1. Методологические основы социально-культурной деятельности

Методологические основы социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность как самостоятельная область общественной практики. Социокультурная политика: сущность, уровни. Цели, средства, методы и формы культурно-просветительной деятельности. Методика конкретных социологических исследований.

Введение

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Появляется необходимость целостного подхода к исследованию, который требует от научных работников знания основных проблем социально-культурной деятельности, органически включающие в себя методологический, теоретический, методический и эмпирический уровни их осмысления.

Предполагаемая программа опирается на учет современных требований, предъявляемых к исследователям проблем социально-культурной деятельности.

1.1 Социально-культурная деятельность как самостоятельная область общественной практики

Понятие социально-культурной деятельности. Функции социально-культурной деятельности. Развивающий характер функций социально-культурной деятельности, их взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности.

Понятие принципов организации социально-культурной деятельности. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Отражение, развитие и обоснование принципов социально-культурной деятельности в практике государственных и негосударственных, общественных институтов.

3 стр., 1493 слов

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

... (необходимые знания, умения, навыки и опыт); - готовность к деятельности является совокупным результатом начальных стадий профессионализации (профориентации, профотбора, профессионального ... проблем, которые ставит перед ним жизнь [162, С. 319]; - ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности[91, C. 81]; - активизацию познавательной деятельности ...

Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала социально-культурной деятельности, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтез традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики.

Основные направления содержания социально-культурной деятельности.

Социокультурная политика: сущность, уровни, подходы к реализации.

1.2 История социально-культурной деятельности

Предмет, значение и задачи истории социально-культурной работы, ее периодизация, источники и литература.

Зарождение досуговых форм деятельности у древних славян. Влияние социального статуса на способы времяпровождения и выбор досуговых занятий в эпоху становления феодальных отношений в России (Х-ХVII вв.).

Формирование системы культурно-досуговых учреждений в ХVIII-ХIХ вв. Использование досуговой сферы в целях образования и просвещения. Деятельность передового дворянства и прогрессивной русской интеллигенции по реализации идеи всеобщей грамотности народа. Общественные движения в сфере культуры и их роль в организации досуговой деятельности беднейших слоев русского общества. Возникновение и развитие вечерне-воскресных школ, народных библиотек. Народные чтения. Появление первых народных домов, народных университетов, народных театров на рубеже XIX — начала XX века. Деятельность сословных клубов в России. Русские меценаты.

Влияние революций 1905 и февральской 1917 гг. на развитие культурно-творческой активности народа. Рабочие и политические клубы. Общественные культурно-просветительные организации в России.

Государственная политика в области внешкольного образования после октябрьских событий 1917 г. Роль клубов, библиотек, изб-читален, народных университетов и других культурно-просветительных учреждений в ликвидации неграмотности. Художественно-творческая деятельность народа в первые послеоктябрьские годы.

Основные теоретические положения культурно-просветительной работы в трудах А.А. Богданова, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.В. Плевнева, М.П. Ломского, Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др. и реализация их в практической деятельности учреждений культуры. Усиление партийно-государственного контроля над деятельностью культурно-просветительных учреждений в 20-е — 30-е годы. Репрессии против советской интеллигенции и их пагубное влияние на развитие просветительской деятельности в стране. Социально-культурные последствия процесса коллективизации. Разрушение традиций в культурно-досуговой сфере сельского населения.

Расширение сети культурно-просветительных учреждений в 30-е годы, основные направления их деятельности. Негативное воздействие культа личности и командно-бюрократического стиля руководства на духовную жизнь общества и преломление этого процесса в культурно-досуговой сфере.

6 стр., 2657 слов

Организация досуга молодежи в культурно-досуговых учреждениях

... технологии молодежного досуга. 3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи. 4. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового учреждений по организации молодежного досуга. Базой ... важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества ...

Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): современный анализ ее исторического опыта, соотношения в нем позитивных и негативных сторон. Работа по восстановлению культурно-просветительных учреждений в послевоенные годы.

«Оттепель» конца 50-х — начала 60-х годов и ее влияние на оживление демократических, самодеятельных элементов в досуговой сфере. Возникновение комплексов учреждений культуры в районных центрах. Расширение системы подготовки кадров. Реорганизация высшего и среднего специального культурно-просветительного образования.

