16-Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Вопрос № 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

В самом общем смысле психоанализ – стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей. Здесь формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение.

З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.

Уже к 29 годам Фрейд становился доктором медицины, а затем приват-доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-тилетний стаж исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот, оставляет научные знания и вступает, в новую для него область медицинской психиатрии. Он намеревается заняться лечением истерических неврозов – довольно распространенной, «модной» в то время болезни венской интеллигенции.

На этот шаг его толкнуло знакомство с великим Жаном Шарко – французским психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд отправился, а его клинику Саль-Пертиер под Парижем с целью стажировки. Вернувшись в Вену он пытается лечить больных методом Шарко. Но вскоре убеждается, что многие больные не поддаются гипнозу. Сам он не обладал хорошими гипнотическими способностями. Гипноз давал лишь временное облегчение и Фрейд разочаровался в этом методе. Уже в процессе практики, опираясь на свой опыт и опыт коллег, он разрабатывает новый метод лечения истерии, названный «методом свободных ассоциаций». Словоизлияние давало врачу материал для анализа психоэмоциональных установок больного.

9 стр., 4434 слов

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

... юриспруденции – так сильны были тогда антисемитские настроения. Фрейд выбрал медицину без особого желания. Он поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году. После получения медицинской степени ... в клинику Сальпетриер к знаменитому психиатру Ж.М. Шарко, который применял гипноз для лечения психических заболеваний. В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой они ...

Начиная с 1886 года Фрейд упорно работает над совершенствованием своего метода, публикует ряд книг и статей, которые раскрывают природу, конкретных причин и эволюцию истерических неврозов, содержат попытки их классификации. Разработка теории психоанализа, как метода исследования душевных процессов, выдвигается на первый план. Главным объектом исследования становится «бессознательное». Оно понимается как «субстанциональная», активная часть «психического пространства». Психоанализ исходит оттого, что культурная оболочка личности, независимо от того, находится ли она в нормальном или невротическом состоянии, одновременно скрывает и обнажает истинные намерения. Предполагается, что разум врача, да и разум самого пациента в силах понять причины психических затруднений, всякого рода страхов, депрессий, навязчивых мыслей, и с помощью такого понимания освободиться от них.

Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человек как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явными» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком.

В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы, но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.

Три структуры психического развития:

  • «Супер-эго» (я – идеал) в совокупности. (Например, совесть, нравственные понятия)…Социопаты не имеют «супер-эго» (вор).

    «Супер-эго»; регулирует «эго» и «ид»;

  • «Эго» сознание (я).

    Удерживает импульсы «ид» и в тоже время контролирует «супер-эго». Основные функции «эго» — функция контроля и инстинкта т.е. функция контроля «ид».

  • «Ид» — это бессознательное, инстинкт у ребенка (оно).

    У «ид» два инстинкта: главный инстинкт – предмет удовольствия; второй инстинкт – инстинкт смерти, разрушения, т.е. стремление к избежанию опасности, стремление избежать наказания.

По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается Я, формируются инстанции Сверх-Я и вытесненного Оно. Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом окольные, через сублимацию. Вся человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

17 стр., 8051 слов

Чувство неполноценности и компенсация

... на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиционный финализм, 2) чувство неполноценности и компенсации 3) стремление к превосходству, 4) стиль жизни, 5) ... психология Адлера Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. ...

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как динамическое их столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. Сознательное Я, считавшееся раньше истинным сосредоточением индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольно плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донеся сведения лишь о том, что пропускает цензура. Сознательное – не суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим качествам.

Учение З.Фрейда с момента его возникновения и до настоящего времени вызывает неослабевающий интерес, но получает при этом неоднозначную оценку. Интерес к психоанализу объясняется реальностью его центральной проблемы – бессознательного, исследуемой к тому же не в лаборатории, а в конкретных жизненных ситуациях. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии к деструкции. Именно противоречия, научно не обоснованные утверждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев Фрейда – Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе.

Альфред Адлер в историю психоанализа вошел как автор «комплекса неполноценности». Центральное место в личности занимает чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект. Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций, субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство. Оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам.

Жизненный стиль – продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. Формирование стиля жизни зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивид не может рассматриваться вне общества. Посредством социального общения индивид становится частью общества. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

24 стр., 11858 слов

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

... семье и к окружающим людям. Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. В соответствии с обозначенными ... эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь ...

Три группы условий появления чувства неполноценности в детском возрасте:

1) наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Но преодолеть их возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту (примеры музыкантов с плохим слухом);

2) неправильное воспитание (результат изнеженные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми;

3) неправильное воспитание и как результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. Дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.

