. Врачи сестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию, рецептуру. Через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. Со временем их стали приглашать в частные и государственные больницы, госпиталя. В России рос спрос на деятельность сестёр милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестёр милосердия во время Крымской войны 1853−1856 гг. В 1920 году были открыты школы для подготовки медицинских сестер. На смену определения «сестра милосердия» пришло другое — «медицинская сестра». В 1927 году утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определён.

12. Проводит санитарно-просветительную работу среди детей, их родственников и населения, консультирует по вопросам здорового образа жизни, питания, грудного вскармливания, соблюдает правила медицинской этики и деонтологии при общении с персоналом, родителями и детьми. Планирует вакцинопрофилактику и осуществляет контроль за ее проведением. Осуществляет контроль за выполнением ребенком и родителями рекомендаций и назначений врача. Обеспечивает доврачебную медицинскую помощь детям при неотложных состояниях, организует правильную транспортировку пострадавших. Осуществляет:

прием пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (отделении);

• осмотр на наличие педикулеза, обеспечение больного индивидуальными предметами ухода; • контроль за питанием ребенка в условиях лечебно-профилактического учреждения и дома, качеством и соответствием передач, принесенных родителями, разрешенным ассортиментом; • контроль за состоянием больного с регистрацией любых изменений, принятие решений в соответствии с уровнем своей компетенции.

13. Медицинская сестра должна наблюдать за состоянием больных, о его изменениях она должна немедленно сообщать врачу и уметь при необходимости оказать экстренную помощь. Больные выделяют возбудителей в окружающую среду, для предупреждения распространения инфекции медсестра должна знать особенности течения инфекционных заболеваний, пути распространения инфекции, способы передачи инфекции здоровым людям, методы лечения инфекционных заболеваний. На фоне инфекционного процесса у больных часто наблюдаются лихорадка, интоксикация. Многие инфекции протекают с развитием токсического поражения центральной нервной системы больного, это может привести к развитию нервно-психических нарушений. К таким больным необходим особый подход, медсестра должна уметь успокоить больного, найти с ним общий язык. Нужно помнить, что психическое здоровье больного играет большую роль в его выздоровлении.

Медицинская деонтология (от греч. deon — долг, должное; logos — слово, учение) — наука о долге медика перед больными, их родственниками, коллегами, перед обществом. Выделяют 2 принципиальных положения, определяющих тактику врача по отношению к онкологическому больному:1) максимальная защита психики пациента;2) каждый больной со злокачественной опухолью имеет право на лечение. При работе с больными со злокачественными новообразованиями соблюдение этических и деонтологических принципов имеет особое значение. Это связано с тем, что на состояние этих пациентов болезнь оказывает особенно сильное психотравмирующее влияние. По данным многих авторов, у преобладающего большинства онкологических больных выявляются признаки обсессивно-фобических и астенодепрессивных нарушений психики. Это проявляется эмоциональной лабильностью, навязчивым страхом смерти, подавленностью и уходом в себя, преобладанием тревожно-мнительных черт, ощущением обреченности, безнадежности из-за своего заболевания, бесперспективности дальнейшей жизни, суицидальными мыслями. Однако на практике эмоциональное состояние больного часто не берется в расчет, особенно молодыми врачами, что, несомненно, усугубляет не только психологический, но и соматический статус пациента. Постарайтесь придерживаться следующих важных принципов общения, которые помогут вам достичь цели, не травмируя ни собственной психики, ни психики пациента.

1. Старайтесь не усугубить эмоциональную травму пациента, нанесенную болезнью.

2. Важно в каждом пациенте видеть прежде всего человека, личность. Не подавляйте его, не возвышайтесь над ним, будьте тоньше, интеллигентнее. Помните, что легко ранить тяжелобольного грубостью и невниманием. «Этический кодекс российского врача» провозглашает: «Во всех случаях право пациента на физическую и психическую целостность личности неоспоримо, а посягательство на него недопустимо» (ст. 12).

3. Психические особенности, уровень интеллекта, характер и жизненный опыт пациентов разные (как, впрочем, у всех людей).

Больной может иметь свое мнение. Его видение ситуации, скорее всего, отличается от вашего. Старайтесь понять, выразить уважение к точке зрения больного, деликатно поправить, не унизив чувство его достоинства. Умейте общаться с каждым.

4. Не забывайте, что рак воспринимается в сознании каждого как угроза жизни. Поэтому тяжелое известие резко и внезапно меняет представление человека о его будущем, вызывает разнообразные психические реакции — от «отрицания» до агрессии. Воспринимайте это как реакцию защиты, постарайтесь мягко перевести разговор в позитивное русло.

