Лекция 3. Биологические основы потребностей и их сущность
3.1. Индивидуальные физиологические и психические особенности человека — основа потребностей.
3.2. Понятие потребностей.
3.3. Потребности, интересы, ценности
– основа его потребностей
Жизнь человека, как и всякого живого существа, имеет приспособительный характер, т.е. представляет собой адаптацию. Адаптивная природа жизни касается не только биологического, но и социального бытия человека. Человек существует как единое биосоциальное существо, и это определяет его физиологическую адаптацию в качестве единой основы его существования вообще и потребностей в частности.
Современные физиологические научные данные позволяют раскрыть содержание адаптации как единства трех элементов: общего адаптационного синдрома, памяти и доминанты. Эти элементы характеризуют адаптацию индивида к меняющимся условиям среды как процесс, в котором выделяются четыре стадии.
Первая стадия заключается в возникновении адаптационного синдрома (стресс-синдрома) как разрешение противоречия, возникающего в организме при предъявлении к нему каких-то новых требований. Иначе говоря, меняющаяся жизнь предъявляет такие требования к организму, которые он не может обеспечить, ибо функционирует по-старому. Возникает стресс-синдром, т.е. мобилизация в организме внутренних (структурных и энергетических) ресурсов и их направленное перераспределение, обеспечивающее требуемую адаптацию. Общий адаптационный синдром выступает в роли фактора, играющего важную роль в перепрограммировании приспособительных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой.
Вторая стадия – в результате перестройки функций организма создается устойчивая адаптация к новым условиям и требованиям. Затянувшийся стресс-синдром из механизма адаптации может превратиться в разрушительный фактор, который приводит к заболеваниям организма.
Третья стадия-стадия завершенной долговременной адаптации, когда на основе новых внутриорганизменных связей вырабатывается достаточно совершенное приспособление человека к новым условиям среды и новым ситуациям.
Четвертая стадия-стадия износа и функциональной недостаточности. Она необязательна и возникает лишь при чрезмерном напряжении адаптации, т.е. при высокой «структурной цене» адаптации, при перенапряжении организма. Правда, человеческий организм наделен системой поведенческих реакций, которые направлены на устранение длительного перенапряжения (например, использование разных путей и форм приспособления преодоление препятствие или его обход, разных технических средств – от простого рычага до сложнейших машин, смена отношения к новым условиям – от «обойдусь и без них …» до «а пошли вы все подальше…»).
Адаптация организма парашютистов в процессе выполнения прыжков с парашютом
... и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях (Бугров С.А., 1991). Прыжок с парашютом является экстремальным для организма человека видом деятельности, при выполнении которого он ... с парашютом в динамике исследования. Объект исследования – адаптация организма парашютиста. Предмет исследования – влияние прыжков на организм парашютистов. Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Теоретические основы ...
Всякое состоявшееся приспособление включает то или иное структурное преобразование клеток и межклеточных связей, которое может длительно сохраняться, т.е. образуется память.
И наконец, адаптация – это всегда организация жизнедеятельности организма с определенной направленностью, т.е. реализацией доминанты. Поэтому адаптация представляет собой единство стресс-синдрома, памяти и доминанты. Данные понятия выражают такие динамические отношения, которые охватывают человека как единство организма и личности.
Адаптация раскрывает самый фундаментальный физиологический механизм взаимодействия человека и окружающей его среды. Она характеризует биологический механизм человеческой жизнедеятельности. Соединение биологической и социальной сторон человеческой жизнедеятельности происходит на уровне витальных (жизненных) функций.
Осуществление витальных функций человека обусловлено, как показывают современные психологические и физиологические исследования, взаимодействием трех программ развития: филогенетической, социальной и онтогенетической. Вследствие этого жизненный путь человека не предопределен изначально какой-либо одной программой, а на основе исходной программы самопрограммируется по ходу развития индивида. И это самопрограммирование осуществляется под влиянием программирующих воздействий среды, общества. Социальная программа, которой нет у животных, представляет собой лишь возможность, которая становится действительной программой индивидуального развития при столкновении с внутренними программами развития и преломлении в них. Таким образом, человеческое бытие представляет собой взаимодействующее единство общего (заключенного как в филогенетической, так и в социальной программе) и единичного, содержащегося в индивидуально формирующейся программе онтогенеза.
Что же конкретно представляют собой программы индивидуального развития человека?
Филогенетический компонент программы – это эволюционно приобретенное биологическое богатство человеческой природы, которое включено в уникальный для каждого индивида генотип.
Онтогенетическая программа развития это развивающаяся в ходе индивидуальной жизни программа, воплощенная в телесной организации человека. Онтогенетическая программа развития включает в себя в качестве исходного компонента филогенетическую, Складывающаяся структура личности на определенном этапе развития индивида становится ядром онтогенетической программы. Личностный компонент программы индивидуального развития обусловлен социальными условиями жизни индивида и социальной программой его развития.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... из этих граней. Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как ... человеческого рода, верно и для онтогенеза - процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для ...
