36 Иерархия мотивов Леонтьев

Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А.Н.

Леонтьева и современное ее развитие)

А.Н.Леонтьев (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности (послед-ль Выготского).

Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития.

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений. При выделении таких единиц деятельности можно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).

Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершает­ся прежде всего как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в существова­нии реального внешнего мира и за основу ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

основание личности – иерархия мотивов деятельности, чтобы понять структуру личности, нужно проанализировать ее деятельность, Движущей силой которой яв-ся мотив.

деятельность определяется мотивом и иерархией потребностей. Вместе с этим потребности человека порождаются развитием деятельности. схема деятельности выглядит как деятельность-потребность-деятельность. То есть потребности человека развиваются во время деятельности. Деятельность при этом понимается в глобальном смысле. Потребности у человека сначала витальные (не биологические!) и деят-ть, направлена на реализацию базовых потребностей, затем эта деятельность оборачивается, т.е. человек начинает удовлетворять свои витальные потребности, чтобы действовать. «Едим, чтобы работать».

Мотив – движущая сила деятельности, потребность, которая имеет определённый предмет. мотивы – смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие отличаются тем, что в иерархии занимают более существенное место. не обладают прямой побудительной силой.

Мотивы не отделены от сознания, но и не всегда осознаются. есть категория, скрывающая истинные мотивы, — понятие мотивировки. Мы всегда можем дать ответ на вопрос, зачем мы что-то сделали

Личность рассматривается как иерархия мотивов: Мотивы конфликтуют и вступают в противоречие, личность складывается от осознания, что есть истинные мотивы.

Эмоции помогают осознать собственные истинные мотивы. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и успешностью той или иной деятельности. Исходя из того, какие у нас эмоции, можем догадаться о мотивах.

анализ собственных эмоций – это задача на личностный смысл, на соотношение мотивов, которые характеризуют личность. Личность – рефлексирующий человек, который отслеживает свои эмоции, когда ему становится грустно, то он думает: что же это такое, кто я такой, что мне стало грустно? Это есть задача на смысл.

личностн смысл понимается как отражение в сознании чела отношен мотива к цели. Ли смысл может меняться при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Значит разные ли смыслы у людей.

развитие личности: личность рождается дважды. Первый раз – ее можно назвать «ребёнок с горькой конфетой» (5-6 лет).

Он понимает, что он поступил нечестно, несмотря на то, что его не ругают. У ребёнка появляется полимотивированность, есть разные противоположно-направленные мотивы, ребёнок пока их полностью не осознаёт, но чувствует. Второй раз – возникновение соотношения мотивов друг с другом и подчинения одних другим – происходит становление личностного смысла, а значит и становление личности.

Структура личности — устойчивая иерархия мотивов. У личности мотивационная сфера многовершинная, между этими вершинами возникает борьба; гармоничная личность – не та, которая не знает внутренней борьбы, но такая, которая периодически пересматривает свои приоритеты, согласует разные мотивы, то есть структура личности включает в себя борьбу мотивов. Если эта борьба становится главной чертой, это – трагическая личность.

8 стр., 3707 слов

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

... и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется ...

проблема Я: как соотносятся самосознание и личность. Ощущение своего Я – не центр личности. Центр личности – в бытии человека, во множестве его деятельностей и общественных отношений. Полемика с Рубинштейном: личность – связанность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия, то есть внешние условия д-ют через внутренние; у Леонтьева личность человека создаётся общественными отношения, в которые индивид вступает в своей деятельности (субъект д-ет через внешнее).

Современное развитие:

Дмитрий Алексеевич Леонтьев.

личность как единство возможного и необходимого: человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.

Человек как необходимое: пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо

Чек как возможное: «человек рефлексивный», выступающий субъектом собственной активности

Переосмысливая теорию отца, пытается понять тот уровень активности человека, на котором он не только развивается, но и строит себя.

Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:

  1. Психология личности охватывает собой группу феноменов, относящихся к области «возможного», причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями. Феномены не яв-ся должными, это не автоматизированный механизм, «возможностная» психология – личность – недетерменированный человек
  2. Чек может жить то интервалами «необходимого» (под давлением жизн обст-в, мех-м энергосберегающего функционир-ия), то интервалами «возможного» (самодетерминация, жизнь исходя из использов-я человеч потенциала, энергозатратен).
  3. превращение возможностей в действительность происходит не в результате какого-либо причинного детерминирования, но в результате самодетерминации, через совершение выбора и принятие решения субъектом. Даже «смыслы», «ценности» и «истины» в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.
  4. На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться.
  5. Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействования рефлексивного сознания.
  6. Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно.
  7. Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки. За счет выбора осмысленных и вариативных возможностей
  8. Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования. экзистенциальное миропонимание.
  9. Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком «расширенном» описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость

Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку», вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( ...

— предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека

Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного, рефлексивное сознание и поступок (не вписывается в традиционные действия, осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути).

Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания

Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники», выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.

(Осознание ответственности за выбор, вкладывание себя в избранную альтернативу, Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив, Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т.е. — экзистенциальный расчёт.Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор).

человек использует 2 стратегии определения своей идентичности

  1. стратегия социальной идентичности предполагает определение себя через принадлежность группе; при этом как правило, человек отказывается от собственной личности полностью или частично, через её минимизацию в мире больших социальных групп.\
  2. стратегия личностной идентичности предполагает: самостоятельности и автономности; обнаружение границы между мной и «не мной», которая позволяет человеку самоотождествляться, делать нечто своим, тем самым расширяя себя, границы себя, а также отграничивать себя от другого. преемственность себя во времени. наличие себя как некой точки в мире, некоего, единственного, уникального места, которое я занимаю в мире и которое не занимает никто другой, способность в любой группе сказать: Кто Я? Я- Я!

В обществе это критическая масса людей, имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... требует обращения к грустным страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочитайте описание каждой из них и попытайтесь представить, что это ... выработке плана действий и следования ему. 8. Стратегия позитивной переоценки описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации ...

Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»

Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т.д.) конструкция не является самодостаточной.

Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. Смысл сущности личности – в сущности человека: Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.

Стать личностью =

*Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)

*Осознать её и нести за неё ответственность

*Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью.

Именно общие смысловые образования (при их осознанности – личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе)

Эти отношения имеют 2 стороны: динамическую и содержательную.

Динамическая сторона – совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию.

Смысловые образования – это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции: создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Смысловые образования – основа этого возможного будущего.

Деятельность человека оценивается и регулируется: Успешностью и Нравственной оценкой.

Уровни смысловой сферы личности:

0. Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа).

Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.

1. Эгоцентрический (исходный момент – личная выгода).

Все люди подразделяются на помогающих и препятствующих.

2. Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.

3. Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.

Василюк «Психология переживаний». Модель Ли:

исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» людей.

Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир (потр-ти чка и его отнош к себе и окр миру. ПРОСТОЙ: 1 потребность; СЛОЖНЫЙ: много потребностей) и внешний мир (предметы, к-е м удовлетв потреб-ти чка. ПРОСТОЙ: один объект для удовлетворения; СЛОЖНЫЙ: множество объектов).

Т.О., возможны 4 типа психологических жизненных миров.

1.внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности (Рубин-штейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности ... ПСИХОЛОГИИ Р. МЭЯ 60 1. Индивидуальность личности и ее жизненный путь Индивидуальность личности – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе ...

Т.О., Внутренняя необходимость: удовлетворение потребности «здесь и сейчас», нормальные условия для жизни – данность этих благ.

такая критическая ситуация – стресс для чка.

2.внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.

Внутренняя необходимость: реализация мотива, удовлетворение потребности

критическая ситуация: фрустрация

3.внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Внутренняя необходимость: внутренняя согласованность, работа со своими ценностями

критическая ситуация: конфликт

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Внутренняя необходимость: реализация жизненного смыла, самоактуализация

критическая ситуация: кризис

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи