Социально-культурной сфере зарубежных стран

Раздел III. Социально дифференцированные технологии в

Опыт Великобритании: мобилизация культурного потенциала молодежи, профессионально не связанной со сферой культуры*

По данным социологического исследования, проведенного Комитетом по переписи и изучению населения ( Office of Population Census and Surveys) в 1993 году, к концу первого десятилетия XXI века люди старше 55 лет составят почти 20% населения Соединенного Королевства. Казалось бы, культурная политика государства должна быть ориентирована именно на эту возрастную группу. Тем не менее, в марте 1996 года Министерство национального наследия объявило, что главным предметом его заботы является именно молодежь, о чем свидетельствуют и некоторые документы, опубликованные этим министерством: «Создание условий для приобщения молодежи к искусству» (июль 1996 года) и «Общее благо. Музеи и обучение в Соединенном Королевстве» (январь 1997 года).

Широкие возможности открывает перед молодежью политика правительства, выступившего с инициативой введения «художественных карт» (art cards), которые позволяют их обладателям покупать входные билеты со скидкой.

Культурные организации страны ориентированы на активную работу с молодежью: так, Ассоциация музеев опубликовала исследование, посвященное путям привлечения молодого поколения в музеи и художественные галереи. В ноябре 1996 года Совет по искусству выпустил лотерею «Искусство для каждого», или, как ее называют, АFЕ, целью которой является приобщение молодых людей к творческой активности, поддержка в продвижении их собственных проектов, обеспечение свободы самовыражения и совершенствования мастерства. Почти половина заявок на получение грантов по схеме АFЕ поступила от молодых людей.

Британское правительство озабочено тем, как молодежь, особенно рабочая, проводит свое свободное время. Еще премьер-министр последнего правительства консерваторов Джон Мейджер настаивал на необходимости вести борьбу с так называемой «джаб-культурой»*. В 1996 году этой же проблеме был посвящен доклад Аудиторской комиссии на тему «Растраченная юность: молодежь и преступность». Государство заинтересовано в обеспечении гарантий развития вступающего в жизнь поколения британцев, которые должны стать не только новой хорошо образованной рабочей силой, но и законопослушными гражданами. Следовательно, стратегической линией становится культурная политика, особенно политика в сфере искусства, имея в виду решение долгосрочных задач: человеческие «креативные способности», деятельность в сфере культуры и искусства рассматриваются как существенные для интеллектуального развития личности, формирования ее гражданской позиции, что в свою очередь немаловажно для экономического процветания общества.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). ...

Долговременные молодежные программы включают в себя:

– занятия в мастерских, где молодые люди занимаются такими видами искусства, как, например, фотография;

– выставки, специально предназначенные для молодежи, и перформансы, проводимые молодыми для привлечения их ровесников в галерею.

В британском обществе еще сильны стереотипы 80-х годов, когда считалось, что для молодежи полезнее ознакомиться с творчеством великих, чем что-то делать самой. Сегодня тенденции изменились: необходимо вовлечь молодежь непосредственно в креативный процесс, так как это, демистифицируя произведения искусства, в то же время поддерживает интерес молодежи к ним. Кроме того, такое вовлечение позволяет молодым людям приобрести уверенность в себе, дифференцировать свои интересы и пристрастия, а также развить художественные навыки. Наиболее обширные сведения о художественных проектах для молодежи накоплены в Ливерпульской Галерее Тейт, где с 1994 года осуществляется проект Young Gate. От других подобных проектов он отличается долгосрочностью, хорошим материальным обеспечением, а также тем, что объединяет главным образом молодых людей из материально обеспеченных семей. Он был организован, чтобы сделать искусство XX века более доступным и притягательным для молодежи.

Обе формы проектов – краткосрочные, рассчитанные главным образом на социально неблагополучных молодых людей, и долгосрочные, в которых часто участвует достаточно обеспеченная молодежь, – очень важны для дальнейшей жизни нового поколения британцев.

Опыт Канады: культурно-образовательные проекты*

 

В социокультурных досуговых учреждениях клубного типа осуществляется одна из главнейших функций культуры — обеспечивается уважение к достоинству каждой личности, право малых групп на самореализации средствами культуры.

В районном доме культуры во Фронтенаке (Монреаль, Канада) организацией культурно-досуговой деятельности занимается культурный агент, который является единственным постоянным работником культуры в клубе. Из местного бюджета на культурно-досуговую деятельность выделяется около 200 000 долларов в год. Средства расходуются на приглашение профессиональных коллективов, театральных трупп, проведение выставок. Культурный агент приглашает на работу необходимых сотрудников: ассистентов, технического директора, специалистов, обслуживающих конкретные культурные мероприятия.

Население района бесплатно посещает данные мероприятия. Деятельность дома культуры ориентирована на образование, приобщение людей к культуре и искусству. Здесь не бывает дискотек, танцевальных вечеров, отсутствуют бар и кафе. В распоряжении руководителя культурной программы находятся выставочный и концертный залы, фойе и несколько служебных помещений. Клубный актив отсутствует, поэтому критерий работы культурного агента определяется количеством посетителей (в среднем данное учреждение культуры посещает 3 или 4 тысячи человек в месяц).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Основной контингент посетителей — люди а возрасте от 25 до 40 лет.

Библиотека клуба является своеобразным общественным центром, имеющим технические возможности для удовлетворения потребностей, в том числе индивидуально-специфических, своих читателей. В библиотечном конференц-зале проводятся лекции и диспуты. Эмигранты посещают библиотеку с тем, чтобы изучить язык, любителей зрелищ привлекает возможность посмотреть видеофильм на индивидуальном экране, молодые предприниматели получают здесь доступ к компьютерным линиям и факсам.

Знакомство младшего поколения посетителей с книгой и видеокультурой начинается в «Уголке для детей», наличие игрушек в котором не случайно. Работники-библиотеки создают условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя непринужденно.

Подобных домов культуры в Монреале 12. Они содержатся за счет муниципальных органов власти. Государство собственных учреждений культуры не создает, но следит за выделением и распределением дотаций. В целом в поле зрения муниципалитета находится около 1000 учреждений культуры с годовым оборотом в 2 млрд. долларов. Сфера культуры города — 35 000 профильных рабочих мест и 85 000 мест технического и обслуживающего персонала. В Монреале также действуют спортивные клубы, клубы миллионеров, клубы «Золотого возраста» и др.