Социальная программа – это система существующих в обществе ценностей, которая представляет собой личностное воплощение основного содержания конкретно-исторического общества.
Все три программы индивида существуют как внутреннее психофизиологически своеобразное состояние каждого человека. Внешнее же свое выражение, проявление они находят в витальных функциях индивида. Эти функции индивида представляют собой единство общего (физиологического, психического и социального), присущего каждому человеку, и единичного, специфического, уникального, выражающего индивидуальность.
Витальные функции выражают основные направления жизнедеятельности индивида. Имея физиологическую природу, они представлены не только в психике индивида, но и в его сознании как переживание индивидом его запросов, всего необходимого для жизни в разнообразных формах. Осознание витальных функций имеет широкий диапазон – от неясных, смутных ощущений до четкого понимания того, что индивиду необходимо.
Всякая жизненная функция индивида есть взаимодействие его с определенными объектами внешнего мира и поэтому переживается как нужда в таковых.
Витальные функции человека образуют внутреннюю систему, на которой основываются все мотивы (побудители) его поведения и деятельности, в том числе и самый фундаментальный побудитель –потребности.
Основные витальные функции сводятся к следующим четырем классам :
1) Индивидуально – органические;
2) Родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);
3) Познавательно — деятельностные;
4) Социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости и т.Д.).
Функции всех четырех классов имеют свои биологические основания, поскольку являются результатом взаимодействия внутренних – генетических структур и внешней среды. Все функции при этом специализированы, т.е. ни одна из них не является чисто биологической, хотя соотношение общебиологического фундамента и социального преобразования в разных классах функций различны. В первых двух больше содержится биологического, а во вторых двух – социального.
Социальные свойства человека не одинаково проявляются у разных индивидов. Генетическая обусловленность социальности индивида получает свою индивидуальную выраженность в зависимости, с одной стороны, от индивидуальности онтогенетической программы, а с другой – от особенностей социальной среды, в которой живет индивид.
Таким образом, деятельность человека зависит от взаимодействия внутренних (генетических) и внешних (общественных) факторов. И в этом взаимодействии не следует преувеличивать ни одну из сторон, впадая в крайность биологизма или социологизма.
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда ... подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется ...
Витальные функции человека побуждают, подталкивают его к действиям. Поэтому классификация витальных функций является вместе с тем классификацией фундаментальных запросов и потребностей человека, необходимых для его существования.
3.2. Понятие потребностей
Со второй половины 70-х годов XX века проблема потребностей получила в отечественной литературе (психологической и философской) активное осмысление. Многочисленные публикации, появившиеся за прошедшее время, обнаруживают большое разнообразие воззрений на потребности. Вместе с тем просматриваются и сходные позиции по наиболее важным вопросам, которые позволяют провести их группировку и выделить основные точки зрения.
Важным вопросом проблемы потребностей является вопрос о сфере их распространения. По этому вопросу сложились две точки зрения.
Первая утверждает, что потребности присущи всем живым организмам. Будучи неотъемлемым свойством всего живого, они представляют внутренний стимул, побудитель активности живых организмов. Один из представителей этой точки зрения А.Г. Здравомыслов утверждает: «Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды». Понимание потребностей как нужды всех живых организмов в чем-либо для поддержания их жизнедеятельности получило настолько широкое распространение, что проникло в словари. Например, философский энциклопедический словарь определяет, что потребность – это «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом».
Данная точка зрения огрубляет вопрос о побудителях животной активности и человеческой деятельности, сводя их к единому основанию. На самом же деле они настолько различны, что приписывать существование потребностей животным – это значит, с одной стороны, очеловечивать животных, а с другой стороны – превращать человека в животное. И то, и другое представляют неправомерные крайности.
Вторая точка зрения утверждает, что побудителем животной активности выступает нужда, а человеческой деятельности – потребность. Между нуждой животного и потребностью человека существуют не меньшие качественные различия, чем между биологическим и социальным, утверждает автор этой точки зрения М.В. Тараткевич. Действительно, все живое тем и отличается от мертвого, что имеет обусловленные обменом веществ надобности – нужду. Например, растение нуждается в солнечном свете, воздухе и влаге; животное – в пище, воде, воздухе. Удовлетворение этой нужды в процессе взаимодействия с внешней средой является основным условием существования живого организма. «Потребности, справедливо отмечает М.В. Тараткевич, в отличие от нужды – нечто более заглубленное в сущности человеческой личности… Они, потребности, органически вплетаются в ее социальный строй…».
Человеческие потребности в отличие от животной нужды не запрограммированы в генетическом коде, а формируются прижизненно вод влиянием общественной среды. В процессе удовлетворения потребности человек не просто потребляет готовые продукты природы, а производит их из природных материалов. При этом человек осуществляет производство не только под влиянием существующих потребностей, но и, исходя из возможных потребностей, которые возникнут в будущем,человек производит и по законам красоты.
процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей ...
... охарактеризовать как интеллектуальное. Согласно этому направлению, всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, т.е. с интеллектуальной деятельностью человека. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит ... М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с. 4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, ...
В понимании потребностей, пожалуй, самым важным является вопрос об их сущности.
