Архетипическая символика индивидуации

Калина Н.Ф.,Тимощук И.Г.

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЦИИ

Структура души и развитие личности Хотя аналитическая психология известна широкому читателю прежде всего своими исследованиями коллективного бессознательного, проблема развития индивидуальности является важнейшей точкой ее практического приложения. Содействие процессу личностного роста и саморазвития, изучение и профилактика его искажений — вот основное содержание деятельности юнгианского аналитика. Цель психического развития, по Юнгу, — самореализация, этот процесс он называл индивидуацией и считал главной задачей человеческой жизни, ее смыслом. Процесс индивидуации является восстановлением и развертыванием изначальной, потенциальной целостности индивида. «Я использую выражение «индивидуация» в следующем смысле: это есть процесс, возрождающий психологического «индивида», т.е. обособленное, нечленимое единство, некую целостность» (67, с. 197).

Индивидуация формирует отдельного человека как существо, отличное от общей, коллективной психологии, поэтому она есть также процесс дифференциации. Однако неверно было бы понимать индивидуацию только как расширение сферы сознания, как развитие сознательной психики за счет уменьшения бессознательного, напротив, именно интеграция бессознательных содержаний составляет основу личностного роста. С этого тезиса, глубоко подтвержденного личным жизненным опытом, Юнг начинает свою автобиографию: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое» (57, с. 16).

Целью процесса индивидуации является становление Самости, обретение личностью целостности и гармонии. Самость — центральный, организующий архетип личности, выражающий ее потенциал в максимальной полноте реализации. Самость объемлет сознание и бессознательное, ее развитие не имеет предела. Самость — это универсум, осознание которого будет всегда всего лишь приблизительным и неполным. Индивидуация Самости — это самоосуществление, путь к себе. Проникновение в собственную уникальную природу предполагает познание бессознательных сторон и свойств собственной души, интеграцию отдельных архетипов ее структуры. К их числу относятся Персона, Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Осознание и объединение этих архетипов вокруг Эго, сознательного Я личности, и является основным содержанием процесса индивидуации, причем каждому архетипу соответствует определенный этап последнего. Кроме того в процессе личностного развития происходит овладение деятельностью низшей (подчиненной) функции, которая воспринимается человеком как некая иррациональная сторона его собственной психической жизни. Индивидуация происходит при активном участии неосознаваемой (компенсаторной) установки, она предполагает идентификацию и интеграцию комплексов личного бессознательного. Личность учится управлять своими инстинктами, освобождается от власти их темной, архаичной стороны. Пример сновидения молодой девушки (Екатерины Т.): Я с несколькими подругами сижу у меня дома, на кухне. Мы что-то празднуем; уже полночь, и я тревожусь, чтобы шум не разбудил маму (в коридоре горит свет, работает магнитофон, наш попугай начал чирикать).

2 стр., 631 слов

А) процесс развития индивида от рождения до смерти

... к врожденным, индивидуальным особенностям личности? Б) темперамент Г) талант 45. Онтогенетическое развитие человека – это А) процесс развития индивида от ... основоположник учения о «зонах ближайшего развития»? В) Л.С. Выготский 43. Кто из ведущих ученых разработал концепцию о сознательном и бессознательном А) З. Фрейд 44. Что относится ...

Я закрыла дверь на кухню, но одна из девочек заговорила слишком громко. Делаю ей замечание, но она не слушает, и я начинаю злиться. Кто-то подает мне черный круглый предмет размером с большую пуговицу и говорит, что такое выдали всем, закончившим курс магии. Я отвечаю, что на шее у меня уже есть крестик (потом почему-то — рыбий хвостик).

И объясняю, что нет необходимости носить весь медальон целиком — ведь не ношу же я целую рыбу, а только хвостик. Тут я снимаю со шнурка на шее большую шпротину и делю ее между собравшимися. Сон начинается ситуацией, имеющей отношение к проблемам социальной приспособленности Кати. Она принадлежит к относительно часто встречающемуся типу хороших, «положительных девочек» — послушна, исполнительна, скромна. Катя зависима от мнения окружающих, стремится всегда поступать как должно. Самым весомым авторитетом для нее, естественно, является мама — сновидение изображает внутренний конфликт, сопровождающийся гневом и раздражением (негативные, недопустимые чувства) в ситуации, когда мнения матери и социального окружения расходятся. Образы попугая и магнитофона — это типичные символы Персоны (они механически все повторяют).

Естественно, что некоторые современные облики Персоны, одобряемые сверстниками, осуждаются матерью — для Кати это проблема. Вторая часть сновидения более интересна. Здесь мы сталкиваемся с рядом символов архетипической природы: рыба и шар — символы Самости (также, как и крест).

Для Кати Самость пока еще — нечто загадочное, непривычное, страшное и (где-то) опасное. Целостность существования, изображенная рыбой — это будущее, пока же есть только рыбий хвостик, да и если бы он превратился в целую рыбу («большую шпротину»), сновидица спешит разделить ее между собравшимися. В целом сновидение изображает потенциальную возможность индивидуации, к которой Катя еще не готова. У нее мощная, властная Персона, в сфере ценностей и жизненно важных решений царит материнский комплекс, а Самость (это ассоциация сновидицы в процессе толкования) воспринимается как черная метка, которую дают руководителю банды, если от него хотят избавиться. Речь идет о смене сознательной доминанты, которая страшит, пугает девушку. Бессознательное обращает внимание на то, что Катя в реальной жизни пытается найти компромиссный путь, обойтись частью (Самости) вместо целого: нет необходимости носить весь медальон целиком. Перед нами довольно категоричное послание: хватит стоять на месте, нужно идти вперед, хотя это и страшно и, скорее всего, небезопасно. Архетип Самости, схватывающий тотальность души, парадоксален по своей сущности, ибо объединяет противоположности и выражает идею медиации, посредничества между ними.

13 стр., 6315 слов

Самость как категория психоанализа

... с неограниченными возможностями развития и трансформации, заложенными в его судьбе. На символе Истинная Самость изображена в виде точки – вершины треугольника. Это, опять же, ... объектным отношениям в Я появляются репрезентации самости. Основатель психологии Самости Х. Когут в своем биполярном понимании Самости воспринимает Самость как организованную систему воспоминаний, относящихся к ...

Индивидуация Самости есть архетипическое стремление координировать и соотносить противоположности, этот процесс подчиняется принципу энантиодромии. Энантиодромия («бег навстречу») — психологический закон, согласно которому все рано или поздно переходит в свою противоположность. Этот закон отражает циклический характер самого процесса жизнедеятельности, вечное возвращение всего, что развивается, к своим истокам. В системе психики он определяет прежде всего взаимодействие сознания и бессознательного: «Энантиодромией я называю выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне односторонее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза (Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении» (65, с.584).

Мифологической параллелью энантиодромии является сюжет Вечного Возвращения. Существуют два представления о природе времени — циклическое и линейное. Первичным является сакральное циклическое время, которое вечно возвращается к своим истокам. Все повторяется, любые процессы незаметно переходят в свою противоположность и в конце концов приводят в ту точку, из которой мы шли, — к началу начал. М.Элиаде, в работах которого миф о вечном возвращении изучен наиболее подробно, считает, что последний отражает универсальные космологические представления человечества, взгляды и теории, с помощью которых сознание преодолевает мысль о конечности собственного существования, бренности и смерти.

Самость как объединяющий принцип души управляет духовным существованием индивида, его судьбой. В восточной философии, интерес к которой Юнг пронес через всю жизнь, путь судьбы называется Дао. В Туи Ми Цзин»* («Книга сознания и жизни») сказано: «Глубочайшая тайна Дао — это человеческая природа и жизнь». Дао как путь индивидуации, как сознательный способ интеграции психики, означает также «воссоединение с неосознаваемыми законами бытия», а цель этого воссоединения — обретение души, Самости. Постижение Самости не есть практический результат, это скорее полнота возможности понимания собственного предназначения. Процесс индивидуации является длительным, сложным и болезненным, ибо включает не только созидание нового, но и разрушение, смерть старого, привычного (способа действий, самоощущения, системы отношений с близкими людьми).

Душевный рост часто требует разрушительной работы внутри самых сокровенных глубин личности, и сновидения изображают это с предельной прямотой и нуминозной силой:

В процессе индивидуации сознание каждый раз наталкивается на безграничную область коллективного бессознательного, разрушительное влияние которого необходимо как-то сгладить. В «Тайне Золотого Цветка» Юнг говорит, что сознательная воля не в силах с ним справиться, так что следует прибегнуть к символической стратегии совладания с бессознательным, дабы обеспечить целостность здоровой душевной жизни. «Необходимо обратиться к магии символа, который содержит в себе изначальные аналогии, соотносящиеся с бессознательным. Добраться до него и выразить его можно только через символы, из чего следует, что без символа процесс индивидуации никак не может произойти. Символ представляет собой примитивное выражение бессознательного, но в то же время это и идея, выражающая величайшие прозрения, на которые только способно сознание» (60, с. 128).

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... за пределы его сущности. Фрейдизм в понимании сущности человека исходит из бессознательного. Как писал Фрейд, человек не хозяин в своем собственном доме. Согласно ... личность является человеком, но не каждый человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. ...

В сновидениях очень часто фигурируют символы, относящиеся к развитию личности. Наиболее типичными из них являются образы Пути, Трансформации, Философского Камня (Lapis), цветка и колоса, ребенка и т.п. Иногда сюжет сновидения в той или иной мере совпадает с формой волшебной сказки: запрет, отлучка, вредительство и недостача, нарушение запрета, путешествие, волшебный помощник, магическое средство, бой с драконом,! переправа, огненная река и мост, освобождение царевны, трудные задачи, женитьба, апофеоз и трансфигурация героя. В.Я.Пропп показал, что в основе сказочных сюжетов лежат профанические рассказы о мистериях возрастных инициации, погребальных обрядов. Их бессознательным источником является процесс индивидуации. Рассмотрим последовательно основные стадии и этапы индивидуации и начнем с самого начала — в аналитической психологии считается, что таковым является работа с Тенью. Встреча с Тенью — сновидения и реальность Начальная стадия процесса индивидуации характеризуется ощущением скуки, пустоты и бесцельности происходящего, чувством неудовлетворенности жизнью и собственной деятельностью. Это состояние может присутствовать в разные периоды жизни, обычно впервые болезненно и остро человек ощущает его в юности.

Метафорическим образом такой неудовлетворенности в сновидении является старость, бессилие, болезнь, нищета. Состояние может возникнуть в связи с психологической травмой, его типичным признаком является болезненная реакция на внешне малозначительные препятствия или неудачи. Юнг относит начало собственной индивидуации к 1913 году, когда после разрыва с Фрейдом он утратил ориентиры и не мог найти почвы под ногами. Трудно давшееся первое большое сочинение «Метаморфозы и символы либидо» не давало ответов на вопросы, мучившие самого автора. Профессиональная деятельность в качестве психиатра представлялась туманной. Юнг зашел в тупик, выход из которого стал возможен только через длительный и напряженный диалог с бессознательным. Ради этого он пять лет не преподавал, забросил почти всю работу и полностью окунулся в мир грез и видений. В дальнейшем такие состояния Юнг неоднократно наблюдал у своих пациентов и нашел аналогию им в психике представителей примитивных культур, которые называют это явление потерей души. «Изначальные «опасности души», — пишет он, — это, главным образом, угрозы сознанию. Ослепление, зачарованность, потеря души, одержимость суть явные феномены диссоциации и подавления сознания бессознательными содержаниями» (67, с.201).

Бессознательное захватывает главные позиции в человеческой психике, и возникает потребность в лучшем приспособлении сознательной установки. А для этого необходимо познакомиться со своим бессознательным, прежде всего с теми сторонами и свойствами личности, которые являются неприятными и негативными, так что человек предпочитает к ним не приглядываться. Это и будет архетип Тени, осознание которого является первым этапом процесса индивидуации. Тень как низшая часть личности представляет собой совокупность всего, чем человек не хочет быть, она воплощает несовместимые с сознательно избранной установкой стремления и качества. «Тень — это скрытая, подавленная, низшая и обремененная виной часть личности, корнями своими уходящая в животный мир — мир наших предков, и таким образом вмещающая целый исторический пласт бессознательного» (57, с.380).

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... поведением. Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение ... тем целям, которые ставил перед собой воспитатель»2 . Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальную структуру образуют задатки, в ...

Архетип Тени коренится в примитивных инстинктах и манифестирует все то, чего человек боится, но страстно желает, все, относящееся к «звериному» началу— жестокое, низменное, коварное, деструктивное, антисоциальное. Эти бессознательные содержания объединяются в относительно автономную личность, своеобразное «анти-Я», компенсаторно дополняющее Эго. Юнг полагает, что формирование Тени начинается в раннем детстве, когда ребенок сталкивается с тем, что отец и мать ругают и наказывают его за некоторые желания или поступки. Слабое эго еще не способно разобраться в сложной, запутанной сети представлений о добре и зле, оно предпочитает вытеснить и забыть все, что взрослые называют и считают нехорошим. Таким образом, отторгнутыми оказываются целые аспекты личности, ее душевной жизни. Отщепляясь, они становятся автономными, обрастают эмоциями и чувствами, приобретают определенный энергетический потенциал и в конце концов складываются в довольно мощное анти-Я, антипод эго. Эта Тень до поры до времени «сидит в засаде» и-ждет удобного момента, чтобы вторгнуться в сознание и отобрать у эго частицу власти над поведением и поступками личности, а то и захватить эту власть целиком (психоз).

Осознание Тени — сложная и мучительная задача: «Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личностное бессознательное. Тень является жизненной частью личностного существования, она в той или иной форме может переживаться. Устранить ее безболезненно — с помощью доказательств либо разъяснений — невозможно. Подойти к переживанию Тени необычайно трудно, так как на первом плане оказывается уже не человек в его целостности; Тень напоминает о его беспомощности и бессилии» (56, с. 111).