Тенденции в развитии культурных потребностей людей и способах проведения досуга в 70-е — 80-е годы. Развитие новых технологий в области культуры и связанный с ними процесс «одомашнивания» досуга. Исследовательская деятельность в области культуры, ее направленность на решение практических задач организации досуга.

Противоречия эпохи «застоя». Нарастание кризиса в экономической, социальной, духовной сферах. Усиление централизации в руководстве деятельностью культурно-просветительных учреждений. Отражение этих процессов на содержании и методах их работы.

Изменения в организации досуга населения, связанные с перестроечными процессами середины 80-х годов. Децентрализация руководства в сфере культуры и досуга, расширение его демократических основ. Перевод культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования. Возникновение новых типов досуговых учреждений: центров досуга, молодежных центров, социально-культурных объединений. Развитие любительского движения. Новые подходы в деле взаимоотношения культурно-досуговых учреждений и института религии. Тенденция коммерциализации досуга.

Использование исторического опыта развития просветительства и организации досуга в России в практической деятельности работников культурно-досуговой сферы.

1.3 Теория социально-культурной деятельности

Методологические предпосылки формирования теории социально-культурной деятельности. Генезис теории социально-культурной деятельности.

Сущность и особенности теории социально-культурной деятельности как формы организации научного знания о социально-культурной деятельности. Основные источники формирования теории социально-культурной деятельности: изучение опыта, экспериментальная работа, использование достижений других наук. Характеристика рецептивных интертеоретических связей. Основные способы междисциплинарного обмена: прямая экстраполяция, умозаключение по аналогии, получение нового знания через сопоставление сходных теоретических структур.

Общий состав теории социально-культурной деятельности. Характеристика основных компонентов: научные факты, понятия, закономерности, принципы, типологии. Основные функции теории социально-культурной деятельности. Теория как система описания, объяснения и прогнозирования. Описательная и нормативная сферы теории.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой терминологии на ... многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, ...

Механизм построения теоретического знания. Анализ операций по развертыванию его содержания. Развитие теории как активная переработка эмпирической информации и оформление собственно теоретических выводов. Теоретические закономерности, формулируемые на основе опытных данных, и закономерности, выводимые путем мыслительных действий с идеализированным объектом. Соотношение в теории описательных и формализованных элементов.

Редукция как синтез частных теорий в рамках более общей теории, методика и техника введения результатов эмпирических исследований в общий состав теории. Взаимосвязи и взаимоотношения социально-культурной теории, методики и практики. Роль и место теории в преобразовании социокультурной сферы.

Теория социально-культурной деятельности как научная дисциплина и учебный предмет. Отбор и адаптация научных знаний при использовании их в учебном процессе.

Основные этапы исторического развития теории социально-культурной деятельности. Превращение научного познания из попутной в специализированную деятельность.

Объективная потребность общества в дальнейшей разработке теории социально-культурной деятельности.

Современные проблемы развития теории социально-культурной деятельности.

Возникновение и диалектика развития термина «культурно-досуговая деятельность», обоснование его родовых понятий «культура», «досуг», «деятельность». Взаимосвязь теории культурно-досуговой деятельности с историей общественно-просветительного движения в России, современными зарубежными социально-педагогическими и досуговедческими теориями.

Теория культурно-досуговой деятельности в системе общественных наук. Отражение в теории культурно-досуговой деятельности закономерностей философии, социологии, общей и социальной психологии, теории культуры, этики и эстетики, теории управления и экономики.

Развитие отраслевого понятийного аппарата. Взаимосвязь и взаимоотношение понятий «культура», «досуг», «просвещение», «творчество», «отдых», «развлечение», «методика культурно-досуговой деятельности».

Социальная природа культурно-досуговой деятельности. Основные направления культурно-досуговой деятельности: содержательный аспект. Личностные и групповые формы культурно-догуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность как единство процессов рекреации и развития личности. Культурно-досуговая деятельность как проявление различных видов самодеятельного творчества людей: художественного, научно-технического, прикладного, социального.

Общественные формы организации культурно-досуговой деятельности. Подсистема социальных институтов (движений, организаций, учреждений), задействованных в сфере культуры и досуга. Их роль в осуществлении непрерывного образования людей, организации их творчества и развлечений. Современные типы культурно-досуговых учреждений, их социальные функции: культурно-творческая, просветительная, информационно-развивающая, воспитательная. Принципы деятельности культурно-досуговых учреждений, их методологическая основа. Отражение в них важнейших закономерностей, характерных для нынешнего этапа развития общества.

12 стр., 5735 слов

Социально–культурная анимация в образовании детей

... Сегодня по мнению французских социологов, анимация входит в досуговую культуру Франции, как особый и самостоятельный элементом социально-культурной деятельности. Наша страна так же имеет определённый опыт ведения ... К. Ушинского, Л. Толстого, С. Гессена, В. Вахтерова, А. Макаренко, Опыт становления культурно-досуговой анимации в России конца ХХ века: Н. Ярошенко, М. Ариарский, Т. ...

Педагогические основы деятельности культурно-досуговых учреждений.

Педагогический процесс как система, общая характеристика ее компонентов: целей, задач, содержания.

Подсистема досуговых общностей (любительских объединений, клубов по интересам, неформальных групп и т.д.).

Их типология и в сфере культуры и досуга.

Подсистема индивидуально-семейных форм проектирования и реализации досуга (традиционных и нетрадиционных, сезонных и круглогодичных и т.д.).

Конституционная основа осуществления культурно-досуговой деятельности населением России.

Современная социокультурная ситуация и учет ее в организации культурно-досуговой деятельности. Включенность культурно-досуговой деятельности в многообразие общественных отношений, характерных для нынешнего этапа развития общества.

Культурно-досуговая сфера, ее структура и уровни. Соотношение институциональной и неформальной сфер современной культурно-досуговой деятельности. Среды общения в досуговой сфере как важный фактор социализации личности.

1.4 Социально-культурная деятельность как объект научного исследования

Научно-исследовательская paбoта по социально-культурной проблематике как сложная многоуровневая система, включающая в себя практические, теоретические и собственно методологические изыскания, сущность и статус методологии в структуре научных знаний. Общая культурологическая методология как учение о методах социокультурного изыскания, система социально-философских принципов, объясняющих пути и обосновывающих способы наращивания, построения и применения научного знания. Методология конкретного культурологического исследования — учение о методах сбора, обработки и обобщения эмпирической информации. Основные способы функционирования методологического знания. Методология, имплицитно содержащаяся в социокультурной теории, и методология, отрефлексированная на саму себя и являющаяся по отношению к теории метатеоретическим уровнем знания.

Общее понятие о проблемной ситуации. Проблемная ситуация как противоречие между знанием об определенных социокультурных потребностях и незнанием путей их реализации. Гносеологический и практический аспекты разрешения противоречий. Методика осмысления поставленной проблемы и ее теоретико-методологическая проработка. Взаимосвязь и единство процессов формирования социально-культурной проблемы, выбора объекта и определения предмета исследования.

Объект как определенная область социокультурной реальности, включенная в процесс научного познания. Методика выделения объекта на основе анализа проблемы исследования. Основные области и стороны социокультурной реальности, выделяемые в качестве конкретного объекта. Выборочная совокупность при определении объекта и обеспечение репрезентативности выборки. Понятие о реальных и идеализированных объектах в современных социокультурных изысканиях.

Предмет конкретного социокультурного исследования как существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения теоретической или практической проблемы. Обозначение в предмете границ, в пределах которых объект изучается в данном изыскании. Общее и особенное в предметах исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях. Основные условия правильного выбора предмета исследования. Возможности ограничения предмета в пространственном и временном отношении.

9 стр., 4258 слов

Основы социально-культурной деятельности

... на рынке социально-культурных услуг предприятия (учреждения, организации) данной сферы должны быть конкурентоспособны и предлагать продукт, востребованный потребителем. Социально-культурная деятельность при ... или органа управления культурой. Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и ...

