Развитие психологических знаний в рамках учения о душе до 16 века.
Психологическая мысль древнего Востока.
- Учение о строении души и тела
- Понятие «Я» в учениях древнего Востока
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации – Египет, Индия, Китай. Формируются первые идеи, которые позднее ложатся в основу научных знаний.
Основу этих культур составляют мифы, учение носило мифологический характер. Постепенно накопление научных знаний. Рационализация знаний.
Древний Египет
Памятник мемфийской теологии (конец 4 тысячелетия до нашей эры).
Вселенским архитектором является бог Птах. Он ведает всем, о чем люди помышляют и говорят. Делает не напрямую, а посредством системы телесных органов. «Боги создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Считалось, что сердце играет центральную роль в душевной деятельности. Именно в него стекаются сообщения от органов чувств. Там рождается речь, движение и чувство. Сердце дает сознание восходить. Таким образом, происходит открытие соотношения «центр-периферия» применительно к познавательной деятельности человека. Раз сердце считается центральным органом, связанной системой кровообращения, — кровь считается одним из двух жизненных начал человека: второе – воздух. Человек оценивается «как существо, коренящееся носом во все одушевляющие пневмы».
Древний Китай.
«Книга о внутреннем». 8 век до нашей эры. «Князь тела» — сердце. Основы жизнеспособности – воздухообразование, начало Ци. Ци смешивается с другими оставляющими частями и сообщает человеку дар речи и движет мыслями. Все мысли локализованы в сердце, а чувство – в печени.
Древняя Индия.
«Веды». 2 тысячелетие до нашей эры. Медики древней Индии создали первое учение о темпераменте: 3 элемента: воздухообразование, кровь, слизь.
Если преобладает Ци – неуравновешенный, подвижный, напоминает обезьяну.
Кровь – сила, храбрость (тигр)
Слизь – медлительный, малоподвижный (слон)
Таким образом в рамках медицинских знаний формировались первые представления научного характера.
- Представление о воздухе, который соединяет живое с окружающей средой
- Представление о том, что свойства тела могут определять сочетание отдельных природных элементов
- Представление о том, что в зависимости от свойств определяется поведение человека
Представление о процессах познания.
Представления о человеке в основных направлениях психологии
... влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом ... работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук ... сексуальная энергия) ребенка ищет выход через разные зоны тела в первые пять-шесть лет жизни. Вызов ортодоксальному ...
В основе учений об умственной деятельности лежит представление или идея о неразрывной связи органа познания с объектом познания, который существует в 3 формах:
- Созерцание – общение с конкретными объектами, которые видимы
- Ассоциации – общение с объектами через образ, оживающий в памяти
- Йоговское восприятие. Общение с прошлым и будущим путем углубленных размышлений
Познавательный процесс: выделяли 2 типа восприятия:
– неопределенное (чисто сенсорное восприятие), которое образуется при непосредственном впечатлении и представляет хаотическую массу впечатлений
– определенное: расчленение, расщепление в словах.
Галлюцинации. Реальность или иллюзорный образ, а зависит от качества связи между органом восприятия и внешним объектом. Если качество связи нарушается – иллюзия.
2 вида: если нарушается в самих органах восприятия, то иллюзорность образа будет зависеть от этих органов. Если в центральном органе – галлюцинации – нарушения, которые представляют собой проецирование во внешний мир образов памяти или фантазии.
Особый вид – сновидение. Оживленные подсознательные впечатления, вызывающие прежнее восприятие (впечатления).
Понятие «Я» в учениях древнего Востока.
Понятие Я для восточной мысли представляло больший интерес, чем для западно-европейской мысли.
Особенности религии, мировоззрения.
- Восточная философская школа – в Индии, Китае. Середина 1 тысячелетия до нашей эры.
Исходными для индийской философии являются веды, в которых обсуждается проблема души с этической точки зрения.
Несколько школ:
— веданта – учение об атмане. Настоящее Я – не бренное тело и не субъект как носитель впечатлений, а особое интуитивное сознание – атман. Он тождественен бесконечному космическому сознания, который лежит в основе мира. Индивидуальная душа отличается от атмана, так как скрыта за потоком чувственного восприятия и телесных ощущений. Но путем позы и строгой дисциплины индивидуальная душа может приблизиться к атману.
— йога –система самосовершенствования и саморегуляции человека. Если человек овладевал системой йоги, он мог непосредственно общаться с атманом.
— санкхья – теоретическая основа йоги.
Древний Китай.
В отличие от индийской школы отличается более практичным характером.
Задачи:
— развивать и совершенствовать естественные психические способности (наблюдательность, память, двигательные способности)
— освоение методов упражнения психических процессов
— совершенствование себя, чтобы принести пользу обществу
Школы:
— даосизм – 6 век до нашей эры, Лао-Цзы. Дао – путь, дорога. Идея всеобщей закономерности, которая управляет всем происходящем в мире. «Человек должен постичь дао, понять путь мирового процесса, чтобы найти свое предназначение и следовать ему».
