Бщение как потребность существования человека

В связи с вышеизложенным, рассмотрим проблему генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос — существует ли вообще такая потребность? Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении.

Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям.

Г. Кеттел говорит про «инстинкт общения».

Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека.

У Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как влечение к взаимодействию.

О.Г. Ковалев, относит потребность в общении к социальным потребностям.

A.B. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению — культурной).

Общение — это универсальная потребность человеческого бытия, которая возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений. Потребность в общении присуща не только человеку, но и многим животным, которые появляются на свет беспомощными и требуют ухода. Сначала эта потребность у маленького ребенка, возможно, имеет некоторое сходство с животными. Но быстро приобретает черты человеческого характера и становится связующим звеном между личностью ребенка и окружающим миром. Общение необходимо человеку, чтобы поделиться с другими чувствами и переживаниями, почувствовать себя человеком. Фрустрация этой базовой потребности приводит к тяжелым стрессам. Понятно, что речь идет об особой ценности общения для человека, которое нельзя свести только к совместной деятельности. На почве потребности в общении — первой социальной потребности ребенка — возникают все другие социальные нужды:

1) афилиация (соединение, связь) — это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афилиация проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, давать кому-то помощь и поддержку и принимать ее от другого;

2) социальная поддержка — это чувство, что тебя поддерживают другие. Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто-то заботится, любит); во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению); в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления); в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).

10 стр., 4547 слов

Исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

... ребенку как его усыновления или передача на опеку. Период с XV до XVIII в становлении защиты и поддержки ... выбранной нами темы исследования: «исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот». Объект курсовой работы - рассмотрение и ... 1. Досоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот Первое наиболее полное официальное определение ...

Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество.

Одиночество — это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на испытанный дефицит в количестве и качестве социальных связей. Одиночество может проявляться так:

отчаяние (панический ужас, бессилие, ощущение покинутости);

депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);

невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);

нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение безопасности).

Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;

3) аттракция (привлекать) — означает положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе (привлекательность другого человека, влечение к нему).

Во многих случаях люди не выбирают сознательно какую-нибудь компанию. Например, переезжая на новое место жительства, как правило, никто не знает заранее, какие будут соседи. Однако оказавшись в одном пространстве, индивиды очень часто налаживают отношения, которые могут перерасти в дружбу. Существуют исследования, которые показывают, что пространственная близость и тяга к общению способствуют возникновению аттракции;

дружба — форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств. Характеризуется искренностью отношений, открытостью чувств, взаимным интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений;

любовь — интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаимной поддержкой, удовольствием от взаимного общения. Влюбленный человек обнаруживает устойчивые чувства (по психологической природе они существенно отличаются от дружеских чувств), которые физиологически, эмоционально и морально удовлетворяют ее желание всеми своими личностно-значимыми чертами быть представленной в жизнедеятельности другого, побудить его к соответствующим реакциям и потребностям.

Все эти потребности не являются врожденными. Они, как социальные потребности ,закладываются как правило в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.

 

Пределение общения в социально-психологической литературе.

В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, поскольку означают «общность», «соединение», «сообщение». Дадим научное определение понятия общения по Г.М. Андреевой:

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

9 стр., 4110 слов

Общение как процесс взаимодействия

... смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми ...

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратеги взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.( Батаршев. А.В.)

Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

труктура общения

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. (Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. — М., Просвещение, 1994.)

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего мы вступаем в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной ( Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 1996.).

Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В то же время общение является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имеет общественную природу. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения. Человек — социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид входит в общественные структуры и выполняет общественные функции. Каждый из нас — личность, которая проявляется через социальные роли — в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др. Социализация индивида, то есть его включения в структуру общества, — это мотив, побуждающий детей усваивать родной язык, а взрослых — изучать иностранный язык. Итак, социализация достигается через коммуникацию. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизнь индивида. Коммуникативные умения имеют творческий характер: условия общения никогда не повторяются полностью. Вспомните древнегреческого философа Гераклита: «Никто дважды не может войти в одну реку, через мгновение и он не тот, и другая река». Следовательно, каждый раз в соответствии с ситуацией общения человек подбирает необходимые средства и навыки общения.

9 стр., 4371 слов

Средства коммуникации невербальные средства общения

... общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации ... используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений ...

Коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Когда мы говорим об общении, то различаем две его формы — прямую коммуникацию и косвенную коммуникацию.К прямой мы относим публичную речь перед открытой аудиторией, а в косвенной — все средства массовой коммуникации: радио, телевидение, магнитофонные записи, прессу, кино и др.

При каких бы условиях не осуществлялась коммуникация, с помощью каких средств не передавалась бы информация, сколько бы людей не принимало участие в общении, в ее основе лежит единая схема или модель.

Для осуществления любого акта человеческого общения необходимы три элемента:

1.Отправитель коммуникации (коммуникатор) — человек, который передает информацию;

2.Получатель информации (реципиент) — человек, который воспринимает эту информацию.

3.Сообщение текст в любой форме.

Социолог Гарольд Ласуел, анализируя общение между людьми, создал другую модель коммуникативного процесса, которая включает пять элементов:

КТО?(передает сообщение) — Коммуникатор

ЧТО? (передается) — Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) — Канал

КОМУ? (направлено сообщение) — Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? — Эффективность.

Существуют еще две модели коммуникации — односторонняя и двусторонняя. Односторонняя — это такая, во время которой тот, кто говорит, не получает обратной связи. Двусторонняя — это коммуникация, во время которой обеспечивается обратная связь. Различают также нисходящую и восходящую коммуникации.

Нисходящая коммуникация — это передача сообщений от руководителей к работникам.

Восходящая коммуникация — это передача информации от работников к руководителям. Восходящая коммуникация может быть организована по-разному. Работники могут связываться с руководством предприятия или через менеджеров, или общаться с ними напрямую.