Задачи прикладного социокультурного исследования как совокупность целевых установок, в которых формулируются основные требования к решению проблемы. Цели и задачи изыскания: общее и особенное. Основные и дополнительные задачи.

Сущность и особенности гипотезы прикладного социокультурного исследования. Гипотеза как методологическое звено между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Основные требования к гипотезе. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Описательные гипотезы, объяснительные гипотезы и гипотезы-прогнозы.

Методы как основные способы научного познания социокультурной действительности. Понятие об эмпирических и теоретических методах. Общая характеристика методов, обеспечивающих сбор первичной информации: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ документов, тестирование, метод независимых характеристик и др.

Система теоретических методов:

  • Метод сравнительно-исторического анализа.
  • Метод причинно-следственного анализа.
  • Метод моделирования.
  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Основные принципы социокультурного исследования. Характеристика принципов историзма, детерминизма, объективности, системности, построения изысканий на основе анализа противоречий исследуемого процесса.

Методика и техника разработки программ конкретных социокультурных исследований. Методологические и процедурные предпосылки научного поиска. Отражение в программе последовательности исследования. Методологическая часть программы. Процедурная часть программы и ее основные компоненты.

Организация и проведение исследований. Изучение литературы по проблеме. Уточнение основных понятий. Методологическая функция понятий в научном исследовании. Анализ существенных отношений, зафиксированных в понятиях. Сопоставление понятий с исследуемой социально-культурной действительностью. Эмпирическая интерпретация понятий через их операциональное определение. Теоретический анализ взаимодействия факторов, влияющих на объект исследования. Различение объективных и субъективных факторов. Учет диалектики взаимосвязи факторов. Определение типа выборки. Проверка пригодности типа выборки. Сбор первичной информации. Характеристика основных эмпирических процедур.

Методика анализа первичной информации. Основные особенности движения от эмпирических материалов к теоретическим обобщениям. Отсечение случайного и установление устойчивых тенденций в динамике объекта. Переход от менее к более сложным обобщениям. Операции описания, классификации, сопоставления. Характеристика применяемых в процессе анализа информации действий — определение, сравнение, обобщение. Эмпирическое и теоретическое в составе научных знаний.

Технологии прикладных исследований социально-культурной сферы.

2. Методика и организация социально-культурной деятельности

2.1 Цели, средства, методы и формы культурно-просветительной деятельности

Методика социально-культурной деятельности как механизм реализации теории в практическую деятельность учреждений культуры. Цели деятельности учреждения культуры как конкретизации функции социально-культурной деятельности. Цель как идеальная модель и проектируемый результат деятельности учреждения культуры. Осознание цели как важнейший фактор определения направления деятельности учреждения культуры. Основные требования к определению целей деятельности учреждений культуры.

8 стр., 3827 слов

Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...

... для специалистов социально-культурной деятельности. Материалы дипломной работы найдут применение в деятельности Центра культуры по формированию этнической толерантности, а также в других социально-культурных учреждениях. Структура дипломной ... "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека". Толетарность, или терпимость, стремление и способность к ...

Методика социально-культурной деятельности как процесс определения целей, средств, методов и форм социально-культурной деятельности.

Закономерности функционирования общей методики социально-культурной деятельности. Особенности частных методик социально-культурной деятельности. Особенности специальной методики социально-культурной деятельности. Основы взаимодействия общих, частных и специальных методик в деятельности учреждений культуры.

Средства интеллектуально-эмоционального воздействия в социально-культурной деятельности. Классификация и характеристика средств интеллектуально-эмоционального воздействия на личность.

Слово как ведущее средство в социально-культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно-просветительной деятельности. Закономерности использования художественных средств в социально-культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно-просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально-эмоциональной выразительности социально-культурной деятельности.

Метод как совокупность способов, приемов, средств социально-культурной деятельности с целью воздействия на личность или группу людей. Метод как проявление сущностных особенностей системы действий, ведущих к достижению целей.

Основные методы социально-культурной деятельности. Метод театрализации. Метод иллюстрирования. Метод игры.

Педагогические методы в социально-культурной деятельности.

Психологические методы социально-культурной деятельности.

Исследовательские методы в социально-культурной деятельности.

