Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения индивидуальных особенностей военнослужащего
1.1 Понятие об индивидуальных особенностях военнослужащего
1.2 Экстраверсия — интраверсия и нейротизм
1.3 Направленность личности
Глава 2 Общая характеристика выборки и обоснование методов исследования.
2.1 Организация исследования
2.2 Общая характеристика выборки и обоснование методов исследования
2.3 Обоснование методов и методик исследования
2.3.1 Описание методики «личностный опросник Айзенка»
2.3.2 Описание методики «ориентационная анкета Б.Басса»
2.4 Методы математико-статистической обработки
Глава №3 Интерпретация результатов исследования и выработка рекомендаций по данной проблеме
3.1 Результаты исследования
3.2 Корреляционный анализ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность: Прохождение службы в современных вооруженных силах задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Чтобы достичь поставленных перед собой социальных, военно-профессиональных, творческих и других целей, чтобы быть успешным в выполнении боевых и учебных задач, а иногда просто для того, чтобы выжить, современный человек должен уметь быстро адаптироваться к условиям находящегося в постоянной динамике социального мира, обладать хорошо сформированной субъектной позицией и творческими способностями. Но стать активным и креативным в один момент невозможно, поэтому важным становится поиск таких психологических подходов к изучению индивидуальных особенностей развития, которые бы позволили изучать личность военнослужащего как систему, способную не только к адаптации, но и к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самосовершенствованию в различных сферах военной деятельности.
Цель курсовой работы: С помощью экспериментальных психологических методик изучить индивидуальные особенности военнослужащего
Объект исследования: Индивидуальные особенности развития военнослужащего
Предмет исследования: личностные особенности выявленные опросником Айзенка и личностная направленность военнослужащего
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме «изучение индивидуальных особенностей развития военнослужащего»
индивидуально — психологические особенности личности, влияющие ...
... Военном - Артиллерийском университете. Их количество составило шестьдесят три человека. Предметом исследования являются индивидуально- психологические особенности личности военнослужащих первого периода службы. Глава 1. Литературный обзор Подходы к изучению адаптации ...
2. Подобрать психологические методики необходимые для исследования данной проблемы
3. С помощью психологических методик исследовать индивидуальные особенности военнослужащего
4. Определить свойства индивидуальных особенностей военнослужащего и описать их специфичность в условиях военно-профессиональной деятельности
Гипотеза: У военнослужащих с различными проявлениями личностных особенностей имеется различная направленность.
Методы и методики исследования: для изучения данной проблемы были выбраны методики «личностный опросник Айзенка» и «ориентационная анкета Б. Басса»
Глава 1. Теоретические основы изучения индивидуальных особенностей военнослужащего
1.1 Понятие об индивидуальных особенностях военнослужащего
На современном этапе развития вооруженных сил, требуется максимальное знание своей профессии от каждого военнослужащего. Для успешного выполнения поставленных перед командиром задач, от него требуется, знание своего личного состава, прежде всего их индивидуальных особенностей. Предметом данного исследования является закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военно-профессиональной деятельности. По определению, каждый человек, не имеющий патологических дефектов психической сферы, является личностью. Имея материальную основу, он в то же время отражает условия объективной среды, в которых формировался и развивался. В широком плане личность выступает интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. От того, каково содержание личности, во многом зависит, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Следовательно, знание сущности, структуры, содержания и механизмов формирования и развития личности позволит офицеру ВМФ не только успешно руководить своими подчиненными, но и более эффективно осуществлять мероприятия по организации различных видов их служебно-боевой деятельности, обучения и воспитания, укрепления организованности и порядка. Следует отметить, что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности.
Как известно, любая человеческая деятельность всегда субъективна. Не является исключением и военно — профессиональная. Условием ее осуществления выступает военнослужащий, который вполне определенно относится к окружающему миру, детерминированному специфическими факторами воинской службы. При этом структура внешней (материальной, объективной) и внутренней (идеальной, субъективной) деятельности взаимообусловлена. Структуры человеческой психики формируются благодаря механизму интериоризации на основе усвоения структур внешней деятельности. В то же время внутренние действия с помощью механизма экстериоризации подготавливают внешние. Это взаимодействие формирует в сознании человека специфическое субъективное отражение объективного мира, находящее реализацию в его внешних действиях (отношении к деятельности, ее качестве, взаимодействии с другими людьми и т.д.) и характеризует его уже как социально-биологическое существо, содержание которого раскрывается посредством понятия «личность».
Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности.[1]
Учет психодинамических свойств личности при обучении профессиональному ...
... Индивидуально - психологические особенности личности студента 3. Управление процессом обучения профессионально ориентированному общению . 11 Глава 2. Формирование коммуникативной компетенции в условиях профессионального ... приближенные к реальным жизненным условиям, к будущей профессиональной деятельности. Коммуникативная иноязычная деятельность на аудиторных занятиях имеет целью помочь студентам ...
Направленность личности военнослужащего проявляется в общих и частных целях воинской службы, нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, общем кругозоре, мотивах поведения, профессиональной подготовки, военно-профессиональной деятельности, целеустремленности при достижении значимых для военнослужащего жизненных целей.
Темперамент военнослужащего определяется типом нервной системы (холерическим, сангвиническим, меланхолическим или флегматическим) и проявляется в его подвижности или усидчивости, общительности, эмоциональности.
Показателями проявления характера военнослужащего являются: сила; отношение к коллективу, командиру (начальнику), себе, товарищам, военно-профессиональной деятельности; целеустремленность; устойчивость и работоспособность; принципиальность и ответственность при решении военно-профессиональных задач, выполнение социально-значимой работы; отношение к материальным и моральным стимулам.
Способности военнослужащего отражаются в овладении им различными видами военно-профессиональной и другой деятельности.
Представленные психические свойства личности военнослужащего проявляются преимущественно в сфере его межличностных отношений. Однако они также находят свое отражение в виде индивидуально-психологических качеств и в его военно-профессиональной деятельности. Наиболее существенными являются интеллектуальные и познавательные качества. Они в значительной степени характеризуются способностью к анализу, обобщению, сравнению; склонностями к конкретному виду военно-профессиональной деятельности; ведущими интересами и их направленностью (что читает, чем увлекается); методическими навыками в самостоятельной работе по самосовершенствованию; уровнем внимания и наблюдательности; характеристиками памяти и др.
1.2 Экстраверсия — интраверсия и нейротизм
Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию — интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности — психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности).
В общем смысле экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия — направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, — проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения — торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.
Поведение экспрессивное
... При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе ... степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены ...
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) — это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.
Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.[5]
Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.
1.3 Направленность личности
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).
Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.).
Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.[2]
Личность и характер человека 2
... характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и ... воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и ...
Виды направленности
Качества направленности
Связь с мотивационной сферой
Установки
Влечения
Интерес
Склонность
Желание
Стремление
Намерение
Убеждения
Мировоззрения
Направленность как система
Направленность на взаимодействие
Деловая направленность
Личная направленность
Виды направленности
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.
Качества направленности
Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.
Связь с мотивационной сферой
В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении).
Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления убеждения, мировоззрения.
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности
... деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности. ... педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений , признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех ...
Установки [6]
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.
Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.
Влечения
Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.
Некоторые авторы к неосознанным массивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.
Интерес
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).
Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...
... и индивидуальное субъективное образование. В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности для выявления личностных особенностей во многих областях ... – от подчеркивающих преимущественно биологическую, наследственную обусловленность личностных характеристик человека, до акцентирующих внимание на исключительно культурных факторах. Последнее направление ...
Склонность
Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.
Желание
Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.
Стремление
Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.
Намерение
Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.
Убеждения
Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.
Мировоззрения
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.
Направленность как система
Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
В соответствии с этим различают направленность на общение (О), деловую направленность на задачу (Д) и личную направленность, или направленность на себя (Я).
Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.
Направленность на взаимодействие
Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.
Деловая направленность
Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.
Личная направленность
Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.[4]
Выводы по первой главе:
1. Качество работы выполняемой военнослужащим зависит от его мотивов и индивидуальных особенностей
2. Знание типа темперамента, личностных особенностей военнослужащего, его направленности, позволяет командиру наиболее правильно определить род деятельности, подходящий каждому подчинённому
3. Метод психологического исследования экстраверсии — интраверсии личности с помощью опросника Айзенка — является самым актуальным в деятельности психолога корабля (части)
военнослужащий личностный индивидуальный айзенк
Глава 2. Общая характеристика выборки и обоснование методов исследования
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось поэтапно:
Первый этап: изучение литературы и руководящих документов по теме исследования, подготовка методического инструментария для психологического тестирования. Определена цель, задачи, последовательность изучения проблемы, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования индивидуальных психологических особенностей военнослужащего с помощью опросника Айзенка
Второй этап: в соответствии с целью и задачами исследования была выбрана методика Айзенка личностный опросник(EPI) и ориентационная анкета(определение направленности личности)
Третий этап: обработка собранных эмпирических данных, анализ результатов исследования, математико-статистическая обработка полученных данных, формулировка выводов.
Четвёртый этап: разработка рекомендаций и практические советы по работе с личным составом для определения типа личности и направленности в целях продуктивного выполнения поставленных боевых и учебных задач
2.2 Общая характеристика выборки и обоснование методов исследования
Исследование проводилось с курсантами 24 роты ВМИРЭ им. А.С. Попова.
Выборку составили 20 военнослужащих
Все испытуемые мужского пола, возраст от 19 до 23 года. Физически и психически здоровы. Добровольно поступили на военную службу в 2007 году.
Репрезентативность выборки определялась тем, что:
1) Данный коллектив состоит из военнослужащих проходящих военную службу по контракту.
2) Из 35 человек данного подразделения мной было обследовано 20 человек, что позволяет получить общую картину в целом.
2.3 Обоснование методов и методик исследования
Основным методом изучения индивидуальных особенностей военнослужащего в моей курсовой работе является психологическое исследование личности опросником Айзенка. Для определения направленности личности мною была выбрана ориентационная анкета Б. Басса. Исходя из темы курсовой работы мною была выделена шкала опросника Айзенка «экстраверсия — интраверсия» которая позволит нам изучить данную проблему в целом.
2.3.1 Описание методики «личностный опросник Айзенка»
Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.
Г. Айзенк пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.
Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия).
Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.
Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).
Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.
В данной методике использовались следующие шкалы:
Экстраверсия — интроверсия
Характеризуя типичного экстраверта, отмечается его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова:
ХОЛЕРИК — характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.
САНГВИНИК — характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
ФЛЕГМАТИК — этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
МЕЛАНХОЛИК — характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.
2.3.2 Описание методики «ориентационная анкета Б.Басса»
Методика используется для определения отдельного вида индивидуальной особенности — личностной направленности. Методика была предложена Б. Бассом в 1967 году.
В данной методике использовались следующие шкалы:
1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
2.4 Методы математико-статистической обработки
Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке. Для математического и статистического анализа материала использовалась программа MICROSOFT Excel, с помощью которой был осуществлен корреляционный анализ, и сравнительный анализ с помощью Т-критерий Стьюдента.
Критерий t — Стьюдента.
Для сравнения групп используется параметрический критерий t — Стьюдента для двух независимых выборок.
Сравнительный анализ позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга.
Исходные предположения для статистической проверки:
— одна выборка извлекается из одной генеральной совокупности, а другая выборка, независимая от первой, извлекается из другой генеральной совокупности.
— распределение изучаемого признака и в той и в другой выборке приблизительно соответствует нормальному.
Дисперсии признака в двух выборках примерно одинаковы.
Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (испытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых независимых выборок.
Ограничения: распределение признака и в той и в другой выборке существенно не отличается от нормального.
Критерий t — Стьюдента для приближенных расчетов, для близких по численности выборок (в нашем случае) находится по формуле:
где: — М1, М2 — средние значения выборок;
— у1, у2 — стандартные отклонения выборок;
— N1, N2 — количество членов в выборке.
