Имиджелогия=з.о

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Вологодский государственный университет»

ИМИДЖЕЛОГИЯ

методические указания

для студентов заочной формы обучения

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Имиджелогия» является формирование культуры успешной самореализации специалистов в различных сферах деятельности.

Задачи курса:

  • приобщение студентов к теоретическим основам имиджелогии как проектной деятельности;
  • ознакомление студентов с инструментарием имиджелогии, формирование у них навыков использования имиджевых характеристик в различных сферах деятельности: экономической, социокультурной, политической, а также персонального имиджмейкинга;
  • обучение студентов технологиям формирования имиджа и управления им;
  • формирование культуры успешной самореализации специалистов.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен

Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков.

знать: работу в коллективе; современный уровень мировоззренческих и социально значимых проблем общества и человека;

уметь: принимать участие в диалогических и полилогических ситуациях общения; использовать современное естественнонаучное знание в профессиональной деятельности;

владеть: способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственностью; способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков; технологиями естественнонаучного содержания при выполнении профессиональных задач.

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...

... и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Коммуникативная деятельность заикающихся детей» является формирование у студентов профессиональных компетенций в сфере осуществленияпрофессиональнойкоррекционно-педагогической (логопедической) деятельности в ... 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего зач.ед. Всего часов Семестр Общая трудоемкость дисциплины Аудиторные занятия ...

Литература для подготовки к семинарАМ и контрольной работы

Основная

  1. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для вузов / А.С. Ковальчук. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 283 с.
  2. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие для вузов / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
  3. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие для вузов / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2007. – 223 с.
  4. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001. – 698 с.

Дополнительная

  1. Аверченко, Л.К. Психология управления. – М., 1997.
  2. Бодуан, Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: Предмет и мастерство / Ж.-П. Бодуан. – М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2001. – 232 с.
  3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник для вузов / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2006 . – 293 с.
  4. Василенко, А.Б. Пиар крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. – М.: ГУ ВШЭ,2002. – 304 с.
  5. Деловой этикет: учеб. пособие / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 431 с.
  6. Дорошенко, В.Ю., Зотова, Л.И. Психология и этика делового общения. – М.,1997.
  7. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000.
  8. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая. – М.: ДЕЛО. – Т. 1. – 2002. –695 с.
  9. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая. – М.: ДЕЛО. – Т. 2. – 2002. –719 с.
  10. Иванова, С. Кандидат, новичок, сотрудник: инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике / С. Иванова. – М.: ЭКСМО, 2005. – 302 с.
  11. Ильин, Е.П.

    Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

  12. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – М., Ростов-н/Д: МарТ, 2003. – 416 с.
  13. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 367 с.
  14. Козлов, Н.И. Формула личности. – СПб., 1999.
  15. Коллинз, Д. 2Э: этика и этикет в бизнесе / Д. Коллинз. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158 с.
  16. Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев. Р.Н. Абрамов. – М.: Академ. проект, 2004. – 431 с.
  17. Корпоративная культура делового общения: главные правила общения и поведения в современном обществе / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 607 с.
  18. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 1999.
  19. Кузин, Ф.А. Современный имидж делового человека / Ф.А. Кузин. – М.: Ось –89, 2002. – 511 с.
  20. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учеб. пособие / Е.В. Мещерякова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.

    25 стр., 12187 слов

    Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

    ... и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, ... страниц. Дипломная работа представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки при ...

    – 237 с.

  21. Михайлов, Л.А. Введение в психологию общения. – СПб., 1999.
  22. Ньюстром, Д., Дэвис, К. Организационное поведение. – СПб., 2000.
  23. Панасюк, А.Ю. Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж / А.Ю. Панасюк. – М.: Дело, 2003. – 240 с.
  24. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 1999.
  25. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. – СПб., 1999.
  26. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  27. Розанова, В.А. Психология управления. – М., 1999.
  28. Руденко, А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: учеб. пособие / А.М. Руденко. М.А. Довгалева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 248 с.
  29. Румянцева, В.В. Лидер. – СПб., 1996.
  30. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учеб. пособие / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2005. – 298 с.
  31. Смелкова, З.С. Деловой человек: Культура речевого общения: пособие и словарь-справочник.

    – М., 1997.

  32. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб., 1999.
  33. Филиппов,  А.В. Психология и этика деловых отношений. – М., 1996.
  34. Фишер, Р., Юри, У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М., 1990.
  35. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высш. школа, 1989.
  36. Шарков, Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления: учеб. пособие. – М.: Акад. проект, 2006. – 272 с.
  37. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994. (или др. издание).
  38. Шепель, В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М., 1992. (или др. издание).
  39. Шепель, В.М. Управленческая психология. – М., 1984. (или др. издание).
  40. Шмит, Б., Симонсон, А. Эстетика маркетинга: стратегия менедж­мента, создания бренда и имиджа компании / Б. Шмит, А. Симон­сон. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 398 с.

Также другие источники и учебные пособия по имиджелогии и конфликтологии.

вопросы к зачету

  1. Имиджелогия: предмет, задачи, содержание.
  2. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности.
  3. Имидж: понятие, функции, содержание, значение.
  4. Методика оценка эффективности имиджа.
  5. Психологические основы имиджа.
  6. Имиджевая коммуникация: принципы и методы.
  7. Типология имиджа (различные подходы).
  8. Инструментарий имиджелогии: позиционирование, детализация, утрирование, трансформация, мифологизация, вербализация, др.
  9. Использование инструментария имиджелогии.
  10. Управление имиджем.
  11. Имидж организации (корпоративный имидж): содержание, технологии формирования.
  12. Имидж лидера (персональный имидж): содержание, технологии формирования.
  13. Имидж территории: содержание, технологии формирования.
  14. Имидж общественного движения / идеи: содержание, технологии формирования.
  15. Имидж продукта (товара или услуги): содержание, технологии формирования.
  16. Технологии самопрезентации.
  17. Каналы трансляции имиджа: проблема выбора.
  18. Публичное выступление: подготовка и организация.
  19. Этикет делового общения: содержание, принципы, значение.
  20. Имиджевый проект: принципы и технологии разработки.
  21. Корпоративная культура как система: понятие, функции, структура, атрибуты, значение.
  22. Национальные особенности корпоративной культуры.
  23. Субъекты и объекты интересов организации.

    13 стр., 6213 слов

    Цели, задачи и содержание научной организации труда

    ... применения, в-третьих, исследовать диапазон и состав элементов, связанных с раскрытием содержания организации труда. Организация и нормирование труда / Под ред. В.В. Адамчука - М., 1999. ... научные основы организации труда 4. Изучить цели, задачи и содержание научной организации труда Объектом курсовой работы является организация труда, предметом - сущность и содержание организации труда. Работа ...

    Структура и особенности внешней и внутренней аудиторий.

  24. Принципы корпоративной культуры: корпоративная этика; корпоративная философия; миссия организации.
  25. Типология корпоративной культуры: различные подходы (классификация Т. Дила и А. Кеннеди; Ф. Тромпенаарса, др. классификации).
  26. Критерии идентификации корпоративной культуры (С. Роббинс).
  27. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры в организации. Типы взаимодействия при овладении корпоративной культурой.
  28. Доминирующая основы формирования корпоративной культуры">корпоративная культура и субкультуры в организации. Типы субкультур и контркультур, их взаимодействие.
  29. Уровни корпоративной культуры: различные подходы (классификации Э. Шейна, Т. Дила и А. Кеннеди, Т. Трайса и Дж. Бейера, др.)
  30. Технологии предупреждения и преодоления конфликтов в организации.

Контрольная работа (3 задания)

Выберите по последней цифре своего шифра вопросы (в задании 1 – два, в задании 2 – один).

Дайте их обстоятельное (около 6 – 8 страниц в компьютерном наборе для каждого вопроса) на основе изучения литературы изложение. Ответам должен быть предпослан сложный план, включающий введение, основную часть (с пунктами и подпунктами), заключение. Задание 3 предполагает составление глоссария по дисциплине «Имиджелогия». Завершите выполнение заданий списком использованной при подготовке контрольной работы литературы.

Задание 1.

  1. Имиджелогия: предмет, задачи, содержание.
  2. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности.
  3. Имидж: понятие, функции, содержание, значение.
  4. Методика оценка эффективности имиджа.
  5. Психологические основы имиджа.
  6. Имиджевая коммуникация: принципы и методы.
  7. Типология имиджа (различные подходы).
  8. Инструментарий имиджелогии: позиционирование, детализация, утрирование, трансформация, мифологизация, вербализация, др.
  9. Использование инструментария имиджелогии.
  10. Управление имиджем.
  11. Имидж организации (корпоративный имидж): содержание, технологии формирования.
  12. Имидж лидера (персональный имидж): содержание, технологии формирования.
  13. Имидж территории: содержание, технологии формирования.
  14. Имидж общественного движения / идеи: содержание, технологии формирования.
  15. Имидж продукта (товара или услуги): содержание, технологии формирования.
  16. Технологии самопрезентации.
  17. Каналы трансляции имиджа: проблема выбора.
  18. Публичное выступление: подготовка и организация.
  19. Этикет делового общения: содержание, принципы, значение.
  20. Имиджевый проект: принципы и технологии разработки.