Понятие «форма» социально-культурной деятельности. Значение формы в методике социально-культурной деятельности. Сравнительная характеристика форм социально-культурной деятельности.

Специфика подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности. Специфика подготовки и проведения групповых форм социально-культурной деятельности. Специфика индивидуальной работы в социально-культурной деятельности. Основы комплексного использования групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности. Актуальность проблемы совершенствования и поиска новых форм социально-культурной деятельности.

2.2 Основные направления в социально-культурной деятельности

Информационно-просветительная деятельность — ведущее направление в организационно-методической структуре деятельности учреждений культуры.

Информация — основа информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. Классификация и общая характеристика видов информации. Источники информации; содержание; характер сбора информации; методика обработки информации в процессе сбора и анализа; изначальные цели фиксации информации; методы сбора и анализа информации.

15 стр., 7241 слов

Социально-психологические методы муниципального управления

... Методы управления - это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей. Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических ...

Сравнительная характеристика методов сбора и анализа информации, используемых при выработке решений. Ведущее требование к работе с информацией — ясность промежуточных и конечных целей ее использования. Значение в информационно-пропагандистской деятельности: уточнения зоны обслуживания; определения круга потенциальной аудитории; ее структуры; ранжировки категорий населения по удельному весу в структуре потенциальной аудитории; уточнения структуры категорий населения, посещающих учреждение культуры; выявления степени различий в структурах потенциальной и реальной аудитории с целью коррекции последней.

Значение для социально-культурной деятельности данных о социальной структуре населения в зоне обслуживания, бюджете свободного времени различных групп, демографических характеристиках, условиях груда и быта, посетителях учреждений культуры.

Специфические формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. Художественно-публицистическая деятельность учреждений культуры как особого рода социальная деятельность. Сущность, принципы, функции художественно-публицистической деятельности.

Двоякое назначение художественно-публицистической деятельности; как составной части современной методики социально-культурной деятельности, способствующей наиболее полному раскрытию содержания, и как диалектическое единство художественных и публицистических элементов, составляющих автономное направление в деятельности учреждений культуры.

Общие черты художественно-публицистической деятельности (полифункциональность, активность, добровольность, нерегламентированность, самодеятельность и т.д.).

Специфические черты художественно-публицистической деятельности: возможность применения многообразных средств эмоционального воздействия; возможность эффективного использования социально-психологических механизмов восприятия и аудитории; возможность комплексного использования реального и художественного образа.

Драматургия — основа художественно-публицистической деятельности. Отличительные особенности драматургии в учреждениях культуры от театральной. Основной вид драматургии в учреждениях культуры. Принципы драматургии в учреждениях культуры. Основные этапы создания сценария.

Режиссура как процесс синтезирования средств художественно-эмоционального воздействия и драматургического материала. Режиссерский замысел как идеальный проект культурно-досуговой программы. Социально-педагогические факторы, оказывающие влияние на рождение режиссерского замысла. Этапы воплощения режиссерского замысла.

Праздники и обряды — ведущие формы художественно-публицистической деятельности учреждений культуры. Цели и задачи праздничной культуры. Классификация праздников и обрядов. Специфические особенности содержания каждой группы праздников и обрядов. Тенденции перестройки праздничной культуры в современных условиях.

Культурно-развлекательная деятельность в учреждениях культуры. Сущность, принципы, функции культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры. Компенсаторная функция культурно-развлекательной деятельности.

Цели и задачи культурно-развлекательной деятельности в нашей стране. Психолого-педагогические требования к культурно — развлекательной деятельности в праздничные дни. Учет социально-психологических характеристик праздничной ситуации в формах культурно — развлекательной деятельности в праздничные дни. Тематическая направленность и требования, предъявляемые к методике культурно-развлекательных мероприятий в праздничные дни.

9 стр., 4236 слов

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной ...

... движений в сфере культуры, разработка целевых культурных программ и социальных технологий их осуществления, внедрение эффективных педагогических методик развития культурно-эстетического творчества, управление экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности. Особенность специалиста ...

Педагогические задачи: активизация участников, организация общения, создание психологических ситуаций для реализации познавательных, коммуникативных, гедонистических, рекреационных функций, а также самовыражения, самореализации личности.

