I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Психологический факультет

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

А.И. Скоробогатова

Организация дошкольного образования

Методические указания по выполнению курсовых работ

Казань – 2015

УДК 373.2(07)

ББК 74.100 я7

С 44

 

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

 

Скоробогатова, А.И.

С 44 Организация дошкольного образования: метод. указания по выполнению курсовых работ / А. И. Скоробогатова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. – 48 с.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

 

Методические указания по выполнению курсовых работ подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Предназначены для студентов-бакалавров, преподавателей и всех тех, кто интересуется вопросами организации дошкольного образования.

 

 

УДК 373.2(07)

ББК 74.100 я 7

© Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2015

© Скоробогатова А. И., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ…………………………………… 4

 

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ…………. 10

 

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ………………………………………………………… 11

 

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………… 12

 

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА………………………… 15

 

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………….. 18

 

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………. 33

3 стр., 1237 слов

Методические указания по самостоятельной работе по спецкурсу ...

... Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000. Деррида Ж. Работы по философии культуры (Ухобиографии; Вокруг вавилонских башен; Шибболет; ... и Хайдеггер: преемственность и полемика. 16. Феномен постмодернизма в работах Ж.-Ф. Лиотара. 17. Ж. Бодрийяр как теоретик постмодерна. ... структурализма к постструктурализму. М., 2000. основная Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. Барт Р. Мифологии. М., ...

 

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………….. 35

 

IX. ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ……………….. 37

 

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………… 40

 

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 44

 

Приложения…………………………………………………………………………… 45

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Курсовая работа является самостоятельной научно-учебной работой, выполняемой студентами в соответствии с утвержденным учебным планом высшего учебного заведения. Она является составной частью аттестации студента, проходящего обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование», дает дополнительную оценку знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин. На четвертом курсе психологического факультета Института экономики, управления и права (г. Казань) студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Организация дошкольного образования».

В результате выполнения курсовой работы по данной дисциплине студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

ОК – 7: готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОК – 13: готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

компетенциями в области педагогической деятельности (ПК):

ОПК – 1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК – 4: способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК – 5: готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК – 7: способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности

 

В результате освоения данных компетенций студент должен

знать:

— значение и место дошкольного образовательного учреждения в системе образования;

— Международную Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ, органов управления образованием и другие нормативные документы, методические рекомендации по вопросам дошкольного образования;

— основы теории управления и основы научного управления дошкольным учреждением;

уметь:

— осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса дошкольного учреждения, руководить работой воспитателей;

— вырабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

владеть:

— системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных программ, системе образовательных учреждений;

9 стр., 4478 слов

Психофизическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности 2

... проблем здоровья в направлениях рациональной организации деятельности на производственном, региональном, государственных уровнях. С педагогических позиций для эффективного достижения результатов здоровьесбережения ... и обогащать культурный потенциал общества. 1.2 Формирование психофизической готовности студентов при обучении профессии В условиях функционирования и развития постиндустриального ...

— современными методами сбора, обработки, хранения, использования управленческой информации;

— методами педагогической диагностики и оптимизации работы коллектива образовательного учреждения.

Курсовая работа по дисциплине «Организация дошкольного образования» предполагается как самостоятельная исследовательская работа. Студент должен изложить свою личную позицию по вопросам, рассматриваемым в работе. В ходе подготовки курсовой работы студент должен показать умение работать с литературными источниками, научной литературой, при необходимости – материалами педагогической практики.

Курсовая работа выступает одной из наиболее важных форм научной работы студентов. Соответственно при написании работы студент учится анализировать, сопоставлять точки зрения на проблему, которые высказывались различными деятелями науки, при необходимости – полемизировать с учеными. Подходы к рассмотрению научных проблем должны быть взяты в развитии, с учетом принципа историзма. При этом студенту необходимо показать знание современной общественной жизни, закономерностей ее функционирования. Для этого следует изучить и обобщить данные педагогической практики, прежде всего, деятельность образовательных учреждений, относящуюся к выбранной теме курсовой работы и смежным с ней темам. Студенты к четвертому курсу должны приобрести навыки критического анализа научных точек зрения, а также складывающейся психолого-педагогической практики. Работа должна быть методологически выверена, то есть в ней должны использоваться методы исследования, характерные для современной педагогической науки.

Курсовая работа предполагается как творческое сочинение, которое носит самостоятельный характер, показывает способность изложить теорию и общественную практику в пределах выбранной темы. Творческий элемент курсового сочинения может выражаться в том, что студент самостоятельно ставит те или иные вопросы, предлагает оригинальные пути решения тех или иных научных (по определенным темам – практических) проблем, находит новые аргументы, обосновывающие или опровергающие уже имеющиеся точки зрения. Кроме того, это могут быть обоснованные рекомендации по внесению изменений в действующую практику воспитания, выявление недостатков и позитивных сторон воспитательной деятельности образовательных учреждений (по отдельным темам).

В курсовой работе не допускается плагиат, то есть использование работ и мыслей других авторов без ссылок на источник. Не рекомендуется также использовать курсовые работы, написанные ранее по той же или аналогичной теме. Дело в том, что материал очень быстро устаревает в силу того, что появляются новые материалы психолого-педагогической практики, научные и учебные работы, которые необходимо изучить, чтобы в полной мере раскрыть тему и сделать правильные выводы. Кроме того, использование уже имеющихся работ может быть признано как нарушение авторских прав. Наконец, студент, который самостоятельно не работает над курсовым сочинением, не получает навык самостоятельной творческой работы и рискует в будущем встретиться с негативными последствиями отсутствия опыта работы над текстами. Кроме того, усложняется сам процесс защиты работы, поскольку студент, не занимавшийся разработкой темы, не способен раскрыть проблемные моменты, пути разрешения проблем, ответить на элементарные вопросы членов комиссии по защите курсовых работ.

16 стр., 7708 слов

Особенности разрешения конфликтно-педагогических ситуаций студентами

... в конфликтах. Предметом настоящей работы являются особенности разрешения конфликтных педагогических ситуаций студентами. Целью работы является изучение способов разрешения педагогических ситуаций конфликтного содержания, что ... в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Конфликт в психологии определяется как «столкнове­ние противоположно направленных, несовместимых друг с ...

Исходя из вышеизложенного, к курсовой работе предъявляются следующие основные требования: самостоятельный и творческий характер, актуальность используемого теоретического и практического материала; точное и логичное изложение материала; использование студентом апробированных в психологии и педагогике методов исследования, обобщения, систематизации материала; правильное оформление.

Целью курсовой работы по дисциплине «Организация дошкольного образования» является закрепление и расширение теоретических и практических (по определенным темам) знаний и применение этих знаний при дальнейшем обучении по направлению подготовки «Педагогическое образование»; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, овладение основами современных методик научных исследований.

