Понятие об ощущениях.Возникновение ощущений

.Ощущение- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.Осознаваемы ощущения только человеком.Ощущения могут объективны и субъективны. Объективный характер определяется тем, что в них всегда отражен внешний раздражитель,а субъектный- их зависимостью от состояния организма и индивидуальных особенностей человека.При возникновении ощущений выделяют: 1физические(заключаются в том, что для возникновения ощущения необходим материальный объект, им определяются физические характеристики);2физиологический процесс(являются деятельностью нервных аппаратов);3.психический процесс(возникновение ощущения в коре головного мозга).

 

 

4.Классификация ощущений.Сущ. различные подходы к классификации ощущений. Общепринятым считается выделение 5 основн. видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Лурия предлагает классификацию по 2 основным принципам :систематическому и генетическому. Систематическая классификация ощущений: 1.Интерацептивные-сигнализируюто состоянии внутренних процессах организма. возникают благодаря рецепторам находящимся на стенках внутренних оранов.2.проприоцептивные-передаютсигналы о положении тела в пространстве и состовляют афферентную основу движения человека .рецепторы находятся в мышцах,суставах,сухожилиях,связках.3.Экстероцептивные-передают сигналы извнешнего мира и условно подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущ.- вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств(вкусовые ощущ.,

температурные) дискантные- отражают качество объектов наход. на некотором расстоянии оторганов чувств(зрительные, слуховые) Генетическая классификация .выделяют два вида чувствительности: 1.Протопатическая-наиболеепримитивна и менее деференцированая и менее локализована(органическая чувствительность)2.эпикритическая-более тонко дифференцирована.

5. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторах. Физиолог. осн. ощущений явл. деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных Павловым, анализаторами. Каждый анализатор сост. Из 3-х частей: 1)периферический отдел(рецептор) это воспринимающая часть анализатора и её основная ф-ция- трансформация энергии внешних воздействий в нервные импульсы; 2)проводящий- представ. Нервными путями, по которым нерв. Сигналы передаются в мозг(центростремительно) и от коры головного мозга к рабочему органу(центробежно);3)корковый отдел анализатора(центральный)- в этом отделе происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов, корковая часть каждого анализатора представ. собой проекцию периферии, т. е. определенным рецепторам соответствуют определ. участки коры головного мозга. Для возникновения ощущений необх. задействовать все составные части анализатора. Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущ. не явл. пассивным процессом(включает двигательные компоненты).

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... за болез­ненными проявлениями. Восприятие и ощущение являются процессами сознательными, осмысленными. В обеспечении их смысловой ... глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие ... различными животными, и т. д. Органические поражения головного мозга, реже инток­сикации и соматические болезни, ...

6 особенности зрительных ощущений…Зак.слияния:1) для всякого цвета имеется др. цвет, от слияния с которым может получиться ахроматический цвет;2)если смешают. два цвет., лежащих по цветовому кругу ближе, чем цвета дополнительные, получается цвет, по тону лежащий между смешиваемыми цветами по меньшей дуге цвет.круга;3)одинаково воспринимаемые цвет. при слиянии дают одинаково воспринимаемые смеси, независимо от различий в физическом составе слияния цвет. стимулов. Слияния цвет. Различают:1) оптическое, или слагательное — кокгда лучи, соответствующие цветовым раздражителям, одновременно или в быстрой последовательности действуют на одни и те же элементы сетчатки глаза;2) техническое, или вычитательное когда каждый из слияемых цвет. раздражителей поглощает часть лучей, освещающих их смесь, и в глаз попадают только лучи, оставшиеся после подобного вычитания непоглощенными. Физ. х-ка излуч.: спектральный состав и интенсивность. Цвет. зр. делят на: трихроматическое, дихроматическое и монохроматическое (в зависим. от наличия фотопигментов (колбочек) в сетчатке).

1) тип делятся: протано-малы, дейтероаномалы, тританомалы; 2) тип: протанопы, дейтеранопы, тританопы. . У люд. часто встреч.: дейтаны (дейтеранопы и дейтероаномалы) — 6-7 % м. и 0,5-0,6% ж., реже протаны (протанопы и протаномалы) 2-3% м. и 0,05% ж., и крайне редко тританы (тританопы и тританомалы).