Критика Адлера Выготским: Адлер не видит разницу в воспитании аномального и нормального ребенка. Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью.

К.Юнг развивает учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обуславливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы – некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Процесс становления личности – индивидуализация. Ее цель – становление Самостью и психологически обозначает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Развитие – процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение внутреннего ядра личности, его Самости.

Неофрейдизм:

К.Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход (важность культурных фактов).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... ... форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи ... … …Впоследствии я начал обращать особое внимание на процесс возвращения в тело и обнаружил, что при этом ...

Все отношения имеют форму соперничества. Сравнение с другими, притязания, реальные возможности своего неуспеха и успеха других – тяжелые переживания – страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности, зависти и постоянной тревожности. Тревожность – источник притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Оно порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит корнями в детство. Человеком движут бессознательные побуждения (главным образом врожденные, частью приобретенные): стремление к безопасности и к удовлетворению. Принимая фрейдовский принцип, согласно которому поведение индивида определяется бессознательными мотивами, и предполагая, что эти бессознательные побуждения носят аффективный или эмоциональный характер Хорни сохраняет этим всю суть психоанализа. Эти два вида бессознательного несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавление одного из них. Хорни отвергает сверх-Я как подавляющую силу, сам конфликт вызывает подавление одного из несовместимых стремлений. Подавление – выталкивание из сознания импулься или аффекта. После подавления мы субъективно убеждены, что у нас его нет. Подавленный импульс встречает сопротивление сознания. В измененном виде он может дойти до сознания. Эти защитные механизмы формируются с детства и становятся той бессознательной основой, на которой строится представления о самом себе. Культура: с одной стороны стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения, которые подавляют эти же потребности, следовательно, усиливает бессознательную внутреннюю драму.

Г.Салливан. другая форма социализированного психоанализа. Тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Личность как относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других).

Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются «динамизмами». В сумме они составляют Я-систему, которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение языком, с помощью которого происходит образование синтаксического опыта, открывающего возможности освоения общезначимого специального опыта.

Э.Фромм. Радикально-гуманистический психоанализ. Идея общественной обусловленности человеческой, в том числе и бессознательной психики. Особенности человеческого существования (свобода от инстинктивной предопределенности действия) заключает в себе экзистенциональное противоречие, проистекающее из того, что разрываются естественные (инстинкт) связи человека с природой, первичная гармония между человеком и природой разрушена, отсюда задача приспособится к природе. Поскольку человек свободен от первичной связи с природой, все же остается связанным с нею, «свобода-от» приводит к возрастанию чувства одиночества, бессилия, ничтожности. Возникают импульсы – потребности, направленные на перодоление этих тяжелых переживаний. Один продуктивный путь – добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека (развитие индивидуального Я).

7 стр., 3242 слов

Бессознательная (неосознаваемая) мотивация

... что нецелесообразно объединять сознательное и бессознательное при рассмотрении мотива. Сходную позицию занимает и К. Обуховский, который пишет, что человек осуществляет действие только тогда, когда он смог ... и педагогике считалось одиозным обращаться для объяснения тех или иных поступков человека к его бессознательной сфере. Поэтому говорить о бессознательности побуждений и мотивов было нельзя. ...

Непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей – механизмы бегства: авторитаризм, деструктивизм, конформизм. Они являются бессознательными и иррациональными. Они результат одной базовой потребности – избежать собственной слабости и изолированности. Они не устраняют причин страдания и тревоги и не могут решить проблему человеческого существования, являясь лишь защитными механизмами. Социальный характер – зависимость характера человека от его образа жизни. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры.

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые побудители со­знательных действий;

3) «подсознательные процессы.

В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса: а) неосознаваемые автоматизмы; б) явления неосознаваемой установки; в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о«механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля. Анализ автоматическихпроцессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые — автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие. Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

б) явлениям неосознаваемой установки. По определению, это — готовность организма wiu субъекта к совершению определенного действия или к реагированию вопределенном направлении. Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка — кпериоду, который ему предшествует. Занимался Узнадзе (эксперименты с гирями).

5 стр., 2125 слов

Чем более ценным представляется человеку результат его действия, ...

... в себя три стадии: 1) действие человека, 2) поощряемый результат и 3) повторение первоначального действия или по крайней мере сходного действия. Хоманс выстроил несколько допущений, ... процессами. Однако концепция социального обмена Блау ограничивается комплексом действий, которые зависят от вознаграждающих реакций со стороны других и которые прекращаются, если не следует ожидаемая реакция. Люди ...

