Особенности стиля саморегуляции поведения

Основные положения концепции индивидуальной саморегуляции по Моросановой В.И., определяют осознанную саморегуляцию произвольной активности человека как целостную систему психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

Моросанова В.И. определяет индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями саморегуляции как особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности [11].

Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.Согласно модели саморегуляции, разработанной и экспериментально проверенной в работах сотрудников лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО, осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегугуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей. Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуется одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся:

-планирование целей

— моделирование значимых для достижения цели достижения условий

— программирование действий

— оценивание

— коррекция результатов [11].

Эти процессы взаимосвязаны между собой и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно.

К особенностям саморегуляции можно соотнести: адекватность, осознанность, гибкость, надежность и устойчивость. Конечно, личностно-регуляторные свойства не ограничиваются только оперативными свойствами. Так, к ним можно отнести и такие личностные свойства как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность.

Индивидуальной, интегральной характеристикой индивидуальной саморегуляции отражающей актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью является общий уровень, или степень осознанной саморегуляции. Многочисленные исследования показали, что успешность различных видов практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект процесса регуляции существенно ограничивает эффективность выполнения самых разных видов деятельности.

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры. Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. Все, ... к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.). 4.Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к ...

Следовательно, возможно использовать подход для выделения и изучения общих для разных видов деятельности функциональных компонентов регуляции, независимо от состава реализующих их психических процессов и от внешней исполнительской структуры деятельности.

При этом, саморегуляция рассматривается как единый процесс, способствующий выработке гармоничного поведения, тем самым, развивая способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.

Равная развитость всех компонентов саморегуляции принято диагностировать как гармоничный регуляторный профиль, выраженные различия в уровне сформированности компонентов говорит об акцентуированном профиле. Гармоничный профиль регуляции может быть сформирован на различном общем уровне регуляции: высоком, среднем или низком, акцентуированный профиль регуляции характеризуется не только общим уровнем саморегуляции и взаимосвязанностью звеньев саморегуляции, но и спецификой их регуляторного профиля, степенью развитости отдельных регуляторных звеньев и характером их взаимосвязей (наличием компенсаторных отношений).

С учетом выше изложенного была создана многошкальная опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ), которая создана в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции (заведующая — В.И.Моросанова) и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции.

Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики — это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности.

Ключевым моментом данной методики является диагностирование стилевых особенностей саморегуляции, устойчиво проявляющихся в различных жизненных ситуациях. Основу опросника составляет семь шкал: «Планирование», «Моделирование», «Программирование», «Оценивание результатов», «Самостоятельность», «Гибкость», «Общий уровень саморегуляции».

Шкала «Планирование» характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности. Шкала «Моделирование» позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Шкала «Программирование» диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Шкала «Оценивание результатов» характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Шкала «Гибкость» диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Шкала «Самостоятельность» характеризует развитость регуляторной автономности. Шкала «Общий уровень саморегуляции» оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [11].

16 стр., 7605 слов

Профессиональное выгорание у педагогов с разным типом саморегуляции деятельности

... определить, различается ли уровень профессионального выгорания у педагогов с различными типами саморегуляции деятельности. Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование ... -Славская, А.В. Брушлинский. Теория саморегуляции функциональных состояний человека наиболее эффективно разрабатывается Л.Г. Дикой, проблемы осознанной саморегуляции деятельности отражены в работах О.А. ...

Данная методика позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы.

Были определены семь типичных профилей. Характеристика каждого профиля описывает высокоразвитые регуляторные процессы по сравнению с недостаточно развитыми.

Как показали современные исследования, степень сформированности индивидуальной саморегуляции является значимым предиктором продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности. Таким образом, знание индивидуальных особенностей саморегуляции дает ценную информацию для решения задач учебной деятельности в высших учебных заведениях, а так же профессиональной деятельности, в том числе, управленческой, политической, спортивной.