Признание своей Тени и интеграция ее в целостную систему индивидуальной психики необходимы для психического здоровья. Если негативное качество или желание осознано, его можно преодолеть, избавиться от него. Но вытесняемые свойства становятся тем сильнее, чем больше человек стремится их подавить. Типичное отношение к своей Тени — попытка приписать ее качества другим людям. Именно так формируются «образ врага», расовые и национальные предрассудки. Частичная идентификация с теневым бессознательным чревата раздвоением личности, психозом. Результат, к которому может привести опасная игра с Тенью, описан в замечательном рассказе Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В сновидениях архетип Тени изображается с помощью темных, мрачных (иногда темнокожих), уродливых фигур одного пола со сновидцем. Персонаж, воплощающий Тень, наделяется негативными свойствами и качествами, совершает мерзкие поступки. От его фигуры веет иррациональным ужасом, Тень может выглядеть могущественной, жестокой, обладать сверхъестественными способностями. Архетип Тени как феномен коллективного бессознательного, вторгаясь в сознание индивида, порождает негативные проекции и проективные идентификации, следствием которых могут быть разрушительные психические конфликты, деструктивные действия, психосоматические нарушения.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... церебротоники (преобладание   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики ... ценностей, привязанностей, симпатий, антипатий, вкусов. Способности –индивидуально-психологическиеособенности личности, обеспечивающие успех в деятельности: природные (биологически обусловленные); специфические человеческие ...

Однако Тень не является сугубо негативной и нежелательной частью психики. Наряду с отрицательными сторонами и функциями Тень содержит ценности и информацию, в которых нуждается сознание, но в такой форме, что их трудно интегрировать и включить в свою жизнь. Поэтому в юнгианском анализе принято не уничтожать Тень, искореняя любые возможности ее присутствия в системе психики, а достигать с нею соглашения. Как указывает ученица Юнга М.-Л. фон Франц, станет ли тень нашим врагом или другом, зависит только от нас самих Тень — это не обязательно противник или соперник, это такое же человеческое существо, как и сознательное Я, с которым последнее должно сосуществовать, поскольку нуждается в нем. Тень делается враждебной лишь тогда, когда она игнорируется или отрицается (69).

Индивидуация предполагает смелость и откровенное признание всего негативного, что существует в личности Это признание» осуществляется прежде всего в сновидениях, где разрушительные импульсы и влечения представлены богатой и разнообразной архетипической символикой (драконы, насильники, монстры, трупы, отвратительные пауки наших снов свидетельствуют о нежелании увидеть в себе злое, разрушительное начало).

Чем более развита позитивная сознательная установка, чем благопристойнее и приличнее поведение человека, чем строже он следует коллективным нравственным и моральным нормам, тем большей компенсации требуют дремлющие в нем первобытные разрушительные инстинкты. Сон разума порождает чудовищ. Осознание Тени и ее интеграция требуют величайшей осторожности и силы духа. Этот мощный архетип обладает колоссальной психической энергией и может стать источником сильнейших аффектов. Уклониться от их воздействия невозможно и бессмысленно — они способны стереть Эго в порошок, непоправимо разрушить психическое равновесие личности. «Подобного рода переживания охватывают человека и изнутри, и извне, а потому рационально их перетолковывать, тем самым апотропеически ослабляя, не имеет смысла. Лучше признаться себе в наличии аффекта и отдаться под его власть, чем путем всякого рода интеллектуальных операций или бегства, продиктованного чувством, уйти от себя. И хотя посредством аффекта человек копирует все дурные стороны насилия и, значит, берет на себя все свойственные тому пороки, все же целью такой коллизии является именно это: она должна проникнуть в него, а он должен претерпеть ее воздействие. Стало быть, он будет аффицирован, ибо иначе воздействие его не затронет. Однако ему следует знать или, точнее, познакомиться с тем, что его аффицировало, — ведь тем самым слепоту и силу аффекта он превратит в познание» (63, с.117).

Эта стратегия совладения, описанная Юнгом в сравнительно поздней работе «Ответ Иову» (1952), является блестящим примером понимания тонких психологических механизмов встречи с Тенью. Такое понимание даже к Юнгу пришло на закате жизни. Разбирательство с Тенью в качестве первого этапа процесса индивидуации, как правило, происходит гораздо раньше, в возрасте, когда человек обычно не обладает ни необходимой мудростью, ни силой духа. Помощником в этом случае может стать доверие к своему бессознательному, которое направляет человека (главным образом, посредством сновидений) на верный путь. Потеря связи с бессознательным, в частности, с Тенью, игнорирование ее требований грозит бедой. Юнг в своей автобиографии описывает эпизод, когда он был близок к смерти из-за ригидности сознательной установки, уводившей его в сторону от взаимодействия с бессознательным. Выход он нашел благодаря сновидению, благо основоположник аналитической психологии всегда очень серьезно относился в своим снам: «Перед фантазиями, охватившими меня, столь волновавшими и, можно сказать, управлявшими мною, я чувствовал не только непреодолимое отвращение, но и неизъяснимый ужас. Я боялся потерять контроль над собою, я боялся сделаться добычей своего бессознательного, а как психиатр я слишком хорошо знал, что это значит.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. Организаторам ... и полезным. Подводя итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.  

И все же я рискнул — и позволил этим образам завладеть мною… Это было 12 декабря 1913 года, в этот день я решился на исключительный шаг. Я сидел за письменным столом, погруженный в привычные уже сомнения, когда вдруг все оборвалось, будто земля в буквальном смысле разверзлась у меня под ногами, и я погрузился в темные глубины ее. Я не мог избавиться от панического страха. Но внезапно и на не очень большой глубине я почувствовал у себя под ногами какую-то вязкую массу. Мне сразу стало легче, хотя я и находился в кромешной тьме. Через некоторое время мои глаза привыкли к ней, я себя чувствовал как бы в сумерках. Передо мной был вход в темную пещеру и там стоял карлик, сухой и темный как мумия. Я протиснулся мимо него в узкий вход и побрел по колено в ледяной воде к другому концу пещеры, где на каменной стене я видел светящийся красный кристалл. Я приподнял камень и обнаружил под ним щель. Сперва я ничего не мог различить, но потом я увидел воду, а в ней — труп белокурого молодого человека с окровавленной головой. Он проплыл мимо меня, за ним следовал гигантский черный скарабей. Затем я увидел, как из воды поднимается ослепительно красное солнце. Свет бил в глаза, и я хотел положить камень обратно в отверстие, но не успел — поток прорвался наружу.

Это была кровь! Струя ее была густой и упругой, и мне стало тошно. Этот поток крови казался нескончаемым. Наконец, все прекратилось… Шесть дней спустя (18 декабря 1913) мне приснился сон. Я находился где-то в горах с незнакомым чернокожим юношей, вероятно, дикарем. Солнце еще не взошло, но на востоке уже показался свет, и звезды погасли. Вдруг раздался трубный звук — это был рог Зигфрида, и я знал, что мы должны убить его. Мы были вооружены и лежали в засаде в узком ущелье за скалою. Неожиданно на краю обрыва в первых лучах восходящего солнца возник Зигфрид. На колеснице из костей мертвых он с бешеной скоростью мчался вниз по крутому склону. Едва он появился из-за поворота, мы выстрелили — и он упал лицом вниз — навстречу смерти. Полный отвращения к себе и раскаяния — ведь я разрушил нечто, столь величественное и прекрасное, — я бросился бежать. Но начался ливень, и я понял, что он смоет все следы моего преступления. И так мне удалось спастись, и жизнь продолжалась, осталось лишь непереносимое чувство вины. Проснувшись, я стал раздумывать, что бы это значило, но понять не смог. Я попытался заснуть снова, но некий голос сказал мне: «Ты должен понять это, ты должен объяснить это немедленно!» Волнение мое росло, наконец, наступил ужасный момент, когда голос произнес: «Если ты не поймешь сна, тебе придется застрелиться!» В ящике моего ночного столика лежал заряженный револьвер, и мне стало страшно.

