Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

  1. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический………………………………………………………………………………3
  2. Сознание и мозг. Проблемы искусственного интеллекта……………………5
  3. Сознательное и бессознательное…………………………………………………………..7
  4. Социокультурная природа сознания……………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………………………………………11

Литература……………………………….………………………………………………………………………12

Введение

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

На мой взгляд тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа.

Задачи:

1. Раскрыть сущность и структуру сознания;

2. Рассмотреть проблему сознания и выделить основные подходы к ее философскому анализу;

3. Показать связь сознания и мозга;

4.Ввыделить проблемы искусственного интеллекта, его причины и последствия развития;

5. Выяснить, что такое бессознательное и сознательное как феномен психики? ;

6. Объяснить зависимость сознания от социокультурного развития.

12 стр., 5780 слов

Особенности социологического подхода к анализу

... автор называет социологию генерализующей наукой? Особенности социологического подхода к анализу Проблем спорта   В ряду наук о человеке ... процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские, в их взаимосвязях друг с другом. Сорокин, ... или обусловливаются ею. Описание надорганики. Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен ...

1.Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический.

Сознание является одним из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, кибернетики и других наук. Благодаря сознанию человек вырабатывает обобщенное знание об окружающем мире, ставит цели и разрабатывает планы, регулирует и контролирует эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определяет ценностные ориентиры своей жизни и творчески изменяет условия своего существования.

В онтологии понятие «сознание» укоренено в структуру бытия: что отсутствует в нашем сознании, то отсутствует и в нашем бытии. Сознание — это то, что очерчивает круг бытия, обнаруживает и раскрывает его, оформляет, проектирует и обозначивает бытие и, тем самым, отделяет бытие от небытия. С другой стороны, внешнее бытие составляет неизменное основание, почву для бытия сознания, поставляет содержание и материал для работы сознания. Следовательно, можно сделать вывод, что бытие является главным условием существования сознания. Но то, как человек воспринимает объективную действительность, что он вкладывает в процесс понимания окружающего мира, не исчерпывается наличной данностью последнего. Идеальные смыслы, значения и понятия более значимы для человека, чем существующие предметы и протекающие явления. Данная взаимозависимость бытия и сознания приводит в философии к постановке вопроса о первичности материального и идеального.

В гносеологии исходным выступает оппозиция субъекта и объекта, местом встречи которых, является сознание, трактующееся как субъективная реальность. Именно благодаря деятельности сознания познающий субъект может нечто знать об объекте, устанавливать существенные связи и закономерности объективной действительности. Однако сознание всякий раз преломляет мир со своей позиции, согласно своим желаниям, интересам и, естественно, своим возможностям. Отсюда возникает проблема истины как соответствие содержания сознания познаваемому объекту.

В социальной философии проблема сознания исследуется в рамках соотношения общественного и личного в опыте сознания. Возникает вопрос: сознание — это индивидуальный, творческий акт или содержание духовного опыта, зависящее от положения человека в структуре общественных отношений? С одной стороны, сознание всегда связано с неповторимым внутренним миром человека. Оно существует только там, где индивид сам решает все жизненные вопросы, сам делает выбор, сам оценивает свое место в жизни и т. д. Но, с другой стороны, существуют и надиндивидуальные (всеобщие) формы восприятия мира, ценностные установки, которые служат ориентиром для индивидуального сознания.

При несомненной самоочевидности сознания для каждого человека, оно является одной из спорных категорий в философии. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде. Поэтому в истории философии сложились два направления анализа и изучения сознания. Первое заключается в описании способов, с помощью которых вещи даны в сознании и существуют в нем. Это описание феномена сознания. Второе — имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... существования, слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия, но реальное бытие здесь становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением слож­ ... Решение проблемы бытия в русской философии XIX-XX веков связывалось со спецификой культуры и мировоззрения русского на­рода, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и ...

Подходы исследования сознания. Выделяют три основных подхода изучения сознания в философии: субстанциональный, функциональный и экзистенциально — феноменологический.

1. Согласно субстанциональному, сознание трактуется как суще-ствующее реально (т. е. происходит онтологизация сознания) и признается первичным по отношению к объективной действительности. Основными историческими формами этого подхода являются античный космологизм, теологическая трактовка сознания в эпоху Средних веков, рационализм новоевропейской философии, трансцендентализм Немецкой классической философии, где сознание описывается с помощью следующих понятий: логос, эйдос, душа, дух, когито, трансцен-дентальный субъект и т. д.

2. Наряду с субстанциональным подходом в философии Нового времени формируется функциональный подход к объяснению сознания. Он начинает рассматриваться Ф. Ламетри, Кабанисом, Гольбахом и др. в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря сознанию человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Историческими формами функционального подхода к анализу феномена сознания являются механистический, вульгарный, диалектический и научный материализм.

3. В современной западной философии складывается экзистенциально-феноменологический подход к проблеме сознания. Сознание рассматривается как специфический вид бытия, который нельзя описать в традиционном для гносеологии ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Согласно феноменологии Гуссерля, сознание всегда направлено на предмет, всегда есть сознание о чем-то, а не замкнутая в себе субъективность (в восприятии всегда нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят, при ненависти — нечто ненавидят).