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ

 

Курсовая работа по дисциплине «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» выполняется под научным руководством преподавателей кафедры педагогической психологии и педагогики. В исключительных случаях к руководству курсовыми работами привлекаются преподаватели других кафедр Института экономики, управления и права. По общему правилу, научный руководитель назначается тому или иному студенту, а не студент выбирает себе руководителя. Исключения возможны в том случае, если студент занимается научно-исследовательской работой в рамках научного студенческого общества по педагогической психологии и педагогике либо работает по индивидуальному плану. Руководство научной работой студентов, являющихся членами научного студенческого общества по педагогической психологии и педагогике, осуществляют преподаватели, ответственные за работу указанного кружка.

Научный руководитель призван помогать студентам в выборе темы курсовой работы, разработке плана исследования, давать рекомендации методологического и иного характера, касающиеся сбора и систематизации материала по теме работы, консультировать по вопросам, возникающим в связи с работой над содержанием и оформлением текста сочинения, указывать на методологические, содержательные ошибки и погрешности, допущенные студентом.

Следует подчеркнуть, что научный руководитель не является соавтором работы. Также руководитель не обязан заниматься подбором материалов по теме работы, он лишь указывает пути поиска, предлагает перечень рекомендуемых к изучению научных и учебных работ. Этот перечень может быть составлен самим руководителем либо предложен путем отсылки студента к перечню материалов, обозначенному в учебно-методических пособиях.

Научный руководитель не выступает корректором работы, он призван осуществлять лишь научную редакцию текста.

Студент должен периодически информировать научного руководителя о ходе исследования, вовремя и в установленные сроки определить тему работы, являться на консультации, сдавать черновые и окончательный вариант курсовой работы, в случае допуска последней к защите – присутствовать на защите работы в назначенный кафедрой день.

Кафедра может поставить на обсуждение вопрос о студентах, которые не выполняют график работы, отсутствуют на консультациях. При необходимости на заседании кафедры заслушиваются преподаватели, осуществляющие научное руководство студентами.

17 стр., 8243 слов

Методические рекомендации для выполнения курсовых работ По учебным дисциплинам:

... курсовых работ. 2. Выполнение курсовой работы 2.1. Выбор темы курсовой работы Правильный выбор темы является необходимым условием заинтересованной работы студента, его удовлетворенности ходом работы и результатами исследования, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента. Тематика курсовых работ ...

 

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ

 

Студент выбирает тему работы из перечня, разработанного преподавателями кафедры педагогической психологии и педагогики и утвержденного на заседании кафедры. При этом необходимо исходить из возможных перспектив дальнейшей научной работы студента его личных интересов. Не рекомендуется выбирать тему, которая ни коим образом не затрагивает интересы студента. В идеале следует исходить из того, какой профиль выберет студент, над какими проблемами он будет работать. Нужно учесть склонности к изучению тех или иных отраслевых наук, событий текущей общественной жизни. Научный руководитель может рекомендовать ту или иную тему также исходя из степени ее разработанности, обеспеченности источниками.

Перечень тем курсовых работ, утвержденный кафедрой, включает актуальные на настоящий момент темы. В то же время студенты, которые приняли решение заниматься научной работой в научном студенческом обществе по психологии и педагогике, могут по согласованию со своим научным руководителем и с разрешения заведующего кафедрой педагогической психологии и педагогики выбрать тему работы, которая не входит в перечень официально утвержденных тем.

Тему курсовой работы необходимо выбирать заблаговременно, с учетом рекомендаций научного руководителя, не позже срока, установленного кафедрой – 20 октября текущего года (для студентов дневного отделения).

Выбранная тема курсовой работы регистрируется методистом кафедры педагогической психологии и педагогики в специально заведенном журнале. Последующее изменение темы работы не допускается, возможна лишь корректировка темы с разрешения заведующего кафедрой по ходатайству студента и его научного руководителя.

Перечень тем составлен таким образом, что исключается работа над одной и той же темой одновременно двумя студентами, обучающимися на одном курсе.

В целях усиления связи обучения с практикой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендовать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, учреждений дополнительного образования и т.п.

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

После выбора темы работы студент под руководством научного руководителя приступает к составлению плана курсовой работы.

В первую очередь должен быть разработан план работы, который должен включать следующие элементы: введение; основная часть с главами, подразделенными на параграфы; заключение; список использованной литературы[1]. Оптимальное количество глав в основной части работы – две. Как правило, каждая глава должна быть разбита на параграфы, число которых может варьироваться от двух до четырех. Не допускается составление плана, в котором фигурирует много глав без структуризации на параграфы. Естественно, что конкретный план индивидуален и зависит от темы работы, тех проблем, которые входят в ее круг. Однако принято строить изложение курсового сочинения по принципу «от общего – к частному». Исследование того или иного явления, которое обозначено как основное в теме работы, стоит начать с рассмотрения понятия, основных признаков, а затем переходить к анализу отдельных аспектов или разновидностей явления.

19 стр., 9478 слов

Методические рекомендации по организации работы с родителями ...

... МВП ФСКН России с системой образования по вопросам профилактики является работа с родителями школьников и студентов. Поэтому считаем своевременным предложение методических рекомендаций по организации профилактической ... по указанной проблеме. 2. Основные направления, цели и задачи работы с родителями школьников и студентов Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в ...

Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это служит характеристикой курсовой работы.

Перед началом работы над курсовым сочинением необходимо составить проспект работы, которым должен отражать логику исследования темы. Он в сжатом виде включает самые главные аспекты тематики, которые необходимо раскрыть. Рекомендуется составлять для себя так называемый расширенный проспект, в котором можно более четко отразить, по какой схеме пойдет изложение в каждой главе и каждом параграфе.

Если говорить абстрактно, то каждый параграф можно строить по системе: определенный тезис – анализ точек зрения по данному вопросу – критический анализ точек зрения с аргументацией, с изложением фактов, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения – выводы автора, то есть собственная формулировка понятия, которую предлагает студент. Конечно, подробный обзор научных взглядов может быть затруднительным для студента, так что в этом случае фактологическое обоснование и аргументация, почему студент склоняется именно к изложенной им точке зрения, обязательны.

При составлении расширенного проспекта получится, что у студента есть подробный алгоритм работы над курсовым сочинением. Кроме того, в таком случае более осмысленным и четким будет процесс подбора и обобщения материала. Наконец, расширенный проспект помогает видеть студенту общее построение, структуру работы, то есть ее архитектонику. Здесь очень важно, чтобы были соблюдены пропорции объема глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. То же самое качается и параграфов. Рекомендуется параграф строить по объему не менее чем на 3-4 страницы. Поэтому в плане должен быть сразу определен примерный объем каждой структурной части сочинения.

Следует также учесть, что названия глав не должны повторять название темы работы; названия параграфов – название темы и глав, поскольку общее название темы отражает общее направление исследования, а названия глав и параграфов – только отдельные аспекты.

Если для студента сложно сразу составить полный план работы, то рекомендуется начать с предварительного плана. Однако и в нем нужно обозначить хотя бы названия глав. В последующем количество параграфов в главах и их названия корректируются по согласованию с научным руководителем.

Студент также должен стараться составить план работы над курсовой работой в целом. Это требование не является обязательным, однако составление такого плана полезно для точного распределения времени и сил. Можно составить график совершения действий по сбору материала, написания и представления глав работы по отдельности, затем работы в целом. Этот план также необходимо согласовывать с руководителем. Сроки данного плана не должны устанавливаться более длительными, чем сроки, установленные кафедрой. В то же время более ранние сроки допускаются по согласованию с научным руководителем.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ... Петерс, Романова И.А., Воронова А.В. Цель нашей работы - изучить эмоции как свойства личности. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Рассмотреть понятие эмоций как ...