— конфуцианство – 5 век до нашей эры. Школа имела иную направленность. Задача: выявить врожденные способности человека, учитывать роль природных способностей и на основе этого формировать обычаи и нравы. «Психические качества являются врожденными. Человек добр, его портят внешние обстоятельства». «Их влияние можно преодолеть, если воспитывать у себя способность к самоуглублению и внутреннему совершенству».
«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»
... адаптируется к данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как зависит ... оптимальные значения угловых размеров α, яркости В, контраста К, времени различения τ для основных функций зрения. Однако количественные характеристики α, В, К, τ раздражителей, включё ...
2 основных метода воздействия на психику:
— из вне (специальные упражнения, связанные с конкретным дыханием, определение физического направления)
— аутотренинг
Также Конфуций развивал учение о личности: три черты идеального человека:
— гуманность как доброта- справедливость — сыновья почтительность
Выводы:
— можно выделить общие закономерности развития психологических идей на Востоке и на Западе, находящиеся в зависимости от опытного изучения организация как части природы.
— меньше развиваются естественные науки и нет сложной механистической картины мира как в Европе, поэтому если в Европе большее значение будет уделяться мышлению, памяти, то на востоке изучение восприятия как таковое и различные преобразования внутри чувственного опыта.
Учения больше мистические, повышенное внимание понятию Я в его различных формах. \
Античная психология.
- Общая характеристика
- Материалисты древней Греции
- Учение античных врачей
- Идеализм Платона
- Трактат Аристотеля о душе
- Проблема этичного поведения в поздний период античности
- Общая характеристика.
Связана с теми изменениями, которые происходят в экономической и политической жизни того периода.
— экономическое преобразование – промышленная революция, переход от бронзы к железу
— интенсивный ход торговли
— отделение производства от сельского хозяйства
Греция – центр товарно-денежных отношений, усиление культурного обмена.
В политической сфере устанавливается рабовладельческая демократия. Новые знания ведут к новой картине мира. Новое представление о месте человека в этом мире.
Первые учения – на островной части Греции (усиление морских путей, торговли).
Милет, Эфес.
Философская милетская школа (7-6 век до нашей эры)
Анксимен, Анаксимандр.
Выделение психики (души) из материальных явлений. 6-5 век до нашей эры – Гераклит (Эфес).
Более развернутая картина душевной жизни и формулирование первых принципов научного познания.
Последний экономический подъем – крупные города- Полисы.
Софисты (логика и красноречие)
Сократ. В понятиях и ценностях должно быть нечто общее и незыблемое.
В 4 веке до нашей эры создаются 2 наиболее яркие полные системы:
Платон и Аристотель.
3-2 век до нашей эры – начинается спад периода античности
Эллинитический период античности.
Основа – этические проблемы, мораль и нравственность
Эпикурейцы и стоики
Появляются новые центрыкультуры, для которых характерно более сильное влияние восточных цивилизаций.
Александрия – 3 век до нашей эры – создан музей (Александрийская библиотека, лаборатория, аудитории, ботанический, зоологический сад, обсерватория).
Поздний период античности – Рим. Лукреций, Гален, Латин.
- Материалисты древней Греции.
5-4 век до нашей эры. Демокрит, Левкипп. Главы книги «Большой мирострат». Растрата имущества. Исходное положение – основа мира не стихии, а атомы, из которых состоит все, даже стихии. Атомы различаются по положению, размеру. Столкновения атомов порождают различные сочетания, которые образуют различные тела и вещи. К числу наиболее совершенных отношений, так как к него есть душа, которая заставляет их двигаться. Душа тоже состоит из атомов, шарообразные, круглые, гладкие атомы огня. Они проникают в организм при дыхании, также происходит их восстановление. Если атомов мало, утрата не восстанавливается, то наступает смерть. Проникая в организм, атомы души рассеиваются по всему телу, но при этом скапливаются в определенных его частях.
Психологические идеи в учении Платона
... и несходному с самим собою». Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к ... тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше ...
— в области головы (наиболее подвижные атомы)
— в области сердца (менее подвижные атомы, но более круглые атомы – эмоциональное и аффективное состояние)
— печень – стремление и потребности человека
— в органах чувств – процесс познания.
Теория познания (теория истечения)
У каждой вещи – эйдолы (истечения, сочетания таких атомов, которые воспринимают форму предмета).
Эйдолы истекают от предмета, направленные в разные стороны. При встрече эйдолов с органами чувств образуется отпечаток, который переносится дальше атомами души к голове. В дальнейшем возникает ощущение, которое является начальным процессом познания в организме, но не может отразить сущность вещей. Эту функцию выполняет мышление, которое позволяет видеть то, что скрыто от органов чувств.