К примеру, в Монреальском культурно-спортивном центре большое внимание уделяется укреплению здоровья, физическому самоусовершенствованию. Много времени отводится спортивным занятиям, но при этом центр является также и местом общения. Здесь организуются концерты, празднества, встречи с деятелями искусства и культуры, выставки.

Посещают центр люди различного достатка. Размер членского взноса определяется относительно заработка. Неимущие, безработные освобождаются от уплаты членских взносов. В центре проводятся благотворительные концерты для малоимущих и слабо защищенных слоев населения (студентов, пенсионеров, инвалидов).

В штате культурно-спортивного центра — 30 постоянных сотрудников и 200 специалистов, работающих неполный рабочий день. Ежедневно комплекс посещают 1000 человек, членами клуба состоят 13 000 жителей города. Принимают в клуб всех желающих, без каких-либо ограничений.

Комплекс имеет три основных подразделения: спортивно-оздоровительный, детский, отдел организации досуга национальных меньшинств, а также людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Спортивно-оздоровительное подразделение обслуживают тренеры, которые, кроме спортивной квалификации, имеют еще и образование в области работы с людьми.

Психологи отдела организации досуга национальных меньшинств и людей, имеющих проблемы со здоровьем, работают со вдовцами и вдовами, помогая им пережить утрату близкого человека и одиночество. Еще одна группа подопечных — семьи, в которых один из членов страдает от утраты памяти. Сотрудники центра помогают и семьям, где есть алкоголики и наркоманы, работают с такими людьми, проводят в центре их встречи с психологами, медиками, юристами, педагогами .

В детском отделе действует два сектора: в одном работают с самыми маленькими посетителями, во втором детей готовят к школе. Кроме того, детский отдел занимается организацией культурно-досуговой деятельности подростков. Работники центра встречаются с группой юных лидеров, при помощи которых, опосредованно, педагоги воспитывают тинэйджеров. Среди городской молодежи действуют 20—30 человек, умеющих уверенно и четко выражать свои мысли и идеи. Лидеры-подростки стараются:

16 стр., 7917 слов

Специфика сельской культурно-досуговой работы

... Отставание села от города по условиям культуры и быта порождает комплекс противоречивых ... городом и деревней, тогда как сельская молодежь, особенно ее образованная часть, отчетливо ... жителей зависят от возраста, образования, характера работы. Наиболее существенные различия можно наблюдать ... профсоюзной организации, сельского Совета, потребительской кооперации, клуба, школы, детских яслей и т.д. ...

— вовлечь в клубное объединение детей с улицы, для того, чтобы помочь им изжить антиобщественные, нерациональные навыки проведения своего свободного времени,

— помочь подросткам грамотно и рационально планировать свое время, выбирать досуговые занятия согласно своим возможностям, способностям и интересам;

— сформировать желание самостоятельно сделать что-то для других, привлечь подростка к общественно-полезному труду;

— помочь молодым людям заработать средства собственным трудом. Поэтому лидеры должны знать, чем интересуются их ровесники, как вовлечь подростка в клуб, какие мероприятия будут интересны подрастающему поколению.

Следовательно, сама сфера досуга имеет возможность для обеспечения целостного педагогического процесса, предупреждающего правонарушения, преступления среди несовершеннолетних, для решения проблем одиночества и социальной изоляции, для обеспечения гармонического развития личности. Клубные объединения функционально обязаны создать необходимые условия для отдыха, развития творческого начала и самореализации человека.

Опыт США: профессиональная ориентация подростков и молодежи в учреждениях клубного типа*

 

Проблема трудового воспитания и профессиональной ориентации подростков и молодежи — вечная проблема, которая всегда интересовала и будет интересовать общество и отдельную личность. Ее практическое решение возможно лишь при условии изучения мирового опыта, что позволит заинтересовать в труде и его результатах подрастающее поколение, приобщить его к производству.

Культурно-досуговая деятельность является исходной точкой для профессиональной самореализации каждой личности в течение всей дальнейшей жизни, а не только во время учебы в школе или вузе. Исходя из сказанного выше, становится понятным усиленное внимание к трудовому воспитанию подростков и молодежи в англоязычных странах.

Так, в США в 60—70-е гг. была создана сеть программ по профессиональной ориентации молодежи, в формировании и осуществлении которой принимали участие не только государственные организации, но и бизнесмены. В г. Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) группа бизнесменов предложила «игровую» программу, в которой подросткам предлагалось пройти обучение на предприятиях местного муниципалитета под руководством координатора. Деловые круги штата пытались привлечь молодежь к овладению определенными видами профессий. Стажировку в основном проходили подростки из бедных слоев населения.

На американскую молодежь была ориентирована и программа «Корпус труда», которая должна была «дать молодым людям навыки практической работы и основы образования». В «Корпус труда» шли девушки и юноши преимущественно из малообеспеченных семей. Сначала они занимались охраной природы и организацией отдыха, но со временем целью деятельности этой клубной организации стало обучение своих членов разнообразным специальностям: автослесаря, водителя, кулинара и т.д. Особое внимание уделялось повышению образования, навыков и знаний, необходимых для получения постоянной работы. Но если юноши ориентировались только на профессиональный успех, то девушек готовили еще и к семейной жизни, к роли жены и матери.

11 стр., 5179 слов

Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом ...

... уровень объяснения для рассмотрения гендерных особенностей социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности. Изучением социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии ... рассмотрении проблемы социальных представлений, определении их функций и структуры рассматривались работы К.А. Абульхановой-Славской, Е. Авериной, Г.М.Андреевой, Т. Березиной, М. Воловиковой, ...

Большой популярностью пользовалась программа «Корпус местной молодежи», созданная с целью дать детям из малообеспеченных семей не только профессиональные знания и навыки, но и работу — в больницах, библиотеках, школах, учреждениях культуры, зонах отдыха.