План работы студента над курсовым сочинением можно конкретизировать, то есть подробно расписать, в каких формах будет проходить работа по сбору и обобщению материалов (например, работа в библиотеках, с информационными справочными системами, с использованием поисковых программ), экспериментальное исследование, над текстом (например, сроки написания глав в черновом варианте, работа над выводами и аргументацией, вставка примеров из педагогической практики, если необходимость в ней имеется), над оформлением курсового сочинения.

План работы над курсовым сочинением может выглядеть следующим образом:

Подготовительный этап:

1. Составление плана содержания и плана работы над курсовым сочинением и согласование его с научным руководителем;

2. Работа в библиотеках (далее по каждому виду действий указываются сроки);

3. Работа с информационно-справочными системами;

4. Систематизация материала.

Рабочий этап:

1. Осмысление проблематики и формирование личного отношения студента к постановке и разрешению проблем;

2. Эмпирическое исследование

3. Написание глав;

4. Работа над выводами по главам;

5. Работа над выводами в целом;

6. Оформление научно-справочного аппарата (цитаты, сноски, список литературы);

7. Сдача чернового варианта работы научному руководителю.

Заключительный этап:

1. Доработка чернового варианта с учетом замечаний руководителя;

2. Окончательное оформление курсовой работы с учетом предъявляемых требований;

3. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю;

4. Проверка работы руководителем, решение вопроса о допуске работы к защите и составление рецензии с замечаниями;

5. Допуск работы к защите заведующим кафедрой;

6. Подготовка к защите курсовой работы;

7. Защита курсовой работы.

Дополнительный этап(в случае получения оценки «неудовлетворительно» на защите):

1. Исправление замечаний и недочетов, указанных во время защиты;

2. Дополнительная подготовка к новой защите;

3. Новая (повторная) защита работы.

 

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Собирая и систематизируя материал для написания курсовой работы, студент совершенствует навыки сбора и обработки материала, что является неотъемлемой частью любой педагогической деятельности.

Сбор материала по теме начинается с составления библиографии. Задача состоит в том, чтобы библиография была представлена наиболее полно. Составление библиографии – процесс длительный. Он продолжается и в ходе работы над текстом курсового сочинения.

Можно порекомендовать несколько способов поиска литературы, необходимой для написания курсовой работы. Прежде всего, можно обратиться к рабочим программам по дисциплинам специализации, подготовленным преподавателями кафедры педагогической психологии и педагогики института. В этих рабочих программах содержатся планы семинарских занятий по определенным темам и приложены списки рекомендованной к ним литературы. Списки рекомендованной к изучению литературы можно также найти и в других пособиях. Следует также иметь в виду, что по мере ознакомления с литературой по теме, особенно с научными монографиями тех или иных ученых, студент может и там обнаружить отсылку к тем или иным источникам. Ценными библиографическими изданиями являются «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», реферативные и ежеквартальные журналы «Общественные науки в России» и «Общественные науки за рубежом», издаваемые с 1973 г. Институтом научной информации по общественным наукам РАН.

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... ученика на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3.1 Мотивация ... Шкала выраженности учебно-познавательного интереса». 5. Список литературы. Ответ Исследование мотивационно- потребностной сферы. Основные понятия. 1.1 ... классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащиеся ...

Студентам ИЭУП предоставляется право пользования не только библиотекой Института экономики, управления и права, но и Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. В крупных библиотеках имеются так называемые систематические каталоги, в которых литература подобрана по определенной тематике. Кроме того, необходимо использовать и алфавитный каталог, если наименования источников уже известны. Справки о библиографических указателях можно получить в Научно-библиографическом отделе Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, где также можно получить квалифицированную консультацию по всем вопросам библиографии.

Поскольку студенту необходимо использовать наиболее свежую литературу, рекомендуется также обратиться к научным статьям, которые печатаются в периодической печати. Прежде всего, следует ознакомиться с содержанием педагогических журналов, связанных главным образом с проблематикой теории и методики воспитания. В первую очередь – журналы:

– Классный руководитель.

– Воспитание школьников.

– Дошкольное воспитание.

– Педагогика.

Работу с журналами можно построить таким образом: просмотреть журнал последнего номера за интересующий год, где, как правило, дается обзор материалов, опубликованных за весь год, и выписать из списка необходимые названия статей. После этого можно обратиться и соответствующим номерам журналов для анализа выявленных статей.

Наконец, при поиске материалов рекомендуется использовать ресурсы Интернет.

В первую очередь студенты могут обратиться к каталогам ведущих российских библиотек, где, как правило, имеются тематические каталоги не только книг, но и журнальных статей.

Российская государственная библиотека (РГБ) – http://www.rsl.ru/

Российская национальная библиотека (РНБ) – http://www.nlr.ru/

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) – http://www.inion.ru/

Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО (государственное научное учреждение в составе Российской академии образования).

http://www.gnpbu.ru/

Библиотека Московского государственного университета – http://www.msu.ru/libraries

Библиотека Российского государственного гуманитарного университета – http://liber.rsuh.ru

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны РГПУ им.А.И.Герцена. http://lib.herzen.spb.ru

Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета –

2 стр., 796 слов

Контрольная работа по психологии для студентов заочного отделения

... понятный рисунок. Рисунки детей приложить к контрольной работе, ответы записать. Анализируя полученные данные, необходимо отметить полноту образов воображения, степень проявления самостоятельности ... применяемые в психологии. http:// www.psytest.ru – сайт психологического центра «ПСИХхрон», содержащий различные платные психологические методики. http://koob.ru – сайт электронной библиотеки. Книги по ...

Кроме того, Российская национальная библиотека имеет виртуальную справочную службу, которая может предоставить список литературы по определенной теме.

Во-вторых, студент может получить доступ к полнотекстовым Интернет-ресурсам и электронным библиотекам:

Педагогическая библиотека (постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Популярные и научные издания, учебники, статьи из периодики: библиотека — это фонд доступной каждому информации) http://pedlib.ru/

Педагогическая библиотека

Электронная библиотека – http://www.lib.ru

Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы – WWW.I-U.RU

Электронная библиотека Республики Карелия – http://elibrary.karelia.ru

Кроме того, при необходимости студент может обратиться к поисковым системам Интернет, в которых он может получить информацию о необходимой литературе, а также полнотекстовых материалах:

«Яndex» — полифункциональный поисковый Интернет-ресурс – http://www.yandex.ru/

«nigma» — полифункциональный поисковый Интернет-ресурс –

«Rambler» — информационно-поисковая система – http://www.rambler.ru/

«Google» — многоязычная поисковая система – http://www.google.ru/

«Yahoo!» — поисковая система и каталог ресурсов – http://www.yahoo.com/

«AltaVista» — многоязычная поисковая система – http://altavista.com.ru/

«Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета – http://www.rubricon.com/

«Кирилл и Мефодий» – крупнейшая Интернет-энциклопедия – http://www.km.ru/

Поиск по общим и специальным энциклопедиям «Мир энциклопедий» – http://www.encyclopedia.ru/

При работе с поисковым системами студент не должен использовать уже готовые рефераты и курсовые работы.