Корреляционный анализ: совокупность основанных на математической теории корреляции методов обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами. К. а. экспериментальных данных заключает в себе следующие основные практические приёмы: 1) построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы; 2) вычисление выборочных коэффициентов корреляции или корреляционного отношения; 3) проверка статистической гипотезы значимости связи. Дальнейшее исследование заключается в установлении конкретного вида зависимости между величинами Зависимость между тремя и большим числом случайных признаков или факторов изучается методами многомерного корреляционного анализа. (вычисление частных и множественных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений).
Выводы по второй главе:
1. Таким образом мною были обоснованы количественные и качественные показатели выборки исследования, последовательность и содержание основных этапов курсовой работы.
2. В исследовании я пользовался методом математического анализа документов психологического тестирования.
3. Для проверки качества полученных данных были выбраны конкретные методы статистической обработки результатов.
Глава №3. Интерпретация результатов исследования и выработка рекомендаций по данной проблеме.
3.1 Результаты исследования
В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
По методике «Айзенка личностный опросник»:
1.Военнослужащих — экстравертов — 10
2.Военнослужащих интравертов — 10
Общие результаты проведенного психологического обследования индивидуальных особенностей военнослужащих, полученные с помощью методик «Айзенка личностный опросник» и «Ориентационная анкета», представлены в таблице №1;
Таблица №1
Характеристика личности |
Направленность личности |
Уровень нейротизма |
||||
Я |
О |
Д |
высокий |
низкий |
||
Экстраверты |
2 |
4 |
4 |
6 |
4 |
|
Интраверты |
6 |
2 |
2 |
5 |
5 |
|
Исходя из полученных данных можно сделать выводы что:
У военнослужащих — экстравертов:
Личностная направленность на себя(Я) преобладает у 2 человек — эти военнослужащие направлены на удовлетворение безотносительно работы, на достижение определённого статуса, агрессивны в достижении целей. Склонны к соперничеству, раздражительные, тревожные.
Личностная направленность на общение (О) преобладает у 4 человек — стремятся в любых условиях поддерживать отношения с людьми, скорее пожертвуют выполнением конкретной задачи, но окажут помощь людям. Ориентированы на социальное одобрение, зависимы от группы, испытывают потребность в эмоциональных отношениях с людьми.
Личностная направленность на дело (Д) преобладает у 4 человек — они заинтересованы в решении деловых проблем. Способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, ориентированы на деловое сотрудничество, выполнять работу как можно лучше.
Нейротизм (уровень эмоциональной стабильности):
Высокий — у 6 военнослужащих, они способны сохранять организованное поведение, хладнокровную целенаправленность в обычных и стрессовых ситуациях. Отлично адаптируются в любой обстановке. У них отсутствует напряженность, беспокойство, стремление к лидерству.
Низкий — у 4 военнослужащих — неустойчивые, нервные, с низкой адаптацией, склонны к быстрой смене настроения, чувству виновности и беспокойства, озабоченности. Присутствуют депрессивные реакции, неустойчивость в стрессовых ситуациях, рассеянность внимания.
У военнослужащих — интравертов:
Личностная направленность на себя (Я) преобладает у 6 человек
Личностная направленность на общение (О) преобладает у 2 человек
Личностная направленность на дело (Д) преобладает у 2 человек
Нейротизм(уровень эмоциональной стабильности):
Высокий — у 5 военнослужащих
Низкий — у 5 военнослужащих
Из полученных данных можно сделать следующие выводы:
У экстравертов, как более открытых, общительных, оптимистичных, импульсивных, ощущающих потребность в контактах, широком круге знакомств — в большей степени преобладает направленность на общение(О).
Такие военнослужащие в большинстве своём имеют высокие показатели эмоциональной стабильности.
У интравертов, как более спокойных, замкнутых, раздражительных, испытывающих потребность в планировании своих действий заранее, склонных к самоанализу, недоверяющих окружающим, сдержанных и контролирующих свои чувства — преобладает направленность на себя(Я).
Они как правило имеют более низкие показатели эмоциональной стабильности, нежели экстраверты.