Программа «Мобилизация молодежи», разработанная в Нью-Йорке культурными, благотворительными и религиозными организациями, была предназначена для представителей национальных меньшинств и подростков из бедных и многодетных семей, большинство которых не имело знаний и навыков, необходимых для работы, и, будучи, по сути, резервной армией преступников и правонарушителей, отличалось асоциальностью поведения.

Начиная с 70-х годов, в США особенное распространение получили клубы профориентации типа «Достижения молодых», целью которых было ознакомление подростков с системой предпринимательства, обучение их профессии менеджера, а также клубы «Будущие фермеры Америки», «Фор эйч», «Будущие бизнесмены», «Будущие домохозяйки Америки». Клубы «Фор эйч», например, были основаны еще в 1905 году. Ныне эта организация насчитывает более 5 млн. членов. Ее цель — приобщение подростков к сельскохозяйственному труду, воспитание высоких моральных качеств.

Каждый клуб автономен, имеет собственный штат, самостоятельно планирует свою деятельность и решает финансовые проблемы. Количество членов территориальной или иной группы внутри клуба не регламентируется и может колебаться от 5 до 80 человек. Продолжительность участия юношей и девушек в работе клуба — 3—5 лет. Процесс обучения ведется системно и движется от простого к сложному. На протяжении всего пребывания в клубе молодые люди демонстрируют плоды собственной работы на выставках.

Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду и профессиям формируется у новичков прямо в полевых условиях, где они реализуют полученные теоретические знания и практические навыки. Клубы оказывают «сезонную» помощь фермерам (в период посевной или осенней страды), создают мобильные отряды для работы на фермах.

Большое внимание профориентационные сельскохозяйственные клубы оказывают литературе, изобразительному искусству и музыке. Значительное место в работе ассоциаций «Фор эйч» и «Молодые фермеры Америки» занимают «Клубы культурной активности». Целью этих последних является воспитание любви к основным и прикладным видам искусства, изучение музыки, литературы. Это привело к созданию музыкальных кружков, оркестров, студий творческого направления. Получили значительное распространение и читательские клубы, члены которых собираются вместе для чтения и обсуждения книг, организовывают читательские конференции и книжные выставки.

Сеть клубов «Будущие бизнесмены Америки» (в которые принимаются подростки старшего школьного возраста) находится под контролем деловых кругов, для которых клубы профориентационной направленности являются базой для поисков талантов среди молодежи. Школьники, помимо обучения бизнесу, участвуют в праздниках, конкурсах и презентациях программ профориентационных направлений и должны выбрать свой путь: экономиста, менеджера, маркетолога и т.д.

13 стр., 6112 слов

Организация досуга подростков в условиях средней школы

... возраста; ·выявить познавательные потребности подростков в сфере досуга; ·проанализировать характер деятельности средней школы по организации познавательного досуга подростков. Объект исследования: подростки. Предмет исследования: познавательный досуг подростков. ... и развития необходимо в любом сознательном возрасте. Возрастные особенности подростков, молодых людей в возрасте от 11−12 до 17−19 ...

Молодежь привлекается к проектам, осуществляемым клубными институтами. К примеру, программа «Одевайся со вкусом всю неделю» проводится совместно с Американским институтом одежды для мужчин и мальчиков-подростков. Ассоциация пропагандирует современную модную одежду для школы, работы, отдыха (спортивных занятий, уик-энда, вечеринок и т.д.).

Участие в подобных программах, по мнению их руководителей, помогает школьникам овладеть многими навыками и знаниями, расширяет мировоззрение.

Американские клубы профориентационного типа, в том числе и «Будущие домохозяйки Америки», стараются помочь каждому участнику поверить в свои возможности. Организовываются встречи с родителями, учителями, представителями местной администрации, консультантами по вопросам трудоустройства. Процесс развития у подростков заинтересованности в труде взаимосвязан с формированием личности в целом, ее мировоззрения и жизненных позиций. Поэтому в клубных объединениях профориентационного типа создаются условия, содействующие формированию социально ценного, морально-трудового опыта, общественной активности, интереса к труду и потребности в нем.

Таким образом, проблемы, которые пытаются решить современная социология, педагогика, психология, находят свое отражение в практике досуговых организаций. Актуальность и настоятельная необходимость теоретического и практического решения проблемы формирования у молодежи интереса к труду — чрезвычайно важные задачи социокультурной деятельности на современном этапе. От этого во многом зависит будущее не только развитых стран с высоким уровнем развития культурных, общественных и экономических отношений, ко также тех, кто идет вслед за ними, — и всего мира.

 

Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях

В англоязычных странах и в Западной Европе большое распространение получило скаутское движение, «скаутство» (от английского слова «scout», что означает «разведчик»), возникшее в начале ХХ века в Англии. Оно объединяет детей и подростков от 8 до 18 лет. Основные положения скаутских организаций определены в книгах «Инструкции для скаутов» «Искусство скаутов для молодых», «Скаутинг для мальчиков», «Юный разведчик».

Клубное объединение девочек-скаутов (girl-scouts) существует отдельно от «мальчикового», но имеет те же принципы и цели. Клубные организации скаутов действуют более чем в шестидесяти странах мира. Каждые два-три года проводятся международные конференции руководителей национальных скаутских союзов. Координационную деятельность осуществляет их Международный комитет (в него входят 12 представителей национальных союзов) и его исполнительный орган — Международное бюро бойскаутов, имеющее штаб-квартиру в Женеве, и герлскаутов, штаб-квартира которых находится в Лондоне. Скаутская организация имеет международные лагеря обучения и отдыха во многих странах, издает литературу, методические пособия, журнал «Всемирный скаутизм».

61 стр., 30082 слов

Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров ...

... Определить сущность и функции досуга молодежи. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга. Базой исследования дипломной работы является ООО ...

Первоначально в скаутские отряды входили дети из обеспеченных слоев населения. В современных условиях молодежные организация пытаются охватить как можно большее количество подростков. Для детей из бедных семей и национальных меньшинств были введены специальные программы (например, программа «Стартовые возможности») направленные на обучение, организацию досуга н присмотр за маленькими детьми.