Положительные элементы – круглые атомы
Отрицательные элементы – неравномерное движение крючковатых атомов.
Дальнейшее учение Демокрита нашло свое продолжение в Эллинистический период.
Лукреций: душа и дух, последний приравнивается к разуму, который должен контролировать чувства, что бы они не вводили человека в заблуждение.
Эпикур доказывал , что душа материальна, использую следующую логику: Душа – это движение, а то, что приводит к движению, не может быть пустотой. – душа материальна.
Хризип и Зинон.
8 способностей или частей души:
1-5 – органы чувств
6 – способность к размышлению и росту
7 – способ речи
8 – гегемоникон – высшая способность. Перерабатывает все поступающие впечатления в общие понятия и представления.
3 принципа, сформированные материалистами, которые показывают переход от мифологической картины мира к пониманию психической деятельности.
- Необходимость – закономерное необходимое изменение, смена одного состояния другим. Все возможности исчезают через борьбу, также и душа человека.
Сухость – наибольшая активность души.
Увлажнение души – снижение активности и даже смерть
- Упорядоченность –(Анаксагор) – как организация, зависимость частей от целого? Ум человека способен организовать и установить во всем порядок.
- Подчиненность (жесткий детерминизм) –Демокрит. Ничего не происходит случайно, для всего есть определенная причина, все существующее в мире подчинено необходимости. Случайными событиями мы называем те, причины которых не можем постичь.
1.1. Душа и тело
В диалоге “Федон” Сократ, готовящийся принять смерть, не только не сожалеет об этом, но и радуется предстоящему. Тело обременяет душу, тело мешает душе быть собой, а смерть — освобождение от тела, считает Сократ. Тело загрязнят душу. Тело — это то, что не даёт душе подняться вверх, то, что постоянно опускает её вниз. Истинной деятельностью души должно быть размышление, а все телесные нужды не позволяют душе всё время предоставлять себя тому, что является её истинным уделом. Вот что пишет Алкиной: “Мышление есть действие ума, созерцающего первичноумопостигаемое. Оно двояко: одно — до внедрения души в тело, когда душа созерцает умопостигаемое; другое — после внедрения души в данное тело”. Алкиной. Учебник платоновской философии.//Учебник платоновской философии. С. 69-70. “Внедрение души в тело” — сказано не совсем верно, правильнее было бы говорить о внедрении тела в душу. Тело внедряется в душу саму по себе, чистую душу и препятствует ей созерцать само по себе бытие. Ведь тело является чуждым для души, внешним ей.
Философские взгляды Платона
... Познание истины при помощи философии Платон считал наилучшим средством для освобождения души от тела. Эсхатология Платона пыталась дать описание судьбы души: описывала страшный суд, смену тел, давала даже топографию мест, ... по отношению к ним самим их тени или отражение в воде; они лишь преходящее явление. Конечный результат понимания бытия был следующим: точнее говоря, нет двух ...
Человек должен есть, спать, справлять свои нужды и т. п. Человек вынужден отдавать себя совершенно посторонним, не относящимся к действительно присущим душе, занятиям. Душа находит себя в созерцании истинного бытия. Чтобы постигнуть вещи такими, какие они есть сами по себе, душа должна отрешиться от тела, от ощущений, которые ей мешают видеть “чистое бытие”, как пишет Платон.
“…У нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душою”,— говорит философ. Платон. Федон 66d. О чистом знании я буду говорить в другой части своей работы, но уже здесь, сравнивая душу и тело, необходимо сказать, что Платон не признаёт за телом способности к познанию. Тело не может нам помочь в познании истинных и вечных вещей, т. е. оно не может нам помочь в действительном познании (а под действительным познанием Платон понимает именно познание вечных вещей, т.е. идей).
Мало того, оно не дает нам, нашей душе осуществить это познание. Тело препятствует душе быть собой, постоянно отвлекая её, заставляя прислушиваться к внешнему, чувственному. Телесное рассеивает внимание души, разрушает её сосредоточенность. Внешнее везде в этой жизни, по Платону, настигает душу, не дает ей остаться наедине с собой, оно всюду врывается в это внутреннее одиночество души.
Платон считает тело чуждым человеку (ведь истинный человек, во всяком случае, по Платону, — это душа).
Душа может познавать лишь себя (об этом будет ещё подробный разговор), а тело через ощущения может сообщать ей что-либо незнакомое, опять же чужое ей. Тело как бы принуждает душу верить во внешнее и заботиться о внешнем. Душа должна верить лишь себе, не опираясь на чувственный материал. Тело же, являясь связующим звеном между человеком и внешним миром, постоянно ставит душу перед фактами: огонь горячий, камень твердый и т.д. Душа вынуждена считаться с этими фактами, задумываться над ними, тогда как, по Платону, душа должна задумываться лишь над вечным и неизменным, а через ощущения мы узнаём (“узнаём” сказано условно) о противоположном — меняющемся и временном.
В данной части своей работы я говорил о том, что тело является проводником страстей, обременяющих душу. В следующей части необходимо подробнее рассмотреть эти страсти.
1.2. Душа и её страсти
Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, тем самым показывает нам душу страстную, душу отягощённую земным. Я уже писала о том, что не согласна с мнением, по которому свою теорию души Платон наиболее ярко раскрывает именно в этом сравнении. Нет, смысл души и её сущность здесь ещё остаются неясными для изучающих Платона.
Душа как философская категория
... форм своего необходимого само обнаружения. Душа - не только как полагала психология некоторая душа-вещь, стоящая лишь во внешнем отношении к телу, ... смеется и т.п. Впрочем, не исключено, что человеческая душа всего лишь сказка, миф. Но эта сказка прекрасна и ... его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное психофизическое существо, ...
Итак, в диалоге “Федр” философ уподобляет душу крылатой колеснице, управляемой возничим — умом (который и является душой самой по себе), с двумя конями. И один из коней является тем, что мешает душе созерцать “занебесную область”: “…но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие”. Платон. Федр 248b. Эти кони и есть ничто иное как страсти души, то, что приходит в душу от тела.
Что же Платон подразумевает под страстями? На этот вопрос ответить просто: это всё то в душе, что опускает её вниз, на землю, т. е. всё то в ней, что не возвышает её к истинному бытию. Человек хочет спать, человек хочет есть — эти желания не относятся к жажде истины и, стало быть, они являются страстями. Это вовсе не значит, что человеку не следует есть и спать; а дело в том, что если душа человека хочет того или этого не связанного с истиной, то она в данный момент и не является настоящей душой. Ещё в “Федоне” Платон говорит, что философ (ни кто иной как философ претендует на обладание настоящей душой) должен как можно сильнее ограничить свою связь с телом (только убивать себя не дозволено), т. е. освободить себя от мирских желаний, и быть наедине с собой. Платон призывает к умеренности во всём, к безмятежности. Мир сей не должен затрагивать человека, ничто внешнее (т. е. чужое человеку, чужое его душе) не должно вызывать в нём отклика. Душа должна жить лишь Истиной, ничем иным кроме Истины.
Платон говорит о трёх началах души — “разумное”, “яростное” и “вожделеющее” начала. “Яростное” и “вожделеющее” относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному. “Душа неразумная подчиняется телесным аффектам, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная благодаря разуму [курсив мой — О. П.] не обращает внимания на тело и борется с неразумием”, — пишет Саллюстий философ. Саллюстия философа книга о богах и о мире.//Учебник платоновской философии. С. 110. Т. е. душе одолевать страсти помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее её обременяет земное.
В земной жизни страсти так или иначе одолевают каждого человека, и отвлекают его от истины. С самого рождения человек привыкает к своему телу, привыкает к тому, что эмпирическое необходимо, без него не обойтись, душу загрязняют земные желания, страсти. Однако, удовлетворяя эти желания, человек, его душа не остаётся удовлетворённой, ей чего-то не хватает. Душа, замутнённая страстями, не погибает и человек не превращается в животное. Душа движется вперёд, ею движет любовь.
3. Душа и знание
3.1. Душа как инструмент нашего познания
Платон не признаёт тела в качестве главного помощника в нашем познании. В диалоге “Теэтет” философ доказывает, что чувственное восприятие не является знанием. Ведь истинным знанием, согласно Платону, является знание не свойств вещи, а знание вещи самой по себе. В ощущении вещь даётся не по сущности, а в отношении к чему-либо. В чувственном восприятии вещь является нам как объект рождения, становления и возникновения, тогда как, чтобы понять данную вещь мы должны понять её вечную и неизменную идею. Ощущая что-либо, мы не знаем того, что ощущаем. Душа является тем, что делает наше познание возможным.
К вопросу о понятии «душа» в психологии
... и внося разнообразие во всеобщее развитие. Платон рассматривает душу как бессмертную. Вселенская душа выступает неизменной основой всего сущего. Человек ... изучению человека в реальности его бытия можно, лишь используя понятие души, которое, безусловно, не отрицает и не устраняет ... извлечь из самое себя знание и истину, которые уже существуют в душе человека, даже если человек и не подозревает ...
Мир, который предстаёт перед нами в ощущении слишком многообразен — ощущение не даёт нам уловить общего в этом многообразии. Если мир является лишь становлением, лишь многим без чего-либо единого, огромным количеством явлений, происходящих случайно, без всякой закономерности, то тогда ощущение может являться знанием. Но, подумав, мы поймём, что при таком варианте знание вообще невозможно, и ощущение всегда остаётся лишь ощущением и никогда не становится познанием. Но поскольку человек всё же может что-то знать, поскольку познание возможно, постольку должен существовать иной инструмент познания помимо ощущения. Таковым и является наша душа. Именно она сводит материал, получаемый в ощущении воедино. Например, уши являются не тем, чем мы слышим, а тем, посредством чего мы слышим. А тем, чем мы слышим является душа, которая сводит к общей идее наши ощущения: “…душа сама по себе, как мне кажется, наблюдает общее во всех вещах”. Платон. Теэтет 185de. Душа лишь способна действительно познать вещь, несмотря на то, что познание эмпирических вещей необходимо начинается с ощущения, лишь душа может видеть вещь саму по себе.
В каждой вещи присутствуют бытие и небытие, и только душа может отличить истинное в вещи от ложного в ней. Как я уже говорила, мир предстаёт нам в ощущении беспорядочным хаосом, душа же упорядочивает этот мир, открывает законы. Поэтому перед нашим духовным взором предстаёт не хаос, а космос. Лишь душа способна уловить идею или сущность вещи. Вот что говорит Чужеземец в диалоге “Софист”: “…к становлению мы приобщаемся с помощью ощущения, душою же с помощью размышления приобщаемся к подлинному бытию, о котором вы утверждаете, что оно всегда само себе тождественно, становление же всегда иное”. Платон. Софист 248а. А о том, почему нашей душе доступно познание истинного в вещах и познание подлинного бытия (что, впрочем, одно и то же), мы поговорим в следующей части этой главы.
3.2. Душа уже знает всё
Заголовок этой части кратко отвечает на вопрос, поставленный в конце предыдущей: душа может знать что-либо, потому что в ней уже есть знание обо всём. Под словом “всё” подразумевается не каждая отдельная эмпирическая вещь, а подлинное бытие, подлинное в каждой вещи. Внешнее лишь помогает душе “припомнить”, то о чём она уже знает. Например, откуда душа может знать о том, что две какие-либо вещи в чём-то схожи, а в чём-то нет? — из самой себя, поскольку в ней уже содержится понятие о подобном и неподобном. И не следует путать причину со следствием: понятие о равном самом по себе возникает в душе отнюдь не оттого, что она узрела две равные вещи, оно не приходит в душу извне, просто вид двух равных вещей “пробуждает” в ней понятие о подобном самом по себе, которое всегда в ней было.
Можно сказать, выражаясь не совсем точно, что именно душа “создаёт” вечную и неизменную природу каждой вещи, созерцая её идею, улавливая её сущность. Тогда как тело, наоборот, “разрушает” эту неизменность, поскольку, как уже было сказано, в ощущении вещи предстают нам постоянно меняющимися, становящимися. Душа наделяет мир смыслом, своим смыслом, который совпадает с его истинным смыслом. Душа — единственное, не относящееся к миру с точки зрения пользы, душа — единственное, “понимающее” мир, единственное действительно знающее мир.
Психология как наука о душе
... истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием ... (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению. Выделяются следующие познавательные способности души: 1. Восприятие - ... или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через ...
Говоря о том, что душа уже знает всё, Платон имел ввиду не только понятия о белом самом по себе, горячем самом по себе, равным самом по себе и т. д., но и понятие о прекрасном самом по себе, о благе самом по себе, о добродетели самой по себе (что, в принципе, одно и тоже), а точнее об истине. Это действительно замечательная и верная мысль: душа всегда знала истину. Человек, родившись в теле временно “забыл” её, но не потерял этого знания. И с помощью любви, любви к истине, человек отыскивает её. Но, пожалуй, это всего лишь образные выражения. А суть вот в чём: просто душа и истина являются одним и тем же. Знать истину значит, по Платону, обладать истиной. А обладать истиной, следовательно быть истинным.
А истиной, согласно Платону, является мышление. “…После внедрения души в тело, то, что раньше называлось мышлением теперь лучше назвать природным понятием, т. е. некой мыслью, заложенной в душе. […] Это природное понятие Платон называет также крыльями души, а иногда — памятью”, — пишет Алкиной. Алкиной. Учебник платоновской философии.//Учебник платоновской философии. С.111. Небо всегда живёт в душе, и именно оно управляет душой, оно выводит душу на свет. Душа поднимается вверх и становится истинной, благодаря истине, которая ведёт её.