У животных на самом разном уровне эволюционного развития, встречаются эти же варианты цветового зрения, но в т. ч. и очень отличающиеся от человеческого.

7.Основные феномены цветового зрения. Закон слияния цветов. Зрительное ощущение не прекращается в то же мгновение, как прекращается действия раздражителя. Оно длиться еще некоторое время. Это происходит потому, что зрительное возбуждение обладает определенной инерцией. Такое продолжение ощущений в течении некоторого времени называется положение последовательным образом. Чтобы наблюдать это явление на практике, вечером сидя возле лампы и на 2-3 минуты закройте глаза . затем откройте глаза и в течении 2-3 секунд смотрите на лампу, после чего снова закройте глаза и прикройте их рукой (чтобы свет не проникал сквозь веки).

Вы увидите на темном фоне светлый образ лампы. Следует отметить, что именно благодаря этому явлению мы смотрим кино, когда мы не замечаем движение пленки из-за положения последовательного образа, возникающего после засветки кадра.2-гой феномен зрения связан с отрицательным последовательным образам. Суть данного феномена состоит в том, что после воздействия света в течении некоторого времени сохраняется ощущения противоположного по светлоте воздействующего раздражителя. Например, положите перед собой два чистых белых листа бумаги. На середину одного из них положите квадратик нарисуйте маленький крести и в течении 20-30-секунд смотрите на него, не отрывая взора. Затем переведите взгляд на чистые белый лист бумаги. Через некоторое время вы увидите на нем образ красного квадрата. Только цвет у него будет иной –голубовато –зеленый. Через несколько секунд он будет бледнеть и вскоре исчезнет. Образ квадрата и есть отрицательный последовательный образ. Почему квадрата зелено –голубой? Дела в том что этот цвет является дополнительным по отношению к красному цвету,т.е. их слияние дает ахроматический цвет.

6 стр., 2914 слов

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения ...

... принимать спонтанное. Больше нет нужды контролировать себя, чтобы принимать себя. Нет больше ощущения себя жертвой своего тела, спонтанных процессов. Целостный организм («кентавр» по терминологии К. ... работы А. Маслоу и К. Уилбера.(2)(4)(5)(6). Нам представляется необходимым и своевременным рассмотреть теорию "спектральной психологии" Кена Уилбера в применении к концепции личностного роста. На наш ...

Теория цветового зрения.

Представление о том, что любой цвет может быть «составлен» путем измене­ния интенсивности трех различных лучей — трихроматичность.

1802 г. Т. Юнг — теория, объясняющая трихроматичность: в каждой точке сет­чатки должны существовать три «частицы» — структуры, чувствительные соответственно к красному, зеле­ному и фиолетовому.

1852 г. теория Юнга-Гельмгольца: изолированное возбуждение красноощущающего аппарата дает ощущение красного цвета, зеленоощущающего — ощущение зеленого цве­та, фиолетовоощущающего — ощущение фиолетового цвета. Воз­буждение этих аппаратов дает все известные хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждении всех трех аппаратов; ощущение черного цвета — когда ни один из цветоощущающих аппаратов не возбуждается.

1878 г. Э. Геринг теория оппонентныгх цветов: в зрительной системе имеются три типа цветочувствительных элементов. Один тип реагирует на крас­ный или зеленый, другой — на синий или желтый, третий — на черный или белый. Каждый элемент противоположно реагиру­ет на свои два оппонентных цвета. Поскольку эле­мент не может реагировать сразу в двух направлениях, при предъявлении двух оппонентных цветов одновременно воспри­нимается один из них.

Двухстадийная теория: те три типа рецепторов, которые рассматриваются в трихроматической теории, постав­ляют информацию для оппонентных пар, расположенных на более высоком уровне зрительной системы.

Целенаправленными исследования­ми было установлено наличие трех типов рецепторов, а также цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе.

 

 

9.Специфика слуховых ощущений. Раздражителем для органа слуха явл. звуковые волны-продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющего тела ,которое служит источником звука .Все звуки разделены на 2 группы: музыкальные и шумы .В звуковых волнах различают частоту, амплитуду и форму колебаний. Слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука,( явл отражением частоты колебания);громкость звука,(определяется амплитудой колебания волн);тембр,( явл отражением формы колебания волн. Высота звука определяется в герцах .Верхняя граница слуха у детей-22000 герц.Нижняя-16-20 герц. Громкостью звука называется субъективная интенсивность слухового ощущения .Существуют индивидуальные различия между людьми в отношении абсолютной чувствительности к звуковым раздражителям .Единицами измерения громкости звука являются децибелы. Тембром(окраска звука) называется качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками. Приятное звучание-консонанс, неприятное звучание-диссонанс.

9 стр., 4287 слов

Роль и виды ощущений у человека

... чувствительность более древняя, чем тактильная. по месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела ... мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют ...

Обонятельные и вкусовые ощущения

Вкусовые ощущения — отражение определенных химичес­ких свойств пищевых объектов и общего состояния внутрен­ней среды организма. Основными свойствами вкусовых ощущений являются: качество, интенсивность, время реакции, пространственная локализация. Выделяют четыре основных качества — соленое, кислое, сладкое и горь­кое. Наиболее чувствительны: к сладкому, соленому — кончик языка, к кислому — его края, к горькому — основание.

Благодаря роли вкуса в настройке эмоционального состояния через вегетативную нервную систему, вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и проприоцепторов. Обонятельные ощущения, как и вкусовые, возникают на основе химической стимуляции. Летучие химические вещества способны вызывать либо реакцию отторжения, либо – в зависимости от физиологического состояния организма – приятное или неприятное ощущение. В настоящее время практическое применение находит классификация, включающая 4 основных компонента: ароматный, кислый, горелый и гнилостный, — интенсивность которых оценивается по условной шкале от 0 до 8. Общие свойства обон. ощущ.:1) качество обонятельного ощущения;2) интенсивность или сила обонятельного ощущения3) длительность обонятельного ощущения; 4) пространственная локализация обонятельного ощуще­ния; К факторам, влияющим на чувствительность к запахам, относятся температура и влажность климата, особенности обмена веществ орга­низма человека. При одновременном действии на обонятельные рецепторы 2ух или более различных запахов возможна маскировка, компенсация или слияние запахов.

 

 

11.Кожные ощущения.Все ощущения, которые человек получает от кожных рецепторов, называются кожные ощущения. Они относятся к контактному виду ощущений(возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира).Виды: ощущения прикосновения(тактильные), ощущения холода, ощущения тепла, ощущения боли. Каждый из видов кожных ощущений имеет специфические рецепторы. Раздражителем для кожных ощущений являются прикосновения ,вызывающие деформацию кожи .Местонахождение соответствующих рецепторных точек и абсолютные пороги чувствительности определяются с помощью эстезиометра .Точки отдельных видов ощущений по поверхности тела расположены неравномерно(точек прикосновения- около одного миллиона, точек боли -около 4 млн., точек холода- около 500 тысяч, тепла -около 30 тысяч)Тактильные ощущения несут информацию о локализации воздействия раздражителя .В различных участках тела точность определения локализации воздействия различность Она характеризуется величиной пространственного порога тактильных ощущений. Минимальное расстояние между местами прикосновения, которое позволяет различить прикосновение двух пространственных раздельных предметов, называется пространственным порогом тактильных ощущений. Кожные ощущения, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание.

4 стр., 1961 слов

Общие закономерности ощущений; чувствительность и ее пороги, ...

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ...

12 Проприоцептивные ощущения — ощущения, пе­редающие сигналы о положении тела в пространстве и со­ставляющие афферентную основу движений человека. Кинестетические ощущения — ощущения отдельных час­тей тела, вызываемые возбуждениями, поступающими от про- приорецепторов, расположенных в суставах, связках, мыш­цах. Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним стимулом, сама яв­ляется источником ощущений. Кинестетические ощущения имеют всеобщее значение для работы всех анализаторов человека При выполнении физических упражнений происходит рас­члененное осознание этих ощущений. Перечислим основные свойства кинестетических ощущений.1.Отражение положения частей тела имеют важнейшее значение для образования схемы тела, без которой человек не может правильно и про­извольно пользоваться различными его частями в тех или иных действиях.2.Отражение пассивных движений Эти ощущения характеризуются определен­ными пространственными и временными моментами. 3.Отражение активных движений).

Пространственными моментами этих ощу­щений являются: а) анализ расстояний, б) анализ направле­ний. Временными компонентами являются: а) анализ длитель­ности, б) анализ скоростей движения. в основныгх формах кинестети­ческой чувствительности человека:1.общая кинестетическая чувствительность человека (ощущения положения частей тела одна относительно другой).2.кинестетическая чувствительность опорно-двигатель­ного аппарата человека;3.кинестетическая чувствительность рабочего аппарата человека (обеих рук);4.кинестетическая чувствительность речедвигательного аппарата человека.

13 основные свойства ощущенийК основным, свойствам ощущений относят:Количество, интенсивность, продолжительность, инерциюКол-во. – это свойство характер. основную информацию, отображаемую данные ощущения. По количеству ощущений. Отличаются по виду, а также различаются в пределах данного вида ощущений. Количество ощущений=модальности ощущ. Интенсивность-количественная хар-ка ,зависящая от силы действующего раздражителя с функционального состояния рецептора.Продолжительность-временная характеристика. опред.: функционал. Состояние органов чувств ,времени действия раздражителя.Инерция- ощущ.не возникает одновременно с началом дейсвия, и не исчезает после него ,а сохраняется некоторое время(после-действие Также к свойствам относят пространственную локализацию раздражителя ,рецепторы дают нам сведенья, где находятся раздражитель

№14. Чувствительность и временные характеристики ощущений.

Важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, или степень чувствительности. Различают 2 вида чувствительности :

1.абсолютная чувствительность.2.чувствительность к различию(относительная или разностная чувствительность).Абсолютная чувствительность – способность ощущать слабые раздражения. Относительная чувствительность – способность ощущать слабые различия между раздражениями. Однако ,не всякое раздражение вызывает ощущение, чтобы ощущение возникло сила раздражения должна иметь определённую величину- пороги ощущений. Существует временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражения необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражения и появлением ощущения проходит некоторое время- латентный период .Во время этого периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы. Это время определяется следующими условиями:1.интенсивность сигнала.2его значимостью.3.сложностью работы.4.возрастом и др. индивидуальными особенностями.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... пианистов и скрипачей неодинакова. У кого чувствительность выше? Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности? № 5 Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А. ... продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная ...

 

15 ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ . ЗАКОН БУГЕРА-ВЕБЕРАРазличают абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности Минимальная величина раздражителя при котором впервые возникает ощущение назыв. нижним обсолютным порогом ощущений Верхний порог это наибольшая сила раздражителя при которой ещё возникает ощущение данного вида Выше этого порога либо возникает болевое ощущение или не происходят изменения в интенсивности ощущения Пороги ощущ. индивидуальные для каждого ч-ка и изменяются на протяжении жизни Фехнер считал ,что ч-к не может непосредственно оценивать свои ощущения количественного поэтому он впервые предложил методы для количественного измерения порогов ощущ. Обсолютные пороги определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира Верхний и нижний пороги характеризуют обсолютную чувствительность Чем слабее раздражитель вызывающий ощущ., тем выше чувствительность Величина обсол. порогов изменяется в зависимости от разных условий: от индивидуальных особенностей,от интенсивности раздражителя, возраста, профессиональной деятельности Другая характеристика чувствительности- чувствительность к различию ( изменению раздражителя ) Для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристике действующего раздражителя необходимо изменить силу его воздействия на определённую величину, при этом то минимальное различие, котор. даёт едва заметное различиео щущ. назыв. дифиринциальным порогом Порог различия имеет постоянную относительную величину, т.е.всегда выражается в виде отношения показ. Какую часть первоночально внешнего раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях (названо законом Бугера –Вебера )

 

16. Основной психофизический закон Вербера-Фехнера. Основываясь на эксперементальных данных Вербера, Фехнер в 1860г вывел психофизическую закономерность или основной психофизический закон (закон Фехнера).