Для лучшей наглядности, полученные данные можно представить в виде диаграммы.
Рис.№1: Зависимость направленности личности и уровня эмоциональной стабильности от характеристики личности.
3.2 Корреляционный анализ
Было проведено исследование взаимосвязи шкал «экстраверсия/интраверсия» и направленность личности «(Я) (О) (Д)» методом корреляции.
При помощи корреляционного анализа мы выявили следующие положительные взаимосвязи при P >.0,05 данные приведены в табл. № 2
Таблица №2 Взаимосвязь характеристики личности со шкалами методики «ориентационная анкета Б. Басса»
Э\И |
Я |
О |
Д |
||
Э\И |
1 |
||||
Я |
0,334227 |
1 |
|||
О |
0,070577 |
-0,13403 |
1 |
||
Д |
-0,17751 |
-0,29283 |
-0,80015 |
1 |
|
Примечание: *p<0,05
В ходе проведённого корреляционного анализа была выявлена отрицательная взаимосвязь между шкалами направленности личности (О) и (Д).ей
Согласно таблице№2 между «О» и «Д» выявлена отрицательная взаимосвязь, что означает — чем больше у военнослужащего направленность на общение, тем меньше направленность на дело. Т.е. военнослужащие с большей личностной направленностью на дело будут иметь меньшую направленность на общение и наоборот, военнослужащие с большей направленностью на общение имеют меньшую направленность на дело
Выводы по третьей главе:
1. Было произведено психологическое исследование, собраны и описаны его результаты для их дальнейшей обработки и анализа.
2. Был произведён корреляционный анализ, позволивший выявить взаимосвязи по исследуемым признакам.
3. На основе полученных результатов исследования сформулированы практические рекомендации для эффективного изучения индивидуальных особенностей военнослужащего.
Заключение
В данной курсовой работе были детально исследованы такие индивидуальные особенности развития военнослужащего как направленность и характеристика индивидуально — психологического склада человека (экстраверсия/интраверсия).
Таким образом в ходе исследования были установлены определённые зависимости между данными признаками. Хотя t — критерий Стьюдента не показал различий по определённым признакам, но выявленный в результате корреляционного анализа отрицательный коэффициент корреляции (r = — 0.80015) при p<0,05, говорит нам об обратной взаимосвязи между определённой характеристикой личности и её направленностью.
В ходе работы была достигнута основная цель исследования, для этого выполнены следующие задачи: 1) проанализирована литература по данной проблеме, 2) подобраны необходимые методики, 3) проведено экспериментальное психологическое исследование индивидуальных особенностей развития военнослужащих, 4) выявлены определённые зависимости, сформулированы практические рекомендации по исследуемой проблеме.
Таким образом выдвигаемая гипотеза подтверждена.
Практические рекомендации по результатам исследования
1. Уделять особое внимание изучению индивидуальных особенностей военнослужащих на начальной стадии формирования воинского коллектива согласно положениям «Руководства по психологической работе в вооруженных силах Российской Федерации».
2. Руководствуясь положениями приказа МО №79 «О совершенствовании воспитательной работы в вооруженных силах РФ» пользоваться наиболее эффективными методами изучения личностных особенностей подчинённых, постоянно совершенствовать навыки психологического изучения личного состава.
3. Оказывать непосредственное участие в формировании направленности личности военнослужащего, в интересах качественного выполнения специфических задач воинской деятельности.
4. Уметь, и всегда быть готовым выдать необходимые рекомендации подчинённым, ответить на возникающие у личного состава вопросы, касающиеся того или иного вида деятельности на корабле (в части).
Список используемой литературы
1. Дружинин В.Н. «Экспериментальная психология»
2. Маклаков А.Г.: Общая психология — Спб.: Питер, 2005 год
3. Пашукова Т.И, Допира, А.И. Дьяконов Г.В. «Практикум по общей психологии» под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб.: Питер, 2004 год
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии
5. Психология и педагогика. Военная психология: под ред. А.Г. Маклакова.: Питер, 2005 год
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПБ.: Питер, 2005.
7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 349 с.
Размещено на