Все авторы сходятся на том, что потребность связывает человека с окружающим его внешним миром, выступает побудительной силой в обеспечении его жизнедеятельности. Но связь эта понимается по-разному: одними как определенное внутреннее свойство человека, побуждающее его к установлению связей с миром; другими — как уже существующее отношение (как правило, противоречивое) человека к внешнему миру.
Потребности представляют собой сложные комплексные образования, единства трех сторон – физиологической, психической и социальной. Они существуют не в виде какого-то нейрофизиологического свойства или органа (хотя определенная физиологическая основа и присутствует в потребностях) или в виде определенной психической характеристики (хотя потребности и переживаются психологически), или в виде социального отношения (хотя и оно является необходимой составной частью потребностей).
Потребности существуют в виде сложных процессов, в каждом из которых выделяются в качестве этапов, сторон, моментов и физиологическая, и психическая, и социальная стороны. Поэтому в потребностях заключены и свойства (психофизиологические), и отношения (как психофизиологические между внутренними структурами организма, так между организмом и внешней средой).
В каждой потребности действуют физиологические противоречия (между организмом и средой, между стресс — синдромом и памятью, между доминантой и стресс-синдромом, между гормонами и клеточными структурами и т.д.), психические противоречия (между физиологическими процессами и их психическим отражением, между чувственными переживаниями и пониманием отношений организма и среды, между старой и новой доминантами и т.д.) и социальные противоречия (между индивидуальным и общественным, между свободой индивида и ответственностью, между потребностью и имеющимися возможностями ее удовлетворения и т.д.).
Выделение физиологической, психической и социальной стадий в процессе существования потребности имеет относительный характер. Это значит, что об этих стадиях можно говорить лишь по преимущественному проявлению их, т.к. взаимодействие и взаимопроникновение их друг в друга достаточно глубоко. Благодаря этому взаимопроникновению в существовании и развитии потребности обнаруживаются процессы физиологические, психофизиологические, психические, психосоциальные и социальные.
Что касается взаимодействия внутреннего и внешнего в процессе существования и развития потребности, то оно присутствует на всех стадиях. Зарождение потребности связано с таким внешним проявлением индивида, которое запускает внутренние физиологические процессы.
Существенной особенностью потребностей является их объективный характер. Объективный означает в философии существующий вне и независимо от человека (субъекта), а все принадлежащее субъекту определяется как субъективное. Что касается потребностей, то они представляют собой единство внутреннего (принадлежащего человеку) и внешнего (принадлежащего объекту).
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...
... одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом: Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель ... напряжения вызывают у них замедленную деятельность, отключение. Для меланхолика очень важна обстановка на уроке. Она должна быть спокойная. Новые люди на уроке могут смутить его ...
Однако внутренние стадии, свойства, отношения потребностей субъективны лишь по форме, а по содержанию объективны, т.е. независимы от субъекта, от воли и желания человека. Например, у человека есть потребность в пище – это его внутреннее состояние и отношение к внешнему миру, но он не может приказать себе не есть, ибо тогда через определенное время он вообще перестанет существовать. Следовательно, потребность хотя и принадлежит человеку, но имеет объективный характер.
На основании всего сказанного надо отметить такие, наиболее важные характерные особенности потребности:
1. Потребность – это чисто человеческое явление (у животных – нужда)
2. Потребность представляет собой единство свойств и отношений (внутренних и внешних; физиологических, психических и социальных).
3. Потребность имеет процессуальный, динамический характер, т.е. проходит этапы возникновения, развития и удовлетворения.
4. Процесс существования потребности имеет комплексный характер, т.е. представляет собой единство и взаимодействие физиологического, психического и социального.
5. Потребность имеет объективный характер, т.е. хотя и принадлежит человеку, но существует независимо от его воли и желания.
6. Потребность выступает самым глубоким, фундаментальным побудителем человеческой деятельности.
Сводя воедино характерные особенности потребности, можно предложить следующее определение. Потребность – это объективный, фундаментальный побудитель человеческой деятельности, который – представляет собой комплексный (и глубоко противоречивый) процесс взаимодействия физиологического, психического и социального, состояний и отношений, внутреннего и внешнего.
3.3. Потребности, интересы, ценности
Потребности выступают не единственными побудителями человека к деятельности. Побудителями являются интересы, желания, обязанности, капризы, прихоти, убеждения, ценности и т.д. Однако наиболее важными из них являются потребности, интересы и ценности. Для лучшего уяснения природы потребностей необходимо сопоставить их с интересами и ценностями.
В понимании интереса нет единства мнений в отечественной литературе. Выделяются три основные точки зрения:
Первая из них сводит интерес к духовному, сознательному, субъективному образованию. Например, стоящий на такой позиции Д.А. Кикнадзе дает следующее определение: «Интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации, сознательная направленность человека к удовлетворению неудовлетворенной потребности»
Вторая, противоположная точка зрения рассматривает интерес как объективное явление. Эту точку зрения выражает, например, М.С. Кветной, который считает, что «интересы как объективный феномен структуры личности, ее деятельности, стоят в одном ряду с ее потребностями, они вместе с потребностями характеризуют состояние человека, его избирательное отношение к условиям жизни».