Задание 2.

12 стр., 5789 слов

Корпоративный имидж. Основные компоненты имиджа организации

... 1994: 117]. Корпоративный или организационный имидж – это образ организации, сформированный в общественном сознании. Имидж организации может быть позитивным, негативным, нечетким. Целью организации является формирование позитивного имиджа. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке. ...

  1. Корпоративная культура как система: понятие, функции, структура, атрибуты, значение.
  2. Национальные особенности корпоративной культуры. Российская корпоративная культура.
  3. Субъекты и объекты интересов организации. Структура и особенности внешней и внутренней аудиторий.
  4. Принципы корпоративной культуры: корпоративная этика; корпоративная философия; миссия организации.
  5. Типология корпоративной культуры: различные подходы (классификация Т. Дила и А. Кеннеди; Ф. Тромпенаарса, др. классификации).
  6. Критерии идентификации корпоративной культуры (С. Роббинс).
  7. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры в организации. Типы взаимодействия при овладении корпоративной культурой.
  8. Доминирующая корпоративная культура и субкультуры в организации. Типы субкультур и контркультур, их взаимодействие.
  9. Уровни корпоративной культуры: различные подходы (классификации Э. Шейна, Т. Дила и А. Кеннеди, Т. Трайса и Дж. Бейера, др.)
  10. Технологии предупреждения и преодоления конфликтов в организации.

Задание 3.

Составить глоссарий по дисциплине «Имиджелогия».

  1. Вербализация
  2. Вербальный имидж
  3. Визуализация
  4. Визуальный имидж
  5. Габитарный имидж
  6. Гудвил
  7. Детализация
  8. Имидж
  9. Имиджевая коммуникация
  10. Имиджевый проект
  11. Имиджелогия
  12. Имиджмейкинг
  13. Каналы трансляции имиджа
  14. Коммуникация
  15. Компоненты имиджа
  16. Конфликт
  17. Корпоративная культура
  18. Манипуляция
  19. Миф
  20. Мифологизация
  21. Образ
  22. Перевод
  23. Переговоры
  24. Позиционирование
  25. Репутация
  26. Самопрезентация
  27. Спичрайтинг
  28. Стереотип
  29. Трансформация
  30. Установка
  31. Утрирование
  32. Фасцинация
  33. Фирменный стиль
  34. Формирование имиджа
  35. Функции имиджа
  36. Целевые аудитории
  37. Эмоционализация
  38. Я-концепция

Вопросы к семинару

Тема 1: Самопрезентация как способ актуализации интереса людей

к своим качествам

Вопросы для обсуждения:

  1. Самопрезентация: понятие, содержание, психологические основы. Непосредственная и опосредованная самопрезентация.
  2. Технологии самопрезентации. Вербальная составляющая самопрезентации. Невербальная составляющая самопрезентации.
  3. Качества личности: коммуникабельность, способность к эмпатии, тактичность, воспитанность, обаяние, др.
  4. Роль делового этикета в формировании имиджа личности (общение с клиентами, общение по телефону, общение по e-mail, деловая переписка, деловая беседа, переговоры, др.)..

Тема 2: Управление конфликтом в организации в целях её развития

11 стр., 5039 слов

Психологические основы формирования корпоративной культуры

... содержание) этого понятия. К их числу, в первую очередь, относятся организация, корпоративная (организационная) культура. Организация составляет основу мира экономики (бизнеса), она является «атомом» (микрочастицей) ... ценностям (внутренняя мотивация); осуществить профилирование имиджа организации за счёт введения в него характерных отличий, дифференцирующих организацию и другие предприятия (внешняя и ...

Вопросы для обсуждения:

  1. Конфликт: функции, предмет и объект. Участники конфликта. Процесс и динамика, стадии и фазы развития конфликта.
  2. Типология конфликтов.
  3. Предупреждение и преодоление конфликтов в организации.
  4. Коммуникации в конфликте, их функции. «Барьеры» коммуникаций.

Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые, официальные и неофициальные).

  1. Информационное противоборство в конфликте. Организация собственного информационного потока в конфликте.