Финансовая база клуба основывается на членских взносах, пожертвованиях от благотворительных фондов и филантропов, прибыли от собственной деятельности. В США около половины региональных объединений скаутов финансируются религиозными организациями. Некоторые объединения получают стипендии от федеральных агентств на проведение своих мероприятий. Государство дает им снаряжение, предоставляет места для организации лагерей, и т.д. Патронессой Ассоциации британских бойскаутов является королева, многие президенты зарубежных стран являются почетными членами скаутских организаций, цель которых — развитие воли, мужества, необходимых для формирования характера и развития личности, воспитание стойких гражданских принципов, выносливости, обучение навыкам гигиены, поддержания крепкого здоровья.

В трех возрастных этапах-программах («Скауты-новички», «Скауты-мальчики», «Скауты-исследователи») особое значение придается умственному и физическому развитию, профессиональному росту. Сегодня скауты отличаются и своим общественно-полезным трудом — убирают мусор, принимают участие в благотворительных мероприятиях, помогают работникам специализированных учреждений для инвалидов и безнадежных больных.

Если в организациях бойскаутов главное внимание традиционно уделяется физическому самоусовершенствованию, туризму, занятиям по изучению техники и овладению навыками «самостоятельной» жизни, то в объединениях герлскаутов девочки получают знания и необходимые навыки, касающиеся ведения домашнего хозяйства, будущего материнства, ухода за детьми и больными, изучения искусства, способов выращивания цветов, овощей и фруктов.

Одним из направлений работы герлскаутов является организация «поездов искусства», впервые появившихся в 1960 г. Девочки выезжают с концертами художественной самодеятельности из столиц на периферию, из городов в небольшие населенные пункты — и наоборот.

Герлскауты делятся по возрастным категориям на «Домашних», «Начинающих», «Кадетов» и «Старших». Каждая группа занимается по программам, соответствующим возрасту ее членов. «Старшие», например, ухаживают за больными, заботятся о младших детях, работают в музеях, принимают участие в программах по защите окружающей среды.

Некогда целью герлскаутов было воспитание девушек «с высокими идеалами, утонченным поведением, патриоток, чутких и отзывчивых».

Со временем этические принципы движения несколько изменились. Главными задачами сделались самоусовершенствование и самореализация. Именно за успех в этом направлении участницы движения награждаются специальными знаками отличия. Герлскауты «делают все возможное, чтобы вызвать уважение к себе и другим с помощью слов и действий». Их лозунги: «Я сделал все, что от меня зависит, чтобы защитить и сделать лучше мир вокруг меня» и «Я сделаю все от меня зависящее, чтобы бережно расходовать ресурсы».

10 стр., 4963 слов

Организация молодежного досуга за рубежом

... досуга 1.2 Зарубежные модели досуга Глава II Организация досуговой деятельности молодежи за рубежом 2.1 Молодежные формы досуга (на примере Франции) 2.2 Организация досуга ... кафе, на вечерах отдыха и т.д.).http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B3/ Использование досуга человеком - важная задача общества, потому что он осуществляет ...

Большое внимание скаутские организации уделяют патриотическому воспитанию молодежи, которое рассматривается как один из важнейших компонентов в системе формирования социализированной личности. Воспитываются такие качества, как национальное самосознание, самоуважение, желание сохранять и поддерживать традиции своего народа, стремление внести посильный вклад в дальнейшее развитие своей страны, а также чувства достоинства, чести, справедливости, мужества, милосердия.

Именно в подростковом возрасте осознается принадлежность человека к определенному этносу, возникает интерес к своей нации и стране. Одной из важнейших педагогических закономерностей этого периода является то, что в процессе патриотического воспитания уже в начальном социальном опыте национальные и общечеловеческие ценности выступают в неразрывном единстве. Формируются интерес к другим народам, видениям мира, общечеловеческая, она же интернациональная, солидарность, уважение к обычаям, культуре и языку человека любой национальности. На практике это ведет к стремлению установить дружеские отношения со сверстниками из других стран, познакомиться с их культурой, что заранее исключает национальное обособление.

Мероприятия, проводимые в скаутских организациях, направлены на поддержание культурных, исторических, народных, военных воспитательных традиций ( во всяком случае, лучших из них ).

Молодежь обязана принимать участие в диспутах, дискуссиях, беседах о жизни армии, о деятельности разведчиков, а также в благотворительных мероприятиях, встречах со скаутами других стран, спортивных состязаниях, играх, что благоприятствует росту общественного престижа, образованности, интеллектуальности, физического совершенства личности.

Скаутские объединения учитывают сложность психологической адаптации подростков и молодежи в современном мире. Поэтому их шефов волнует проблема трудоустройства молодежи. Скауты осуществляют свою профориентационную программу, проводя регулярные занятия технико-производственного плана. Их цель — приобщение к трудовой деятельности, распространение знаний об отечественной и зарубежной технике, организации труда, включение молодежи в процесс совершенствования и развития современных технологий.

Для герлскаутов организовываются лекции по журналистике, медицине, бухгалтерскому учету. Бойскаутов знакомят со спецификой морских, авиационных и военных профессий. В процессе физических состязаний развлекательного плана, в проведении военизированных конкурсов осуществляется физическое совершенствование личности, культивируются чувство ответственности, навыки взаимовыручки, стремление к победе, уверенность в своих силах. Пешеходный туризм — двух- и трехдневные самостоятельные путешествия — обязательное условие существования такой системы воспитания.

Формы и методы работы, применяемые у скаутов, направлены на развитие социально-культурной активности, открывают простор для инициативы, творческого поиска, что позволяет поддерживать высокий уровень самоорганизации в сфере досуга.

Опыт организации досуга людей пожилого возраста в англоязычных странах

Среди населения, имеющего наибольшее количество свободного времени (по данным социологических исследований — около 8 часов в день), выделяется категория людей преклонного возраста. В организации культурно-досуговой деятельности они сталкиваются с определенными трудностями: с выходом на пенсию снижается уровень доходов, уменьшается объем физических и духовных сил личности; появляется чувство социальной изолированности; по этим и многим другим причинам возникает желание ограничить места проведения своего досуга лишь теми учреждениями культуры, которые расположены поблизости от места проживания.

11 стр., 5227 слов

Познавательная деятельность человека

... выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими; рациональное ... при их воздействии на органы чувств. Восприятие является результатом сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое (правда, некоторые психологи резонно ...

