Методы социальной работы

Содержание

Введение

1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.

2. Основная характеристика социальных методов

2.1. Классификация социальных методов

2.2 Метод общинной работы и теоретические подходы к проблемам работы в «общине».

3. Методологические проблемы теории социальной работы в России

Заключение

Список литературы

Введение

Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности на содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности, предусмотренного Декларацией прав человека, оптимизации механизмов социального функционирования индивидов или социальной группы.

Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несёт профессиональную ответственность и перед клиентами и перед обществом в целом. Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными система. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, компонентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели. Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пенсионеры, тяжёлобольные, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, беду, дети, подростки — оказавшиеся в дурной компании и др. Все функции по оказанию помощи — нуждающимся, выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, благотворительные организации, общественные организации. Но главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественном уровне.

Применительно к социальной работе методология — это система принципов и способов организации социальной работы на индивидуально-личностном, групповом: и общинном уровнях, основы научного построения практики социальной помощи нуждающимся.

8 стр., 3844 слов

Социальная работа в современных условиях

... социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. Названная форма социальной работы ... проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с «лежачими» больными; создание специальных аптек или ...

1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.

Эффективность социальной работы, проводимой с различными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике познанных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы.

Метод — от греческого «methodos" — путь исследования, способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая как:

1) способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;

2) как определённое конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

2. Основная характеристика социальных методов

2.1. Классификация социальных методов

Классификация методов — важный компонент научной организации социальной работы.

По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира:

— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении вычленении) глубинной сущности процесса.

13 стр., 6019 слов

Логические методы познания в экскурсиях

... будут рассматриваться логические методы познания в экскурсиях. Целью курсовой работы является: Выявление логических методов познания в экскурсиях. Задачи: рассмотреть экскурсионные методы познания, индуктивный и дедуктивный методы познания. Выявить логику ...

— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

— метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений.

— генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;

— конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

— системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.) и др.

3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов.

4 стр., 1954 слов

К методам работы со стрессом и регуляции состояний

... КСП, 1999. – 569с. Джендлин Ю. Фокусирование. Новый терапевтический метод работы с переживаниями. - М.: Класс, 2000.-438с. Минделл А. ... впоследствии нанести вред организму. В саморегуляционной работе хорошо себя зарекомендовали самогипнотические методы [3,4,5]. Трансовые состояния ... развертывающего процесса трансформаций. Все эти методы могут быть использованы как в работе терапевта с клиентом, так и ...

Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также — специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты системы социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации её потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой стороны, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

В процессе разработки и использования социальных технологий особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам её измерения, а также возможностям государства в экономической защите населения от негативных последствий рыночных отношений: расслоение общества, безработицы, инфляции и др. К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие:

1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимальное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

2 стр., 913 слов

«Социально-психологическое воздействие на личность в юридической психологии».

... методов и приемов социально-психологического воздействия и их характеристика 14 Заключение 17 Литература 18 Введение На современном этапе развития нашего общества от человека все ... . Агеев. – М. : Социосфера, 2000. – 396 с. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : учебник / Г.М. Андреева. – М. : Академия, 2003. – 412 ...

2. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, государство применяет такой метод как индексация доходов. Индексация доходов — это заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти или при заключении трудового договора механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни. Это означает, что минимальная з/пл., пенсии, стипендии и другие виды фиксированных доходов должны увеличиваться по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.

3. В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод как компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

— катастрофами природного или антропогенного характера;

— затратами на рождения детей;

— уход за инвалидами.

4. Одним из методов социально-экономической поддержки населении стали: субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Компенсация (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам в пределах соц. нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учётом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи.

5. Метод позитивного анализа (исследуют взаимосвязи экономического явления).

6. Метод нормативного анализа (связан с научно-обоснованными социально-экономическими стандартами).

7. Методы социально-экономической поддержки во многих случаях, предстают в виде освобождения определённых категорий от различных видов налогообложения.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с экономическими законами, присущими влиянием в экономике действия закона прибавочной стоимости. Реализация этого закона идёт через специфические экономические принципы.

5 стр., 2413 слов

IV. Правила и методы деятельности группы

... людей; - понимании причин, инициирующих моментов и побуждений, вызвавших такой стиль поведения и высказывания; - исключении ненужных интерпретаций и всевозможных спекуляций; - получении информации относительно воздействия ... . Всё это неважно. [3]   IV. Правила и методы деятельности группы   Правила и методы работы предназначены для того, чтобы придать определенную структуру ...

Одной из важнейших в технологии защиты населения стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия условий переходного периода.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере с теми, у кого возникли проблемы. Методы психолого-педагогической коррекции и воспитания в своём многообразии могут охватывать всю жизни человека.

20 стр., 9893 слов

Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков

... , воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности ... по делам молодежи, в широком внедрении и использовании методов психологического воздействия в работе с молодежью. Эта работа, отвечающая реальным потребностям и запросам молодежи, крайне ...

Психолого-педагогические методы — научно обоснованные способы психологически и педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.

Можно выделить три основные группы методов:

1. Формирование сознания личности;

2. Стимулирования деятельности и поведения индивида;

3. Организация познавательной, практической деятельности и поведения.

Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении.

Группа методов формирования сознания личности включают в себя следующие подгруппы:

1. Методы воспитания;

2. Методы убеждения;

3. Методы воздействия.

Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Главное направление этих методов — это речевое воздействие.

Целью речевого воздействия является:

1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека; 2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека; 3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в успехе и т. п.).

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект.

Внушение основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что…») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Оно основано на логических приёмах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние).

Всякое доказательство состоит из трёх частей:

Тезис — это мысль, истинность которой требуется доказать, он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определён и обоснован фактами.

Довод- это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация — логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения, такие как информации, дискуссия и взаимное просвещение. Назначение активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной службы мог осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через выработку собственных взглядов.

Информация исходный метод убеждения — применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное содержание просвещения в той или иной области.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, преодолению ошибочных взглядов.

Наиболее типичной формой дискуссионного метода является диспут — коллективное обсуждение заранее предложенной проблемы.

Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения, который обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности.

Подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Методы воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие: 1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение.

Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность.

Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности,) Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.

Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения к положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания. Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования, представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию самоторможения, внутреннего самоконтроля, способности нравственного переживания общественного осуждения. Реакция на наказание проявляет особенности поведения человека в критических ситуациях, что сможет помочь в выборе средств взаимодействия с ним.

Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной работы. Перспектива может быть близкой, средней и далекой. Близкая перспектива составляет ту завтрашнюю радость, без которой не может быть оптимистического настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые в силу обстоятельств оказались в изоляции (инвалиды, престарелые и др.).

Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности.

Отдельную группу составляют методы организации деятельности и поведения индивидов. К ним можно отнести поручения, задания, упражнения, приучения, создание специальных воспитывающих ситуаций.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение человека в систематическую, специально организованную деятельность, которая способствует выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной деятельности. Упражнения организуются, как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или, как системы отрепетированного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное нравственное сознание, действия и поступки.

Выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе — пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

— установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

— изучение и анализ проблемной ситуации;

— определение целей и задач совместной работы;

— видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

— оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи.

2.2 Метод общинной работы и теоретические подходы к проблемам работы в «общине».

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е.

Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.

Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.

3. Методологические проблемы теории социальной работы в России

Применительно к социальной работе методология — это система принципов и способов организации социальной работы на индивидуально-личностном, групповом: и общинном уровнях, основы научного построения практики социальной помощи нуждающимся.

Принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами для любой науки, а тем более они для теории социальной работы, которая в качестве научной теории, проходит стадию своего становления.

В комплексе наиболее значимых методологических проблем социальной работы можно выделить две основополагающие проблемы: первая заключается, в том, каким образом организовать социальную работу, чтобы она была максимально результативной; вторая связана с определением критериев эффективности социальной работы. Эти две проблемы фокусируются в методологическом принципе социальной работы: единстве теоретических знаний и практических навыков. Этот принцип имеет общеметодологическое значение для социальной работы, поскольку обуславливает необходимость органической взаимосвязи: теоретических и практических методов социальной работы.

Наряду с принципом единства теоретических знаний и практических навыков к числу общеметодологических следует отнести также следующие принципы социальной работы:

— Гуманизма, основывающийся на признании человека высшей ценностью и предполагающий осуществление всех его прав: Справедливости, обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной работы; Компетентности; Альтруизма, Личностного и индивидуального подхода Комплексности; Оптимальности, руководствуясь которым социальный работник должен находить наиболее адекватное для своего клиента решение его проблемы; Универсальности, предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней; Посредничества, взаимосвязь и преемственность социальной работы и социальной политики государства; Последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности; Аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности; Ответственности перед клиентом, предполагающий приоритетность для социального работника интересов и благополучия клиентов как при принятии решений, так и при их реализации, что станет залогом доверительных отношений между ними.

Заключение

Принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами для. любой науки, а тем более они для теории социальной работы, которая в качестве научной теории, проходит стадию своего становления.

В комплексе наиболее значимых методологических проблем социальной работы можно выделить две основополагающие проблемы: первая заключается, в том, каким образом организовать социальную работу, чтобы она была максимально результативной; вторая связана с определением критериев эффективности социальной работы. Эти две проблемы фокусируются в методологическом принципе социальной работы: единстве теоретических знаний и практических навыков. Этот принцип имеет общеметодологическое значение для социальной работы, поскольку обуславливает необходимость органической взаимосвязи: теоретических и практических методов социальной работы.

Методы социальной работы — Стр 2

Наряду с принципом единства теоретических знаний и практических навыков к числу общеметодологических следует отнести также следующие принципы социальной работы:

— гуманизма, основывающийся на признании человека высшей ценностью и предполагающий осуществление всех его прав,

— справедливости, обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной работы;

— компетентности;

— личностного и индивидуального подхода

— универсальности, предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней;

— последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности;

— аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности; Ответственности перед клиентом, предполагающий приоритетность для социального работника интересов и благополучия клиентов как при принятии решений, так и при их реализации, что станет залогом доверительных отношений между ними.

Литература

1. Гуслякова, Г. Г. Основы теории социальной работы. — М. Норма, 1997.

2. Лекции по технологии социальной работы. /Под. ред. Е.И. Холостоватовой, — М., 1995.

3. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: — М.: Наука, 1995.

4. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА, 1999.

5. Попов, В.Г. Социальная политика и социальная работа. Учеб.- метод. пособие. / Попов В.Г. Холостова Е.И. — М., 1998.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector