31. Периодизация психического развития. Психологический возраст личности.
Понятие возраста в психологии
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст— совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст — определенный уровеньразвитияпсихики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент: умственный возраст x 100% IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Л.С. Выготский выделял три группы периодизаций: 1. Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка — это инстинкт, дрессура, интеллект. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов. 2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.
Развитие личности донаучн. период
... заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть ... что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, ... до 14 лет (до наступления половой зрелости); 3) от наступления половой зрелости до 21-го года. Если ранее предлагаемые ...
3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.
Э. Эриксон.
0 — 1 год — раннее младенчество, социальное качество — надежда
Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок — родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями
Аномальная линия- недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года — позднее младенчество (ранний возраст), социальное качество — воля
Нормальная линия- самостоятельность, уверенность в себе
Аномальная линия — сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет — возраст игры, социальное качество — целеустремленность
Нормальная линия — инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения
Аномальная линия- чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность стремление к достижению
Нормальная линия трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков
Аномальная линия чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность
Нормальная линия эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения
Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...
... комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с противоправным поведением беспризорных детей и социальных сирот и его предупреждением. Предметом исследования служит ... конструктивные, агрессивные, эгоистические); - по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества). Отклоняющееся поведение может носить положительный и отрицательный характер. Положительные формы, ...
Аномальная линия диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество — любовь
Нормальная линия интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей
Аномальная линия изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) — 60 лет средняя взрослость, социальное качество — забота
Нормальная линия творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими
Аномальная линия застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность
Фрейд:
- оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание;
- анальная фаза (2— 3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления;
- фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий;
- латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
Д.Б. Эльконин.
Эпоха раннее детство.
Период Младенчество (2-12 месяцев)
Социальная ситуация «Мы» — ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений. Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни).
1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы).
Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития — Мотивационно-потребностная.
Период Ранний возраст (1-3 года).
Социальная ситуация Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений. Ведущая деятельность Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития. Кризисы Кризис «я сам» (3 года).
Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка. Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение «я» — становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Сфера развития Познавательно-умственная.
Эпоха детство.
Период Дошкольный (3-7 лет).
Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым. Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование — наглядно-образное мышление. Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты. Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру. Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность. Сфера развития Мотивационно-потребностная.
Период Младший школьный (7-11 лет).
Социальная ситуация Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый». Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий).
Центральная линия – интеллектуализация. Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости. Новообразование кризиса Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.
Эпоха подростничество.
Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).
Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым. Ведущая деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания. Новообразование кризиса Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.
Период Старший подростковый возраст (15-17 лет). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.
Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.
Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Сфера развития познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.
В.И. Слободчиков
Стадии развития субъектности |
Период становления событийности |
Период становления самобытности |
||
Кризисы рождения |
Стадии принятия |
Кризисы развития |
Стадии освоения |
|
I. Оживление |
Родовой кризис -2 мес.– +3 мес. |
Новорожденность 0,5–4 мес. |
Кризис новорожденности 3,5–7 мес. |
Младенчество 6–12 мес. |
II. Одушевление |
Кризис младенчества 11–18 мес. |
Раннее детство 1,5–3,0 года |
Кризис раннего детства 2,5–3,5 года |
Дошкольное детство 3–6,5 лет |
III. Персонализация |
Кризис детства 5,5 – 7,5 лет |
Отрочество 6,5 – 11,5 лет |
Кризис отрочества 11 – 14 лет |
Юность 13 – 18 лет |
IV. Индивидуализация |
Кризис юности 17 – 21 год |
Молодость 19 – 28 лет |
Кризис молодости 27 – 33 года |
Взрослость 32 – 42 года |
V. Универсализация. |
Кризис взрослости 39 – 45 лет |
Зрелость 44 – 60 лет |
Кризис зрелости 55 – 65 лет |
Старость 62 – |