31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

31. Периодизация психического развития. Психологический возраст личности.

Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст— совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст — определенный уровеньразвитияпсихики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент: умственный возраст x 100% IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

 в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Л.С. Выготский выделял три группы периодизаций: 1. Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка — это инстинкт, дрессура, интеллект. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов. 2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть ... что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, ... до 14 лет (до наступления половой зрелости); 3) от наступления половой зрелости до 21-го года. Если ранее предлагаемые ...

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Э. Эриксон.

0 — 1 год — раннее младенчество, социальное качество — надежда

Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок — родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями

Аномальная линия-  недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

  1-3 года — позднее младенчество (ранний возраст), социальное качество — воля

Нормальная линия- самостоятельность, уверенность в себе

Аномальная линия — сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда  

3-5 лет — возраст игры, социальное качество — целеустремленность

Нормальная линия — инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения

Аномальная линия-  чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность стремление к достижению

Нормальная линия трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков

Аномальная линия  чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность

Нормальная линия эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

... комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с противоправным поведением беспризорных детей и социальных сирот и его предупреждением. Предметом исследования служит ... конструктивные, агрессивные, эгоистические); - по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества). Отклоняющееся поведение может носить положительный и отрицательный характер. Положительные формы, ...

Аномальная линия  диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество — любовь

Нормальная линия  интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей

Аномальная линия  изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) — 60 лет средняя взрослость, социальное качество — забота

Нормальная линия  творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими

Аномальная линия застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность 

Фрейд:

  1. оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание;
  2. анальная фаза (2— 3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления;
  3. фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий;
  4. латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Д.Б. Эльконин.

Эпоха раннее детство.

Период Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная ситуация «Мы» — ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений. Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни).

1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы).

Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития — Мотивационно-потребностная.

Период  Ранний возраст (1-3 года).

Социальная ситуация Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений. Ведущая деятельность Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития. Кризисы Кризис «я сам» (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка. Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение «я» — становление самосознания,  гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Сфера развития Познавательно-умственная.

Эпоха детство.

Период  Дошкольный (3-7 лет).

Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым. Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование — наглядно-образное мышление. Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты. Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру. Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность. Сфера развития Мотивационно-потребностная.

Период Младший школьный (7-11 лет).

Социальная ситуация Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый». Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий).

Центральная линия – интеллектуализация. Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости. Новообразование кризиса Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. Сфера развития  Познавательная сфера, интеллект.

Эпоха подростничество.

Период  Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым. Ведущая деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания. Новообразование кризиса Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

Период  Старший подростковый возраст (15-17 лет). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.

Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Сфера развития познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

В.И. Слободчиков

Стадии развития

субъектности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы  рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

I. Оживление

Родовой кризис

-2 мес.– +3 мес.

Новорож­денность

0,5–4 мес.

Кризис новорожденности

3,5–7 мес.

Младенчество

6–12 мес.

II. Одушевление

Кризис  младенчества

11–18 мес.

Раннее детство   1,5–3,0 года

Кризис раннего детства

2,5–3,5 года

Дошкольное детство

3–6,5 лет

III. Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество

6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества

11 – 14 лет

Юность

13 – 18 лет

IV. Индивидуализация

Кризис юности 17 – 21 год

Молодость

19 – 28 лет

Кризис молодости

27 – 33 года

Взрослость

32 – 42 года

V. Универсализация.

Кризис взрослости

39 – 45 лет

Зрелость

44 – 60 лет

Кризис зрелости    55 – 65 лет

Старость

62 –