Кроме того, большинство пожилых людей с приближением старости входит в своеобразный психологический кризис, влияние которого можно побороть лишь с помощью мобилизации силы воли, всех лучших духовных качеств, проявляя при этом практическую активность и утверждая в себе душевный оптимизм. Главной задачей для человека в этот период жизни является отказ от привычного стиля жизни и понимание новой собственной сути, обретение нового жизненного смысла и содержания. Прекращение трудовой деятельности для определенной части пенсионеров еще не означает завершения активной социальной жизни. Поэтому они много времени уделяют общественной работе.

Значительная часть пожилых людей воспринимает выход на пенсию болезненно. Ощущение своей ненужности усугубляется созерцанием контраста между личной пассивностью и активной жизнью общества. Согласно социологическим исследованиям, выход на пенсию оказывает наиболее сильное влияние на живущих в одиночестве, на специалистов узкого профиля, а также на людей с ограниченным мировоззрением. Со временем у них возникает сознание отчужденности, они полагают себя «лишними», что может привести к преждевременному одряхлению (патологической старости).

Традиционно культурная политика в сфере досуговой деятельности практически во всех странах ориентирована в первую очередь на молодежь и подростков. Однако характерной особенностью некоторых категорий пенсионеров является рост их активности: они отказываются считать старость временем пассивного ожидания смерти.

Проблема организации досуга пожилых людей возникла на Западе в конце 60 — начале 70-х гг., что было обусловлено следующими факторами:

— увеличением количества свободного времени у данной категории населения;

— наличием определенной культуры досуга;

— расширением возможностей включения в различные виды деятельности (познавательного, коммуникативного, оздоровительного, развивающего характера);

— ценностным отношением общества к людям преклонного возраста, признанием за ними определенных заслуг и социального опыта.

Организация досуга пожилых людей в развитых странах имеет правовую основу и планируется на основе общенациональных программ, которые различаются между собой целями и методикой их достижения. Так, какие-то программы направлены на людей, которые не могут покидать свой дом («Библиотека на дому», «Книги на колесах», США); другие рассчитаны на тех, кто имеет какие-то комплексы, связанные с возрастом и здоровьем и, как результат их, испытывает чувство одиночества, заброшенности, отчуждения от окружающего мира. Цель подобных программ — наполнение жизни пожилого человека новым содержанием, рациональная и интересная организация его свободного времени, укрепление здоровья и чувство удовлетворения как результат культурно-досуговой деятельности.

Проблемами организации досуга пенсионеров в США занимается 35 общенациональных организаций: Американская ассоциация пенсионеров (возникла в 1958 г., ныне насчитывает 14,5 млн. членов), Национальный совет американских граждан преклонного возраста (действует с 196Г г., около 4 млн. членов), Национальный альянс людей преклонного возраста (создан в 1974 г., насчитывает более 800 000 человек).

Представителями вышеназванных организаций являются профсоюзные, религиозные, общественные деятели, врачи, учителя, управленцы, бизнесмены.

Вопросами организации досуга в Великобритании занимается Национальный Совет людей преклонного возраста и Досуговый центр «Мекка», в Канаде — Общества и Советы по делам людей преклонного возраста.

В клубных объединениях организовываются танцевальные вечера, просмотр кинофильмов, экскурсии, лекции, доклады, диспуты, действуют различные секции. Члены клуба стараются расширить границы привычной, повседневной жизни, чтобы ощутить себя свободными, снова обрести уверенность в собственных силах. Поэтому с большим удовольствием посещаются клубные мероприятия, дающие людям максимальную свободу действий, а именно: празднества, вечера отдыха, юбилеи.

С возрастом скорость словесной реакции замедляется. Человеку «золотой поры» труднее высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Большое значение приобретает внутренняя эмоциональная и интеллектуальная жизнь. Пожилые люди поэтому охотнее общаются с себе подобными. Учитывая эти особенности, работники клубов часто организовывают беседы для такого общения. Подобная форма организации досуга имеет большое значение для одиноких.

Наиболее активные посетители клуба вместе с социальными педагогами проводят неделю в доме отдыха, где организовываются лекции, экскурсии, занятия спортом. Эти мероприятия проходят под названием «Неделя людей третьего возраста».

В клубах пенсионеры по вышеперечисленным причинам чувствуют себя уютно, и контакты, установленные в клубе, часто продолжаются за его пределами. Члены объединения поддерживают отношения и вне клуба, навещают друг друга, что имеет большое значение, т.к. в это время происходят изменения и в эмоциональной сфере личности: с одной стороны, эмоциональная жизнь становится более статичной, эмоциональных потрясений гораздо меньше, а с другой, люди этого возраста гораздо более уязвимы, им требуется забота, внимание и понимание от окружающих их людей.

Нельзя забывать и о том, что, как правило, круг близких друзей и родственников у большинства пожилых людей постепенно сужается, что приводит к частичной или полной их изоляции. Вследствие продолжительного анкетирования и опросов, западные исследователи определили, что в результате регулярного посещения клубов нарушенное взаимодействие между пожилыми людьми и окружающей их социальной средой восстанавливается.

Любопытна в этом плане деятельность клуба «Голден Эйдж», «Золотой век» (Канада).

Пенсионеры, люди от 65 до 90 лет, посещают его в основном в первой половине дня. После обеда там остаются лишь штатные работники, которых около 30 человек.

Члены клуба живут активной жизнью, принимают участие во всех мероприятиях, много путешествуют. Они чувствуют свою нужность благодаря волонтерской работе, заниматься которой имеет право только человек «золотого века», член их клуба. Например, в своей столовой волонтеры обслуживают посетителей, убирают столы и моют посуду. Они также работают на компьютере, в котором содержится информация о работе клуба.

В 9 часов утра «клубный» автобус забирает их, в 3 часа дня — развозит по домам. Все это время, включая обеденный перерыв, посетители находятся в клубе.

Человек, пришедший туда в первый раз, занимается сперва пассивной деятельностью: просмотром телепередач, посещением лекций, прослушиванием музыки. Со временем у него появляется возможность познакомиться с активными и разнообразными формами клубной деятельности. В «Голден Эйдж» действуют курсы по изучению языков, по художественному вышиванию, рисованию, проводятся занятия физкультурой. Постепенно возникает интерес к определенному кругу занятий.