Бщение как потребность существования человека
... установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя ... невозможно существование общества и, соответственно, жизнь индивида. Коммуникативные умения имеют творческий характер: ... интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений; любовь - интимные чувства людей, ...
Третья точка зрения сводится к определению интереса как единства объективного и субъективного. Например, по определению А.Г. Здравомыслова, «интерес… есть единство выражения внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта». Данная точка зрения представляется наиболее убедительной. Действительно, интерес как специфический побудитель человеческой деятельности, с одной стороны, ориентирован на внешние объективные социальные условия удовлетворения потребности. С другой стороны, он заключает в себе отражение человеком этих условий, их оценку и субъективный выбор из всех имеющихся конкретных путей, форм, средств, способов удовлетворения потребностей. В этой связи интерес часто определяют как осознание потребности. Однако с этим трудно согласиться, поскольку интерес представляет собой специфический побудитель человеческой деятельности, существенно отличающийся от потребности. Благодаря тому, что интерес не только объективен, но и субъективен в то же время, человек может видоизменять имеющийся интерес, заменять один интерес другим переходить от ряда частных интересов к одному общему. При этом субъективное предпочтение одного интереса другому или изменение имеющегося обусловлено не только волей, желаниями, капризами человека, но и условиями его жизни в обществе. Поэтому в интересах прямо отражается социальное положение индивидов, их принадлежность к тем или иным малым и большим социальным группам, другим социальным субъектам.
В то же время интерес тесно связан с потребностью. Предметы, процессы, услуги, на удовлетворение, которых ориентированы потребности, являются также и предметами их интересов. Только если предмет потребности имеет обобщенный характер (например, еда, одежда и т.д.), то предмет интереса конкретизирован (например, бифштекс с гарниром, демисезонная куртка и т.д.).
Интерес представляет собой конкретизацию потребности. Если потребность заключает в себе задачу, то интерес – способ ее решения.
Интерес имеет объективно – субъективную природу, не только по своей сущности, но и по происхождению. Всякий интерес порождается двумя причинами: объективной – потребностью и субъективной – ценностью. При этом под ценностью понимается все то, что человек наделяет социальной значимостью. Сюда входит все многообразие предметов человеческой деятельности, общественные явления, процессы, отношения и включенные в них природные явления. Важнейшей особенностью ценностей является их субъективность, т.е. полная зависимость от человека (субъекта). Эта зависимость настолько сильна, что ценное для одного человека может не иметь никакой ценности для другого. На основе складывающейся у каждого человека системы ценностей вырабатываются ценностные ориентации. Они закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивают важное, существенное для данного человека от неважного, несущественного. В силу этого ценности (и особенно ценностные ориентации) выступают важным субъективным побудителем человеческой деятельности. Они не только самостоятельно порождают ту или иную деятельность человека, направляют ее в определенное русло, но и вместе с потребностями порождают интересы. Благодаря ценностям в интересах возникает субъективный момент.
Цвет в жизни и деятельности человека.
... полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и функции). ... групп с помощью гармонизатора «Цветовой квадрат». Закономерности воздействия цвета на человека. Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового воздействия. Закономерности ...
Таким образом, интерес по своему происхождению представляет, с одной стороны, конкретизацию потребности, а с другой – актуализацию ценности. Сама по себе ценность существует как возможность определенного поведения, действия человека по отношению к предметам, явлением, процессам, другим людям. Когда же она воплощается в интерес, тогда она начинает превращаться в действительность и далее выражается в овладении предметом, осуществлении определенной деятельности, совершении поступка, получении услуги и т.д.
В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности. Как таковой он не только продолжает потребность, конкретизируя ее, а ценность, – актуализируя, но и самостоятельно определяет последующие мотивы человеческой деятельности, ее еще более конкретные побудители (желания, капризы, прихоти, поводы и т.д.).
Поскольку в реальной жизни все побудители человеческой деятельности срабатывают более или менее одновременно, постольку происходит их наложение друг на друга. Однако, среди них существует определенная иерархия, некоторая соподчиненность. Самый фундаментальный, объективный побудитель – потребность: она выступает первичным побудителем человеческой деятельности. Вторичный, объективно-субъективный – это интерес, а третичные – субъективные, среди которых наиболее устойчивыми являются ценности, а наименее – капризы.
Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме. Интерес менее фундаментален и поэтому подвержен изменению, замене и другим превращениям в ходе человеческой деятельности. Наконец, субъективные побудители в ходе деятельности могут возникать и быстро исчезать, сменяясь другими, в результате полного или частичного удовлетворения либо только проявив себя и не получая никакого удовлетворения. И наоборот, в любом примере человеческой деятельности можно обнаружить потребность как самый фундаментальный, объективный побудитель ее, интерес как объективно-субъективный побудитель и не один, а несколько субъективных побудителей.