Принцип активности — один из основополагающих в российской психологии — означает, что человек избирательно и в разной степени реагирует на окружающий его мир, а также способен создавать, сохранять или изменять среду своего существования. В процессе жизнедеятельности он непрерывно сталкивается с ситуацией выбора целей поведения и деятельности, а также способов их достижения. Но если есть ситуация выбора, то снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции — средствами саморегуляции (СР) в том смысле, что человек сам выдвигает цели, исследует условия и выбирает способы их достижения, контролирует и корректирует результаты. Именно в этом смысле он является открытой самоорганизующейся системойосуществование и развитие которой обеспечивается целостной системой процессов СР, имеющей свои проекции на самых различных уровнях его индивидуальности. спечивается целостной системой процессов СР, имеющей свои проекции на самых различных уровнях его индивидуальности. самоорганизующейся системой, существование и развитие которой обеспечивается целостной системой процессов СР, имеющей свои проекции на самых различных уровнях его индивидуальности. В самом общем плане предмет психологии СР — это интегративные психические процессы, обеспечивающие самоорганизацию

психической активности человека как субъекта действий, поведения, жизнедеятельности, а также целостность его индивидуальности. К проблематике этого направления относятся исследования регуляции функциональных состояний, общих закономерностей и индивидуальных особенностей СР поведения и деятельности, исследования по психологии принятия решений, когнитивной, личностной, эмоционально-волевой регуляции, проблемы индивидуальных стилей регуляции и реализации различных видов произвольной активности, природы СР и возрастных аспектов ее становления. Одна из главных перспектив современной психологии СР — создание интегративного подхода к изучению человека на основе представлений о его психике как самоорганизующейся подсистеме в целостной системе взаимодействия человека с миром. Проблема психической СР в настоящее время привлекает внимание все большего числа исследователей и практиков. Трудно найти психологическую конференцию, на которой не были бы представлены доклады, посвященные проблемам самопроцессов. Так, в программе Всемирного психологического конгресса, проходившего в Берлине в 2008 г., таких докладов было заявлено более пятидесяти. Проблема осознанной СР занимает одно из центральных мест в контексте анализа развития и существования человека. Механизмом осуществления продуктивных отношений субъекта с предметной и социальной действительностью является целенаправленная регуляция собственной активности. Применительно к человеку, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, можно говорить об осознанной СР.

10 стр., 4971 слов

Особенности высшей нервной деятельности человека

... механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. И.П.Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним ... признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его ...

О понятиях осознанной саморегуляции, субъекта и личности.

Столь актуальная в настоящее время проблема психической СР стала предметом исследования в Психологическом институте РАО еще в 1960-х гг. Лаборатория психологии саморегуляции была основана в 1970 г. акад. РАО О.А. Конопкиным, который, развивая идеи Анохина, Бернштейна, Ошанина и Небылицына, заложил основы психологии СР как области знания в нашей стране. В первых исследованиях лабора-

тории сенсомоторное реагирование рассматривалось как деятельность,

в которой есть психологическая СР. Ее структура и функции и были

основным объектом изучения.

О.А. Конопкин (1980) предложил концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моменты строения осознанной СР деятельности, выделив в ее процессе следующие основные функциональные звенья: цель деятельности (в том виде, в каком она понята и принята субъектом); субъективная модель значимых для достижения цели условий деятельности; программа деятельности; система критериев успешности достижения цели; звено оценки (обратной) информации о результатах деятельности; звено коррекций.

Концептуальные представления о модели СР были разработаны и экспериментально проверены первоначально на сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно применялись и к анализу регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений. Были выявлены основные общие закономерности СР и доказано, что успешность каждого из исследованных видов деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы СР, а любой структурно-функциональный дефект процесса СР существенно ограничивает эффективность деятельности. Другими словами, как бы ни был когнитивно одарен и компетентен человек, для высокой эффективности деятельности необходимо наличие у него развитой и совершенной системы регуляции достижения внешних (практических) и внутренних (направленных на себя, на решение своих проблем саморазвития) целей. Существование зависимости продуктивных аспектов деятельности от совершенства и развития системы осознанной СР нашло подтверждение почти во всех наших исследованиях вне зависимости от того, на материале каких видов деятельности или активности они проводились. Начиная с 1990-х гг. проблема осознанной СР была поставлена и раскрыта в отношении произвольной активности человека. Разработанная ранее модель СР деятельности была уточнена и успешно применена к анализу произвольной активности человека, были развиты представления об общей способности СР, выделены операциональные и содержательные аспекты осознанной СР и раскрыта их специфика и взаимосвязь (Конопкин, 1995; Моросанова, 1995).