Основная суть этого закона заключается в том что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителя, а гораздо медленнее. Несколько позже Стивенс пришёл к выводу, что основн. психофиз. закон выражается не логарифмической а степенной кривой. Затем были предложены другие уточнения данного закона ,в частности отечественный психолог Забродин ввёл дополнительную константу учитывающую условия наблюдения и задачи стоящие перед субъектом

17.понятие и основные характеристики сенсорного ряда. Диапазон наших ощущений образует сенсорный ряд. Предполагается что сенсорный ряд дискретен(прерывен).Это значит что до определенных пределов ощущ-я есть а потом пропадают. Психофизики определили пороги чувствительности. Установили что они плавающие т.е.даже для очень слабых раздражителей существует вероятность их обнаружения, а для относительно сильных есть вероятность их не обнаружения. Зависимость вероятности обнаружения стимулов от их интенсивности получило название психометрической функции. До определенного уровня интенсивности стимула вероятность обнаружения равна 0, а потом 1. В последующем, Мюллер предложил идею о непрерывности сенсорного ряда. Её суть: не существует порога как такового, любой стимул в принципе может вызвать ощущения. Теория непрерывности объясняет причину не обнаружения некоторых слабых сигналов. Она состоит в том, что на возможность обнаружения стимула влияет не только его физ-я интенсивность, но и расположенность сенсорной системы к ощущению, которая зависит от множества случайных, плохо контролируемых факторов: усталости чел-а, степени его внимательности, мотивации, опыта и т. д.

6 стр., 2628 слов

Вопрос 1. Классификация видов ощущений

... чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеет ярко выраженный эмоциональный ... ства окружающего мира. Физиологическая основа ощущений Ощущение - это процесс непосредственного отражения, т.к. раздражитель вступает в контакт с рецептором. Ощущение наступает благодаря работе анализаторов. Анализатор ...

18.Сенсорная адаптация.Чувствительность анализатора нестабильна и изменяется в зависимости от различных условий. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется –Адаптацией. Различают адаптацию темновую(повышения чувствительности анализатора) и световую(понижения световой чувствительности).

Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы .Основные виды адаптации:

· Притупление чувствительности под действием сильного раздражителя;

· Притупление чувствительности под действием монотонного раздражителя;

· Обострение чувствительности под действием слабого раздражителя;

 

21.Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

 

 

19.Взаимодействие ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .Взаимодействия делятся на: взаимодействие между ощущениями одного вида и взаимодействие между ощущениями различных видов .Взаимодействие между ощущениями разных видов исследовал Лазарев, он установил ,что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими .Звуковое раздражение(свист)может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах- повышение и понижение чувствительности. Общая законно мерность состоит в том, что слабые раздражители повышают ,а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии .Аналогично при взаимодействии ощущений одного вида. Например: серый цвет на белом фоне темнее ,а в окружении чёрного цвета- светлее. Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации ,синестезии и контраста .Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения наз сенсибилизацией .Явление сенестезия- это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерно для других анализаторов. Контраст-это изменение интенсивности к качеству ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя .Например: ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

10 стр., 4699 слов

предмет, объект, история становления и основные проблемы психологии ...

... расстройство орфографии. 73 94. Специфическое расстройство счета. 74 1. предмет, объект, история становления и основные проблемы психологии аномального поведения. Психология ... отклонение от нормального психического онтогенетического развития. Объектом психологии аномального развития является психическое развитие ребенка. Предметом психологии аномального развития являются законы психического ...

20,развитие ощущений у детей.ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапное их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

 

 

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

... на анализаторы присоединяется прошлый опыт человека. Й.В.Дубровкна, дает такое определение восприятию. Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их ... согласованностью с другими психическими процессами и свойствами личности. Акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира, пишет Б.Ф.Ломов, осуществляется в результате работы ...

22Физиологические основы восприятия.Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на этапах,когда возбуждение от проекционных зон передаётся в интегративные зоны коры головного мозга,где и происходит окончательное формирование образа,интегративные зоны называют перцептивными.При поражении или нарушении работы интегративной зоны восприятия может быть частично нарушено восприятие.Например:человек будет видеть отдельные световые пятна,но не будет понимать объект в целом.Физиологическая основа восприятия ещё усложняется тем,что она связана с двигательной деятельностью,с эмоциональными переживаниями.Следовательно начавшись в отганах чувств нервное возбуждение переходит в нервные центры охватывая разные зоны коры головного мозга и формируя сеть взаимодействующих возбуждений-это физиологическая основа восприятий.Поскольку восприятие тесно связано с ощущением,оно является рефлекторным процессом.Павлов показал,что в основе восприятия лежат условные рефлексы-временные связи.Эти связи могут быть двух видов:1.образуемые в пределах одного анализатора(при воздействии на организм комплексовного раздражителя одной модальности.2.связи в пределах разных анализаторов(межанализаторные).Возникают по принципу ассоциации.