5. Не следует быть уверенным в том, что вы можете полностью понять и осознать чувства и мысли онкологического больного. Не осуждайте его, не стройте догматических суждений; мыслите позитивно.

6. Не убивайте надежду, но помните, что «ложный оптимизм» тоже убивает ее.

Уже начиная с периода первичного обследования онкологический больной может испытывать тяжелый эмоциональный стресс, проявляющийся признаками тревоги, страха, депрессии. В таком состоянии возможны различные варианты поведения, в том числе неадекватные реакции: отрицание болезни, отказ от лечения, вплоть до агрессивных или суицидальных настроений.

Однако даже при внешнем спокойствии пациент может испытывать страх при мысли о своей болезни, но старается это скрыть от окружающих. Скрытые негативные эмоции больного зачастую проходят мимо внимания неподготовленного врача. Его невнимательное и поверхностное отношение, а тем более высокомерие и грубость усугубляют переживания больного, ухудшают течение заболевания.

Поэтому уже при первичном обследовании квалифицированный врач старается установить доверительные отношения с пациентом, выразить уважение к его чувствам, выяснить причины тревог, смягчить стресс (или, по крайней мере, не усугубить его), психологически подготовить к предстоящему лечению путем внимательного сочувственного общения.

Постепенно онкологический больной психологически адаптируется к своему заболеванию. А.В. Гнездилов различает несколько стадий адаптации:

• психологический шок;

• «реакция отрицания» (неприятие болезни);

• агрессия (как ответ на «несправедливость судьбы»);

• депрессия (подавленное состояние);

• принятие болезни (успокоение, согласие с «неизбежностью судьбы», относительно гармоничное внутреннее состояние).

Чтобы пройти эти стадии, необходимо время, длительность такого периода индивидуальна (месяцы, годы).

Это время для адаптации к новой реальности, условиям стационара, медперсоналу, болезни, предстоящему лечению, возможному уходу из жизни.

26 Основные задачи мед.Деонтологии.Этические принципы медицинской деятельности

Деонтология медицинская (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. Проблема долга — одна из основных проблем медицинской этики;Одной из основных проблем медицинской деонтологии, так же как и медицинской этики, является долг. Медицинская деонтология определяет должное в поведении не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Важно отметить, что медицинская деонтология имеет отношение и к работникам не медицинских профессий (рабочие, служащие и др.), так как они обязаны вести себя соответственно требованиям медицинского учреждения. Медицинская деонтология не может не заменить медицинскую этику, не слиться с ней.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

1. Изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

2. Исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

3. Изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным;

1.Основные этические принципы в практике медицинского работника. Этика — это наука о морали, являющаяся частью философии. Вместе с тем под этикой также принято понимать систему поведения человека относительно других людей. Мораль и этика достаточно часто используются как синонимы в самых различных сферах нашей жизни, но особенно они важны в медицинской профессии. Поэтому в практике медицинской деятельности сформировался целый научный раздел деонтология, изучающий правила поведения медицинского работника по отношению к другим людям и дающий ряд основополагающих рекомендаций врачам.

1Первые попытки сформировать основные этические принципы медицинской профессии предпринимались еще в древности. Наиболее ярким примером является так называемая клятва Гиппократа. Она содержит девять этических принципов: уважение к наставнику, коллегам и ученикам, непричинение вреда больному, принцип милосердия, то есть обязательное предоставление медицинской помощи всем людям без исключения, принцип приоритета интересов пациента, уважения к жизни, негативное отношение к абортам и эвтаназии, отказ от интимных отношений с пациентом, принцип хранения врачебной тайны и личного самосовершенствования.

2.Выстраивание отношений медицинского работника с пациентом:

Выполнение этого принципа начинается с того, что врач имеет право (за исключением экстренных ситуаций) отправить пациента к своему коллеге, если чувствует, что он недостаточно компетентен, или не сможет установить психологический контакт с больным. Приступая к выполнению обязанностей, врач получает согласие пациента лечиться именно у него, информирует о всех условиях лечения, включая диагностику. Требовать от пациента проходить диагностические процедуры без его желания также нельзя (за исключением случаев угрозы для жизни).