Согласно Платону, человек, родившись, не обладает истиной, душа его ещё не является истинной душой, и одновременно человек уже имеет в себе истину, душа его уже обладает истиной, но ещё как бы не “воплотившейся” истиной. Человек должен открыть в себе Небо и должен научиться жить им, он должен сделать свою душу истинной. Фомин в главе “Апология Платона” устами Платона произносит: “Вглядитесь пристально в Небо — и вы не увидите ничего кроме Божественной природы своей души. Вглядитесь в светлую часть души вашей и вы не найдёте там ничего кроме Неба. Это и есть величайшая мистерия Божественной жизни, доступной смертным”. Фомин В. П. Сокровенное учение Античности в духовном наследии Платона. С. 281. Нужно всего лишь вглядеться в себя, нужно всего лишь вглядеться в Небо. И лишь приняв в себя Небо, душа становится собой. А значит и бессмертной.
Залогом бессмертия души является именно то, что она и истина, она и Небо — одно и то же. А истина на то и истина, чтобы быть вечной. Истина не может уничтожиться, иначе бы она не была истиной. Небо — это то, что необходимо, то, без чего не может быть жизни, без чего ничего не может быть. А самое главное состоит в том, что истина не может не существовать, она является родительницей жизни, она и есть жизнь.
И поэтому насколько душа наша является душой истинной, настолько в ней есть бессмертия.
3.3. “Познай самого себя”
“Согласно разумной вере, безусловное Добро есть само по себе, но обладание им не дано человеку безусловно, а требует необходимых условий. Цель впереди и нужен процесс её достижения”,— пишет В. С. Соловьёв. Соловьёв В. С. Жизненная драма Платона.// Сочинения в 2-х тт. Т. 2. С. 596.Истина всегда есть в человеке, в душе человека, но он ещё не обладает ею, ибо ещё не знает её. Истина находится в душе каждого, но она может существовать в потенции, существовать нераскрытой. Чтобы открыть Небо в себе нужно познать его, тем самым открыв и свою сущность, открыв истинную природу своей души.
Чение о душе в неоплатонизме
... то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что ... (Единое). Еще есть сущность третьего порядка — это Душа (или Мировая Душа). По своей сути она едина, но дробится, чтобы образовать ... доказывать возможность и необходимость отделения науки, особенно науки о душе - психологии, от богословия. Постепенное развитие и угасание характерных ...
Познать самого себя означает в устах Платона стать собой, стать настоящим, “воплотить” свой дух. И “припоминание” есть ни что иное как познание себя, становление собой: “Но воспоминание (Erinnerung) имеет ещё другой смысл, который указывает нам этимология этого слова, а именно смысл овнутрения себя (inneres — внутреннее), ухождения в себя.[…]В этом смысле можно сказать, что познание всеобщего есть ни что иное как воспоминание, ухождение в себя”. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 142. Путь, который должна проделать душа к истине есть путь познания. Причём познания не чего-то чуждого ей, а познания родного, принадлежащего ей по сути, того, чем она по сути и является. “…Он [дух] уже был раньше тем, чем он становится для себя; это — движение, в котором он не выходит из себя”. Там же. С. 141. Поэтому ошибочно думать, что платоновское утверждение о потребности познания является утверждением о познании внешнего душе. Познать мир, познать объективную истину (сказано условно — ведь истина одна) означает познать субъективную истину. Платон констатирует, что истина в моей душе есть истина сама по себе, истина для меня во мне есть истина внутри себя для себя. О том же свидетельствует учение Платона об идеях. Сокровеннейшая суть вещей (их объективная суть) может быть познана только нашей душой, содержится только в душе. Т. е., познавая вещисубъективно (через себя), душа познаёт их действительную сущность.
Из вышесказанного ясно, что учение Платона о необходимости познания себя является наиважнейшем из положений его философии. Познать себя и обрести истину (стать истиной) одно и то же, по Платону. Познание является необходимым условием обладания истиной.
Истинность души невозможна без её движения внутри самой себя, которым является мышление, т. е. познание души самой себя. Душа как истинная и действительная душа не дана человеку изначально, человек, мысля, должен найти свою душу. Гегель, характеризуя учение Платона, говорит, что дух, который сначала является лишь в себе истинным духом, должен стать истинным духом для себя. А о том, что же такое есть истинный дух для себя, Платон яснее всего объясняет в “Тимее”. Основываясь на этом диалоге, я и написал следующую главу.
20. 1_Razvitie_psihologicheskih_znany_v_ramkah_uchen — Стр 2
4. Душа в своей чистоте
В “Тимее” Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне. Это в очередной раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Душа сама является космосом, ибо она — его истина.
Космос, созданный демиургом, самодовлеющ. Т. е. душа самодовлеюща. Ничто не выходит за её пределы, она всегда пребывает в себе самой. Для души нет ничего иного, ибо всё иное — её. Исходя из себя самой, душа возвращается лишь к себе. “Это абсолютный род есть дух, движение которого есть постоянное возвращение в него самого, так что для него нет ничего такого, чем он не был бы сам в себе”. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 141. Душе не требуется ничего, ибо всё находится в ней. И бессмертна она потому, что сама является причиной собственной жизни и живёт собой.