Иначе говоря, побудители человеческой деятельности находятся в тесном взаимодействии. При этом они оказывают разное воздействие на течение деятельности: наибольшее и самое устойчивое – потребности; меньшее воздействие и по силе, и по длительности оказывают интересы; а наименьшее – субъективные побудители. Особое место среды субъективных побудителей занимают ценности. Они не только самостоятельно оказывают влияние на человеческую деятельность, но и вместе с потребностями порождают интересы.
Управленческая характеристика теории иерархии человеческих потребностей ...
... тем, кем могут стать. Объектом изучения данной курсовой работы является теория иерархии потребности А. Маслоу, ее характеристика и применение в управленческой практике. Основываясь на этом данная ... Издательство Питер, 2006. - 352 с. 22. Маслоу А. "Новые рубежи человеческой природы" / Маслоу А. - 1999. - 425 с. 23. Кузнецова М.И. “Мотивация деятельности” / Кузнецова М.И. - Спб.: Фирма, 2005. ...
Лекция 5. Индивидуальные и общественные потребности
5.1. Индивидуальные потребности.
5.2. Общественные потребности.
5.1. Индивидуальные потребности
Любые социальные группы и общество в целом складываются из индивидов. В обыденной жизни кажется, что большие социальные группы являются первичными, главными, определяющими по отношению к индивиду. Ведь повседневный опыт показывает нам, что человек родился, а та большая социальная группа, в которую он войдет, когда вырастет, получит образование и станет специалистом в определенной профессии, уже существует. Но если поставить вопрос иначе: как возникает любая большая социальная группа? То ответ на него приведет к противоположному выводу. Действительно, возникновение любой (малой или большой) социальной группы начинается с того, что появляется один человек, который начинает, к примеру, добывать себе средства существования таким способом, каким в данном обществе не пользовался никто – вымогательством (рэкетом).
Успех на этом поприще одного индивида вдохновил другого, третьего на такую же деятельность. И когда в обществе много людей соорганизуясь начинают добывать себе средства существования таким способом, тогда и возникает новая социальная группа – рэкетиров (организованная преступность).
Таким образом, первичным, определяющим выступает не социальная группа, а индивид, точнее говоря, множество индивидов, действующих однотипными способами и в одном направлении. Так возникают любые социальные группы.
К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями. Поэтому индивидуальные потребности являются не только источником возникновения групповых и общественных потребностей, но и их фундаментальной основой.
Ведь любая группа существует в конечном счете для удовлетворения каких-то общих потребностей, возникающих у ряда индивидов. Как только индивиды утрачивают эти потребности в силу тех или иных обстоятельств, группа тотчас распадается, исчезает.
Все потребности индивида в той или иной мере имеют социальный характер, ибо все они социально обусловлены. И эта социальная обусловленность выражается как в культурно-историческом, так и в актуальном воздействии на процесс развития индивида совокупности социальных условий его жизни. В то же время у индивида есть потребности, в которых биологический характер преобладает над социальным, является ведущим. Такие потребности называются биологическими (физиологическими).
У каждого индивида в процессе его жизнедеятельности возникает множество самых различных потребностей. Однако все они как показывают научные исследования, основываются на определенной системе потребностей, которая имеется у каждого индивида. Эта система основных и наиболее общих потребностей индивида называется базовой. Она определяется всеобщей биосоциальной сущностью индивидов.
Наиболее глубокую разработку системы базовых потребностей индивида осуществил известный американский психолог А.Г. Маслоу. Он представил классификацию базовых потребностей в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические (биологические) потребности, а далее следуют более высокие человеческие потребности. Причем удовлетворение высших потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение низших потребностей. Действительно, о каком достоинстве, уважении и самоуважении человека как высших потребностей можно говорить, если этот человек нищ, ему голодно и холодно?
Исходной базовой потребностью индивида, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т.е. совокупность физиологических потребностей – в еде, питье, одежде и т.д. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.
Потребность в социальной защищенности – следующая по восходящей значимости базовая потребность индивида. Сюда входят гарантии будущего удовлетворения физиологических потребностей (наличие хорошо оплачиваемой работы, счета в банке, страхового полиса и т.д.), заинтересованность в таких общественных порядках, которые защищают индивида, обеспечивают его права и свободы, в предсказуемости действий государственной власти, отсутствии тревоги за личную безопасность и т.д. Одним из проявлений этой потребности является стремление иметь религию или философию, которая бы упорядочивала воззрения на мир и определяла место человека в нем.
Потребность в общности – третья базовая потребность. Она выражается в симпатии, дружбе, любви, в простом человеческом участии, в надежде на то, что не только успехи, радости, победы индивида, но и его страдания, горе, несчастье будут разделены с другими. Индикатором неудовлетворенности данной потребности является чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы отрицательно сказывается не только на самочувствии индивида, но и на общем состоянии его психики.
Потребность в уважении и самоуважении – четвертая базовая потребность индивида. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, – например, за мастерство, компетентность, ответственность и т.п., чтобы признавали его заслуги, его незаменимость и т.д. Но признания со стороны других еще не достаточно. Индивиду очень важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность; знать, что занят нужным и полезным делом, что занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение – это также забота о своей репутации, о своем престиже. Свидетельствовам неудовлетворения данной потребности человека являются разочарованность, беспомощность, чувство слабости.