Общение человека поддерживается определенными средствами. Свои чувства, мысли человек способен выражать и закреплять в словах и жестах, создавая определенный коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют внутренний мир и мир внешний, объективный. Такими средствами, которые человек использует в своем общении, является вербальные (словесные) и невербальные средства (мимика, пантомимика, выразительные движения тела).

Вербальные средства общения

Общение вербальными средствами есть не что иное, как использование живого слова в передаче информации. Вербальная коммуникация использует как знаковую систему язык наиболее универсальное средство человеческого общения, который обеспечивает содержательный аспект взаимодействия и взаимопонимания в процессе совместной деятельности.

2 стр., 591 слов

Понятие и сущность общения в СП. Общение и коммуникация.

... Какие знаковые системы используются при невербальной коммуникации? 14. В чем заключается сущность интеракции? 15. Какие вам известны психологические феномены взаимодействия людей? 16. Опишите основные характеристики и ... с. 3. Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям по курсу «Психология общения» для студентов I курса гуманитарного факультета / сост.: А. В. Машинистов, О. А. ...

Невербальные средства общения

Невербальная коммуникация включает различные знаковые системы: оптико — кинетическая, пара — и экстралингвистическую, пространственно-временную, контакт «глаза в глаза», которые имеют свои особенности.

иды общения

Классификация видов общения.

Делая попытку классификации видов общения, стоит отметить, что единого подхода по этому вопросу в психологической науке не достигнуто. Человек, находясь в общественных отношениях с другими людьми, может общаться:

 

I. По критерию пространственного существования:

Непосредственное общение — это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения. Например, студенты, слушая лекцию преподавателя, общаются с ним непосредственно, при прямом контакте (видя, слушая его живой язык).

 

Опосредованное общение — это вид общения, противоположный непосредственному общению, и является таким, при которомсубъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи. Например, читая любую книгу, вы косвенно общаетесь с автором этой книги; не зная его, не видя его, не контактируя с ним вы получаете определенную информацию в интерпретации этого автора.

 

II. По критерию мотивации к общению:

Желательное общение — это вид общения к которому мы стремимся, которого желаем. Например, в анонсе телепрограмм вы нашли интересную для себя программу или телефильм и в определенное время включаете телевизор, то есть вы стремитесь к такому общению.

 

Нежелательное общение — это вид общения, от которого человек избегает, уходит, убегает. Например, вы заходите в общественный транспорт в «час пик»; много людей, тесно, люди стоят близко друг к другу, держат малую дистанцию между собой, безусловно, что это для людей является определенным дискомфортом. Некоторые отклоняются, отворачиваются в другую сторону, кто-то постоянно смотрит в окно, другой читает газету, книгу, кто слушает музыку — все это ради того, чтобы избежать прямого нежелательного контакта.

 

III. По критерию ориентации на собеседника:

Межличностное общение — этот вид общения наиболее распространен в жизни человека, а конкретно — это непосредственные общественные связи людей в контексте «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений.

Массовое общение — это вид общения, которое направлено не на конкретного человека, а на массу людей. Такое общение осуществляется через телевидение, средства массовой коммуникации. Через такой вид общения происходит обмен информацией от поколения к поколению, от одной нации к другой.

 

IV. По критерию временного ограничения:

 

Кратковременное общение — этот вид общения ограничен во времени. Например, есть люди, для которых общение заключается в четком обмене информацией. Они пытаются не допустить того, чтобы общение их поглотило.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Длительное общение — это вид общения, при котором люди испытывают дискомфорт в отношениях, если не получат удовольствие от общения как непосредственного, так опосредованного. Для таких людей общение является самоцелью в жизни, они склонны к долговременным контактам, им постоянно нужно блокировать свою потребность в получении определенной информации от партнера по общению.

 

V. По критерию количества участников:

 

Монологическое общение — это вид общения, которое предусматривает одностороннее направление информации, когда только один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, т.е. отсутствует обратная связь. При таких условиях происходит субъект-объектное общение.

 

Диалогическое общение — это вид общения, в основе которого лежит гуманное отношение к другому человеку с которым общаются. При таком общения оба являются активными участниками процесса общения, происходит обратная связь.

 

VI. По критерию результативности:

Конфликтное общение — это особый вид общения, для которого характерно столкновение взглядов людей, их интересов и действий. Такое общение отрицательное, поскольку сопровождается негативными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями.

 

Манипулятивное общение — это вид общения при котором один из коммуникантов хочет преобладать, иметь доминирующую позицию, подавляя интересы, желания и потребности другого участника коммуникативного процесса.

 

ункции общения.

Классификация функций общения:

Общение является полифункциональным явлением. Соответственно выделяют различные функции общения. Б.Ф. Ломов выделяет три класса функций (информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную):

информационно-коммуникативная (обмен информацией).

Охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация ее имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание различий относительно информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень предполагает передачу информации и принятия решений (общение реализует цели информирования, обучения и др.).

Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение направлено на формирование оценок достигнутых результатов);

регулятивно-коммуникативная (регуляция поведения, совместной деятельности в процессе взаимодействия).

Благодаря общению человек регулирует не только собственное поведение и поведение других людей и реагирует на их действия;

аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы человека).

Она характеризует эмоциональную сферу человека отношение к окружающей среде, в том числе и социальной.

4 стр., 1669 слов

2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

... откровенность, которую допускают по отношению к себе люди в общении с "вагонным попутчиком". Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное ... а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения[5]. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и ...

 

 

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 1996.

2. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

3. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. — М., Просвещение, 1994.

5. Филоненко М. Психология общения. Учебное пособие / К. : Центр учебной литературы, 2008. — 224 c.