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения,мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Многие из этих процессов, особенно вегетативныекомпоненты, составляют классический объект физиологии. Тем не менее, как я уже сказала, они чрезвычайно важны для психологии. Важность эта определяется двумяобстоятельствами. Во-первых, обсуждаемые процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средствакоммуни нации. Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется интенсивная разработка так называемых объективных ин­дикаторов (или физиологических коррелятов) психологических процессов и состояний.

Обратимся ко второму большому классу неосознаваемых процессов — неосознаваемым побудителям сознательных действий. Эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда. 3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, пред-сознание и бессознательное.

Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания — это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений. Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими свойствами. Первое отличительное свойство бессознательных представлений — это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления. По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо).

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений.

Обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов, которые я условно обозначила как «надсознательные» процессы. Если попытаться кратко их охарак­теризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. Таким образом, то, что вошло в ваше сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

5 стр., 2279 слов

Глава XII Содержание педагогического процесса формирования экологического ...

... стыми, то затем, в процессе эволюции, добавлялись сту­пень за ступенью, звено за звеном. Человек — это лишь одно ... Каждый человек объективно включен в этот энергообмен, о чем он должен иметь адекватное представление. Любой технологический процесс начинается ... превосходят критические уровни и становятся попросту смертоносными для человека. Концентрированные и мас­штабные нарушения жизненно важных ...

Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознатель-ный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута. Судя по феноменологическим описаниям, к обсуждаемому классу «надсознательных» процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

Основные теоретические положения учения К. Юнга. Структура психики (души), по Юнгу, включает: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты, а также чувственные впечатления, которые недостаточно выражены. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, то есть эмоционально заряженные, объединенные вокруг одной темы мысли, чувства и воспоминания. Содержание личного бессознательного может быть осознано.

Коллективное бессознательное — хранилище латентных (скрытых) следов памяти человечества и наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Архетипы — это составные элементы коллективного бессознательного или первичные модели. Они представляют собой врожденные формы, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Среди наиболее главных архетипов — архетип Я, архетипы матери, отца, Бога, мудреца и т.д. Архетипы проявляют себя в виде символов. Например, архетип матери может проявляться в таких символах, как дева Мария, Мона Лиза и т.д. Особое место занимают такие символы, как крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т.д.

Структура личности включает такие образования, как: эго, персона, анима (анимус), тень и самость. Эго — это центр сферы сознания, основа самосознания. Персона — это публичное лицо, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими. Различаются позитивные и негативные персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации. Во втором — персона может задушить индивидуальность. Персона при этом — верхний слой сознания, а эго — более глубокий. Тень представляет собой подавленную сторону личности. Тень есть отражение эго. Тень включает желания, которые отрицаются личностью как несовместимые с существующими социальными стандартами. Тень — это также хранилище жизненной энергии, источник творчества. Поэтому функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени. Анима это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона, а анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Юнг считал, что анима и анимус должны гармонично проявляться в поведении человека, что будет способствовать его разносторонности.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

Самость — это архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, является центром, вокруг которого организованы все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию. Поэтому развитие самости — это главная цель человеческой жизни.

Природа человека в концепции А. Адлера

Человек — это единый и самосогласующийся организм (individuum (лат.) — неделимое).

Ни одно проявление жизненной активности человека нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью, в целом. Жизнь человека — это непрерывное движение к росту и развитию в направлении личностно значимых целей. Жизненные цели человека определяют его судьбу. Поведение человека — это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни. Индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение — вне социального контекста. У каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес, то есть врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Поведение человека определяется его представлениями о себе и об окружающем мире, то есть «схемой апперцепции». Поведение человека мотивируется недостижимыми целями или фикциями.

16-Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ — Стр 2

Каждый человек переживает чувство неполноценности в детстве, когда он зависит от родителей. Это чувство побуждает человека бороться за превосходство над окружающими, стремиться к совершенству. Такие побуждения являются основной мотивационной силой в жизни человека (начиная с 5-летнего возраста).

Развитию комплекса неполноценности в детстве также способствуют неполноценность органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерное ощущение неполноценности приводит к формированию у человека комплекса неполноценности, то есть преувеличенному чувству собственной слабости и несостоятельности. Комплекс неполноценности порождает стремление к его гиперкомпенсации и как следствие порождает комплекс превосходства (преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности).

Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивное (например, общественный лидер), так и деструктивное (например, главарь банды) направление. Если первое соотносится с благополучием других людей, то второе -эгоистично и реализуется за счет других людей.

Форма реализации стремления к превосходству определяет стиль жизни человека, то есть индивидуальный способ достижения жизненных целей. Жизненная цель носит защитный характер и служит мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, жизненная цель полностью не осознается. Жизненная цель определяет черты характера человека. По определению Адлера, существуют три конструктивные жизненные цели: работа, дружба и любовь.

5