Общие закономерности восприятия (целостность, константность, предметность)

В восприятии наряду со специфическими закономерностями, выделяют и некоторые общие закономерности:- Целостность — любой объект воспринимается как устойчивое системное целое, т.е.при восприятии происходит внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Целостность выражается в том, что образ, как бы домысливается до целостной формы. Формирование образа обязательно опирается на имеющийся у человека знания и практический опыт; — Константность– это относительное постоянство восприятия образа т.е.восприятие не зависимо от условий: расстояние до воспринимаемого объекта, освещенности, угла восприятия и др.- остается неизменным ( белый лист бумаги и в темноте воспринимается как белый лист бумаги).

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предмета; — Предметность— означает адекватное соответствие образов восприятия, реальным предметам действительности т.е.объекты воспринимаются нами, как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

 

 

№27.Классификация и виды восприятия.

Опираясь на современную психологическую литературу,можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.В основе одной из классификаций восприятия лежат различия в анализаторах,участвующих в восприятии.В соответствии с тем,какой анлизатор играет в восприятии ведущую роль,различают зрительное,слуховое,осязательное,кинестетическое,обонятельное и вкусовое восприятие.Обычно восприятие-результат взаимодействия ряда анализаторов.Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде.Обычно они комбинируются,и в результате возникают сложные виды восприятия.Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи:пространство,время,движение.В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства,восприятие времени,восприятие движения.

 

 

24.общие закономерности восприятия (структурность, осмысленность, избирательность).

Восприятие на ряду со специфическими закономерностями выделяют и некоторые общие закономерности. 1.структурность-свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры, т. е. восприятие не является суммой ощущений, а представляет фактически обобщенную полученную из ощущений структуру. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков и отражению устойчивых отношений между признаками воспринимаемого объекта в целом. 2.осмысленность-это понимание связи сущности предметов и явлений через процесс мышления, всякое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся значений, что дает нам возможность включить новое знание в систему ранее сформулированных. Осмысленность осуществляется по средствам речи. Называя объект, мы тем самым относим его к определенной категории (категоризация).

Смысловая оценка объекта восп-я может происходить мгновенно если объект хорошо знаком. Благодаря осмысленности мы достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. 3. Избирательность-приимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восп-я, при этом известно что объект выделяется из фона по его контуру и чем резче контур. тем легче выделение объекта. Избирательность –это выделение одних объектов по сравнению с другими. При этом замечено, что то что нах-ся в центре при равнозначных объектах воспринимается быстрее. А так же больший по размеру объект воспринимается тоже быстрее. Предмет и фон восприятия динамичны, что объесняется переключением внимания.

25 Апперцнпция,роль установки в восприятии.Апперцепция-зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Особенно важна роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями ,прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов. (Рисунок плоского объекта может стать объёмным, как только мы узнаем,что это изображение пирамиды).Различают 2 вида апперцепции: Личностная(устойчивая)- определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности(образованности убеждений и др).Ситуативная (временную)-в ней сказываются ситуативно возникающие псих-кие состояния ,например,эмоции,установки и т.п.Содержание восприятия и поставленной перед чел-ком задачей, и мотивами его деятельности,его интересами и направленностью.Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

26 ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

Иллюзия – искажённое восприятие реально существующей действительности Иллюзии

обнаруживаются в деятельности различных анализаторов В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт,

особенности анализаторов, изменение привычных условий Иллюзии могут быть следующих групп: иллюзии связанные с особенностями строения глаза; соотношение части и целого; переоценка вертикальных линий; преувеличение острых углов; меняющийся рельеф и перспектива Например в зрительной системе ч-ка преобладает вертикальная ориентация Вертикальная линия это база к которой привязывается взаиморасположение частей объекта Вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия линий одной длинны ,расположенных по разному: нам кажется что вертикальные линии длиннее чем горизонтальные

 

Восприятие веичины, фрмы и объемности предметов.