Цели и задачи культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры в повседневные дни.

Психолого-педагогические требования к культурно-развлекательной деятельности. Основные формы культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры, требования, предъявляемые к методике их подготовки. Педагогические задачи: активизация участников, организация широкого общения, создание условий для реализации функций культурно-развлекательной деятельности в учреждениях культуры.

2.3 Методика и организация социально-культурной деятельности — единый технологический процесс

Специфика методики и организации социально-культурной деятельности. Общая цель, тождественность задач как неразрывных компонентов единого технологического процесса культурно-просветительной деятельности. Синтез организации и методики — основополагающий признак технологии социально-культурной деятельности, базирующейся на совокупности экономических, социально-педагогических и личностных факторов, интегрируемых в тесном взаимодействии.

Технология социально-культурной деятельности закономерно интегрирующая разнохарактерные явления в духовной среде, система, зависящая от влияния объективных и субъективных факторов. Прямая и опосредованная зависимость взаимосвязи организации и методики социально-культурной деятельности от целей, потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, психологических установок аудитории, от соотношения педагогического воздействия и общественной инициативы людей.

Комплексное отражение в технологическом процессе всего многообразия и уникальности социальной жизни, ее эмоциональных сторон, художественных вкусов людей, их стремления к образному восприятию действительности.

Организационная деятельность как процесс оптимального упорядочения всех составных элементов деятельности учреждения культуры.

Объективные основы планирования деятельности учреждений культуры. Условия и источники планирования. Методика разработки планов учреждений культуры в современных условиях. Методика социально-культурной деятельности как творческий процесс, функционирующий в определенных организационно-педагогических условиях.

Технология социально-культурной деятельности — способ соединения деятельности учреждения культуры и спонтанно развивающегося общественного социокультурного движения, создания ему оптимальных условий для волеизъявления и практического действия.

2.4 Методическое обеспечение социально-культурной деятельности

Понятие и сущность «методического руководства» и «методического обеспечения» социально-культурной деятельности. Система методического обеспечения. Структура и функции государственных и ведомственных методических учреждений. Содержание, характеристика и виды методических материалов. Методика анализа и обобщения практики социально-культурной деятельности. Система дополнительного профессионального образования в сфере культуры и ее специфические особенности. Проблемы совершенствования подготовки кадров в вузах культуры. Информационное обеспечение социально-культурной деятельности.

3. Народная художественная культура как сфера социально-культурной деятельности

Понятие «народная художественная культура», его соотношение с понятиями «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность» и «фольклор». Актуальные проблемы возрождения, сохранения, распространения и развития традиционной народной культуры в современных условиях. Роль и место социально-культурной деятельности в решении этих задач.

Народное искусство в системе народной художественной культуры. Понятия о фольклорном и внефольклорном искусстве. Синкретизм и видожанровая дифференциация традиционного фольклора (на материале фольклорной музыки, танца, театра, народного декоративно-прикладного искусства — по выбору).

Внефольклорные виды народного художественного творчества (на материале светской и религиозной художественной деятельности любителей искусства в России).

Народное искусство в традиционных народных играх, праздниках, обрядах, ритуалах. Понятие об обрядовом и внеобрядовом фольклоре. Языческие и христианские корни русского обрядового фольклора. Календарные песни, игры, обряды русского народа (на материале зимних святок, масленицы и др. — по выбору), других народов России.

Педагогическая деятельность в народной художественной культуре. Этнохудожественная педагогика, ее сущность и механизмы воздействия на народное творчество. Педагогика художественной самодеятельности как относительно новая подотрасль педагогической науки и практики. Теория и методика художественного воспитания, их роль в развитии народной художественной культуры в современных условиях. Перспективные художественно-образовательные системы в народной художественной культуре. Народная художественная культура как одна из сфер социально-педагогической деятельности; художественное творчество на основе народных традиций как средство социальной адаптации, реабилитация и «арт-терапии» современных детей, подростков к других групп населения.