2 стр., 913 слов

Билет 2.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект

... и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанностиА.Н.Леонтьев: основа личности - это соподчиненная система (иерархия) мотивов, побуждающих человека к различным видам деятельности. У. Джемс: личность ... психического отражения, может проявлять свои предпочтения в осознанном или интуитивном выборе. Субъект считает своими собственными тело, мысли, переживания, поступки, ...

 

В настоящее время произвольная осознанная СР понимается нами как системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением. При этом термин «осознанность» не предполагает постоянной актуальной представленности в сознании субъекта всех моментов его активности. Смысл в том, что психическая СР принципиально осознаваема человеком по мере необходимости, например в случае возникновения трудностей или осознанного построения новых планов и программ поведения. И этим высший уровень СР, связанный со спецификой психики человека, отличается от СР у животных.

Нами был выделен, описан и системно исследован феномен индивидуальных особенностей СР, который проявляется в том, что люди отличаются уровнем развития осознанной СР, по-разному планируют цели своей деятельности, моделируют значимые условия их достижения, применяют отличающиеся способы и алгоритмы действий, имеют различные критерии успешности для оценки результатов (Моросанова, 1998).

Уже на первых этапах исследований мы увидели, что стиль СР соотносится с индивидуальностью человека. Рассмотрение этой проблемы потребовало не только развернутых эмпирических исследований, но и большой теоретической работы. Она была направлена в первую очередь на изучение представлений о том, как соотносятся понятия индивидуальности, личности и субъекта. Эти исследования были выполнены нами в то время, когда понятие субъекта стало завоевывать позиции в методологии и теории российской психологии. Мы искали ответ на вопрос, какова та психологическая реальность, для обозначения которой

психологам необходимо изначально философское понятие субъекта. Каковы критерии выделения в многоуровневых и очень разнообразных проявлениях индивидуальности человека не только личностных, но и субъектных аспектов? С нашей точки зрения, наиболее широким является понятие ин-

дивидуальности, которая является и субъектом, и личностью на всех стадиях индивидуального развития (Моросанова, 2002).

Рассматривая индивидуальность как субъекта разных видов активности, мы исследуем психическую СР, являющуюся функциональным средством субъекта и психологическим механизмом, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные ресурсы для реализации собственной активности, для выдвижения и достижения ее целей. Понятие субъекта подчеркивает активное созидательное начало в человеке, способность к постановке и достижению субъектнопринятых целей. Существуют различные формы или уровни проявления субъектности. Операциональный уровень может быть описан регуляторным профилем развития процессов СР: планирования целей, моделирования условий, программирования, корректирования активности и ее результатов. Другим уровнем являются субъектные (или регуляторноличностные) черты: ответственность, настойчивость, гибкость, надежность и др. Их выраженность у человека зависит от степени развития осознанной СР и своеобразия способов достижения целей («как действует человек»).

10 стр., 4699 слов

предмет, объект, история становления и основные проблемы психологии ...

... Специфическое расстройство счета. 74 1. предмет, объект, история становления и основные проблемы психологии аномального поведения. Психология аномального детского развития - наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение ...

В отличие от субъектных собственно личностные структуры определяют не то, как действует человек, а то, какие по содержанию цели он выдвигает, ради чего он действует и как относится к окружающему миру. Именно субъектные черты определяют способность человека преодолевать субъективные и объективные трудности достижения жизненных целей и наряду с индивидуальным регуляторным профилем являются основой для формирования индивидуальных стилей СР в конкретных видах деятельности.

Итак, понятия «субъект» и «личность» обозначают, с нашей точки зрения, различные аспекты индивидуальности человека, которые, взаимодействуя, формируют его внутренний мир и проявления в поведении.

Субъектность проявляется в первую очередь в самодетерминации, в развитии осознанной СР активности. А личность определяет индивидуальные особенности СР в их взаимосвязи с темпераментом и характером,различными структурами самосознания и бессознательного.

И личностные диспозиции человека

В течение 15 лет на разном экспериментальном материале мы после- довательно доказываем, что личностные структуры различного уровня влияют на то, какие цели и как ставит перед собой человек, а также модулируют специфическим образом индивидуальный профиль СР. По существу речь идет о выделении новой области психологии индивидуальных различий в СР произвольной активности человека. Традиционно устойчивые различия в поведении описываются психологами через понятия черт и типов темперамента, интеллекта, личности. Природа этих различий рассматривается, как правило, сквозь призму наследственных и средовых факторов и связывается с конституцией, физиологией и психофизиологией человека.

Исследования индивидуальных различий в осознанной СР позволяют поновому взглянуть на многие проблемы психологии индивидуальных различий. В первую очередь — это влияние субъектной активности на проявления характера и темперамента человека. Разработанная нами методология исследования позволяет теоретически и эмпирически обо- сновать следующее положение. Характер и темперамент, безусловно, задают некоторые детерминированные организмом индивидуальные особенности как поведения, так и его регуляции. В то же время собственная субъектная активность, механизмом которой является осознанная СР, влияет на проявления темперамента и характера, может раздвинуть норму реакции, позволяет существенным образом изменять продуктивные аспекты активности человека. Среди исследуемых личностных конструктов центральное место в нашем проекте занимали основные личностные диспозиции — экстраверсия и нейротизм (по Г.Ю. Айзенку), представление о которых мы стремились расширить с точки зрения типичных структур индивидуальных особенностей СР. При обследовании 856 студентов 17—21 года с применением методик EPQ Айзенка и ССПМ нами было выявлено семь различных по структуре типичных профилей СР в типологических группах экстравертов, интровертов, эмоционально стабильных и нестабильных. По существу, в типичных профилях СР отражены основные,

6 стр., 2514 слов

Тревожность и особенности саморегуляции у подростков с девиантным поведением

... саморегуляции зависит эффективность произвольной активности и развитие личности в целом. В структуру саморегуляции входят все основные компоненты личности: ценностно-смысловая сфера, рефлексия, произвольность и др. Поведение человека ... В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Во введении их не пишем. Тест на ...

наиболее характерные для экстраверсии и нейротизма тенденции в самоорганизации произвольной активности, что позволяет говорить о существовании общей инвариантной регуляторной основы данных темпераментальных измерений личности. Эти данные нами подробно описаны (Моросанова, Коноз, 2000; Morossanova, 2003).

В этом же исследовании нами были показаны и основные тенденции в изменениях типичных профилей при различной степени сформированности осознанной СР. Оказалось, что при высоком развитии уровня осознанной СР у испытуемых может происходить формирование профилей с высокой развитостью и взаимосвязанностью основных звеньев, т.е. гармоничного стиля СР, позволяющего компенсировать влияние личностных особенностей и черт, препятствующих успешному достижению целей. В типичных профилях среди слабых звеньев в системе СР выделяются такие, которые в меньшей степени корректируются за счет более высокого уровня осознанной СР и являются наиболее устойчивыми стилевыми особенностями СР, представляя тем самым ограничения для формирования эффективной СР. Для экстравертов и стабильных таким звеном является планирование, для интровертов — моделирование значимых условий, а для эмоционально лабильных — оценка результатов.. В то же время нельзя закрывать глаза на тот факт, что развитие осознанной СР создает лишь потенциальные возможности более эффективного контроля агрессивности. Но если цели и намерения преступны, то высокая СР является мощным инструментом планирования и организации преступления. Проявление просоциальной агрессии необходимо предполагает осознанный контроль агрессивных побуждений. И, по-видимому, для людей с развитой СР в сочетании с высокой личностной агрессивностью более характерно просоциальное агрессивное поведение, которое они реализуют в профессиях, где агрессивность является профессионально важным качеством. В другом нашем исследовании (Моросанова, Аронова, 2007) изучалась регулирующая роль личностной направленности и самосознания. Для диагностики профилей СР и компонентов самосознания применялись следующие методики: методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; методика Т.В. Корниловой «Список личностных предпочтений»; САМОАЛ — тест для оценки уровня самоактуализации личности (Н.Ф. Калина); компьютерная версия методики исследования жизненных планов «LifeLine» (Кроник, Пажитнов, 1992); тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); опросник ССПМ (В.И. Моросанова).

Существуют элементы самосознания, способствующие и препятствующие развитию осознанной СР. Такие содержания самосознания, как стойкость в достижении цели, ориентация на настоящее, позитивное самоотношение и стремление к самоактуализации, способствуют развитию процесса СР в целом, а чувство вины препятствует этому развитию. Наши исследования показали, что развитие осознанной СР «ведет за собой» развитие самосознания. Высокому уровню осознанной СР сопутствует развитие позитивных характеристик самосознания (высокое самоуважение, уверенность в своей жизненной перспективе, высокая потребность в познании, настойчивость в достижении цели, стремление к лидерству и самоактуализации), а также общей интегрированности самосознания.