Сбор материала сопровождается обязательной фиксацией разнообразных сведений, извлеченных из источников и специальной литературы. Выписки из книг и документов, описание исследовательских материалов, свои замечания, выводы и обобщения – все это требует последовательной и четкой записи.

Студенты также могут создавать «базы данных» с использованием компьютерной техники, составлять таблицы с библиографией, использовать программы, позволяющие переходить от ссылки на ту или иную работу к тексту этой работы.

Карточки, конспекты, иные средства закрепления материала необходимо показывать научному руководителю с целью согласования содержания и дальнейшей корректировки.

Прежде чем приступить к обработке выявленных материалов по теме, необходимо определить порядок чтения и анализа литературы и источников, последовательность работы над ними. Для этого библиографические сведения приводятся в систему, группируются соответственно вопросам, которые предполагается рассмотреть в курсовом сочинении.

Перед написанием основного текста рекомендуется, таким образом, привести в порядок библиографию, распределить материал в зависимости от порядка, установленного в плане. Кроме того, для осмысления изучаемой темы начинать работу полезно с прочтения наиболее значимых общих теоретических работ как отечественных, так и (по возможности) зарубежных исследователей. Также необходимо сосредоточить внимание на изучении новейших публикаций, связанных с темой. Это дает возможность понять, как рассматривается вопрос на современном этапе, выявить степень изученности темы, уяснить концепции предшественников, учесть источники, введенные в научный оборот. Все это необходимо для уяснения научной актуальности проблемы, ее новизны, достоверности наблюдений и выводов.

 

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Приступать к работе над самим текстом курсовой рекомендуется в том случае, когда структура работы в целом, логика построения сложилась в сознании студента, связи между определенными тезисами, фактами и аргументацией устоялись, студент представляет объем сочинения, его границы.

В первую очередь следует заняться текстом той главы, содержание которой в наибольшей степени осмыслено студентом. Введение и заключение принято писать после того, как основной текст работы уже создан. Исключение составляют цели и задачи работы, которые должны быть сформулированы в самом начале исследования.

Введение курсовой работы является очень важной частью сочинения, поскольку здесь обосновывается актуальность темы исследования, при необходимости – ее научная и практическая значимость. Во введении должны быть сформулированы цель и задачи исследования, кратко определена структура работы. Также необходимо включать во введение работы определение объекта и предмета методов исследования, указание на степень изученности темы, новизну работы. Рекомендуемый объем введения – от двух с половиной до четырех страниц.

Если говорить о возможной схеме введения, то рекомендуются следующие структурные элементы введения:

– обоснование актуальности темы;

– объект, предмет и методы исследования;

– характеристика степени изученности темы;

– определение цели и задач исследования;

– определение научной и практической значимости исследования;

– краткая характеристика структуры работы, ее обусловленность поставленными целью и задачами.

Актуальность темы работы означает важность, значительность темы в настоящее время, современность, злободневность. При этом не следует писать о теме работы вообще. Необходимо показать, почему эта тема на данный момент вызывает интерес, каким образом она связана с общественной жизнью, с научными исследованиями. Нужно проиллюстрировать, каким образом тема соединяет прошлое и настоящее, личность и общество в целом, педагогическую науку и складывающуюся практику. В принципе все темы, предлагаемые студентам для написания работы, обладают актуальностью в той или иной степени.

Обоснование научной значимости сочинения должно быть четким и аргументированным. Оно невозможно без предварительного анализа источников и литературы. Научная значимость означает, что при исследовании данной тематики разрешаются научные проблемы: формулируются определения понятий, признаки тех или иных явлений, выявляются научные закономерности.

Если говорить о практической значимости темы исследования, то она означает, что в ходе ее анализа разрешаются вопросы, возникающие на практике: например, в связи с возникшими потребностями в педагогической практике.

Объект работы – обоснование проблемы, которая будет рассматриваться в работе. К примеру, в работе по теме «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков» объектом будет являться эстетическая культура современных детей и подростков.

Предмет работы – это круг основных вопросов, подлежащих рассмотрению в работе. В свою очередь, круг основных вопросов формируется благодаря исследованию осязаемых частей реального мира. Применительно к педагогам это могут быть особенности использования тех или иных педагогических методов, применяемых для формирования и развития определенного вида культуры ребенка. Поэтому, к примеру, по теме «Формирование эстетической культуры дошкольников», предметом будут служить факторы формирования эстетической культуры дошкольников.

Методы работы – конкретный научный инструментарий, используемый для раскрытия поставленной темы. Во введении должны быть перечислены все методы, использованные в курсовой работе (от общих, применяемых в большинстве гуманитарных наук, к частным, характерным для теории и методики воспитания), дана их характеристика и информационная возможность для раскрытия поставленной темы.

Степень изученности темы показывает, насколько глубоко тематика работы рассматривалась и анализировалась в науке теории и методике воспитания. Здесь нужно показать, какие понятия раскрыты, каковы имеющиеся исследования по изучаемым явлениям, их признакам, закономерным связям с другими явлениями, процессам с участием этих явлений. Рекомендуется привести авторов и названия наиболее важных научных работ по данной теме.

Цель принято рассматривать как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В определении цели намечаются стратегическая программа всего исследования и осознается в целом конечный результат работы. Следует иметь в виду, что применительно к курсовой работе на третьем курсе цель не стоит формулировать слишком сложно и наукообразно. Цель работы по теме «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков» может быть сформулирована так: Изучить особенности формирования эстетической культуры современных детей и подростков. Цель исследования, как и все компоненты введения, должна быть согласована с научным руководителем.

Задачи исследования темы намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели, т. е. выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Если цель работы одна, то задач должно быть несколько. Для правильной постановки задач важное значение имеет составление расширенного плана, поскольку в нем отображаются конкретные вопросы, которые необходимо рассмотреть в последовательности, чтобы раскрыть тему. В число задач может включаться анализ научных взглядов по тематике, критический их анализ, выявление признаков явления, его видов, соотношения данного явления со смежными, разработка педагогической коррекционно-развивающей программы. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение конечной цели изучения.

Краткое описание структуры работы является по существу перечислением элементов плана работы. То есть указывается, что работа включает в себя введение, определенное количество глав, заключение, список использованной литературы, материалов педагогической практики и специальной литературы. При этом желательно конкретизировать, о чем идет речь в каждой главе курсового сочинения, и показать, как материал каждой главы вписывается в общую канву работы, каково логическое построение всей работы.

Работа над введением является весьма ответственной и трудоемкой. Поэтому неоценимую помощь здесь должен оказать научный руководитель, который может правильно сформулировать актуальность, научную и практическую значимость работы, а также другие элементы введения.

Итак, как было отмечено выше, работу над курсовым сочинением нужно начинать с той главы, которая максимально осмыслена студентом, по которой точно подобран и распределен материал. В то же время, поскольку большинство работ рекомендуется строить по принципу «от общего к частному», начинать все-таки целесообразно с первой главы, в которой и должны быть отображены общие положения темы.