Субъект и объект, таким образом, сливаются друг с другом и не существуют друг без друга.

Сделаем вывод, что любой воспринимаемый предмет зависит от сознания, т. к. предмет есть то, что обнаруживается лишь в акте сознания. Сознание высвечивает, конструирует бытие предмета, наделяет его смыслом и значением. Поэтому Гуссерль ставит перед собой задачу понять, что же такое сознание, описать, как оно работает, выявить в его чистоте, непосредственности, наличности.

2.Сознание и мозг. Проблемы искусственного интеллекта

Сознание неразрывно связано с мозгом. В науке сложилось несколько подходов их взаимосвязи.

Нейропсихологический — изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается функционирование мозга, в силу тех или иных заболеваний, то и в сознании тоже происходят изменения. Например, когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений, целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.

9 стр., 4097 слов

Сознание человека и компьютера

... и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга в системе над личностными формами сознания.[5] 1.2 Проблема сознания в философии Философия сознания - философская дисциплина, ... не смог дать адекватное определение понятию сознание, а это, например, очень нужно для создания искусственного интеллекта, даже для того, чтобы решить, ...

Нейрохимический — изучает как определенное настроение, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, что оказывает непосредственное влияние на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

Нейрокибернетический — рассматривает сознание и мозг как информационные системы, сложные запрограммированные машины, доказывает тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, показывает, что работа мозга определяется определенными алгоритмами, программами и т. Д

Бесспорно то, что компьютеры стали необходимостью в любой сфере деятельности человека. Тем самым, необходимо отметить некоторые причины, побудившие развитие исследований в области искусственного интеллекта:

Приблизить компьютеры к непрограммирующему пользователю, сделать общение с ним столь несложным, чтобы научиться этому при желании мог каждый человек без особых усилий.

Мы нуждаемся в средствах передачи информации, живя в информационном обществе. В связи с этим вычислительные машины стали объединяться в национальные и транснациональные сети для распространения информации по всему миру. Такие сети постепенно замещают собой привычные нам бумаги, газеты, книги и т.п., которые все чаще заменяются электронной почтой и информацией, хранящейся в базах данных и знаний. Рождаются новые информационные технологии, в создании которых имеют значение не только результаты развития вычислительной техники и сетей связи, но и достижения искусственного интеллекта. Без них невозможна формализация и передача знаний, манипулирование знаниями и доступ к ним.

Развитие технологии, а вместе с тем промышленности и сельского хозяйства влечет за собой повышенные требования к технологическим процессам, условиям работы человека, ведь по сути комфортность труда определяет и непосредственно технологию производства. Таким образом, появление роботизированной техники способно избавить от многих лишних производственных затрат. Однако, для того чтобы полностью заменить человека, машина должна обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, для того чтобы иметь возможность решать сложные производственные задачи. Прежде всего, это задачи зрительного восприятия, планирования целесообразного поведения, овладение навыками.

Таковы некоторые из настоящих проблем, стоящих перед исследователями и разработчиками искусственного интеллекта. Но, несмотря на всю необходимость этих разработок, стоит задуматься и над социальными последствиями такого рода новшеств. С одной стороны, с появлением вычислительных машин произошли безусловно положительные сдвиги в человеческой деятельности. Так фактически возникла новая отрасль промышленности, появились многочисленные специалисты, которые создают и проектируют вычислительные машины. Но в подобной ситуации необходим какой-то действенный контроль за нашими интеллектуальными помощниками. Одна из опасностей интеллектуализации кроется в повышении требований к образовательному уровню членов общества. Постепенно потребность в неквалифицированном труде будет сокращаться, в будущем человечество может столкнуться с проблемой глобальной безработицы. Основная же проблема состоит в рациональности применения достижений ИИ-разработок. Особую опасность представляют новшества военного вооружения и стратегии. К примеру, методы распознавания образов нашли свое применение при разработке крылатых ракет. Подобным образом и другие методы ИИ могут сыграть свою роль в военных системах будущего, способных планировать свои действия без участия людей. И, наконец, стоит отметить, что широкое внедрение информационных и экспертных систем может привести к появлению своеобразных «интеллектуальных тунеядцев», полностью доверяющих машине и стремящихся избавиться от необходимости прилагать малейшие интеллектуальные усилия.

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в ... человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности ...

Многие применения искусственного интеллекта подняли глубокие философские вопросы. В каком смысле можно заявить, что компьютер понимает фразы естественного языка? Продуцирование и понимание языка требует толкования символов, недостаточно лишь правильно сформулировать строку символов, механизм понимания должен уметь приписывать им смысл или интерпретировать символы в зависимости от контекста. Что такое смысл? Что такое интерпретация? Эти и подобные вопросы встают во многих областях применения ИИ, будь то построение экспертных систем или разработка алгоритмов машинного обучения. Наши машины нуждаются в программах. Эти программы могут, правда, быть составленными другими машинами, однако для этих машин программу должен опять-таки составлять человек. Данную мысль можно продолжить – это означает, что подвижна сама граница между машиной и организмом, и ответ на вопрос, какой сложности могут быть построены машины, даст только опыт.