16 стр., 7513 слов

Теории личности и их значение в жизни человека

... модель”. Топографическая модель уровней сознания. Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознание состоит ... хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание ...

Я снова начал перебирать в уме все события моего сна, и вдруг смысл его дошел до меня. Он был о том, что происходило в мире. Зигфрид, подумал я, воплощал в себе то, чего хотела достигнуть Германия, — навязать миру свою волю, свой героический идеал. Таков был и мой идеал. Сейчас он стал невозможен. Сон показывал, что героическая установка более недопустима. — И Зигфрид должен быть убит Мое преступление заставило меня страдать так сильно, будто я убил не Зигфрида, а себя самого: фактически я идентифицировал себя с героем. Я страдал, как страдают люди, жертвуя идеалами. Итак, я сознательно отказывался от героической идеализации, потому что есть нечто, что выше моей воли и моей власти, и моего Я. Размышляя так, я успокоился и снова заснул. Смуглый дикарь, сопровождавший меня и фактически толкнувший меня на преступление, был моей примитивной архаической Тенью. Дождь в моем сознании как бы «снимал» напряжение между сознанием и бессознательным. В то время мои возможности истолкования этого сна ограничивались теми немногими идеями, которые я здесь привожу Однако это дало мне силы довести до конца мой эксперимент с бессознательным» (57, с. 180-182).

Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции Индивидуация Самости встречает на своем пути множество препятствий. Одним из наиболее типичных становится влияние архетипа Персоны, воплощающего социокультурную детерминацию активности личности. Идея Персоны как такой стороны личности, которая является более или менее произвольно выбранным фрагментом коллективной психики, содержится у Юнга уже в «Психологических типах». Здесь он рассматривает Персону как комплекс психических функций, осуществляющих гибкое приспособление личности к окружающей действительности. Необходимость Персоны, этой юнгианской трактовки «личности как совокупности общественных отношений», обусловлена социальной природой человеческой психики. Коллективные истоки Персоны воплощают в себе ту часть личности, которая всячески противится процессу индивидуации. «Как определенные социальные функции и потребности находятся в противоречии с интересами отдельных индивидуумов, так и у человеческого духа есть определенные функции или тенденции, которые в силу своей коллективной природы находятся в противоречии с индивидуальными потребностями» (66, с.203).

Персона как социальный архетип, охватывающий систему компромиссов, необходимую для жизни в общине, имеет свои корни в примитивной психической жизни. Юнг считал, что формирование Персоны начинается с того момента, когда в рамках первобытной родовой общины-семьи появляются возможности для развития индивидуальности, требующие вытеснения фрагментов коллективной психики. Личностное развитие у дикаря, (точнее, развитие лица — Person) есть вопрос магического престижа. Элементы особенного, отличного оформления внешности создают сакральную отстраненность, которая делается еще сильнее благодаря обладанию ритуальными тайнами. Так дикарь производит вокруг себя оболочку — Персону (маску).

12 стр., 5610 слов

Роль и значение сновидений в психической жизни индивида

... требованиям бессознательного. Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы: - сгущения - ... сновидения. Предмет исследования - роль сновидений в психической жизни индивида Цель работы - рассмотрение роли сновидений в жизни Из поставленной задачи можно выделить следующие основные задачи ...

Благодаря ей индивидуум, казалось бы, покидал сферу коллективной психики, и в той мере, в какой ему удавалось идентифицировать себя со своей Персоной, он и впрямь ее покидал. Однако Персона была лишь заменителем, субститутом индивидуальности, так что личностное развитие рано или поздно сталкивалось с этой маской как с препятствием на пути индивидуации. Почти все перечисленные Юнгом особенности и свойства примитивной Персоны сохраняются у данного архетипа и на более высоких стадиях развития общества. Магическая природа Персоны находит отражение в эзотерических аспектах профессиональной принадлежности (от жаргона «посвященных» до должностного дозирования информации — «не для всех»), внешняя атрибутика сопровождает практически все проявления Персоны, но главное — чем ярче выражен этот архетип в бессознательной основе личности, тем мощнее иллюзия последней относительно масштаба собственной индивидуальности. Сновидения, включающие Персону, очень интересны и непросты для толкования. В нашем обществе противоречия между интересами Персоны и задачами индивидуации имеют специфический характер, так что Самость и Персона часто предстают двумя равно возможными (и одинаково привлекательными) направлениями жизненного пути. Вот сновидение современной деловой женщины: Я собираюсь пойти в кино, очередь за билетами очень большая. Кинотеатр «Россия» во сне — это кинотеатр моего детства, куда я часто ходила, когда была маленькой. Очередь двигается быстро, но я побаиваюсь, что билетов может не хватить. Наконец, впереди меня остается всего два человека. Но им нужно несколько билетов, а мне всего один. Я очень хочу попасть в кино, поэтому протягиваю кассирше деньги раньше них, и она начинает заниматься мною. Говорит: «Вы ведь не хотите сидеть в последнем ряду?» Я вижу у нее в плане хорошее место в середине, и она дает мне билет. Затем ситуация переносится в зрительный зал, я сижу с кем-то (подруга, знакомая?) и разговариваю с ней о работе, несделанных делах. В зале горит свет, это похоже на какое-то собрание или совещание, а не на киносеанс. Я громко обращаюсь к своему коллеге Е. В, (знаю, что он в зале), прошу его подойти ко мне. Сон заканчивается тем, что мы с этой (по-прежнему неявной) знакомой выходим из кинотеатра. Она оказывается моей одноклассницей Галей Тониной. Галя долго смотрит на меня и за что-то благодарит. Данный сон показывает два варианта возможного будущего сновидицы. Первый — это поход в кино (деятельность на уровне Персоны).

Символично название кинотеатра. В сновидении изображены очередь (социальная конкуренция), нежелание сновидицы «сидеть в последнем ряду», обращение к коллеге, который ассоциируется со значимым социальным достижением. Вторая возможность — это семейная жизнь и воспитание детей. Подруга Галя — женщина, которая отказалась от стратегии социальной конкуренции во имя семейных забот На символическом уровне Галя занята проблемами Самости, а сновидица — заботами Персоны. У нее есть выбор, и сновидение пытается помочь взвесить все «за» и «против» Персона есть проявление или свойство личности, противоположное ее подлинности, аутентичности. Юнг писал «Мы не очень погрешим против правды, сказав: персона — это то, чем человек в действительности не является, но в то же время то, чем он сам, равно как и другие, себя считает» (57, с.376).