Каждая глава – это самостоятельный элемент сочинения, который должен носить законченный характер. В связи с этим в первом параграфе каждой главы должно содержаться своего рода вступление в материал главы. В конце главы в последнем параграфе необходимо сформулировать промежуточные выводы, своего рода квазизаключение. Выводы, положенные в основу таких квазизаключений, можно затем легко использовать в главном заключении в самом конце работы. При этом излишние подробности и частности в главном заключении можно и не отображать.

Таким образом, каждая глава работы, с одной стороны, должна представляться так, как если бы она была отдельным, самостоятельным сочинением. С другой стороны, должна чувствоваться стройность, логичность и системность всего текста в целом. Достичь этого не так сложно, как может показаться, если правильно разработан проспект работы, и особенно если он носит расширенный характер. В этом случае, распределив найденный материал (конспекты с указанием страниц), студент целенаправленно, не сбиваясь на повторения и перестановки, излагает материал.

Основной материал работы включает в себя теоретическую и практическую стороны. Выше было отмечено, по какой общей схеме может строиться изложение материала.

Текст теоретической части работы не должен представлять собой набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей работы фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. содержание работы не должно быть безличным. Например, «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является…»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова,…».

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении к ним своего отношения можно использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет (Усачева, Ильясов, 1986).

Необходимо соблюдать определенные правила цитирования как прямой, так и косвенной речи. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки («…») и воспроизводится без каких-либо изменений. Используется такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Такие цитаты не следует делать слишком длинными. После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, в скобках указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале. Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается источник, из которого она взята.

Ссылки целесообразно делать сразу после описания фактов, мысли, точки зрения или указания на соответствующую работу в тексте. Ссылки выполняют в тексте работы две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву. Ссылки указывают, кому принадлежит та или иная мысль, классификация, определение, оригинальная точка зрения, подход к изучению проблемы, кто проводил исследования, кто обнаружил определенные научные факты. Во-вторых, ссылки дают читателю ориентир — у каких авторов и в каких источниках может быть найдена дополнительная информация по излагаемому вопросу, по упоминаемым идеям и исследованиям. Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и которые указаны в списке литературы в конце работы.

Цитирование в процессе написания теоретической части работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психолого-педагогических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение каждого раздела важно сделать выводы по существу рассматриваемых вопросов. Для этого может быть выделен, например, последний абзац раздела. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом, …», «Следовательно, …» и т.п. При оценке работы обращается особое внимание на умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала.

Необходимо учитывать, что определенные требования предъявляются и к стилю работы. В силу того, что курсовая работа выступает как научно-исследовательская работа, в ней должен использоваться научный стиль изложения. Это означает строгую логическую последовательность, стремление к точности, сжатости, однозначности выражений; взвешенное обоснование выводов. Необходимо минимизировать эмоциональную сторону исследования. То есть студент должен стремиться к тому, чтобы работа не выглядела как публицистический труд.

Необходимо вести литературное изложение от третьего лица во множественном числе, а не от первого лица, поскольку в курсовой работе не предполагается акцентирование внимания на субъекте исследования. Курсовая работа выполняется студентом под научным руководством соответствующего преподавателя, который призван способствовать формированию научной позиции учащегося. Кроме того, излагая точку зрения, студент говорит в подавляющем большинстве случаев от имени некоторой научной школы, от лица ряда известных педагогов. Именно поэтому рекомендуется использовать в тексте такие выражения: «по нашему мнению», «как нам представляется», «как нам кажется», «исходя из нашей точки зрения» и пр. Допустимо также использование страдательного залога («был разработан комплексный подход», «проведены научные исследования», «были сделаны выводы»), изложения от третьего лица («как считает автор», «как отмечал профессор N»).

Также вполне допустимы неопределенно-личные предложения («это понятие определяют так…», «как принято говорить»).

Следует использовать принятые в педагогике специальные термины и понятия, причем в том значении, которое придает им педагогическая наука и практика. Фразы следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. Поэтому нужно подбирать такие термины, выражения, с помощью которых можно точно и однозначно раскрыть содержание юридического понятия.

Необходимо избегать излишнего усложнения текста, перегрузки его многочисленными терминами, не всегда четко понятными автору. Подобное изложение можно рассматривать как ложную наукообразность, которую зачастую сопровождает поверхностное содержание.

Практическая часть курсовой работы.

Важнейшей частью курсовой работы студента считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической педагогики (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы развития или коррекции, консультирования, профилактики, педагогического просвещения).

И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области.

Проект эмпирического исследования или практической педагогической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Во всех науках исследование производится в одинаковой последовательности, имеющей циклический характер. Начало цикла научного исследования осуществляется с регистрации некоего противоречия и постановки проблемы, часто представленной в форме вопроса. Затем формулируется гипотеза, т.е. предположительный ответ на поставленную проблему. Гипотеза опирается на уже известные факты и носит декларативный характер.

На следующем этапе осуществляется проверка гипотезы, т.е. выявляются факты, которые подтвердили бы или опровергли ее. Эксперимент – это, прежде всего, организация такого исследования, которое удовлетворяет критериям оценки гипотез с точки зрения подкрепления или отвержения причинно-следственных зависимостей. Установление экспериментальных фактов означает сбор эмпирических данных в контролируемых условиях и возможность сравнения их по отношению к разным условиям. При правильной организации исследования неподтверждение гипотезы также означает его результативность, как и ее подтверждение.

В результате соотнесения полученных данных с существующими теоретическими схемами, концепциями, теориями осуществляется интерпретация результатов.

Для осуществления исследования необходимо правильно организовать сбор экспериментального материала и решить ряд технических вопросов.

Во-первых, правильно подобрать контингент испытуемых, которые бы соответствовали по своим психологическим и социально-демографическим параметрам целям исследования.

Во-вторых, обеспечить необходимый уровень и качество мотивации испытуемых к участию в исследовании.

В-третьих, осуществить обоснованный выбор методического инструментария.

В-четвертых, четко определить процедуру сбора материала и сохранять ее стандартной в процессе всего исследования.

В-пятых, продумать формы фиксации эмпирических данных, удобные как для осуществления в процессе сбора материала, так и для дальнейшей обработки данных.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0.35 значимы при р = 0,05.

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере на 5-10 %, поскольку часть из них будет отбракована в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты).

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Студент-исследователь должен уметь установить такой доверительный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия будут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога.

В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием для каких выводов будут служить.

Измерение изучаемых психических явлений — неотъемлемая черта научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений.

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Самая важная задача при выборе конкретных методов исследования – обеспечить соответствие метода организации эксперимента и методов сбора эмпирического материала предмету исследования. Необходимо понимать, что в исследовании можно получить только то, что могут дать использованные методы.

Обработка данных включает: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К ним относятся такие виды анализа, как корреляционный, факторный, дивергентный и др. При статистической обработке данных необходимо правильно подобрать конкретные методы статистического анализа с тем, чтобы они, во-первых, соответствовали типу данных, которые получены в исследовании (для ранговых данных применяются одни виды статистических процедур, для числовых – другие), во-вторых, статистические методы обработки должны быть адекватны цели исследования и обеспечивать достоверность выводов.

При обратном движении к анализу соответствия выдвинутых гипотез полученным результатам крайне важно еще раз проверить (теперь уже опираясь на опыт, полученный при сборе данных и изучении их связей), насколько семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий исследования были удовлетворительными. То есть, в какой мере возможны прямые соотнесения показателей с теми смыслами и свойствами, к которым они первоначально были «привязаны».

При интерпретации результатов необходимо соотнести полученные данные с исходными предположениями, теоретическими схемами и моделями, уже известными научными фактами. Это позволит оценить степень новизны результатов, их согласованность с теми или иными теоретическими концепциями, найти им место в поле исследований данной темы. Отдельно необходимо обсудить результаты, которые не согласуются с исходными теоретическими предположениями, и найти этому объяснение.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация задач и методових решения, которые приводит Е. В. Сидоренко (2001, С. 34).

При изложении результатов проведенного исследования целесообразно придерживаться ранее установленной последовательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, переходя к аспектам более частным.

Описывать эмпирическое исследование следует упорядоченно, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Писать нужно по возможности просто и кратко. Важной особенностью этих разделов должна быть доказательность. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает представление результатов, их анализ и формулировку выводов. Следует иметь в виду, что количественные показатели позволяют сравнивать разнородные данные. Важно использовать и качественные показатели.

При изложении результатов разработки методики практической психолого-педагогической работы соблюдаются в основном те же самые требования, что и при описании научного исследования. При описании методики психолого-педагогического консультирования, коррекционной, развивающей работы, а также методик педагогической профилактики педагогического просвещения (например, родителей исследуемых детей) важно ориентироваться на требования к представлению формирующего эксперимента. Следует привести конкретные показатели, характеризующие изменения в поведении, типе реакций личности, психических функциях, в деятельности, состоянии испытуемых (или клиентов) на протяжении консультационной, коррекционной или развивающей работы. Сравнение показателей до и после проведенной практической работы позволяет убедительно доказать значимость этих изменений. Большую доказательность результатам придает сопоставление в исследовании экспериментальной и контрольной групп, эмпирическое сравнение эффективности разработанной и уже существующих методик.

Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования или практической психолого-педагогической работы подчиняется следующей логике:

— Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики…

— Они представлены в таблице 3.

— Как видно из таблицы 3, испытуемые … отличаются (характеризуются).

— Таким образом, можно сделать вывод, что…

Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным. Важно помнить, что главная особенность как научного исследования, так и научно обоснованной разработки в области практической педагогики, заключается в доказательности и достоверности получаемых новых знаний. А доказательность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их представлению в работе нужно уделять особое внимание.

Полезно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения. При этом важно помнить об этической стороне в работе педагога-психолога. Данные конкретного испытуемого приводятся анонимно.

Типичная логика изложения результатов в области практической психолого-педагогической работы предполагает ясное и достаточно детальное описание всего процесса педагогической помощи, консультирования, диагностики, коррекционной, развивающей работы. Важно охарактеризовать новизну или специфику проведенной работы в отличие от традиционной используемой методики, описать особенности поведения ребенка в начале, в процессе и в конце исследования, обращая внимание на те изменения, которые проявлялись в его деятельности. Как и в описании эмпирического научного исследования, здесь ценится опора на факты, что придает убедительность и доказательность утверждениям об эффективности проведенной практической психолого-педагогической работы. Последовательность изложения типа «рассмотрим…, как видим…, таким образом» остается в силе и при описании результатов практической педагогической работы.

В этой части работы обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем. Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Слева, справа и снизу таблицы ограничиваются линиями. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать после слова «Таблица» (например, Таблица 1).

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица»или названия таблицы не используются.

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Если заголовки граф очень длинные, то они могут быть заменены краткими условными сокращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заголовка всей таблицы.

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам — испытуемые, по столбцам — значения измеренных параметров. В таблицах целесообразно размещать сводные итоги статистической обработки, а также другие типы систематизированных данных. Например:

Таблица 6

Динамика нравственной воспитанности дошкольников (в %)

Критерии нравственной воспитанности Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Нравственная
Несформированная
Безнравственная

 

 

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее можно было без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы на другую страницу заголовки ее граф повторяют. Если заголовки граф таблицы велики, допускается их не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Основой заголовок таблицы не повторяют; над ней размещают слова «Продолжение таблицы …» с указанием ее номера.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках после заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы — цифры, знаки, и др. — не допускается.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая цифровые данные в колонки.

Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Зависимости между изучаемыми параметрами наглядно могут отражать графики, на осях которых откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат — зависимую переменную. Л. В. Куликов (2001) дает такие рекомендации по построению диаграмм и графиков:

 

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Например:

 

Рис. 2.3. Гистограмма показателей уровня эстетической культуры детей контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента

 

Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.) именуются рисунками. Нумерация рисунков должна быть сквозной для всего текста работы арабскими цифрами. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В концеподписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

Особое внимание следует уделить написанию коррекционно-развивающей программы. В нее необходимо включить следующие элементы:

1. цель программы,

2. задачи программы,

3. описание программы (количество и продолжительность занятий, методические указания по их проведению)

Обобщение результатов исследования, их содержательная интерпретация и соотнесение с теми или иными теоретическими положениями, выделение главных результатов позволяет сформулировать выводы. Выводы в обобщенной форме содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. При этом выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Число выводов не имеет большого значения, но лучше воспринимается в количестве 5-7.

Распространенной ошибкой студентов является перечисление результатов исследования вместо выводов

Заключение к курсовой работе – не вспомогательный раздел по отношению к основной части, а чрезвычайно важная и ответственная часть сочинения. Заключение – это итог работы, проделанной студентом под научным руководством преподавателя. В заключении идет обобщение тех выводов, которые автор делал в главах сочинения. Не стоит представлять себе заключение исключительно как механический пересказ в сжатой форме того, что изложено в главах и параграфах. Необходимо показать, что студент достиг цели, которую обозначил во введении, выполнил поставленные задачи; попытаться обобщить изложенные в работе тезисы на более высоком уровне, показав их значимость в научном и (в отдельных случаях) практическом плане. То есть заключение отличается от основной части не количественно, а прежде всего качественно. Следует стараться не просто копировать выводы, изложенные в главах, а попытаться переосмыслить их с учетом всей работы в целом. Это требует знания всей темы в частностях, чтобы отразить в заключении связи между содержанием всех разделов работы.

Рекомендуется следующее построение заключения работы: вначале краткое, реферативное изложение выводов в последовательности разделов сочинения (глав и параграфов), затем – перечисление проблем научного и (возможно) практического характера, которые были выявлены в работе; наконец – рекомендации и предложения (по поводу рассмотрения тех или иных понятий, признаков явлений, закономерностей их развития, внесения изменений в нормы действующего права).