Если речь идет о ребенке или недееспособном пациента, всю информацию врач предоставляет его родителям или опекунам. Даже имя дело со взрослым недееспособным пациентом (психические, ментальные нарушения) врач должен постараться установить с ним контакт, насколько это возможно и объяснить суть и необходимость лечения. Если речь идет о лечении психического заболевания, то должен выполняться принцип добровольности. Лечение без согласия больного, а также согласия его родственников и опекунов, возможно лишь при вызове экстренной медицинской помощи (особенно если больной представляет угрозу для других людей), а также по решению судебных органов. В своей работе врач-психиатр должен всячески противостоять антипсихиатрическим ксенофобским взгляда общества, строя свои отношения с пациентом таким образом, чтобы он не ощущал себя изолированным. Для этого врач должен общаться с больным на равных и информировать его о своих действиях, также как делал бы это всякий другой медицинский работник. Родственникам, а при необходимости друзьям и коллегам, врач должен объяснить истинную природу заболевания, избегая некорректных выражений и фраз, способных привести к стигматизации больного (приписывание ему несуществующих качеств).

3.Поддержание взаимоотношений с коллегами, как часть этики медицинской профессии. Взаимоотношения медицинского работника с коллегами строятся на принципе коллегиальности, то есть в условиях доброжелательности, взаимной поддержки и совместного принятия решений, когда это необходимо. Первым коллегиальным обществом для медика являются его учителя и сокурсники. К учителям медицинский работник должен относиться с особым уважением, ведь в клятве Гиппократа учитель медицины приравнивался к родителю. В дальнейшем врач или другой медицинский работник должен делать все возможное для повышения авторитете свой профессии в обществе.

28Проблемы современной медицины, которые изучает биоэтика

Больной нуждается в уходе врача, и чем дальше уйдет врач, тем лучше для больного… Современная клиническая медицина наряду с выдающимися достижениями, например, в хирургии, порой, столкнувшись даже с такими заболеваниями, как грипп, ангина или аллергия, далеко не всегда может уверенно обещать отсутствие осложнений. Одна из причин этого — постановка диагноза на клинической стадии развития болезни, когда болезнь уже на органическом уровне и налицо изменения структуры тканей, температуры, формулы крови. Упущенные сроки — к сожалению, частая и страшная действительность многих заболеваний. В значительной степени проблему решает выявление заболевания на доклинической стадии. Инфекционные и паразитарные болезни, имевшие массовое распространение и являвшиеся ранее главной причиной смертности, в начале 70-х годов занимали в её структуре всего 1—3%. В экономически развитых странах ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания (чума, оспа и другие), значительно сократилась заболеваемость детскими инфекциями. Остаётся актуальной проблема борьбы с гриппом, гепатитом вирусным и другими вирусными болезнями, с которыми связаны высокая заболеваемость, огромный ущерб здоровью людей и народному хозяйству. Сердечно-сосудистые заболевания в экономически развитых странах стали основной причиной смертности (их доля в структуре смертности составила к началу 70-х годов 40—60%; 300—600 и более случаев на 100 тысяч жителей) и основной причиной инвалидности, в том числе в наиболее ценных для общества возрастных группах. Особое значение приобрели проблемы ишемической болезни сердца (коронарной недостаточности, см. также Инфаркт миокарда), гипертонические болезни и сосудистых поражений центральной нервной системы, на которые приходится 80—85% всех случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, увеличивающие риск их возникновения, — нервное напряжение, курение, недостаточная физическая активность, нерациональное избыточное питание, злоупотребление алкоголем, что говорит о социальной их обусловленности, об их связи с образом жизни населения экономически развитых стран. Успехи диагностики и лечения этих заболеваний несомненны; так, за 30 лет втрое увеличились шансы больного инфарктом миокарда на выздоровление и возвращение к трудовой деятельности. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями требует массовых, систематических мероприятий государственного, общественного и медицинского характера (организация рационального режима труда, питания, отдыха, развитие массовых форм физкультуры, создание оптимального «психологического климата», активное выявление заболевших, своевременное амбулаторное и стационарное лечение, трудоустройство и т. д.).злокачественные новообразования — острая проблема М. Смертность от них в большинстве экономически развитых стран увеличилась за 50 лет в 2—3 раза.

30Принципы медицинской этики (лежавщие в основе американской морали)

Сестринская деонтология — наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики. Пять фундаментальных принципов медицинской этики, лежащие в основе американской морали

1. Принцип философии, информированного согласия. Независимость пациента основана на праве и свободе пациента на информацию о своем состоянии, плане лечения, информации о том, что будет выполнено; также признается право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможности альтернативы данному виду лечения. Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения.

2. Принцип милосердия — означает «делать добро». Он включает в себя доброе отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде.