3.Сознательное и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех пси-хических процессах, состояниях и свойствах человека. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются нормальным звеном в общей системе психической поведенческой ругуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга ( к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсоз-нательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры).

Этот тип бессознательного относят к мотивационым процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... на базе филогенетического (исторического) развития. Категория деятельности. Деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение ... сознания, отношение «стимул – реакция», условный рефлекс, компонент сенсомоторных структур, инструментальный, семиотический (сема - знак, признак) опосредованный акт. Действие - одна из единиц деятельности человека, ...

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного, к которому относят такие качества, потребности и интересы, которые человеком не осознаются, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях, как например, ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т. п. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Они возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия, т. е. противоречия между скрытым мотивом и целью.

По Фрейду, бессознательное — это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное — это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т. д. Фрейд особое внимание обращал на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) личностного бессознательного — поверхностный слой бессознательного, включающий в себя эмоционально окрашенные представления, образующий интимную душевную жизнь личности; 2) коллективного бессознательного — врожденный глубокий слой, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, представляющую опыт предшествующего поколения людей: образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения (архетипы); 3) психоидного бессознательного — наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и практически полностью недоступного сознанию.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосозна-ваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы).

В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов, который не имеет однозначного решения.

5 .Социокультурная природа сознания

Сознание можно развить лишь в условиях человеческой культуры. Оно пробуждается в коммуникации, во взаимодействии с живыми людьми — носителями культуры и разума. Основой развития сознания сейчас, как и раньше, остается живой контакт, несущий все богатство человеческих отношений, позволяющий освоить не только мысли других людей, но и чувства, не только увидеть, но и ощутить чужую субъективность, ее присутствие, получить не только знания, но и нравственные навыки. Таким образом, сознание может существовать при наличии человеческого мозга и человеческой культуры.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ... участие в международной конференции «Восстановление… В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели… А.Н. Коновалов Президент конференции ...

Природу и функционирование сознания невозможно понять без соответствущих социокультурных факторов его формирования и развития. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется как в его происхождении, так и в повседневной жизни. Социальная среда обеспечивает условия для нормального функцио-нирования сознания.

В философии сознания сложились классические и неклассические версии о социокультурной размерности сознания. Согласно классической модели сознания философия рассматривает сознание как зеркальное отражение действительности, считая, что оно априорно (до опыта), дано человеку и является, по выражению Дж. Локка, «tabula rasa» — «чистой доской», а, следовательно, может существовать и вне общества. Влияние социума на сознание признавалось условным и, в первую очередь, мешающим. Например, Ф. Бэкон писал о четырех «идолах» (заблужедниях), которым подвержено человеческое сознание в процессе познания и которые вытекают из влияния общества на человека.

В неклассической модели сознания утверждается его социокультурная размеренность, возможность влияния на него со стороны общества. Автором данной модели был К. Маркс. Он считал, что ядром идеи общественного сознания является идеология, которая, как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу, понимается им как ложное сознание, так как отражает интересы какого-либо определения мира к действительности. Индивидуальное сознание оказывается возможным лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. В рамках герменевтической концепции Х. Г. Гадамер критикует идею «чистого сознания», обосновывает понимание любого текста историческим контекстом, называя его «предпониманием», основу которого составляет ряд предрассудков. Предрассудки показывают суть эпохи, смыслы бытия, которые явно не выражены. Понимающее сознание не может быть свободно от различных предпосылок, оно всегда разделяет стереотипы мышления своего времени, обеспечивает целостность всякого психологического опыта и определяет возможности и границы человеческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. О социокультурной размеренности можно говорить применительно ко всем основным структруным уровням организации психики и сознания: бессозна-тельному, чувственно-эмоциональному и интуитивно-волевому и абстрактно-дискурсивному.

Будучи социально-обусловленным, сознание не просто отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени.

Заключение

Хочется подчеркнуть еще раз ,что возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку навыки, способы, нормы человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности..

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

... полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и функции). Предпосылки ... Простые, сложные, спектральные цвета и краски. Цветопространство. Развертка куба как модель цветопространства. Выбрать и построить композиции, вызывающие определенную психоэмоциональную оценку и ...

На мой взгляд, вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов, который не имеет однозначного решения.

Отметим, что трудности создания искусственного интеллекта связаны не столько с использованием обычной логики, сколько с тем, что пока адекватно не определено… само понятие «интеллект»; в Новейшей философии для изучения человека, создания его моделей и, в частности, для идентификации интеллекта и понимания его искусственной реализации была создана особая область познания – объективный экзистенциализм.

Список рекомендуемых источников

  1. Дубровский, Д. И. Информация, сознание, мозг / Д. И. Дубровский. — М. : [б. и.], 1980. — 265 с.
  2. Проблема сознания в западной философии. — М. : [б. и.], 1989. — 403 с.
  3. Симонов, П.в. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. — М. : [б. и.], 1987. — 234 с.
  4. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1989. —303 с.

12