Влияние этого архетипа приводит к различным искажениям процесса индивидуации, в частности, к психической инфляции. Этим понятием в аналитической психологии обозначают непомерное расширение, раздутость личности вследствие ассимиляции бессознательных содержаний и идентификации с ними. Психологическим эффектом инфляции может быть либо мания величия либо чувство неполноценности — в зависимости от того, в каком направлении происходит активизация отношения к внешнему объекту: в активном, при котором коллективный аспект расширяет сферу своего действия, или в реактивном, когда расширяется сфера претерпевания. Процесс инфляции как удаление от Самости есть движение в направлении, обратном индивидуации. Оно сопровождается диссоциацией психических содержаний, нарастанием расщепления в системе личности, антагонизмом сознательной и бессознательной установок. В такой ситуации резко увеличивается компенсаторная функция сновидений, которые часто остаются единственным мостиком, соединяющим индивида с его подлинной сущностью. В процессе индивидуации необходимо не только осознать искажающее влияние Персоны, но и преодолеть его. Это сопряжено с более или менее болезненным крушением сознательной установки, которое, по словам Юнга, напоминает «гибель мира в миниатюре, в результате чего все снова возвращается в начальный хаос. Чувствуешь себя брошенным на произвол судьбы, дезориентированным, кораблем без кормила, отданным на волю стихий» (66, с.224).

Такая потеря равновесия может быть целесообразной, если в конечном результате инстинктивная деятельность бессознательного устанавливает новое равновесие, а сознание оказывается в состоянии ассимилировать, т.е. понять и переработать произведенные бессознательным содержания. Но зачастую личность выбирает для себя линию наименьшего сопротивления и падает обратно в коллективное бессознательное, которое отныне берет на себя руководство психической жизнью. В этом случае наблюдается либо регрессивное восстановление персоны, при котором человек находит для себя новую социальную роль, более мизерную и ничтожную, чем раньше, либо идентификация с коллективной психикой, собственно инфляция в чистом виде, когда личность мнит себя носителем тайного знания, божественной мудрости, владельцем сокровища или обладателем непобедимого оружия — в метафизическом смысле, т.е. преувеличивает свою важность, ценность и значимость и демонстрирует неадекватное поведение в социальной сфере. Сновидения могут рисовать более реалистичную картину положения вещей — хороший пример приводит Юнг, описывая сон одной дамы, считавшей себя всегда правой и наиболее достойной всеобщего уважения и почитания. Дама эта в своем высокомерии была глуха к любым доводам рассудка. Однажды во сне она увидела себя пришедшей в гости на великосветский прием. Хозяйка приветствовала ее словами: «Входите, все Ваши друзья уже здесь». Дама отворила дверь и оказалась… в коровнике. Так сновидение метафорически указало ей на ее подлинное место. Образы Анимы и Анимуса в сновидениях Дальнейшее продвижение по пути индивидуации приводит к встрече с одной из самых загадочных фигур бессознательного — с архетипом Анимы/Анимуса. Эти архетипы компенсируют мужскую или женскую природу индивида. Юнг считал, что в бессознательном каждого мужчины скрыта женская личность, а в бессознательном женщины — мужская. Анима и Анимус живут и функционируют в более глубоких слоях бессознательного, они чужеродны и привносят в сознание загадочные психические содержания, принадлежащие далекому прошлому. «Это дух наших неизвестных предков, их способ думать и чувствовать, их способ познавать жизнь и мир, богов и человека. Факт наличия этих архаических слоев является предположительно корнем веры в реинкарнацию и в возможность воспоминаний из «прошлых существований»… Анима и Анимус живут в мире, совершенно отличном от внешнего, где пульс времени стучит бесконечно медленно, где рождение и смерть индивида не идут в счет. Не удивительно, что их сущность — чужеродна, и столь чужда, что их вторжение в сознание часто равнозначно психозу» (67, с.205).

Архетип Анимы привлекал Юнга очень сильно. Ее образ постоянно присутствовал в его собственных снах и видениях, так что представления об одержимости мужской психики Анимой, о многочисленных и сложных проблемах, порождаемых ею, имеют, безусловно, глубоко личностную природу. Он сам описывает это так: «Меня крайне занимало то, что какая-то женщина существует внутри меня и вмешивается в мои мысли. В самом деле, думал я, может она и есть «душа» в примитивном смысле слова, и я спросил себя, почему душу стали называть «anima», почему ее представляют как нечто женственное. Впоследствии я понял, что эта «женщина во мне» — некий типический, или архетипический образ в бессознательном всякого мужчины, я назвал его «Анима»… Сперва я обратил внимание на негативные аспекты Анимы. Я испытывал страх перед нею, будто от присутствия чего-то невидимого. Затем я попытался посмотреть на себя со стороны и подумал, что все мои записи и наблюдения над собой — не что иное, как письма, адресованные ей, т.е. той части Я, чей взгляд на вещи отличается от моего — сознательного — взгляда и самому мне представляется необычным и неожиданным… Каждый вечер, записывая свои фантазии, я думал: если я не запишу, моя Анима не сможет удержать их» (57, с. 187-188).

Негативная Анима в мифологии, сновидениях и фантазиях представлена образами коварных колдуний, ведьм, злых фей. Часто они имеют отношение к воде (символу бессознательного) — таковы русалки, ундины, сирены, вилии, Мелюзина, Лорелей, отчасти Цирцея (живет на острове и с помощью колдовства превращает мужчин в свиней).

Опасные аспекты Анимы отражаются посредством сексуальных действий (ведьмы на шабаше, суккубы — «мертвецы, вступающие в связь со спящими юношами, высасывая из них жизнь), мучений и убийств. Негативная Анима в сновидениях изображается фигурами ведьм, злобных колдуний, различными чудовищами женского пола. В реальной жизни ее проекция создает роковых, демонических женщин (femme fatale), отношения с которыми могут погубить мужчину. Широко известные образы Кармен, леди Макбет, Настасьи Филлиповны (в «Идиоте» Достоевского) воплощают разрушительную силу Анимы. Снежная Королева из сказки Андерсена иллюстрирует холодную и неумолимую Аниму, превращающую жизнь в ледяную пустыню. Совершенно классическим типом негативной Анимы является Магда, главная героиня «Камеры обскуры» В.Набокова. Этот роман — одна из самых ярких литературных иллюстраций того, как складывается и чем заканчивается жизнь мужчины, попавшего под власть «черной» Анимы. Положительные стороны Анимы не менее многочисленны, чем ее отрицательные свойства. Архетип Анимы воплощает идею красоты и духовности, не надо забывать, что Анима — это прежде всего Душа. Позитивные аспекты Анимы связаны с тем, что она обеспечивает компенсаторное равновесие сознания и бессознательного, посредничая между ними. В Аниме заключается полнота и цельность бессознательной душевной жизни: «Анима — не философское понятие, но природный архетип. Только он способен удовлетворительным образом свести воедино все проявления бессознательного, примитивных духов, историю языка и религии… С нею ничего нельзя поделать; она всегда есть a priori настроений, реакций, импульсов, всего того, что психически спонтанно. Она живет из самой себя и делает нас живущими. Это жизнь под сознанием, которое не способно ее интегрировать — напротив, оно само всегда проистекает из жизни» (56, с.116).

Анима есть воплощенная духовность, недаром очень часто она изображается в виде воздушного, летающего существа — эльфа, бабочки, птицы. Одно из самых поэтических изображений Анимы-души — Психея, прелестная героиня всем известной сказки.* (См. посвященную ей работу Р.А.Джонсона «ОНА») Совершенно потрясающий по своей художественной силе и точности образ Анимы создал Осип Мандельштам:

Архетипическая символика индивидуации — Стр 2

Когда Психея-жизнь спускается к теням В полупрозрачный лес вослед за Персефоной, Слепая ласточка кидается к ногам С стигийской нежностью и веткою зеленой. Навстречу беженке спешит толпа теней, Товарку новую встречая причитаньем, И руки слабые ломают перед ней С недоумением и робким упованьем. Кто держит зеркало, кто — баночку духов. (Душа ведь женщина, ей нравятся безделки.) И хор безлиственный прозрачных голосов Скупые жалобы кропят как дождик мелкий. И в нежной сутолоке, не зная, что сказать, Душа не узнает старинные дубравы. Дохнет на зеркало и медлит передать Лепешку медную с туманной переправы.