25 стр., 12024 слов

Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, ...

... поведения; пенитенци­арная экспертиза; психоло­гические проблемы социаль­ной реадаптации отбывших уголовное наказание.1 Краткий очерк исторического развития юридической психологии Развитие зарубежной юридической психологии Развитие юридической психологии исторически первоначально осу­ществлялось как развитие ... естественными (психологиче­скими) законами поведения людей. Глубоко психологичными были уже ...

Представления о личностных и регуляторных индивидуально-

типических особенностях старшеклассников открывают путь к построению развивающих программ, включающих целенаправленное развитие навыков СР, а также осознание и изменение образа себя и желаемого будущего (Моросанова, Плахотникова, 2003).

Заключение.Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных особенностей саморегуляции, отметим следующее. Активность субъекта по выдвижению и достижению цели опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая по существу является средством, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры для выдвижения и достижения целей. С нашей точки зрения, следует разводить индивидуальные особенности саморегуляции, детерминированные преимущественно конституциональными особенностями человека, и собственно субъектно-личностную саморегуляцию,связанную со степенью субъектной активности и со способностью к самоизменению и до известной степени преодолению ограничений природной организации. В этом случае на первый план в качестве детерминант выступают не столько динамические, темпераментальные, сколько содержательные аспекты личности субъекта — направленность и самосознание, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать развитие и особенности индивидуальной саморегуляции. По существу, развитие индивидуальности как субъекта — это развитие целостной системы саморегуляции, а точнее, ее проекций на все более высокие уровни индивидуальности человека с использованием все более широкого спектра психологических ресурсов индивидуальности.

 

 

Список литературы:

1. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 5-12.

2. Краткий психологический словарь. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

4. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. — 2002, № 6.

5. Моросанова В.И. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

6. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.

7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения // Журнал практической психологии и самоанализа, изд–во:«Когито-Центр»— 2004, №2.

8. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134-140

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

9. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000.

10. Субьект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В.И. Моросановой – М. – Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, Сев КавГТУ, 2007.

15.Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984, т.5, №3. С. 152—162.

16.Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности

// Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические

методы исследования супружеских отношений. — М., 1987. С. 91—114.

17.Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная

структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, т. 14, №1. С. 150—155.

18.Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981. С. 181—198.

19.Пантилеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения

// Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические

методики. М., 1989. — С. 166—172.

20.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

21.Моросанова В.И. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007

22.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.,

1980.

23.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека(структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 5—12.

24.Кроник А.А., Пажитнов А.Л. Психологическая программа LifeLine 2.0: биографические тесты и медитации. Руководство. М., 1992. С. 27.

Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека /

Под ред. В.И. Моросановой. М., 2006.

25.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4. С. 26—36.

26.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.

27.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 5—17.

28.Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.

29.Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.,2007.

30.Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Индивидуальные особенности саморегуляции агрессивного поведения // Вопр. психологии. 2009. № 3. С. 44—55.

31.Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека //Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 118—127.

32.Моросанова В.И., Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции.М., 2003.

33.Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 134—140.

34.Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В.И. Моросановой.М.; Ставрополь, 2007.

35.Morossanova V.I. Extraversion and neiroticism: The typical profiles of Self-regula -tion // Europ. Psychologist. 2003. Vol. 4. P. 279—288.

36.Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн- ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред.А.В. Брушлинского, 37.М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 11-26.

38. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. 39. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

40.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.– М,1980.

41. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.

42. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. №5. С. 18.

43. Круглова Н.В. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психол. журн. 1994. №1.

44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

45. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

46. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психол. 1991. №1. С. 121.

47. Осницкий А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ (методическое пособие для практических психологов).

Иваново, 1991.

48. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.

49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

50. Сипачев Н.О. Особенности развития анализа условий программирования и коррекций в процессах произвольной саморегуляции у младших школьников // Особенности произвольной регуляции деятельности в школьном возрасте. Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика». 13693 от 27.09.93.

51. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. докт. дис. М., 1994.

52. Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве: Докт. дис. М., 1992.

53. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.

54. Сосновский Б.А. (ред.) Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994.

55. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.

56. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.