Рекомендуется начинать заключение указанием на то, что по результатам работы были получены следующие результаты («мы пришли к следующим выводам»); цель и задачи работы были выполнены. Следует учесть, что в заключении излагаются лишь те положения, которые уже доказаны и обоснованы и не требуют нового анализа.

Объем заключения должен составлять около 10% общего объема работы, то есть в пределах 2 – 3 страниц. То есть студенту необходимо максимально четко проработать выводы, проблематику, дабы не выйти за пределы максимума.

Поскольку написание заключения – чрезвычайно непростой и ответственный процесс, неоценимую помощь в работе студенту должен оказать научный руководитель, направив выводы и соображения в необходимое русло.

 

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основной текст с разбивкой на главы и параграфы;

5. заключение;

6. список использованной литературы;

7. приложения.

Приложения являются необязательными (факультативными) элементами курсовой работы. Наличие всех других структурных элементов строго обязательно.

Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей работы.Надписи на титульном листе выполняются компьютерным или машинописным способом черным цветом. Надписи, относящиеся к наименованию института, факультета, кафедры, темы курсовой работы, выполняются шрифтом 14 прописными буквами, остальные – шрифтом 14, используя строчные буквы.

На титульном листе должно быть:

– наименование института, факультета, кафедры;

– обозначение характера работы (курсовая работа);

– подпись (студента-исполнителя, научного руководителя, заведующего кафедрой);

– точное наименование курсовой работы;

– форма обучения (очная, заочная);

– фамилия, имя, отчество студента;

– номер учебной группы;

– фамилия, инициалы, должность, ученая степень и ученое звание научного руководителя; консультанта;

– название города, в котором находится данное учебное заведение;

– год написания работы.

Приложения.

Приложения выступает необязательным структурным элементом курсовой работы. В приложения рекомендуется включать статистические или социологические анализы, обзоры педагогической практики, переводы, и др., а также те материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть курсовой работы.

Приложения следует помещать после списка использованных источников информации в порядке упоминания в тексте. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и указывается порядковый номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №).

Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в оглавлении работы с указанием их номеров и заголовков.

В «Приложении» помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:

— полное описание методик исследования,

— результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной студентом,

— таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,

— подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.

Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).

 

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Приступая к оформлению работы, необходимо учитывать, что курсовое сочинение должно быть выполнено не только на высоком научно-теоретическом уровне, но также быть безупречным с точки зрения грамотности, стилистики, орфографии. Наличие в работе ошибок соответственно грамматического, стилистического, орфографического характера значительно снижает ее ценность. Научный руководитель в процессе проверки чернового варианта должен указывать на подобного рода ошибки и требовать их устранения.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнялась работа. В среднем поле крупным шрифтом дается тема курсовой работы. Ниже, более мелким шрифтом, — название (тип) квалификационной работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа, где он обучается, затем — фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность. В нижнем поле указывается место (город) выполнения курсовой работы и год ее написания (см. приложение 1)

Содержание

В нем приводятся названия всех разделов и подразделов текста дипломной работы, начиная с раздела «Введение» и кончая разделами «Список использованной литературы» или «Приложение» (если таковое имеется), а также указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков (или абзацный отступ) вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (см. приложение 2).

Техническое оформление курсовой работы. Текст оформляется на одной стороне листа односортной белой бумаги формата А4 (210мм на 297мм) электронным способом. Размеры полей: снизу, сверху – по 25 мм, справа – 10 мм, слева – 30 мм. Объем курсовой работы – 30 – 35 страниц.

Текст работы выполняется шрифтом Times New Roman, размер кегля – 14, шрифт нормальный, расстояние между буквами обычное. Междустрочный интервал – 1,5. Форматирование производится по ширине (за исключением заголовков, которые форматируются по центру).

Установление режима автоматического переноса слов необязательно.

Оформление абзацев: отступ красной строки – 1,25 см. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту.

Оформление ссылок. Ссылки на источник даются непосредственно в тексте курсовой работы в квадратных скобках. Например, [15, 20], где первая цифра означает номер источника в списке использованной литературы, а после запятой приводится страница, на которую идет ссылка в тексте.

Параметры заголовка. Размер кегля – 14. Междустрочный интервал – 1,0; абзацный отступ – 0 см. Переносы не допускаются, точка в конце не допускается. Рекомендуется заголовки глав оформлять заглавными буквами либо использовать полужирное начертание. При этом названия параграфов и подзаголовков в списке использованной литературы могут оформляться только строчными буквами (первая буква, разумеется, заглавная).

Расстояние перед и после заголовка должно составлять 6 пт (высота шрифта).

Оформление страниц осуществляется следующим образом: страницы работы должны быть пронумерованы. Номер ставится в правом верхнем углу страницы (или по центру).

При этом на титульном листе и листе, на котором напечатано содержание, номера страниц не указываются, то есть нумерация начинается со страницы, где начинается Введение (ставится цифра 3).

Нужно учитывать, что Введение, главы основной части, Заключение, список использованной литературы должны начинаться с новой страницы.

Правила оформления перечислений в тексте. В тексте курсовой работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Например:

а)…………………….. ;

б)…………………….. ;

1)……………………… ;

2)……………………… ;

в)……………………….

Нужно избегать использования в качестве элементов обозначения перечня использовать различного рода графических обозначений (точек, квадратов, ромбиков, звездочек и т. п.)

Примеры оформления записей в списке использованной литературы

Книга одного автора

Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 740 с.

Книга двух и трех авторов

Борозда, И. В. Лечение сочетанных повреждений таза / И. В. Борозда, Н. И. Воронин, А. В. Бушманов. – Владивосток : Дальнаука, 2009. – 195 с.

Книга четырех и более авторов

Маркетинговые исследования в строительстве : учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сороко. – М. : Государственный университет управления, 2005. – 59 с.

Энциклопедия

Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. ; гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – 670 с.

 

Диссертация

Югова, Е. А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : дис. … канд. пед. наук :13.00.01 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Югова Елена Анатольевна. – Екатеринбург, 2001.– 181 c.

 

Статья в газете

Кригер, И. Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля.

 

Статья в журнале

Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – №6. – С.19.

Книга на иностранном языке

Miller, W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity / W. Miller. – Oxford etc: Pergamon Press, 1984. – 353 p.

Статья на иностранном языке

Alexander, R. A. Cube popular in all circles / R. A. Alexander // New York Times. – 1981. – 21 July. – P. 6.

Электронные ресурсы

Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 4. – Режим доступа : .

При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных.

Списком использованной литературы завершается текст работы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После того, как студент доработал черновой вариант работы с учетом замечаний научного руководителя, он оформляет окончательный вариант по всем требованиям и сдает на кафедру педагогической психологии и педагогики. Регистрацию сданных работ ведет менеджер кафедры. Сдача работы должна произойти в соответствии со сроками, отмеченными в плане работы над курсовым сочинением, но не позже сроков, установленных решением кафедры .

Научный руководитель проверяет окончательный вариант работы и составляет рецензию с указанием на актуальность темы, достижение поставленной цели и задач, использование эмпирического и библиографического материала, достоинства и недостатки работы.

Защита курсовых работ происходит по графику, утвержденному на заседании кафедры. Студент должен ознакомиться с замечаниями, изложенными в рецензии, и подготовить на них ответы.

Необходимо иметь в виду, что защита курсовой работы происходит публично, то есть в присутствии не только преподавателей кафедры, но и других студентов, защищающихся в этот день.

Подготовка к защите в целом начинается студентом не за три дня до защиты и не в ночное время суток, предшествующее дню защиты, а заранее. Следует еще раз осмыслить всю тематику работы и подготовить выступление. К подготовке текста выступления нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответственностью, так как от его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы. Текст выступления официально на кафедру не представляется, однако рекомендуется согласовать его с научным руководителем. В тексте выступления нужно кратко, сжато изложить основные идеи, выводы курсового сочинения, показана актуальность, научная (при необходимости – практическая) значимость работы, структура работы, основные положения содержания. В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, развернутых доказательств, примеров, ссылок, сносок, цифровых перечислений, то есть всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте курсового сочинения.

Можно порекомендовать следующую схему выступления:

1. Обоснование темы и определение актуальности исследования;

2. Цель и задачи работы;

3. Научная и (при наличии) практическая ценность темы исследования;

4. Структура, объем работы;

5. Содержание основных результатов работы с описанием самых главных выводов;

6. Проблемы научного и практического характера, возможные пути их разрешения, предложений и рекомендаций (при их наличии).

Текст устного выступления можно оформить в виде реферата, которым разрешается пользоваться в процессе защиты.

Следует иметь в виду, что реферат выступления не должен рассматриваться как механическое «сжатие» текста работы. В то же время правильно построенные и написанные введение и заключение могут максимально облегчить задачу составления текста выступления.

Устное выступление должно соответствовать курсовому сочинению, то есть быть предельно сжатым, концентрированным отражением его содержания во всей полноте и не содержать информации, которая отсутствует в основном тексте. Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщающего осмысливания результатов исследования), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы, как гипотезы, требующие новых доказательств.

При подготовке к защите также следует продумать, какие вопросы могут быть заданы присутствующими в связи с тематикой работы. Автору как никому другому должны быть известны сильные и слабые стороны курсового сочинения. Если какая-то проблематика освещена по объему несколько уже, чем она того требует, рекомендуем при подготовке к защите почитать специальную литературу.

Студент должен явиться на защиту в установленный срок и иметь при себе зачетную книжку, а также материалы по выступлению. Курсовая работа во время защиты должна находиться у членов комиссии, поэтому рекомендуем студентам делать копии своей работы, чтобы пользоваться ими во время защиты.

Защиты курсовых работ проводятся комиссионно. Состав комиссии по защите курсовых работ (в количестве трех преподавателей кафедры педагогической психологии и педагогики) утверждается на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога. Не рекомендуется зачитывать текст выступления, т. к. это может оказать отрицательное впечатление на слушающих. Необходимо показать свободное владение материалом темы.

По окончании вступительной речи студенту могут быть заданы вопросы, на которые можно ответить сразу или после оглашения рецензии научного руководителя. Вопросы могут быть заданы членами комиссии по защите, а также присутствующими студентами. Вопросы и замечания нужно записать без искажений, ответить на них по существу, кратко, убедительно, аргументировано и доброжелательно.

Для вступительной речи студенту дается 5 минут. Ответы на вопросы и объяснения по поводу замечаний, изложенных научным руководителем в рецензии, временем не регламентируются, однако, защищающийся должен знать, что затягивать ответы не в его интересах, ибо это создает впечатление недостаточности в овладении материалами исследования, неуверенности в знаниях по изученной теме. Четкость, ясность, простота ответов обнаруживают умение ориентироваться в вопросах темы и знание предмета.

В ходе защиты может завязаться дискуссия по проблематике темы. В этом случае допускается выступление неофициальных оппонентов из числа присутствующих студентов.

По окончании ответов на вопросы студенту может быть представлено заключительное слово, которое обычно используется для окончательных выводов по результатам дискуссии, для уточнения или подтверждения своей позиции.

Оценка складывается из качества самой работы (ее текста и оформления), выступления, ответов на защите. Поэтому вполне возможно, что за относительно слабую по содержанию работу студент может получить высокую оценку при удачной защите и наоборот.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Организация гражданского воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации.

2. Разработка и реализация программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в системе игр.

3. Организация трудового воспитания в современной дошкольной образовательной организации и семье.

4. Педагогические условия эстетического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации и обществе.

5. Организация детского коллектива: педагогические условия и методика.

6. Разработка индивидуальных программ перевоспитания педагогически запущенных детей.

7. Разработка развивающих программ в системе дошкольной образовательной организации.

8. Разработка индивидуальных программ развития личности ребенка в едином воспитательном пространстве семьи и дошкольной образовательной организации.

9. Моделирование авторских систем воспитания дошкольников.

10. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников в современной дошкольной образовательной организации.

11. Организация патриотического и поликультурного воспитания в дошкольной образовательной организации.

12. Организация гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации.

13. Педагогические условия организации трудового воспитания в дошкольной образовательной организации: проблемы и решения.

14. Педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников в дошкольной образовательной организации.

15. Разработка индивидуальных программ профилактики отклоняющегося поведения дошкольников.

16. Разработка индивидуальных программ развития личности детей как элемент воспитательной работы воспитателя дошкольной образовательной организации

17. Педагогические условия формирования адекватной самооценки дошкольника в системе работы дошкольной образовательной организации.

18. Разработка индивидуальных программ социализации личности дошкольников как основа умственного развития и формирования личности.

19. Педагогические условия воспитания у дошкольников активных волевых качеств.

20. Педагогические условия воспитания нравственности детей на традициях народной педагогики.

21. Педагогические условия воспитания трудолюбия детей на традициях народной педагогики.

22.Педагогические условия воспитания толерантности детей на традициях народной педагогики.

23.Педагогические условия воспитания патриотизма детей на традициях народной педагогики.

24. Организация родительских собраний в детском саду как фактор развития личности дошкольника

25.Педагогические технологии национального воспитания в современной дошкольной образовательной организации: содержание и методика.

26. Организация и методика стимулирования здорового образа жизни воспитанников в дошкольной образовательной организации.

27. Организация предметно-пространственной среды детского сада как фактор развития личности дошкольника.

28. Организация детских праздников в детском саду как фактор развития творческих способностей дошкольников

29. Педагогические условия экологического воспитания детей в дошкольной образовательной организации и дома.

30. Педагогические условия развития речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.

31. Педагогические условия развития связной речи дошкольников в игровой деятельности.

32. Разработка индивидуальных программ воспитания психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

33. Педагогическая поддержка в воспитании одаренных детей в системе работы дошкольной образовательной организации.

34. Разработка индивидуальных программ развития личности дошкольника в процессе личностно-ориентированного воспитания.

 

 

Возможны иные темы – по предложению студента и согласованию с заведующим кафедрой.

 

 

Подписано в печать 20.09.13 Формат 60х90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 10. Усл. печ. л. – 2,4, У.-изд. – 2,9

Тираж 300экз.

 

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17

[1] Более подробно об элементах работы – в разделе, посвященном написанию курсовой работы.