Юнг считал разрешение проблем с Анимой важнейшей частью психотерапевтической работы и процесса индивидуации. Не освободившись от анимистической зачарованности, мужчина не станет самостоятельным и цельным, не научившись взаимодействовать с Анимой, он не сможет испытать счастья в любви и семейной жизни. Этот архетип широко представлен в сновидениях и чрезвычайно важен для их толкования. Вот сновидение юноши, который только начинает свое «разбирательство с Анимой: Я лечу, вернее — парю в небе на каком-то очень легком аппарате, рассматриваю окрестности, встречаю теплые потоки воздуха. Чувство полета вызывает радостный крик, но я не слышу своего голоса. Вижу горы (невысокие, скорее холмы), покрытые зеленой травой. Постепенно холмы вырастают (но они по-прежнему зеленые), я понимаю, что это настоящие горы, и я парю очень высоко. Солнце садится, окрашивая небо в оранжевый цвет, меня переполняет чувство бесконечности пространства, благоговения и красоты. В то же время я знаю, что где-то за моей спиной находится городская свалка. Удивлен, что в таком месте — так красиво, думаю: как я далеко залетел! Продолжаю парить и на одном из холмов внизу замечаю девушку. Спускаюсь пониже, парю над ней, описывая круги, и вижу, что это моя сестра (двоюродная).

Она говорит, что я должен взять ее с собой, но мне сильно не хочется. Я пытаюсь ей объяснить, что самолет у меня маленький, одноместный, и двоих просто не выдержит. Но все же беру ее с собой, и мы летим вдвоем, точно в обратном направлении. Я уже не чувствую прежнего восторга, мне неудобно и страшно, более того, я вижу, что мы падаем. Дельтаплан зацепляет крылом холм и разбивается вдребезги. Мы сидим вдвоем, и я упрекаю свою попутчицу в том, что все это — из-за нее. На этом просыпаюсь. Это сон символически изображает страх перед началом очередного этапа индивидуации — интеграции Анимы. Полет на дельтаплане, оставшаяся позади свалка (Тень), зеленые холмы относятся к типичной символике процесса индивидуации. Характерным является и выбор сестры для манифестации Анимы. Реально сновидец готов признать, что в его жизни есть проблемы, связанные с девушками, он чувствует себя недостаточно компетентным в этой сфере жизни. В действительности он боится женщин и не доверят им, что и показано в сновидении. Встреча с Анимой — трудное испытание, из которого не многие мужчины выходили с честью. Такая встреча может произойти во внешнем мире — поскольку черты и свойства Анимы проецируются на реальных женщин, или в мире внутреннем — интеграция с Анимой является необходимым этапом процесса индивидуации «Связь с Анимой является пробой мужества и огненной ордалией для духовных и моральных сил мужчины» (56, с.118).

Непонятная и таинственная Анима, являясь мужчине в сновидениях в виде загадочных, частью обольстительных, частью ужасных женщин, обычно проецируется на противоположный пол. Сюда относятся все случаи «роковой любви», необъяснимой и безумной страсти, которая захватывает мужчину тем сильнее, чем более разумную и сознательную жизнь он привык вести. Брак с Анимой (женщиной, душевный склад которой дает особенно сильные основания для проекции мужской Анимы) сулит вступившему в него райские наслаждения и адские муки, он может закончиться самоубийством или кровавой драмой. Юнг отмечает четыре ступени в развитии Анимы. На первой она воплощена в образе Евы, олицетворяющей стихийное природное начало, не способное к рефлексии и моральным размышлениям, находящееся в рабстве у чувственных впечатлений. Это глубоко бессознательная ступень, живущая в невинности и неведении райского сада, не различающая добра и зла. Она воплощает слепую бессознательную силу инстинктов, соблазн, искушение (история с яблоком).

Анима-Ева —- это природная биологическая жизнь в ее тотальности. Вторая ступень — это Елена Троянская, Прекрасная Елена, олицетворяющая красоту и эротическую привлекательность, страстную романтическую любовь. Такая любовь слепа и не думает о последствиях, она способна на жертвенность и не лишена духовности. Но союз с Еленой, как мы помним, не принес счастья ни Менелаю, ни Парису. Обычно влюбленные гибнут, становясь жертвой рока или судьбы. Сюда же можно отнести образы Изольды, Джиневры, Джульетты. Третья ступень соответствует Деве Марии, плодотворящей любви, поднимающей эрос до высот духовности. Воплощенная в женщине, она одновременно Мать и Дева — заботливая, любящая, прекрасная, духовно богатая. Наконец, четвертая, высшая ступень — это София, Премудрость Божия (у Юнга она называется Sapientia).

Образ Мудрости, идущий еще от гностиков, прекрасно описан в православной христианской традиции. Как и любой архетипический феномен, Анима сочетает в себе позитивные и негативные черты, божественную и демоническую природу. К ней неприложимы расхожие представления о добре и зле. Все, относящееся к Аниме, нуминозно, т.е. безусловно значимо, опасно, табуировано, магично. «Это змей-искуситель в раю тех безобидных людей, что переполнены благими намерениями и помыслами. Им он предоставляет и самые убедительные основания против занятий бессознательным. Причем нередко в этом есть доля истины, хотя бы потому, что жизнь сама по себе не есть благо, она также является и злом. Желая жизни, Анима желает и добра, и зла. В эльфической жизненной сфере такие категории просто отсутствуют. И телесная, и душевная жизнь лишены скромности, обходятся без конвенциональной морали, и от этого становятся только более здоровыми. Анима верит в каллокагатию (прекрасное и доброе — прим. авт.), а это первобытное состояние, возникающее задолго до всех противопоставлений эстетики и морали» (56, с. 117).

Процесс индивидуации не может происходить без содействия Анимы, осознание которой создает возможность компенсации антагонизма Самости и Персоны. Анима часто выступает в спасительной роли в ситуациях, которые кажутся человеку безвыходными. «Анима, — пишет Юнг, — принадлежит к тем «пограничным явлениям», которые происходят, главным образом, в совершенно особых психических ситуациях. Подобные ситуации всегда характеризуются более или менее внезапной ломкой образа или стиля жизни, которые до этого казались необходимым условием и фундаментом всего индивидуального существования. Когда разражается подобная катастрофа, для человека не только отрезаны все пути к отступлению в прошлое, но и нет, кажется, никакого пути для движения вперед, в будущее. Он оказывается один на один с беспросветной и непроницаемой тьмой, чья бездонная пустота внезапно заполняется неким видением, осязаемым присутствием какого-то чуждого, но способного прийти на помощь существа» (58, с. 150).