Душа представляет собой “смесь тождественного, иного и сущности” Платон .Тимей 35d. . Сущность состоит из иного и тождественного. Главным образом, следует обратить внимание на то, что Платон называет сущностью души. Действительно ли это необходимый момент души или, как может показаться с первого взгляда, Платон выделяет его случайно? Конечно же, этот момент не случаен, более того — этот момент преимущественно характеризует душу. Сущность — это то, что позволяет душе оставаться собой при соприкосновении с иным, и в то же время становиться этим иным, улавливая его идею. Тогда как момент тождественного означает тождественность души самой себе (она существует только в себе), а момент иного означает, что душа может становиться иной себе, отчуждаться от себя. Сущность же являет собой душу как истину в себе, субъективную истину (тождественность души себе) и истину саму по себе, объективную истину.
Душа и мир внутренне тождественны. Космос — это душа, а душа — это космос. Движение души в космосе вокруг себя самой, неизменно истинные суждения её о каждой вещи как имеющей отношение к иному, так и к тождественному, и является властью души над космосом, “это и есть сущность мира как блаженного внутри Себя Бога; лишь здесь завершается идея целого и лишь в согласии с этой идеей появляется мир” Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 182..
Также и в вещах есть иное, тождественное и сущность. Иное в вещи — это её небытие, небытие о котором говорит Платон в “Софисте”. Тождественность вещи самой себе доступна только нашей душе. То что есть эта вещь сама по себе (идею вещи) познать мы можем только с помощью души. Нашей душе также доступна и ложь каждой вещи, её небытие, её иное. Но в отличии от тела, которому вещь в ощущении только и предстаёт в этом своём ином, случайном, в котором тело как бы теряется, не находя тождественного и постоянного в вещи, то душа, соприкоснувшись с вещью знает и её иное, и тождественное.
Мир начинает существовать только в нашей душе, ибо познан он может быть только нашей душой. В ощущении его ещё нет перед нами — он предстаёт случайным, несуществующим по-настоящему.
Душа совпадает с космосом, её объективность совпадает с её субъективностью. Всё, что предстаёт перед ней, есть она сама. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором — всё её, нет ничего чужого ей, всё родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она — всё.
Аристотель:
Трактат о душе (384-322 до нашей эры)
Медицина, естествознание, академия Платона (идеализм)
Начало учения аристотеля.
Естественнонаучный подход и идеализм
Ученик – Александр Македонский
«трактат о душе», «о памяти» …
Души –принцип жизненности или сообразности тела. Живые тела способны ставить цель, стремиться к ней, и достигать ее с помощью средств. Душа не является материальной, но не может существовать без тела. Отделять душу от тела нельзя, только мысленно для анализа. Душа обладает различными способностями как ступенями своего развития:
— растительная или питательная часть души
— чувствующая часть (появляется у животных)
— движущая способность
— разумная часть (только у человека)
Принцип эволюционизма (генетический принцип): каждая последующая ступень возможна только на основе предыдущей
Душа повторяет стадии развития органического мира
Процесс познания Аристотель анализирует как самостоятельный и развернутый процесс, в котором участвуют все процессы когнититивной сферы (кроме внимания)
Решающее значение – ощущение, при этом объект познания первичен, само ощущение вторично.
Восприятие – процесс, в котором обобщаются отдельные ощущения.
Механизм памяти и воображения работает по законам ассоциации:
3 основных закона: смежности, сходства, контраста
Анализирует мысли – теоретический и практический ум
Учение аристотеля – концепция для учений средневековья.
Период поздней античности
Отличие от концепции классической Греции. В этот период – кризис цивилизации.
На первый план выходят вопросы этики и морали.
Эпикурейцы, стоики
Эпикур. Афины «Сад Эпикура».
«Странник, здесь тебе будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Основа учения – идея, что в жизни человека должно быть чувство удовольствия, стремление избежать неудовольствия.
Необходимо с детства учить различать свое желание, ибо они бывают истинными и ложными.
Истинное удовольствие – духовное – дружба, общение, любовь.
Ложные – временные — телесные, часто могут обернуться противоположностью.
Человек обладает свободой воли, он сам может размышлять о своих поступках. Преодоление страха, который мешает получению свободы.
Стоики
Хризип и Зинон
Любые аффекты – порча разума. Лечить от них нужно, как от болезни. Только разум, свободный от эмоций, способен правильно руководить эмоциями.
3 ступени аффекта:
- Под влиянием внешней среды происходят физиологические изменения
- Автоматически появляется мысль S-R
- Либо включается разум, если он слаб, то порождается аффект
3 способа борьбы с аффектами:
— тренировка воли и характера долгими упражнениями и наблюдением за поступками героев
— не дать принять аффекту внешнее выражение
— необходимо отвлечься.