При клубе работает туристическое бюро, т.к. большинство членов клуба предпочитают проводить январь и февраль в теплых странах. Главным здесь, в клубе, является индивидуальный подход к каждому.

Клуб пенсионеров, открытый в «Буэно-парке» (США, Калифорния), имеет площадки для активного и пассивного отдыха, конференц-зал, комнаты для кружковых занятий, залы для проведения собраний и заседаний, врачебный и процедурный кабинеты. Клуб предлагает посетителям разнообразную программу: изготовление керамических изделий, бальные танцы, уроки самообслуживания, игру в бридж, кружки живописи и рисования, оздоровительные мероприятия. В клубе также проводятся бесплатные медицинские обследования.

Программы деятельности лучших клубных центров современности направлены на признание ценности каждого человека как личности, его прав на социальную защиту, на выявление и развитие его способностей, а также на формирование взглядов и навыков, которые способны помочь в реализации данной личности как полноценного члена общества. Поэтому формы досуговой работы, применяемые на Западе, со временем могут стать действенным средством повышения эффективности работы соответствующих отечественных учреждений. Вместе с тем лишь полномасштабное изучение системы организации досуга создаст возможность для дальнейшего формирования и развития культурно-досуговой сферы.

 

 

Социально-педагогический опыт формирования культурно-досуговой деятельности в «Ротари»- клубах

 

Среди учреждений культуры клубного типа большое распространение на Западе получили «Ротари»- клубы, чья история насчитывает уже более 90 лет. Сегодня такие ассоциации являются местом отдыха деловых людей и выдающихся специалистов. Благодаря их деятельности многие получили возможность для гармоничного развития, удовлетворения своих духовных потребностей, повышения культурного уровня.

Самовоспитание, инициатива, развитие талантов каждого, самообразование, утверждение своего «Я», уверенность в своих силах, — вот на что направлена деятельность клубов «Ротари». Их история связана с именем Пола Харриса (1868—1947), который 23 февраля 1905 г. вместе со своими друзьями открыл первый такой клуб в Чикаго (США, штат Иллинойс).

Он пытался объединить бизнесменов и специалистов-интеллигентов, которые, хоть и не были конкурентами, испытывали друг к другу враждебность или чувство отчуждения. Усилия П. Харриса были направлены на преодоление духовной пропасти между бизнесменами и интеллигентами, на спасение их от одиночества и изолированности. Его клуб состоял из 4 человек, и с того времени была заложена традиция клуба: каждый представляет какую-то отрасль промышленной или финансовой деятельности, область науки или искусства. Члены организованного союза чувствовали необходимость личных контактов и поэтому решили встречаться на рабочем месте каждого из членов объединения. Такая «ротация», очередность, и подсказала П. Харрису название клуба. С 1908 г. сеть таких клубов распространилась на многие города США, а в 1910 г. свои «Ротари» были открыты в Англии и Канаде. Организация превратилась в международную Ассоциацию «Ротари»- клубов (сокращенно — МАРК).

В 1990 г. во всем мире, в т.ч. и в Западной Европе, насчитывалось более 27 000 ротарианских клубов. С 1922 г. организация носит название «Ротари Интернешнл», имеет свой герб и гимн. Организационная структура большей части ротарианских клубов основана на Стандартном уставе, утвержденном в 1922 г. на съезде вышеупомянутой организации. Устав определяет территориальные границы деятельности, правила поведения членов клуба, а также состав и роль руководящих органов объединения.

Клубные объединения «Ротари Интернешнл » преследуют следующие цели:

— закрепление личных контактов ведущих специалистов и профессионалов, знатоков своего дела, для служения обществу;

— определение важности всех творческих профессий и осознание ротарианцами возможности принесения пользы человечеству на ниве труда каждого из них,

— воплощение высшей цели служения обществу членами клуба не только в деловой и профессиональной, но и в личной и общественной сферах жизни;

— сотрудничество бизнесменов и «специалистов», интеллигентов и интеллектуалов, во всем мире — ради укрепления международного взаимопонимания и мира.

Вся деятельность ротарианских клубов базируется на общечеловеческих ценностях и служении не только своей родине, но и человечеству в целом. Около 50 клубов составляют ротарианский округ. За его деятельностью следит «губернатор», избираемый ежегодно. Ежегодно в какой-либо из «ротарианских» стран проводятся съезды, на которых избираются президент и руководящий состав организации. Основной структурной единицей МАРК является клуб, возглавляемый правлением или советом клуба. Совет клуба состоит из президента, вице-президента, секретаря и казначея.

Руководящий состав клубного объединения начинает свою деятельность с начала июня и работает один год, до перевыборов. Периодическая ротация руководства развивает у людей чувство ответственности, дисциплину, понимание важности своего труда, в том числе и в ассоциации. Каждый ротарианец проходит все ступени управления: от рядового члена до президента. Это дает возможность их перспективным кадрам познакомиться с различными участками работы клуба, почувствовать и понять специфику иных призваний и профессий.

Президент обязан следить за эффективностью проводимой работы. Он контролирует деятельность всех комитетов, объявляет о начале и завершении каких бы то ни было мероприятий.

Президент-дублер ведет заседания клуба и учится у президента методам руководства клубными объединениями.

Первый помощник президента — секретарь клуба. У него много обязанностей: учет членов клуба, наблюдение за распространением информации о деятельности их организации среди ротарианцев, помощь в подготовке отчетов о деятельности объединения, решение организационных вопросов и т.д.

Казначей, являясь членом правления, занимается финансовыми делами, готовит ежегодный отчет о расходовании средств, решает организационные вопросы и т.д.

Каждый клуб имеет свою документацию: хартию (подтверждение членства клуба в ассоциации), устав, протоколы заседаний, годовые отчеты руководства и комитетов клуба, списки членов, данные о посещении и уплате членских взносов, летопись и архив клуба. Членами клуба являются люди с высокой социальной активностью, широкими взглядами и стремлением принести наибольшую пользу своей стране, городу, региону. Вся деятельность «Ротари» базируется на четырех принципах:

· «Так ли это на самом деле?»