Эту функцию Анимы-спасительницы Юнг подробно описывает в работе «Парацельс как духовное явление». Он рассказывает средневековую легенду об Аниме-Мелюзине, водной фее, давшей мудрый совет рыцарю Раймонду, который случайно убил на охоте усыновившего его знатного и богатого графа Пуатье и оказался именно в такой ситуации, как было описано выше. Интегрированная Анима становится уникальным посредником между сознанием и бессознательным, она есть центральный фактор, обеспечивающий психическое равновесие индивидуальности, приблизившейся к Самости. Эта вожделенная гармония символически представлена божественной сизигией, женско-мужской парой, слиянием обеих начал, называемых на Востоке Ян и Инь. Мужчина, осознавший и интегрировавший свое женское начало, достигает полноты и цельности, воплощаемой архетипом Самости. Процесс индивидуации предполагает интеграцию архетипов Анимы и Анимуса, чья негативная роль сочетается с позитивными сторонами и свойствами, абсолютно необходимыми для полноценного развития Самости. Женская и мужская персонификация бессознательного воплощают принципы соответственно Эроса и Логоса, компенсирующие преобладающую сознательную установку. Анима как «женщина внутри» детерминирует эмоциональные аспекты мужской личности, управляет жизнью его чувств и несет ответственность за всевозможные аффективно обусловленные катастрофы — неуместные влюбленности, разрушительные привязанности, неудачи в браке и в интимной жизни. Анимус у женщины тяготеет к сфере разума и убеждений, формирует мнения, участвует в принятии важных решений и, в определенной степени, структурирует весь ее жизненный путь. Влияние Анимуса сказывается в сфере ценностей и идеалов, в установках, связанных с воспитанием детей. Типичная сфера его власти — профессиональная карьера женщины или ее светская жизнь. «Если бы мне нужно было одним словом обозначить то, — пишет Юнг, — в чем состоит различие между мужчиной и женщиной в этом отношении, и, таким образом, то, что характеризует анимус в отличие от анимы, то я мог бы сказать только одно: если анима производит настроения, то анимус — мнения, и как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предпосылках. Мнения анимуса очень часто имеют характер солидных убеждений, поколебать которые нелегко, или принципов, которые якобы неприкосновенно общеобязательны» (66, с.276).

Негативный Анимус, по словам Юнга, «представляет собой квазиинтеллектуальный элемент, который лучше всего определяется словом «предрассудок» («предубеждение»).

Так же, как Аниму мужчины составляют низшие аффективные привязанности, Анимус женщины состоит из второсортных суждений или, лучше сказать, мнений… Худший вариант Логоса в Анимусе выражается как что-то совершенно бессвязное, либо как непоколебимый пред- рассудок, либо как мнение, которое — что довольно сильно раздражает — не имеет ничего общего с существом предмета» (60, с. 139).

Проекцией Анимуса можно объяснить многочисленные примеры жестоких и опрометчивых поступков, совершаемых внешне благополучными женщинами. В сновидениях этот аспект Анимуса представлен мертвецами, разбойниками, убийцами. Литературными иллюстрациями негативного Анимуса являются мертвый жених из баллады Шиллера «Ленора», Синяя Борода, Анатоль Курагин, чуть было не погубивший Наташу Ростову, Гилберт Озмонд в романе Г.Джеймса «Женский портрет»* (См. Приложение 3), Безусловно, наилучшим примером образа, воплощающего позитивный аспект Анимуса, является личность самого Карла Густава Юнга. Эта идея слишком очевидно приходит в голову его внимательным читательницам, к числу которых относится и пишущая эти строки. Сам Юнг, предвосхищая наши восторги, скромно заметил в последней главе своей автобиографии: «Когда мне говорят, что я много знаю, или называют мудрецом, я не могу принять это на свой счет. Представьте, что кто-то зачерпнул шляпой воду из потока. Что с того? Я ведь не тот поток. Я лишь стою рядом, но не делаю ничего. Другие стоят тут же, и большинство из них знают, что им делать. Я же не делаю ничего. Я никогда не считал себя тем, кто способен позаботиться о семенах и колосьях. Я стою и удивляюсь тому, на что способна природа» (57, с.350).

Анима и Анимус в сновидениях представлены фигурами противоположного сновидцу пола. Поскольку генетически эти архетипы тесно связаны с отцом и матерью ребенка, то в сновидениях они могут принимать родительские образы. Семантика Анимы/Анимуса будет негативной или позитивной в зависимости от актуальной жизненной ситуации, реальных проблем, степени односторонности сознательной установки и способов реализации половой роли. Уровень духовного развития мужчины определяет наличие у него неразвитой, капризной, мнительной, грубо эротизированной и деструктивной Анимы или же тонкой, чуткой, обаятельной, с ярко выраженным творческим, созидающим началом. Психологическая зрелость женщины выражается в том, чем для нее является Анимус — злым духом, чье разрушительное влияние способно погубить любое начинание — от брака или карьеры до жизни в целом, или мудрым советчиком и надежным помощником, вселяющим уверенность в собственных силах. Метафорически интеграция Анимы/Анимуса, союз сознания и бессознательного изображается с помощью иерогамии, священного брака, ребенком которого является божественная Самость. Соответствующие образы и символы будут появляться в сновидениях человека, успешно продвигающегося по пути индивидуации. Такие сны могут знаменовать благоприятное окончание кризисного периода в жизни и служить провозвестниками грядущего физического и духовного исцеления. В автобиографии Юнга эти видения описаны как исход его длительной и опасной болезни: «Я парю в пространстве, будто я скрыт в недрах вселенной, в совершенной пустоте и совершенном блаженстве. «Это и есть вечное блаженство, — думал я. — И это невозможно рассказать, так это прекрасно!» Самость: предвечный младенец в предвечные времена Процесс индивидуации является, в сущности, бесконечным. Его природу выражает не прямая линия, а, скорее, спираль, вечно наматывающая свои витки, сплетающие сознание с бессознательным. Архетип Самости, воплощающий представления о психической целостности и полноте, соотносится с образами, символизирующими процесс развития и трансформации, — такими, как Путь (Дао), Золотой Цветок, Божественный Младенец, Бог (Христос, Митра, Будда, Брахма), Философский Камень и т.п. Эти символы объединяют в себе идеи и свойства универсума гармонии, бесконечности, вечности, святости и красоты. В сновидениях Юнга приближение к Самости выражалось символом иерогамоса, священного брака, божественной сизигии. Достаточно часто образ Самости также воплощает дитя такого брака — чудесный младенец, наделенный качествами непобедимого героя и мудреца. В мифологии часто встречаются боги-младенцы — Аполлон, Гермес, Дионис, Геракл совершили свои первые подвиги, когда еще лежали в колыбели. Данный архетип в силу своей потенциальности составляющей его внутреннюю сущность, в сновидениях часто символизируется образом ребенка, божественного младенца. Вот описание Самости в работе «Психология архетипа ребенка»: «Он (ребенок, символизирующий Самость — прим. авт.) персонифицирует жизненную мощь, которая имеется вне ограниченного объема сознания, те пути и возможности, о которых сознание в своей односторонности ничего не ведает, и целостность, которая включает глубины природы. Он представляет собой сильнейший и неизбежный порыв всякого существа, а именно порыв к самоосуществлению. Он — внутренее веление, невозможность поступить иначе, оснащенное всеми естественными силами инстинкта, в то время как сознание постоянно плутает в мнимости, будто оно может поступать так, как хочет. Порыв и непреложность самоосуществления — естественная закономерность, и поэтому она обладает непреодолимой силой, даже если поначалу ее действие неприметно и неправдоподобно» (67, с.65).