Завершающая, по Маслоу, базовая потребность – самореализация. Эта потребность реализуется через проявление всех способностей, задатков и талантов индивида. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой – главный механизм удовлетворения потребности самореализации.
Классификация индивидуальных потребностей по Маслоу, конечно, не обладает исчерпывающей полнотой. Достаточно сказать, что Маслоу выделял еще такие базовые потребности, как потребность в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении. Но так и не вписал их в свою пятичленную систему. Видимо, количество базовых потребностей может быть и другим, гораздо большим. И вместе с тем классификация Маслоу привлекательна тем, что охватывает все жизненно важный для индивида потребности и выстраивает их в определенной субординации, которая имеет место в жизни. Удовлетворение низших потребностей является необходимой предпосылкой для удовлетворения высших. Эта закономерность, отмеченная Маслоу, имеет важное значение для понимания связи между материальными и духовными потребностями. Последние как истинно человеческие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения материальных (физиологических) потребностей. В соответствии с этой закономерностью первые четыре базовые потребности Маслоу считает потребностями недостатка, определенной нужды. Таланты же и способности, составляющие комплекс самореализации человека, рассматривает как потребности роста индивида.
Теория базовых потребностей индивида, по Маслоу, не накладывает никаких (кроме моральных) ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения. Это хорошо согласуется с отсутствием принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития общества. Не ставит она каких-либо препятствий и на пути развития индивида. Свободный индивид способен при его желании к бесконечному саморазвитию, самосовершенствованию. В этом плане теория потребностей Маслоу выглядит даже слишком оптимистичной. Ибо человек в реальной жизни не только занимается саморазвитием, но и делает частенько то, что ведет его к разрушению, деградации. Человек впадает в заблуждения, творит зло, совершает преступления. Как объяснить это с помощью теории потребностей Маслоу?
А.Г. Маслоу не отрицает: да, зло играло и продолжает играть существенную роль в человеческой жизни и историческом развитии общества. Но он отказывается принимать зло в качестве базовой характеристики индивида. Считая сущность человека в целом доброй, американский психолог склонен рассматривать садизм, жестокость, злобу и т.п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, эмоций, способностей. Дурные поступки людей в сущности своей реактивны, а не инстинктивны – таково глубокое убеждение Маслоу.
Думается, что Маслоу в этом вопросе односторонне подходит к человеку и его потребностям. Также односторонним (хотя и несколько отличным от Маслоу) является подход и отечественного философа П.К. Гречко, который пишет: «Злое начало становится со временем таким же внутренним формированием (привычной реакцией, предрасположенностью) человека, как и доброе. Зло, видимо, следует квалифицировать как обобщенную форму интериоризации (перехода извне внутрь – В.Ч.) каких-то издержек в социализации человека, напряжений и антагонизмов в его общественном бытии. Вторичность же этой структуры в рамках человеческой природы указывает на небеспочвенность тысячелетней гуманистической мечты человечества о справедливом и свободном устройстве общественной жизни» (Человек как философская проблема : Восток – Запад. – М. : Изд-во УДН, 1991. – С. 175).
Односторонность позиции и Маслоу, и Гречко состоит в том, что потребность индивида они рассматривают как качественно однородное – положительное в этическом плане явление. Отрицательные же этические характеристики считают чем-то случайным, внешним исключительным для потребностей по их сути. Думается, что это не так. На самом деле потребности индивида как побудители его деятельности могут быть наполнены разным по качеству содержанием.
Поскольку индивид не может существовать в одиночестве, он всегда входит в те или иные малые и большие социальные группы, общество в целом. И эти всевозможные группы выступают по отношению к индивиду не просто внешними факторами, а в разной степени противоположностями. Более того, отношения между индивидом и разными противоположностями развиваются и в какой – то момент превращаются в противоречия. Эти противоречия в самом общем виде могут быть определены, как противоречие между индивидуализацией и социализацией. Индивидуализация воплощает индивидуальное своеобразие, самобытность каждого человека, а социализация – специфику конкретно-исторического существования общества, усвоенную индивидом. Специфика общества существует и как внешний по отношению к индивиду фактор, и как некоторая часть его, которая перешла в процессе воспитания и образования индивида в его внутренний мир. И уже во внутреннем мире индивида, в его потребностях и интересах образует противоречие с его индивидуальностью. Поэтому внутренний мир индивида (и в том числе его потребности и интересы) глубоко противоречив. Каждый элемент его, каждая потребность индивида может иметь разное качественное содержание. Например, потребность в общении может иметь самую разную направленность: дружелюбную и агрессивную; бескорыстно добрую и небескорыстно добрую; агрессивность, направленную на врагов общества (герой) и агрессивность, направленную на своих (хулиган) и т.д.