· «Справедливо ли это по отношению ко всем сторонам?»

· «Содействует ли укреплению дружеских связей и мира?»

· «Выиграют ли от этого все стороны?»

Членами «Ротари»-клубов становятся люди, достигшие определенного положения в обществе, материально и морально независимые. Философия клуба основана на идее «земной» гармонии как живой, конкретной нормы социальных отношений, поэтому он не является политической или религиозной организацией. Члены клуба терпимы к любым религиям и относятся с пониманием к представителям политических партий.

В качестве финансовых источников «Ротари» использует:

— гранты от частных лиц а организаций, в т.ч. и спонсорские;

— средства, полученные по завещаниям, в наследство;

— прибыль от собственной деятельности;

—ассигнования из государственного бюджета, не имеющие обязательного характера и направленные на целевое финансирование конкретных проектов;

— кредиты;

— благотворительную деятельность, обусловленную специальным

законодательством.

Так, к примеру, большие взносы в свое время «Ротари» получили от Альберта Эйнштейна и Томаса Манна, Стефана Цвейга и Рокуэлла Кента, Бернарда Шоу и Теодора Драйзера. Дальновидные политики, такие, как Франклин Рузвельт, тоже заботились о процветании этих клубов, не только оказывая моральную поддержку, но и личными средствами.

«Ротари»-клубы посылают свои отчеты в «Ротари Интернешнл», СМИ, общественные и государственные организации, которые оказывают им помощь, в том числе рассказывают о своей коммерческой деятельности, публикуют списки благотворителей, поддерживающих организации.

«Ротари Интернешнл» не ориентирована на получение прибыли (относится к организациям типа non profits).

Она имеет собственный денежный фонд, благодаря которому может поддерживать искусство, оказывать помощь незащищенным слоям населения, проводить конкурсы и т.д.

Организации этого типа в странах Западной Европы и в США являются чрезвычайно важным элементом общественной поддержки таких сфер, как культура, досуг, просвещение. Законодательство США предусматривает налоговые льготы и стимулы для таких организаций. Фонд «Ротари» инвестирует многие программы:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ОБМЕН

Около 9000 человек на конкурсной основе отбираются для посещения различных стран с целью изучения культуры, традиций, обычаев и языка других народов.

ОБМЕН ПЕРСПЕКТИВНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И БИЗНЕСМЕНАМИ

В другие страны направляются молодые люди для изучения работы государственных учреждений, образа жизни, национального менталитета и экономики.

ПРОГРАММА «ПОЛИОПОЛИС»

Программа борьбы с полиомиелитом, осуществляемая совместно со Всемирной организацией здравоохранения. Во многом благодаря усилиям ротарианцев количество заболеваний в мире среди детей с 0,5 млн. сократилось до 0,2 млн.

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ, ГОЛОД И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» («ТРИ ЭЙЧ»)

Задачи программы сформулированы в ее названии и реализуются с помощью постоянного попечения всей организации, т.к. их невозможно решить усилиями одного клуба или округа.

 

ПРОГРАММА «РОТАРИАНЦЫ-ДОБРОВОЛЬЦЫ»

Деятельность членов клубов по их непосредственным специальностям (бизнесменов, педагогов, культурологов) в других странах. Заявки по этой работе публикуются в специальном бюллетене «Ротари Интернешнл».

 

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ БОРЬБЫ СО СТИХИЙНЫМИ БЕДСТВИЯМИ

Предоставляется жертвам крупных катастроф и природных катаклизмов.

 

В настоящее время фонд «Ротари» ежегодно предоставляет и организовывает:

— около 1000 стипендий для закончивших обучение: аспирантов, студентов, вакационные и журналистские стипендии, назначаются стипендии для людей с физическими и психическими недостатками, которые хотят получить образование;

— более 320 обменов группами студентов, обучающихся в различных странах,

— более 300 международных гуманитарных проектов с помощью стипендий «Три эйч» («Здоровье, голод и человечество»):

— стипендии для преподавателей вузов, живущих в других странах и помогающих развитию других наций,

— программу прививок, защищающих детей от полиомиелита:

— деятельность волонтеров, выполняющих свою миссию вдали от родины;

— несколько конференций по программам сохранения мира.

Успешной работе учреждений культуры содействует их комплексность и многопрофильность. «Ротари» действует по четырем направлениям:

· клубная работа;

· деятельность по культурному и социальному развитию города или региона, в которой находится клуб;

· производственная сфера и гармонизация отношений на производствах ротарианцев;

· международная деятельность.

Клубная работа обеспечивается членами клуба. Их может быть от 25 до 300. В нем представлен демографический срез населенного пункта или округа, что дает возможность поддерживать демократию. Членов клуба объединяют общие проблемы и пути их преодоления, но клубная работа направлена на удовлетворение духовных потребностей, на выявление потенциала личности и его реализацию.

Успех клубной деятельности зависит от доброжелательной атмосферы в коллективе, от компетентности руководителя и правильной организации отдыха, свободного времяпрепровождения ротарианцев. В случае низкой посещаемости клуба определяются помехи: наличие группировок, административное давление, неинтересные программы. Развитие дружеских отношений, доброжелательности стимулирует у членов организации желание принимать участие в культурно-досуговых мероприятиях и делах клуба.

В начале каждого года комиссия по клубной работе составляет список важных для членов объединения дат — юбилеев, дней рождения и других событий. Все праздники такого рода они отмечают вместе со своими семьями. Это содействует укреплению коллектива и семьи, преодолению недоразумений между поколениями и всестороннему развитию.

Чтобы поддерживать и развивать у членов клуба заинтересованность в культурно-досуговой деятельности, создается атмосфера эмоциональной приподнятости, праздничности, удовольствия от общения, развлечения-игры, радости от общего отдыха и деятельности.

Комиссия по клубной работе занимается досугом: организовывает экскурсии на природу, посещение вернисажей, концертов, театров, готовит развлекательные программы, выставки «Хобби ротарианцев клуба», диспуты, конкурсы и викторины о «Ротари», встречи со специалистами по вопросам охраны здоровья, правопорядка, материнства, социальной защите стариков и инвалидов. Эта же комиссия заботится о том, чтобы клуб укреплял связи с районом, в котором находится, поддерживал связи с различными учреждениями социокультурного и социально-педагогического направления, которые осуществляют работу с различными слоями населения с помощью свойственных им форм и методов.