Восприятие-это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.Восприятие величины,формы и объемности предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных,мышечных и осязательных ощущений.Восприятия велечины предметов являются размеры объективно существующих предметов,изображения которых появляется на сетчатке глаза.Особенность строения челов.глаза такова,что изображения предмета,находящегося на далеком расстоянии,будет меньше изображения равного ему предмета,расположенного близко от нас.Восприятие формы-сложный процесс зрительного восприятия,при котором большое значение имеют движения глаз.При восприятии плосой формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предметов,его контура.При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение(так форма куба вблизи кажется более вытянутой,а в дали-уплащенной).При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном.В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета-цветовые и пространственные характеристики объектов оцениваются относительно фона.При совпадении контуров обоих предметов могут возникнуть так называемые двойственные фигуры.В то же время четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта.Известно,что с различения контура объекта и начинается процесс восприятия,лишь после этого различаются его форма и структура.Восприятия формы предмета таже происходит путем его осязания,в котором принимает участие кожный и двигательный анализаторы.В основне восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение(видение с помощью двух глаз).При этом видении получаются два изображения на сетчатке левого и правого глаза.Эти изобразения не совсем одинаковы:изображ.предмета на сетчатке левого глаза отображает его больше с левой стороны,а на сетчатке правого больше с правой стороны.Одновременное видение предмета двумя глазами создает впечетление объемности предмета

 

29 Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств. Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

33 Восприятие человека человекомКак объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.При восприятии нового человека, собеседник выделяет для себя особенности его внешности, которые помогают лучше его узнать. Выделяются: осанка, походка.Мимика, жесты, голос, речь ,манеры, привычки. Также его характер: злой, добрый и.т.д Глаза, губы явл. Выразительными, подвижными элементами лица. Они могут сказать о характере, отношении к окружающим людям и.т.д. А.Л. Ярбус ,его изучение движение глаз человека, показало что,-движения глаз фактически отражают процесс мышления. Собеседник уделяет внимание рассматриванию: глазам, губам, носу, а в профиль-уши. Сложившийся образ, влияет и на общение в целом.

30.Восприятие глубины достигается с помощью бинокулярного зрения(видение двумя глазами.) Восприятие удаленности предмета зависит от величины его изображения на сетчатке глаза, от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика.При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. Близких предметов-выпуклость возрастает. Это изменение кривизны хрусталика называется аккомодацией.Большую роль в восприятии удаления предметов играет конвергенция и дивергенция( вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц).

Конвергенция-сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу,переход с далекого предмета на близкий.Дивергенция-наоборот,переход с близкого предмета на далекий.Они являются важным источнкиом информации для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозгa.

31Восприятия времини.в.в , не смотря на важность данной проблемы ,изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления ,известные под названием »биологических часов» . к ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорках образований. Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, т время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, от время тянется медленно. Оценка длительности времени и от эмоциональных переживаний. Поскольку время –направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единицы измерений ( секунды,минуты,час,месяц,столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. Таким образом, в восприятии времени ч-ком необходимо выделить 2-ва аспекта: субъективный и объективный-условный. Субьективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь зависит от заполнения данного временного периода событиями а также эмоциональной окрашенности. Обьективно-условный связан с объективным течениям событий и чередой условно-договарных точек отсчета или интервалов времени. Если 1-ы аспект отражает наше ощущение времени то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

 

32Восприятие движения это отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают: Характер движения (сгибание, разгибание.) Форму движения (прямолинейное, криволинейное.) Амплитуду движения (полная, неполная) Направление движения (налево, вверх) Продолжительность движения (краткое, длительное) Скорость движения (быстрое или медленное) Ускорение движения (равномерное, замедляющееся,)Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового. Установлено что точность восприятия человеком движения предметов зависит от нескольких условий: Чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления; Восприятие объекта движения при движении его перпендикулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении вдоль лучей зрения; « Восприятие движения при центральном зрении точнее, чем при видении периферическим зрением; Восприятие направления и скорости движения послеживающим взором точнее, чем неподвижным; Восприятие точнее если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов; « Точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и оценках времени

.