Разрешение разных противоречий внутреннего мира индивида, разных его потребностей может осуществляться по-разному. Одни разрешаются стабильно в пользу выработанной ценностной ориентации (например, потребность в одежде удовлетворяется в связи с ценностной ориентацией на один какой-то избранный раз и навсегда стиль – часто на стиль, господствовавший во времена молодости индивида).
Другие разрешаются в связи с конкретно-исторической ситуацией (например, после падения господства КПСС в российском обществе у многих появилась потребность в религиозном мировоззрении, которое усиленно поддерживается новой властью).
Третьи противоречия разрешаются в зависимости от обстоятельств складывающихся в данный момент для индивида, его понимания этих обстоятельств, его сиюминутного настроения и т.д. Поэтому одни и те же потребности индивида могут быть наполнены разным содержанием в разное время и удовлетворять их индивид может по-разному. Иначе говоря, качество содержания потребностей может быть различным.
Все это свидетельствует о внутренней противоречивости потребностей индивида, о возможности разного разрешения этих противоречий и поэтому о возможном многообразии качественного содержания потребностей индивида. Отсюда и подход к потребностям индивида не может быть односторонним. Он должен учитывать обе противоположности, присутствующие в каждой потребности индивида, противоречивости отношений между ними и возможность разного разрешения этих противоречий.
Человечество по мере своего развития стремится к такому разрешению внутренних противоречий в потребностях индивида, которое способствует наилучшему развитию прежде всего общества. Однако современный уровень развития передового человечества таков, что успешное развитие общества невозможно уже без наиболее полной реализации индивидуальности каждого человека. Поэтому и разрешение противоречий внутреннего мира современного индивида должно быть ориентировано, прежде всего, на развитие и реализацию его индивидуальности.
Базовые потребности индивида, систематизированные Маслоу, имеют значение не только как характеристика современного уровня развития человека, но и как ориентир на будущее. Причем этот ориентир бесконечен. «В самом деле, — справедливо замечает П.К. Гречко, — разве можно будет, когда–нибудь сказать: все, хватит – материальных благ, социальной защищенности, уважения, самоутверждения и т.д. Допустима поэтому градация. В отношении потребностей нужды или недостатка, как их обозначил А.Г. Маслоу, можно, видимо, говорить о каком-то минимуме. Хотя бы по аналогии с прожиточным минимумом – статистическим, но вполне реальным индексом нашей жизни. Применительно же к потребностям роста такого минимума просто нет – он исключается логикой совершенствования человека. Процесс самосовершенствования воодушевляется всегда максимумом, а не минимумом» (Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М., 1991. – С.176).
Перед каждым индивидом базовые потребности выступают в виде задач, ждущих своего решения, или возможностей, требующих своей реализации. Таким образом, базовые потребности индивида составляют не только основные направления его развития, но и критерии (измерители) уровня его развития. Более того, базовые потребности индивида могут быть и должны быть критериями развития и общественной жизни. Чтобы обосновать этот важный тезис, необходимо рассмотреть природу групповых и общественных потребностей, их взаимодействие с индивидуальными потребностями.
5.2. Общественные потребности
Научные исследования в XX веке сложно-динамических систем (элементарных частиц, биологических образований, общественных явлений) позволяют утверждать, что общество – это не всякая и не простая совокупность составляющих его индивидов. Конечно, общество складывается из индивидов и не может существовать без них. Однако не всякие объединения индивидов образуют общество.
Первичными объединениями индивидов выступают малые социальные группы. Они имеют общие потребности, интересы, цели. Например, футбольная команда. В круг забот футболистов входит только забивание голов противникам и ничего более. То есть они не озабочены ни производством продуктов питания, ни строительством стадионов, ни оказанием медицинской помощи при травмах, ни многим другим, чем озабочено общество. И поэтому любая малая социальная группа – это еще не общество.
В отличие от малой социальной группы общество – это такое объединение людей, которое обладает самодостаточностью, т.е. способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия для совместного существования. Общество – это не просто совокупность образующих его индивидов, а самодостаточная система. И как система оно обладает такими качествами, какими не обладают составляющие его индивиды в отдельности. Системные качества представляют собой не просто сумму однородных качеств, а их обобщение и преобразование. Качества индивидов, которые объединены в общественную систему, обобщаются в том плане, что при вовлечении их в общество происходит извлечение из них общего и отбрасывание единичного, индивидуального. И это общее множества индивидуальных качеств при объединении подчиняется целям и задачам самодостаточного существования системного целого. Вследствие этого обобщенные индивидуальные качества превращаются в новые – общественные качества.
Этот механизм действует и в процессе превращения индивидуальных потребностей и интересов в общественные. Однако превращение это происходит не сразу, а через потребности и интересы малых социальных групп. Последние выступают в виде своеобразного переходного звена между потребностями индивида и общества.
Обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе приводит, во-первых, к качественному изменению их содержания. Возьмем, к примеру, индивидуальную потребность в самоутверждении. Малая социальная группа тоже проявляет в определенной мере самоутверждение, осуществляя конкурентную борьбу с малыми аналогичными социальными группами. Но это самоутверждение существенным образом отличается от самоутверждения индивида в этой же малой социальной группе. Самоутверждение индивидов в группе может осуществляться за счет улучшения их работы, повышения производительности труда, роста качества производимой продукции, что способствует улучшению работы группы и соответственно ее самоутверждению. Но может и за счет борьбы между индивидами (подсиживания, сколачивания враждующих группировок внутри группы, склок и т.п.), которая ухудшает работу группы в целом и поэтому не способствует самоутверждению ее в конкуренции с другими группами. Таким образом, даже одна и та же потребность, присущая индивиду и малой социальной группе имеет разное содержание, разное удовлетворение и разные последствия.
Во-вторых, обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе порождает принципиально новые потребности, отсутствующие у индивидов. И это закономерно, ибо само назначение, ради которого создается и функционирует малая социальная группа, определяется обществом либо самостоятельно для удовлетворения только общественных потребностей, либо совместно с индивидами для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Примером первой группы может служить коллектив горно-обогатительной фабрики по производству окатышей для металлургического предприятия, примером второй-бригада скорой медицинской помощи. В любом случае малая социальная группа является общественной формой вовлечения индивида в общественную жизнь с целью удовлетворения тех или иных общественных потребностей.
Малая социальная группа является вместе с тем и переходной формой от индивида к обществу и обратно. Отсюда потребности малой социальной группы представляют собой некое единство индивидуальных и общественных потребностей, их можно сказать, превращенную форму. Ибо в основной малой социальной группе индивид, как правило, не удовлетворяет свои потребности, а зарабатывает деньги, которые выступают универсальным средством удовлетворения если не всех, то многих потребностей индивида. В то же время и общественная потребность, реализуемая в деятельности малой социальной группы, не совсем принадлежит обществу, ибо несет на себе печать специфических особенностей данной группы. Исключение же этих особенностей малых социальных групп достигается за счет их обобщения и выражения в деятельности больших социальных групп. Например, специфические особенности коллективов предприятий промышленности исчезают только в деятельности совокупных работников промышленности: рабочих, инженеров, управленцев (менеджеров).
Только в деятельности больших социальных групп потребности общества находят свое окончательное оформление и реализацию. Эта деятельность осуществляется, естественно, посредством деятельности индивидов в малых социальных группах. Но она существенно отличается от деятельности тех же индивидов, удовлетворяющих свои собственные потребности. Хотя довольно часто происходит совпадение индивидуальных и общественных потребностей, когда индивиду нравится его деятельность в малой социальной группе и соответственно она удовлетворяет его ту или иную потребность.
Потребности общества чрезвычайно многообразны. Для их удовлетворения складываются соответствующие сферы, которые представляют собой либо часть общественной жизни, либо ее сторону, аспект. Первые имеют определенную пространственно-временную локализацию. Например, экономическая сфера, политическая, бытовая, медицинская, спортивно-физкультурная, образовательная и т.д. Вторые присущи всему обществу, представляя тот или иной срез общественной жизни. Например, нравственная сфера, эстетическая, правовая, социальная и т.д.
Каждая из сфер общества складывается и существует для удовлетворения определенного вида общественных потребностей. В соответствии с этим выделяются следующие общественные потребности :
1) экономические – потребности производства материальных благ, их распространения и потребления;
2) социальные – потребности в нормализации отношений между разными социальными группами;
3) политические – потребности осуществления власти и управления в обществе;
4) правовые – потребности регулирования отношений между людьми нормами права, которые обеспечены силой государства;
5) бытовые – потребности индивидов, необходимые для производства человека и деятельности людей в нерабочее время;
6) спортивно-физкультурные – потребности физического развития и совершенствования человека;
7) медицинские – потребности сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения заболеваний;
8) образовательные – потребности в организации, обеспечении и осуществлении процесса усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;
9) научные – потребность познания природы, общества и человека, их взаимодействия;
10) духовные – потребность в создании, распространении и потреблении духовных благ: литературных, музыкальных, театральных, моральных, философских, религиозных и других;
11) социально-культурные – потребности в создании, распространении и потреблении материально-духовных благ, ценностей, услуг (ресторанных, гостиничных, экскурсионных, туристических, развлекательных, народно-промысловых и т.п.).
Общественные потребности реализуются в деятельности разных больших и малых социальных групп, индивидов, которые имеют свои специфические потребности, интересы и представления в отношении одних и тех же благ, ценностей, услуг. Это порождает противоречивость их деятельности по осуществлению общественных потребностей. Поэтому общественные потребности всегда внутренне противоречивы. В наибольшей степени состояние противоречивости, степень ее обостренности и характер разрешения зависят от больших социальных групп, уровня их зрелости (правильно или неправильно они понимают свои интересы, научным или религиозным мировоззрением они обладают, эгоистически или альтруистически они относятся к другим социальным группам и т.д.) и характера отношений между ними (антагонистичны они или нет, противоречивы или компромиссны).
Среди больших социальных групп ведущую роль в определении направления и характера удовлетворения общественных потребностей играют основные политические группы общества (в истории человечества – это господствующие и угнетенные, сейчас – номенклатура или властвующая элита и народ).