Производственная сфера и гармонизация отношений на предприятиях, руководимых ротарианцами, занимают важное место. «Ротари» борются за повышение производственной культуры каждого руководителя, любой отрасли. Этого требует время. Рост пессимизма, апатии, психологических перегрузок, усталость и разочарование людей в себе, обусловленные быстрой сменой стереотипов, развитием новых технологий, возможностью аварий на производстве, угрозой массовой безработицы, могут и должны быть преодолены. Для этого предлагается соблюдать некий кодекс поведения, «Идеал профессиональной деятельности», в котором декларируются следующие принципы:

— верность работодателю, благосклонность к служащим, дружелюбие к коллегам, корректное отношение к конкурентам, потребителям и деловым партнерам;

— признание достойной общественного уважения любой профессии, а не только тех, которыми владеют члены клуба;

— привлечение своих способностей и навыков к решению социальных проблем.

Члены «Ротари» должны реализовывать эти принципы в собственном труде, таким образом популяризируя их, привлекая людей к делу, к работе в конкретных программах, к своим проектам, прямо у себя на работе, в том числе ради собственного успеха и профессионального роста. Клубы не только помогают трудоустройству своих членов, но всячески способствуют установлению дружеских контактов в бизнесе и непосредственно на рабочем месте. Поддерживая связь со сколь возможно большим количеством предприятий своего округа, они стараются воспитывать оптимизм, противодействуют бездуховности, помогают формированию профессионального достоинства, трудовой и деловой, а также общей, «комплексной» этической культуры. Установление дружеских отношений, справедливых и конструктивных, среди работодателей и наемных работников, между сотрудниками, руководителями и подчиненными, является условием роста продуктивности и улучшением условий труда и общего благосостояния.

Особенное внимание клубы уделяют работе с детскими дошкольными учреждениями, профилактике наркомании и преступлений, развитии своего района и его благоустройству, охране окружающей среды. Прежде всего члены клуба устанавливают, какие проблемы и вопроса волнуют местное население и каким образом ротарианцы могут помочь в их решении. Они обращаются за информацией к местным властям, работникам социальной сферы, общественным и благотворительным организациям для того, чтобы понять, какая именно сфера требует немедленного вмешательства. Если, к примеру, в городе остро стоит вопрос занятости, растут безработица среди молодежи и социальное напряжение, много бездомных людей, клуб раз в неделю организует бесплатные обеды. Если члены клуба предпочитают оказывать помощь посредством применения своих профессиональных навыков, целесообразнее оказывается использование их как консультантов по вопросам занятости или открытие курсов по изучению каких-либо нужных здесь специальностей.

Особенное внимание ротарианцы уделяют экологическому воспитанию молодежи, поскольку именно нынешняя молодежь вынуждена будет их решать. Они понимают, что образовательный процесс в этой области, формирующий экологическую культуру, только тогда эффективен, когда он ведется непрерывно и продолжается всю жизнь. Поэтому они стараются привлекать к проведению экологических мероприятий все слои населения — от школьников до людей преклонного возраста. Ежегодные субботники, во время которых убирается мусор, для многих клубов — форма работы, достаточно популярная и эффективная. Клубные объединения проводят беседы по экологии, встречи со специалистами, коллективные просмотры слайдов и видеофильмов, регулярно занимаются уборкой «обычных» и очисткой загрязненных территорий.

К примеру, сегодня лишь 1,5% территории Великобритании занято диким лесом. «Ротари»-клубы Соединенного Королевства предлагают своим членам покупать одно или несколько деревьев, чтобы уберечь их от вырубки. Человек «владеет» ими пожизненно, но может дарить их — друзьям на свадьбу, новорожденному ребенку, на юбилей, просто в знак благодарности. Таким образом, дикие леса удастся сохранить и со временем даже немного увеличить их площадь.

Американские ротарианцы широко используют инициативы молодежи в сфере экологии как способ адаптации и приобщения молодежи к важным государственным делам. В 1982 г., к примеру, МАРК была разработана долгосрочная программа по охране питьевой воды и соблюдению санитарных норм. Клубы, привлекая молодежь к ней, осуществили множество важных мероприятий, таких как насаждение новых древесных массивов, создание зон отдыха и парков, очистка речных и морских побережий.

Одной из популярных программ в международной деятельности является работа «Клубов по организации досуга по интересам». Клубные объединения состоят из ротарианцев всего мира, имеющих общие интересы и хобби, — от радиолюбителей до любителей гольфа, от филателистов до фотографов. Каждая группа издает свой бюллетень и организовывает ежегодные собрания. Клубы по интересам занимаются, главным образом, оказанием практической помощи друг другу, притом их члены отдыхают и с пользой проводят свободное время, общаясь между собой.

В рамках международного сотрудничества действует программа «Всемирная служба содействия местным программам», которая направлена на реализацию тех проектов, которые не под силу одному клубу , но имеют важное ( порой принципиальное ) значение. «Ротари Интернешнл» продвигает эту программу сразу по нескольким направлениям, публикуя «Список обмена с участием Ротари» проектов, которые подлежат реализации.

Вследствие вышеупомянутых контактов клубы укрепляют дружеские отношения между странами. Важная роль в этом деле принадлежит молодежи, поскольку молодежное сотрудничество — это конкретный и достаточно важный этап на пути к взаимопониманию.

 

* источник

* «Джаб-культура» – однаиз форм молодежной культуры (от англ.: yob – молокосос, щенок).

* См.: Петрова И. В. Органiзацiя культурно-дозвiльноi дiяльностi в клубних закладах розвинених зарубiжних кpaiн (Iнформацiйна довiдка до методичних розробок).

—КИIВ: КПБУ, 1998.

* См.: Петрова И. В. Органiзацiя культурно-дозвiльноi дiяльностi в клубних закладах розвинених зарубiжних кpaiн (Iнформацiйна довiдка до методичних розробок).

—КИIВ: КПБУ, 1998.