3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип «не навреди», который обязывает как врача, так и медицинского работника защищать других от опасности, снимать боль и страдания в меру своей компетенции.

4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.

5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту).

Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обязанности последним.

23Стигматизация психиатрических больных

Стигма определяется как признак пренебрежения или недоверия, который отделяет человека от остальных. Стигматизация — это процесс выделения индивида из общества по факту наличия психиатрического диагноза с последующим восприятием его окружающими через призму стереотипных представлений о психически больных и эмоциональным поведенческим реагированием, основанным на отношении к категории «душевнобольных». Стигматизацию психиатрических больных можно проследить в отношении общества к лицам, страдающим психическими расстройствами, в отношении врачей к своим больным, а также в отношении так называемой самостигматизации самих больных. Важным является обеспечение совместной деятельности психиатрических учреждений, общественных организаций, лиц с психическими расстройствами и их семей в процессе реабилитации, привлечение внимания средств массовой информации, органов здравоохранения, правительственных кругов и общества в целом к современным проблемам психиатрии. Особое внимание должно быть уделено коррекционной работе с ближайшим окружением пациента. Оказание психологической помощи, эмоциональной поддержки, налаживание межличностных отношений и обучение родственников правильному поведению с больным человеком может сыграть огромную роль в осуществлении социальной реабилитации. Проявления стигмы отмечаются иногда в отношении врачей к психически больным. Нередко стигма может играть неблагоприятную роль в рекомендациях и действиях самих психиатров, в их информации для больного и его родственников. Важно, чтобы при оказании психиатрической помощи в качестве основополагающей была принята идея о том, что лица с психическими расстройствами являются не только объектами медико-социального воздействия, но также и субъектами своей собственной жизнедеятельности. Поэтому в процессе реабилитации необходимо добиться того, чтобы у пациента сложилось правильное отношение к себе и своим поступкам, к заболеванию и его последствиям, с тем, чтобы в дальнейшем он смог обрести контроль над болезнью и ее отдельными проявлениями. Таким образом, стигматизация препятствует нормальному социально-психологическому функционированию человека, независимо от наличия или отсутствия у него симптомов психического заболевания. Она является практически постоянной ситуацией, существующей в различных сферах жизни пациента. В таких условиях личность теряет свое уникальное содержание и рассматривается лишь через призму сумасшествия.

25.Структура лпу

Лечебно-профилактические учреждения или Медицинские учреждения — специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней

Как правило, медицинское обслуживание населения в России состоит из нескольких систем.

1.Терапевтические медицинские учреждения,

2.Хирургические и травматологические учреждения.

3.Психиатрические медицинские учреждения,

4.Неврологические медицинские учреждения,

5.Педиатрические медицинские учреждения,

6.Профилактические медицинские учреждения — санатории и профилактории,

7.Специальные медицинские учреждения — отделения экспертизы, станции и отделения скорой медицинской помощи, медицинские службы спасения, отделения и станции переливания крови,

8.Родильные дома,

9.Реабилитационные центры

Терапевтические медицинские учреждения объединяют учреждения, занимающиеся лечением, профилактикой и медицинским осмотром населения старше 15 лет, в некоторых случаях, и населения с момента рождения, в состав входят больницы и поликлиники. В поликлиниках имеются отделения участковых врачей, а также врачей специализированных — хирургов, невропатологов, окулистов, психиатров, фтизиатров, эндокринологов. Как правило, поликлиники являются отделениями при больницах. Основные формы лечения в больницах стационар — пациент иногда находится в местах вневрачебного пребывания, а также амбулатория — пациент не находится в местах врачебного пребывания. В больницах имеются отделения реанимации, интенсивной терапии, хирургии, отоларинголическое, неврологическое, гинекологическое, андрологическое, онкологическое. Также имеются кафедры ВУЗов и научных учреждений. Имеются санпропускник, регистратура больных. В систему терапевтических медицинских учреждений входят также Медсанчасти и медпункты предприятий, Учреждения медобслуживания на транспорте, ж/д.

29 Сестринская деонтология, моральные черты личности медсестры

Сестринская деонтология -- наука о долге сестры перед паци­ентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики. Сестре и врачу доверяется самое дорогое -- жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физи­ческом и психическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами сестры, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются: Скромность -- простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе. Справедливость -- самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Честность -- должна соответствовать всем делам меди­цинского работника, стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений. Доброта -- неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Внешний вид. Основное требование к одежде -- чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие смен­ной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. 2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, веж­ливой. Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

6. Учтивость.