Образ ребенка символизирует потенциальность, возможности развития, в снах ребенок может соединять в себе бессознательно-хтонические и солярные, сознательные черты и свойства. «Зачастую ребенок принимает вид как бы в подражание христианскому образцу, но значительно чаще он ведет свое происхождение из нехристианских праступеней, а именно, от животных, обитающих в преисподней (таких, как крокодилы, драконы, змеи), или от обезьян. Нередко ребенок появляется в цветочных чашечках, или из золотого яйца, или же в виде сердцевины мандалы. В сновидениях он является по большей части как сын или дочь, как мальчик, подросток или юная девушка, иногда он имеет экзотическое происхождение (китайское, индийское, с темным цветом кожи) или даже космическое (под звездами или окруженный ореолом звезд, как сын короля или как дитя ведьмы с демоническими атрибутами) Иногда встречается особый случай манифестации этого же мотива как «трудно достижимой драгоценности». Тогда мотив ребенка чрезвычайно изменчив и принимает все, какие только можно формы, например, драгоценного камня, жемчужины, цветка, сосуда, золотого яйца, четверицы, золотого шара и т.д.» (67, с.57).

Многочисленные параллели этого образа мы находим в сказках — «Дюймовочка» (это вообще сказка, доступно излагающая 4-5-летним детям теорию процесса индивидуации), царский сын «по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре», Фэт-Фрумос — рожденный из золотого яйца солнечный герой, мальчик-с-пальчик, Липунюшка и др. Такой младенец обладает силой, ловкостью и хитростью, он непобедим и может со временем превращаться в могучего героя. Ребенок — это потенциальное будущее, и его образ в сновидении подготавливает грядущее изменение личности, антиципирует в процессе индивидуации тот облик, который получится в результате синтеза сознательных и бессознательных элементов психики. Юнг указывает, что с архетипом ребенка можно встретиться и в случае процесса индивидуации, спонтанно или терапевтически запущенного. При этом ребенок манифестирует инфантильные черты и стороны личности, его фигура в сновидениях большей частью тотально бессознательна. В русском сказочном фольклоре мы знаем Илью Муромца, который «сиднем сидел» до тридцати лет, пока не испил живой воды, поданной «каликами перехожими». Их роль в былине про Илью сходна с вмешательством психотерапевта, приводящим к тому, что такая идентичность разрушается, и последующий ход событий соответствует героическому мифу, т.е. происходит изменение направления развития в сторону индивидуации. Специфическим символом индивидуации является также мандала — образ психического универсума, изображение центростремительного процесса, воссоздающего центр индивидуальности. Мандала подчинена принципу троичной, четвертичной и осевой симметрии и в типичном случае представляет собой фигуру круга, квадрата или равностороннего креста. Юнг пришел к пониманию мандалы через собственный опыт, во время первой мировой войны. Ее психологическую значимость он постиг не сразу: «В 1918-1919 годах я был комендантом зоны английских войск в Шато д’Эксе. Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок — мандалу, которая в тот момент выражала какое-то мое внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня…Только постепенно я открыл для себя, чем в действительности является мандала — она есть самодостаточность, внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана… Мои мандалы были криптограммами, они объясняли состояние моей души и всякий день принимали новый вид. В них я видел себя, т.е. все мое существо в его становлении. Вначале я понимал их смутно, но уже тогда я сознавал, как много они значат, и я хранил их как драгоценные жемчужины. Я был убежден, что в них самое существо предмета, и со временем они объяснят мне, что же со мною происходит. Я представлял себе это так, как если бы я и мой внутренний мир — были монадой этого бесконечного мира, и мандала составляет эту монаду, микрокосм моей души» (57, с.196-197).

Даже на завершающих этапах индивидуации личность может встретиться с серьезными трудностями — например, в случае так называемой мана-личности. В юнгианстве этим понятием обозначают человека, сумевшего в процессе индивидуации интегрировать архетипы так, что в результате его Эго становится полновластным хозяином связанной с ними психической энергии. Сила и власть аффекта, которой обладали Персона, Анима и Тень, переходит к Эго, сумевшему «разобраться» с ними подобно тому, как в представления первобытных людей «мана» (колдовская сила) убитого переходила к его убийце. «Так сознательное Я становится мана-личностью. Но мана-личность, — пишет Юнг, — это доминанта коллективного бессознательного, известный архетип сильного мужчины в виде героя, вождя, колдуна, знахаря и святого, властелина людей и духов, друга божьего… Так оно становится сверхчеловеком, превосходящим, любую силу, полубогом, а может быть, и более того» (66, с.300).

На самом деле в таком положении вещей таится опасность сильнейшей психической инфляции, ибо мана — всего лишь иллюзия. «Сознание не стало властелином над бессознательным, только Анима утратила свою барскую спесь — в той степени, в какой Я смогло разобраться с бессознательным» (66, с.301).

Установилось хрупкое равновесие сил, нарушить которое чрезвычайно просто и очень опасно. Проекция «мана» на окружающую действительность приводит к возникновению всякого рода вождей, фюреров, экстрасенсов-кашпировских и просто к развитию маниакальных психозов. При этом люди, представляющие собой благоприятную среду для таких проекций, оказываются жертвами всяких современных шаманов. Опасность мана-личности достаточно велика, что ставит под сомнение ее позитивные аспекты. Иллюзия контроля над бессознательным провоцирует его на новые, более тонкие и замаскированные вторжения. Оно реагирует едва заметным выпадом, доминантой мана-личности, чей чрезвычайный престиж захватывает Эго в свои сети. А одержимость архетипом всегда делает человека чисто коллективной фигурой, своего рода маской, под которой индивидуальность не может развиваться, но все сильнее хиреет. Многие люди, далеко продвинувшиеся по пути индивидуации, испытали на себе сходные переживания и могут подтвердить, насколько точно Юнг описал это состояние души. В конечном итоге, основные этапы процесса индивидуации по Юнгу выглядят следующим образом: — осознание Тени и интеграция представленных в ней содержаний личного бессознательного, «достижение соглашения с Тенью»; — осознание и разрушение Персоны, искажающей подлинную сущность индивидуальности, дистанцирование от Персоны, отказ от проекций и проективных идентификаций; — «разбирательство» с Анимой или Анимусом, ассимиляция воплощаемых ими содержаний коллективного бессознательного, установление связи с бессознательным посредством интегрированных Анимы/Анимуса; — отказ от идентификации с архетипом мана-личности и ассимиляция его содержаний Самостью как «средоточием» психики; — становление Самости как полной, всесторонней и гармоничной индивидуальной целостности, истинной и автономной индивидуальности, не подверженной ничьим влияниям носительницы творческого потенциала. Наконец, в качестве последнего вопроса можно задать следующий: а для чего вообще необходим процесс индивидуации, зачем личности стремиться стать Самостью? Подробным ответом является вся аналитическая психология К.Г.Юнга, а самый краткий он дает в своем «Психологическом истолковании догмата о Троице», цитируя средневекового теолога Иустина Мученика: «Дабы пребывать нам не детьми необходимости и неведения, но выбора и знания» (63, с.85).

13