Отечественные исследования в области народной художественной культуры. Труды А.Н. Афанасьева, М.И. Бахтина, Ф.И. Буслаева, В. Варенцова, Г.А. Глинки, М.М. Громыко, В.Е. Гусева, В.И. Даля, М. Забылина, А.С. Кайсарова, Н.И. Костомарова, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, П.В. Штей и других как источники современных этнокультурных исследований. Философские основы народной художественной культуры в трудах Н. Бердяева, Н. Гумилева, В. Бычкова, А. Лосева, Ю. Лотмана и др.

Научно-педагогическая деятельность в области народной художественной культуры в вузах и училищах культуры. Проблемы подготовки специалистов по народной художественной культуре в современных условиях. Перспективные направления дальнейших исследований народной художественной культуры. Значение междисциплинарного и системного подходов в таких исследованиях.

4. Управление и экономика социально-культурной сферы

4.1 Управление социально-культурной сферой

Понятие о системе управления. Особенности систем управления трудовыми коллективами. Информационная база системы управления. Основы технологии обработки данных. Кадры управления. Процессы принятия решений. Организация и контроль выполнения решений.

Основные функции управления. Организационная структура системы управления. Система методов управления. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.

Основные научные принципы управления. Особенности управления при различных способах производства. Основные школы и направления теории организации управления. Формирование научного менеджмента. Концепция современного маркетинга.

Организация управления культурой. Конституционные основы управления культурными процессами. Взаимодействие органов отраслевого и территориального управления и общественных организаций в сфере культуры. Организационно-правовые основы и формы управления любительским движением.

4.2 Основы экономики культуры

Культура как отрасль непроизводственной сферы. Основные экономические характеристики отрасли культуры. Основные черты хозяйственного механизма в отрасли культуры. Планирование и нормирование в сфере культуры. Ценообразование на услуги учреждений культуры.

Материально-техническая база отрасли культуры. Особенности капитального строительства в сфере культуры. Материально-техническое обеспечение отрасли культуры.

Экономика труда в отрасли культуры. Нормирование и организация труда. Формы и системы заработной платы.

Финансовое обеспечение отрасли культуры. Источники и формы финансирования учреждений культуры.

5. Методика конкретных социологических исследований

социокультурный политика социологический исследование

Мониторинг, диагностика, научное осмысление тенденций развития социально-культурной деятельности. Социологическое исследование общих закономерностей и специфических форм социально-культурной деятельности.

Диагностика современной социокультурной ситуации, структуры и содержания взаимоотношений людей в освоении культурного потенциала, активного включения населения в социально-культурную деятельность.

Проектирование социально-культурных процессов. Прогнозная социально-проектная деятельность, ее характерные черты и отличия от других видов прогнозирования. Методологические принципы социального прогнозирования и проектирования. Роль и место социологического изучения запросов конкретного человека в прогнозно-социальном проектировании.

Проблемно-ориентировочная парадигма рассмотрения социокультурных процессов на современный методологический подход. Проблемная ситуация на локальном уровне как объект социального проектирования. Диагностические показатели, описывающие конкретное содержание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как необходимая предпосылка инновационной деятельности в сфере культуры.

Место проектных, проблемно-ориентированных игр в инновационной деятельности, в сфере культуры.

Специфика и возможности контент-анализа в изучении социально-культурной деятельности. Специфика, характерные особенности контент-анализа как социологического метода исследования. Тексты как эмпирический объект контент-анализа. Инструментарий и формы проведения контент-анализа.

Трудности в использовании контент-анализа. Из опыта применения контент-аналитических процедур в социологических исследованиях.

Методика социологического изучения культурных потребностей населения. Основные виды культурных потребностей. Потребности как показатель культурного уровня субъекта социально-культурной деятельности. Реальная и потенциальная аудитория учреждения культуры как объект социологического изучения. Диагностика и анализ культурных запросов населения. Роль мотивов посещения учреждений культуры в определении характера потребностей.

Социологическое изучение общественного мнения. Предмет, социальная природа, структура и сущность общественного мнения. Специфика общественного мнения различных общностей и уровни его изучения. Индивидуальное, коллективное общественное мнение. Их диалектика. Влияние общественного мнения на развитие личности. Изучение и учет общественного мнения в деятельности учреждений культуры.