Психологические идеи периода средневековья.
- Характеристика эпохи
- Учение в арабоязычных культурах в 8-9 в
- Развитие знания в университетах западной Европы 13-14 в.
- 4-6 в. н.э. – Рим распадается. Ярко проявляется в культуре и науке. В 4 веке – уничтожен научный центр в Александрии. В 6 веке – закрывается последняя афинская школа философии, которая просуществовала более 1000 лет. На смену мифологической картине мира приходит религиозная картина (эпоха становится христианской и исламской).
Любое знание, основанное на опыте, перестает соответствовать знаниям о душе человека, которое сформулировано в церковных догматах. Религия в период своего становления отвергает любое логическое, эмпирическое знание, изучение. Единственно верное истинное знание –божественное откровение. Меняется цель познания – для спасения души.
Дуализм, который формируется сначала в 8 веке в арабоязычной культуре, позднее, в 13-14 в добирается до западной Европы.Сторонники защищали мысль о том, что наряду с религиозной истиной, которая неопределенна и недоказуема, есть и научная истина. В 8-12 веках центром научной жизни становится халифат. Язык – арабский. Переводятся труды Платона, Аристотеля, Гиппократа, литература Китая, Индии. Развитие знания в двух направлениях: физико-математическое, медицинское. В 13 веке (до европы дошли труды авиценны и аввероуза) происходит возраждение научного знания (оксфорд, сорбонна).
Схоластика – споры, доводы, авторитеты и обычаи, а не факты.
Главный авторитет – Аристотель
- Доктрина второй истины начинает свое развитие с описания отдельных психических явлений, так как целостная нерелигиозная картина мира не могла быть создана. Основатели идеи – медики. Тело человека принадлежит материальному миру, то его можно изучать также как остальной материальный мир.
Ибн-Сина (Авиценна) 980-1037гг. «Канон врачебной науки». Существуют 2 несовпадающих точки зрения на душу:
- Философская (религиозная) – искатели истины
- Медицинская – врачи
У каждого свой предмет
— экспериментально доказал, что психика может влиять на изменения в теле (эксперимент с двумя барашками)
— подробно описал возрастную психофизиологию
— создание первой психодиагностической методики на основе ассоциативного эксперимента.
Ибн-Аль-Хайсам
Изучал восприятие (особенно зрительное).
Глаз работает по законам оптики. Описал механизм бинакулярного зрения, описал механизм движения глаза при восприятии отдаленного предмета. Смешение цветов (концепция цветного зрения)
Исследование сопровождались точными математическими расчетами.
Ибн_Рошд (12 век) (Аввероуз)
Последователь Аристотеля. Оригинальная трактовка, на основе которой сформулировал концепцию двойственности.
Обоснователь концепции дуализма. 2 истины, которые нельзя смешивать, они не противопоставлены друг другу. Путь науки – изучать связи между организмом и душой человека, так как ощущения, чувства и эмоции испытывают одновременно и тело и душа. Все дальше от религии – индивидуальная душа уничтожается, сохраняется универсальный для всех разум, что подтверждает богоподобие человека. – еретическое учение.
- В 13 веке научное знание «возвращается» в западнуюевропу. Университеты.
Парижский университет — научный спор. СегерБрабанский (последователь Аввероуза) отстаивал дуализм; Фома Аквинский – 2 истины могут существовать, но наука должна служить Божьей истине. Выиграл Фома.
Фома Аквинский (1225-1274)
Оставил структуру, которая была у Аристотеля, но с его точки зрения эта структура определяется не естественным путем, а степенью близости к богу.
По Аквинскому только высшая – человеческая – разумная часть способна постичь истину. Душа – бессмертная сущность, наделенная способностью к внутренней деятельности, размышлению, свободе выбора. Рассуждая о внутренней деятельности души, Аквнский говорит, что познать человек себя может с помощью интроспекции. Вторая половина 13 века – интроспекция.
Оксфордский университет. Концепция двойственности истины.
Роджер Бэкон. Опирался на Аристотеля. Опытное изучение человека. Только с помощью наблюдения и знания, получаемые через опыт, можно получить истинное знание. Зрительное восприятие. Преломление света. Вместе с тем, для познания души опыт имеет ограниченную возможность.
Вильям Оккам/ Учение о душе не может быть подтверждено ни опытом, ни разумом. Это религиозная истина, где ученому нечего делать. Процесс познания на уровне понимания, то есть как человек понимает, что воспринимают его органы чувств. Для этого субъект строит некие общие понятия, которые становятся для него знаками – то, что человек воспринимает, он воспринимает не столько сам объект, сколько его знак (дым – огонь).